1. Введение
У каждого из нас в жизни существует любимый сердцу уголок. Чаще всего таким уголком: городом, посёлком, краем является то место, где человек родился и провёл много времени, где промчалось его детство, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые светлые воспоминания. У каждого человека есть Родина со своей историей. Для меня моя малая Родина - самое дорогое и самое лучшее место в мире. Дома стоят среди сосен и елей в багуловом отливе. А когда выходишь на дорогу, взору открывается живописная картина с видом на озеро, и реку, пейзаж прекрасен во все времена года. Это моё Забайкалье. Когда задают мне вопрос «Где ты живёшь?». Очень часто вижу удивлённые лица. «А это где?» Посёлок, при железнодорожной станции Гонгота - эта моя малая Родина. Расположен 125 километрах на запад от Читы в Читинском районе, Забайкальского края, на равнине в долине реки Хилок, на правом её берегу. До поселкового центра села Сохондо двадцать километров. От станции, в трёх километрах, находится военный городок, где родилась я. Для каждого гражданина страны понятие Отечество тесно связано с родной природой. Леса, березовая роща, ручейки и реки, поля, тропинки и дороги – все эти знакомые с детства картины создают единый образ Родины. Историю своей Родины должен знать каждый. А с чего начинается Родина? Вот с этих малых и больших деревень, проселочных дорог, речек, озер, родников…
Тема исследовательской работы: «Моя малая Родина - историческое место на карте».
Актуальность темы, я думаю, очевидна. Одной из важнейших задач современной государственной политике Российской Федерации является воспитание гражданина России. В содержание воспитания гражданина и патриота включены такие составляющие как любовь к родным местам, знания об истории малой родины. Чем полнее, глубже будут знания подрастающего поколения о родном крае, тем более действенными они будут в воспитании уважения и любви к родной земле.
Объект исследования: станция Гонгота. Предмет исследования: историческое место на карте. Цель исследования: изучить исторические сведения о станции Гонгота. Задачи исследования: 1. Собрать материал об истории возникновения станции Гонгота. 2. Собрать материал о важных событиях происходящих на станции. 3. Воспитать уважение и любовь к историческому прошлому, родного края. Гипотеза исследования: предполагаю, что события происходящие на станции Гонгота оставили след в истории России. Методы исследования: - сбор и обработка информации; - накопление теоретического материала. Новизна: Научная новизна нашего исследования заключается в том, что на сегодняшний день существует много литературы по истории образовании и развитии, о сёлах района. Изучение и чтение литературы занимает много времени, поэтому я решила поделится со своими сверстниками этой информацией и рассказать на примере родного села, о том, как много интересного мы не знаем об истории своего родного края. Научно-практическая значимость: материалы исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе. Информацию можно использовать в школьном музее при проведении экскурсии. В туристических маршрутах ( город Чита- Ленд-арт парк Тужи).
2. Основная часть История возникновения станции Гонгота.
Исторически станция возникла, как разъезд в 1900г, посёлок образован в 1904г. во время русско-японской войны, когда потребовалась заготовка дров для усиленного железнодорожного движения. Название Гонгота в переводе с бурятского «уединенная, заброшенная», по эвенкийски- «обрывистая» [1,2]. (Приложение 1). Бой за станцию Гонгота
Судьба не раз связывала маршала Советского Союза Ивана Конева с Забайкальем. Его можно отнести к самым именитым пассажирам Транссибирской магистрали. В Забайкалье молодого Ивана Конева привела Гражданская война. Здесь он был комиссаром стрелковой бригады во 2-й Верхнеудинской дивизии, а затем комиссаром штаба Народно-революционной армии Дальневосточной Республики. Жил и работал комиссар в Чите. Потом он бывал в Чите проездом, когда служил на Дальнем Востоке или командовал советским корпусом в Монголии. В июне 1940 года Иван Конев стал командующим войсками Забайкальского военного округа. В январе 1941 года его отправили командующим Северо-Кавказским военным округом. Именно из частей этого округа и была сформирована армия, во главе которой он направился на фронт. В мемуарах «Записки командующего фронта» Иван Степанович рассказывал и о довоенных страницах своей биографии. Чита упоминалась не раз, но особое внимание он уделил сражению у малоизвестной за пределами Забайкалья станции Гонгота.
В мае 1920 года произошёл бой у станции Гонгота, бывшей в тот момент столицей атамана Григория Семёнова, которого поддерживали японские войска. Именно с целью избежать конфликта с Японией руководство Советской России пошло на создание весной того года «буферной» ДВР, столицей которой был Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ).
Граница между семёновцами и народоармейцами установилась недалеко от Гонготы. «Прошёл апрель, настал май – на фронте без перемен, – вспоминал позже участник этого боя Иван Строд. – Белые ждали приказания жёлтых (то есть японцев – авт.), красные – Москвы. Все чувствовали, что без драки не обойтись. Первыми повели наступление семёновцы. Однако захватить красных врасплох им не удалось. Наше командование накануне получило сведения о готовящемся наступлении. Срочно были погружены в эшелоны два кавполка «дедушки» Нестора Каландаришвили и во главе с ним брошены на фронт. Утром 20 мая 1920 года прибыли на станцию Гонгота. Стали разгружаться. Не успели ещё вывести всех лошадей, как вдали послышалась стрельба. Станцию охватила паника...». И вот тут ситуацию переломил бронепоезд, которым командовал комиссар Иван Конев, впервые прибывший в Забайкалье.
В отличие от большинства других маршалов Победы, ещё на фронтах Первой мировой войны ставших георгиевскими кавалерами или офицерами, Иван Конев, хотя и оказался на фронте в 1917 году, никак не отличился. И в Гражданскую войну он был не командиром, а комиссаром. В том числе и на бронепоезде, с которым прошёл боевой путь от Перми до Читы. Но у Гонготы именно он принимал все решения. И потому для него бой у забайкальской станции имел особое значение. Именно здесь и родился будущий полководец. «На подступах к Чите пришлось вести бои не только с белогвардейцами атамана Семенова, но и с японскими самураями, – вспоминал в своих мемуарах маршал. – «И сейчас вижу то поле боя под Гонготой: цепи белогвардейцев и японских солдат, атакующих нас при поддержке двух своих бронепоездов, атаку нашей кавалерии под командованием Нестора Каландаришвили… Когда кавалеристы при поддержке нашего бронепоезда начали крепко нажимать на белогвардейцев, на выручку им подоспели японцы. Нужно было принимать ответственное решение – бить японцев или нет (а приказано было в бой с ними не ввязываться). Однако обстановка требовала вступить в бой (Тем более, что в тот момент Каландаришвили был тяжело ранен). Мы японцам продвинуться не дали, отбросили их. И Гонгота была взята» [3,4]. (Приложение 2).
Гонготское соглашение
И вскоре, как писал в книге «Забайкальская белая государственность» историк Владимир Василевский, в Чите «появились слухи о возможности переговоров между Японией и Советской Россией». Вскоре они подтвердились. 24 мая на станции Гонгота, занятой частями НРА, начались переговоры. Представителей атамана Григория Семенова, войска которого всё ещё контролировали большую часть Восточного Забайкалья, к ним не допустили. «Правда, — писал Василевский, — в ходе первого раунда японцы энергично настаивали на признании семёновского правительства как равноправную сторону на будущих переговорах об объединении областных правительств. Представители ДВР решительно отвергли это требование, что стало одной из причин временного прекращения переговоров». 1919 год генерал Такаянаги возглавлял японскую миссию при правительстве адмирала Колчака. Прибыв в Читу, он попытался успокоить местную общественность заверениями, что большевикам власть передана не будет. С атаманом, вероятно, был более откровенный разговор. Тот сразу же после встречи с ним отправился в Маньчжурию вести переговоры с китайцами об эвакуации своих войск и беженцев. А в Гонготе 10 июля опять собрались договаривающиеся стороны, и об атамане уже никто не вспоминал. 11 июля Григорий Михайлович написал письмо японскому принцу-наследнику, в котором просил того уговорить императора Страны восходящего солнца растянуть эвакуацию японских войск из Забайкалья хотя бы на четыре месяца. Он уже знал, чем закончится второй этап переговоров.В этот раз дебаты шли быстрее и 15 июля был подписан мирный договор. Японское командование гарантировало, при создании демократической ДВР, эвакуировать свои войска из Забайкалья, а затем и с Дальнего Востока. Пока же между частями НРА и японскими войсками в Забайкалье устанавливалась нейтральная зона, которую не должны были пересекать ни те, ни другие. 16 июля стороны обменялись нотами. В ноте правительства ДВР указывалось, что «буферное государство не положит коммунизм в основу своей социальной системы», что не допустит на свою территорию войска Советской России и гарантирует «в сфере своего влияния личную неприкосновенность японских граждан и уважение прав». До сего дня остаётся загадкой, было ли это исключительно местным экспромтом или и сей тезис был согласован с Москвой. 25 июля началась эвакуация японских войск из Забайкалья [5,6,7]. (Приложение 3).
Вахта памяти на станции Гонгота. История возникновения мемориального комплекса
Великая Отечественная война-это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия 22 июня 1941 года, а закончилась только через 4 года, через 4 тяжелый года- 9 мая 1945 года. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Страшно подумать, что в этой трагедии принимали участие наши сверстники-дети тринадцати-четырнадцати лет, а то и меньше. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Сколько миллионов погибло в эту войну. Эта страшная трагедия, не обошла стороной и мой маленький посёлок. Во время Великой Отечественной войны жители Гонготы, не жалея жизни, защищали нашу Родину от немецких захватчиков. В то страшное время по данным местных сторожил из 36 домов на фронт ушло более 60 человек, 14 из них погибли. Один из погибших отдал жизнь под Москвой в отряде Панфилова. В конце80-х годов ему было присвоено звание «Героя советского союза» посмертно. После войны многие фронтовики вернулись в Гонготу, активно участвовали в экономическом и социальном подъёме села. В 1986 году по инициативе ветерана ВОВ, Петра Никифоровича Веренника, проживал на ст. Гонгота, закончил Сретенское военное училище. Ушел на фронт. Принимал участие в Сталинградской битве, войне с Японией. День Победы встречал в Кенигсберге, и заместителем командира части 71179 Крупичатова В.К. на станции Гонгота началось сооружение мемориального комплекса, обелиск с мемориальной доской и пушкой, посвященного жителям села, отдавшим свою жизнь за независимость нашей Родины в годы ВОВ. Автором проекта являлся сам Пётр Никифорович, главный архитектор комплекса- младший сержант срочной службы Власко М.И. Нелегко далась постройка памятника. Особые трудности возникли с доставкой орудия. В то время на складах и базах практически не осталось целых орудии времён ВОВ, зато было много частей и механизмов от неисправных. Этим и воспользовались добровольцы. Буквально по частям была собрана гаубица. Открытие монумента произошло 26.09.1987 года. В этом же году первое пополнение прибыло в часть из военкоматов, прием присяги проводиться на мемориале ст. Гонгота, куда приглашались и родители. (Приложение 4, 4а).
Открытие мемориальной доски на вокзале ст. Гонгота.
1987 год для станции Гонгота, был годом открытий исторических важных объектов, состоялось ещё одно важное событие, торжественный митинг, посвященный открытию мемориальной доски в честь подписания Гонготского соглашения инициаторами были ветераны ВОВ. (Приложение 5). Школьный музей-хранитель истории.
Побывав в школьном музее, в военном городке при станции Гонгота, можно найти информацию на стендах, в витринах, альбомах. Основатель школьного музея учитель истории, Караблин Димьян Вячеславович, вёл поисковую работу и организовывал экспедиции. Просмотрев работу музея, было выявлено, что работа по сохранению истории продолжается. Стало традицией возложение гирлянды к мемориалу на станции Гонгота в дни государственных праздников, торжественные митинги, вахта памяти, сад-памяти, субботники- всё это и многое другое проделывают обучающие малокомплектной школы [8]. (Приложение 6). В настоящее время посёлок при станции Гонгота - умирающий населённый пункт. Постоянное население станции не превышает 100 человек, средний возраст, которых старше 35. Для приезжих интересна своей живописной, богатой на дары, природой.
3.Заключение В ходе исследования я выяснила, что каждый человек может прикоснуться к прошлым историческим событиям своей малой Родины. Гипотеза подтвердилась, что события, происходящие на станции Гонгота оставили след в истории России. В ходе исследовательской работы мы пришли к следующим выводам: 1. История посёлка тесно связана с историей всей страны, что находит свое выражение во всем: в экономическом, культурном, социальном планах. 2. Жить в родном краю и не знать его историю нельзя. Знание истории родного края, его прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. 3. Знание и понимание истории своего края, города, улицы позволяет осознать, какие процессы происходят в непосредственной близости, и помогает каждому почувствовать себя частичкой малой и большой Родины. 4. Моя малая Родина - историческое место на карте. Мои предложения:
1. Предлагаю включить в маршрут экскурсии «город Чита – Ленд-арт парк Тужи» остановку «Гонгота-историческое место на карте».
В ходе исследования выяснилось, что в программу туризм и отдых в Забайкалье с Читы до Тужи станция Гонгота у некоторых турфирмах входит, предлагаю назвать программу: «Гонгота-историческое место на карте». (Приложение 7).
2.Предлагаю администрации Сохондинского поселения обратить внимание и помочь произвести капитальный ремонт памятного места (мемориального комплекса) т.к. его стали посещать туристы маршрута Чита-Лед парк «Тужи» [9].
Мы, жители военного городка, посёлка при станции Гонгота, гордимся своей малой родиной. Гордимся тем, что у нас такая история, такая прекрасная природа. Мы хотим, чтобы из поколения в поколение, передавалась память о нашем селе.
Список литературы
Энциклопедия Забайкалья http://encycl.chita.ru/encycl/concepts/?id=193
Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Гонгота
Александр Баринов Газета «Гудок Забайкальская магистраль» Выпуск №17(80) 19.05.2017 3 полоса https://www.gudok.ru/zdr/172/?ID=1373956
Строд И. Унгерновщина и Семёновщина // Пролетарская революция. 1926. № 9 (56). С. 98-149. https://polikliet.livejournal.com/218371.html
Александр БариновОБ ИСТОРИИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ «Тайны истории»: Вынужденный мир. 17.07.2020 ttps://www.chita.ru/text/society/2020/07/17/71156798/
Газета «Читинское обозрение» №29 (1565)//17.07.2019 «Гонготское мирное соглашение» https://obozrenie-chita.ru/gongotskoe-mirnoe-soglashenie/
День в истории: Остановить интервенцию https://chitamedia.su/news/1131312/
Школьный музей «Просветитель» МОУ СОШ п.ст. Гонгота https://vk.com/public206608409
Туризм и отдых в Забайкалье. Объекты культурного наследия https://zabturizm.ru/cultura/186-stancija-gongota.html
Приложение 1
Спутниковая карта посёлка при станции Гонгота
Станция Гонгота
Приложение 2
Бой за станцию Гонгота
Приложение 3
Гонготское соглашение
Приложение 4
История возникновения мемориального комплекса
Приложение 4а
26.11.2023г
.
Вахта памяти на станции Гонгота.
Приложение 5
26.11.2023г
Открытие мемориальной доски на вокзале ст. Гонгота.
Приложение 6
Школьный музей-хранитель истории.
Приложение 7
Федеральная трасса
Экскурсия