I. ВВЕДЕНИЕ.
1.1. Обоснование темы.
Творчество без стратегии называется искусством,
Творчество со стратегией называется рекламой.
Джефф Ричардс
«Краткость – сестра таланта». Кто не знает этого знаменитого высказывания А.П. Чехова? Действительно, наше время требует от всего человечества мобильности, скорости в принятии решений и чёткости во всём. Именно поэтому слоганы так популярны в рекламе. Они окружают нас повсюду: едем ли мы на машине, смотрим ли телевизор, слушаем ли радио или ищем какую-либо информацию в сети Интернет. Это короткие, но ёмкие фразы, которые заставляют нас задуматься, что-то вспомнить, о чём-то помечтать или же, наоборот, от чего-то отказаться. Но только ли индустрией товаров и услуг ограничивается их употребление? Только ли она нуждается в кратком, но ёмком призывном сообщении, которое сразу привлечёт внимание, заставит задуматься или улыбнуться, заинтригует и заставит узнать подробнее о товаре или услуге? А что если придумать слоганы для произведений литературы? Ведь все мы понимаем, что, к сожалению, современное поколение мало читает. Возможно, произведениям художественной литературы из школьной программы тоже нужна реклама? Актуальность данного исследования связана с тем, что до недавнего времени филология не уделяла достаточного внимания этой разновидности текстов.
Гипотеза нашего исследования: я предполагаю, что слоганы помогают привлечь внимание, опираясь на экспрессивные возможности русского языка, и тем самым смогут стимулировать интерес к произведениям литературы.
Цель нашего исследования – рассмотреть особенности создания слоганов, их строение и создать по этим образцам свои слоганы для произведений литературы, а также создать настольную игру «Узнай произведение по слогану». Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение комплекса задач:
обзор литературы по теме исследования;
выявление основных отличительных особенностей слоганов;
проведение анкетирования
обработка полученных данных.
Объектисследования – слоганы в рекламе, предмет исследования – особенности структуры слоганов.
Методы исследования: общенаучный метод сбора и анализа информации по изучаемой проблеме, метод поуровнего анализа языка, метод контекстного анализа, метод интерпретации. Методологическую базуисследования составили труды таких ученых, как В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, Г.О. Винокур, Л.П. Якубинский, А.Н. Васильева, Б.Н. Головина и М.Н. Кожина.
Материалом исследования послужили более 50 ответов респондентов, собранных в процессе анкетирования учеников и учителей НОЧУ «ЦО «Международная гимназия в Новых Вешках».
Новизна заключается в том, что в работе по образцам уже известных слоганов создаются свои уникальные слоганы для настольной игры «Угадай произведение по слогану» (см. Приложение).
Практическая ценность результатов обусловлена их применимостью на уроках литературы, а также в рамках внеурочной деятельности.
1.2. Теория и история лингвостилистики.
Лингвостилистика – раздел языкознания, изучающий экспрессивные, эмоциональные, оценочные свойства языковых единиц как в системе языка, так и в плане их использования в различных сферах общения [6].
Возникновение данной науки обычно связывают с трудами Ш. Балли, но стоит также отметить, что в 20-30 гг. ХХ века в рамках чешской и русской лингвистики формируется особое направление, среди авторов которого такие выдающиеся русские учёные, как М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Л.П. Якубинский. Концепция В.В. Виноградова заключалась в том, что он первым стал различать стилистику языка, стилистику речи и стилистику художественной литературы.
Примерно с середины 50-х гг. ХХ века в стилистике возникает новая теория под названием функционально-стилистическая. Своё новое слово в лингвистике в своих научных работах сказали А.Н. Васильева, Б.Н. Головина и М.Н. Кожина.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2.1. Что такое слоган?
Сло́ган – лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения.
Слоган – термин, перешедший в русский язык из английского, первоначально был распространён среди американских рекламистов. Само слово, однако, весьма древнее, происходит из гаэльского языка, где означало «боевой клич». В современном значении впервые употреблено в 1880 году.
Ранее в русском языке вместо слова «слоган» употреблялось слово «лозунг», пришедшее в русский язык из немецкого (losung – «призыв, клич») [7].
У каждого слогана есть своя цель. Они бывают имиджевые и товарные. Первые отражают философию компании, бренда, товара или услуги. Вторые способствуют скорейшему увеличению продаж, и, следовательно, используют уникальное торговое предложение продукта. Имиджевые слоганы обычно имеют более строгие принципы создания, а товарные слоганы, как правило, содержат элементы языковой игры, могут быть в стихотворной форме и так далее.
Человек так устроен, что читать большой рекламный текст ему некогда, скучно, нудно. В этом случае выручают слоганы, которые люди всё же читают ввиду их краткости. Чаще всего они содержат уникальное торговое предложение, сулят выгоду. Кроме информативной функции, которая, несомненно, на первом месте, не менее важна и «словесная оболочка», слоган должен легко читаться, быть оригинальным, вызывать любопытство и ни в коем случае не вызывать отторжения у аудитории. Нередко случается, что удачный слоган способен не только легко войти в сознание людей и остаться там надолго, став тем самым частью языковой среды, но и даже изменить её.
Зачем же нужен слоган, если уже есть название? Благодаря ему бренд или компания становятся частью нашего информационного пространства, мы проговариваем его, повторяем, передаём друг другу. К тому же он быстро запоминается.
2.2. Слоганы в рекламе.
По своей структуре слоганы делятся на четыре типа:
1. Связанные – включают названия продукта. Такой слоган неотделим от названия. Именно название продукта является здесь смысловой доминантой. «Есть идея, есть Икея!», «Ваша киска купила бы Вискас», «Хорошо иметь Домик в деревне».
2. Прямые (являются подтипами связанных) – в них происходит личное обращение к потенциальному потребителю. «Любишь? Подари!», «О ком ты думаешь сейчас?», «Мегафон. Будущее зависит от тебя».
3. Привязанные – соотносятся с названием ритмически и фонетически. То есть данный слоган можно использовать без названия товара, но тогда он не будет понятен. «Жилетт. Лучше для мужчины нет».
4. Свободные – они самодостаточны и независимы. «Pepsi. Бери от жизни всё», «Jacobs. Аромат, который сближает», «Maggi. Маленькие победы каждый день».
Стоит заметить, что свободные слоганы далеко не всегда ассоциируются с названием товара, поэтому как правило, используют первые два типа слоганов.
Существует понятие рифмоган, то есть рифмованный слоган, слоган, содержащий рифму. Рифмоганы могут быть и связанными, и прямыми, и привязанными слоганами (например, «Для здоровья малыша Агуша»).
Также существует классификация слоганов по их содержанию: товарные, имиджевые, креативные и эмоциональные. Рассмотрим каждый из них.
Товарные слоганы
Задача такого лозунга – рассказать, почему и как ваш товар может изменить жизнь покупателей к лучшему. Они передают преимущества продукта. Такой вид слогана повышает доверие и стимулирует к покупке. Перейдём к примерам слоганов компаний: «Пальчики оближешь» (KFC), «Захрустишь – не устоишь!» (Lays) и «Сделай паузу – скушай Twix».
Имиджевые слоганы
Яркая фраза описывает то, что предоставляет и за что выступает бизнес. Они передают чёткое и буквальное послание, быстро запоминаются и оказывают сильное воздействие на покупателей. Такой слоган про компанию направлен на создание нужного образа, который будет ассоциироваться с продуктом и брендом. Например, «Ведь вы этого достойны» (L’Oreal) и «Just do it» (Nike).
Креативные слоганы компаний
Организации, которые хотят привлечь внимание и разжечь интерес потребителей, задумываются о креативном лозунге. Как правило, они не выражают характеристики товаров, зато быстро запоминаются благодаря эффектной подаче и вдохновляют на покупку: «Попробуй радугу» (Skittles), «Все в восторге от тебя, а ты от Maybelline» (Maybelline).
Эмоциональные
Стратегический девиз Burger King на протяжении 40 лет – «Сделай по-своему». В 2014 году фирма решила изменить функциональный слоган на более идейный «Будь собой». Согласно заявлениям представителей компании, новый слоган должен установить более прочную эмоциональную связь с аудиторией [3, c. 111].
Как мы видим, правильное сочетание между информативностью и эмоциональностью слогана заставляют человека помнить лучшие слоганы компаний мира на долгие годы. Когда мы слышим фразы «Не дай себе засохнуть» и «Бери от жизни всё» невольно в голове всплывают названия газированных напитков Sprite и Pepsi. Большую роль в этом играет лёгкость лозунгов и тщательная проработка, как девиз будет восприниматься покупателем.
III. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
3.1. Подготовка к опросу.
Сначала мы составили пять вопросов, включив в них открытые и закрытые. Ниже приводим опросный лист анкеты:
1. Сколько Вам лет?
2. Знаете ли Вы, что такое слоган?
А) Да
Б) Нет
В) Когда-то слышал, но не помню.
3. Какие слоганы Вы знаете (1-3)?
4. Какой Ваш любимый слоган?
5. Придумайте свой слоган (к книге или произведению).
3.2. Проведение опроса.
Мы распространили анкету среди учеников и учителей нашей гимназии. В опросе приняли участие 50 человек. Ниже приводим результаты исследования.
Возраст респондентов: 7-10 лет – 80 процентов, 11-18 лет – 15 процентов, 18+ – 5 процентов.
Знают о том, что такое слоганы 25%, не знают – 40%, не помнят – 35%.
3.3. Анализ результатов опроса.
Как мы видим, большинство или не помнит, или не знает, что такое слоган. Возможно, это связано с возрастной подборкой.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, рассмотрев особенности создания слоганов, их строение, отличительные особенности слоганов, проведя анкетирование и проанализировав результаты, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза оправдалась. Слоганы действительно помогают привлечь внимание, ведь они максимально экспрессивны, эмоциональны и в тоже самое время информативны и чётки. За короткой фразой стоит огромная исследовательская работа, ведь нужно учесть целевую аудиторию, специфику самого продукта или товара. Слоган – неотъемлемая часть любой рекламной кампании, его цель – чтобы бренд запомнили надолго, чтобы к нему прониклись доверием.С его помощьюкомпания передаёт ключевое сообщение, миссию и цели; показывает, что она из себя представляет.
Но всё вышеперечисленное нужно не только товарам и услугам. Слоганы можно использовать и в литературе. Настольная игра «Узнай произведение по слогану» тому подтверждение. Делитесь на команды, выбирайте поле, угадывайте, какое произведение прячется за тем или иным слоганом. Приятного времяпрепровождения!
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Мамонтов А. С. Кросс-культурный анализ в аспекте рекламоведения // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1. с. 111—116.
Салимовский В.А. Вклад М.Н. Кожиной в развитие лингвистической стилистики и становление речеведения. Медиалингвистика. №2. СПб. 2013. – с.8-32.
Учёнова В. В., Старых Н. В. История рекламы. СПб.: Питер, 2002. – 304 с.
Черкасова Н. В., Нестеренко Е. И., Шведенко П. В. Методы создания эффективной рекламы, располагающей к себе целевых и потенциальных потребителей // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 1. – с. 242.
Розенталь Д.Э., Кохтев Н.Н. Язык рекламных текстов. М.: Высшая школа, 1981. — 127 с.
http://elibrary.ru/projects/subscription/rus_titles_open.asp
http://vestniksamgu.samsu.ru/gum/2000web3/yaz/200031202.html
VI. ПРИЛОЖЕНИЕ. ИГРА «СЛОГАНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ».
Название |
Баллы |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Сказки |
Не уходи от родственников! Там опасность. |
Будь собой! Но платье и туфли приготовь! |
Имидж ничто – жажда всё! Не дай себе засохнуть! |
Летайте самолётами уткофлота! |
Любовь окрыляет. |
|
Мифы |
Быстро и чисто. Геракл. |
Лабиринт не беда, если рядом она. |
Смотри в оба! Если сможешь. |
Собака, которую не вкусно кормят, всегда будет стараться вам досадить. |
Когда не хватает слов, говорит музыка. |
|
Стихотворения |
Просто достань его из воды! |
Спроси у дяди. Он расскажет. |
Развесели сердце, не мёрзни! |
Доверься зову орла! |
Растительность растёт, светило светит, птица летит. |
|
Литературные произведения |
Береги честь смолоду. |
Иногда слова не нужны. |
Как помирить родственников? Мы знаем ответ. |
Мы такие разные. И всё-таки мы вместе. |
Верь в мечту! |
Ответы:
Сказки 10 – Колобок.
Сказки 20 – Золушка.
Сказки 30 – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
Сказки 40 – Лягушка-путешественница.
Сказки 50 – Летучий корабль.
Мифы 10 – Скотный двор царя Авгия.
Мифы 20 – Миф об Ариадне и Тесее.
Мифы 30 – Одиссея. Гомер.
Мифы 40 – Укрощение Цербера.
Мифы 50 – Легенда об Арионе.
Стихотворения 10 – Агния Барто. Мячик.
Стихотворения 20 – М.Ю. Лермонтов.
Стихотворения 30 – А.С. Пушкин. Буря мглою небо кроет…
Стихотворения 40 – А.С. Пушкин. Узник.
Стихотворения 50 – А. Плещеев. Травка зеленеет, солнышко блестит…
Литературные произведения 10 – А.С. Пушкин. Капитанская дочка.
Литературные произведения 20 – И.С. Тургенев. Муму.
Литературные произведения 30 – У. Шекспир. Ромео и Джульетта.
Литературные произведения 40 – А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Онегин и Печорин.
Литературные произведения 50 – А. Грин. Алые паруса.