Гомер XX века- Сулейман-Стальский

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гомер XX века- Сулейман-Стальский

Абдуллаева М.К. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 15"
Джафарова Л.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 15"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования: прививать у подрастающего поколения интерес к родному краю, прививать любовь к чтению литературы местных творцов. В большинство наше общество не интересуется творчеством поэтов малой родины.

Проблема исследования: важно изучить литературу поэтов и писателей родного края. Творчество поэтического наследия дает нам представление об особенностях своей малой родины, гордиться своим краем. Необходимо привлечь интерес к творчеству местных литераторов.

Цель:1) изучить и познакомить с творчеством поэта С. Стальского.

2) вызвать интерес и привлечь внимание к творчеству поэта у подрастающего поколения.

3) ознакомить с жизненной деятельностью поэта.

Объект исследования:

1. Музей С.Стальского

2. Материалы научного архива и рукописного фонда «Института языка, литературы и искусства ДФИЦ РАН» - Фонд 19 личный архив С. Стальского.

Предмет исследования: творческое наследие в архиве.

Задачи исследования:

1) собрать информацию о биографии и творчестве поэта.

2) вызвать интерес к личности поэта и его творчеству.

3) написать работу подготовить презентацию.

Методы исследования: анализ собранной информации.

Гипотеза исследования: поэтическое наследие Сулеймана Стальского- как духовная и историческая ценность.

Результаты исследования могут быть полезны на уроках литературы, на классных часах, на литературных вечерах, читательских конференциях.

«Большие» поэты Пушкин, Лермонтов – это большая родина Россия, а «малые» поэты – это малая родина Дагестан.

Основная часть.

Сулейман Стальский- лезгинский поэт основоположник лезгинской дагестанской досоветской поэзии один из крупнейших дагестанских поэтов ХХ века народный поэт Дагестанской АССР(1934).

Сулейман Стальский родился 18 мая 1869 года в ауле Ашага- Стал (Кюринского округа Дагестанской области) в бедной крестьянской семье. Начало биографии Сулеймана можно считать очень трагическим. Поссорившись накануне родов, отец Сулеймана выгнал беременную жену из дома. Едва живую после родов мать даже не подпустили к младенцу: малыша вскормила соседка, а несчастной женщине пришлось уйти из дома. В скором времени от тяжелой болезни или от горя она умерла, так ни разу не увидев сына. До 7 лет мальчик рос на руках сердобольной соседки. Когда ему пошел одиннадцатый год, умер отец. Рано осиротев, с тринадцати лет Сулейман работал по найму. Был рабочим нефтяных промыслов в Баку, работал в Самарканде на железной дороге. Все молодые годы прошли у Сулеймана в работе. В родной аул Сулейман вернулся таким же бедным человеком, каким ушел. Но годы скитаний не прошли даром. Сулейман хорошо узнал жизнь. Раздвинулись рамки его житейского и политического кругозора. Трудясь и живя в кругу людей различных национальностей, с различным уровнем развития Сулейман прошел школу интернационального воспитания. Он владел несколькими языками тюркским, персидским, азербайджанским и своим родным лезгинским.

Появление лезгинского ашуга в ауле, где проживал Сулейман, сильно изменило его жизнь. Впервые увидев, как поет и читает стихи ашуг, будущий поэт запомнил это навсегда. Его настолько поразили эти выступления, что он принял решение о том, чтобы начать собственный творческий путь.

Впервые Сулейман выступил в 1905- 1909, вызвав на соревнование народных бродячих певцов(ашугов). Ашуги- бродячие певцы, аккомпанирую- щие себе на музыкальных инструментах и исполняющие народные песни.

Сулейман не владел письмом, а потому сочиненные стихи и песни собирал в памяти пересказывал их друзьям и соседям. Свои первые стихи он сочинил на азербайджанском, впоследствии рассказывая их на тюркском и на лезгинском языках.

Первыми настоящими стихами С.Стальского считается «Соловей».

Творчество начинающего поэта разошлась по всему Дагестану, стихи передавались из уст в уста. В это же время к Сулейману пришел и его псевдоним: не зная фамилии, люди называли его по месту рождения: сначала Ашага стальским, а потом и просто Стальский.

Сулейман Стальский хорошо знал песни и стихи Етим Эмина, которые еще при жизни его слились с народным творчеством. Своими социальными песнями бедноты Сулейман продолжил дело Етим Эмина. Стихи С.Стальского начали появляться в газетах, были напечатаны в 1927 году в вышедшем в Москве «Сборник лезгинских поэтов» под руководством Гаджибек Гаджибекова. Свои произведения Стальский держал исключительно в памяти. Записью его стихов занялся известный в то время литературовед и лезгинский лингвист Гаджибек Гаджибеков.

В разное время собиранием и изучением наследия поэта занимались многие литераторы, исследователи, ученые и лингвисты.

Практическая часть.

Магомед-Галиб Садыки-лезгинский ученый, арабист, кандидат филологических наук, односельчанин и родственник Сулеймана Стальского. Рукописи, написанные под диктовку поэта, М-Галиб Садыки бережно сохранил и передал Арбену Кардаш. Магомед- Галиб Садыки родной дядя моей мамы. Часто он приезжал в гости к своему младшему брату в гости. По рассказам моей мамы, дядя любил рассаживать детей и рассказывать притчи и легенды. Чисто владея арабским языком, читал детям Коран. До сих пор мама хранит воспоминания о дяде, как о великолепном чтеце стихов С. Стальского и Е. Эмина.

Арбен Кардаш- народный поэт Дагестана, перевел стихи с лезгинского языка и издал сборник стихов на русском языке. Эти стихи духовного содержания раннее не переведенные и не изданные в советское время. Арбен Кардаш, который глубоко изучил творчество поэта признает, что поэт приветствовал социалистическую революцию и ее вождей. При этом А.Кардаш указывает на тематическое и проблематическое разнообразие творчество С. Стальского. А.Кардаш: «Сулейман Стальский был и остается великим поэтом несмотря на споры вокруг незначительной части идеологических стихов. Поэт надеялся в социальную справедливость верил в нее». Расул Гамзатов, когда прочитал книгу сказал: «Я знал высоту Сулеймана Стальского, но не знал глубину». Это была большая оценка. Оказавшись между «Сциллой и Харибдой» поэт не потерял свое лицо и продолжал творить прекрасные образцы духовной поэзии.

По совету А.Кардаша мы посетили Архив Институт языка и литературы ИЯЛИ, личный архив С. Стальского. Было очень волнительно прикоснуться к бесценным хранилищам информации. Знакомство с архивом произвело огромное впечатление. Работница архива очень трепетно и величественно занесла секретный красный портфель. Доступ ко многим документам был ограниченным. К доступу и изучению по многим материалам нужно было специальное разрешение. Подстрочники, которые мне довелось ознакомиться имеют историческое, культурное и научное значение, как и все остальные документы. Посещение архива, меня еще больше вдохновило на изучение и ознакомление молодого поколения с творчеством поэта. Таким образом, мы организовали в городской центральной библиотеке творческий музыкальный вечер,посвященный поэту. Дети младших классов читали стихи на лезгинском и на русском языках. Пели фольклор и танцевали национальные танцы. Я ознакомила с творчеством поэта. Прочитала биографию и стихи С. Стальского, переведенные поэтом А.Кардаш.

18 мая я побывала в музее С. Стальского. Директор мемориального музея, Лидия Мирзеюсуповна Стальская, внучка поэта. Она охотно провела экскурсию по музею и рассказала много интересного о творчестве и образе жизни поэта. Небольшой одноэтажный домик с усадьбой, на территории двора находится отреставрированный автомобиль М- 1, подарок поэту при жизни. К сожалению, подлинная обстановка дома была утрачена при пожаре в 2016 году. Лидия Стальская рассказала о реконструкции музея, как была воссоздана обстановка, какой она была при жизни поэта, погружая в атмосферу того времени. Многие экспозиции удалось сохранить. В одной из комнат находится макет старого дома поэта. В экспозиции представлена одежда, домашняя утварь. Среди личных вещей сохранились документы поэта, билет члена Союза писателей и другая документация. Стены обставлены полотнами, которые отображают значимые события в жизни поэта.

Следует отметить, что Дом- музей Сулеймана Стальского является одним из значимых и культурных центров Дагестана.

Здесь мне посчастливилось познакомиться с современным лезгинским поэтом. Сажидин Саиджамалович Саидгасанов – народный поэт Дагестана.

У нас сложилась приятная беседа. Сажидин Саиджамалович очень обрадовался, что творчеством С. Стальского интересуется молодежь. На электронную почту в качества подарка я получила от поэта книгу «Мой Сулейман Стальский». Книга находится в процессе печати. По рассказу С. Саиджамаловича по крупицам, собирая разные факты о жизни поэта, записывая в своих тетрадях, бережно хранил всю информацию.

Ежегодно проводятся «Дни поэзии Дагестана» приуроченные ко дню рождения великого поэта. Каждый год С. Саидгасанов выступает с новым стихом, посвященным поэту С. Стальскому.

В день смерти поэта 23 ноября провела фотовыставку в школе. Многие школьники, увидев фотографии заинтересовались творчеством поэта. В школьной библиотеке оказалось немало книг о поэте, сборники стихов поэта. Увеличился рост интереса к творчеству поэта среди школьников старших классов, подметила библиотекарша. Честно признаться чувство гордости и радости меня переполняли.

У Марины Цветаевой «Мой Пушкин», у Расула Гамзатова «Мой Дагестан», а у меня – «Мой Сулейман Стальский» - сказал Сажидин Саидгасанов.

Любой поэт, является отражением своей эпохи. Не стал исключением и Сулейман Стальский. Его литературная судьба – пример взаимоотношений эпохи и поэта.

Творчество Сулеймана Стальского можно также характеризовать близостью к истокам фольклора и народной песни.

Великие представители литературы, начиная с Пушкина и продолжая Лермонтовым, Некрасовым, Толстым пристально и усердно изучали творчество народа, учились на нем.

Сулейман Стальский всегда воспринимал себя, прежде всего, как крестьянина и рабочего человека, а потом как поэта. Он продолжал заниматься сельским хозяйством и работал в колхозе.

Без участия С.Стальского не проходило ни одно важное событие в ауле. Весна 1921 год. Сельские активисты, в том числе и С.Стальский организовали первый массовый субботник по восстановлению оросительного канала. В минуты отдыха на этом субботнике, поэт складывал двустишии и четверостишия, посвященные лучшим работникам.

По стихам поэта понятно, что он был участником работ и по ремонту дороги через «Мугу дере». Словом, С.Стальский, один из лучших общественников, находил радость в общей работе, отдавая ей много сил и энергии.

Выросший в тяжелых условиях он стремился быть полной противоположностью своему отцу. Возможно именно по этой причине в семье поэта всегда царил мир и покой. Дети Стальского выросли достойными своего знаменитого отца. В годы Великой Отечественной войны все трое сыновей добровольцами ушли на фронт. Младший сын- Мусаиб, погиб под Сталинградом во время разведки. Старший- Магомед Юсуф, похоронен в Керчи. Домой вернулся, средний- Мирзе Юсуф. К сожалению, самому Сулейману не суждено было знать, каких героических сыновей он воспитал.

В годы Великой Отечественной войны на стихи Сулеймана Стальского была написана музыка известным советским композитором Д.Кабалевским. Текст и музыка прошли конкурс на создании Гимна Советского Союза и в сентябре 1943 года были рекомендованы И.В.Сталину.

Хронология основных событий жизни Сулейман Стальского

  • В 1934 году Сулейман Стальский был удостоен чести выступить на первом писательском съезде.

  • В том же году он получил звание народного поэта Дагестана, а позже был избран в члены ДагЦИКа.

  • В 1936 году Стальский был награжден орденом Ленина, а в 1937 году был избран депутатом Совета Союза Верховного совета СССР.

  • В 1936 году ученый-лингвист Стальского написал в своей статье, что о поэте составили ложное мнение, как об ашуге. С чем сам Стальский неоднократно соглашался, ведь он действительно был настоящим поэтом.

  • Стихи поэта были услышаны Иосифом Сталиным на Всесоюзном Животноводческом съезде, чем сам поэт был очень горд. Сохранилась даже фотография, где видно, как Сталин слушает поэта из президиума.

Знаменательным в жизни поэта была встреча с М. Горьким в дни съезда.

Берегите людей способных создавать такие жемчужины поэзии, какие создает Сулейман Стальский». Это слова Максима Горького прозвучавшие с трибуны на 1 съезде писателей СССР.

Вот что пишет великий Борис Пастернак, нобелевский лауреат:

«На первом Всесоюзном съезде писателей обращала на себя внимание фигура старика в пастушеской одежде горца. «Это Стальский, Сулейман Стальский, — передавали друг другу, — дагестанский ашуг». Старик вежливо, в величавом безмолвии сидел в аванзале, дожидаясь часа своего выступления.

Помимо сложенных им творений, и сама жизнь народного барда есть памятник письменности, потому что автор сам становится книгой для записей последующих поколений. Так будет, верно, и со Стальским. С той же располагающей естественностью, с какой переступал любой порог, вступал он в обстановку бессмертия и перейдет в легенды, – прямодушный, внушительный, непритязательно вдохновенный».

Таких слов Пастернака мало кто из поэтов заслужил.

«Неграмотный старик был не так уж прост, он был мудр, он был подлинным творцом и понимал больше чем иные кандидаты филологических наук.

Этот человек был неповторим своей первобытной непосредственностью. Я знал хорошо, что должен оберегать и всячески щадить именно эту сторону его характера эту оригинальность его души.» Э. Капиев.

Произведения С Стальского еще при жизни были переведены на 11 иностранных языков. Весь мир знал Гомера ХХ века из Дагестана.

Когда Расул Гамзатов на одном мероприятии сказал: «Покажите мне второго человека, который прославил Дагестан на весь мир как С. Стальский» - из зала прозвучала реплика

- А Вы что, Расул Гамзатович, разве не прославили Дагестан?

- Я родился в прославленном Сулейманом Дагестане –ответил он.

В произведение «Мой Дагестан» Расул Гамзатов создал отдельный образ Сулеймана Стальского. Книга является одним из самых значительных произведений дагестанской литературы.

О стихах поэта восхищенно отзывались крупнейшие советские поэты и писатели: М. Шолохов, В. Луговский, Б. Пастернак, Л. Леонов, Н. Ушаков и многие другие.

Год 100-летия С. Стальского провели в Москве. Торжественный вечер открыл Алексей Сурков. Выступали Расул Гамзатов, Мусай Керим, Людмила Татьяничева и многие другие известные поэты и писатели. На торжество в музей приехали многие поэты и писатели со всей СССР. Он оставил добрый след в сердце каждого читателя.

Праздничные торжества посвященные 150-летию со дня рождения народного поэта Дагестана прошли на малой родине поэта. У Дома-музея поэта проводили торжественный митинг, посвященный Дню поэзии Сулеймана Стальского. На праздник приехали поэты и писатели, почитатели творчества Стальского из разных регионов России, а также из Азербайджана и Казахстана. И в Москве в Доме национальностей и в Махачкале в Русском театре проводили Литературный вечер, посвященный 150-летию поэта.

Заключение.

Своим исследованием я очень довольна. Обогатила себя и ознакомила многих интересными сведениями о поэте. Получила бесценный опыт общения с интересными, талантливыми людьми.

Цель достигнута, задачи выполнены. Но на этом моя работа не ограничивается. Перспективы дальнейшей работы: продолжить изучение творческого наследия поэтов моей малой Родины.

Обращение к литературе, к культуре своего народа поможет нам сохранить целостность Дагестана и России в целом.

Своей богатой по темам и жанрам лирикой Стальский, доказал, что истинные таланты рождаются от трудящихся масс независимо от количества народа. Он пришел в историю как подлинный предводитель народной литературы как хранитель народно эстетических традиций.

Стальский первый поднял общественный интерес к национальному устно поэтическому народному творчеству.

Стальский талантливый поэт чье творчество всегда было тесно связано с народным творчеством оказал огромное воздействие на родной фольклор на национальную литературу.

Поэзия Стальского являет собой образец подлинной народности художественной прозрачности и идейной насыщенности, носитель огня Прометея.

Список литературы

Стальский»

Махачкала 1975 год

Агаев А.Г. «Сулейман Стальский в критике и в воспоминаниях»

Махачкала 1969 год

Источники

Проработано научно­-публицистическая литература.

Изучены газетно-журнальные публикации

Изучены материалы фондов: институт языка литературы и искусство, государственный архив республики Дагестан, дом музея Сулеймана Стальского, Аудио и видео материалы (документальный фильм Гомер XX века, запись голоса поэта).

Интернет .

Приложение

Просмотров работы: 48