Женская мода как отражение исторических событий

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Женская мода как отражение исторических событий

Василевская Д.С. 1
1МБОУ "ШСОШ" №1, 9"Г"
Дудина Т.А. 1
1МБОУ "ШСОШ" №1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Теоретическая часть

Глава 1. Анкетирование

Я решила провести анкетирование среди учеников 8-10 классов нашей школы, чтобы узнать их мнение по данной проблеме: влияют ли на моду какие-то исторические события, задав 2 вопроса:

  1. Как вы считаете, влияют ли на моду в одежде какие-то исторические события?

  2. Зависит ли силуэт и крой одежды от происходящего в мире и ритма жизни?

По результатам анкетирования, в котором среди 111 участников, 85% процентов на первый вопрос ответили «да», а на второй 65% ответили «да», я поняла, что большинство считает, что на моду всё же влияет ход истории. (Круговая диаграмма, которую я составила на основе проведения анкетирования, представлена в приложении). Поэтому, на примере женского костюма двадцатых годов ХХ века я попытаюсь подтвердить мнение большинства проголосовавших. И доказать остальным, что мода зависит от истории. Для доказательства можно взять любое десятилетие любого века, но для себя я решила остановиться на одном, которое больше всего меня привлекло, и подробно его изучить.

Глава 2. Мода и история.

    1. Что такое мода?

Прежде чем начать исследовать мир моды и искать ее отражения в истории, надо понять само значение слова «мода». Это слово произошло от латинского modus, что означает-мера, образ, способ, правило, предписание. Она определяет стиль, тип одежды, идеи поведения, и т.д., который пользуется популярностью в обществе в определенный период времени. Мода – это то, что предписано или нравится основной массе людей определённого круга. Следование моде обусловлено, прежде всего стремлением подражать тому, что все считают правильным или красивым.

    1. История моды

Говорят, в том или ином виде мода существовала всегда. Ее диктовали религиозные верования, представители богатых слоев общества, символизм. Однако в той форме, которая стала известна нам, мода зародилась в XII–XIII веке, хотя самого понятия еще не было. Тогда в одежде появились элементы украшения, которые не были необходимостью, но богатые люди с удовольствием стремились добавить их в свой образ. В это же время активно развивалось швейное ремесло, стали появляться новые модели одежды.

Но понятие «мода» появилось в XVII веке. За звание законодателя мод боролись Испания, Италия и Франция, и только последней удалось им стать. В мире преобладала мода на все французское: одежду, аксессуары и даже язык. И хотя она все еще была доступна в основном знати, за модными тенденциями начали следить все. Появились даже первые модные издания.

Если говорить про Россию, то к нам европейская одежда пришла благодаря реформам Петра I. До этого времени история моды в России подразумевала одежду просто по покрою, не меняющуюся в течение длительного времени. До петровских реформ и женщины, и мужчины носили одежду практически одного покроя. Как правило, одежда шилась дома, потому что каждой женщине предписывалось хозяйство вести экономно, что значило шить, кроить и вышивать одежду для всех членов семьи. Одежду передавали по наследству.

Во второй половине ХIX века начала зарождаться фэшн-индустрия. Появляется сезонная, высокая мода, возникли модные дома, существующие до сих пор.

Но революционным стал ХХ век. Тренды больше не диктовались правителями и богачами-их стали создавать дизайнеры. Особенно видоизменилась женская одежда. Появились брюки, костюмы, юбки-карандаш, мода стала более женственной и сексуальной. Позже пришли джинсы и мини. Одежда становилась все более удобной.

Глава 3. События в СССР в двадцатых годах

Для того, чтобы доказать мою теорию, что исторические события влияют на моду, на основе двадцатых годов двадцатого века СССР, надо ознакомиться и изучить то, что происходило в те года в стране.

3.1. Основные мероприятия нэпа

1920-е годы -это важное десятилетие в мировой истории, оно связано с формированием нового мирового порядка, вытекающего из итогов Первой Мировой войны, а также Гражданской, которая привела к созданию нового государства - СССР.

Подробнее хотелось бы остановиться на нэпе, ведь именно она дала небольшую передышку после тяжелых военных событий и перед сложной индустриализацией и коллективизацией. В целом все причины введения нэпа можно разделить на экономические (стране был нужен импульс для развития экономики), социальные (социальное разделение в стране несмотря на революцию все еще было крайне острым). Новая Экономическая Политика была рассчитана на 5, максимум 10 лет. И она свою задачу, безусловно, выполнила, хотя в какой-то момент поставила под угрозу существование Советского Союза, ведь лозунги, с которым победили большевики не соответствовали политике, проводимой в это время. нэп привел к тому, что очень многие идеалистически настроенные большевики пускали себе пулю в лоб. Они считали, что восстанавливается капитализм, и они зря проливали кровь во время Гражданской войны. А вот не идеалистически настроенные большевики очень здорово использовали нэп, потому что во время нэпа было легко отмыть то, что было награблено во время Гражданской войны. Советское руководство проводило новую экономическую политику, которая предусматривала возрождение рыночных отношений для поднятия народного хозяйства. Это стало вынужденной мерой, которая, тем не менее, позволила быстро восстановить хозяйство и начать развитие культуры, ведь ненадолго была снята тоталитарность. Данная политика оказалась крайне неудобной, поэтому в 1928 году окончательно отменили нэп.

3.2. Культура и искусство во время нэпа

За эти годы произошли серьёзные изменения в искусстве и культуре. Одной из приоритетных задач в области культуры была ликвидация безграмотности. Всероссийский съезд по ликвидации безграмотности в 1922 г. начал работу по обучению грамоте граждан в возрасте 18-30 лет, потому что в новой стране все должны были быть равными. Для подготовки новых кадров открывались экономические, педагогические, медицинские техникумы, в 1927-28гг. выпустившие 28,6 тыс. специалистов. Активно занимались и внешкольным образованием.

Просвещением занимались музеи, библиотеки, центры пропаганды. Открывались клубы, при которых работали библиотеки, курсы ликбеза, читальни. В деревнях появлялись избы-читальни. Советская власть сделала ставку на кинематограф, который, по выражению Ленина, был «важнейшим из искусств». В кинематографе того периода очень явно прослеживаются пропагандистские черты.

В живописи и архитектуре появились следующие направления: конструктивизм, авангард, футуризм, абстракционизм и другие. Все они успешно развивались. Наиболее известными деятелями искусства этого периода стали К. Малевич, В. Кандинский, М. Шагал и другие. Всё это неизбежно повлияло на моду данного периода.

Глава 4. Мода во время новой экономической политики

4.1. Модельеры, работавшие в двадцатых годах ХХ века

1.Надежда Ламанова.

 Она заложила основы советского моделирования. Известной портнихой Надежда Ламанова была и до революции: удостоена звания «Поставщик Двора Ея Императорского Величества», то есть она шила одежду императорской семьи и их приближённых.

В 1920‑е годы модельер начала создавать одежду «для широких масс» и её взгляды многим пришлись по вкусу. При создании фасонов Надежда Ламанова сочетала традиции народного костюма с потребностями современных женщин. Эти костюмы проектировались как недорогая одежда, украшенная народной вышивкой и другими видами отделки, позволяющими обогащать и разнообразить небогатый выбор тканей. Всё это находило отклик у публики. Но также интересно, что часто в разработке одежды «для народа» весьма активное участие принимали даже люди, весьма далёкие от моды, например, наркомы просвещения.

2.Вера Мухина.

Создательница журнала «Рабочий и колхозница», в 1920‑е годы активно трудилась как модельер. Она начала создавать облик новой женщины. Ещё до революции Мухина начинала с костюмов для театральной сцены. Позже она создала несколько нарядов в духе времени, сшить которые было по силам любой женщине даже из подручных материалов. В расход шли суровое полотно, головные платки, владимирские полотенца и солдатское сукно-всё, что в эти непростые годы женщины могли найти и превратить в модный и стильный шедевр. Концепция моделей от Мухиной — это «удобный красивый костюм для работы и отдыха, который по силам сшить самостоятельно». К созданию выкроек, которые были опубликованы в альбоме «Искусство в быту» (был разработан совместно с Надеждой Ламановой), Вера Мухина подходила так же, как к созданию скульптур — очень конструктивно. Например, она придумала платье-трансформер: его длину и рукава можно было менять по настроению владелицы.

В 1925 году коллекция платьев Мухиной появилась на выставке в Париже и получила Гран-при «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Стиль «а‑ля рус» с характерными фактурами и орнаментами так впечатлил иностранцев, что они, кажется, не заметили, что бусы пришлось изготовить из хлебного мякиша.

4.2. Отражение исторических событий в женском костюме

Двадцатые годы в новой советской стране, время удивительное, сочетающее в себе авангардные идеи конструктивизма, одежду простых трудящихся - красные косынки, длинные бесформенные юбки, матерчатые туфельки на перепоночке, и наряды дам, вовсю пользующихся благами нэпа. Уже начинались первые ударные пятилетки, а в воздухе еще витал дух чарльстона.

Производители одежды портные, сапожники, шапочники превратились в неформальную элиту советского общества времен НЭПа. В советской России стали появляться ателье, в которых работали мастера высокого класса, доступные только членам правительства и партийным верхам. Кремлевские дамы самым активным образом начали пользоваться услугами портных и модельеров. Особенно в их среде в середине 20-х годов высшим шиком считались туалеты «от Ламановой».

Конечно, в советской стране всегда присутствовала территориальная неравномерность распределения моды. Основа советской модной индустрии была сосредоточена в столице. Пропасть между столицей и провинцией была огромной. В сфере моды Москва и провинция соотносились как «эталонная» и «подражательная» культуры. И если в крупных городах всё-таки можно было купить, или как обычно говорили в народе «достать» хорошие вещи или воспользоваться услугами ателье, то для обитателей деревни понятия «мода» попросту не существовало. Поэтому, говоря о моде молодой советской страны, нужно описывать одежду, в которую одевались жители, прежде всего, Москвы и других крупных городов.

Октябрьская социалистическая революция отменила классы дворянства и буржуазии и утвердила новый социальный состав общества. Свободный образ жизни, эмансипация, отказ от буржуазных пережитков сравнял мужчин и женщин. Все хотели выглядеть и одеваться по-новому, поэтому костюмы и прически стали способом заявить о себе в новой стране. У женщин появилось больше прав и они во всем хотели быть похожими на мужчин, максимально сравняться с ними. Поэтому фасоны платьев и костюмов начали напоминать мужские силуэты. Пояс для подвязок вытеснил корсет. Стильным считались короткая стрижка, прямое платье с низкой талией, чтобы не подчеркивало женственность очертаний, также очень ценился жемчуг (большинство носили подделку, так как не было денег на настоящий). Важный аксессуар модниц того времени – шляпки, которые в первые послереволюционные годы подвергались критике, как явный признак буржуазности, и активно вытеснялись красными косынками. В моде худоба, все также стремятся подражать балеринам и актрисам немого кино. Хорошим тоном считалось перетягивать грудь бинтами, чтобы сделать ее плоской. Опять же сказывалось желание подражать мужчинам, догнать их во всем, противопоставить себя старой патриархальной системе. Женщина начинает заявлять о себе о своем равноправии с мужчинами, поэтому и появляются черты независимости, решительности, приспособленности к условиям труда и быта.

Во время нэпа свободная торговля ненадолго вернулась в страну, но у большинства все равно не было денег покупать наряды, поэтому широко использовались дешевые ткани для создания модной одежды: холст, грубое полотно, старая военная форма, солдатское сукно. В расход шли портьеры и занавески, простыни и другое постельное и столовое белье, скатерти и покрывала, полосатый матрасный тик и любые другие ткани, использовавшиеся в домашнем обиходе. А для повседневной одежды стало характерно отсутствие декоративных элементов бантов, галстуков, обилие рюшей. Красный цвет начал символизировать разрыв с прошлым и освобождение от него, поэтому красный часто использовали в элементах одежды.

Одним из главных символов 1920х стала кожаная комиссарская куртка, их носили и мужчины, и женщины. Казалось бы, откуда в бедной стране (после войн) столько кожи, что буквально каждый третий мог получить куртку из нее? Ещё до Первой мировой войны в Российской империи пошили много кожаной формы для авиационных батальонов, но использовать не успели. После Октябрьской революции склады с ней нашли большевики и раздавали своим. Именно в этих куртках несколько десятилетий щеголяли комиссары.

Двадцатые годы ХХ века-пик популярности кубизма. Многие раскройщики просто использовали геометрические фигуры, упрощая силуэты костюмов и платьев.

Облик новой женщины: без корсетов, рюшей и бантов, самостоятельной, красивой и работящей. Главным для рядовой советской труженицы конца 20-х – начала 30-х годов был некий усредненный стандарт, нужно было выглядеть как все, быть как все, ничем не выделяться. В стране, где слово коллектив звучало повсюду, индивидуальность не принималась. Толпа выглядела довольно однообразно и одинаково.

Вместе со сворачиванием НЭПа усилились тенденции к унификации внешнего вида «советского человека». Одинаковая одежда без украшений, отказ от собственного стиля в пользу общего, утилитарность нарядов отражали перемены в обществе. Складывание тоталитаризма происходило не только в политике, оно коренным образом изменило и моду. Быть отличающимся стало не только неприлично, но и опасно. Никаких иных причин, кроме политических, уходу подобной моды нет. Прекращение свободной торговли отменило возможность подбирать одежду индивидуально, выбирать, что нравится. Дефицит тканей так и не удалось преодолеть. В 1930‑е годы одежда приобретёт более милитаристский и спортивный характер.

История женского костюма в этот период показывает, как женская мода может отражать социальные изменения и идеологические трансформации в обществе. Данную теорию можно доказать на примере любого десятилетия нашей страны, будь то 60-е года прошлого века или наше время, например 2020 год(в пик развития глобализации и информационных технологий мода стала меняться буквально каждый год, поэтому чем ближе к нашему настоящему времени, тем удобнее рассматривать моду не по десятилетиям, а по отдельным годам).

Практическая часть

Глава 1. Работа над продуктом

Итак, проведя исследование и проанализировав моду того периода, я решила воссоздать одну из моделей платьев.

1.1 Моделирование и разработка платья

Для начала нужно было определиться с моделью платья. Она должна была по максимуму отражать все исторические события, которые на нее повлияли и которые я смогла найти и выявить, для наглядного примера. Поэтому я решила обратиться к работам модельера-закройщика Надежды Петровны Ламановой, пользующейся в то время особой популярностью. Среди многочисленных фотографий и вырезок из журналов в интернете, я нашла несколько интересных, но в то же время простых моделей летнего платья. Я сделала примерный эскиз образа, который хочу получить, и приступила к выбору модели, построению и поиску подходящих выкроек. Сняла мерки и принялась к построению чертежа. Верхнюю часть платья я делала на основе чертежа ночной сорочки без рукава с большим вырезом. В процессе построения выкроек, я изменяла ширину горловины и проймы. Нижнюю и верхнюю юбку разрабатывала сама, ориентируясь на эскиз.

1.2. Изготовление платья

Я перенесла чертеж на ткань и приступила к выкраиванию деталей изделия: переда лифа, спинки, нижней юбки, заднего полотнища юбки, переднего полотнища юбки, воротника, пояса.

Потом я обработала и соединила все детали с помощью швейной машины, добавила обтачку для проймы и горловины. Отутюжила изделие и платье было готово.

В процессе работы над платьем мне понадобились следующие материалы и инструменты:

№п/п

Наименование

Количество

1

Синтетический материал красного цвета

400х100 см

2

Хлопчатобумажная ткань

100х100 см

3

Швейные нитки красного цвета

1 шт.

4

Швейные нитки белого цвета

1 шт.

№п/п

Инструмент

1

Швейная машина

2

Швейные иглы

3

Ножницы

4

Булавки

5

Миллиметровая бумага

6

Карандаш

7

Линейка

8

Сантиметровая лента для снятия мерок

9

Мел портновский

10

Распарыватель

11

Утюг

12

Гладильная доска

Для наглядности образа я и моя модель раздобыли подходящие аксессуары под стиль двадцатых годов ХХ века в СССР и под сшитое платье. Я сделала и обработала несколько фотографий, на которых запечатлела модель в наряде.

Глава 2. Эколого-экономическая часть

2.1. Затраты

№п/п

Материалы и инструменты

Стоимость

За единицу (руб.)

Кол-во

Затраты (руб.)

1

Швейные нитки красного цвета

218,00

1 шт.

218,00

2

Швейные нитки белого цвета

152,00

1 шт.

152,00

3

Булавки

251,00

2 шт.

502,00

4

Миллиметровая бумага А2

30,00

5 шт.

150,00

Итого:

1022,00

Затраты на ткань и остальные материалы и инструменты, которые мне понадобились в процессе работы над платьем составили 0 руб., так как уже были у меня дома.

2.2. Экологическое обоснование продукта проекта

Материалы, из которых изготовлено изделие проекта, искусственные и синтетические. Их применение не вызовет никаких отрицательных последствий для природы и человека. Такая ткань прочна, гигиенична, легка и имеет достаточно длительный срок службы. Данный фасон легко стирается и утюжится. У меня почти не осталось обрезков, так как я грамотно рассчитала сколько именно мне понадобится ткани.

Заключение

1.1 Описание окончательного результата

Летнее платье со всеми характеристиками, соответствующими женской моде во время нэпа(заниженная талия, легкий поясок для подвязки, простой и свободный крой). Получившийся образ выражает и отображает все пункты которые могли повлиять на женскую одежду того времени

2.1. Анализ проекта. Самоанализ

  1. Поставленная цель достигнута.

  2. Конечный результат соответствует названию проекта: «Женская мода как отражение исторических событий».

  3. История нэпа и модных тенденций этого времени изучены, опрос проведен, отражения истории двадцатых годов ХХ века в женском платье найдены, платье, как продукт проекта, изготовлено, значит я справилась с поставленными задачами.

  4. Создавая данный проект я использовала знания по истории, математике, черчении, материаловедении, рисовании, технологии, экологии и эстетике.

  5. Все технологические операции по пошиву платья были мне знакомы, потому что я выполняла их ранее на уроках труда и в художественной школе.

  6. Закрепила свои умения и навыки, полученные ранее по поиску и анализированию необходимой информации, изготовлению чертежа и выкроек платья, созданию драпировок на юбке, обрабатыванию проймы и горловины.

  7. Во время работы над проектом ни с доказательной, ни с практической частью я не испытала особых трудностей. Кроме работы над выкройкой передней юбки, у нее был сложный фасон на эскизе и мне приходилось несколько раз его переделывать, потому что складки ложись не так как мне хотелось изначально. Но тем не менее, я справилась с этой трудностью и юбка получилась как на эскизе.

  8. Педагоги и родители дали хорошую оценку моему проекту.

Литература и интернет ресурсы

1. Л.В. Мельникова и др. Обработка тканей. Учебное пособие для учащихся 9-10

кл. сред. Общеобразоват. Шк./Л.В. Мельникова, М.Е. Короткова, Н.П.

Земганно. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с., 0,5 л.ил.: ил.

2. Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд, 8 кл.: учебник/О.А. Кожина,

Е.Н. Кудакова, С.Э. Макруцкая. – 5-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2018.– 253,

[3] c.: ил.

3. Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд, 6 кл.: учебник/О.А. Кожина,

Е.Н. Кудакова, С.Э. Макруцкая. – 2-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2015.– 254,

[2] c.: ил.

4. И.А. Жукова Т.Б. Нессирио. Технология изготовления изделий платьевоблузочного ассортимента. Часть 1. Учебное пособие. СПбГУТиД, СанктПетербург. 2012

5. https://youtu.be/E71ja5RjGPc

6. В.А. Соколова. Технология. Конструирование и моделирование женской

одежды. 8 кл. учебно-метод. пособие/В.А. Соколова. – М.: Дрофа, 2007. –

138,[6] c.: ил.

7. В.А. Соколова. Технология. Конструирование и моделирование женской

одежды. 9 кл. учебно-метод. пособие/В.А. Соколова. – М.: Дрофа, 2007. –

138,[6] c.: ил.

8. https://пошив.рус/blog/43076-vremya-poshiva

9. https://art-talk.ru/topic/9424/

10.https://mydocx.ru/9-93326.html

11.https://my-cccp.ru/moda-1940-h-v-sovetskom-soyuze/

12.http://goldwomans.forum2x2.ru/t36-topic

13.https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/star/37271/foto/406186/

14.https://patterneasy.com/

15.https://freakfrak-ru.livejournal.com/16299.html

16.https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/preobrazovanie_v_kulture_sssr_1921-1928_gg/

17.https://foxford.ru/wiki/istoriya/sovetskoe-gosudarstvo-v-period-nepa

18.https://istoriarusi.ru/cccp/nep-kratko-novaja-econom-politika.html

19.https://www.casual-info.ru/moda/wardrobe/168/11705/

20.https://vatnikstan.ru/history/moda_nep/

Приложения

Результаты анкетирования

Из журнала «Домашняя портниха». Наглядный пример моды 1920-х.

Эскиз образа, который я хотела повторить.

Выкройки верха с обтачкой, нижних юбок и юбки с драпировкой.

Мерки модели и расчет горловины.

Горловина и пройма на чертеже.

Горловина, обработанная обтачкой.

Готовое платье.

Получившийся образ в стиле 20-х годов ХХ века.

Просмотров работы: 23