Влияние интернет-сленга на речевую культуру подростка

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние интернет-сленга на речевую культуру подростка

Иванова В.А. 1
1МАОУ «СОШ №14»
Анисимова А.Г. 1
1МАОУ «СОШ №14»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Раньше люди читали новости или искали необходимую информацию в книгах, газетах. Сейчас же, в век активно развивающихся информационных технологий, намного быстрее и удобнее получать информацию через Интернет-ресурсы. Общение через социальные сети также стало более удобным и временно затратным.

Общаясь со своими друзьями и сверстниками в группах или чатах, я все чаще стала замечать использование ими большого количества сленговых слов. Некоторые слова были мне знакомы, уже привычными почти для каждого человека, но встречались и такие, смысл которых я не знала. Изучая их значение, происхождение, способы образования, я так увлеклась, что начала создавать свой словарик «Интернет-сленга». Именно поэтому мной была выбрана эта тема для написания исследовательской работы: «Как влияет интернет-сленг на речевую культуру подростка».

Данная тема актуальна для всех, не только для школьников, но и для взрослого поколения, так как использование интернет-сленга стало уже непросто модным, придающим статус, а делает невозможным общение без него. Такой новый стиль общения приводит к появлению орфографических ошибок. Общение на более упрощенном, эмоциональном и доступном языке, не задумываясь о грамотности письма. Подростки пишут без заглавных букв, без знаков препинания, сокращая и искажая слова. Это уже входит в привычку и становится причиной снижения грамотности подростков.

Такие изменения в русском языке поневоле заставляют задуматься, что будет дальше, ведь от частого использования сленговых выражений родной язык станет менее красивым, потеряет свой блеск, глубину. Большинство современных лингвистов сходятся во мнении об этом. Изучив мнение экспертов, проанализировав речевое поведение подростков моей школы, я пришла к выводу, что причина негативных тенденций русского языка происходит именно из-за активного использования в разговорном языке сленга, замены исконно русских слов англоязычными, сленговыми словами. Подростки стараются выражать свои мысли более эмоционально, дерзко, как будто им не хватает словарного запаса русского языка и происходит подмена на более простые формы – интернет-сленг, это проще, удобнее, но грамотно ли?

Цель работы: исследовать влияние интернет-сленга на речь подростков. Определить, действительно ли употребление Интернет-сленга ведёт к снижению грамотности. Выдвинуть свои предположения решения данной проблемы.

Гипотеза: использование интернет-сленга, неправильное написание слов, несоблюдение правил орфографии при общении в чатахи отрицательно сказывается на грамотности учащихся моей школы и снижает культуру общения между подростками в целом.

Задачи:

- изучить литературу на данную тему и различные интернет-ресурсы, с помощью, которых общаются подростки;

- проанализировать происхождение и виды сленга;

- выявить особенности интернет-сленга;

- провести опрос учащихся параллели 6 классов школы 14;

- рассмотреть наиболее часто употребляемые подростками сленговые слова;

- составить словарик интернет-сленга;

- попробовать определить необходимость использования подростками интернет-сленга;

- выявить позитивное или негативное влияние интернет-сленга на грамотность подростка и русского языка в целом.

Предмет исследования: слова и выражения, используемые подростками при общении, и ошибки, допускаемые ими.

Объект исследования: чаты, социальные сети, речь учеников школы №14.

Новизна моего исследования заключается в том, что использование интернет-сленга становится все более популярным, модным средством общения многих людей, особенно у подростков. Пополняя свой словарный запас сленговыми выражениями необходимо понимать, положительно ли это влияет на твое развитие. Обращение внимания к данной теме будет полезно как для подростков, так и для родителей и преподавателей.

1. Теоретическая часть.

1.1. Что такое сленг и история его происхождения.

Сленг — это совокупность новых слов и обще употребляемых слов, но с иным значением, которыми пользуются определенные группы людей. Английские лингвисты Дж. Б. Гриноуeн и Дж. Л. Киттриджeн рассматривали сленг в качестве языка «бродяги»: «сленг — язык-бродяга, который слоняется в окрестностях литературной речи и постоянно старается пробить себе дорогу в самое изысканное общество». Сленг (англ. slang) — набор слов или новых значений существующих слов, употребляемых в различных группах. Сленг — это молодежный жаргон, разговорная речь. Понятие «сленг» смешивается с такими понятиями, как «диалектизм», «вульгаризм», «разговорная речь», «жаргонизм». Само слово «жаргон», как понятно, происходит из французского jargon. С французского оно переводится как «язык криминала»; согласно Большой советской энциклопедии, оно произошло от галло-романского gargone — болтовня. Это условный язык, понятный только в определенной среде, в нем много искусственных, иногда условных слов и выражений.

Словарный состав языка постоянно меняется так же, как и сленг. То есть он отличается непостоянством и быстротой сменяемости на другие слова. От группы к группе они меняются по интересам, но в основном можно выделить сходные. Так, одной из главных причин возникновения сленга можно назвать желание сделать речь яркой, выразительной, эмоциональной, при этом не всем понятной. Еще одна из причин возникновения сленга — это стремление сократить то или иное слово, чтобы сократить время на его написание либо упростить его запоминание.

В 70-е и 80-е годы прошлого столетия активно изучали иностранные языки, особенно английский, что привело проникновению большого количества иностранных слов, которые стали использоваться в сленге подростков, например, герл – девушка (70-е). Стали привозиться новые вещи в нашу страну, их названия, также вошли в сленг молодёжи (видак – видеомагнитофон, 80-е годы).

Мощным источником новых слов послужило и увлечение компьютерными играми, как в 90-е годы, так и по настоящее время. Очень много слов появилось в результате сокращения выражений в компьютерном сленге на английском языке. Например, LOL (layhingoutloud) – громко смеяться. Затем для более эмоционального выражения своей речи были придуманы смайлики. Этого оказалось недостаточно, так появился целый язык сети интернета, его называют «аффтарский»(«нулевые» годы 21 века). В данном языке используют сокращенное написание слов с орфографическими ошибками.

1.2. Разновидности сленга.

Помимо рассмотренных «общепринятого» и «компьютерного» сленга существуют и другие виды, которые используют для обозначения предметов и явлений в определенной сфере, для простоты общения в определенной группе людей и обозначает принадлежность к ней.

Вот некоторые из них: компьютерный (например: «клава», «комп», «винт», флешка); журналистский (например: синхрон, фотокор, виджей); футбольный (например: банка, горожане, дерби); школьный (например: классная, дз, пара, ботан); военный (например: прапор, губа, дед, дембель); театральный (бриф, дебют, гонять, репа, чес, звукач); рекламный (например: билборд, брендинг, кейс, конверсия. медиаплан); подростковый (рофл, кринж, краш, зашквар, треш, родаки, буллить, СПС). Более подробно рассмотрим подростковый сленг, так как он мне более всего знаком и интересен.

Подростковый, или как еще называют молодёжный сленг, существует очень давно. Он очень меняющийся, и поэтому сейчас уже трудно сказать, на каком сленге говорила молодёжь во времена Чехова. А ведь в его рассказах очень много используется таких слов, например: «такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь…». При чтении его рассказов, я отметила, что в то время очень много сленговых слов было заимствовано из французского и латинского языка, так как в 19 веке была мода на французский язык, а латынь изучалась во всех высших учебных заведениях. На сегодняшний день лидирует английский язык, самый распространенный в наше время. Увлечение английским языком привело к быстрому проникновению англицизмов в речь молодежи. Молодёжный сленг - социальный диалект людей в возрасте 13 - 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Применялся для удобства общения в одной группе и с целью утаивания смысла от других возрастных групп (взрослого поколения). Данный сленг делает речь подростка более яркой, эмоциональной, дерзкой. Принято считать, что носителями сленговых выражений являются подростки и молодые люди до 25-30 лет. Но мне удалось найти исследования, которые говорят о том, что носителями молодежного жаргона сейчас являются лица от 6-7 (со времени начала учебы в школе). Конечно, в речи первоклашек количество таких слов незначительно, но с каждым годом обучения в школе их объем увеличивается, и уже к 7 классу подростки осваивают школьный сленг, перенимая его от старшеклассников. Это связано с развитием различных компьютерных технологий, появлением гаджетов и новых компьютерных игр, а во-вторых, с использованием сленга в фильмах, мультиках и песнях для детей (например: Превед, медвед!). Ну и в-третьих, общение в интернете, что приносит в подростковую речь интернет-сленг.

1.3. Интернет-сленг.

Интернет-общение является самым распространенным в мире. Такой тип общения отличается краткостью, не более 5-6 слов. Это разновидность не литературной речи, которая чаще всего используется подростками. Трудно сказать, когда именно появился сленг, но скорее всего, с появлением интернета. Отсутствие в русском языке необходимых терминов привело к появлению интернет-сленга. Многие английские термины громоздки и неудобны для ежедневного использования, поэтому их стали упрощать. Нужно отметить, что большинство непрофессиональных пользователей не владеют хорошим уровнем английского языка. Но им все равно приходиться пользоваться общепринятой английской терминологией. Такие слова неправильно используются и остаются в обиходе и словарных запасах подростков. Еще одной особенностью интернет-сленга является упрощение синтаксических и пунктуационных норм русского языка. В русском языке точка чаще всего ставится в конце предложения, в интернет-сленге подростки практически не ставят точек или ставят много препинаний, например: «!!!!!», «…..». Это повышает эмоциональность «С ДР!!!» Интернет - сленг динамично развивается, появляются новые слова, а старые забываются. В интернет-переписке подростки зачастую используют знаки препинания не в прямом их назначении, а как графический вид интернет-сленга. Достаточно часто в интернет-сленге используются смайлы – вид графического знака, передающий определенные эмоции человека. Для подростков очень удобно использовать смайлы, для быстрой реакции, поддержания разговора или нет желания отвечать. Например, : ) -улыбка, : ( - печаль.

Основной причиной развития интернет-сленга является использование различных средств общения в интернете, сервисов для обмена мгновенными сообщениями (Телеграмм, ВК и т.д.) Все используют интернет в своей профессиональной деятельности, в учебе, в быту и для развлечения. Знание интернет-сленга сплачивает людей, облегчает реальное и виртуальное общение, помогает обмениваться информацией, эмоциями, не затрачивая большого количества времени. Еще одной причиной возникновения интернет - сленга является влияние западной культуры, моды. Использование интернет-сленга стало модным. Его использование помогает самоутвердиться, почувствовать свое единство с остальными, становится способом противопоставления себя старшему поколению, подчеркнуть собственную современность, продвинутость.

Исследователи отмечают, что судьба сленговых слов и выражений неодинакова: одни из них с течением времени настолько приживаются, что переходят в общеупотребительную речь; другие существуют лишь какое-то время вместе со своими носителями, а затем забываются и даже ими; и, наконец, третьи сленговые слова и выражения так и остаются сленговыми на протяжении длительного времени и жизни многих поколений, никогда полностью не переходят в общеупотребительный язык, но в то же время и совсем не забываются.

Интернет-сленг стал неотъемлемой частью подростковой речи. Общаясь со своими друзьями и сверстниками в группах или чатах, я все чаще стала замечать использование ими большого количества сленговых слов. Какое влияние на подростков оказывает интернет-сленг, улучшает ли их грамотность, на сколько необходимо употребление сленговых слов в общении и возможно ли минимизировать их использование , я решила с помощью исследования и анализа речи и мнения школьников из своей школы.

2. Практическая часть

2.1. Проведение анализа общения школьников в интернете.

Проанализировав общение подростков в социальных сетях, можно сделать вывод, интернет-сленг действительно отличается выраженной эмоциональностью и максимально приближен к устной речи.

Можно выделить основные способы, которые используют подростки в чатах для выражения своих эмоций:

1. многократное повторение звуков в эмоционально значимых словах. Подобная пролонгация может осуществляться, как с использованием дефиса, так и без него.

Например:

- это круууутяяяк форееевааааа!!!!!!!;

- вот это но-о-осище…..

2. написание, по слогам также часто служит для выражения чувств подростка.

Например:

- Мо-ло-дец!

- СУ-ПЕ-РРРР!!!!

3. членение точками, двоеточием, символом ‘/’ (слэш) или ‘\’ (обратный слэш), ‘*’ (звездочка) или заглавными/строчными буквами.

Например:

- при. Вет;

- Позд/рав\ляю;

- СерДиТо;

- Кра*со*та не*пи*сан*ная!

- Бес:пре:дель:но мил!!!

4. озвончения глухих согласных и замена букв ‘и’, ‘е’ на ‘ы’.

Например:

- Красавчег пЫсаный!

5. выделение заглавными буквами логического центра высказывания.

Например:

- ты говоришь Лож и Неправду!!

6. обозначение фразового ударения жирным шрифтом, подчеркиванием, написанием отдельных букв, слов в русских словах латиницей.

Например:

- Вы должны там быть не позже 12!

- Их sуперцена для нас все равно не геаlна.

7. подчеркивание эмоционально значимого слова или словосочетания может осуществляться с помощью различных знаков.

Например:

- действительно #новые# проги

- +клевый+ фейсреспект

8. постановка не правильного ударения. Выражение эмоций пользователя осуществляется при осознанной неправильной постановке словесного ударения. Как правило, таким образом, выражаются негатив­ные эмоции: ирония, раздражение, презрение, отвращение.

Например:

- КрасавЕц!

Все эти способы вы можете встретить в интернет-сленге подростка.

Приложение №1 « Примеры переписок моих знакомых подростков в социальных сетях».

2.2. Изучение интернет-сленга подростков школы №14 г. Кемерово.

Для исследования сленговых слов, употребляемых подростками, а также их отношению к интернет-сленгу я обратилась к ученикам моей школы с просьбой, пройти опрос. Опрос я составила в «гуглдокс» (docs.google.com), данный сервис очень удобен, так как позволяет оперативно, не выходя из дома, в случае болезни или других причин, без дополнительных затрат на распечатывание опросника создать анкету или нужный опрос. Параметры для вопросов ты настраиваешь самостоятельно, что позволяет правильно сформулировать вопрос, а респонденту легче было отвечать. Сбор данных также происходит оперативно, на телефоне или компьютере. Самое интересное, в ходе сбора ответов, я обратила внимание, что можно на примере опросника, увидеть, как подростки отвечают в интернете, грамотно ли или нет. Это важно для исследования главной задачи моей работы: влияние интернет-сленга на речь подростка. Еще один плюс в том, что результаты формируются гуглдоксом в виде графиков, диаграмм, таблиц и т.д., все данные параметры, необходимые для твоих задач, ты настраиваешь самостоятельно.

Ссылка на опросник: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfTpttOoqU8W6W6tsBkob78I6wrPinnXHiZ6i1hNKyYKZyufQ/viewform

Приложение №2 «Результаты проведённого опроса подростков школы №14 г. Кемерово». Орфография и пунктуация ответов учеников сохранены.

Расшифруйте слово - рофл

Шутка-4 ответа

не знаю – 1 ответ

Зарказм

Неправда-1 ответ

шутка на инглиш-1 ответ

в Америке, откуда это слово и произошло, его используют просто в значении шутка -1 ответ

в стране происхождения этого слова—Америке, это используют типа как просто шутка-1 ответ

Не правда- 1 ответ

Испанский стыд- 1 ответ

Шутка- 1 ответ

Прикол-1 ответ

шутка-минутка- 1 ответ

Расшифруйте слово - вайб

Атмосфера - 5 ответов

не знаю - 2 ответа

кайф – 1ответ

Хорошие настроение – 1 ответ

Круто – 3 ответа

Эстетика – 1 ответ

Приятно– 1 ответ

+ Вайб– 1 ответ

то, что нравится – 1 ответ

Удовольствие– 1 ответ

Приятная атмосфера вокруг чего-либо– 1 ответ

это вайб– 1 ответ

ощущения от происходящего– 1 ответ

Некоторые слова были мне знакомы, они стали часто встречающимися и уже привычными почти для каждого человека, но есть многие, которые я не знала. Изучая их смысл, происхождение, способы образования, я так увлеклась, что начала создавать свой словарик «Интернет-сленга».

Приложение №3 «Словарик интернет-сленга» Ивановой Валентины.

Приложение №4 «Результаты проведённого опроса подростков школы №14 г. Кемерово».

В ходе анализа ответов подростков, можно назвать несколько причин, почему они активно употребляют интернет-сленг:

- иногда просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль;

- стремлением к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно! - подростки определяет сленг как озорной, вульгарный, насмешливый, «свой» язык;

- интернет-сленг привлекает подростков оригинальностью, развязностью, раскованностью;

- стремление к краткости - одними тем же словом они порою пытаются передать самые разные значения;

- заимствование английских слов широко распространено в подростковой среде.

2.3. Определение уровня влияния интернет-сленга на подростков.

Существуют разные точки зрения по поводу влияния интернет-сленга в литературный язык. Большинство сходится во мнении, что данное явление приведет к «умиранию» русского языка и призывает решительно бороться с ним. Другие считают, что интернет-сленг – это всего лишь закономерное явление в развитии русского общества, и нужно относиться к нему спокойно.

Вот некоторые примеры высказывания известных людей нашей страны:

Дмитрий ДИБРОВ, телеведущий:

- Конечно, я пользуюсь Интернет-сленгом. И, конечно, он влияет на русский язык. А вот в какую сторону: хорошую или плохую - все зависит от говорящего. Я люблю, когда русский человек говорит на других языках, но не искажает слова.

Диана АРБЕНИНА, певица:

- Нет, почти не пользуюсь. На фоне тотальной безграмотности Интернет-сленг, безусловно, опасен.

Евгений Гришковец, писатель, актер:

В результате моего исследования стало понятно, что нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык - это неотъемлемая часть нашей речи, задача состоит в правильном его употреблении.

Подросткам нравится использование интернет-сленга, потому что проще говорить и это приносит радость, свободу в общении, раскрепощая подростков. Пропадает чувство одиночества, нехватки внимания взрослых, которым проще, когда ребенок в телефоне, а они могут заниматься своими делами. И это тоже одна из причин привлекательности данного общения.

Такое общение быстрое и удобно, можно общаться сразу с несколькими людьми, поэтому при этом высокая скорость написания, а, следовательно, и неправильное написание, не внимательное.

Общение с использованием интернет-сленга приводит к ошибкам в письменной речи. У подростков скуднеет словарный запас, и они затрудняются четко сформулировать свои мысли, правильно построить предложение.

Исследования показали, что уровень грамотности подростков нашей школы не на высоком уровне, он нуждается в чистоте и порядке. И с этим нужно что-то делать.

Последний вопрос в опросе был задан для выявления мнения самих подростков, что, по их мнению, может способствовать ограничением использования интернет-сленга. Результаты мне очень понравились, были советующие больше читать литературы, кто-то советовал не употреблять просто, были и смешные: «Ничего, мы потерянное поколение!». Но я так не думаю, всегда можно работать над собой и получать результат. От себя хочу добавить, на мой взгляд, что можно сделать для минимизации использования интернет-сленга подростками.

Что можно сделать, чтобы минимизировать сленговые слова?(авторский стиль сохраняется):

хз

Не знаю

больше читать, расширять словарный запас

Да

незнаю

мы потерянное поколение, не как уже))

читать книжки

Больше читать

не употреблять их

Разговаривать нормаль

ничего

ненадо ничо, занцды штоли

та ничо,зануды штоль? (переделываю второй раз,т.к. забыла скрин сделать)

Перестать говорить его

Ниче

Читать побольше книг, чтобы повысить словарный запас.

Сократить

плакать

не знаю

найти замену

Что такое минимизировать?

Узнать их значение

зачем их минимизировать, они смешные, ну а так читайте книжки и проводите время с нормальными людьми

Я бы выделила несколько способов минимизировать употребление сленговых слов в речи подростка:

- сделать на примере Т9 замену сленгового слова на литературное;

- проводить урок «Разговоры о важном» на тему чистоты русского языка;

- сделать сайт для замены сленговых слов;

- больше читать книг;

- проверять написанное тобою;

- не говорить сленговых слов при младших, не учить их этим словам;

- изучать незнакомые слова, чтобы правильно их использовать.

После завершения моей работы, я обнаружила, что появилась функция исправлений сообщений. Уже стали внедрять мои предложения в жизнь. Это помогает людям .

Приложение №5 «Использование функции выбора стиля письма на телефоне».

Заключение.

В заключение могу сказать, все, что удобно не очень полезно. Сленговые слова были придуманы для упрощения или же скорости речи. Ну и как оказалось на самом деле, они максимально ее засоряют. Русский язык очень богат и его словарного запаса достаточно для того, чтобы не использовать заимствованные слова. Если раньше люди думали о том, что пишут, то сейчас подростки, пользующиеся сленговыми словами, чаще всего не понимают того, что пишут. Очень печально, что большая часть слов очень прижилась у молодежи, и со стремительной скоростью продолжает, распространятся. Это искажает речь и портит русский язык.

В ходе работы я призываю людей не использовать данные слова, к хорошему это не приведет. Все вернется обратно, и безграмотное население будет только расти. И будет расти непонимание друг друга. Использование интернет-сленга не является нормой, а использование сленга, показывает говорящего не с лучшей стороны.

Мне хочется верить, что подростки научаться ценить русский язык, что модным станет образованность и грамотное изложение своих мыслей, а не общение в стиле Интернет-сленга. И это зависит от каждого из нас.

Список литературы.

  1. https://infourok.ru/proekt-kompyuternyj-sleng-internet-sleng-v-russkom-yazyke-5410308.html?ysclid=lsarttbl53300138669

  2. https://otherreferats.allbest.ru/languages/00382904_0.html?ysclid=lsaokx7qk0752

  3. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/10/09/proiskhozhdenie-internet-slenga-i-ego-vliyanie-na-rechevoe-razvitie

  4. https://ru.qwe.wiki/wiki/Internet_slang

  5. https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sposobah-obrazovaniya-kompyuternogo-slenga

  6. Аксак В.А.Общение в сети Интернет. Просто как дважды два / В. А. Аксак. - Эксмо, 2006 г.

  7. БЕГЛОВА Е.И. Жаргон в системе репрезентивных факторов развития русского языка конца XX века // Язык. Система. Личность. Екатеринбург, 1998.

  8. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование, вопросы языковедения. 1996.

  9. Виноградова Н.В. Компьютерный сленг и литературный язык: проблемы конкуренции / Н. В. Виноградова – М: Исследования по славянским языкам, 2011.

  10. Кондратьев Г.Д. Общение в интернете и ICQ. Легкий старт.- М., 2011.

  11. Копыл В.И.Общение в Интернете / В. И. Копыл. – АСТ, 2005.

  12. Толковый словарь «Интернет-сленг».

14.ХАРЛИЦКИЙ М.С. Новые явления в лексике современной масс-медиа. Язык и социум. Ч. 1. Минск, 1998

  1. ШВЕЙЦЕР А.Д., “Иностранные языки в школе”, №3, 1969.

  2. Большая советская энциклопедия том 9, 1972.

  3. ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ. Формы существования, функции, история языка. М., 1970. © Иванова В.А., 2024

Просмотров работы: 15