Введение
Актуальность
Способы подачи учебного материала учителями в школах, только недавно начали совершенствоваться. Зачастую многим ученикам скучно сидеть на уроках. Им не интересно слушать учителя, если он просто и сухо рассказывает какой-то материал. В 21 веке многим ученикам хочется больше разнообразия в подаче информации. Как правило ребёнок лучше запоминает информацию, если его мозг постепенно меняет вид деятельности, переходя с одного вида работы на другой. Самому школьнику будет интереснее и любознательнее запоминать школьный материал, если он будет менять форму его выполнения, то есть чтобы его мозг не перегружался одной сплошной волной учебных знаний.
В современном школьном образовании большую популярность начинают набирать так называемые лэпбуки или рабочие листы. Как правило в них вся информация по теме урока собрана кратко и структурированно, в основном собирается вся важная информация. Эти листы удобны и учителям и ученикам. Для учителей они удобны в плане подачи материала и её записи, а для учеников так как всю нужную информацию они могут найти в них очень быстро. Также эти рабочие листы ученики могут после заполнения (если это возможно) вклеить в свою тетрадь и тогда лэпбук не потеряется, а будет всегда в предметной тетради.
В связи с этим, я решила разработать свой урок для изучения темы по физике «Линза. Оптика» и разработать собственный рабочий лист для урока. Основываясь на раннее сказанном, я решила сделать свой урок интересным, качественным, разнообразным и познавательным для школьников 8–9 классов.
Цель проекта: создать информационную презентацию и рабочий лист (лэпбук) по теме: «Линза. Практическое применение линзы» для углублённого изучения темы по предмету физика: «Линза. Оптика»
Чтобы достичь цели, мне необходимо выполнить ряд задач:
Подробно изучить материал по теме исследования.
Изучить информацию о строении телескопа, объектива и микроскопа.
Создать рабочий лист (лэпбук) для урока.
Создать презентацию для урока.
Провести урок.
Проанализировать полученные результаты.
Основываясь на замечаниях, доработать презентацию урока и рабочий лист.
Литературными источниками моей работы стали учебники по физике 8 класса разных годов издания и интернет источники с иллюстрациями.
Своей работой я хотела показать, что изучение физики, раздел оптика может быть увлекательным и творческим.
Глава I. Теоретическая часть
Подбор и анализ материала для теоретической части урока.
Начиная работу над проектом, я изучила некоторое количество учебных материалов для того, чтобы определить какую самую важную информацию мне надо подать и объяснить ученикам. Для этого первым делом я начала изучать нужные параграфы по моей теме в учебнике физики за 8 класс, по которому я учусь в данный момент. Также я использовала некоторые интернет-сайты, направленные на изучение нужной мне темы. Таким образом я выделила основные понятия для моего урока, такие как:
Оптика— раздел физики, изучающий поведение и свойства света, в том числе его взаимодействие с веществом и создание инструментов, которые его используют.
Линза — это прозрачное тело, ограниченное либо двумя сферическими поверхностями, либо одной сферической и одной плоской.
Главная оптическая ось (ГОО) — воображаемая линия, которая проходит через центр линзы и перпендикулярна плоскости линзы. Точка О — оптический центр линзы. Лучи света, которые проходят через эту точку, не будут преломляться.
Фокус линзы (F) — точка, в которой пересекутся лучи, которые проходят параллельно ГОО.
Фокусное расстояние — расстояние от точки F до оптического центра линзы. Измеряется в метрах [м].
Оптическая сила линзы — это величина, характеризующая преломляющую способность линзы. Эта величина зависит от радиусов кривизны сферических поверхностей линзы и от показателя преломления материала, из которого она сделана.
Оптическая сила — это величина, обратно пропорциональная фокусному расстоянию, следовательно ее можно рассчитать в диоптриях по формуле:
D = 1/F [дптр] = [1/м]
Также в рабочий лист я внесла такие картинки:
Рис. 1. Виды линз. Выпуклые и вогнутые |
|
Рис. 2. Изображение фокусного расстояния для каждого вида линз |
|
Рис. 3. Схема линз для построения для каждого вида линз |
|
Рис. 4. Схема строения глаза |
Рис. 5. Картинка очков для задания |
||
Рис. 6. Приборы (объектив, телескоп, микроскоп) как устройства, в которых есть линзы |
Подбор и анализ материала для практической части урока.
Так как свой урок я хочу сделать максимально интересным для учеников, то мне необходимо изучить не только основные понятия, но и практическую работу. Для этого я также воспользовалась учебником по физике 8 класса, где нашла лабораторную работу, подходящую для моего урока, но немного изменила её (рис. 7), так как преимущественно мне нужно всего лишь показать практическое использование самой линзы, и чтобы ученики умели проводить расчёты по только что данным им формулам и материалам.
Рис.7. Лабораторная работа для лэпбука |
Я посчитала, что лабораторной работы для моего урока будет недостаточно, поэтому я решила сама придумать задания, в интерактивной форме, в которых ученики самостоятельно могли бы изучить дополнительный материал по теме урока. Совместно с моим руководителем проекта мы создали такие задания: 1. Первым делом прочитайте информацию на листике, сложенном в гармошку, для выполнения задания, а затем, где вы видите пустое место на картинке в устройстве вам надо в эти места нарисовать правильные типы линз (рис. 2). 2. Сначала прочитайте текст для выполнения задания и после этого приступайте к работе. Вам нужно достать из кармашка несобранный пазл и соответственно по выданной информации собрать этот пазл (рис. 3). 3. Сначала прочитайте текст на бумаге, а затем вам надо будет подписать части микроскопа, которые показаны линиями (рис. 4).
Рис.8. 1 задание на стороне «Б» лэпбука |
Рис. 9. 2 задание на стороне «Б» лэпбука |
Рис. 10. 3 задание на стороне «Б» лэпбука |
Вывод теоретической главы: в этой главе я подобрала теоретический материал, который соответствует целям и задачам проекта. Данный материал я буду использовать при работе над практической частью проекта.
Глава II. Практическая часть
2.1 Разработка рабочего листа (лэпбука).
Рис. 11. Сторона «А» лэпбука |
Для того чтобы я приступила к созданию презентации для урока по своей теме «Линза. Практическое применение линзы» мне необходимо разработать главный и основной инструмент моего урока — это рабочий лист (лэпбук). Изучив подробно материал по моей теме занятия, я отобрала самую важную информацию необходимую для изучения ученикам 8–9 классов. Далее весь собранный материал я структурировала на одном листе А4, так как этот формат является самым удобным для создания рабочего листа и для работы ученикам. (рис. 11, 12, 13)
Рис. 12. Сторона «Б» лэпбука |
|
|
2.2 Разработка презентации урока.
После того, как я сделала свой главный инструмент урока-рабочий лист, мне необходимо сделать презентацию для своего урока (рис. 14. Остальные слайды презентации показаны в Приложении 1) Мне важно было сделать для урока презентацию, так как я учитываю такие понятия, что люди в моём случае дети, как правило, делятся на такие категории по восприятию информации как: визуалы, аудиалы, дигиталы (дискреты) и кинестетики. Это означает, что каждому ребёнку нужен свой подход к изучению материала. И чтобы дети лучше усвоили изученное я решила на своём уроке подавать новую информацию в разных формах её восприятия.
Визуалы — это люди, у которых очень активна зрительно-ассоциативная функция мозга. Для этих учеников лучшим вариантом восприятия информации будет презентация, множество картинок, а также практические работы.
Аудиалы — это люди, у которых доминирующим органом в восприятии окружающего мира является орган слуха. Для таких учеников лучшим способом восприятия информации на уроке, это внимательно слушать учителя или того, кто рассказывает новый материал.
Дигиталы (дискреты) — это люди, у которых восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков и логических доводов. Для такого типа учеников на моём уроке подойдёт заполнение рабочего листа и выполнение практических работ.
Кинестетики — это люди, которые эффективнее воспринимают информацию при помощи прикосновений (тактильным путём), у них доминирующим органом является орган осязания. Для таких учеников на моём уроке подойдёт работа с лэпбуком и практические работы.
Так же так как мой урок рассчитан на учеников 8–9 классов, то всё-таки первым делом надо бы вспомнить материал прошлых уроков и немного «разгрузиться» перед усердной работой. Поэтому я решила, что всё это можно сделать одновременно и в игровой форме. И потому первые слайды моей презентации я сделала под небольшую игру в начале занятия. А далее можно приступить к изучению новой темы.
Рис. 14 |
2.3 Проведение урока
Когда я полностью доделала свой лэпбук и презентацию для урока, мне можно было приступать к проведению своего урока (рис. 15). Сначала мне надо было собрать нужное мне количество учащихся. Изначально я подразумевала, что буду давай свой урок на учениках 8 класса, но так как восьмиклассники ещё не прошли некоторые важные уроки перед моей темой, то дать им свой урок я не могла. Поэтому я со своим руководителем проекта пришли к выводу, что я проведу свой урок девятиклассникам, так как все нужные темы они прошли, да и мой урок для них будет как повторение материала перед ОГЭ по физике. Мы согласовали количество учащихся на мой урок, это шесть человек из 9А класса, некоторые из которых будут сдавать ОГЭ по физике. А также утвердили дату проведения, в которую будет удобно мне и девятиклассникам, это 10 апреля на 7 уроке. Перед началом урока мы с моим куратором решили, что для девятиклассников мой урок будет как внеурочный урок для повторения, изученного ранее, а для меня первое пробное выступления с моим уроком перед классом, в котором я могла бы выяснить у девятиклассников, чего мне надо добавить или исправить в своём материале и подаче урока.
Как говорилось ранее свой урок я начала с небольшой игры, как вступление перед изучением темы. Учащиеся сначала немного стеснялись, но это естественно, так как я им первый раз виду урок, и они меня практически не знают, но постепенно они начали вникать в суть происходящего и всем коллективом начали отвечать на вопросы (рис. 15).
Рис. 15. Начало урока. (Этап погружения в тему) |
Далее мы приступили к изучению темы. Поставили цель и задачи урока.
После того как мы поставили цель и задачи, я приступила к объяснению теоретического материала. Сначала мне было необходимо рассказать ученикам к какому разделу относиться тема линз, это оптика. А далее, чтобы продолжить изучать эту тему, нам надо было разобраться с чем мы будем работать на уроке. Я рассказала им что такое лэпбук и что на уроке мы будем работать только в нём. Вся теория и практические задания записывались в рабочий лист. Ученикам понравилось доставать из конвертиков их рабочие листы, а потом их разворачивать. Приступив к объяснению теоретического материала, я попутно их просила найти какое-то определение или проверить правильно ли оно записано на доске (определения были написаны правильно). Мне было важно взаимодействовать с учениками, во время изучения теории, так как и ученикам будет не скучно, и они же будут более внимательными на уроке.
После того как я объяснила теоретический материал, мы приступили к выполнению первой практической работы, то есть лабораторной работы. На этом этапе ученики немного взбодрились и даже повеселели, так как они начали выполнять командную работу. В их задачу входило прочитать задание, поставить правильно оборудование как было показано у них на картинке, вычислить фокусное расстояние и записать результаты и вычисления в рабочий лист. Девятиклассники разбились на две команды: на команду из девочек и мальчиков. Девочки свою работу выполнили быстрее чем команда мальчиков, но это было связано с тем, что у мальчиков не получалось найти свет, чтобы он правильно преломлялся в линзе (в последующем они сделали это с помощью фонарика). Им даже помогал учитель физики. И они справились. У меня и у команд немного отличались измерения, но погрешность в этом случае учитывалась, поэтому всё было правильно. Ученикам эта небольшая активность понравилась, и они даже стали чувствовать, себя комфортнее в классе, как и я. Так как эта работа смогла расслабить обстановку, между нами.
Далее после выполнения лабораторной работы девятиклассники сели на место, и мы дальше преступили к изучению темы. Изначально мы работали с лэпбуком на стороне «А», а далее приступили ко второй части урока и пришли на сторону лэпбука «Б». Эта часть начинается с того, что ученики смотрят видео про строение глаза, а затем выполняют следующее практическое задание. Как я говорила ранее, чтобы ученикам было не скучно работать на уроке я стараюсь разнообразить вид их мозговой, да и просто деятельности, поэтому чтобы каждый раз они не слушали мои возможно нудные речи с теорией, для них я подготовила видео.
После выполнения второго задания мы перешли к части, где я рассказываю, где в жизни мы всё время встречаем линзы, где и как они используются и как работают. В этой части урока девятиклассники выполняли несколько заданий, которые я им рассказала. Им сначала надо было прочитать информацию на листике, в котором было написано устройство линз в данном приборе и как они работают, а дальше для определённого предмета они выполняли задание. В устройстве объектива им надо было собрать пазл, в устройстве телескопа им надо было нарисовать на пустых местах подходящие линзы, а в устройстве микроскопа подписать недостающие части самого микроскопа.
Это были последние задания. Далее я попросила ребят отдать мне их лэпбуки, так как они нужны мне для итогового проекта, но после проекта я их обязательно им отдам обратно. После этого мы подошли к итогам урока. Я спросила девятиклассников, как им мой урок. Я попросила дать мне их отзыв об уроке, материале, подаче материала и об задания. Я выслушала все отзывы учеников и сделала выводы, чтобы следующие свои уроки были более качественными и увлекательными. Многие ученики мне посоветовали разделить мой один урок на два, так как в нём собрано очень много материала и за один урок его усвоить сложно. Некоторые ученики меня похвалили и сказали, что урок сделан качественно и интересно. Но, конечно, основные замечания были указаны на то, что слишком много материала для одного урока. Поэтому я решила, что если мне предоставиться возможность провести свой урок на восьмиклассниках, то благодаря отзывам девятиклассников, я разделю свой один урок на два занятия.
Выводы практической главы: в этой главе
Я описала, как создавала рабочий лист (лэпбук) для урока.
Как создавала презентацию и на что опиралась при выполнении работы.
Я также рассказала о том, как провела свой урок, как работали ученики.
Какие отзывы они дали о моём уроке.
И сделала на основе этого выводы.
Заключение
В ходе работы над проектом были проанализированы методические материалы необходимые для урока. Также я подробно изучила информацию и строении объектива, микроскопа и телескопа. Был разработан рабочий лист и презентация для урока, соответствующие моей теме.
Моей главной целью было создать информационную презентацию и рабочий лист (лэпбук) по теме: «Линза. Практическое применение линзы» для углублённого изучения темы по предмету физика: «Линза. Оптика». А также сделать свой урок интересным и увлекательным для учеников 8–9 классов.
Удалось провести свой урок на 9 классе. Что помогло мне проанализировать выполненную мною работу. А также отзывы учеников помогли мне доработать презентацию урока и рабочий лист (лэпбук).
Итогом моего проекта является разработанный и проведённый урок в 9 классе «Линза. Практическое применение линзы». Также создан продукт проекта в виде рабочего листа (лэпбука) и информационной презентации.
Список используемой литературы
Перышкин, А.В. Физика: 8 класс: учебник/А.В. Перышкин. —8-е изд., перераб. —М. : Дрофа, 2019.—240с. : ил. — (Российский учебник). ISBN 978-5-358-16917-3
Перышкин А.В. Физика. 8 класс : учебник / А.В. Перышкин. — М. : Издательство «Экзамен», 2021. —217, [1] с. : ил. ISBN 978-5-377-16918-5
Физика. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2022.30 тренировочных вариантов по демоверсии 2022 года : учебно-методическое пособие / под ред. Л.М. Монастырского, Г.С. Безугловой. — Ростов н/Д: Легион, 2021. —400с. —(ОГЭ). ISBN 978-5-9966-1497-4
Интернет источники:
Иллюстрация принципа работы лупы: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2Fc%2Fcb%2FGlass_direct_far.svg%2F1062px-Glass_direct_far.svg.png&lr=2&pos=13&rpt=simage&text=%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B7%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%BB%D1%83%D0%BF%D0%B5
Устройство линзы в телескопе: https://www.yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fsitekid.ru%2Fimgn%2F153%2F61.jpg&lr=2&pos=16&rpt=simage&text=%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B7%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B5
Шаблон презентации:
https://www.slidesacademy.com/ru/powerpoint-templates