Введение
Актуальность: в современном мире акцент все чаще ставится на значимости изучения шедевров музыкальной культуры. Существует множество произведений, которые требуют к себе внимания и, которыми мы, потомки, можем по праву гордиться. Музыка во все времена была значительной частью повседневности людей, воплощала представление о богатстве и бедности. Каждая культура, совершенствовавшая свой материальный мир и заботящаяся о своём процветание, создавала свои неповторимые музыкальные произведения. Носившая представления о мироустройстве, музыкальная культура расцветала в руках композиторов, которые придавали ей свой неповторимый характерный стиль.
Что для человека есть музыка? Она как воздух и тепло солнечных лучей для нашего слуха и души. Она делает нас лучше, вдохновляет и воодушевляет, дарит незабываемые чувства очищения и превосходства.
Именно благодаря ей человек способен расслабиться, отдохнуть, получить определенную пищу для ума. Этот вид искусства способен в корне поменять настроение человека – развеселить его, опечалить, почувствовать тоску. Музыка – неистощимый источник самых разнообразных эмоций и чувств.
Целью данной работы является изучение влияния музыки на человека.
1. Рассмотреть понятие «Музыка»;
2. Ознакомиться с разновидностями стилей эпох в музыке;
3. Рассмотреть влияние музыки на эмоциональность человека.
Гипотеза: изучение влияния музыки на эмоциональную отзывчивость человека при прослушивании произведений великих композиторов даст возможность моим сверстникам более бережно и внимательно относиться к ценностям музыкальной культуры.
Объектом изучения является музыка.
Предметом изучения – влияние музыкальных произведений на эмоциональность человека.
Методы изучения:
- теоретические методы: синтез, анализ, сравнение, обобщение, систематизация, сбор информации.
- эмпирические методы: наблюдение, описание, анализ и обработка информации.
Теоретическая значимость проекта состоит в углублении и обобщении знаний о влиянии музыки на эмоциональную отзывчивость человека.
Практическая значимость определяется тем, что материалы проектной работы можно использовать в образовательном процессе, на уроках «Музыка», а также в отдельных педагогических ситуациях.
Что такое музыка?
В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, жужжание пчел, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье.
Музыка сопровождает человека всю его жизнь. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония и другие.
Музыке можно дать разные определения в зависимости от того, что брать за основу. Вот что такое музыка, определение в научном стиле: вид искусства, в котором художественные образы передаются при помощи особенной организации звуков и тишины. Музыку также называют языком звуков. Можно посмотреть на определение музыки с эмоциональной стороны: музыка – это средство или способ передачи эмоций и чувств.
Музыка – это чудесный дар, данный человечеству. Спросите у разных людей о том, что значит музыка для них, и получите разные ответы. Музыка может быть средством получения наслаждения, способом самовыражения, делом всей жизни и т.д. Влияние музыки неповторимо, ничем незаменимо.
Когда человек слышит какую-то мелодию, то в его сознании встают только одному ему известные картины, но между тем, музыка воздействует на всех одинаково, не важно, классическая она или любая другая. Она не просто заставляет нас чувствовать, но и даже выплескивать это.
Таким образом, музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свое настроение и чувства, побуждающий к сопереживанию, формирующий стремление к преобразованию окружающего мира.
Разновидности стилей музыки
Слово «стиль» латинского происхождения и в переводе значит способ изложения, склад речи. Стилем в музыке называется сумма всех элементов и приёмов, использованных в ней, её «итоговый» вид. Стили обычно классифицируются по композиторам и по эпохам.
Под стилем подразумеваются:
устойчивое единство образных принципов художественных направлений различных исторических эпох;
характерные черты, как отдельного произведения, так и жанра в целом;
творческая манера отдельных композиторов.
Стиль в музыке предполагает общность произведений музыкального искусства с характерными чертами произведений других видов искусства того или иного исторического периода: барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм и др.
Барокко (итал. barocco – причудливый, вычурный, странный) – стиль, господствовавший в искусстве с конца XVI до первой половины XVIII столетия. Барокко отразил внутренние противоречия эпохи в связи с феодально-католической реакцией и активным подъѐмом передовых сил. Ведущее положение жанров – фуги, кантаты, оратории, оперы, возникновение инструментальных жанров сонаты, концерта. Ярчайшими представителями эпохи барокко явились А.Вивальди, И.С.Бах и Г.Ф.Гендель.
Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – стиль в искусстве XVII
– XVIII веков. Идеалами классицизма явились идеи философии рационализма – убеждение в разумности бытия, наличии всеобщего порядка, гармоничности человеческой натуры. Высшей стадией классицизма явилась венская классическая школа – художественное направление в европейской музыкальной культуре XVIII – начала XIX века, к которой принадлежат Й. Гайдн, В.А.Моцарт и Л. ван Бетховен. Каждый из них являлся яркой индивидуальностью: стиль Гайдна – светлое мировосприятие, ведущая роль – жанрово-бытовые элементы; у Моцарта – лирико-драматическое начало;
Романтизм (от франц. romantisme) – художественное направление конца XVIII – начала XIX века. Особенности направления в музыкальном искусстве – яркое индивидуальное, личностное начало, отражение эмоциональной жизни человека, духовная возвышенность, интерес к народному творчеству, отрицание бездушности, рельефная образность, фантастическое видение мира. иЛирическое начало обусловило стремление романтиков к бесконечности музыкального развития, а также интерес композиторов к камерным формам (поэмы, баллады, фантазии). Яркие представители романтизма в музыке: Ф. Шуберт, Ф.Мендельсон, Р.Шуман, Р.Вагнер, И.Брамс, Ф.Лист, Ф.Шопен, Н.Паганини и др.
Импрессионизм (от франц. impression – впечатление) возник в Западной Европе в последней четверти XIX – начале XX века. Характерные признаки – стремление к воплощению мимолѐтных впечатлений, одухотворенной пейзажности, психологических нюансов, к созданию колоритных жанровых зарисовок и музыкальных портретов. Классическое выражение импрессионизма в музыке – творчество французских композиторов К.Дебюсси и М.Равеля.
Реализм (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – творческий метод в искусстве, подразумевающий правдивое и многостороннее отражение действительности в совокупности с очевидной авторской позицией, типизацию характеров и обстоятельств, интерес к проблеме ценности личности в обществе. В творчестве западноевропейских композиторов второй половины XIX века реализм нашел отражение в произведениях Ж.Бизе, Дж.Верди, И.Брамса, Ф.Листа и др.
Основоположником реалистической школы в русской музыке явился М. И. Глинка, чьи традиции получили развитие в творчестве А.С.Даргомыжского, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, СВ. Рахманинова и др.
В музыке XX века реализм получил дальнейшее развитие в произведениях С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна, Г.В.Свиридова, Р.К.Щедрина и др.
Экспрессионизм (от лат. expressionis – выражение) – направление в европейском искусстве первой четверти XX века, в основе которого лежит трагическое мироощущение человечества в преддверии и в ходе Первой мировой войны и в послевоенные годы. Экспрессионизм – протест против абсурдности мира и унижения человека.
Представители экспрессионистского направления в музыке – А.Шѐнберг, А.Берг, Б.Барток и др.
Итак, в любом времени, в любой эпохе можно ознакомиться с замечательными композиторами и их творчеством, можно услышать незабываемую музыку.
3. Как меняется эмоциональность человека в зависимости от стиля
3.1 Влияние классического стиля музыки на человека
Ученые доказали, что классическая музыка положительно влияет на организм человека. Прослушивание бессмертных произведений великих композиторов с детства, помогает развиваться ребенку в интеллектуальном плане, обладать большей стрессоустойчивостью и восприимчивостью к наукам. Особенно рекомендуются к прослушиванию произведения Моцарта. Они действуют на человеческий организм следующим образом:
Стимулируют работу головного мозга перед экзаменами и любыми другими серьезными испытаниями;
Развивают стремление к самосовершенствованию;
Особенно заметно влияние музыки Моцарта на людей, занимающихся умственным трудом или тех, кто выбрал полем своей деятельности творчество.
Был проведен эксперимент, в ходе которого куриное яйцо положили перед колонками на концерте металлической музыки. Визжащие и лязгающие звуки, которые издавались, заставили свернуться белок, он стал похож на варёный. Отличие было лишь в том, что этот белок стал вязким и тягучим, похожим на мед.
Кроме того, рост и развитие растений останавливается в том случае, если рядом с ними включать тяжелый металл или рок. В конечном итоге, растение гибнет.
Рядом с аквариумом, в котором плавали рыбки, включили тяжелый рок и направили светомузыку в сторону живых существ. Через десять часов больше 50% рыбок погибло.
Известно, что подростки, которые продолжительное время пребывают на дискотеке или концерте, где в музыке преобладают тяжелый рок и металл, по психологическому состоянию близки к гипнотическому трансу.
Обратное действие оказывает как современная классическая музыка, так и старинные произведения известных композиторов. Классическая музыка для здоровья. Совсем недавно стало ясно, что классическая музыка, слушать которую стало не модно, оказывает положительный эффект при лечении многих заболеваний. Она не заменяет лекарства, но хорошо снимает негативное напряжение и нормализует биоритмы органов человека. Способствует восстановлению артериального давления. Способствует снятию головной боли и даже мигрени.
3.2. Влияние современного стиля музыки на человека
Музыка – часто является способом самовыражения. Музыка всегда помогает, например, подросткам безопасно исследовать идеи и эмоции и выражать себя без слов. В некоторых случаях музыка даже может помочь подросткам научиться механизмам преодоления стрессовых ситуаций. Она может научить их правильно реагировать на какие-то неординарные или даже катастрофические с точки зрения подростка, ситуации, часто помогает подросткам установить связь с социальными группами и обрести чувство принадлежности к ним.
Бывает трудно воспринимать сомнительный выбор музыки сегодняшних подростков как «положительное влияние» них, на их психику, но лучше все же не предполагать худшего сразу. Дети многому учатся через музыку, даже если родители не сразу видят ее ценность. Понимая, как музыка влияет на эмоции и поведение подростков, мы можем использовать ее как инструмент, чтобы лучше понять детей и помочь им сделать лучший выбор. Притяжение же подростка к популярной музыке отчасти связано с непреодолимым желанием принадлежать к группе единомышленников. Когда песня или исполнитель оказываются в центре внимания, эта песня или исполнитель внезапно становятся более привлекательными для подростков.
Публично выражая свое одобрение (например, общаясь фан-клубами), подростки заявляют о своей принадлежности к большой группе сверстников. Они делают это в попытке получить признание и одобрение, даже если на самом деле им не нравится сама музыка. Это может быть, как хорошо, так и плохо, но результат во многом зависит от того, как на это реагируют родители.
В эмоциональном плане дети часто используют музыку, чтобы снять напряжение или не вербально выразить свои самые сокровенные чувства и мысли. Подростки не так бессильны, как, например, малыши, но у них все еще есть ограничения в мире, которые могут вызывать разочарование. Многие подростки используют музыку, чтобы избавиться от этого пугающего чувства. Например, они могут выплеснуть агрессию или гнев в толпе на концерте, или просто «оторваться» в наушниках у себя в комнате. В любом случае не стоит предполагать, что музыка имеет какой-либо серьезный потенциал для пропаганды того или иного поведения, особенно сегодня.
Мы уже знаем, что музыка может оказывать глубокое воздействие на мозг человека, и жанр, похоже, часто не имеет значения. Хотя есть и исключения. Например, считается, что музыка в стиле «рок», и особенно» хард-рок» может воздействовать на психику человека угнетающе. Так исследования на растениях тоже привели к аналогичным выводам: под Моцарта, например, растения растут в восемь раз быстрее, а вот рок действует на цветение и рост растений пагубно – видимо эти тяжелые и громогласные вибрации все же не очень безопасны для нашего здоровья.
Подведем итог. Несомненно, музыка влияет на всех нас, но очень личными, уникальными способами. То есть «ваше» взаимодействие с музыкой отличается от «моего», но оно все равно мощное. Так как в своей работе акцент ставила на подростковом возрасте, хочу заметить, что, подростки особенно восприимчивы к сильному влиянию музыки на них из-за быстро меняющихся эмоций, но это не обязательно плохо.
3.3 Влияние музыки на человека с научной точки зрения
Многочисленные опросы доказывают, что музыка является неотъемлемой частью жизни людей. Большая часть человечества хотят быть самостоятельными, сами выбирают модную музыку. Но вся ли музыка полезна? Дело в том, что современная музыка стилей рок, хип-хоп, металл, «коммерческая музыка» пишется на низких частотах. Исследования ученых показали - звуки низкой частоты оказывают, по большей части, негативное воздействие на человека. Они вызывают упадок сил, депрессию. Напротив, звуки высокой частоты в благоприятном для человека диапазоне влияют на нас благотворно, повышая уровень энергии, вызывают радость и хорошее настроение. За увлечение громкой музыкой многие расплачиваются приобретенной тугоухостью. В середине XX века во многих странах были установлены санитарные и охранные нормы, ограничивающие громкость музыки. Однако множество людей посещают рок-концерты, где музыка невероятно громкая.
А ведь, как выяснили ученые, если всего 15 минут в день слушать громкую музыку, то человек уже через несколько лет становится глухим. Российские ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания тяжелого рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения.
А японские журналисты в крупнейших рок-залах Токио произвольно задали зрителям всего три простых вопроса: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?» и «Какой теперь год?». И, ни один из опрошенных не ответил на них. По результатам исследований американских социологов, у несовершеннолетних (от 12 до 17 лет) правонарушителей рэп является преобладающим музыкальным выбором, большая часть из них одобрительно относилась к насилию и выражала готовность участвовать в нем.
Большой интерес учёных вызвал вопрос о воздействии классической музыки на человека. Исследования показали, что классическая музыка совершенствует процессы мышления и стимулирует учебные процессы. Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье. Очень полезна так называемая музыка природы. Звуки моря, шум дождя, голоса дельфинов успокаивают, умиротворяют, звуки леса снижают кровяное давление, нормализуют работу сердца, пение птиц помогает собраться с мыслями, вызывает прилив положительных эмоций.
Таким образом, каждый музыкальный жанр оказывает свое воздействие на формирование характера. Рок-музыка, с ее жестким стилем, монотонными повторениями и сильными басами, может негативно отразиться на поведении человека. Громкость прослушивания музыки оказывает влияние на работу мозга. Исследования показывают, что при более тихом звучании рок-музыки человек может получать более положительные эмоциональные реакции. В то время как прослушивание музыки на большой громкости может нарастить эмоциональное напряжение и тревожность, а также оказать негативное воздействие на интеллектуальные способности.
В целом, рок-музыка, как и любой другой жанр, имеет своих поклонников и критиков. Важно помнить, что музыка является художественным выражением и каждый человек имеет право на свой собственный вкус и предпочтения.
Классическая музыка обладает особым величием и элегантностью, она способна поднять настроение, умиротворить душу и принести умиротворение. Ее звуки вызывают в нас самые глубокие эмоции и помогают нам выразить то, что мы чувствуем. Классическая музыка является настоящим искусством, которое никогда не устареет и будет радовать нас еще много лет. Исследования подтверждают, что классическая музыка имеет положительные эффекты на организм человека. Она способна снизить уровень стресса, улучшить настроение, повысить концентрацию и улучшить качество сна. Музыка Моцарта, в частности, известна своими благотворными свойствами и способностью стимулировать умственную активность.
Это исследование подтверждает, что классическая музыка действительно может помочь справиться со стрессом и тревожностью. Поэтому, если вы чувствуете себя напряженно или подавленно, попробуйте насладиться звуками классики. Возможно, это поможет вам расслабиться и восстановить внутренний баланс.
Ученые обычно рекомендуют музыку, которая имеет спокойный и медитативный характер, так как она может способствовать расслаблению, снижению уровня стресса и улучшению самочувствия. Классическая музыка, в том числе произведения Баха, Моцарта, Шопена, часто упоминается как благоприятная для ума и эмоций. Также новая эра, релаксационная и инструментальная музыка пользуются популярностью в контексте музыкальной терапии. Однако стоит отметить, что предпочтения в музыке субъективны, и каждому человеку подходит разный стиль или жанр в зависимости от индивидуальных предпочтений.
Заключение
В данной работе мы узнали и акцентировали внимание на том, что влияние музыки на эмоциональность человека очень и очень сильно, значимо.
Как сказал Конфуций: «Музыка доставляет удовольствие, без которого человеческая природа не может обойтись». В значительной степени это обусловлено тем, что музыка - часть любого человеческого сообщества в прошлом и настоящем, на заре цивилизации и на современном этапе. Эмоции, вызванные музыкой, могут меняться время от времени, от места к месту, от события к событию.
В нашей работе мы рассмотрели само понятие «Музыка» и понятие «Стиль». Ознакомились с разновидностями стилей эпох в музыке и их представителями, а так же рассмотрели влияние музыки на эмоциональное состояние человека.
Таким образом, цель достигнута, задачи реализованы, гипотеза доказана.
Список литературы
Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение» — М.: Мир, 2006г.
Зильберквит М., Мир музыки; "Детская литература", Москва, 2002.
Холопов Ю. Н. Консонанс и диссонанс // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
Интернет – ресурсы:
Музыка в Древние времена и при Древних Людях. www.music-in- ancient_time.ru
Наблюдения, эксперименты и открытия ученых в области музыкотерапии. www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile
Классическая музыка http://www.ruavtor.ru/mir-lyudey/22-klassicheskaya-muzyka-vliyaet-na-cheloveka-nastroenie-psihiku-video-011212.html
Влияние музыки на человека http://mojurok.narod.ru/issledovatelskie_raboti/vliyanie_muziki_na_cheloveka/