Жанр загадки в структуре литературного произведения

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Жанр загадки в структуре литературного произведения

Воронова А.М. 1
1МБОУ СШ 64
Скогорева Н.Н. 1
1МБОУ СШ 64
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: думаю нет такого человека, который не любил бы отгадывать загадки. И если данный фольклорный жанр присутствует в художественном произведении, то загадка наверняка привлекает внимание читателя.

Постановка и формулировка проблемы. Определение значения загадок в художественной литературе позволит понять, как фольклорный жанр способствует организации художественного пространства произведения.

Разработанность темы: Раннее вопросом о роли загадок в жизни человека задавались такие исследователи, как Н. Г. Титова («История и изучение народных загадок в отечественном и зарубежном языкознании»), М. А. Рыбникова («Загадки»), Говоркова О.Н. («Русская народная загадка»(история собирания и изучения)), Д.Н Садовников («Загадки русского народа»), Ю.И Левин («Семантическая структура русской загадки»).

Объект исследования: произведения русских и зарубежных авторов.

Цель – выяснить, какова роль загадок в художественной литературе. В соответствии с целью определены следующие задачи: выяснить, какие признаки имеет загадки как жанр народного творчества; изучить работы исследователей, обращавшихся к жанру загадки; проанализировать произведения авторов русской и зарубежной литературы, в которых содержатся загадки; определить, с какой целью авторы используют загадки в своих текстах; провести анкетирование среди учащихся разных возрастных групп.

Методы: наблюдение, сбор информации в различных источниках, анализ научной литературы, метод количественной и качественной обработки данных, анкетирование.

Новизна: работы, в которых бы были исследованы загадки и русских, и зарубежных писателей, не отмечены

Глава I. Загадка как жанр народного творчества

    1. Жанры народного творчества

С давних времен загадка была отражением мудрости наших предков. Она рассказывает о жизни простого народа: его тяготах и радостях. Народное творчество тесно связано с бытом крестьян, оно сопровождает их в повседневной жизни, в праздники, а порой и в печальные моменты для всего народа.

В устное народное творчестве входит много жанров. Их разделяют на малые (пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, заклички, считалки, колядки, потешки) и большие (былины, сказания, легенды, сказки, лирические песни).

1.2 Структура и классификация загадок

Загадка помогает совершенствовать человеческую мысль, развивает наблюдательность, помогает научиться воспринимать мир объективно, образно. В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, уберечь от «нечистых сил» свое жилище, свою семью, скот, орудия труда и прочее. Как писал Сендерович С.Я. в своей книге «Морфология загадки», «загадка говорит на древнем языке – мы его утратили и слышим на своем» [12].

В отечественной литературе большой вклад в изучение загадок внесли такие ученые, как А.Н. Журинский, В.Н Топоров, Д.Н Садовников, М.А Рыбникова, Ю.И Левин, А.И. Гурский.

В предисловии сборника «Загадки русского народа» Д.Н Садовников выделил такие темы загадок: жилище, внутреннее убранство, утварь и посуда, двор, огород и сад, земледельческие работы, в поле, на пасеке, мир животных, земля и небо, явления природы, грамота и книжная мудрость. Д.Н Садовников считал, что темы полностью зависят от места нахождения народа: «На загадки всегда влияла окружающая обстановка, для распространения многих из них существовали географические, резко очерченные границы «...» Загадка про кедр могла сложиться исключительно там, где он рос; изречения, полные свободолюбия или приниженности — лишь там, где эти качества вошли в характер сложившего их народа» [9].

В.П. Аникин дал следующее определение жанру загадки: «Загадка — это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность». [10].

В. П. Аникин также предлагает свою классификацию загадок: по форме, приёму создания образа в загадке. Так, он классифицирует загадки на описательные (загадки, в которых используются такие выразительные средства как метафора, сравнение, параллелизм); загадки, строящиеся на олицетворении; загадки в форме диалога, речи от первого лица; загадки, строящиеся по типу вопроса (как в скрытой, так и в явной форме), и загадки, построенные на омонимии слов [10]. Ученый считает, что в загадках метафора черпает свой материал из круга хозяйственных дел: «Загадки в их тематике образуют круг примитивного мироведения. Природа, человеческое тело, мир животных и растений, трудовые процессы земледельца, орудия его труда». Не случайно в сборнике М. А. Рыбниковой «Загадки» (1932) принят географический принцип расположения материала и содержится 3500 загадок [11].

Композиция загадок очень проста. Любая загадка состоит из двух частей: первая часть – это построение самого вопроса, а вторая часть, или отгадка, – ответ на заданный вопрос. Так как загадки очень многообразны по своей структуре, они могут состоять из одного высказывания или не иметь отгадки.

Глава II. Самое лучшее в загадке — это отгадка

2.1 Загадки в русской литературе

История отечественной словесности знает немало страниц, связанных с загадкой как «общепризнанным и достаточно популярным литературным жанром, к которому охотно обращались даже видные наши писатели» [17]. Причем загадки могли как входить в структуру повествовательного произведения, так и существовать в виде самостоятельного произведения.

Например, в «Повести о Петре и Февронии Муромских», одном из шедевров древнерусской повествовательной литературы (по одной из версий, создана в XVI веке иноком Ермолаем-Еразмом [6], присутствуют элементы загадки. Феврония общалась с дружинником князя Петра посредством загадки, чтобы проверить его смекалку. Каждая загадка, заданная девушкой, требовала от слуги сообразительности, чтобы понять скрытый смысл и правильно на неё ответить. Вот примеры загадок из данного произведения: «И молвит девушка: «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз!» Молодой дружинник не понял её слов и говорит: «Где же хозяин этого дома?» Девушка отвечает: «Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть» [6].

Ничего из сказанного не понял дружинник. И тогда Феврония объяснила гостю смысл сказанного: «Ну чего уж тут не понять! Подъехал ты ко двору и в дом вошёл, а я сижу неприбранная, гостя не встречаю. Был бы пёс во дворе, почуял бы тебя издали, лаял бы: вот и были бы у двора уши. А кабы в доме моём было дитя, увидело бы тебя, как ты через двор шёл, и мне бы сказало: вот был бы и дом с глазами. Отец и мать пошли на похороны и там плачут, а когда они помрут, другие над ними плакать будут: значит, сейчас они свои слезы взаймы проливают. Сказала я, что брат мой (как и отец) — бортник, в лесу они собирают по деревьям мёд диких пчёл. Вот и сейчас брат ушёл бортничать, залезет на дерево как можно повыше и вниз поглядывает, как бы не сорваться, ведь кто сорвался, тому конец! Потому я и сказала: «Сквозь ноги смерти в глаза глядеть» [6].

Таким образом, использование загадок Февронией в общении с гостем придавало истории интригу, а также помогало глубже раскрыть характер героини.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов также использует фольклорные элементы (в том числе и загадки) для того, чтобы сделать своё произведение «истинно народной книгой», понятной всем. Вот несколько примеров загадок из поэмы:

«Замок – собачка верная: / Не лает, не кусается, / А не пускает в дом».В основе лежит народная загадка про замок: «Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает» [3]. Отдельные метафоры, активно используемые автором в поэме, построены на основе загадок [13]:

«Земля не одевается / Зеленым ярким бархатом / И, как мертвец без савана, / Лежит под небом пасмурным / Печальна и нага». В основе – народная загадка про землю и снег: «Не хилела, не болела, а саван надела». (Часть первая, глава II, Сельская Ярмарка)

«...Ночь тихая спускается, / Уж вышла в небо темное / Луна, уж пишет грамоту / Господь червонным золотом / По синему по бархату...» (в основе лежит народная загадка про небо и звезды: «Написана грамотка по синему бархату, и не прочесть этой грамотки ни попам, ни дьякам, ни умным мужикам») (Часть первая, Пьяная ночь)

«...Ой тени! тени черные! / Кого вы не нагоните? / Кого не перегоните? / Вас только, тени черные, / Нельзя поймать – обнять!..» (Часть первая, пролог) В основе лежат народные загадки про тень: «Чего не догонишь?», «Что глазами видеть можно, а руками взять нельзя?», «Что с земли не подымешь?»

Загадки, используемые автором в поэме:

«...Никто его не видывал, / А слышать всякий слыхивал, / Без тела — а живет оно, / Без языка — кричит!..» (Часть первая, пролог) В основе лежит народная загадка про эхо: «Живет без тела, говорит без языка, плачет без души, смеется без радости; никто его не видит, а всяк слышит».

«...Не веретенце, друг! / Вот то, чем больше вертится, / Пузатее становится...» В основе лежит народная загадка про веретено: «Чем больше я верчусь, тем больше я толстею».

«...Такая свекла добрая! / Точь-в-точь сапожки красные, / Лежит на полосе...» (Крестьянка, третья часть, Пролог) В основе лежит народная загадка про свеклу: «Красненьки сапожки в земельке лежат».

Таким образом, метафоры, созданные автором в поэме «Кому на Руси жить хорошо», создают картины быта тяжёлой крестьянской жизни, придают народность произведению.

Как самостоятельные произведения литературные загадки впервые появляются у нас во второй половине 1750 - начале 1760-х гг. «Вторая половина XVIII в. - время повышенного интереса русской общественности ко всему народному, отечественному, вызванного стремлением создать литературу на национальной основе. Именно в народном творчестве, в освоении жанров и стилистики русского фольклора наши писатели находят новый, собственный, отличный от западноевропейских художественных образцов, источник вдохновения» [16].

Авторами литературных загадок были И. Ф. Богданович, М. И. Попов, А. А. Ржевский, А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Перу последнего принадлежит следующая загадка:

Я вдруг из ничего рождаюсь,
И вдруг я в силу прихожу,
Со всеми смело я сражаюсь,
И всех в смятенье привожу;
Быстрее птиц я промелькаю,
И что в пути я не встречаю,

Клоню, срываю и ломлю;
Незапно силы все гублю,
И сам не знаю, где деваюсь.

(ветер)

Отгадывание и придумывание загадок оказывает большое влияние на разностороннее развитие детей. Загадки способствуют формированию в их сознании образов определенных предметов. Не случайно к жанру загадки обращались такие известные советские писатели, как Корней Иванович Чуковский и Самуил Яковлевич Маршак.

Корней Иванович Чуковский — русский и советский поэт, писатель, критик, литературовед, переводчик. Чуковский написал большое количество интересных и занимательных сказок, самыми известными из которых являются такие произведения – «Крокодил», «Тараканище», «Мойдодыр» и многие другие.

Он создавал загадки специально для детей, и одни из самых популярных его сборников загадок являются - «25 загадок – 25 отгадок», «Загадки».

Вот несколько примеров, выбранных из сборника «25 загадок – 25 отгадок» [2]:

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец — глупца,

Баран — барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну — обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова

И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало)

На малину налетели,

Поклевать её хотели.

Но увидели урода —

И скорей из огорода!

А урод сидит на палке.

С бородою из мочалки.

(Птицы и огородное пугало.)

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутинку, я тяну.

(Иголка)

Много этого добра

Возле нашего двора,

А рукою не возьмёшь

И домой не принесёшь.

Маша по саду гуляла,

Собирала, собирала,

Поглядела в кузовок —

Там и нет ничего.

(Туман)

Самуил Яковлевич Маршак — известный советский поэт, писатель, переводчик и драматург, который также писал загадки для детей. Маршак известен своими стихотворениями, сказками, пьесами для детей, загадками. Его творчество отличается ярким художественным стилем, тонким юмором и глубоким чувством детской психологии.

В «загадочное» творчество С.Маршака вошли такие сборники, «Про всё на свете», «Весёлый счёт» и «Загадки».

Вот несколько загадок, представленных в сборнике «Загадки» [5, 25]:

В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать!

(Утюг)

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

(Дерево)

Таким образом, разгадывание загадок развивает у детей способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

2.2. Загадки в зарубежной литературе

Античная литература. Трагедия «Царь Эдип», Софокл [1].

Это одна из самых известных загадок в западной литературе. В произведении крылатое чудовище по имени Сфинкс загадывало одну и ту же загадку всем прохожим, а тех, кто не давал правильный ответ, убивало. Отгадать эту загадку не мог никто. Чтобы спасти город, Эдип отправился к Сфинксу. Чудовище спросило: "Кто ходит утром на четырех ногах, днем - на двух и вечером - на трех ногах?" "Человек" - ответил Эдип, найдя правильное решение.

Ибо во младенчестве (утро жизни) он ползает на четырех конечностях, ходит на двух ногах в расцвете своей жизни, а в старости ему помогает идти "третья нога" - палка или посох. А Сфинкс бросился со скалы в море, ибо решено было богами, что погибнет он, если кто-нибудь разгадает его загадку.

Автор включает загадку в структуру произведения, чтобы проверить смекалку главного героя.

Загадка из пьесы «Венецианский купец», Уильям Шекспир [8].

Вот первый, золотой ларец, и надпись: «Со мной получишь то, что многие желают».

Второй — серебряный и с обещаньем: «Со мной получишь то, чего достоин ты».

Свинцовый, третий, резко заявляет: «Со мной ты все отдашь, рискнув всем, что имеешь».

Но как узнаю, правильно ль я выбрал?

У персонажа Порции в Уильяма Шекспира много поклонников, каждый из которых должен ответить на приведенную выше загадку и выбрать правильную шкатулку, если хочет жениться на Порции. Принцы Марокко и Арагона отвечают неправильно, забирая золотую и серебряную шкатулки соответственно. Бассанио, которого искренне желает Порция, рассуждает правильно и выбирает свинцовый гроб с портретом Порции. Автор прибегает в этом произведении к загадке для того, чтобы дать возможность осуществить выбор персонажам, показать их истинные намеренья.

«Хоббит, или Туда и обратно» Джо. Р. Р. Толкин [7].

Голлум предложил Бильбо разгадать загадки. В случае если он не справится, то его убьют, а потом съедят. К счастью, он ответил правильно, и успешно выбрался из туннеля. Все что ни попадя сожрет –

Траву, кустарник, зверя, птицу;

Железо ржавое сгрызет

И камень сгложет по крупицам.

И города, и горы рушит,

И королей в объятьях душит.

Ответ: Время

Это яркий пример того, что писателям приходится мыслить нестандартно, рассматривая вещи физические и нематериальные, чтобы создавать загадки и головоломки.

В четвёртой книге «Гарри Поттера и кубок огня» [4] загадки играют важную роль в продвижении сюжета. Гарри перешёл на четвёртый курс Хогвартса, и в этот год он таинственным образом стал участником Турнира Трех Волшебников. Это соревнование состояло из трех этапов, на каждом из них чемпионам предстояло подвергнуть себя сложным испытаниям.

Для того, чтобы подготовиться ко второму этапу турнира, Гарри надо было разгадать загадку яйца, которое он получил в первом соревновании, а звучала она так:

Ищи, где наши голоса звучать могли бы,

Но не на суше — тут мы немы, словно рыбы.

Ищи и знай, что мы сумели то забрать,

О чем ты будешь очень сильно горевать.

Ищи быстрей — лишь час тебе на розыск дали

На возвращение того, что мы украли.

Ищи и помни, отправляясь в этот путь,

Есть только час, потом пропажи не вернуть.

Речь в этой загадке шла о русалках, которые обитали на дне озера возле Хогвартса. Именно там, должно было проходить второе испытание Турнира Трёх Волшебников, но Гарри предстояло решить вопрос о «подводном дыхании», так как чемпиону отвели лишь час на спасение друга из глубин озера. И если бы он не справился с загадкой, то не прошёл бы в следующий этап соревнований.

На третьем этапе Турнира, Гарри тоже была представлена загадка, которую ему нужно было отгадать, чтобы пройти к кубку огня, она звучала так:

Мой первый слог проворней всех слывет по праву

Он очень быстр на руку, ногу и расправу;

Второй мой слог есть плод окружности решений

Ее с диаметром законных отношений.

Мой третий слог — абстрактно названный мужчина

Ни цвета кожи, ни фамилии, ни чина.

Сложив их вместе, существо ты образуешь,

Какое ты скорей умрешь, чем поцелуешь.

Ответом служило слово «скорпион». Гарри отгадал эту загадку и успешно прошел дальше. Таким образом, использование загадок в произведении «Гарри Поттер и кубок огня способствует продвижению сюжета; загадки проверяют главного героя на сообразительность, сохраняют интригу для читателей.

2.3. Семантика загадок в произведениях

Автор данной работы будет опираться на классификацию значений загадок, которая была представлена Д.Н Садовниковым в главе «Структура и классификация загадок».

Проанализируем загадки из вышеперечисленных произведений и распределим их по смысловым группам: (жилище, внутреннее убранство, утварь и посуда, двор, огород и сад, земледельческие работы, в поле, на пасеке, мир животных, земля и небо, явления природы, грамота и книжная мудрость.)

Тема «жилище»: «Замок – собачка верная: / Не лает, не кусается, / А не пускает в дом», «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей! «…» Где хозяин этого дома? «…» Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

Тема «земля и небо»: «Земля не одевается / Зеленым ярким бархатом / И, как мертвец без савана, / Лежит под небом пасмурным / Печальна и нага». (явление природы)

Ночь тихая спускается, / Уж вышла в небо темное / Луна, уж пишет грамоту / Господь червонным золотом / По синему по бархату», «...Ой тени! тени черные! / Кого вы не нагоните? / Кого не перегоните? / Вас только, тени черные, / Нельзя поймать – обнять!..»

Тема «Утварь и посуда»: «В Полотняной стране/ По реке Простыне/ Плывет пароход/ То назад, то вперед. / А за ним такая гладь —/ Ни морщинки не видать!» (С.Маршак), «Я одноухая старуха, / Я прыгаю по полотну/ И нитку длинную из уха, /Как паутинку, я тяну».

Тема «Явления природы»: «...Никто его не видывал, / А слышать всякий слыхивал, / Без тела — а живет оно, / Без языка — кричит!..»

Тема «Огород и сад»: «...Такая свекла добрая! / Точь-в-точь сапожки красные, / Лежит на полосе...», «На малину налетели, /Поклевать её хотели. /Но увидели урода —/ И скорей из огорода! / А урод сидит на палке. / С бородою из мочалки», «Его весной и летом/ Мы видели одетым./ А осенью с бедняжки/ Сорвали все рубашки./ Но зимние метели/ В меха его одели».

Тема «На пасеке»: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей! «…» Где хозяин этого дома? «…» Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

Тема «Внутреннее убранство»: Мудрец в нём видел мудреца,/ Глупец — глупца,/ Баран — барана,/ Овцу в нём видела овца,/ И обезьяну — обезьяна,/ Но вот подвели к нему Федю Баратова/ И Федя неряху увидел лохматого».

Тема «Двор»: «Бегать и прыгать умели, / Они от меня без оглядки умчались бы/ И больше со мной никогда/ не встречались бы, / Потому что — скажу вам, не хвастая, —/ Я стальная, и злая, и очень зубастая».

Обратимся к загадкам из зарубежной литературы.

Тема «Мир животных»: «Ищи, где наши голоса звучать могли бы,/ Но не на суше — тут мы немы, словно рыбы./ Ищи и знай, что мы сумели то забрать,/ О чем ты будешь очень сильно горевать./ Ищи быстрей — лишь час тебе на розыск дали/ На возвращение того, что мы украли./ Ищи и помни, отправляясь в этот путь,/ Есть только час, потом пропажи не вернуть».

Тема «Книжная мудрость»: «Мой первый слог проворней всех слывет по праву/ Он очень быстр на руку, ногу и расправу;/ Второй мой слог есть плод окружности решений/ Ее с диаметром законных отношений./ Мой третий слог — абстрактно названный мужчина/ Ни цвета кожи, ни фамилии, ни чина./ Сложив их вместе, существо ты образуешь,/ Какое ты скорей умрешь, чем поцелуешь», «Все что ни попадя сожрет – / Траву, кустарник, зверя, птицу;/ Железо ржавое сгрызет / И камень сгложет по крупицам./ И города, и горы рушит, / И королей в объятьях душит», «Кто ходит утром на четырех ногах, днем - на двух и вечером - на трех ногах?»

2.4. Анкетирование и результаты опроса

Стремление понять степень интереса школьников к загадкам побудило автора данной работы просвети анкетирование среди учащихся 6-10 классов школы. Всего в опросе участвовало 58 человек. Анкета состояла из 6 вопросов. 1.Какие жанры устного народного творчества вы знаете? 2.Дайте определение, что отличает загадку от других жанров народного творчества. 3.Есть ли у вас любимые загадки? 4.Знаете ли вы произведения, в которых герой использует загадку? 5.Любите ли вы отгадывать загадки? 6.Умеете ли вы составлять загадки?

Отвечая на первый вопрос, мы получили такие варианты ответов: «сказки» - 37 человек», 24 человека - «частушки», 13 - «прибаутки», 23 человека - «пословицы», 19 - «поговорки», «былина» - 14 человек, «баллада» - 11 человек, «потешки» - 9 человек, «лирические песни» - 2 человека, «скороговорки» - 1 человек. 2 человека, которые не назвали жанры фольклора.

Результат ответов на второй вопрос показал, что большинство школьников (41 человек) знают отличие загадки от других жанров народного творчества. Вот несколько достойных ответов опрашиваемых: «материал выражается в форме задачи, активизирует мышление», «в отличие от других жанров, загадка выстроена как задача с конкретным ответом», «загадка, в отличие от других жанров народного творчества, имеет четко поставленный вопрос и ярко выраженные черты определенного предмета, по которым можно догадаться, что за предмет описан в загадке».

На третий вопрос ответили «да» 39 человек, «нет» 19 человек. Из любимых загадок, самыми популярными вариантами стали: «Висит груша - нельзя скушать» (лампочка), 5 человек, «Зимой и летом одним цветом» (ель), 3 человека, «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (морковь), 2 человека.

Анализ ответов на четвертый вопрос. Большинство опрашиваемых либо не знают, либо не помнят загадок, которые встречались в литературе. Но 8 людей привели такие произведения, как: «Мифы древнего Египта», «Кому на Руси жить хорошо», «Хоббит, или Туда и обратно». Опрашиваемые также называли произведения, в которых загадка отсутствует: «Колобок», «Дубровский», «Золушка». На пятый вопрос 44 человек ответили «да» и 14 «нет». Шестой вопрос нам показал, что большинство опрашиваемых (35 человек) не умеют, а 23 человека умеют составлять загадки.

Был проведен также ещё один опрос среди воспитателей МБДОУ № 249 на тему: «Значение загадки в развитии детей». В анкетировании участвовали 7 человек. Автор поставила цель, выяснить какое влияние загадки оказывают на развитие детей дошкольного возраста. Анкета состояла из 3 вопросов:1. Применяете ли вы загадки в обучении детей? 2.Как загадки влияют на развитие детей? 3. Зачем вы изучаете загадки?

На первый вопрос все 7 человек ответили «да». На второй вопрос респонденты ответили, что загадки способствуют развитию речи, внимательности, умению отмечать особенности предметов или явлений, развивают воображение, позволяют делать выводы и обобщать. Отгадывание и придумывание загадок обогащает словарный запас ребенка. Анализ ответов на третий вопрос показал, что загадки изучают для того, чтобы дети могли мыслить творчески и нестандартно, чтобы у детей формировалась полное представление об изучаемых предметах. Загадки также подводят к дальнейшему разговору о загадываемом объекте или явлении. Не случайно тема «Загадка» включена в образовательную программу.

Заключение

В своей статье «Д.Н. Садовников, или Кладезь народной мудрости» Корнеев А. писал: «Загадка отражает суть предмета или явления, цель которого - не только проверить наблюдательность и сообразительность человека, но и раскрыть его глаза на красоту и богатство окружающего мира» [26]. И с этим нельзя не согласиться. Подведем итоги.

С течением времени функциональные особенности загадок подвергались изменениям, превращаясь из способа общения и обмена информацией в развлечение, нацеленное на испытание умов и проверку сообразительности.

Загадки в литературе выполняют определенные функции. Они создают интригу в произведении за счет содержащегося в них скрытого смысла, помогают проверить смекалку героя, способствуют продвижению сюжета, отражают стиль писателя.

Загадка, включенная в композицию художественного произведения, позволяет понять авторский замысел, который закодирован в том числе и в загадках.

Загадка как самостоятельный литературный жанр служит своего рода испытанием сообразительности и ума, формирует представление о мире, несёт в себе познавательную функцию.

Загадки – наше национальное достояние.

Библиографический список:

1.Античная трагедия / Эсхил, Софокл, Еври- пид; [сборник, пер. с древнегреч.] Москва : Издательство АСТ, 2022. С. 55

2. Корней Чуковский «25 загадок, 25 отгадок» Лениздат. 1990. С. 9.

3. Некрасов Н. А. Избранное / Составл., предисл. и примеч. Н. К.

Некрасова. М.: Просвещение, 1983.-400 с:, ил. — (Школ. б-ка). С.57,

206

4.Роулинг Д. Гарри Поттер и кубок огня / Д. Роулинг — «Pottermorelimited», 2000. С. 143.

5.Самуил Яковлевич Маршак «Загадки» Произведено в Российской Федерации. Изготовлено в 2020г. Изготовитель: ООО «Издательство АСТ». С.3.

6.Святые Петр и Феврония Муромские. Сост. Маркова А. - М.: Благовест, 2022. С. 37.

7.Толкин, Джон Рональд Руэл. T52 Хоббит, или Туда и Обратно: роман / Джон Рональд Руэл Толкин; пер. с англ. Натальи Рахмановой, илл. Михаила Беломлинского. Москва: Издательство АСТ, 2022. С.75

8.0Шекспир У. Ш41 Комедии: Укрощение строптивой. Сон в летнюю ночь. Венецианский купец. Много шума из ничего. Двенадцатая ночь, или Что угодно, 2016

Список литературы

9.Сборник «Загадки русского народа», Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Составил Д. Садовников. С.-Петербург. Типография Н. А. Лебедева, 1876 г.

10.Сборник Аникина: В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор».Пособие для учителя, государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, М о с к в а 1957г.

11.Рыбникова М. А. Загадки. — М. ; Л. : Академия , 1932

12.Сендерович С. Я.Морфология загадки. М.: Языки славянской культуры, 2008.-208с.

13.https://www.literaturus.ru/2015/11/zagadki-Komu-na-Rusi-zhit-horosho.html

14.https://multiurok.ru/files/mir-fol-klornogho-zhanra-zaghadki.html

15.https://kemrsl.ru/literaturnyie-zagadki-dlya-lyuboznatelnyix-umov.html

16.https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207221113&archive=12072258

77&start_from=&ucat=&

17.https://cyberleninka.ru/article/n/kompozitsionnaya-rol-zagadki-v-proizvedeniyah-drevnerusskoy-literatury-skazanie-i-solomone-i-kitovrase-i-povest-o-dmitrii-basarge-i-o-syne

18.https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/04/23/referat-na-temu-mir-folklornogo-zhanra-zagadki19.https://www.pravmir.ru/povest-o-petre-i-fevronii/

20.http://kchepgcbs.ru/files/Muzei/Chukovskyi.pdf

21.https://www.culture.ru/materials/187337/zagadochnyi-mir

22.https://culture.wikireading.ru/63953

23.https://studbooks.net/2041825/pedagogika/kompozitsionnye_yazykovye_osobennosti_zagadok

24.https://sbornik-fraz.ru/zagadki/zagadki-eto-kakaya-obrazovatelnaya-oblast.html

25.https://nauchniestati.ru/spravka/s-ya-marshak/

26. https://proza.ru/2021/01/01/1232

Просмотров работы: 33