ВВЕДЕНИЕ
Ты любишь вышивать ? Постичь искусство это
Поможет красота. Взгляни скорей вокруг :
Природа так свежа, залита морем света!
Трудись и вышивай, не покладая рук.
С повседневной жизнью человека прочно связано декоративно-прикладное искусство. Оно является неиссякаемым, прекрасным источником творческой фантазии и красоты окружающего нас быта.
С давних времён люди обустраивали окружающую обстановку, делали её более комфортной и эстетически привлекательной для жизни. Человек создавал новые необходимые предметы быта, а затем и задумался об украшении своего жилища, домашней утвари, одежды. Все окружающие предметы делали не только практичными, но и красивыми, изящными, показывали фантазию, мастерство, творческие навыки хозяев, несли в себе определённую идею и национальные традиции. Особенно украшала домашний интерьер ручная вышивка. Очень красиво, оригинально смотрятся вышитые полотенца, картины, предметы одежды. Наиболее распространена вышивка «крестом» и «гладью».
В прошлом учебном году мы в школе оформляли тематическую выставку «Декоративно-прикладное искусство Донбасса». При подготовке экспозиций обучающиеся посетили мастериц – вышивальщиц, которые до ухода на пенсию работали в нашей родной школе учителями физики и начальных классов – Журба Евгению Александровну и Волобуеву Евгению Александровну. Нам очень понравились работы, в них вложены частицы души мастериц, и мы с сестрой тоже захотели научиться волшебству вышивки.
Объектом исследования является изучение вышивки, как вида декоративно- прикладного искусства, технологии ручной вышивки.
Предмет исследования – произведения декоративно-прикладного искусства, декорированные способами вышивки.
Данная тема является актуальной, так как во все времена на Руси вышивка являлась одним из самых распространённых и любимых женщинами видов рукоделья, увлекательным, творческим занятием, приносящим красоту и радость. И в наше время очень важно сохранить народные традиции наших предков, возрождать культурное наследие русского народа. Время не только не состарило вышивальное искусство, но и сделало его настоящей ценностью наряду с живописью, музыкой, скульптурой. С помощью вышивки можно выразить свои чувства, эмоции, показать свою индивидуальность, сделать предметы особенными и роскошными.
Целью проекта является изучение приёмов, технологий искусства вышивки, вышивание картины крестом.
Задачи:
- изучить различные способы, техники ручной вышивки, виды швов;
- изучить литературу по данному вопросу;
- совершенствовать и развивать умение вышивать крестом;
- пополнить домашнюю коллекцию новыми вышивками.
Методы: беседа, наблюдение, анализ литературы, сравнение, поиск информации, практическое выполнение вышивки «крестом».
Практическая значимость: данный материал можно использовать на уроках труда (технологии), классных часах, посвященных народным промыслам и декоративно-прикладному искусству, оформления школьного уголка и тематической экспозиции по вышеуказанной теме. Данная работа может пробудить у обучающихся интерес к изучению искусству вышивки, желание научиться овладеть этим прекрасным видом рукоделия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Вышивка, её виды.
Произведения декоративного народного искусства восхищают нас свой красотой. Они хранятся не только во многих музеях России, но и во многих семьях нашей Родины. Своим разнообразием, красотой, утончённостью, оригинальностью, роскошью восхищают нас народные вышивки.
Вышивка – вид декоративно-прикладного искусства. Это распространённое, общеизвестное рукодельное искусство украшать различными узорами всевозможные материалы и ткани, от самых тончайших материй (тюля, батиста, кисеи) до самых плотных, грубых (холст, сукно, кожа). В нём изображение или узор делается иглой вручную или машинным приёмом на разных материалах хлопчатобумажными, шёлковыми, льняными, шерстяными нитями, чаще всего цветными. Также вышивку выполняют бисером, жемчугом, блёстками, лентами и другими материалами. Вышивка применяется для украшения предметов быта, одежды, для создания самостоятельных декоративных панно.
С давних времён женщины вышивают одежду, головные уборы, скатерти полотенца, простыни. Вышитые полотенца используют не только в быту, ими украшают иконы, зеркала, используют как обереги на свадьбах, при крещении людей.
В зависимости от изображаемых мотивов орнаменты можно подразделять на следующие виды:
- растительный (разработанный из стилизованных изображений цветов, листьев, деревьев, веток, плодов, травы);
- животный (составленный из фигур зверей, птиц, насекомых и других животных);
- человекообразный (изображающий фигуры человека);
- геометрический (составленный из геометрических элементов);
- шрифтовый (изображение стилизованных надптсей);
- меандровый (изображающий непрерывные ломанные линии) [1]
Сегодня снова в моде изделия ручной работы, потому всё больше рукодельниц изучают новые для себя виды вышивки нитками, золотом, бисером, лентами.
Виды вышивки:
Вышивка крестом наиболее распространена по всему миру. Секрет популярности в её простоте – достаточно овладеть всего двумя перекрестными стежками, чтобы приступать к выполнению. История этой техники корнями уходит в первобытную культуру. Нить для вышивки может быть абсолютно любой, но чаще всего используют нитки мулине и специальную канву.
Рис.1 Рис. 2 Рис.3
Монохромная вышивка – одна из видов вышивки крестом. Однако тут в схеме основного рисунка используется только один цвет.
Максимум, может быть добавлено несколько оттенков
остального цвета. Плюс дополнительно используется нить
в цвет фона, так как основное правило вышивки крестом –
не оставлять пустых мест – сохраняется.
Рис.4
Вышивка гладью – один из древнейших видов вышивки, техника рукоделия, в которой плоскими стежками заполняется вся поверхность
полотна. На сегодняшний день гладь популярна во всём
мире и составляет достойную конкуренцию вышивке
крестиком за счёт большой вариативности и визуальной
привлекательности результата. В отличие от вышивки
крестом, в основе которой лежат схемы, вышивка гладью
дарит неограниченную свободу действий. В вышивке гладью Рис.5
стежки наносятся на полотно вплотную друг к другу, не оставляя промежутков.
Вышивка бисером — довольно древний вид рукоделия. В
далеком прошлом, бисер был очень дорогим материалом.
Рис. 6
Сейчас он относительно доступен, а результат вышивки очень
эффектен. Благодаря этому такая вышивка очень популярна
во всём мире. Так вышивают одежду, обувь, сумки, кошельки,
шторы, картины и предметы интерьера.
Золотое шитье – рукодельная традиция со времен Древней Руси. Выполняется серебряными или золотыми нитями. Со временем
дорогие золотые нити заменили аналогами с позолотой. Хотя
сама техника зародилась на Востоке, именно на Руси она достигла
такого уровня, что одежду и предметы церковного быта, расшитые
мастерицами золотом, вывозили в другие страны и продавали по
очень высокой цене. Рис.7
Ковровая вышивка. Используется для создания панно, гобеленов, ковров.
Выполняется специальной иглой или крючком, в качестве
материала подходят толстые шерстяные или акриловые
нити. В процессе работы вся поверхность полотна запол-
няется объемными петлями-стежками [1].
Рис.8
Б разильская вышивка — особенный вид рукоделия, Это объемная вышивка. Эффект объема достигается за счет объединения в себе и плетение, и вышивку. Орнаменты, элементы вышивки, как бы парят над тканью,
располагаясь в воздухе, лишь своим основанием крепясь
к основе. Вышиваются так в основном цветочные мотивы.
Для вышивки используются длинные иглы и только один
вид ниток — искусственный шелк.
Рис.9
Ассизи, или ассизская вышивка – вид старинного
итальянского рукоделия. Особенность этого вида вышивки
в том, что вышивается тут не сам орнамент или мотив рисунка,
а наоборот фон. Стежками заполняется фон, а основной
рисунок это чистое полотно. Рис.10
Барджелло, или флорентийская вышивка — ещё один
вид старинного рукоделия. В данной технике и
Рис. 11
спользуются
только вертикальные стежки. Вертикальные стежки особым образом смещаются от рядя к ряду, образуя таким образом особые объемные геометрические узоры.
В ышивка шелковыми лентами. С её помощью красивые объемные рисунки лентами стали формировать на одежде, шляпках,
аксессуарах и предметах быта. Техника достаточно проста,
но насчитывает более 15 видов стежков и швов. Как правило,
в вышивке лентами преобладают флористические мотивы –
нежные цветы, листья, травы. Рис.12
О бъемная вышивка плетение иглой – поверхностный
тип вышивки с использованием навивания нити на иглу
в процессе вышивки .Позволяет создать на полотне
объемные эффектные аппликации из цветов, листьев, ягод и т.д.
И спользуется в декорировании одежды и предметов интерьера. Рис.13
Вышивка Ришелье – техника ажурной вышивки. Особенность этого
вида рукоделия в том, что все элементы обшиваются на полотне
гладью, а затем пустые места вырезаются ножницами, формируя
таким образом ажурное полотно. Рис.14
Л юневильская вышивка – вид рукодельного мастерства, пришедший к нам из Франции. Вид сочетает в себе вышивку и вязание крючком –
инструмент для неё так и называется: люневильский крючок.
Как правило, используется для расшивания полотна бисером
и бусинами. Позволяет быстро сформировать эффектное полотно
даже на тканях большой площади, потому активно используется
для декорирования одежды. Рис.15
Тамбурная вышивка – техника вышивания тамбурным швом. Этот вид рукоделия был особенно популярен в 18 веке. Вышивка
выполнялась тонкими шелковыми нитями, иногда с
использованием бисера и пайеток. В результате полу-
чается эффектное многогранное полотно .Вышивка
выполняется специальным крючком на ткани. Рис.16
Алмазная вышивка на самом деле имеет мало общего с классическими вида-ми вышивки нитками. Весь процесс состоит в выкладывании узора акриловыми стразами на специальном полотне. Вышивкой данную технику именуют потому, что для выкладки картин используются те же схемы, что и для вышивки крестом. Такая схема нанесена на полотно и покрыта клеевым слоем. К каждому набору прилагаются комплекты страз нужных цветов. Они выкладываются на полотно вплотную друг к другу, постепенно образуя цельную картину. Для работы, кроме схемы и страз, понадобится так же пинцет или специальный аппликатор. Однако, все это, как правило, есть уже в наборе. Покупают наборы для вышивки с уже нанесенным рисунком и клеевым слоем. Такие наборы хороши для подарка, так как никакой подготовки вышивальщице иметь не нужно. Мы с сестрой выполнили несколько таких работ.
Рис. 17 Рис. 18 Рис. 19 Рис.20
Также существуют и такие виды вышивки, как старинная японская вышивка сашико, вышивка синелью, якобинская вышивка, швальмская вышивка, сутажная и другие [3].
2.2. Инструменты и материалы, используемые при выполнении вышивки.
Для выполнения вышивки необходимо:
-набор игл, нитки, пяльцы, ткань, напёрсток, ножницы, схемы, копировальная бумага, простой карандаш (для подрисовки схемы).
Иглы- основной инструмент, который используется при вышивке. Они подбираются в зависимости от типа ткани: для менее плотного переплетения нитей используют более толстую иглу, чем плотнее переплетение нитей, тем тоньше берётся игла. Также учитывается и толщина ниток. Иглы бывают не только разной толщины, но и разной длины. Лучше использовать короткие иглы с большим ушком. Если трудно вдеть нить в иголку, то можно воспользоваться специальным нитковдевателем. Иглы нумеруют. Для вышивки тонких хлопчатобумажных, шёлковых тканей используют острые иглы - № 1-3. Для тканей средней толщины – иглы № 4-8. По толстым тканям (таким как драп, сукно) вышивают иглами № 9-12. Следует обязательно соблюдать правила безопасности при работе с иглами [2].
Нитки. Для вышивания используются различные нитки – хлопковые, шёлковые, шерстяные, льняные, вискозные, акриловые.
Пяльцы используют для того, чтобы ткань не перетягивалась стежками, стежки были ровные. Пяльцы состоят из двух частей – двух колец. На меньшее кольцо кладут ткань с нанесённым на неё узором. Затем на ткань накладывают большее кольцо и зажимают ткань между кольцами. Также надо обязательно следить, чтобы ткань была натянута ровно, чтобы узор не получился перекошенным. Пяльцы бывают деревянные, пластмассовые и металлические.
По натянутой ткани легче работать, вышивка получается более аккуратной и красивой.
Ткань. Вышивать можно на любой ткани – льняной, шёлковой, хлопчатобумажной, шерстяной. Выбор ткани зависит от назначения вышитого изделия.
Если на ткани нет схемы вышивки, то с помощью кальки или копирки узор переносят на материю. Если ткань тёмная, очень плотная, ворсистая или блестящая, то рисунок переводят с помощью наметки.
Проткнуть нить через ткань и не уколоть палец помогает напёрсток. Чаше всего его одевают на средний палец. Очень важно, чтобы напёрсток был подобран точно по размеру пальца. Напёрсток бывает пластмассовый или металлический.
Ножницы. Для разрезания ткани лучше использовать большие ножницы, а для отрезания нити и других мелких работ – маленькие. Ножницы должны быть острые, и при работе с ними необходимо соблюдать правила техники безопасности.
2.3. Практическая работа.
Побывав в гостях у двух мастериц-вышивальщиц, мы захотели научиться вышивать так же красиво. Конечно, необходимо много учиться, тренироваться. Для этого мы ходим на занятия к уважаемым Евгениям Александровнам (Приложение 1).
Сначала изучили виды швов: «вперёд иголка», «козлик», «тамбурный», «назад иголка», «петельный», «ёлочка» и другие. Учились правильно подбирать иголку, напёрсток, делать швы не только на ткани, но и на бумаге.
-
Рис.21 Рис.22 Рис.23
-
Рис. 24 Рис.25
Рис.26 Рис.27
Затем мы учились, как правильно работать с пяльцами, делали свои первые стежки «крестом» и «гладью». Выполняя свою работы, вышивая крестом, мы использовали иглы с большим ушком (около 5 мм) и скругленным кончиком (благодаря этому игла не прокалывает, а раздвигает волокна ткани). Мы использовали нитки мулине, вышивали в две нити.
Постепенно наши работы стали более аккуратными, красивыми, сложными. (Приложение 2)
Для основы мы выбрали канву (льняную и хлопчатобумажную). Ткань закрепляли с помощью пластмассовых пялец. Вышивали разноцветными нитками мулине. Для удобства хранения ниток сплели из в «косичку».
Рис. 28 Рис. 29
Пока вышиваем по схемам или нанесённому карандашом рисунку. Готовые работы мы оформляем в рамки.
При работе обязательно соблюдаем технику безопасности:
- для иголок используем игольницу из гладкоокрашенной ткани и набитой синтепоном;
- надо знать количество взятых для работы иголок, а в конце работы следует проверить их наличие;
- игольницу, ножнички, напёрсток храним в большой шкатулке с крышкой;
- во время работы не отвлекаемся;
- при работе ножницы передаём друг другу кольцами вперёд, при этом ножницы сомкнуты;
- нельзя откусывать нитку зубами, необходимо пользоваться ножницами;
- стол для вышивания расположен так, что свет падает с левой стороны;
- через каждые 1-1,5 часа делаем перерыв в работе, чтобы глаза отдохнули.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы были решены все поставленные задачи: изучены различные техники ручной вышивки, виды швов; изучена литература по данному вопросу; совершенствовалось и развивалось умение вышивать крестом и гладью; выполнили несколько работ, пополнили домашнюю коллекцию новыми вышивками.
Можно сказать, что вышивка – один из самых популярных видов украшения одежды, головных уборов, текстильных предметов быта и в наше время. Этот вид рукоделия развивает трудолюбие, усидчивость, память, творческое мышление, эстетический вкус человека. Мы с большим удовольствием расскажем нашим одноклассникам о данном виде декоративно-прикладного искусства, покажем свои работы, поможем научиться вышивать.
Вышивка плотно связана с обстановкой, трудом, природой и, значит, отображает художественные вкусы, национальное своеобразие и умение народа в различные времена.
Не губи ты жизнь бездельем –
Занимайся рукодельем!
Шей, вяжи – не унывай!
Или гладью вышивай!
Вот иголки, нитки, пяльцы
Для проворных наших пальцев.
Ткани, ленточки, кайма -
Закружилась голова!
То, что любим – вышиваем,
Всё прилежно оформляем.
Результат – на радость нам,
Нашим близким и друзьям.
А закончена работа,
Тут уж новая забота –
Вновь сюжеты выбирать, Вышивать их, выщивать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Варава Л.В. Шью, плету, вышиваю. Лучшие идеи для домашнего рукоделия – Мир книги – Москва, 2008, 240с.
Мацулевич В. Вышивка просто хобби в контакте. Волшебное рукоделие. Моё хобби. – Санкт-Петербрг: Основа, 2019, 178 с.
Пермякова М.Р. Рукоделие. – Москва, 2017, 210с.
Фёдорова Е.П. Крестик без ноликов : 8 причин полюбить вышивание.- М., 2021, 160 с.
Электронный ресурс https://multifoto.ru/blog-lifestyle/vidy-vyshivki-nazvaniya-i-tekhnologii/
https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/vidy-stezhkov-v-vyshivke/?ysclid=lyvox4wv95575913565
https://star-tex.ru/article/notes/vidi-vishivki-nitkami/?ysclid=lyvoyii1k3644210714
https://bernina.store/bernina-school/soveti/kakie-vidy-vyshivok-byvayut/?ysclid=lyvp0lzi8t647754658
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мастерицы Волобуева Е.А. и Журба Е.А.
и их работы
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Работы Домашенко Евы и Дарьи