Перспективы развития удаленной работы на современном рынке труда

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Перспективы развития удаленной работы на современном рынке труда

Сультимова А.Б. 1
1МАОУ «Агинская СОШ №2», ГО п. Агинское
Батоцыренова Б.Б. 1
1МАОУ «Агинская СОШ №2», ГО п. Агинское
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Продолжением процессов глобализации, начавшиеся в конце ХХ века, стало поступательное и всеобщее проникновение цифровых технологий во все сферы экономической жизни. Под их воздействием на мировых и национальных рынках происходят значительные преобразования, изменяются место и структура традиционных отраслей экономики, появляются новые точки роста, формируются новые потребности. Применение цифровых технологий в различных сферах деятельности современного человека позволяет значительно упростить и ускорить работу людей.

Обозначенные тенденции затрагивают и изменения национального рынка труда. В этих условиях появляются и развиваются новые формы трудовой занятости населения, одной из которых в настоящее время выступает удаленная работа1. Несмотря на то, что она возникла уже достаточно давно, но именно информатизация и широкое применение цифровых технологий практически во всех сферах экономической деятельности, придает ей новую направленность, но и создает новые возможности и открывает перспективы для современного человека. Так же сложившаяся ситуация с пандемией короновируса ярко показала потребность в удаленных сотрудниках для компаний, организаций, сформировала новую реальность, и удаленная работа стала не просто трендом, а необходимостью, которая принесла с собой ряд изменений в Трудовом кодексе.
На сайтах по поиску работы все чаще появляются вакансии и резюме, связанные с удаленной работой, что свидетельствует о росте интереса к ней. А значит, все больше компаний готовы предоставлять удаленные рабочие места, все больше людей готовы работать удаленно.

Таким образом, целью работы является изучение перспективы развития удаленной работы на российском рынке труда на основе исследования профессиональных предпочтений учащихся старших классов, будущих специалистов, в условиях развития информационно-коммуникационных и цифровых технологий.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. Ознакомиться с теоретическими основами понятия «удаленная работа»;

  2. Изучить историю возникновения удаленной работы;

  3. Выделить этапы развития практики удаленной работы в России и за рубежом;

  4. Определить преимущества и недостатки удаленной работы;

  5. Рассмотреть разновидности удаленной работы;

  6. Провести анкетирование среди учащихся старших классов школ поселка и гимназии;

  7. Сравнить и проанализировать полученные результаты;

  8. Показать важность данного исследования для работодателей при организации удаленных рабочих мест.

В ходе исследования применялись такие методы, как сбор и обобщение материала, онлайн - анкетирование (см. приложение 1), сравнение и анализ.

Гипотеза. Если удаленная работа привлекает учащихся старших классов, будущих специалистов, то она имеет перспективы развития на современном рынке труда.

Объект исследования. Удаленная работа.

Предмет исследования. Перспективы развитияудаленной работы на современном рынке труда на основе исследования профессиональных предпочтений учащихся старших классов общеобразовательных школ поселка Агинское и окружной гимназии

В данной работе проводились сбор и обобщение теоретического и исторического материалов, анкетирование учащихся старших классов общеобразовательных школ и гимназии, сравнение результатов и анализ.

При написании данного исследования основывался на труды Слепова А. В. «Дистанционный труд. Как перевести офисных сотрудников на удаленную работу», Стребкова Д. О. «Развитие русскоязычного рынка удаленной работы», Шендрика И. «Удаленная работа – мечта или наказание?», Дацко Е. «Удалённая работа: раскладываем по полочкам» и др.

Новизна исследования. До нас уже проведены различные исследования, опрос среди работающей категории граждан по поводу удаленной работы. Не исследован вопрос об удаленной работе, как перспективного направления организации труда, на основе исследования профессиональных предпочтений учащихся старших классов общеобразовательных школ поселка Агинское и окружной гимназии, как будущих специалистов.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть интересны для изучения, полезны для работодателей при организации удаленных рабочих мест и для государственной законодательной власти при принятии правовых норм, регулирующих трудовые отношения между работодателем и удаленным сотрудником.

Глава I

1.1 История возникновения удаленной работы

История концепции удаленной работы насчитывает четыре десятилетия и разработал ее Джек Ниллес2. В 1972 году Джек поступил в Южнокалифорнийский университет, где впервые начал свои исследования по дистанционной работе. В 1972 году он высказал идею, что не обязательно держать работников в офисе, так как современные средства связи позволяют поддерживать контакт между сотрудниками на расстоянии. Чтобы проверить свою теорию на практике, он ставил эксперименты в Университете Южной Калифорнии, по результатам которых составил доклад и получил финансирование от американского национального научного фонда.

Власти проявили интерес к развитию идеи удаленной работы, увидев в ней решение транспортных проблем, остро стоявших в городах.

Период 1980-х годов - период экспериментов. Джек Ниллес продолжает изучать научную сторону удаленной работы, а Фрэнк Скифф3 и Дэвид Флемминг4 начинают изучать практическую сторону: они внедряют удаленную работу в министерства и ведомства США.

Период с 1990 по 2000 гг. во всех федеральных агентствах США часть сотрудников переводят на удаленную работу. В США и Европе организуются форумы и конференции по удаленной работе.

Период с 2000 года – по настоящее время: период бурного развития индустрии удаленной работы и превращения ее в существенную составляющую жизни развитого информационного общества. В этот период удаленная работа распространяется не только на государственный, но и на частный сектор экономики. Все больше компаний переводят своих сотрудников на удаленную работу.

Развитие практики удаленной работы в России можно разделить на несколько этапов.

Первое появление удаленной работы в России связано с экономическим кризисом 1990 - х годов ХХ века. Он затронул многие сферы деятельности в странах бывшего СССР, в результате чего выросла безработица. Люди не могли найти постоянную работу, поэтому большинство безработных стали находить себе временную работу. Сейчас такое явление называется фриланс5. Но в то время, так как не было четкой системы удаленной работы, фриланс не стал популярным и практически исчез, когда экономическая ситуация в стране начала налаживаться.

Период с 2008 по 2010 год - второй этап развития практики удаленной работы в России. Из-за очередного экономического кризиса начал снижаться уровень зарплат, этот процесс затронул даже высокооплачиваемые и необходимые профессии. Аналогично западным компаниям 1990-х годов, российские предприниматели стали искать способы сократить расходы и пришли к выводу, что самым выгодным способом станет именно снижение заработной платы, сокращение персонала или перевод части сотрудников на работу из офиса в дом, как сделали многие зарубежные компании, осуществляющие свою деятельность в России. В результате многие квалифицированные специалисты были вынуждены пробовать себя в качестве удаленных работников. Наибольший спрос на тот период имели экономисты и бухгалтера, которые и выявили что удаленное сотрудничество – это оптимальный симбиоз расходов и необходимой работы.

Экономический кризис миновал, а число удаленных работников продолжало расти. Как результат, в 2013 году в России предусмотрено регулирование удалённой работы в Трудовом Кодексе РФ в главе 49.1. В этой главе нет понятия «удаленная работа». Вместо него используется понятие «дистанционная работа». С этого момента взаимоотношения между организацией и удаленными работниками регулируются на законодательном уровне. Период с 2013 года по настоящее время можно определить, как период интенсивного развития удаленной работы в России. Сейчас не только многие зарубежные компании, имеющие представительства в РФ, но и российские компании переводят часть своих сотрудников на удаленную работу. И с каждым годом число таких сотрудников растет.

Как видно из этапов развития удаленной работы, в России этот процесс происходил со многими отличиями от зарубежных стран. Для стран США и Европы причиной появления удаленной работы стала транспортная проблема во многих городах, в России – экономические кризисы, в результате которых люди рассматривали не традиционную форму занятости, а фриланс. Соответственно и дальнейшее развитие пошло разными путями. Очевидно, что интенсивность развития удаленной работы в нашей стране отстает. Поэтому, вполне ожидаемо, что успешный опыт внедрения удаленной работы западных стран будет применяться в России с учетом нашего менталитета.

Для того чтобы понять, что же такое удаленная работа обратимся к определениям отечественных авторов.

И. Шендрик считает, что удаленная работа – это форма трудовых отношений, характеризующаяся выполнением работником своих обязанностей вне офиса6.

А.В. Слепов7 пишет, что удаленная работа – это выполнение определенной трудовым договором трудовой функции, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно - телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет":

  1. вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности);

  2. вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя.

Автор первого определения делает акцент на местоположение сотрудника, не затрагивая вопрос взаимодействия руководителя и его подчиненного.

Более точным является второе определение, так как оно отражает основные моменты, связанные с удаленной работой.

1.2. Особенности удаленной работы,

отличающие этот вид занятости от традиционной работы в офисе

  • Местоположение сотрудника в рабочее время. При традиционной организации труда сотрудник в течение всего своего рабочего дня должен находиться на своем рабочем месте в офисе, если его должностные обязанности не подразумевают разъезды по рабочим вопросам. В то время как удаленный работник работает вне офиса: дома, в кафе или других общественных местах.

  • График работы. У офисного сотрудника есть строгий график работы, обычно это пятидневная рабочая неделя с восьмичасовым рабочим днем. У удаленного сотрудника в трудовом договоре может быть прописан четкий график работы, но чаще всего обозначено время, когда он должен выходить на связь и отчитываться о проделанной работе. Все остальное рабочее время он может регламентировать сам.

  • Взаимодействие с коллегами и начальством. Чаще всего офисный сотрудник взаимодействует со своими коллегами и начальством лично, в то время как удаленный работник принимает участие в планерках по видеосвязи, если это необходимо.

  • Дресс-код. В большинстве компаний есть дресс-код, которого офисные сотрудники обязаны придерживаться, в то время как удаленный сотрудник должен это делать только во время видеосвязи с коллегами и руководителем, либо дресс-кода для него нет.

1.3. Классификация удаленной работы,

разработанная Европейской организацией удаленной работы

  1. Удаленная работа на дому. Под эту деятельность подпадают работники, которые, по крайней мере, один день в неделю работают дома, а не на своем рабочем месте, используя компьютер и телекоммуникационные связи для взаимодействия с коллегами из дома. При этом если удаленная работа занимает свыше 90% всего рабочего времени, то таких работников рассматривают как постоянных удаленных сотрудников. Если менее 90%, но более одного дня в неделю — как временных.

  2. Мобильная удаленная работа. Требует нахождения за пределами своего рабочего места и вне дома, по меньшей мере, 10 часов в неделю, как правило, это служебные поездки. Такие условия труда давно уже стали традиционными; для превращения же их в удаленную работу необходимо, чтобы в течение всего этого времени работник пользовался компьютерными коммуникационными соединениями.

  3. Удаленная работа в специальных центрах — телекоттеджах, которые обеспечивают людей по месту жительства возможностями обучения, а также высокопроизводительными ИКТ. Чрезвычайно эффективна, когда между домом и офисом значительное расстояние: каждый сотрудник добирается до того телецентра, который является наиболее удобным для него.

  4. Удаленная работа для самозанятых в малых офисах — домашних офисах. Представляет собой комбинацию самозанятости и удаленной работы, при которой самостоятельные и независимые работники, рабочее место которых находится дома, в малом офисе или его как такового не существует, интенсивно используют в своей деятельности ИКТ.

1.4. Преимущества и недостатки удаленной работы

В таблице №1 представлены основные преимущества и недостатки удаленной работыдля работодателя и сотрудника.

Персонал

Преимущества

Недостатки

Работодатель

Удаленный сотрудник более мотивирован

Выбор соискателя не ограничивается одним городом, страной

Экономия расходов на аренде рабочего места, города;

Сложность организации взаимодействия

Кадровая служба должна быть готова к процедуре официального оформления удаленных сотрудников

Сложность пересылки кооперативной информации

Сотрудник

Свобода перемещения

Удобное рабочее место, нет лишних отвлечений от

рабочего места

Экономия времени на дорогу и сборы

Поиск хорошего интернета и оборудования

Расходы на воду, электроэнергию и интернет оплачиваются самостоятельно

Возможно не будет новогодних и других подарков

Как видно из приведенной выше таблицы, все недостатки удаленной работы – временное явление. Организовать грамотную работу с удаленными сотрудниками, скоординировать перемещение информации между удаленными сотрудниками и офисом, налаживание быстрой работы по кадровым вопросам – дело временное. Если посмотреть на достоинства удаленной работы для компании, то безусловная экономия на аренде помещений, изнашивании оборудования будет большим преимуществом. Удаленный сотрудник более мотивирован к работе, чем офисный сотрудник, так как у него нет нужды «высиживать» на рабочем месте до конца рабочего дня, «растягивая» время своей работы.

1.5. Удаленные профессии, востребованные на рынке.

Таблица №2

Программист

Оператор call-центра

WEB-дизайнер

Диспетчер

Менеджер проектов

Специалист по партнеркам

Копирайтер, рерайтер, писатель

Разработчик мобильный приложений

Арбитражник

Корректор

Менеджер по продажам

Редактор

Интернет-маркетолог

Графический дизайнер

Инфобизнесмен

Дизайнер компьютерных игр

Директолог (контекстная реклама)

Ландшафтный дизайнер

Администратор социальных сетей

Дизайнер одежды и аксессуаров

Переводчик

Ретушер, коллажист

Контент-менеджер

Иллюстратор

Верстальщик сайтов

Визуализатор

PR менеджер

Архитектор

Дизайнер интернета

Разработчик игр

Удаленный бухгалтер

Web-аналитик

Специалист по техподдержке

Тестировщик

Онлайн-консультант (интернет-магазин)

Видеомонтажер

Консультант - специалист

Финансовый консультант

Юрист

Транскрибатор

Как видно из таблицы, разновидностей удаленных профессий, востребованных на рынке достаточно. Благодаря развитию технических возможностей, профессий, позволяющих работать удалённо, с каждым годом будет становиться всё больше. И с каждым годом такие специалисты будут требоваться все чаще.

Чтобы ответить на вопрос, на сколько удаленная работа является перспективным направлением на современном рынке труда, было решено провести исследование.

Глава II

Результаты социологического исследования

В исследовании принимало участие 70 учащихся 10-11классов общеобразовательных школ поселка Агинское и окружной гимназии, которые стоят перед выбором будущей профессии.

Было проведено анкетирование на выявление профессиональных предпочтений респондентов и их знаний и интереса, связанных с удаленной работой. Анкетирование состояло из шести вопросов, проведенных на многофункциональном онлайн - конструкторе тестирования и обучения «Onlinetestpad» (приложение 1).

Результаты анкетирования показали, что учащиеся выбирают разные отрасли. 16% учащихся старших классов хотели бы работать в творческой сфере, 13% - в области юриспруденции, 10% - в отрасли финансов, бизнеса, экономики и в отрасли продажи, закупки и торгового дела. Но и есть отрасли с наименьшим выбором: это образование и строительство.

Рейтинг предпочтений показал, что сами школьники склонны выбирать профессии, знакомые большинству. Они отдают предпочтение престижным занятиям. Тем, где не требуется тяжёлый физический труд, и для которых чаще всего необходим высокий уровень подготовки. Безусловный лидер — профессия бизнесмена. Её выбирает самое большое число. Так же респонденты делают выбор в пользу юриспруденции, маркетинга и спорта. Заметными являются врачебные специальности, регионоведа, полицейского, артиста и пилота гражданской авиации. Малый процент выбора профессии программиста, и скорее всего, это связано с требованиями, которые предъявляют ВУЗы к абитуриентам. Несмотря на то, что введён ЕГЭ по информатике, для поступления на факультеты, ведущие к профессии разработчика, требуются высокие баллы по профильной математике.

Абсолютное большинство школьников выбирает профессию, опираясь на собственные предпочтения и интересы, а не на мнение близких или информацию из СМИ. При этом указывают значение профессии в обществе, уровень заработной платы, престиж и сложность профессии.

Можно сделать вывод, что учащиеся старших классов понимают, что выбранные ими профессии могут быть адаптированы под удалённую работу, и так же, что есть профессии, для которых требуется профессиональная подготовка, которые требуют знаний, опыта, навыков, невозможных применить в удаленной работе. Например, пилот гражданской авиации, полицейский, врач.

Удаленная работа привлекает респондентов, и многие выпускники рассматривают ее как реальную альтернативу офисной. Почти половина опрошенных - 46%, предпочитает удаленную работу. При этом они приводят такие аргументы, как спокойная обстановка, возможность распоряжаться своим временем, работать с любой точки мира, свободный график работы, больше комфорта, возможность больше времени проводить со своими родными, удобство, экономия, меньше расходов на дорогу.

51% опрошенных выбирают стационарную работу, 3% еще не определились с выбором.

Таким образом, результаты анкетирования показывают, что учащиеся выбирают самые разные отрасли. Рейтинг предпочтений показывает, что сами школьники склонны выбирать профессии, знакомые большинству. Они отдают предпочтение профессиям, где не требуется тяжёлый физический труд, и для которых чаще всего необходим высокий уровень подготовки. Абсолютное большинство школьников выбирает профессию, опираясь на собственные предпочтения и интересы, а не на мнение близких или СМИ. Учащиеся старших классов понимают, что выбранные ими профессии могут быть адаптированы под удаленную работу. Удаленная работа привлекает респондентов, и многие выпускники рассматривают ее как реальную альтернативу офисной. Почти половину опрошенных, 46%, привлекает удаленная работа.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что удаленная работа в России имеет большие перспективы на национальном рынке труда.

Гипотеза о том, что удаленная работа является перспективным направлением на современном рынке труда, по результатам исследования профессиональных предпочтений учащихся старших классов общеобразовательных школ поселка Агинское и окружной гимназии, как будущих специалистов, подтвердилась.

Но для успешного развития удаленной работы необходимо гибкое регулирование трудовых отношений между работодателем и удаленным сотрудником на основе Трудового кодекса. 6  июня 2020 года в Государственную Думу на  рассмотрение был внесен законопроект № 973264-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы». Изменения коснулись главы 49.1. «Особенности регулирования труда дистанционных работников». 21 июля 2020 г. Государственная Дума на пленарном заседании в первом чтении приняла законопроект об особенностях регулирования дистанционной работы и 26 ноября 2020 года приняла в третьем чтении. А 2 декабря 2020 годаСовет Федерации одобрил законопроект об удалённой работе. Таким образом, Федеральный закон от 8 декабря 2020 года № 407-ФЗ «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» начнет действовать с 1 января 2021 года. Закон предусматривает совмещение удалённой и офисной работы. Закон вводит в Трудовой кодекс понятие дистанционной (удалённой), временной дистанционной и комбинированной дистанционной работы. Временно дистанционной работой считается выполнение задач с удаленного рабочего места, которое находится под контролем работодателя. Комбинированная дистанционная работа предполагает совмещение выполнения трудовых функций на рабочем месте и дистанционной работы. Временный же перевод сотрудника на дистанционную работу не может превышать шесть месяцев. Законопроект также предусматривает, что во время режима чрезвычайной ситуации сотрудников можно будет переводить на режим удалённой работы без их предварительного уведомления. Во всех остальных случаях перед переводом на «удалёнку» необходимо получить согласие работника. Заключение трудового договора, оформление больничного, подписание соглашения о материальной ответственности в законопроекте допускается в электронном виде.

Таким образом, принятие законопроекта об удалённой работе будет способствовать развитию взаимоотношений между удаленными работниками и работодателями в условиях меняющегося мира, законодательно закрепит их права и обязанности. Удаленная работа только набирает обороты в своем развитии и данное исследование показало, что учащиеся старших классов, будущие специалисты, могут и желают работать удаленно.

Литература

  1. Википедия. Удаленная работа [Электронный ресурс] / Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Удалённая работа, свободный.

  2. Дацко Е. Удалённая работа: раскладываем по полочкам [Электронный ресурс] / Е. Дацко. – Режим доступа: http://niklenburg.com/udalyonnaya-rabota-raskladyvaem-po-polochkam/, свободный.

  3. Кострюкова Н.Н. Перспективы развития нетипичных видов занятости в научной сфере / Н.Н. Кострюкова // Науковедение. 2011. – № 1.

  4. Лелюк А. Перспективы развития рынка удаленной работы в России [Электронный ресурс] / А. Лелюк. – Режим доступа: https://www.bitrix24.ru/blogs/notice/rossiya-sekonomit-bolee-1-trln-rubley-otperekhoda-na-distantsionnuyu-.php,свободный.

  5. Малышев А.А. Преимущества организации удаленных рабочих мест для предприятий / А.А. Малышев // Инновационная экономика в условиях глобальных вызовов : материалы Всерос. науч. конф. (Омск, 8 февр. 2018 г.) 2018.

  6. Соболенцев Д. Что такое фриланс и кто такие фрилансеры: чем они занимаются, сколько зарабатывают и как стать фрилансером//Как зарабатывать [Электронный ресурс]. Режим доступа - :https://kakzarabativat.ru/soveti/frilans-i-frilansery/

  7. Слепов А. В. Дистанционный труд. Как перевести офисных сотрудников на удаленную работу / А. В. Слепов // Трудовые споры. 2013. – № 6.

  8. Стребков Д. О. Развитие русскоязычного рынка удаленной работы / Д.О. Стребков, А. В. Шевчук. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.

Приложение 1

  1. В какой отрасли хотели бы вы работать?

  1. информационные технологии и телекоммуникации

  2. в творческой сфере

  3. спорт

  4. финансы, бизнес, экономика

  5. маркетинг

  6. реклама и масс-медиа

  7. юриспруденция

  8. образование

  9. психология

  10. медицина и здравоохранение

  11. точные и естественные науки

  12. административная работа, государственная служба, управление

  13. продажа, закупки и торговое дело

  14. сервис, туризм и питание

  15. добыча и переработка сырья

  16. промышленность и производство

  17. строительство

  18. другое

  1. Кем именно хотели бы вы работать?

  2. При выборе профессии вы опираетесь 

  1. на собственные предпочтения и интересы

  2. на мнение близких и родных

  3. на информацию из СМИ

  4. другое (напишите, на что именно опираетесь)

  1. Возможна ли удаленная работа в выбранной вами профессии?

  1. Да

  2. может быть

  3. маловероятно

  1. Привлекает ли Вас удаленная работа? Если да, то чем?

1 Википедия. Удаленная работа [Электронный ресурс] / Википедия. – Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Удалённая_работа, свободный.

2 www.corporacia.ru [Электронный ресурс]

3 Википедия. Удаленная работа [Электронный ресурс] / Википедия. – Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Удалённая_работа, свободный.

4 Википедия. Удаленная работа [Электронный ресурс] / Википедия. – Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Удалённая_работа, свободный.

5 Соболенцев Д. Что такое фриланс и кто такие фрилансеры: чем они занимаются, сколько зарабатывают и как стать фрилансером//Как зарабатывать [Электронный ресурс]

6 Шендрик, И. Удаленная работа – мечта или наказание? / И. Шендрик // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2011. – № 10.

7 Слепов, А. В. Дистанционный труд. Как перевести офисных сотрудников на удаленную работу / А. В. Слепов // Трудовые споры. 2013. – № 6, стр. 25

Просмотров работы: 16