Особенности лидерских качеств подростков

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности лидерских качеств подростков

Зубова А.А. 1
1МАОУ "АСОШ №2" ГО "Поселок Агинское"
Чимитова Б.Ц. 1
1МАОУ "АСОШ №2" ГО "Поселок Агинское"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Общество нуждается в гражданах, способных по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой. В условиях современной политической и экономической обстановки в стране наиболее выражена потребность в воспитании нового типа личности — человека, уверенного в себе, умеющего брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества. В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. Современному подростку необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять жизненную позицию, но и активно реализовывать её в рамках определенной деятельности, также по-новому взглянуть на насущные проблемы, вести за собой.

Цель исследования: составление портрета современного лидера подростка

Объект исследования: лидер подросток

Предмет исследования: личностные качества лидера подростка

Задачи исследования:

- провести теоретический анализ литературы поисследуемой проблеме;

- изучить особенности личностных качеств лидера подростка;

- выявить среди подростков лидеров;

- разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию мотивации лидерства у подростков.

Методы исследования: социометрия, тест «Я – лидер», методика «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)», беседа.

В исследовании принимали участие 90 учащихся 7-х классов МАОУ "Агинская средняя общеобразовательная школа №2".

§1. Понятие лидерства

Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией») концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. «Ситуационная теория лидерства» пришла на смену теории черт, которая в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство — продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером [7, c. 145].

Два крайних подхода породили третий вариант решения проблемы, который был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. При таком подходе рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например, длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве. Потому что лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы. Различают: формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

М.Р. Битянова считает, что лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностными нормами, в ней сформировавшимися. И именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер группы. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. Б. Д. Парыгин определяет типологию лидерства по трем основаниям:

а) по содержанию деятельности (лидер- исполнитель, организатор, «мозговой центр»; вдохновитель, выдвигающий задачу; лидер, совмещающий в себе все эти функции);

б) по стилю руководства (авторитарный, демократический и смешанный тип лидерства);

в) по характеру деятельности (лидер может быть универсальным и ситуативным) [23, c. 167].

По сфере взаимоотношений:

а) формальный (или официальный) лидер, выбранный или назначенный на лидерские позиции: староста, комсорг, капитан команды и т. д., официально отвечающий за деятельность данного коллектива;

б) неформальный (или неофициальный) лидер, который обладает общепризнанным авторитетом, хотя и не занимает официальных руководящих позиций;

в) лидер, являющийся и формальным, и неофициальным одновременно [2, c. 156].

Таким образом, лидерство — это искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Лидер выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Остальные члены группы принимают лидерство, т. е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности.

§2. Особенности формирования лидерских качеств у подростков

В современном обществе успех во многом зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому развитие социальной активности, целеустремленности, волевых качеств необходимо начинать уже с дошкольного возраста, особое внимание, уделяя воспитанию уверенности ребенка в собственных силах.

Е. А. Аркин настаивал на том, что проблема лидерства должна быть признана одной из основных при изучении детского коллектива. Дети — лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон жизни. Авторитет таких детей и сила их воздействия на ровесников часто превосходят влияние взрослых. Вряд ли, например, необходимо допускать, чтобы в роли официально избранного лидера коллектива выступал мало авторитарный учащийся, который не пользуется поддержкой своих одноклассников.

Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Таким образом, будучи наиболее авторитетной личностью, лидер реально играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В отличие от руководителя, занимающегося официальной организацией всей деятельности группы и управлением ею, лидер возникает спонтанно в результате психологических отношений, возникающих в группе с точки зрения доминирования — подчинения. Лидер может быть, а может и не быть официальным руководителем группы. Оптимальным является случай совпадения лидера и руководителя в одном лице.

Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда выступает как элемент групповой структуры. Феномен лидерства может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной: при одних обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, при других, напротив, снижаться.

А.С. Залужный, изучая взаимоотношения детей, выявил типологию лидеров, разделив их на ситуативных (лидер — интеллектуал, лидер — организатор, эмоциональный лидер) и постоянных. Он не согласен с тем, что некоторые подростки «от природы» не способны к лидерству, — лидером может быть — и бывает в действительности при соответствующих условиях практически каждый ребенок: сейчас один, в следующий момент другой и т. д. Учитывая совокупность подходов к феномену лидерства в различных ситуациях групповой жизни, выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве. Но, поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером [10, c. 133].

Подростки используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других. Мотивировать их к лидерству может, например, осознание возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией.

Большое значение для формирования мотивации лидерства имеет состав группы, в которой необходимо определить лидера и то какое место в работе группы занимает лидер.

В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. Существует две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играют никакой роли. Вторая точка зрения заключается в том, что и на врожденные способности оказывают влияние условия жизни и характер воспитания. Какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или иной человек, сформировать их на основе определенные способности можно лишь в деятельности. Поэтому чтобы сформировать у ребенка новую черту личности, прежде необходимо создать ситуацию в которой ребенок впервые пережил бы соответствующие данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой личности ребенка.

Лидерские качества закладываются и первоначально воспитываются в семье и школе. Это актуализирует проблему изучения воспитательного потенциала семьи и школы в деле формирования личности ребенка-лидера, так как семья и школа являются институтами, заинтересованными в воспитании лидерских качеств у подростка и способными это осуществить, именно их действия и роль во многом предопределят личностные качества будущего лидера.

В этом возрасте у детей нужно воспитывать стремление к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Основной задача педагогов и родителей заключается в создании особого поля совместной с подростком деятельности, конструктивных отношений с ним, отношений, объединенных общей целью. Современные педагоги и родители должны настроиться работать сегодня в ауре субъективного мира ребенка, усвоив философскую формулу воспитания: взаимопонимание плюс взаимодействие. Результатом такой работы будет грядущий жизненный успех подростка.

Весьма важен в воспитании лидерских качеств творческий подход, т.к. одна и та же черта характера может быть понята по-разному и даже вызвать полярно противоположное к себе отношение в разные периоды психологического развития лидера. Необходимо констатировать, что лидер — это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид (или часть социальной группы) выполняет роль руководителя, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Лидерство  - следствие социальных процессов, подверженное воздействию социальной ситуации, в которую попадает лидер. Люди склонны следовать за тем, кто может стать средством удовлетворения их собственных потребностей.

Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Таким образом, основным двигателем человеческой деятельности является потребность, поэтому для развития лидерского потенциала ребенка необходимо создать условия, которые требуют проявления детской активности. Толчком к развитию лидерских качеств могут стать спортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие ловкости, точности, скорости движений или точности и скорости запоминания и воспроизведения информации.

Роль успеха в развитии личности огромна. Н. Е. Щуркова полагает, что «переживание успеха» приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность [37, c. 68].

Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудача заставляет его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от осознания своей второстепенности. Ю. Е. Лукьянов пишет: «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы».

Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Педагоги и родители должны находить любую возможность похвалить ребенка, поддержать его — это первое условие обеспечения успеха. Детям нравится быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха, поэтому с детьми необходимо провести беседу на тему «Сегодня побежденный, завтра победитель» и подвести к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть! Отрицательный результат тоже результат». Можно рассказать подросткам о нескольких знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытали горечь разочарований.

Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера (лидера во благо) невозможно существование детского коллектива.

Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств личности.

Как известно, в подростковом возрасте человека появляется потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества.

Самоуправление — это способ жизнедеятельности коллектива, обеспечивающий активное участие в решении важных вопросов жизнедеятельности каждого члена коллектива. Это означает раскрытие перед ребенком мира человеческих взаимоотношений во всей его сложности и противоречивости, выделение тех видов взаимодействия, которые ведут к успеху, к самоутверждению.

Таким образом, каждый может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность индивидуальности существенно повышается по мере взросления и приобретения жизненного опыта и профессионального мастерства. Главное определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достижения успеха.

1.    Для начала нужно определиться, зачем тебе  это нужно. Не бывает успешных людей во всем, у тебя должна быть цель, чего ты по-настоящему хочешь в жизни. Лидерство – это ведь только средство.

2.    Определившись с целью, заведи себе тетрадку и каждый вечер записывай, что ты сделал за сегодня, чтобы к ней приблизиться. Это может быть крохотный шаг: разговор, прочитанные страницы книги, выступление с докладом, запись на прослушивание, посещение курсов и т.д. Но ты должн наглядно видеть свое движение вперед.

3.    Будь честным по отношению к себе. Не пытайся прятать, игнорировать или стараться не замечать свои проблемы и недостатки. Поговори со своим внутренним критиком. Напиши на листочке все свои недостатки, честно и откровенно, не стараясь ничего приукрасить, но и не сгущая краски, и подумай, как их можно преодолеть.  Лидер умеет прямо смотреть на свои проблемы, чтобы как можно быстрее прийти к их решению. Совершенных людей не бывает. Да и к тому же, быть идеальным – ужасно скучно!

4.    Продолжай учиться и развиваться! Даже, если тебе кажется, что ты уже прекрасно в чем-то разбираешься, не упускай случая узнать что-нибудь новенькое!

5.    Не бойся открыто высказывать и отстаивать свое собственное мнение.


6.    Умей говорить «нет» как окружающим, так и себе. Это, конечно, очень благородно по первому зову бежать с подружкой выбирать сапоги, делать за кого-то домашнее задание, гулять с чужими собаками в любую погоду и быть всегда готовой выслушивать чужие жалобы и проблемы. Но, к сожалению, с лидерством это не всегда сочетается. Можно быть хороши и отзывчивым другом, но при этом уважать и себя

7.   Умейте быстро принимать решения. Чтобы стать лидером во всем и везде будьте инициативны! Тренируйте её в себе. Человек-лидер – всегда продумывает будущие шаги и рисует в голове схему их воплощения в реальность.

8. Будьте уравновешенными. Какие бы ситуации с Вами не происходили – всегда оставайтесь спокойными. Это одно из самых главных лидерских качеств. Никому не давайте возможности вывести Вас из себя. Выбрасывайте из своей жизни все негативное! Сюда относятся люди с которыми неприятно находиться. Будьте с теми, кто Вам нравиться, тот кто Вам действительно приятен! Знаете, как бы грубо это не звучало, но когда Вы общаетесь с людьми, которые постоянно ноют на свою жизнь – Вы пропитываетесь их проблемами и сами себя опускаем до их уровня! Избегайте таких людей! Всегда думайте головой, а не эмоциями!

9. Будьте ответственными. Есть хороший метод, чтобы понять и развивать свою ответственность: возьмите лист и напишите 10 предложений, которые будут начинаться со слов «Я ответственен за…» Этот метод позволит Вам проанализировать то, за что Вы несете ответственность.

10. Развивайте организаторские способности.

Как только внутри коллектива возникают ссоры  — это может привести к нарушению рабочего процесса. Человек-лидер должен сразу же тушить все возникшие непонимания и конфликты между сотрудниками. Вам нужно учиться объединять людей в одно целое. Сделать это можно с помощью общей цели, идеи.

11. Не ждите у моря погоды, вставайте и ДЕЛАЙТЕ!

3. Экспериментальное исследование

В исследовании принимали участие 90 учащихся 7 классов МAОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №2». Было проведено социометрическое исследование, которое позволило выявить 14 лидеров, что составляет 15,6%. Результаты социометрического исследования по четырем классам представлены в приложении 1.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Методика Е.Жарикова и Е.Крушельницкого позволяет оценить способность человека быть лидером (Приложение 2). В связи с этим мы начали далее изучать лидерские способности у выявленных 14 лидеров. Результаты по методике «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)» представлены в приложении 3. Обобщенный анализ результатов таблице 1.

Таблица1. Результаты диагностики лидерских способностей

№ п/п

Критерии

Кол-во

%

1

Качества лидера выражены слабо

3

21,4%

2

Качества лидера выражены средне

11

78,6%

3

Качества лидера выражены сильно

0

0

4

Человек, как лидер склонен к диктату

0

0

Согласно полученным данным отсутствуют лидеры с ярко выраженными лидерскими способностями. У большинства опрошенных 79% лидерские способности выражены средне. Необходимо отметить, что у 21 % лидеров качества выражены слабо.

У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ организации коллективных дел. Для составления портрет современного лидера подростка и с целью изучения особенностей лидерских качеств мы провели тест «Я – лидер» (приложение 4). В приложении 5 представлены индивидуальные результаты по тесту. В таблице 2 представлены обобщенные результаты.

Таблица2. Результаты теста «Я – лидер»

№ п/п

Критерии

Балл

Ранг

1

A – умение управлять собой

18,2

III

2

Б – осознание цели

17,4

V

3

В – умение решать проблемы

17,8

IV

4

Г – наличие творческого подхода

17,0

VIII

5

Д – влияние на окружающих

17,2

VI

6

Е – знание правил организаторской работы

17,1

VII

7

Ж – Организаторские способности

18,4

II

8

З – умение работать с группой

20,9

I

Для более детального анализа полученные данные были проранжированы. Почти у всех обследованных участников первое ранговое место занимает умение работать с группой, на втором месте организаторские способности и на третьем умение управлять собой. Последние ранговые места занимают: наличие творческого подхода, знание правил организаторской работы и влияние на окружающих.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило актуальность данной проблемы. В подростковом сообществе нами методом социометрии было выявлено лишь небольшое количество лидеров 16%. При этом ни один из выявленных лидеров не имеет ярко выраженных лидерских способностей. Основными едиными характеристиками лидеров является умение работать с группой, организаторские способности и умение управлять собой. Портрет современного лидера подростка 7 класса имеет следующие черты: спокойный, общительный, умеющий контролировать себя, не конфликтный, толерантный. Бытующее мнение о том, что лидер – уверенный, целеустремленный человек, который может влиять на людей, вести за собой, решать проблемы не подтвердилось в нашем исследовании. Это мы объясняем возрастными особенностями и особенностями адаптации современных детей. Уверенные, целеустремленные, имеющие своё мнение подростки в возрасте 13-14 лет не всеми принимаются.

Заключение

Сегодня, как никогда нашему обществу требуются лидеры, которые способны определить вектор развития нашей страны. Актуальность исследования подтверждает подростковый возраст, который наиболее благоприятен для развития лидерских качеств.

Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, и лидер, призван стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Лидер выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Лидер подросток в процессе взаимоотношений влияет на класс, в котором он находится. Осознание групповой принадлежности, солидарности, дружеской взаимопомощи  дает подростку чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Отношение класса к конкретным ученикам строится на основе непосредственного влияния личности лидера, так как он пользуется огромным авторитетом.

Становление лидера и развитие класса это непрерывный и неразъединимый процесс. В ходе межличностных отношений, с момента образования класса, определяется статус каждого ученика.

Наше исследование выявило необходимость формирования лидерских качеств у современных подростков.

Для работы с лидерами согласно которой каждый подросток строит планы на будущее, стремится к росту и достижению все новых и новых успехов. Это стимулирует его деятельность, наполняет жизнь радостью достигаемых успехов.

Проведенное исследование подтвердило актуальность данной проблемы. В подростковом сообществе нами методом социометрии было выявлено лишь небольшое количество лидеров 16%. При этом ни один из выявленных лидеров не имеет ярко выраженных лидерских способностей. Основными едиными характеристиками лидеров является умение работать с группой, организаторские способности и умение управлять собой. Портрет современного лидера подростка 7 класса имеет следующие черты: спокойный, общительный, умеющий контролировать себя, не конфликтный, толерантный. Бытующее мнение о том, что лидер – уверенный, целеустремленный человек, который может влиять на людей, вести за собой, решать проблемы не подтвердилось в нашем исследовании. Это мы объясняем возрастными особенностями и особенностями адаптации современных детей. Уверенные, целеустремленные, имеющие своё мнение подростки в возрасте 13-14 лет не всеми принимаются. Нами разработаны рекомендации по развитию лидерских качеств.

Список литературы

1. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников. М.: Изд. центр «Академия», 2012. — 208с.

2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 2011. — 224с.

3. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. — 2014. — № 1. — С. 25 — 34.

4. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд — во Моск. Ун-та, 2009. — 200с.

5. Ветрова В. В. Ребенок и его психологическое здоровье. М.: Пед. общество России, 2010. — 192с.

6. Возрастные особенности психического развития детей. / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: ПИТЕР, 2012. — 138с.

7. Волков Б. С. Психология подростка. М.: Изд. Педагогическое общество России, 2011. — 340с.

8. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина, 2012. — 301с.

9. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 2009. — 168c.

10. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Издательство «Речь», 2009. — 256с.

11. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. М.: Изд. центр «Академия», 2011. — 288с.

12. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств. / Под ред. С. В. Тетерского. — М.: АРКТИ, 2014.- 96с.

13. Карабанова О. А. Игры психологической коррекции. М.: Владос. — 2013. — 185с.

14. Карделл Ф. Психотерапия и лидерство. / Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2010. — 390с.

15. Клюева Н. В. Учим детей общению. М.: Академия, 2011. — 323с.

16. Кричевский Р. Л. Феномен идентификации в лидерстве у старшеклассников // Социально-психологические проблемы личности и коллектива. — Ярославль: ЯрГУ, 2012. С. 122−126.

17. Кон И. С. Психология подростка. М.: Просвещение, 2014. — 178с.

18. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Издательство «Институт практической психологии», 2010. — 335с.

19. Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2011. — 190с.

20. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2012. — 582с.

21. Маркова М. Ю. Развитие лидерских качеств и организаторских способностей в детском общественном объединении. М.: Изд. Просвещение, 2014. — 142с.

22. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2008. — 248с.

23. Морозов А. В. Социальная психология. М.: Академический проект, 2009. — 340с.

24. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М.: Академия, 2011. — 448с.

25. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М.: Т Ц Сфера, 2010. — 512с.

26. Платонов Ю. П. Социальная психология поведения. СПб.: Питер, 2013. — 464с.

27. Платонов Ю. П. Путь к лидерству. СПб.: Речь, 2011. — 348с.

28. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ власти. Т.2. Хрестоматия.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 204.- 576с.

29. Смекалова Е. М. Школа лидерства: Методические рекомендации. М.: Т Ц Сфера, 2011. -96с.

30. Сбитнева В. Б. Возможности технологии социального проектирования в развитии лидерских качеств подростков. М.: МГУ, 2012. — 116с.

31. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М.: Академия, 2011. — 216с.

32. Тришкина А. Педагогический опыт «Я — лидер». // Дополнительное образование и воспитание. 2014. — № 4(78). С. 38−46.

33. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. / Пер. с нем. — М.: Генезис, 2011. — 160с.

34. Фридман Л. П. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Академия, 2013. — 210с.

35. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М. :ВЛАДОС, 2010.- 544с.

36. Школа лидера: цикл учебно-развивающих занятий для старшеклассников областного лагеря старшеклассников имени А. Н. Лукошкина «Комсорг» / Под ред. А. И. Тимонина, Л. И. Тимониной. — Нижний Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2008. — 88с.

37. Шувалов А. В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей. // Вопросы психологии. — 2011. — № 4. — С. 66 — 69

Приложение 1

Уважаемые школьники просим Вас принять участие в исследовании!

Напишите ваше ФИО ____________________________________

Ответьте на вопрос с кем из класса вы бы хотели вместе учиться в одном классе, если вдруг предстоит переход в новую школу. Выберите 4 учеников

  1. _________________________________

  2. _________________________________

  3. _________________________________

  4. _________________________________

Ответьте на вопрос кого из класса вы считаете лидером и почему

_____________________________________, потому что ___________________________ _____________________________________

Приложение 2

ДИАГНОСТИКА ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (Е.ЖАРИКОВ, Е. КРУШЕЛЬНИЦКИЙ)

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? 
   1. да; 
   2. нет. 
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? 
   1. да; 
   2. нет. 
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? 
   1. да; 
   2. нет. 
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников? 
   1. да; 
   2. нет. 
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо? 
   1. да; 
   2. нет. 
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? 
   1. да; 
   2. нет. 
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»? 
   1. да; 
   2. нет. 
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность? 
   1. да; 
   2. нет. 
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми? 
   1. да; 
   2. нет. 
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас? 
   1. да; 
   2. нет. 
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? 
   1. да; 
   2. нет. 
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? 
   1. да; 
   2. нет. 
13. Считаете ли вы себя мечтателем? 
   1. да; 
   2. нет. 
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами? 
   1. да; 
   2. нет. 
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов? 
   1. да; 
   2. нет. 
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы: 
   1. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого; 
   2. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца. 
17. Какое из двух мнений вам ближе? 
   1. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем; 
   2. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам. 
18. С кем вы предпочитаете работать? 
   1. с покорными людьми; 
   2. с независимыми и самостоятельными людьми. 
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? 
   1. да; 
   2. нет. 
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? 
   1. да; 
   2. нет. 
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? 
   1. да; 
   2. нет. 
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите? 
   1. предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас; 
   2. просто не будете ничего делать, рассчитывая на других. 
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она? 
   1. да; 
   2. нет. 
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других? 
   1. да; 
   2. нет. 
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать? 
   1. да; 
   2. нет. 
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер? 
   1. самый компетентный человек; 
   2. тот, у кого самый сильный характер. 
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей? 
   1. да; 
   2. нет. 
28. Уважаете ли вы дисциплину? 
   1. да; 
   2. нет. 
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее? 
   1. тот, который все решает сам; 
   2. тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других. 
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете? 
   1. коллегиальный; 
   2. авторитарный. 
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами? 
   1. да; 
   2. нет. 
32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас? 
   1. человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет; 
   2. человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый. 
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны? 
   1. промолчите; 
   2. будете отстаивать свое мнение. 
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь? 
   1. да; 
   2. нет. 
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело? 
   1. да; 
   2. нет. 
36. Что бы вы предпочли? 
   1. работать под руководством хорошего человека; 
   2. работать самостоятельно, без руководителей. 
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов? 
   1. согласен; 
   2. не согласен. 
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности? 
   1. да; 
   2. нет. 
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими? 
   1. да; 
   2. нет. 
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями? 
   1. опускаете руки; 
   2. появляется сильное желание их преодолеть. 
41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают? 
   1. да; 
   2. нет. 
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки? 
   1. да; 
   2. нет. 
43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию? 
   1. введу нужные изменения немедленно; 
   2. не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю. 
44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо? 
   1. да; 
   2. нет. 
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? 
   1. да; 
   2. нет. 
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся? 
   1. да; 
   2. нет. 
47. Кем бы вы предпочли стать? 
   1. художником, поэтом, композитором, ученым; 
   2. выдающимся руководителем, политическим деятелем. 
48. Какую музыку вам приятнее слушать? 
   1. могучую и торжественную; 
   2. тихую и лирическую. 
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми? 
   1. да; 
   2. нет. 
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? 
   1. да; 
   2. нет. 

Приложение 3.

Результаты ДИАГНОСТИКИ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (Е.ЖАРИКОВ, Е. КРУШЕЛЬНИЦКИЙ)

Балы

Качества лидера

1

30

Выражены средне

2

25

Выражены слабо

3

34

Выражены средне

4

21

Выражены слабо

5

30

Выражены средне

6

26

Выражены средне

7

30

Выражены средне

8

35

Выражены средне

9

24

Выражены слабо

10

32

Выражены средне

11

29

Выражены средне

12

32

Выражены средне

13

34

Выражены средне

14

33

Выражены средне

Приложение 4

Тест «Я-лидер»

Вопросы:

  1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

  2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.

  3. Я знаю, как преодолевать трудности.

  4. Люблю искать и пробовать новое.

  5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.

  6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

  7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

  8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

  9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.

  10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

  11. Я хорошо планирую своё время и работу.

  12. Я легко увлекаюсь новым делом.

  13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

  14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

  15. Ни один человек не является для меня загадкой.

  16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

  17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

  18. Для меня важно достижение цели.

  19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

  20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

  21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

  22. У меня всегда всё получается.

  23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

  24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.

  25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

  26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

  27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

  28. Принимая решение, перебираю различные варианты.

  29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

  30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

  31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.

  32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

  33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

  34. Я никогда не поступал так, как другие.

  35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

  36. Я никогда не поступал так, как другие.

  37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

  38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

  39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

  40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

  41. Никто и никогда не испортит мне настроение.

  42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.

  43. Решая проблемы, использую опыт других.

  44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.

  45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

  46. Я умею контролировать работу моих товарищей.

  47. Умею находить общий язык с людьми.

  48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

Бланк ответов

Уважаемые участники мы проводим изучение личностных качеств учащихся с лидерскими способностями. Просим Вас ответить на вопросы анкеты (ответы вписать в карточку)

Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0».

Карточка для ответов теста «Я – лидер»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

Приложение 5

Результаты по тесту «Я – лидер»

 

A – умение управлять собой

Б – осознание цели

В – умение решать проблемы

Г – наличие творческого подхода

Д – влияние на окружающих

Е – знание правил организаторской работы

Ж – Организаторские способности

З – умение работать с группой

 

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Балл

Ранг

1

14

V

13

VI

16

II

16

II

16

II

11

VIII

13

VI

22

I

2

17

III

18

II

13

VIII

15

VI

17

III

16

V

15

VI

19

I

3

16

III

12

VIII

15

V

20

II

16

III

14

VII

15

V

22

I

4

18

VI

20

III

22

I

20

III

18

VI

18

VI

20

III

22

I

5

23

I

19

V

21

II

19

V

17

VIII

21

II

20

IV

19

V

6

18

I

16

V

16

V

11

VIII

17

III

15

VII

18

I

17

III

7

9

VII

11

IV

13

II

15

I

10

VI

11

IV

8

VIII

13

II

8

22

V

23

II

23

II

18

VII

16

VII

23

II

20

VI

24

I

9

15

VII

17

III

17

III

15

II

16

V

18

V

21

II

24

I

10

20

III

21

II

18

VI

19

IV

19

IV

18

VI

21

II

22

I

11

19

VIII

20

VI

18

VIII

22

IV

23

II

21

V

23

II

24

I

12

19

VIII

18

III

14

VI

11

VII

17

IV

16

V

21

I

20

II

13

24

I

21

IV

20

VI

22

II

17

VIII

21

IV

20

VI

22

II

14

21

V

15

VII

23

I

15

VII

22

III

17

VI

22

III

23

I

Ср.зн.

18.21

 

17.4

 

17.8

 

17.0

 

7.21

 

17.14

 

18.4

 

20.9

 
Просмотров работы: 14