Приемы мнемотехники как способ изучения словарных слов

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Приемы мнемотехники как способ изучения словарных слов

Бабаева А.Б. 1
1МБОУ "СОШ №48"
Шахбанова П.Г. 1
1МБОУ "СОШ №48"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Существует множество различных методов и способов для построения эффективной речевой деятельности. В данной работе мы хотим обратиться к мнемотехнике, рассматривая ее как надежный механизм для запоминания точной информации и обучения языку в целом.

Мнемотехника позволяет лучше запоминать сложные слова или фразы и способствует качественному сохранению материала, который нужно изучить. Это особенно полезно учащимся, которые могут испытывать трудности в запоминании информации.

В данной работе будут рассматриваться приёмы мнемотехники.

Актуальность данной работы обусловлена неослабевающим вниманием, которое уделяется сегодня культуре речи учащихся, словарному богатству и выразительности языка. В современном мире важно уметь быстрого и правильно запоминать информацию, так как самым ценным ресурсом современного человека является время. И здесь на помощь приходят приемы мнемотехники.

Задачи работы: раскрыть понятие мнемотехники; выявить основные методы мнемотехники; определить наиболее эффективные приёмы запоминания словарных слов; составить дидактический материал по указанной теме.

В работе проведено исследование, новизна которого обусловлена, во-первых, недостаточной изученностью приёмов мнемотехники при изучении словарных слов; во-вторых, необходимостью описания приёмов мнемотехники для запоминания разнонаправленной информации.

Выбор словарных слов в качестве объекта исследования обусловлен тем, что правильное употребление и написание словарных слов говорит о высоком уровне владения языковым материалом, красоте и богатстве языка.

Предметом исследования являются использование приёмов мнемотехники при изучении словарных слов.

Цель данной работы – выявление наиболее эффективных приёмов мнемотехники при изучении словарных слов.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: раскрыть понятие мнемотехники; выявить основные методы мнемотехники; определить наиболее эффективные приёмы запоминания словарных слов; составить дидактический материал по указанной теме.

Были использованы следующие методы исследования: обзор литературы, анализ, классификация.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что исследование и анализ основных приёмов мнемотехники позволяет определить их эффективность при запоминании различной информации.

Практическая значимость работы в том, что она может быть использована при изучении русского языка и литературы: при подготовке к написанию сочинений и других творческих работ, при подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе, при изучении словарных слов как дидактический материал, а также для повышения речевой культуры учащихся.

«Мнемоника (греч. Mnemonіka – искусство запоминания), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций». Слово мнемоника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.)1. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники.

Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт2.

На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Названия всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при воспоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Таким образом, мнемотехника - это учебная техника, призванная помочь учащимся запоминать важную информацию. Она связывает новую информацию с информацией, полученной ранее, посредством использования визуальных и вербальных приёмов. Основные приёмы мнемотехники основаны на использовании «ключевых слов», рифмы или визуальных ассоциаций.

Глава 1. Основные понятия и термины исследования.

1.1 Понятие мнемотехники.

Мнемотехника - это техника, которая служит для более быстрого запоминания информации. Древние греки разработали основные принципы более тысячи лет назад. Сегодня эти принципы используются как для запоминания конкретных слов, так и для того, чтобы помочь запомнить большие объёмы информации (буквенной или цифровой).

С середины 1970-х годов мнемонические методы стали предметом пристального внимания ученых-психологов. Мнемоника включает в себя множество форм, которые можно эффективно использоваться на различных предметах и с учащимися различных способностей3.

Выделяют пять основных приёмов мнемоники: лингвистический, пространственный, визуальный, физическое реагирование и вербальный.

Лингвистическая мнемоника включает в себя такие методы, как метод опорных слов и метод ключевых слов. Данные методы основываются на ассоциировании новых слов, понятий со знакомыми словами или фразами, что способствует более быстрому запоминанию.

Визуальная мнемоника использует изображения или визуализации для создания связи с целевой концепцией (например, символикой, пиктографией).

Вербальная мнемоника включает в себя мнемонику первой буквы, рифмы и песни, а также рассказы.

1.2. Индивидуальные особенности памяти.

У людей являются ведущими различные виды памяти, а потому каналы восприятия и переработки информации неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ. Так, например, визуалы лучше и быстрее запоминают зрительно, аудиалы – на слух, а кинестетики – при помощи двигательных ощущений.

Редко у какого человека все эти виды памяти развиты в равной степени, обычно преобладает какой-то один из них. Поэтому полезно вы­яснить, какая память больше развита, и сознательно стараться «разговаривать» с памятью на удобном для неё языке. То, какой вид памяти является доминирующим, часто отражается на школьной успеваемости. Визуалы с большим трудом воспринимают информацию, когда она предъявляется только на слух (такие ребята часто домашние задания выполняют отлично, а на уроках получают двойки, поскольку даже условие задания не могут воспринять и уж тем более запомнить на слух). Аудиалы, наоборот, испытывают затруднения, если нет возможности услышать информацию (такие ученики часто «бормочут» себе что-то под нос, читая учебник).

Мнемотехника дает возможность не просто прослушать, но и понять объяснение, вызывает интерес, позволяет расширить границы восприятия. Память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию». Зато эта память очень яркая и образная. Запоминание происходит с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально-образная память ребенка.

1.3. Основные принципы мнемотехники.

Мнемонические методы, основанные как на индивидуальной, так и на комбинированной адаптации, будут эффективны при изучении: значения незнакомых словарных слов; стран и их столиц; художников и их картин; людей и даты, связанные с различными изобретениями; научные факты, отношения и процессы.

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук и пр.

Компьютерные технологии открыли для современного человека неограниченный доступ к информации. На одном диске умещается 15 тысяч литературных произведений. Книжные магазины завалены книгами. Но возможности мозга остаются на прежнем уровне и слишком много людей не способны взять эту информацию, потому что не умеют работать с информацией, не умеют быстро читать, запоминать4. Изучив литературу по исследуемой теме, мы пришли к выводу, что мнемотехника – это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации; экономия времени при запоминании; длительное сохранение сведений в памяти; мощная тренировка внимания и мышления; отличная гимнастика для мозга. Кроме этого, благодаря ассоциативным связям мнемотехнических приемов трудный материал преобразуется в доступный и понятный.

Глава 2. Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов

2. 1 Использование визуальных приёмов при изучении словарных слов.

Изучив литературу по исследуемой теме, мы пришли к выводу, что мнемотехника – это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации; экономия времени при запоминании; длительное сохранение сведений в памяти; мощная тренировка внимания и мышления; отличная гимнастика для мозга. Кроме этого, благодаря ассоциативным связям мнемотехнических приемов трудный материал преобразуется в доступный и понятный.

Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов.

Обращение к этимологии слова.

Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы.

Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.

Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.

Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).

Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.

Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.

Классификация приемов мнемотехники: Буквенно-звуковая мнемоника. Рифмовки. Общность ударений. Отнесенность к одному словообразовательному типу. Сказки – ассоциации. Схематично – рисуночная мнемоника. «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника

Мы собрали приемы легкого запоминания материала, которые интересны детям. Вот некоторые приемы мнемотехники, используемые чаще всего при изучении русского языка.

Окно – стекла стеклянные, рамы деревянные, ручки оловянные.

Правило ЮЛИ - дефисное написание слов с –пол (Ю-заглавная, Л- л, И-гласная, например, пол-Москвы, пол-лимона, пол-апельсина)

Мнемонические рифмовки (В трудном словеРАССЧИТАТЬБудем мыдве ССписать. АРАСЧЕТЛИВЫЙ, РАСЧЕТ - Одна буква Ссойдет.)

В словарном слове спряталось другое слово (Взгляни скорей наГОРИЗОНТ: Там междуГОРувидишьЗОНТ! ФИОЛЕТОВЫЙ (в этом словарном слове «спрятались» сразу и ФАМИЛИЯ, и ИМЯ, и ОТЧЕСТВО человека, а сокращенно ФИО. МИЛЛИОН (в этом слове, можно «прочитать» вопрос: «МИЛ ЛИ ОН?». «Опали листья в садике» - это предложение облегчает запоминание словарного слова ПАЛИСАДНИК)

Заучивание словарных слов – исключений из орфографических правил – путем включения их в связный рассказ (Ростовщик Ростислав приехал в Ростов, купил росток и занялся отраслью. Цыган на цыпочках подошел к цыпленку- цыкнул: «Цыц!». Слышишь ШОРОХ? Это ОБЖОРА в куртке с КАПЮШОНОМ с аппетитом ест КРЫЖОВНИК. Шофер ехал по ШОССЕ и ел ШОКОЛАД.

Прием дробления словарного слова на значимые части позволяет подобрать интересную ассоциативную фразу ( В-ОК-ЗАЛ = ОКоло ЗАЛа ожидания есть здание; все, что при-легает к этому залу ожидания, называется вокзалом.

Корни Лаг-лож: - Гуси, гуси! - Га,га,га! - Перед Г пишите А

Наверно, есть мало людей на свете, говорящих по-русски и ни разу не допустивших ошибки в употреблении глаголов одеть и надеть. Простой прием для запоминания:

Одевать Надежду – надевать одежду

Орфоэпия.

Надеваю шо'рты,

Чтобы кушать то'рты.

Если классная звони'т –

Папа за ремнем спешит.

Хватит балова'ться,

Будем улыбаться.

Мы знаем: родительный падеж множественного числа существительных вызывает у ребят, как правило, огромные сложности, а предложенные мнеморифмовки значительно упрощают усвоение материала.

Если в вопросе есть буква с (что сделать?), то глагол совершенного вида. Отсутствие в вопросе с указывает на то, что глагол несовершенного вида.

Этимологический анализ слов (Корабль (сейчас все слово корень). В древние времена корабль, корка, корыто, короб, коричневый были родственниками, поскольку у них единый исторический корень –кор- (от значения кора у дерева). Коричневый корабль –короб, он сделан из коры)

Порядок падежей (Иван рубил дрова, велел тащить пилу).

Для того чтобы запомнить некоторые словарные слова, их достаточно нарисовать. Вместо непроверяемых гласных и согласных можно использовать буквы-рисунки, подобранные на основе ассоциаций. Таким образом устанавливается связь между значением слова и его написанием5. Мы видим это на примере рисунка: Слово «аллея».

2.2 Использование вербальных приёмов при изучении словарных слов.

Связь между словами может усилить рифма, ритм стихотворения. Для того чтобы запомнить, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное, в котором на этот слог ударение падает, без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог

2.3 Использование лингвистических приёмов при изучении словарных слов

Для того чтобы запомнить правописание трудного слова с помощью метода «ключевых слов», нужно:

1) убедиться в правильности написанного слова;

2) подобрать к словарному слову созвучное (ключевое), которое содержало бы некоторую часть запоминаемого слова и в котором орфограмма слышалась бы отчетливо (если орфограммой является гласная, желательно, чтобы на нее падало ударение). Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запомнить две (три) буквы, то к нему надо подобрать несколько созвучных слов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе мы рассматривали приёмы мнемотехники.

Исследование и выявление наиболее эффективных приёмов мнемотехники при изучении словарных слов позволили нам сделать следующие выводы:

1. Мнемотехника — это учебная техника, призванная помочь учащимся запоминать важную информацию. Она связывает новую информацию с информацией, полученной ранее, посредством использования визуальных и вербальных приёмов. Основные приёмы мнемотехники основаны на использовании «ключевых слов», рифмы или визуальных ассоциаций.

Выделяют пять основных приёмов мнемотехники: лингвистический, пространственный, визуальный, физическое реагирование и вербальный.

2. Наиболее распространенными методами мнемотехники являются:

- метод «ключевых слов»;

- метод вербально-изобразительных ассоциаций;

- метод связных ассоциаций;

- мнемоника первой буквы;

- метод связи.

3. При изучении словарных слов наиболее эффективными приемами являются лингвистический и визуальный. Это можно объяснить тем, что современный мир, в котором очень быстро сменяется разнообразная, несистематизированная информация, формирует соответствующее ему мышление (клиповое мышление). Учащиеся лучше воспринимают информацию с помощью короткого, яркого, очень выразительного образа-картинки.

4. Практический выход исследовательской работы – это подбор дидактического материала по теме, что поможет быстрее запоминать словарные слова, а также обогатит словарный запас учащихся.

В дальнейшем мы планируем, основываясь на приёмах мнемотехники, создать максимально полный словарь словарных слов, запоминание которых вызывает больше всего трудностей.

Список литературы

1. Агафонов, В. В. «Неправильные правила» для словарных слов и не только / . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента. — 20 с.

2. Зиганов, М. А., Козаренко, В. А. Запоминание на основе визуального мышления /

5. Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения // Русский язык в школе№ 3.- С. 3-12.

6. Никитина, Т. Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко / . – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 291 с.

7. Челпанов Г. И. О памяти и мнемонике https://psy.wikireading.ru/5062

8. Что такое мнемоника https://ru.wikipedia.org/wiki/Мнемоника 

1 Зиганов, М. А., Козаренко, В. А. Запоминание на основе визуального мышления

2 Зиганов, М. А., Козаренко, В. А. Запоминание на основе визуального мышления

3 Челпанов Г. И. О памяти и мнемонике.

4 Никитина, Т. Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко.

5 Агафонов, В. В. «Неправильные правила» для словарных слов и не только

Просмотров работы: 3