Введение
Актуальность исследования: прививать у подрастающего поколения интерес к родному краю, прививать любовь к чтению литературы местных творцов. В большинство наше общество не интересуется творчеством поэтов малой родины.
Проблема исследования: важно изучить литературу поэтов и писателей родного края. Творчество поэтического наследия дает нам представление об особенностях своей малой родины, гордиться своим краем. Необходимо привлечь интерес к творчеству местных литераторов.
Цель:1) изучить и познакомить с творчеством поэта С. Стальского.
2) вызвать интерес и привлечь внимание к творчеству поэта у подрастающего поколения.
3) ознакомить с жизненной деятельностью поэта.
Объект исследования:
1. Музей С.Стальского
2. Материалы научного архива и рукописного фонда «Института языка, литературы и искусства ДФИЦ РАН» - Фонд 19 личный архив С. Стальского.
Предмет исследования: творческое наследие в архиве.
Задачи исследования:
1) собрать информацию о биографии и творчестве поэта.
2) вызвать интерес к личности поэта и его творчеству.
3) написать работу подготовить презентацию.
Методы исследования: анализ собранной информации.
Гипотеза исследования: поэтическое наследие Сулеймана Стальского- как духовная и историческая ценность.
Результаты исследования могут быть полезны на уроках литературы, на классных часах, на литературных вечерах, читательских конференциях.
«Большие» поэты Пушкин, Лермонтов – это большая родина Россия, а «малые» поэты – это малая родина Дагестан.
Основная часть.
Сулейман Стальский- лезгинский поэт основоположник лезгинской дагестанской досоветской поэзии один из крупнейших дагестанских поэтов ХХ века народный поэт Дагестанской АССР(1934).
Сулейман Стальский родился 18 мая 1869 года в ауле Ашага- Стал (Кюринского округа Дагестанской области) в бедной крестьянской семье. Начало биографии Сулеймана можно считать очень трагическим. Поссорившись накануне родов, отец Сулеймана выгнал беременную жену из дома. Едва живую после родов мать даже не подпустили к младенцу: малыша вскормила соседка, а несчастной женщине пришлось уйти из дома. В скором времени от тяжелой болезни или от горя она умерла, так ни разу не увидев сына. До 7 лет мальчик рос на руках сердобольной соседки. Когда ему пошел одиннадцатый год, умер отец. Рано осиротев, с тринадцати лет Сулейман работал по найму. Был рабочим нефтяных промыслов в Баку, работал в Самарканде на железной дороге. Все молодые годы прошли у Сулеймана в работе. В родной аул Сулейман вернулся таким же бедным человеком, каким ушел. Но годы скитаний не прошли даром. Сулейман хорошо узнал жизнь. Раздвинулись рамки его житейского и политического кругозора. Трудясь и живя в кругу людей различных национальностей, с различным уровнем развития Сулейман прошел школу интернационального воспитания. Он владел несколькими языками тюркским, персидским, азербайджанским и своим родным лезгинским.
Появление лезгинского ашуга в ауле, где проживал Сулейман, сильно изменило его жизнь. Впервые увидев, как поет и читает стихи ашуг, будущий поэт запомнил это навсегда. Его настолько поразили эти выступления, что он принял решение о том, чтобы начать собственный творческий путь.
Впервые Сулейман выступил в 1905- 1909, вызвав на соревнование народных бродячих певцов(ашугов). Ашуги- бродячие певцы, аккомпанирую- щие себе на музыкальных инструментах и исполняющие народные песни.
Сулейман не владел письмом, а потому сочиненные стихи и песни собирал в памяти пересказывал их друзьям и соседям. Свои первые стихи он сочинил на азербайджанском, впоследствии рассказывая их на тюркском и на лезгинском языках.
Первыми настоящими стихами С.Стальского считается «Соловей».
Творчество начинающего поэта разошлась по всему Дагестану, стихи передавались из уст в уста. В это же время к Сулейману пришел и его псевдоним: не зная фамилии, люди называли его по месту рождения: сначала Ашага стальским, а потом и просто Стальский.
Сулейман Стальский хорошо знал песни и стихи Етим Эмина, которые еще при жизни его слились с народным творчеством. Своими социальными песнями бедноты Сулейман продолжил дело Етим Эмина. Стихи С.Стальского начали появляться в газетах, были напечатаны в 1927 году в вышедшем в Москве «Сборник лезгинских поэтов» под руководством Гаджибек Гаджибекова. Свои произведения Стальский держал исключительно в памяти. Записью его стихов занялся известный в то время литературовед и лезгинский лингвист Гаджибек Гаджибеков.
В разное время собиранием и изучением наследия поэта занимались многие литераторы, исследователи, ученые и лингвисты.
Практическая часть.
Магомед-Галиб Садыки-лезгинский ученый, арабист, кандидат филологических наук, односельчанин и родственник Сулеймана Стальского. Рукописи, написанные под диктовку поэта, М-Галиб Садыки бережно сохранил и передал Арбену Кардаш. Магомед- Галиб Садыки родной дядя моей мамы. Часто он приезжал в гости к своему младшему брату в гости. По рассказам моей мамы, дядя любил рассаживать детей и рассказывать притчи и легенды. Чисто владея арабским языком, читал детям Коран. До сих пор мама хранит воспоминания о дяде, как о великолепном чтеце стихов С. Стальского и Е. Эмина.
Арбен Кардаш- народный поэт Дагестана, перевел стихи с лезгинского языка и издал сборник стихов на русском языке. Эти стихи духовного содержания раннее не переведенные и не изданные в советское время. Арбен Кардаш, который глубоко изучил творчество поэта признает, что поэт приветствовал социалистическую революцию и ее вождей. При этом А.Кардаш указывает на тематическое и проблематическое разнообразие творчество С. Стальского. А.Кардаш: «Сулейман Стальский был и остается великим поэтом несмотря на споры вокруг незначительной части идеологических стихов. Поэт надеялся в социальную справедливость верил в нее». Расул Гамзатов, когда прочитал книгу сказал: «Я знал высоту Сулеймана Стальского, но не знал глубину». Это была большая оценка. Оказавшись между «Сциллой и Харибдой» поэт не потерял свое лицо и продолжал творить прекрасные образцы духовной поэзии.
По совету А.Кардаша мы посетили Архив Институт языка и литературы ИЯЛИ, личный архив С. Стальского. Было очень волнительно прикоснуться к бесценным хранилищам информации. Знакомство с архивом произвело огромное впечатление. Работница архива очень трепетно и величественно занесла секретный красный портфель. Доступ ко многим документам был ограниченным. К доступу и изучению по многим материалам нужно было специальное разрешение. Подстрочники, которые мне довелось ознакомиться имеют историческое, культурное и научное значение, как и все остальные документы. Посещение архива, меня еще больше вдохновило на изучение и ознакомление молодого поколения с творчеством поэта. Таким образом, мы организовали в городской центральной библиотеке творческий музыкальный вечер,посвященный поэту. Дети младших классов читали стихи на лезгинском и на русском языках. Пели фольклор и танцевали национальные танцы. Я ознакомила с творчеством поэта. Прочитала биографию и стихи С. Стальского, переведенные поэтом А.Кардаш.
18 мая я побывала в музее С. Стальского. Директор мемориального музея, Лидия Мирзеюсуповна Стальская, внучка поэта. Она охотно провела экскурсию по музею и рассказала много интересного о творчестве и образе жизни поэта. Небольшой одноэтажный домик с усадьбой, на территории двора находится отреставрированный автомобиль М- 1, подарок поэту при жизни. К сожалению, подлинная обстановка дома была утрачена при пожаре в 2016 году. Лидия Стальская рассказала о реконструкции музея, как была воссоздана обстановка, какой она была при жизни поэта, погружая в атмосферу того времени. Многие экспозиции удалось сохранить. В одной из комнат находится макет старого дома поэта. В экспозиции представлена одежда, домашняя утварь. Среди личных вещей сохранились документы поэта, билет члена Союза писателей и другая документация. Стены обставлены полотнами, которые отображают значимые события в жизни поэта.
Следует отметить, что Дом- музей Сулеймана Стальского является одним из значимых и культурных центров Дагестана.
Здесь мне посчастливилось познакомиться с современным лезгинским поэтом. Сажидин Саиджамалович Саидгасанов – народный поэт Дагестана.
У нас сложилась приятная беседа. Сажидин Саиджамалович очень обрадовался, что творчеством С. Стальского интересуется молодежь. На электронную почту в качества подарка я получила от поэта книгу «Мой Сулейман Стальский». Книга находится в процессе печати. По рассказу С. Саиджамаловича по крупицам, собирая разные факты о жизни поэта, записывая в своих тетрадях, бережно хранил всю информацию.
Ежегодно проводятся «Дни поэзии Дагестана» приуроченные ко дню рождения великого поэта. Каждый год С. Саидгасанов выступает с новым стихом, посвященным поэту С. Стальскому.
В день смерти поэта 23 ноября провела фотовыставку в школе. Многие школьники, увидев фотографии заинтересовались творчеством поэта. В школьной библиотеке оказалось немало книг о поэте, сборники стихов поэта. Увеличился рост интереса к творчеству поэта среди школьников старших классов, подметила библиотекарша. Честно признаться чувство гордости и радости меня переполняли.
У Марины Цветаевой «Мой Пушкин», у Расула Гамзатова «Мой Дагестан», а у меня – «Мой Сулейман Стальский» - сказал Сажидин Саидгасанов.
Любой поэт, является отражением своей эпохи. Не стал исключением и Сулейман Стальский. Его литературная судьба – пример взаимоотношений эпохи и поэта.
Творчество Сулеймана Стальского можно также характеризовать близостью к истокам фольклора и народной песни.
Великие представители литературы, начиная с Пушкина и продолжая Лермонтовым, Некрасовым, Толстым пристально и усердно изучали творчество народа, учились на нем.
Сулейман Стальский всегда воспринимал себя, прежде всего, как крестьянина и рабочего человека, а потом как поэта. Он продолжал заниматься сельским хозяйством и работал в колхозе.
Без участия С.Стальского не проходило ни одно важное событие в ауле. Весна 1921 год. Сельские активисты, в том числе и С.Стальский организовали первый массовый субботник по восстановлению оросительного канала. В минуты отдыха на этом субботнике, поэт складывал двустишии и четверостишия, посвященные лучшим работникам.
По стихам поэта понятно, что он был участником работ и по ремонту дороги через «Мугу дере». Словом, С.Стальский, один из лучших общественников, находил радость в общей работе, отдавая ей много сил и энергии.
Выросший в тяжелых условиях он стремился быть полной противоположностью своему отцу. Возможно именно по этой причине в семье поэта всегда царил мир и покой. Дети Стальского выросли достойными своего знаменитого отца. В годы Великой Отечественной войны все трое сыновей добровольцами ушли на фронт. Младший сын- Мусаиб, погиб под Сталинградом во время разведки. Старший- Магомед Юсуф, похоронен в Керчи. Домой вернулся, средний- Мирзе Юсуф. К сожалению, самому Сулейману не суждено было знать, каких героических сыновей он воспитал.
В годы Великой Отечественной войны на стихи Сулеймана Стальского была написана музыка известным советским композитором Д.Кабалевским. Текст и музыка прошли конкурс на создании Гимна Советского Союза и в сентябре 1943 года были рекомендованы И.В.Сталину.
Хронология основных событий жизни Сулейман Стальского
В 1934 году Сулейман Стальский был удостоен чести выступить на первом писательском съезде.
В том же году он получил звание народного поэта Дагестана, а позже был избран в члены ДагЦИКа.
В 1936 году Стальский был награжден орденом Ленина, а в 1937 году был избран депутатом Совета Союза Верховного совета СССР.
В 1936 году ученый-лингвист Стальского написал в своей статье, что о поэте составили ложное мнение, как об ашуге. С чем сам Стальский неоднократно соглашался, ведь он действительно был настоящим поэтом.
Стихи поэта были услышаны Иосифом Сталиным на Всесоюзном Животноводческом съезде, чем сам поэт был очень горд. Сохранилась даже фотография, где видно, как Сталин слушает поэта из президиума.
Знаменательным в жизни поэта была встреча с М. Горьким в дни съезда.
Берегите людей способных создавать такие жемчужины поэзии, какие создает Сулейман Стальский». Это слова Максима Горького прозвучавшие с трибуны на 1 съезде писателей СССР.
Вот что пишет великий Борис Пастернак, нобелевский лауреат:
«На первом Всесоюзном съезде писателей обращала на себя внимание фигура старика в пастушеской одежде горца. «Это Стальский, Сулейман Стальский, — передавали друг другу, — дагестанский ашуг». Старик вежливо, в величавом безмолвии сидел в аванзале, дожидаясь часа своего выступления.
Помимо сложенных им творений, и сама жизнь народного барда есть памятник письменности, потому что автор сам становится книгой для записей последующих поколений. Так будет, верно, и со Стальским. С той же располагающей естественностью, с какой переступал любой порог, вступал он в обстановку бессмертия и перейдет в легенды, – прямодушный, внушительный, непритязательно вдохновенный».
Таких слов Пастернака мало кто из поэтов заслужил.
«Неграмотный старик был не так уж прост, он был мудр, он был подлинным творцом и понимал больше чем иные кандидаты филологических наук.
Этот человек был неповторим своей первобытной непосредственностью. Я знал хорошо, что должен оберегать и всячески щадить именно эту сторону его характера эту оригинальность его души.» Э. Капиев.
Произведения С Стальского еще при жизни были переведены на 11 иностранных языков. Весь мир знал Гомера ХХ века из Дагестана.
Когда Расул Гамзатов на одном мероприятии сказал: «Покажите мне второго человека, который прославил Дагестан на весь мир как С. Стальский» - из зала прозвучала реплика
- А Вы что, Расул Гамзатович, разве не прославили Дагестан?
- Я родился в прославленном Сулейманом Дагестане –ответил он.
В произведение «Мой Дагестан» Расул Гамзатов создал отдельный образ Сулеймана Стальского. Книга является одним из самых значительных произведений дагестанской литературы.
О стихах поэта восхищенно отзывались крупнейшие советские поэты и писатели: М. Шолохов, В. Луговский, Б. Пастернак, Л. Леонов, Н. Ушаков и многие другие.
Год 100-летия С. Стальского провели в Москве. Торжественный вечер открыл Алексей Сурков. Выступали Расул Гамзатов, Мусай Керим, Людмила Татьяничева и многие другие известные поэты и писатели. На торжество в музей приехали многие поэты и писатели со всей СССР. Он оставил добрый след в сердце каждого читателя.
Праздничные торжества посвященные 150-летию со дня рождения народного поэта Дагестана прошли на малой родине поэта. У Дома-музея поэта проводили торжественный митинг, посвященный Дню поэзии Сулеймана Стальского. На праздник приехали поэты и писатели, почитатели творчества Стальского из разных регионов России, а также из Азербайджана и Казахстана. И в Москве в Доме национальностей и в Махачкале в Русском театре проводили Литературный вечер, посвященный 150-летию поэта.
Заключение.
Своим исследованием я очень довольна. Обогатила себя и ознакомила многих интересными сведениями о поэте. Получила бесценный опыт общения с интересными, талантливыми людьми.
Цель достигнута, задачи выполнены. Но на этом моя работа не ограничивается. Перспективы дальнейшей работы: продолжить изучение творческого наследия поэтов моей малой Родины.
Обращение к литературе, к культуре своего народа поможет нам сохранить целостность Дагестана и России в целом.
Своей богатой по темам и жанрам лирикой Стальский, доказал, что истинные таланты рождаются от трудящихся масс независимо от количества народа. Он пришел в историю как подлинный предводитель народной литературы как хранитель народно эстетических традиций.
Стальский первый поднял общественный интерес к национальному устно поэтическому народному творчеству.
Стальский талантливый поэт чье творчество всегда было тесно связано с народным творчеством оказал огромное воздействие на родной фольклор на национальную литературу.
Поэзия Стальского являет собой образец подлинной народности художественной прозрачности и идейной насыщенности, носитель огня Прометея.
Список литературы
Стальский»
Махачкала 1975 год
Агаев А.Г. «Сулейман Стальский в критике и в воспоминаниях»
Махачкала 1969 год
Источники
Проработано научно-публицистическая литература.
Изучены газетно-журнальные публикации
Изучены материалы фондов: институт языка литературы и искусство, государственный архив республики Дагестан, дом музея Сулеймана Стальского, Аудио и видео материалы (документальный фильм Гомер XX века, запись голоса поэта).
Интернет .
Приложение