Введение
В прошлом году к нам в школу приезжали детские писательницы К. Оковитая и К. Матюшкина. Мы решили, что сделаем им подарок своими руками и сошьем сказочных героев. На творческих мастер-классах мы уже многому научились. Больше всего нам понравилось работать с фетром. Мы, не раздумывая, принялись за дело, ведь готовить подарки – это очень приятное дело.
Мы сшили сказочных героев: Кот да Винчи, Фу-Фу и Кис-Кис из цикла «Кот да Винчи и его друзья» и подарили их писательницам. Нас это вдохновило на создание творческого проекта «Сказка из фетра».
Цель – создать книжку-сказку «Теремок» своими руками.
Задачи:
- изучить историю возникновения фетра;
- познакомиться со способами сшивания фетра и использовать свои знания и умения при изготовлении изделий из фетра;
-сделать подарок-сувенир для ребят из младшей группы детского сада.
Основная часть
Фетр (от франц. feutre - войлок) - это особенный нетканый материал, полученный валянием пуха (тонкого волоса) кролика, зайца, а также овечьей шерсти. Фетр производится с помощью нагревания, увлажнения, трения, бывает разной толщины и самых невероятных цветов. Не мнется, не имеет лицевой и изнаночной стороны, у него высокая технологичность – фетр приклеивается, пришивается, легко режется. Изделия из фетра выглядят очень аккуратно. Он может производиться из натуральных и искусственных волокон, таким образом различают чисто шерстяной, с добавлением синтетических волокон и полностью синтетический фетр.
Войлок (англ. felt; нем. Filz; тюркск. ajlyk – покров, покрывало) – вид непряденого текстиля из натуральной шерсти.
Валяние войлока (войлоковаляние, англ. felting, нем. filzen) – пожалуй, самая древняя техника изготовления изделий из шерсти. Сам войлок существует столько же, сколько существуют на Земле овцы, кони, козы. Так, к первейшему упоминанию о войлоке относится легенда о том, что первый валяный ковер был найден на Ноевом Ковчеге, где овечья шерсть, падающая на пол, намокала и сбивалась копытами. Когда же овцы покинули Ковчег, то в Ковчеге остался свалянный овцами ковер.
Валяние возникло и развивалось независимо, во всех странах и регионах, где были одомашнены овцы, лошади, козы: Тибет, Памир, Алтай, Кавказ, Карпаты, Балканы, Передняя Азия (Иран, Афганистан), а также в Финляндии, Норвегии и Перу. Валяние войлока принято считать изобретением кочевников.
Традиционное жилище кочевников – юрта – состоит из деревянных решеток и крупных кусков свалянного вручную войлока. Кочевники первыми оценили изоляционные свойства войлока – он предохранял от дождя, холода или жары, и, кроме того, был достаточно легким.
Кочевники Евразии изготовляли из войлока не только покрытия для юрты и предметы интерьера (ковры, дорожки, войлочные подушки, подстилки для сна), но и одежду, утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов), подстилки для новорожденных телят. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода.
Войлоковаляние в наше время переживает «второе рождение», во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения. Сегодня художники по войлоку пользуются всеми известными приемами изготовления войлоков и изобретают новые. В моду входят войлочные аксессуары и украшения из войлока, одежда, войлочные картины и игрушки, светильники и предметы интерьера. Настоящими находками становятся неожиданные сочетания войлока с керамикой, металлом, стеклом.
Где и как используется фетр?
Декоративный фетр — это необычные сумки, чехлы для ноутбуков и мобильных телефонов, бизнес-аксессуары, основа для вышивки, театральные декорации, елочные игрушки, украшения, развивающие игрушки для детей и многое другое.
Ш ерстяной фетр — это современный взгляд на производство обуви, одежды и головных уборов.
Тонкий синтетический фетр — это оригинальная упаковка цветов и подарков.
Чем так хорош фетр?
Фетр можно сшивать, как ткань и клеить, как бумагу. Поэтому так удобен в применении.
Фетр имеет широкую цветовую палитру. Поэтому так широки области его применения.
Декорированные этим материалом выставочные стенды, мебель, интерьерные решения для торговых, офисных или жилых помещений — свежие дизайнерские идеи, гарантирующие успех. Сегодня — это актуально, практично и модно!
Основные этапы работы
Разработка идей, вариантов.
Сначала мы рассмотрели несколько вариантов книжек-сказок «Курочка Ряба», «Теремок». Пришли к выводу, что:
Вариант 1. Книжка-сказка «Курочка Ряба». Это слишком простая сказка, героев мало.
Вариант 2.Книжка-сказка «Теремок». В этой сказке много забавных животных, которые детям очень нравятся. Эта сказка более интересна.
Выбор ниток и фетра.
При выборе ниток для сшивания фетра мы остановились на мулине, так как нитки должны быть ровными, иметь яркую, чистую окраску, не линять, не выгорать на солнце. А нитки мулине прекрасно подходят для этой работы.
Нити для сшивания подбирали и по цвету. В нашей работе больше тёплых цветов: бежевый, коричневый, желтый, оранжевый, нежно-зелёный, серый, белый, красный. Работа получилась светлая и нежная. В этом проекте мы использовали так же деревянные декоративные пуговицы разных цветов и размеров, а также липучки.
Фетр подразделяется на чистошерстяной, полушерстяной, искусственный и синтетический. Мы выбрали фетр - 100% полиэстер, так как он прочный, держит форму, не мнется, не меняет цвет (не линяет, не выгорает), достаточно мягкий, плотный материал. Доступны все цвета и меньше затрат.
3. Технологическая последовательность изготовления книжки-сказки.
3.1. Сначала мы сделали заготовки из фетра для книжки-сказки и выбрали нитки разных цветов для сшивания фетра. Далее нарисовали героев сказки на белом картоне, сделали шаблоны. Приготовили шаблон теремка, деревьев и мелких деталей книжки.
При сшивании изделий из фетра нам понадобились:
- ручная игла для шитья, тонкая игла для бисера, ножницы;
- нитки «Мулине»;
- картон для шаблонов.
Рабочее место - за столом, где светло и удобно, чтобы все инструменты были рядом.
В процессе подготовки книжки-сказки мы руководствовались основными правилами при работе с ножницами, иглой и булавками (приложение 1).
3.2. Вырезали из фетра по шаблону все необходимые детали книжки и героев сказки.
3.3. Чтобы сшивать фетр, изучили виды швов, которые нам будут необходимы. Ведь качество книжки и героев, изготовленных своими руками, напрямую зависит от аккуратности швов.
Ш ов «за иглу» применяется для прочного скрепления деталей. По виду и качеству он может заменить швейную машинку. Данный шов требует больше практики, чем шов «вперед иголку», особенно на толстых тканях, таких как фетр.
Ш ов «вперед иголку» самый легкий из представленных. Используется для того, чтобы сшить два элемента вместе или для обозначения края. Чем меньше стежки, тем надежнее будет шов. Для красоты шва стежки и расстояния между ними должны быть одинаковой длины.
« Петельный шов» обычно используется для декоративной цели и для скрепления двух элементов. Длина и ширина стежков зависит от требуемого эффекта и размера готового изделия.
Далее швом «вперёд иголку» пришили деревья и кусты к странице, зашили детали теремка, а потом соединили страницы в книжку.
3.4. На последнем этапе сшили героев сказки. Пришили на спину героям небольшие кусочки липучки, чтобы держались на фетровой книжке.
Персонажи готовы, можно начинать сказку.
Заключение
Экологическое и экономическое обоснование проектного изделия.
В своей работе мы использовали экологически чистые материалы: нитки (хлопчатобумажные), фетр, деревянные пуговицы. Изготовленная нами книжка не выделяет химикатов и не загрязняет природу. Это изделие приносит красоту, вызывает радость и доброту. Себестоимость книжки – сказки «Теремок» составила примерно 556 руб.
Социальная значимость. Дети из детского сада могут использовать для изучения следующих тем: времена года, погодные условия, названия животных, а самое главное изучать можно не только на русском языке, но и на английском.
Есть такая поговорка: «Лучший подарок тот, который сделан своими руками». Мы вложили в свою работу всю свою любовь к творчеству. Такой подарок никогда не забудется! Эта книжка-сказка вернёт всех взрослых в своё счастливое детство, а детям поможет ощутить всю прелесть и красоту того мира, в котором они живут.
На наш взгляд, книжка у нас получилась красивой, оригинальной. Работали с удовольствием, с большим желанием, узнали много нового. Работа не показалась нам сложной, наоборот, занимательной и интересной. Всё, что задумали, сделали. Ведь ни одно изделие не рождается само, её создает человек. В свою книжку мы вложили всё своё мастерство, труд, усердие, терпение и тепло. Думаем, что наш подарок ребятам из младшей группы детского сада очень понравится.
Сделали вывод: любое творчество успокаивает человека, повышается внимательность, собранность, вырабатывается усидчивость и аккуратность.
Кроме того, работая над этим проектом, многое узнали про фетр и что можно из него делать.
Используемая литература
1. Русская народная сказка «Теремок».
2. Ресурсы интернета.
Приложение 1
Общие правила охраны труда
1) Не отвлекайся во время работы;
2) Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены;
3) При работе инструменты держи, как показал учитель;
4) Инструменты и оборудование держи в предназначенном для этого месте;
5) Содержи в чистоте и порядке рабочее место. Выполняй работу внимательно и точно.
Правила обращения с ножницами
1) Храни ножницы в указанном месте, в определённом положении;
2) При работе внимательно следи за направлением резания;
3) Не работай с тупым инструментом и с ослабленным шарнирным креплением;
4) Не держи ножницами лезвиями вверх и не оставляй с открытыми лезвиями;
5) Передавай ножницы товарищу кольцами вперёд.
6) Не режь ножницами на ходу и не подходи к товарищу во время работы.
Правила работы с иглой и булавкой
1) Будь внимателен в работе: иглы с булавкой клади только в игольницу, не бери иголки и булавки в рот, не вкалывай их в одежду, не пользуйся ржавой иголкой;
2) По окончании работы убери инструменты и материалы в отведённое для этого место;
3) Кусочки сломанной иглы нужно завернуть в бумагу и выбросить в безопасное место.
Санитарно-гигиенические требования
1. Перед началом работы необходимо вымыть руки.
2. Источник света должен находиться слева.
3.Каждые 30 – 40 мин глазам необходим 10-минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функций глаз.
4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.
5. Нельзя перекусывать нить зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы, десны и язык.
Приложение 2
Себестоимость проектного изделия
№ |
Наименование используемых материалов |
Цена (руб.) |
Расход материалов на изделие |
Затраты на материалы (руб.) |
1 |
Набор фетра (20 цветов) |
475 руб. |
20% от всего набора |
95 руб. |
2 |
Липкие пятачки для ткани (липучки) (50 пар) |
286 руб. |
6 пар |
34 руб. 32 коп |
3 |
Набор ручных игл (10 шт) |
145 руб. |
3 шт |
43 руб. 50 коп |
4 |
Набор ниток мулине (12 шт) |
250 руб. |
50 % |
125 руб. |
5 |
Лента косая бейка (10 м) |
550 руб. |
2 м |
110 руб. |
6 |
Набор деревянных пуговиц (15 шт) |
280 руб. |
8 шт |
149 руб. |
ИТОГО: 556 руб. 82 коп