Введение
I. Основная часть
«Я вхожу и кланяюсь музею,
С трепетом в историю смотрю,
Наслаждаюсь родиной своею –
Искренне об этом говорю
Сразу же охватывает царство
Давней и недавней старины...
Милые хранители богатства,
Кежемской заброшенной страны!
Я прошу, чтоб вы не охладели
И не опускали рук и плеч:
Вам спасибо скажут, что сумели
Для потомков прошлое сберечь!»
А.Ф.Карнаухов.
Проживая в Сибири, нередко возникает вопрос, а кто является коренным населением в нашей местности? Усть-Илимский район до 1917 года относился к Кежемской волости. Очень любопытные идеи о дорусской истории Сибири были высказаны А.Н.Радищевым «О том, что история Сибири началась в каменном веке, Кежмы-Чадобец; род Шаман - Шамагин древнейший род эвенков и вXVIIв. они кочевали по Ангаре и её притокам (Едорма, Ката, Вихоревка, Богдарма)» [9 ,20].
Шаман’ский род отмечен в XVII в.; при наращении суффикса принадлежности к родовой организации конечный —н опустился — Шама (н) + гир. Суффикс —гин как и суффикс —кшин, первоначально выражал принадлежность к родовой организации женщины, что и сохраняется у отдельных групп эвенков по настоящее время.Таким образом в Илимском районе проживали древний род, в котором находились в основном женщины. Суффикс —гин как и суффикс —кшин, первоначально выражал принадлежность к родовой организации женщины, что и сохраняется у отдельных групп эвенков по настоящее время.
Эвенков можно назвать следопытами таёжных троп, детьми тайги. Тип хозяйственной деятельности сформировал особый национальный образ жизни, уникальную культуру, нравственные устои, мировоззрение, религию, позволяющие выживать в суровых условиях жизни в тайге.
Главными отраслями хозяйства были охота и рыбалка. Поэтому при заселении земель пашенными мужиками в 1680 году эвенки не увидели угрозы для своего жизненного уклада. Земли в то время были мало заселены. Результаты деятельности переселенцев оказались важными в быту и у аборигенов.
Земледельческий характер колонизации русских обуславливал мирное соседство с аборигенами Усть – Илимской земли. Торговые и экономические связи осуществлялись путем проведения сугланов (ярмарок.) Многочисленные русские фамилии, которые получили эвенки при крещении, подтверждают факт тесного общения русских и эвенков.
Актуальность:
Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом к культурно - историческому прошлому России. Осознание того, что формирование российского государства - итог длительного и сложного процесса культурогенеза, изучение народов на его территории позволяет лучше понять особенности взаимовлияния их в сфере культуры.
Цель:
Познакомить школьников с коренным народом Сибири. С аборигенами Усть-Илимского района .
Задачи:
- Познакомиться с культурой Эвенкийского народа;
-Изучить историю формирования эвенкийского национального костюма;
-Спроектировать и изготовить куклу в эвенкийском костюме.
1.1 Возникновение и становление поселка Невон
Низкое таежное небо. Красавица Ангара. Опаленная солнцем сопка, на которой темнеет гребешок леса. Небо, Ангара, тайга, сопка – все насквозь пропитано терпким запахом Сибири... Вот какая «малая» Родина.
Поселок Невон – наиболее интересное историческое поселение, сохранившееся до наших дней. Находившиеся в 7-ми километрах ниже Усть-Илимской ГЭС, в широкой пройме, образуемой впадающим в Ангару ручьем Невон, хорошо защищенным от северо-западных ветров круглым хребтом, расположенным перпендикулярно реке, именуемой Невонка. Обширные таежные угодья, хорошо прогреваемое место, прекрасный пейзаж предопределили появление здесь во второй половине 17 века первых семей поселенцев, давших начало деревни.
«Невон» (эвенкийское слово) – «свиная голова», если смотреть с правого берега реки Ангара, то Невонская сопка похожа на нее. Площадь – 7263км3. Численность населения – 322 человека. Поселок Невон расположен на расстоянии 6-ти километров от районного центра г. Усть-Илимска и 700 километров от Иркутска.
Русское село Невон зародилось в соседстве с эвенкийским стойбищем в устье речки Невонка, под горой того же названия в 1686 году.
Первые поселенцы Иван Сизой с женой и сыновьями, недолго были в одиночестве. Вскоре к ним присоединились Григорий Анучин и Иван Антипин. Оба взяли в жены тунгусских женщин, создали семьи. Так на левом берегу Невонки, на солнечной стороне засияли три свежесрубленных дома. В близком соседстве с эвенкийским «юртовищем» образовалось, так называемое «Избище». Именно эти три избы впервые упоминаются в списках русских опорных пунктов. Итак, история эвенов-яркий пример того, как в результате этнических взаимодействий и исторического развития в своеобразных природно-экологических условияхформируетсяэтническая общность основного порядка с присущими ей антропологическими и этнографическими особенностями, с собственным языком и самосознанием[4,3-4] Эвенки мирно приняли новых поселенцев.Так какие они Эвенки. Как жили, что носили?
1.2 Обычаи коренного народа Севера
Традиции эвенков многогранны и неповторимы. Прикоснуться к их вековой истории, ощутить силу воли в борьбе за свое выживание и благополучие рода стоит каждому. Тем более, можно не только гордиться, что такой народ живет с вами в одной стране, но и беспрепятственно увидеть его рост и развитие своими глазами.
Кежемский рай, бассейн Красноярского края – один из районов заселения Восточной Сибири. С проникновением русских на Средний Енисей в 20 гг. XVII в. началось присоединение к Енисейскому уезду приангарских тунгусов (эвенков) – аборигенных жителей этого края. До прихода русских территорию Приангарья населяли преимущественно кочевые племена эвенков. Г.М. Василевичь изучавший быт и культуру эвенкийского народа пишет о нескольких эвенкийских родах, кочевавших на этой территории: «Но раз уж заикнулся об Эвенкии, нельзя не сказать об её людях, коренных жителях-эвенках, непревзойденных знатоках тайги и её законов, об этом гостеприимном и вольнолюбивом народе». Эвенки, издревне заселяют огромные пространства Сибири.Этот уникальный народ тысячи лет осваивал суровые русские земли. Бережное отношение к природе составляло философию жизни эвенков.Они считали природу такой же живой, как человека, верили в духов камней, ручьев, скал и деревьев. За все свое существование тунгусская кочевая цивилизация не уничтожила ни один вид фауны или флоры.
Познакомиться с миром эвенков можно при помощи писателей о народе, населяющих огромную территорию. «Всякий кто хоть как-то и когда-то общался с эвенками – простыми людьми, никогда не забудет их: казалось бы, элементарные, но мудрые слова, мысли, лучистые глаза. Крепко сбитые фигуры и исходящий от них ни с чем, ни сравнимый аромат тайги» писал О.А.Кочетов.
Их называли дети тайги. Секрет эвенков в том, что они стоят гораздо ближе иных народов к природе, к Солнцу, к богам – духам. Не зря герб Эвенкийского автономного округа представлял собой шаманский бубен, символ Вселенной, место сбора духов – помощников, которые оберегают эвенкийский народ. В центре бубна – Вселенной, другой покровитель Эвенкии – мифическая птица белая гагара. Она летит от восхода на закат, вдоль реки, соединяющей мир живых людей и их предков, их прошлое и настоящее. [10.205]
Эвенков можно назвать следопытами таёжных троп. Тайга для эвенка – дом, и кормилица, это его жизнь. Главными отраслями хозяйства была охота. Основными орудиями были лук и стрелы. А также копье.
Вначале 20 века у эвенков был каменный век. Первыми путешественниками отмечалось, что в стойбище нет железной посуды и оружия. И отношение к мехам у народа было, как ветоши. «Глупые лючаль (русские): за паршивые шкурки отдают котел, которому век служить» Так же бесценными были для аборигенов стальные клинки, стальные иглы, сукно, а позднее ружья. [10,207]
1.3. Одежда эвенков
В национальном костюме эвенков сочетаются традиции разных народов, он отлично приспособлен для сурового климата, в котором живет этот народ. Это отражается в крое и оформлении одежды.Основной особенностью оющетунгусского костюма, бросавшейся в глаза всем путешественникам, была его составность: не сходящийся на груди кафтанчик; нагрудник, подвешанный на шею, натазники; нововицы; унты. Состоит костюм из кафтана с поясом, кожаных штанов и меховых носков. [3,130] Рубахи эвенки подпоясывают ремешком. Зимой носят сапоги из оленьей кожи и меха.
Зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю из ровдуги или ткани. Мужской и женский костюм были похожи, но с поясом у мужчин и сумочкой у женщины. На ногах носили короткую обувь - унтал. Современное русское название – унты. Характерный головной убор делали из цельной шкуры с головы оленя. Одежду украшали полосками меха, бисером. Мастерство эвенкийских женщин известный исследователь Восточной Сибири А.Ф.Миддендорф оценивал, как «великолепнийшее», «блистательнейшее». Руками эвенкийских мастериц шились изящные кафтаны, красочные нагрудники, сложные головные уборы. Кроме этого делались украшения бисерным орнаментом, полосками цветной ткани, разноцветным мехом. Ссыльный декабрист Кюхельбекер В. называл тунгусов «сибирскими аристократами», а первый енисейский губернатор А.Степанов писал: «Их костюмы напоминают камзолы испанских грандов»
Местные жители говорили об эвенках «Они унты шили и чирки. Они умели нитку делать из сухожилий, жилку. Они все умели».
Народный костюм состоял из распашного кафтана, который называли «тунгусский фрак», нагрудника, служившего дополнительной защитой груди и живота от холода, головного убора и обуви.
Духи говорили в грезах кому, когда и из какого дерева следует изготовить обод, кожу какого именно зверя натянуть на него. К дереву для обода предъявлялись особые требования: оно должно было быть неоскверненным, расти вдали от жилья, в каком-либо месте, определенном духами. Интересно, что шаман получал бубен не сразу, а по прошествии некоторого времени после призвания. Кроме того, инструмент мог олицетворять душу шамана.
Колотушка к бубну так же наделялась магическими свойствами и выполняла функцию «погоняла» ездового животного. На рукояти обычно вырезалось изображение зверя. Изготавливали колотушку из оленьего рога или дерева. В последнем случае ее обтягивали шкурой с ноги лося, марала.
Эвенкийский мужской и женский костюм составной, многослойный. Он включает распашной кафтан – летний, зимний – с двумя широкими складками сзади (для удобства посадки на оленя), завязками на груди и глубоким вырезом без воротника, нагрудник с завязками сзади. Впереди на груди полы связывались узкими ремешками, под кафтаном носили нагрудник. Шили одежду из одной целой шкуры.
Мужская и женская одежда различались лишь по форме нагрудника: нижний конец мужского нагрудника был в виде острого мыса, у женского - прямой. Женская одежда была отрезная по талии и по поясу собиралась в сборки, представляя собой как бы кофту с юбкой. Причем спинка одежды замужней женщины была приталена, а в девичьей одежде напоминала кимоно.
Женский кафтан был более украшен и немного длиннее, чем мужской.
Зимний кафтан шился из шкур оленя, мехом наружу или вовнутрь, в последнем случае с окрашенным верхом, красили в коричневые тона отваром коры ольхи или осины. Чаще всего применялись шкуры – молодого оленя летнего забоя. Бахрома из козьего меха, пришитая к плечевому шву, предохраняла от сырости, капли дождя скатывались по меху.
Нагрудник связывали сзади тесемками на шее и по талии. Длина нагрудника была несколько выше колен. Праздничный нагрудник представлял собой красиво орнаментированный мужской передник (нагрудник), заменяющий рубашку. Это узкая полоска длиной до 70 см, обшитая по краям полосками, опушенными мехом. Поверх надевался распашной ровдужный кафтан. Много фантазии и изобретательности вносили эвенкийки в украшение традиционных нагрудников. Он служит для защиты груди и горла от мороза и ветра, надевается под кафтан, на шею и свисает до самого живота. Особой красотой отличается женский нагрудник. Широкий (вверху шире, чем внизу) - он закрывает по ширине всю грудь и имеет резко выраженный вырез горловины. Суконная аппликация и бисерная вышивка у ворота и на поясной части образуют геометрические симметричные фигуры, оканчивающиеся цветными акцентами на груди.
Обязательным элементом традиционного костюма был пояс, на котором мужчины носили нож, а женщины – различные предметы женского туалета, как например, расшитые кисетики, игольницы и разные необходимые мелочи.
Рукавицы с прорезью для кисти обычно пришивались к рукавам парки. Они изготавливались из меха лисы, зайца и др.
В качестве головного убора использовали плотную шапку в виде чепца, которую делали из шкуры, снятой с головы оленя. Иногда на ней оставляли ушки олененка. У девичьей повязки на висках к венцу пришивали за два конца ровдужные ремешки с нанизанным крупным литым бисером.
В обереговых целях эвенки воссоздавали в орнаменте модель мира своего народа. Например, в орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ Верхнего мира – Солнце. Оно изображается в виде концентрических кружков или кругов с точкой в центре. Эти же образы могли символизировать у эвенков звёзды и планеты (полярная звезда и Луна). Образ солнца часто располагается у эвенков на головной повязке, в области середины лба, на груди (нагрудный оберегающий талисман), наверху одежды (шея и грудь) и в других важных местах.
Верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует у эвенков целый ряд символических мотивов и орнаментов. Например, крестообразная фигура на эвенкийском нагруднике – это изображение водоплавающей птицы гагары (пример обобщения образа живого существа (вид сверху). Она, как лебедь, выбирает себе пару один раз и на всю жизнь. Поэтому гагара была символом любви и семейной верности.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Материалы и оборудование: ткань драп, перчатка замшевая, мех, бисер, кожа, проволока, картон.
Ножницы, швейная машинка, иглы, утюг, проволока.
При анализе источников информации мы выяснили, что разнообразие одежды эвенков вызвано огромной территорией их расселения, близким соседством с другими народностями. Материал, из которого сделан национальный костюм, способы его обработки, украшения и технология их производства позволяют понять, как люди жили в окружающей среде, как проявлялась их духовность, каким был образ жизни, как развивалась экономика.
Меня заинтересовал костюм эвенка мужской. Костюм из парки, изготовленной из драпа, который имитирует ровдугу. Технология изготовления парки одинаковая у многих народов Севера. В шестом классе мы шили ночную сорочку, выкройка подходит для изготовления парки. Отличительной особенностью костюма у мужчин, является нагрудник, оформленный бисером, мехом или полосками ткани.
Для нагрудника выкроила две детали. Лицевую сторону обшила бисером. Стачала обе детали, вывернула. К верхнему срезу притачала завязки. Ободок обтянула замшей и вышила бисером, добавляя по краям ободка нитки с бисером. Нагрудник щедро украсила бисером – красного, синего, голубого цветов - особенно любимых эвенками. В центре груди оформила «окошко», в котором поместила сакральные эвенкийские знаки – кумаланы, солнышки, выполненные в тон нагрудника, вся композиция нагрудника строго гармонирует образу, линия талии выражена своеобразным узором имитирующий пояс, край оформлен бисером в технике «Пунктир», которую применяли эвенкийские женщины, как и много веков назад. Для своеобразного сочетания с кафтаном внизу нагрудника разместила узор «Оленьи ушки» и оформила низ мехом.
Выкроив парку, приступила к изготовлению костюма. Для этого обработала горловину, низ рукавов и подол. По боковому срезу рукава приметала мех. Сметала и стачала боковой срез от низа рукава до низа изделия. По низу изделия пришила тесьму и мех. Чепец - капюшон, сметала из драпа. На лицевую сторону можно пришить закрепила мех. Обе детали соединила. У нижнего среза головного убора можно пришить бахрому или мех. Головной убор – сочетается с образом костюма и хорошо вписывается в композицию, дополняющий образ.
Технологическая карта проекта
Разработка эскиза эвенкийского костюма;
Снятие мерок и построение чертежа изделия:
Построение чертежа конструкций изделий костюма
Изготовление лекал;
Раскрой изделий (деталей кроя);
Пошив изделий.
Пошив – кафтана, нагрудника, головной повязки, пояса;
Художественная отделка костюма;
Для проекта мы решили изготовить костюм (кафтан, нагрудник, головной убор, унты). И конечно куклу. Так как у Эвенка вся жизнь проходит рядом с оленем, решила сшить и это гордое животное. Для которого тайга Илимская, дом родной.
Сначала из проволоки собирать скелет. Затем укрепить проволоку полосками ткани или бинта. И добавить объем флизелиновыми бинтами. Скелет получается легким и мягким. Проволока позволяет держать форму. Голову и руки обтянуть капроновыми носочками. По такому же принципу изготовить и куклу оленя.
Исходя из выше перечисленных предметов костюма, снять мерки необходимые для построения чертежей. Для построения чертежа кафтана был использован способ построения чертежей плечевого изделия со спущенным рукавом. После построения чертежей на каждый вид изделия был выполнен этап изготовления лекал. Лекало – это деталь изделия, выполненная на бумаге, картоне, пленке, с учетом припусков на обработку.
Следующим этапом была операция настилания ткани на столе, расположения лекал на ткани и раскроя плечевых изделий, шорт, нагрудника и головного убора. Детали кафтана, орнамента, головной повязки, пояса были продублированы флизелином. Пошив изделий: сметать детали кроя, затем стачать на швейной машине. В качестве художественной отделки была использована тесьма, искусственный мех, вышивка бисером. После изготовления все изделия отутюжить. Работая над данным проектом, я пополнила свои не только теоретические знания об эвенкийской культуре, но и приобрела практический опыт.
Экологическая часть проекта
При изготовлении проектной работы не был нанесен ущерб природе. Многие ресурсы были взяты для вторичной переработки материалов.
Заключение
«Без прошлого нет настоящего»
Макаров Н.П.
Итогом моей работы является кукла в эвенкийском костюме, который изготовлен, опираясь на данные исследования.
При изготовлении выяснилось, что с течением времени новыми введениями, открытиями и изобретениями в промышленности и кустарном производстве в одежде эвенков происходят большие изменения: изменился крой (крой из звериных шкур свободного облегания с отверстиями для рук, заменили втачным рукавом). Но современные эвенки используют новые материалы - кроме натуральных материалов для пошива изделия, таких как шкуры диких зверей и оленей стали применять сукно, искусственный мех и др. Вместо ручного способа изготовления одежды уже применяют машинную обработку и т.д. Это говорит о том, что жизнь не стоит на месте, меняется образ жизни, эстетические идеалы, некоторые народные традиции. Но сохраняется интерес к истории своего края, своей Родины.
Кукла в народном костюме, является частью культуры, её ценность в самобытности и сохранении черт создающего её народа. Это часть национальной культуры, знакомство с которой позволяет привлечь нас к творчеству, воспитывает у нас уважение к прошлому народа.
Список литературы
Алексеева Е.К. очерки по материальной культуре эвенок Якутии (конец XIX – XX в.). – Новосибирск: Наука, 2003. [4,3-4]
Большая Энциклопедия Кежемского района Красноярск «БукваСтатейнова» 2017[2,204]
3.Василевич Г.М. Эвенки. Историко - этнографические очерки (XVII–XX вв.) –Л., 1969 .[3,130]
4.Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII- начало XXв.). – Красноярск. Изд.дом «Сибирские промыслы», 2014.
5.Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Кн. Для учащихся старших классов. – М: Просвещение,1980.
6.Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков орочонов (XIX – нач. вв.). Новосибирск: Наука, Сибирское отделение.1984.
7.Николаев С.И. Эвены и эвенки юго-восточной Якутии – Якутск: Якутское книжное издательство, 1964.
8.www.yakutskhistory.net.интернет –источник.
9.www.nyaski.r. интернет –источник.
10.В.М.Шурасев; М.В.Баранова; Е.А.Чугунова. Страницы Истории земли Кежемской 2007 Издательство «Бизнеспрессинформ». [1,20]
ПРИЛОЖЕНИЕ
Этапы изготовления практической работы
Изготовление провочного каркаса куклы |
Укрепление проволоки обмоткой из флизелина |
||
Придание формы игрушки, используя обмотку флизелиновыми бинтами |
Подготовка деталей кроя деталей кроя к сметыванию. Нанести котрольные метки,сколоть по контрольным отметкам,сметать |
||
Раскрой деталей костюма куклы |
Сметывание деталей кроя |
||
Волосы делаем из мотка ниток, пришиваем по середине черепа. Заплести в косички |
Сметать детали кроя по изнаночной стороне ткани. Стачать и одеть на куклу. |