Туркменский национальный костюм

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Туркменский национальный костюм

Тойкеева А.З. 1
1МОУ СОШ № 14 а. Эдельбай
Тойкеева Д.Д. 1
1МДОУ "Детский сад № 27"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Национальный костюм - бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей своего народа. Без глубокого изучения традиций (особенностей национального) костюма невозможно изучение традиций самого народа. Одежда каждого народа показывает его образ жизни, культуру и религию.

Мне, потомку туркмен, переселившихся в Россию в XVII веке, как и любой девочке, хотелось узнать традиции национального костюма моих предков. Культурное наследие, обряды и верования наших предков ярко прослеживаются в покроях их одежды, в узорах и украшениях.

История костюма моих предков всегда меня интересовала, так как я занимаюсь дизайном одежды, скорее всего эта тяга на генетическом уровне, ведь моя прабабушка Тойкеева Бектотой была известна как прекрасный «золотошвейный» мастер. Главной ценностью нашей семьи является раритетный костюм моей прабабушки, который принес ей семейное счастье, а мне, надеюсь, удачу в этом конкурсе! Огромную помощь в изучении туркменского национального костюма мне оказало изучение материалов музея школы и, конечно же, живое общение с мастерицами и просто жителями нашего аула.

К сожалению, сегодня туркменский национальный костюм сохранился в виде стилизованной сценической одежды, и он живет только в творчестве народных коллективов.

Актуальность моей работы обусловлена сохранением традиций своего народа, формированием чувства уважения к малой Родине и гордости ею. Народный костюм вдохновляет на создание высокохудожественных произведений искусства многих художников – текстильщиков, ювелиров, дизайнеров одежды. Мы не должны оставаться равнодушными к тому, что веками создавал народ, а сегодня является достоянием культуры.

Объект исследования: туркменский женский национальный костюм.

Предмет исследования: знакомство с колоритом туркменского женского национального костюма и его особенностями.

Цель работы: изучить туркменский женский национальный костюм, его элементы и значение (расширить представления о традициях и культуре туркмен Ставропольского края через изучение туркменского женского национального костюма).

Задачи:

  • изучить национальные традиции и особенности женского национального костюма туркменского народа

  • собрать материал о национальной женской одежде по результатам встреч с носителями культуры.

  • способствовать воспитанию патриотических качеств, чувство гордости за талант своего народа, который дарит нам познание красоты и добра

  • обобщить выводы о проделанной работе.

Женское платье (койлек)

Национальный костюм является одним из проявлений материальной культуры, в котором отражаются традиции, социальные отношения, религия, эстетические нормы. Женская одежда туркменок оригинальна художественным оформлением, неординарной техникой изготовления.

Ткани для платьев (койлек) использовались в зависимости от назначения: праздничные платья шили из бархата, махмели или парчи, а повседневные - из тафты, ситца, штапеля.

Цвет платья «койлек» определял возраст женщины, семейное положение. Например, розовое или красное платье носили девушки до замужества и молодые женщины. Женщины средних лет, пожилые, как правило, носили желтые платья различных оттенков.

Платье обычно было длинное, широкое, имело невысокий стоячий ворот, в талии отрезное, присборенное. К подолу платья (этек) пришивались от 2 до 5 рядов отделочной ленты (парауз). Ленинградский этнограф А.В.Курбанов в своих очерках про ставропольских туркмен писал: «У туркменок Северного Кавказа нами отмечен обычай нашивать несколько лент (до 5 и более) разного цвета на подол платья». Обычная цветовая гамма ленточек: красный, зелёный, бирюзовый, фиолетовый, розовый, жёлтый, белый. Каждый цвет имел свое значение: красный цвет - символ счастья и брака, зеленый - благородства; белый - целомудрия; жёлтый - защиты от болезней; фиолетовый - символ радости; бирюзовый - символ удачи и благополучия; розовый - защиты от сглаза. Каждая нашитая лента означает событие в жизни женщины: рождение ребенка, обрезание сына, свадьба детей.

Верхняя плечевая одежда (камзель).

У туркменок Северного Кавказа широко бытовала верхняя плечевая одежда - камзель, которая сохранилась до наших дней. Шили камзель из различных по фактуре тканей на ситцевой подкладке из атласа, канауса, сукна, парчи, бархата, махмели. Лиф был отрезным, спереди - гладкая юбка, на боках и спине - присобрана, со стоячим воротником, ее называли «ит яка» - собачий ворот. Рукава были узкие и длинные, в нижней части которых были вышиты обшлага «калакай».

Туркменские мастерицы украшали праздничные камзели золотым и серебряным шитьем - «синдирме» по низу рукавов «калакай», на передних по­лочках и по подолу. Материалом для вышивки служили металлические тончайшие волоченные золотые и серебряные нити, галуны, которые привозили турки. Важное значение в красоте камзели имеет вышивка, поскольку она является одним из интереснейших видов прикладного искусства и уходит своими корнями в далекое прошлое.

Техника золоченого шитья сложная: чтобы орнамент отличался выпуклостью и чеканностью, на бархат накладывали картон, и узор на­шивался вприкреп. Для непосвященного - сложная загадка, как держится он на ткани: ведь в отличие от обычной вышивки, где нить прошивает материю, здесь принцип другой - соединение вприкреп, то есть золотая нить наклады­вается по рисунку с лицевой стороны, а крепящая ее к ткани обычная нитка должна оставаться невидимой для глаза. В золотном шитье нити кладутся очень плотно одна к другой, создавая впечатление сплошной драгоценной пластины.

Моя прабабушка Бектотой рассказала: «Камзели окаймлялись по подолу (этек) и по краям бортов (алтн чалгай) яркой тканью - «парауз» узорным швом. Застегивали камзели встык на груди у девушек и только на поясе у женщин на металлические застежки - «беклик». Поясная застежка «беклик» иногда была очень массивной: из серебра с драгоценными камнями и подвесками. По бокам подола внизу делали разрезы «яртмаш». Нижнюю часть подола обшивали монетами «тенге» и металлическими подвесками. Для украшений использовали и привозные предметы: монеты алтын и тенге из разных стран, стеклянные бусинки.

Каждый отдельно взятый орнамент узора является символом. Такими символами и оберегами являлись геометрические орнаменты: треугольник, квадрат, ромб, крест, восьмигранник; растительные: лист, цветок, куст, дерево; зооморфные: птицы, змеи, горные козлы, бараны или рога. Треугольник означает бархан, по мусульманской традиции - «глаз Аллаха». Мастерица предупреждает молодых: жизнь - это подъём и спуск, трудно подниматься на бархан (высота), но легко спуститься к подножью. Древние мастерицы шлют пожелания - «пусть аллах защитит вас». Квадрат и ромб (пишме) являются символом плодородия земли и женского начала. Крест и восьмигранник – символы жизни, Вселенной, повторяемости дней и ночей. Дерево, куст, цветок, лист – символы жизни и долголетия.

Следует подчеркнуть, что одежда и украшения ставропольских туркмен вызывали восхищение и большой интерес со стороны ученых и исследователей П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, А.Н. Самойловича.

Женские головные уборы

Женские головные уборы северокавказских туркмен представлены различного рода платками, покрывалами (дастар), тюбетейками и меховыми шапками. Девичьим головным убором служит вышитая серебром и золотом тюбетейка (тахья) из ярко-красной плотной ткани. Её носили до замуже­ства. Шапки (гундуз борук) изготовлялись из шкурок барашков каракулевой породы в возрасте от 1 до 3 месяцев, меха выдры или бобра, имели сфериче­ский суконный или бархатный верх, обшитый крест-накрест галунными лен­тами. Верх «тебе» шапок молодых женщин делали из ярко-красной ткани, а для пожилых женщин подбирали более спокойные цвета (коричневый и желтый). Большой любовью у женщин пользовались платки и шали кустарной ра­боты, привозившиеся в аулы торговцами. Платок «гульменди» - работа кустарей Азер­байджана, его носили замужние молодые женщины, закрывая волосы. В России такие платки изготовляли павлопосадские мастера.

Остановимся теперь на столь необычном уборе ставропольских туркменок, каким является чембер, тем более что у окружающих нас народов Северного Кавказа такой головной убор не был известен. Чембер делали из равнобедренного треугольного куска легкой и плот­ной ткани, сложенной пополам по линии от вершины к основанию. Эти две, образовавшиеся части основания, сшивались между собой так, что оставалось отверстие для лица. Этот головной убор мог быть разного цвета, но из од­нотонной ткани. Чембер имеет вид накидки, прикрывающей голову, кроме лица, ниспадающей на плечи, грудь, спину, наглухо зашитой на груди до под­бородка. Шов на грудной части чембера и отверстие для лица богато отделывали вышивкой «синдирме», бисером, кантом. Поверх чембера завязывался маленький платок (ялык) узлом на затылке или надевалась шапка (гундуз борук). Поверх шапки накидывался большой треугольный платок - дастар.

По рассказам прабабушки, цвет дастара менялся в течение жизни женщины. Девушка, выходя замуж, надевает красный дастар с красным чембером, а в 60-70 лет женщина надевает белый или желтый дастар, чембер. Обычно смена цвета дастара или чембера происходит в связи с каким-либо событием. К 70-летнему юбилею женщине устраивают праздник «дастар ак эдже», который знаменует переход к белому дастару. Смена цвета головного убора отмечает измене­ния в социальном, семейном положении женщины.

Украшения

Трудно установить, что у человека появилось раньше - потребность в одежде или желание украсить себя. Традиционный костюм туркменских женщин невозможно представить без оригинальных украшений, которые не только выделяли женщину в обществе, но нередко служили оберегами и амулетами. Туркменки всех возрастов, в том числе и дети, носили ук­рашения. Старинные туркменские украшения полны завораживающей красоты. В них столько необъяснимого магнетизма, изящества, вкуса, гармо­нии, великой тайны веков. Из беседы с аксакалом Мегнали Чершембеевым я узнала о воздействии металлов и камней украшения на здоровье людей. Напри­мер, золоту «алтын» приписываются свойства, улучшающие зрение, меди - способность вызывать раздражение и горячность, сердолику и бирюзе - чудодейственная сила, укрепляющая зрение и охраняющая коня от падения, красные и белые кораллы имеют свойство охранять человека от колдовства, гранат - веселить и лечить сердце человека, серебро изгоняет изнутри гнилые язвы. Любопытно, что исследования современных ученых подтверждают эту вековую мудрость.

Как изумительно красивы украшения для рук! Ими являются прекрасные кольца «юзик» и браслеты «блезик». Они были преимущественно се­ребряные с гравировкой под чернь, с цветными камнями, окаймленные зеле­нью. Ни одна туркменка не обходилась без колец, так как пища, приготовленная женщиной, не имевшей колец на пальцах рук, счи­талась нечистой. Женщины из богатых семей носили украшения из золота, браслеты и кольца иногда соединяли цепочками, а массивные браслеты носи­ли на обеих руках. Наиболее простые по технике выполнения браслеты пред­ставляют собой два ряда витой проволоки, которым придана форма незамкнутого овала. Восхитительны браслеты со вставленными камнями, ук­рашенные чеканкой, покрытые натуральной зернью. Изделия ювелиров «кумишчи» в виде бусинок-четок применялись при исполнении религиозного обряда намаз.

Важно подчеркнуть, что национальные украшения является неотъемлемой частью костюма туркмен. Исследуя женские украшения, я выявила, что многие формы уходят своими корнями в глубокую древность и свиде­тельствуют о преемственности традиций развития материальной культуры туркменского народа.

Заключение

Итак, подводя итог, можно сказать, что национальная женская одежда туркмен богата и разнообразна по характеру, художественным качествам и тех­нике изготовления. В женских туркменских костюмах преобладают оттенки красного цвета.

Традиционная одежда не ушла из быта ставропольских туркмен и существует до настоящего времени, прочно занимая позиции праздничного или ритуального костюма. Следуя традициям своих предков и подражая взрослым, дети на национальных праздниках носят платья с тесьмой.

Знание обычаев, обрядов необходимы для воспитания молодежи в духе уважения к прошлому, любви к малой родине, к России в целом.

Меня удивило, насколько искусны были древние мастерицы. Не имея знаний по геометрии, они ухитрялись создавать потрясающий по красоте орнамент, отвечающий пропорциям симметричности, параллели. Тонкое соотношение цвета, фактуры ткани позволяло мастерицам создавать воистину настоящие шедевры, узоры которых практически не повторяются. Женщины-туркменки терпеливы, усидчивы, трудолюбивы. Они вручную аккуратно и ладно шили праздничный костюм целый год. Меня поразило то, что нет одинаковых костюмов в части орнамента «синдирме». Костюм был средством самоутверждения статуса и положения женщины в обществе.

В заключение мне хочется отметить, что изучение, пропаганда национального костюма имеют большое значение для сохранения культурно – исторического наследия, этнической самобытности, патриотического воспитания подрастающего поколения.

В результате исследования я изучила и проанализировала специальную литературу по данной теме, используя различные источники, включая Интернет, узнала особенности туркменского женского национального костюма, изучила отдельные элементы костюма, научилась технике золотного шитья «синдирме».

В ходе выполнения проекта я познала очень много нового для себя. Я считаю, что с поставленной перед собой задачей я справилась.

Литература

  1. Быт, нравы и обычаи туркмен // Кавказ. - 1900. - № 316, 317

  2. 11.Наш край (документы, материалы, 1777 – 1917 гг.). – Ставрополь: Кн. изд-во. 1977

  3. Ставропольские туркмены. Историко-этнографические очерки. А.В. Курбанов

  4. Туркмены. Н.А. Дубова, 2016 г

  5. Праздничный ФЭСТ «Мы едины – значит, мы сильны!». Методическая разработка. З.С. Левчук. Брест, 2021 г.

  6. Ставропольские туркмены. Этнокультурное развитие, социальные обычаи, процессы адаптации и интеграции. Н.И. Брусина. Москва, 2008 г.

  7. Одежда ставропольских туркмен А.Н.Самойлович

Просмотров работы: 74