КАЛЛИГРАФИЯ. БУКВИЦА. ИМИДЖ. (аксессуар с росписью по ткани маркером и акриловыми красками)

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КАЛЛИГРАФИЯ. БУКВИЦА. ИМИДЖ. (аксессуар с росписью по ткани маркером и акриловыми красками)

Бояринцева Е.А. 1
1МБОУ "Приветненская СОШ", 8 класс
Цыбух Г.Н. 1Семенова Г.В. 1
1МБОУ "Приветненская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Ежегодно 24 мая в России и многих восточноевропейских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник связан с чествованием святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия — просветителей славян и создателей славянской азбуки.

 

 

В рамках этого праздника в нашей школе был проведён конкурс каллиграфии. Дети старательно выводили буквы, боясь оставить кляксу. Линии давались нелегко, но они справились, благодаря большому интересу и упорству!

Мне понравилось выписывать буквы, слушая своё дыхание и ритм сердца.

Многие сказали: «Для чего? Сейчас так много технологий! Нас окружают телефоны, компьютеры. Все можно печатать, а не писать!» Я поинтересовалась у учителя: «Для чего нам нужна каллиграфия? На дворе XXI век!» На что мы услышали ответ, что каллиграфия влияет на наше развитие, творчество и самочувствие. Интересно как? А может учитель прав?

«Идея для нового проекта,» - подумала я и стала собирать материалы.

Цель моего проекта:

  1. Сшить аксессуар. Стилизовать текстильное изделие буквицей - инициалом росписью по ткани акриловыми красками.

Задачи проекта:

  1. Провести исследование истории славянской каллиграфии, буквицы;

  2. Познакомиться с рекомендациями художников о технике и о материалах для росписи по ткани;

  3. Закрепить навыки расчета себестоимости изделий;

  4. Закрепить навыки использования информационных технологий по оформлению пояснительной записки проекта.

  1. Теоретическая часть

    1. История каллиграфии. История славянской письменности и культуры

В современном мире каллиграфия представляет собой искусство красивого письма. Что такое каллиграфия, знают далеко не все. В некоторых школах и высших учебных заведениях каллиграфию изучали и продолжают изучать как отдельный предмет. Но большая часть людей, особенно это касается подрастающего поколения, и вовсе не имеют представления о красивом и изящном письме. История каллиграфии интересна и разнообразна. Впервые термин «Каллиграфия» начали использовать в Европе. В период XVI века красивое и безупречное изображение слов стало называться каллиграфией. Ещё древние люди, жившие в пещерах, изображали на камнях разнообразные рисунки. Со временем рисунки стали заменяться символами, и такой стиль письма имел название клинопись (Рис. 1).

Рис. 1 Рисунки на старых камнях

Затем в IV тысячелетии до н.э. в древнем Египте возникло иероглифическое письмо, а уже в III веке до н.э. его начала вытеснять греческая капитальная письменность. Каждый век в разных уголках планеты возникали все новые и новые виды письма. Уже в конце XI столетия в Италии тонкое и красивое

написание текстов можно было смело назвать каллиграфическим. В эти времена почти вся Европа использовала готический стиль письма, имеющий огромное сходство с каллиграфией.

В разных странах каллиграфическое письмо развивалась по-разному и в различные промежутки времени. В большей части развитие этого искусства зависело от того, когда в народе появлялась письменность.

Кто такой каллиграф? Это профессия, подразумевающая собой умение каллиграфично писать. На первый взгляд кажется: неужели эта профессия может быть сейчас востребована? В век компьютерных технологий люди все меньше и меньше используют письмо на бумаге. Ведь практически в любом текстовом редакторе есть множество различных шрифтов, и постоянно появляются все новые и новые. Однако создают эти шрифты именно каллиграфы-художники.

Рис.2Пример каллиграфического текста

Каллиграф – человек искусства, это и художник, и писатель в одном лице. Считается, что каллиграфическое письмо имеет свойства медитации, как и любое другое творчество. У человека появляется уникальная возможность «уйти в себя» на некоторое время и окунуться в мир искусства.

Техника каллиграфии не сложна, и научиться ей может практически каждый. Для того чтобы научиться каллиграфическому письму, не нужно особых умений и красивого почерка, однако это кропотливый труд. У неусидчивых людей с плохо развитой мелкой моторикой вряд ли это получится. Желательно, конечно, чтобы тот, кто хочет научиться каллиграфии, умел хорошо рисовать и имел хорошее воображение.

Рис.3Тростниковые палочки для каллиграфии.

Изначально в арсенале древнего художника встречались птичьи перья и тростниковые палочки. (Рис.3) Восточная каллиграфия предпочитает использование кистей. Перья бывают самые различные: остроконечные, ширококонечные, плакатные. А вот новичкам

в этом деле лучше всего подойдут именно остроконечные. Освоив их, можно будет переходить и к другим видам перьев. Не лишним будет обзавестись и специальной тетрадью для изучения каллиграфии. Она имеет специальную разметку, с которой будет намного проще соблюдать пропорции букв. И набором инструментов для каллиграфии, состоящий из фломастеров, маркеров, карандашей, перьевых ручек, чернил, туши даже такое ноу-хау, как брашпен (Рис. 4, 5).

Рис. 4 Авторучка с наконечником пера

Рис. 5 Брашпен

Современные дизайнеры чаще рисуют при помощи цифровых инструментов: графических планшетов, специальных программ. Наиболее популярны среди профессионалов программы Procreate (для iPad), Adobe PhotoshopSAI Paint ToolKrita и другой софт для рисования. Он дает пользователям широкий инструментарий рисования и обработки, а также доступ к готовым библиотекам шрифтов.

Место для занятий каллиграфией также немаловажно. Обязательно нужно удобно сесть, выпрямив спину и ноги. На нерабочую руку должна приходиться основная нагрузка, в то время как пишущая рука должна парить над рабочей тетрадью. Научиться каллиграфическому письму можно только в полном спокойствии и гармонии с самим собой – это самое важное правило, о котором не стоит забывать.

    1. Виды каллиграфии

      1. Восточноазиатская.

Первые упоминания об искусстве красивого письма датируются 2000 годом до н.э., а родом оно из Китая. Здесь к каллиграфии относились со всей серьезностью, называя ее «первой среди художеств», а заодно предъявляли высокие требования к мастерам письма.

Но это вовсе не означает, что только Поднебесная обладает монополией на каллиграфию. Этот вид искусства возникал независимо друг от друга почти во всех культурах на протяжении становления цивилизации.

Восточноазиатская. В отличие от других регионов, здесь она изначально рассматривалась в качестве важной формы живописного искусства, как средство

Рис.6 Пример китайской каллиграфииИсточник

написания красивых письменных знаков. Самые ранние каллиграфические тексты древние мастера создавали на костях животных и бронзовых табличках. Это продолжалось вплоть начала II века нашей эры. С изобретением бумаги в Китае наблюдается бурный рост популярности каллиграфии, появляются первые труды,

посвященные теории этого искусства, формируются основные стили: Чжуаньшу, Лишу, Синшу, Цаошу, Кайшу. XХI век. Из Китая искусство красивого письма в течение I тысячелетия нашей эры распространяется в соседние страны: Вьетнам, Корею, Японию, Монголию. Восточноазиатская каллиграфия на основе иероглифов имеет глубокий философский смысл и служит важным средством выражения эмоций наряду с поэзией и живописью.

      1. Арабское искусство письма

Своеобразное искусство арабской каллиграфии («хатт» или «хутут») возникло одновременно с зарождением ислама на Ближнем Востоке как средство копирования священной книги мусульман. Арабские каллиграфы очень трепетно относились к своей работе, для них переписывание священного текста имело сакральный смысл. В исламском мире высоко ценились красота линий и четкость надписей, точное соблюдение пропорций букв. Постепенно арабы выработали

Рис.7Образец арабского каллиграфического шрифта.

целый ряд стилей каллиграфии — канонических почерков, каждый из которых использовался в определенной сфере деятельности: дивани — для дипломатических документов; насталик— для комментариев к Корану; рикаа — в быту; куфийское письмо — в декоративном искусстве и архитектуре.

Современная арабская антропоморфная каллиграфия. ХХ век. Арабские каллиграфы постепенно научились создавать из письменных знаков причудливые орнаменты для украшения зданий, ковров, предметов повседневного быта. 1.2.3.Европейская каллиграфия

Рис.8Пример европейского каллиграфического письма.

История европейской каллиграфии берет свое начало с культуры Древней Греции и Рима. Именно на основе этих двух культур сформировалось большинство алфавитов Европы. Римляне и греки предпочитали пользоваться стандартными шрифтами. Ситуация начала стремительно меняться с введением

христианства в Византийской Империи. Это послужило толчком к написанию монахами большого числа Библий — иллюминированных Евангелий. Манускрипты той эпохи представляли собой настоящие произведения искусства с красочными картинками и изысканными письменами. Вплоть до начала эпохи Возрождения искусство каллиграфии в Европе использовалось исключительно для написания церковных книг, а научных и литературных манускриптов было крайне мало. Такое положение дел не изменилось даже после появления бумаги в XII веке.

Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом в середине XV века стало отправной точкой катастрофического снижения интереса к каллиграфии во всех европейских странах. Под влиянием идей Морриса британец Эдвард Джонстон (Edward Johnston) начал разрабатывать рукописные шрифты и популяризировать тексты, написанные каллиграфическим почерком. В это же время в Германии Рудольф Кох (Rudolf Koch) впервые за несколько столетий начал обучать студентов древнему искусству красивого письма. Не случайно Джонсон и Кох сегодня по праву считаются отцами современной каллиграфии. Каллиграфия в 1950-х гг. В изобразительном искусстве появилась новая модная тенденция — абстрактная каллиграфия. Художники-авангардисты начали создавать оригинальные произведения из письмен и иероглифов, не вкладывая в них смысловое значение. Они просто стремились донести до зрителя свои чувства и эмоции посредством отображения необычных знаков.

Рис.9Vasyl Rohan/Shutterstock

Что такое каллиграфия, славянский народ узнал в XV столетии. В 846 году у славян только появилась первая азбука. (Рис.9) Этому способствовало Византийское государство, которое хотело во что бы то ни стало проповедовать христианство в письменном виде.

1.2.4.Письменность у славянского народа

Это было важно для дальнейшего распространения христианства и перевода богослужебных текстов с греческого языка. Ни греческий, ни латинский алфавиты не подходили для перенятия из-за невозможности передачи многих звуков, например, «ж», «щ», «ч». Данных о возникновении письменности у славян

Рис.10 Shutterstock

довольно мало, однако основателями письменности считаются два брата: Кирилл и Мефодий. (Рис.10) Моравский князь Ростислав попросил Кирилла создать азбуку для христиан, а брат Мефодий, который на то

время был настоятелем православного монастыря, согласился помогать ему. Надписи состояли лишь из трех строк: верхняя начертана глаголицей, а две нижние — кириллицей. Активно соотносить две азбуки начали в XVIII веке и продолжали на протяжении всего XIX столетия. В XV столетии начал появляться первый красивый вид шрифта - рукопись. Следом за ним - тератологический стиль, вязь и буквица. Тератологический стиль был, пожалуй, самым красивым и необычным. Буквы изображались слитно с различными животными и птицами. Это могли быть как существующие звери, так и выдуманные. Орнамент представлял собой листву или пламя вокруг буквы.

«Значение славянской письменности и культуры велико. Это неотъемлемая часть нашей истории и самосознания, потому что именно благодаря славянской письменности мы можем сохранять и передавать знания из поколения в поколение. Мы можем развивать свою литературу, искусство, науку, общаться и друг с другом на русском языке, и с народами других стран. И, конечно же, чувствовать свою связь с общим славянским корнем», — филолог и преподаватель Дипломатической академии МИД России Елена Шуванникова.

1.2.4.1.Уроки чистописания в России и СССР

Советская школа чистописания сохранила лучшие традиции дореволюционной русской каллиграфии. Но в результате очередной школьной реформы система обучения красивому письму была разрушена. Реформа 1968 года упразднила уроки чистописания, (Рис.11) а на смену перьевым ручкам пришли шариковые. Каллиграфический почерк, который с гордостью демонстрировало своим детям и внукам старшее поколение, стал уходить в небытие Уроки чистописания во время СССР вырабатывали у детей настолько красивый, чёткий и разборчивый почерк,

Рис.11 Советское чистописание

что тетради школьников являлись настоящими образцами каллиграфии. Прописи в советской школе позволяли доводить детский почерк буквально до совершенства. Однако сами по себе прописи не были гарантией красивого

письма: обретению красивого почерка служила тщательно разработанная система обучения чистописанию.

1.3.Современные виды каллиграфии

Рис.12 Оформление афиши с элементами каллиграфии.

В современном изобразительном искусстве за последние столетия каллиграфия не только не потеряла свою актуальность, но даже получила широкое распространение в мире цифровых технологий. Изначально каллиграфия относилась к рукописному

искусству, то есть выполнялась полностью вручную, буквы и тексты наносились на пергамент, ткань, шелк кистью или пером. С возникновением книгопечатания каллиграфия перешла в сферу интересов граверов и художников и все чаще использовалась только по особым случаям. (Рис.12)С появлением рекламы и возникновением цифровой среды каллиграфия обрела второе дыхание. Можно говорить о двух направлениях развития древнего искусства.

1.Ручное изображение. Штучный товар, дорогой и уникальный. Это могут быть объекты украшения интерьера, ручное оформление обложек уникальных книг, персонализированные подарки. Часто встречается в оформлении городской среды, арт-объектах. Буквы и символы наносятся на поверхности различных объектов, холст, ткани.

2.Цифровое изображение. Получило распространение с развитием рекламы и брендинга. Используется как элемент фирменного стиля, в оформлении книг, визиток, печатной продукции и др.

1.3.1.Где и для чего используют каллиграфию сегодня

Рис.13 Покрас Лампас и его каллиграфическая работа Enter The Void. Источник

Она распространилась во многие сферы творческой жизни и дизайна. Искусство.

Яркий пример современного каллиграфа — художник Покрас Лампас.

Рис.14Логотип для бренда украшений от Dzina Zhadanova.

Источник

Брендинг.

Дизайнер использует каллиграфию в буквенных логотипах и элементах фирменного стиля, упаковки.

Рис.15 Оформление приглашения на мероприятие от Lina Romanova.Источник

Дизайн полиграфии.

Уникальные, специально разработанные шрифты часто используются как элементы пригласительных, открыток, афиш, буклетов.

Рис.16 Эскиз татуировки, выполненной каллиграфией.

Источник

Индустрия татуировок.

С развитием тату-арта надписи, выполненные затейливыми буквами, встречаются в любой точке мира на самых неожиданных частях тела.

Рис.17 www.behance.net

Хобби. Каллиграфия популярна в качестве досуга не только в Азии, где зародилась, но и в западном мире. Причин этому множество: от успокаивающего, медитативного воздействия на нервную систему до развития умственных

навыков через технику мелкой моторики, а также улучшение внимания, концентрации. Это далеко не все возможные сферы применения каллиграфии. Искусно написанные буквы используются во всех областях дизайна.

1.3.2.Каллиграфия, леттеринг, типографика- в чем отличия?

Рис.15 Леттеринг в логотипе от Luba Ryzhankova.

шрифт, который обладает набором строгих правил — параметров, определяющих оформление всего текста. То есть типографика — это целая дисциплина в области дизайна. Понятия каллиграфии, типографики и леттеринга

Не стоит путать каллигр1.3.2.Каллиграфия, леттеринг имеет отношение к дизайну и считается искусством рисования, а не написания букв, в отличие от каллиграфии. В леттеринге буква (Рис.15) или слово являются иллюстрацией объекта или послания, которое зашифровал художник. Этот стиль изобразительного искусства часто можно встретить в брендинге, граффити или, например, комиксах. Другой часто встречающийся элемент современного искусства текста — это типографика. Типографика представляет собой печатный

можно определить следующим образом: 

  • каллиграфия — это искусство написания букв; 

  • леттеринг — это искусство рисования букв; 

  • типографика — это искусство использования букв в верстке и дизайне.

  1. В чём польза каллиграфии

Интересно пишет о своём искусстве каллиграфии Гани Алани, лауреат премии ЮНЕСКО-Шарджи 2009 года за вклад в культуру: «Моего учителя звали Хашем Мохамед. Но он больше был известен под именем Багдади, наследника самых великих учителей каллиграфии. Этот мастер-каллиграф не ограничивался только тем, чтобы научить своего ученика навыкам выписывания букв пером. Он побуждал к пониманию связи между словом и внутренним миром человека».

«В каллиграфии есть что-то такое, что связано с душой, - говорил он. – Перо каллиграфа – это ведь продолжение его руки, его самого». «Мой учитель никогда не говорил мне, как выписывать буквы. Вместо этого, он обращал мое внимание на существование связи между душой и письмом. Он говорил: «Нет одинаковых рук, даже их величина отражается на буквах. В них отражается сам человек».

В Древнем Китае, по словам учёного в области нейронауки и психолигнвистики Татьяны Владимировны Черниговской, существовало определённое требование к людям, претендовавшим на должность высших чиновников. Они должны были сдать два показательных экзамена – на стихосложение и каллиграфию. Почему каллиграфия? Считается, что тренированная рука – это тренированный мозг! Искусное владение письмом предполагает развитие таких качеств, как дисциплина, усидчивость, терпение, аккуратность, сосредоточенность и наличие эстетического чувства.

Конечно, сегодня подобных требований ни на работе, ни в образовательных учреждениях нет, но всё же многие учителя ратуют за то, чтобы каллиграфию вновь вернули в школы и сделали её, как и в дореволюционные годы, одним из основных предметов. Быть может, и Пушкиных среди наших детей станет больше? Ведь будучи лицеистом, юный гений занимался искусным написанием букв по 18 часов в неделю!

Если чиновники Древнего Китая и Александр Сергеевич – не тот уровень, к которому вы стремитесь, то, поверьте, пользы от каллиграфии всё равно будет предостаточно.

  • Пишем от руки и улучшаем мозговую деятельность

Каллиграфия действительно оказывает сильное влияние на деятельность нашего мозга, познавательные процессы (как и вся моторика) – память, мышление, внимание, речь. Во время набора текста на клавиатуре и написания его ручкой/пером на бумаге – в мозге активизируются разные зоны. Чтобы развивать их, пишите, как можно чаще от руки. В цифровой век это особенно ценно.

  • Снимаем стресс при помощи красивого почерка

Усидчивая сконцентрированная работа способна восстановить расшалившуюся нервную систему, вернуть душевное равновесие.  Опять же, как и любая мелкая моторика (вязание, вышивание, работа с тестом) этот вид изобразительного искусства станет отличной медитацией, во время которой можно отключиться от внешних задач и забот. Считается, что каллиграфия не только расслабляет, но и помогает, вкупе с другими упражнениями, снизить уровень тревожности и стресса.

  • Развиваем творческие способности

Воображение, полёт фантазии и чувство прекрасного также можно совершенствовать, выводя затейливые письменные знаки. Так что не спешите ругать своего ребёнка, если он увлёкся граффити – возможно, у него большой творческий потенциал, и его ждёт славный путь графического дизайнера.

  • Осваиваем инструмент для постановки почерка

Каллиграфию часто используют как занятный и эффективный комплекс упражнений для постановки почерка у детей. Вместе с красивым почерком ребёнок получает и навыки самодисциплины, усидчивости, терпеливости и как бонус – правильную осанку.

Искусство писать, вкладывая душу в каждую букву и слово, позволит вам окунуться в безграничный мир искусства, в котором переплелись узоры древности и современная романтика. Вы сможете открыть для себя новое незаурядное хобби, которое вдохнёт в вашу жизнь энергию творчества и красоты, подарит новые эмоции, успокоит нервы и наполнит чувством прекрасного. А, быть может, каллиграфия в современном формате станет вашей профессией? Тогда удачи вам в начинаниях и приятного творческого полёта!

  1. Буквица как искусство - узорная тайна заглавной буквы.

Рис.16Лист из «Псалтыри королевы Ядвиги» с буквицами в начале главы и стихов, кон. XIV в.

Рис.17«Красота без пестроты» Юрьевского Евангелия. Великий Новгород,1119-1128

Постепенно книга перестала считаться простой фиксацией звучащей речи и превратилась в самостоятельное произведение искусства. Это отношение распространилось и на светские книги. И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора. (Рис. 16) Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости (Рис.17)Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, (Рис.18) переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы. (Рис.19) Но далеко не всегда оформление буквиц напрямую соотносилось с содержанием и назначением текста. В некоторых случаях оно ему даже противоречило. Например, буквицы в христианских книгах содержат изображения, явно имеющие языческое происхождение. Символический язык старинных буквиц очень сложен и во многом до сих пор не расшифрован.

Рис.18 Буквицы в форме животных из Евангелия Хитрово, 1390-е годы

Рис. 19 Буквица «P» в рукописи аббатства Мальмсбери, графство Уилтшир, ок. 1407

На Руси буквицы появились предположительно в X веке (более старые книги не сохранились) под влиянием византийского искусства. В 988 году киевский князь Владимир Святославович женился на византийской царевне Анне. Вместе с ней в Киев прибыли священники, они привезли церковную утварь и богослужебные книги. Состоявшееся тогда же крещение русского народа определило не только то, какая литература получит распространение на Руси, но и то, по каким образцам рукописи будут украшаться. Уже древнейшие из сохранившихся

Рис. 20 Буквицы из Остромирова Евангелия. Великий Новгород, 1056-1057 годы.

русских книг -Остромирово Евангелие (1056-1057) и Изборник Святослава (1073) - во всём следуют византийской манере оформления книг. Из всех способов украшения заглавных букв русских художников-изографов больше всего привлекали растительные мотивы, (Рис. 20). доведённые

Рис 21 Русские буквицы

К и Л, XII век.

украшения. В XII-XIII веках оформился своеобразный звериный стиль (Рис 21) русских буквиц, предположительно связанный с похожими буквицами у кельтов.

византийскими мастерами до предельной условности Смелые сочетания ярких красок ткали неповторимый, праздничный наряд книги. Для богатых заказчиков применялось «металлическое» письмо: особый писец - златописец - обводил контур буквицы чернилами из творёного золота, придавая ей вид драгоценного

Этот стиль назван «тератологическим» (от греческого слова «чудище»). Рис 22).

Рис 22.

В средневековой Европе одни из самых старых буквиц-шедевров содержатся в Келлской книге (Рис.23), созданной ирландскими монахами около 800 года. В книге очень много разнообразных цветных буквиц (в Европе их называют инициалами).

Рис.23 Страницы Келлской книги

Буквицы оттоновского стиля, (Рис. 24) получившие своё название от династии Оттонов, правившей в восточной части владений Каролингов, на территории современной Германии, с 919 по 1024 год. Оттоны оказывали щедрое покровительство различным видам искусства, благодаря чему развивалось и процветало

искусство украшения рукописей. Буквицы, как правило, были большими, с обильной позолотой и характерными для этого периода узорами из переплетающихся ветвей, промежутки между которыми закрашивались яркими цветами.

Рис.24

В европейских религиозных книгах Средневековья буквицы были строго ранжированы по размеру и способу оформления. Буквица в начале книги могла

Рис.25 Лист из «Псалтыри королевы Ядвиги» с буквицами в начале главы и стихов.

быть просто гигантской и очень богато иллюстрированной. Буквица в начале главы была поменьше, но тоже украшалась цветными иллюстрациями. Буквицы менее значимые оформлялись затейливым и иногда контрастным по цвету филигранным узором, часто доведённым до поразительной тонкости и мастерства.

 

\

Рис.26. Европейские буквицы XIV-XV веков.

Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно они во многих книгах тоже стали печатными. Иногда их потом раскрашивали вручную. (Рис.27)Но теперь она стала искусством не только художников, но и мастеров, делающих штампы: резчиков по дереву и гравёров на меди. На гравировку одной сложной буквицы на металле уходило до нескольких месяцев.

Рис.27 Буквицы, которые печатал в своих изданиях Иван Фёдоров в 1570 г.Рис.28

У Ивана Фёдорова был сподвижник Пётр Мстиславец, который создал свой собственный стиль буквиц – тонкий, лаконичный и в то же время изысканный. (Рис.28) Каллиграфическая непринужденность этих буквиц позволяет совершенно забыть, что они вышли из-­под печатного пресса. Буквицы этого стиля широко использовались в изданиях Московского печатного двора в XVII в. Один из учеников Ивана Фёдорова – Анисим Радишевский – превратил буквицы в

настоящие шедевры. Его тонкую, кружевную манеру растительного рисунка, (Рис.29) дробность и детальность, доведённые до ювелирной, почти микроскопичной узорности, невозможно спутать ни с чьей другой работой.

 

Рис.29.Инициалы Четвероевангелия. Московский печатный двор, 1606 год Листы из старых русских церковных певческих книг XVII-XVIII веков.

Великолепное украшение орнаментами в «поморском» и «гуслицком» стиле. «Гуслицкий стиль» происходит из старообрядческого центра Гуслицы, расположенного недалеко от Москвы. «Поморский стиль» сложился на землях,

Рис.30

лежащих по берегам Онежского озера и Белого моря. Фантазия художников при оформлении буквиц была безграничной. Вот несколько примеров буквиц из старинной итальянской книги по каллиграфии Antonio Schiratti (1600-1615 гг.) Буквы D, E, K, L. (Рис.31)

Рис.32 Буква В немецкого художника Frederic Hottenroth, XVIII век.

Рис.31Примеров буквиц из старинной итальянской книги по каллиграфии Antonio Schiratti

В 1839 году итальянский художник, гравёр и сценограф Антонио Базоли придумал необычные «архитектурные» буквы. Каждая буквица – целый пейзаж! Английский художник Л. Джон в XIX веке придумал такие необыкновенные и нежные буквицы (Рис.35)

Рис.33

Рис34 Рис35

Буквы, вошедшие в «Сборникъ старинно русскихъ и славянскихъ буквъ, заставицъ и каемокъ» К.Д. Далматова (1895) (Рис.36)

     

В детских книгах часто можно встретить красочные волшебные буквицы. Например, в русских народных сказках А.Н. Афанасьева, иллюстрированных художником Т.А. Мавриной. К каждой сказке в 1969 году.

 

Татьяна Маврина нарисовала затейливую буквицу со своим неповторимым орнаментом. Сказочные «буквицы» Мавриной Т. выделяются своей игривостью и жизнерадостностью. (Рис.37) Буквица – не просто декоративный элемент.

Буквица – первая буква записанной истории, пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Это точка, в которой пересекаются тайна природы (растительный орнамент), тайна человеческих чувств и страстей (их изображают животные и люди) – и тайна слова, тайна преображения человека и мира под действием слова. А ещё буквица – пространство для индивидуального творчества.

 

Буква А художника Сергея Чехонина, (Рис.38) 1919 год – как раз очень популярен был «Балаганчик» Блока и одноимённый спектакль Мейерхольда.

 

Ветковский стиль книжного оформления сложился в городе Ветка в Белоруссии, ещё в XVII-XVIII веках. Но он и сейчас востребован художниками. (Рис.39) Буквица Б, автор Татьяна Хайнак.

 

Буквица С российского писателя и художника В.Л. Ланга. (Рис.40)

И сейчас любую открытку или книгу можно сделать неповторимой с помощью буквиц. Даже для тех, кто не рисует сам – в сети очень много готовых вариантов буквиц, есть из чего выбрать.

  1. Маркетинговое исследование для выявления спроса на проектируемое изделие

Я провела опрос своих друзей и знакомых: нравится ли вам ваш почерк? Хотели бы вы писать красиво? Считаете ли вы, что в современной школе необходим урок каллиграфии?

По данному опросу составила таблицу:

Таблица 1. Опрос общественного мнения

Общее количество опрошенных

Кол-во подростков, предпочитающих

Нравится ли вам ваш почерк?

Хотели бы вы писать красиво?

Считаете ли вы, что в современной школе необходим урок каллиграфии?

18

6

10

2

По таблице для большей наглядности построила круговую диаграмму

Диаграмма 1. Предпочтения подростков

Из таблицы и диаграммы видно, что 56% подростков (большинство) хотели бы писать красиво, так как письмо улучшают мозговую деятельность.

    1. Идея. Эскизы. Выбор оптимальных идей и их обоснование

Я часто участвую в конкурсах различного уровня, задействована ведущей на школьных мероприятиях. Поэтому мне надо создать эстетический образ для визуального восприятия. Не хватает какой-то детали, которая запоминалась для моего индивидуального стиля. Галстук - это идеальное решение!

С целью экономии, на пробном варианте, можно использовать белую простынь из хлопка, заглянув в мамины запасы. Галстук решила сделать классической формы и нарисовать заглавную буквицу своего имени акриловыми красками или маркером по ткани.

      1. Первоначальные идеи по выбору проекта

Выбор шрифта для моего проекта. Шрифт должен выполнять свои цели, то есть хорошо читаться — в случае с массивом текста - и привлекать внимание.

   

А

Б

      1. Дизайн- анализ аналогов проекта

Вариант А.

Описание эскиза: MelonHoneyRegular

Шрифт Melon Honey с начертанием Regular относится к семейству Melon Honey. Примеры написания Melon Honey Regular можно посмотреть на сайте шрифтов AZFonts. Дизайнер шрифта — Ny Indrayana. Издатель — нет данных. Шрифт Melon Honey Regular относится к категориям: Акцидентные (Display), Буквица, Декоративные, Для тату, Необычные, С завитушками (вензельные). Количество глифов (символов) шрифта Melon Honey Regular — 125.

Вариант Б

Описание эскиза: Alt Gotisch Regular

Шрифт Alt Gotisch с начертанием Regular относится к семейству Alt Gotisch. Примеры написания Alt Gotisch Regular можно посмотреть на сайте шрифтов AZFonts. Дизайнер шрифта — Emil Rudolf Weiss. Издатель — нет данных. Шрифт Alt Gotisch Regular относится к категориям: Акцидентные (Display), Буквица, Винтажные (ретро), Готические, Декоративные, Орнамент, С завитушками (вензельные), Сказочные. Количество глифов (символов) шрифта Alt Gotisch Regular — 216

Я остановила свой выбор на варианте А.

Melon Honey с начертанием Regular, именно этот шрифт лучше всего подойдет для моего аксессуара- галстука. Так как, галстук – это не только деловой стиль, но внимание. Сама форма говорит нам об этом.

А инициал с вензельными завитушками, акцентирует внимание на мне. Цель моего проекта будет достигнута.

      1. Художественная роспись тканей

Я определилась с выбором эскиза, техники, материалов и инструментов для работы. С акриловыми красками для декоративных работ была уже знакома, т.к. уже изготавливала с помощью неё поделки на школьную ярмарку. теперь нужно было попробовать применить на другом материале. Не хватало только знаний техники работы с росписью по ткани.

Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который, в свою очередь, представляет немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства. Этот вид имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней.

 

Ручная роспись шелковых и хлопчатобумажных тканей возникла у нас в стране сравнительно недавно: в конце 20-х – начале 30-х годов. В отличие от большинства других художественных ремесел, здесь

нет прочно сложившихся традиций и прямых преемственных связей с крестьянским бытовым искусством или с каким-либо определенным художественным промыслом России. Лежащий в основе этой техники принцип резервирования, т.е. покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор, был известен еще в глубокой древности. В Китае, Индии, Индонезии и других странах древнего Востока с незапамятных времен использовали этот способ для получения на ткани рисунка. Например, в Индии тончайшие ткани из хлопка ткались вручную и расписывались сценами из индийского эпоса с помощью калам - палочки с острым концом и желобом, которая создавала тонкий графический рисунок.  Для ручной росписи применяются ткани из натуральных шелковых и хлопчатобумажных волокон.

 

Роспись ткани – древнее искусство, которое пришло в Европу из Индонезии, где роспись различных предметов и текстиля была неким ритуалом поклонения богам. Рецепты по изготовлению красок хранились мастерами в

строжайшем секрете. В древности считалось, что одежда, украшенная росписью, защищает человека от всяческих напастей. Настоящий расцвет этого искусства был в Китае. Ведь именно китайцы подарили миру, пожалуй, самый идеальный

 

материал для росписи – шелк. И с того времени батик на шелке приобрел популярность во всем мире, он очень популярен и по сей день. В Японию технология батика, вероятней всего, пришла из Китая или Индии.

В переводе на японский, батик звучит как «Рокэти». Японцы соединили полученные знания, с собственным национальным наследием,

 

получив тем самым красивейшие изделия с традиционными сюжетами и рисунками. Разрисованные ткани в основном использовались для изготовления ширм и одежды. Наиболее важным и

знаменательным для развития и становления батика в Японии стал XIII век, который по праву считается золотым веком или веком художественного, ткацкого производства. На сегодняшнем рынке есть не мало, и других красок по ткани, которыми художники с удовольствием пользуются и также сочетают их с батиком.

Например, роспись акриловыми красками можно посчитать правнучкой батика, появилась совсем недавно примерно в 1920 - 30 годах, в первые акриловые краски появились в США, предположительно и роспись акриловыми красками по ткани распространилась из Америки. Так, например, распространена и популярна роспись акриловыми красками по ткани, в наши дни и в России.

      1. Техники акриловой живописи: советы профессиональных художников

Акриловые краски – это быстросохнущие краски, которые можно наносить прямо из тюбика, в отличие от масляных красок или акварели.

 

Они очень практичные в использовании, яркие, а также обладают широким спектром текстур, цветов и консистенций. Акриловые краски также достаточно дешевые, что делает их идеальным

вариантом. Поскольку эти краски непрозрачны и быстро высыхают, можно с легкостью исправить допущенные ошибки.

Создать по-настоящему эксклюзивные изделия, выполненные вручную, сегодня очень просто – необходимо всего лишь включить свою фантазию и использовать специальные маркеры.

      1. Все о несмываемых маркерах для ткани

 

В рукописном творчестве несмываемые маркеры (или чаще их называют фломастерами для ткани) применяются очень часто, потому как этот способ быстрого и оригинального преображения любого предмета одежды. Подобные фломастеры

для ткани можно увидеть в разнообразных областях: их довольно активно применяют еще и в шитье, а также можно увидеть их при вышивании разных

 

узоров. Такого рода маркеры существенно упрощают процесс творчества, при этом ими же – при такой необходимости – можно заметно обозначить будущее место сшивания ткани или

набросать аккуратно какой-либо сложный несмываемый узор среди уже имеющихся рисунков.

В зависимости от толщины стержня такими инструментами можно без особых затруднений нарисовать как весьма крупную композицию, хорошо заметную издали, так и максимально детализировать небольшую картинку.

Особенности

  1. контур несмываемого фломастера не будет размазываться по ткани вне зависимости от ее качества;

  2. маркеры гарантируют сочную расцветку, здесь главное – наносить штрихи максимально ровным слоем;

  3. фломастеры очень быстро будут сохнуть

  4. маркеры для ткани с несмывающимся эффектом могут нарисовать линии от 1 до 4 мм толщиной, а это значит – вы без труда сможете выбрать подходящий для нашего рисунка вариант;

  5. если будет нужно убрать какую-либо погрешность изображения до начала процесса полного высыхания – ее можно будет отмыть обычной холодной водой без применения специальных моющих средств;

  6. они не будут иметь неприятного запаха, что позволит безостановочно с ними работать на протяжении целого дня;

  7. маркеры можно запросто применять совместно со всеми известными красками для преображения полотна;

  8. несмываемые аксессуары не только позволят с нуля создать оригинальную вещь, но и помогут выигрышно обыграть старые и сильно въевшиеся пятна, уже имеющиеся на одежде, – такой процесс позволит создать на испорченном месте очень креативное изображение.

  • Стоит знать еще одну не самую приятную их особенность – чернила могут быстро пропитать насквозь даже очень плотную ткань во время рисования. Чтобы не допустить подобного эффекта, под материал, с которым мы начинаем работать, специалисты советуют подложить толстый лист картона, чтобы случайно не испортить поверхность стола.

Как правильно пользоваться!

 

Несмывающегося типа маркер после его целенаправленного нанесения на изделие не всегда должен просто быстро высохнуть. Иногда также

необходимо закрепить получившийся рисунок хорошо нагретым утюгом, проглаживая изнанку изделия, либо применить особый фен. Если же даже при очень аккуратной работе нами была допущена какая-нибудь ошибка, быстро и легко ее можно стереть обычной кухонной губкой, немного смоченной водой, но лишь до того момента, когда краска уже высохла. После стирки изделия или его проглаживания утюгом исправить помарки будет невозможно. Стирать те креативные изделия, которые были разрисованы несмываемым фломастером, следует при довольно низкой температуре – примерно 40 градусов, без использования отбеливателей.

  1. Практическая часть

2.1. Эксперимент

Эксперимент проводился:

  1. С качеством двух видов акриловых красок таких как: «Акрилэкс», акриловые краски по ткани, «Декола»;

  2. С разными видами ткани: натуральные, смешанные.

  3. С проверкой рисунка на прочность и износостойкость при стирке.

Исследования показали, что:

  1. Акриловые краски легко разбавляются водой;

  2. Под рисуемую поверхность обязательно нужно подкладывать какой-либо непромокаемый материал (я использовала клеёнку), так как краски проникают через ткань;

  3. Нужно использовать синтетические или колонковые кисти;

  4. Наносить рисунок необходимо в несколько слоев, давая полностью высохнуть предыдущему слою.

  5. нужно использовать палитру;

  6. Через сутки рисунок необходимо прогладить через х/б ткань в течение 5 минут в режиме утюга для х/б ткани;

  7. Важным моментом является то, что вещи, на которых сделана роспись акриловыми красками, можно очень просто стирать, рисунок долго не сотрется и не потеряет цвет;

  8. При использовании красок нужно внимательно изучить инструкцию по их применению, т.к. у некоторых из них есть свои особенности использования;

  9. После работы хорошо промываем кисти под водой, можно с мылом.

2.1.2 Эксперимент

Эксперимент проводился:

  1. С качеством двух видов маркеров ACRYLICи FABRICTEXTILETEJIDO

  2. С разными видами ткани: хлопковые, шёлковые.

  3. С проверкой рисунка на прочность и износостойкость при стирке.

Исследования показали, что:

1.Не размазывается по ткани вне зависимости от ее качества;

2. Фломастеры быстро сохнут

3.Маркеры для ткани рисуют линии от 1 до 4 мм толщиной

4. Они не имеют неприятного запаха, что позволит с ними работать на протяжении целого дня; можно использовать детям, имеющих аллергическую реакцию на запах.

5. Маркеры можно применять совместно с красками для преображения полотна;

    1. Материалы и инструменты

Таблица 2. Используемые материалы

п/п

Наименование

Количество

1

Ткань хлопчатобумажная, белая

2 м

2

Ткань атласная, красная

2 м

3

Нитки х/б белого цвета

1 шт

4

Нитки шёлк красного цвета

1 шт.

5

Акриловая краска по ткани (золото)

1 шт

6

Стразы

1 уп.

Таблица 3. Используемые инструменты

п/п

Наименование

1

Кисти колонок или искусственные кисти №1

2

Маркер по ткани

3

Клей момент- кристалл.

4

Клеёнка

5

Швейная машина

6

Швейные иглы

7

Портновские булавки

8

Ножницы

9

Мм бумага

10

Карандаш

11

Линейка

12

Угольник

    1. Работа над росписью

Таблица 4. Выполнение росписи по ткани

№ п/п

Основные этапы изготовления

1

Подготовка ткани для галстука

(стирка, сушка, глажка)

рис. 1

2

Выкраиваем галстук, вспоминая знания, полученные по предмету технология.

   

рис.2

рис. 3

3

Проклеиваем выкройку галстука флизелином, используя утюг. Шьём. Экспериментальные галстуки для меня и подруг готовы.

     

рис. 4

рис. 5

рис. 6

Выполнение росписи:

 

4

Приступаем к подготовке изделия к росписи. Эскиз выбранного шрифта наносим на поверхность ткани, подложив его под материал изделия. Ткань и эскиз, закрепляем швейными булавками.

   

рис. 7

рис. 8

4

Или переносим эскиз зрительно на основу галстука.

рис. 10

№ п/п

Основные этапы изготовления

5

Выбираем себе несмываемый фломастер по ткани с нужной толщиной

рис. 11

5

Приступаем к графической работе нашего проекта. Чётко и не торопясь, обводим по намеченным линиям буквицу.

   

рис. 12

рис. 13

6

Для более яркого образа применяем стразы, которые можно выложить в нужную нам композицию и закрепить утюгом или приклеить клеем момент- кристалл.

   

рис. 14

рис. 15

7

Чтобы закрепить рисунок на ткани, нужно прогладить изделие горячим утюгом через тонкую х/б ткань или вывернув изделие с рисунком на изнаночную сторону.

8

Закончив работу над галстуком-примером. Приступаем к росписи галстука для торжественных моментов.

   

рис. 16

рис. 17

9

Если в примере, для нанесения буквицы на ткань мы применяли карандаш. То в случае с атласной тканью, лучше всего взять мел (швейный) или мыло.

   

рис. 18

рис. 19

10

Намечен эскиз буквицы. Приступаем к обводке по контуру, применяя белый маркер по ткани. Цвет не имел должного эффекта, и линия в 4мл. была тонковата, поэтому приняла решение сделать контур буквы золотой акриловой краской.

   

рис. 20

рис. 21

11

Получилось то, что надо!

Алый и золотой цвета, идеальное решение для галстука на торжественное мероприятие.

рис. 22

12

Внесём, как и в первом случае, элементы декоративности. Украсим наш аксессуар стразами.

   

рис. 23

рис. 24

13

Чтобы закрепить рисунок на ткани, нужно прогладить изделие горячим утюгом через тонкую х/б ткань

    1. Экономическое обоснование проекта

Таблица 5. Стоимость используемых материалов

Наименование

Стоимость за единицу (руб.)

Количество

Общая стоимость (руб.)

Ткань х/б

б/у

1 шт.

-

Ткань атлас

б/у

1шт.

-

 Акриловая краска(золото)

50,00

1шт

50,00

 Кисти

150,00

1 шт

150,00

Маркер по ткани

150,00

1 шт.

150,00

   

Итого:

350,00

Затраты на электроэнергию: на производство галстук я затратила 5 ч., из них на конструирование, моделирование и раскрой – 1 ч., на роспись – 2 ч., 2 ч. работа за швейной машиной. Мощность э/лампочки освещения – 60W, мощность швейной машины – 40W, эл/лампочки швейной машины – 15 W. Стоимость электроэнергии в Ленинградской области 4,64 руб.

W= 0, 04(2) +0,015(2) +0, 06(5+1+2) = 0, 61 кW

С(эл)=4,64  0,61 = 2,83 рублей (округляем до 3 рублей )

Итого: 650,00 + 3 =653 рубля

Стоимость расходов на мое изделие ниже стоимости подобных изделий на рынке предложений. Кроме того, оно – эксклюзивно.

Вывод: мы приобретали материалы на незначительную сумму – всего
350 рублей, при этом, кисти, маркер, краски можно применить для росписи ещё нескольких изделий.

Стоимость подобного изделия на рынке предложений составляет
от 600 рублей и более.

Стоимость расходов на мой галстук ниже стоимости подобных изделий на

рынке предложений как минимум в 1,5 раза. Кроме того, галстук выполнен из натуральной ткани (эко-аксессуар), что актуально для сегодняшнего дня.

    1. Экологическое обоснование проекта

На экологию не влияет. Все сделано из материалов, не приносящих вреда здоровью. Моё изделие выполнено из хлопка и атласа. Это ткань растительного происхождения, экологически чистая и не влияющая на здоровье человека. Использованный материал – бывший в употреблении, что решает задачу его переработки. Акриловые краски не влияют на здоровье человека и, в данном случае, не утилизируются, а используются для изготовления других изделий. Аксессуар- галстук не нанесет вред окружающей среде, так как является многоразовым изделием.

  1. Заключение

    1. Анализ проекта. Самоанализ

  1. Поставленная цель достигнута; изделие соответствует названию проекта: «КАЛЛИГРАФИЯ. БУКВИЦА. ИМИДЖ» (аксессуар с росписью по ткани маркером и акриловыми красками)

  1. Галстук расписан буквицей, значит, я добилась своей цели;

  2. Провела исследование с целью узнать, что такое каллиграфия, буквица;

  3. Познакомилась с рекомендациями художников о технике и о материалах для росписи по ткани;

  4. Закрепила навыки расчета себестоимости изделий;

  5. Закрепила навыки использования информационных технологий по оформлению пояснительной записки;

  6. Создавая проект, я использовала знания русского языка, истории искусств, материаловедения, рисования, эстетики, черчения, технологии, экологии и экономики.

  7. Санитарно-гигиенические требования соблюдены, так как при изготовлении использовались натуральные материалы;

  8. Выполнение росписи не вызвало никаких трудностей, так как этим проектом я закрепила свои умения и навыки, полученные ранее на уроках ИЗО, технологии и кружковой деятельности по этим предметам «Радуга», «Рукодельница»

  9. Своей работой я осталась довольна.

    1. Описание окончательного результата

       

      Классический детский галстук из атластной ткани алого цвета. Размер галстука 36,5х7. Длина больше ширины.

      По наружной стороне выполнена роспись БУКВИЦЫ по ткани акриловыми красками по авторскому эскизу.

      рис. 25

       
    2. Вывод

Я убедилась, что каллиграфия, искусное владение письмом предполагает развитие таких качеств, как дисциплина, усидчивость, терпение, аккуратность, сосредоточенность и наличие эстетического чувства. Работая над данным проектом, я открыла новые идеи, которые хочется осуществить в ближайшее время. Надо продолжить тему каллиграфии и сделать мастер - класс росписи по ткани для друзей и одноклассников.

Мой аксессуар- галстук изготовлен с минимальными затратами и будет хорошим элементом, подчеркивающим мою индивидуальность в моей активной жизни.

рис. 25

Используемая литература:

  1. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений. -М.: Гуманит. Изд.центрВЛАДОС,2004. -160с., 32с.ил.ил.ISBN5-691-000726-2

  2. Журавлёва И.Д.Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. -М.: Изд-во Эксмо, 2004.176с., илл.(Серия «Академия мастерства»).

  3. В.И. Даль Иллюстрированный толковый словарь русского языка – Москва, 2007

  4. Знак, Е.К. Читать человека как книгу. Мимика. Жест. Поза. Почерк [Текст]/Е.К. Знак. – Москва: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2013. – 344с.

  5. Чулюстина, Т.В. Буква к букве. Леттеринг для начинающих [Текст] / Т.В. Чулюстина. – Москва: ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018. – 112с.

  6. Барладян Е.А. [Электронный ресурс] / Е.А. Барладян. - Применение каллиграфии в современном мире – Study Calligraphy — инструменты и материалы для каллиграфии и леттеринга

  7. https://ria.ru/20120524/655319867.html

  8. https://foma.ru/kirill-i-mefodij-udivitelnye-priklyucheniya-prosvetitelej-slavyan.html

  9. https://kulturologia.ru/blogs/150319/42526/

  10. https://www.livemaster.ru/topic/504385-o-kalligrafii?ysclid=lzitjgzlok896040554

  11. https://djvu.online/file/zCREQ8zHQ4ljG?ysclid=lzhdhi49z3420751893

  12. https://www.nkj.ru/archive/articles/13574/ (Наука и жизнь, ИСКУССТВО ПЕРВОЙ БУКВЫ

  13. https://www.livemaster.ru/topic/2088137-bukvitsa-kak-iskusstvo-uzornaya-tajna-zaglavnoj-bukvy

  14. ТОП шрифтов буквицы с поддержкой кириллицыpixelbox.ruРусские шрифты …

  15. junior3d.rushrifty/shrift-v-dizajne.html

Приложение

Анкетирование.

1. Нравится ли вам ваш почерк? ДА НЕТ

2. Хотели бы вы писать красиво? ДА НЕТ

3. Считаете ли вы, что в современной школе необходим урок каллиграфии? ДА НЕТ

1. Нравится ли вам ваш почерк? ДА НЕТ

2. Хотели бы вы писать красиво? ДА НЕТ

3. Считаете ли вы, что в современной школе необходим урок каллиграфии? ДА НЕТ

     

рис. 2

рис. 3

рис. 4

     

рис. 5

рис. 6

рис. 7

     

рис. 8

рис. 9

рис.12

     

рис. 13

рис. 14

рис.15

     

рис.

рис. 16

рис.17

     

рис. 18

рис. 19

рис.20

     

рис. 21

рис. 22

рис.24

Просмотров работы: 1