Противоречия Бохай

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Противоречия Бохай

Хухарева А.Н. 1
1МБОУ СОШ № 4 с. Монастырище Черниговского муниципального округа Приморского края
Семенцова Т.А. 1
1МБОУ СОШ № 4 с. Монастырище Черниговского муниципального округа Приморского края
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Государство Бохай было самым древним государственным образованием на территории российского Дальнего Востока. Оно располагалось на современных землях КНР, КНДР и РФ, поддерживало дипломатические отношения с Японией и оказывало большое влияние на восточноазиатский регион. Бохай образовался в 698 году и погиб в 926 году, поэтому после этого государства осталось много памятников культуры в регионе. Но бохайское население сохранилось и столетиями играло важную роль в других странах (таких как, например, империи Ляо и Цзинь) вплоть до XIII века.

Государством Бохай интересуются практически все страны, имеющие свои интересы в регионах Восточной Азии, включая Россию.

Актуальность нашего исследования

Актуальность темы обусловлена тем, что государство Бохай существовало в средние века на территории России, КНР и КНДР. Это первое государство на юге Дальнего Востока России, что уже определяет важность его изучения для понимания хода исторического процесса в Дальневосточном регионе.

Проблема нашего исследования: происхождение бохайцев.

Объект нашего исследования: история Бохая.

Предмет нашего исследования: сведения по истории Бохая.

Цель нашего исследования: рассмотрение истории Бохая по материалам южнокорейских и российских ученых.

Задачи нашего исследования:

  • Провести анализ существующих источников информации по теме исследования.

  • Сравнить представленные точки зрения учёных Кореи и России.

  • Сопоставить полученные данные и сделать вывод.

Выдвижение гипотезы

Мы предположили, что Бохай является государством-преемником Когуре.

Глава I. Образование государства Бохай и происхождение бохайцев.

1.1. Образование государства Бохай

Племена мохэ. В III – VII веках нашей эры на территории Приморья, Маньчжурии и Приамурья проживал народ мохэ. Жили они общинными поселениями, занимались охотой, рыболовством, земледелием, используя для вспахивания земли лошадей и свиней. У них существовало разделение на знать, простых общинников и неполноправное население. Основную часть доходов мохэская знать получала от войн с соседними народами, а также в виде даров от простых общинников. 

В результате социально-экономического развития происходит постепенный переход от первобытнообщинных к раннеклассовым отношениям, от родоплеменной организации к государственности. 

Мохэ подразделялись на семь территориально-племенных объединений, возглавляемых вождями, каждый из которых был независим от других и управлял самостоятельно.

У одного из этих племенных объединений – сумо мохэ зародилось первое государство тунгусо-маньчжурских народов – Бохай.

Бохайское государство (698 – 926 гг.) было первым раннеклассовым объединением на территории Дальнего Востока России.

Оно включало Маньчжурию, Приморье и Северную Корею. На севере государство Бохай соседями были племена мохэ, на северо-западе – древние моголы, а на юго-западе – кидани, на юге – корейское государство Силла.

1.2. Возвышение и гибель государства Бохай

Высшая власть в стране принадлежала королю. Она передавалась от отца к сыну, от брата – брату, от дяди – племяннику. Все важные должности в стране занимали представители королевской семьи из наиболее знатных родов. Губернатор был не только гражданским, но и военным управителем области. Ниже его стояла служилая знать. Это были управители районов, племён или сельских общин, различные другие чиновники.

Государственный аппарат состоял из двух министерств Левого и Правого. В левое министерство входили отделы: Преданности, Человеколюбия, Справедливости и ведомства: Рангов, Складов, Пищи. В правое министерство входили отделы: Мудрости, Этики, Верности и ведомства: Расчётов, Военное, Водное.

Вся страна была разделена на 15 областей. В состав области входили округа, в состав округов – уезды. Всего было 62 округа и 125 уездов. Главная административная власть размещалась в пяти столицах. Верхней столице подчинялась область Лунъюань (в Манчжурии), Центральной столице – область Сяньдэ (в Манчжурии), Восточной столице – область Луньюань (Восточная Манчжурия, Северная Корея, Хасанский район), западной столице – область Ялу (Манчжурия, Северная Корея), Южной столице –область Наньхай (Северная Корея). О расположении областей нет однозначного мнения учёных. Одна из первых версий располагала области следующим образом: Хуайюань (Партизанский и Шкотовский районы), Аньюань (западнее и юго-западнее оз. Ханка), Шуайбинь (бассейн р. Раздольной) и Динли (восточнее Ханки). Аньбянь (Анучинский, Черниговский районы), Дунпин (севернее Ханки, предположительно до Бикина), Тели (Дальнегорский и Кавалеровский районы). Моицзе (по одной версии – низовья р. Сунгари, по другой – Тернейский район). Остальные области располагались на территории Манчжурии и Северной Кореи.

Армия и военное дело

Балхэ с первых лет существования прославился мощной армией. Бохайская армия состояла из нескольких крупных подразделений, называвшихся Охранами. Охрану возглавлял Полководец или Великий полководец. Известно семь таких подразделений: Охрана Большого Свирепого Медведя, Охрана Бурого Медведя, Южная Левая Охрана, Южная Правая Охрана, Северная Левая Охрана, Северная Правая Охрана. В Партизанском районе обнаружена бирка офицера Левой Доблестной Охраны.

Основу армии составляла конница, позднее появилась пехота. При необходимости создавались специальные отряды, занимавшиеся разведкой в тылу врага. Имелся у бохайцев и флот, но какими именно были боевые бохайские корабли, сегодня нет однозначного мнения.

Общественный строй

В раннем Балхэ продолжал сохраняться мохэский общественный уклад. Всё общество состояло из равноправных общинников и вождей. Вождём становились по наследству или по заслугам. Со времени правления Да Циньмао бохайское общество стало более сложным. Вся власть в стране принадлежала королю, персона которого была священной. Королевская семья (все родственники) были самыми крупными чиновниками. Высшая аристократия состояла из представителей шести знатных фамилий (Гао, Чжан, Ян, Доу, У, Ли). Главы этих фамилий в прежние времена были крупными вождями. Их положение было почти столь высоким, как и королевской семьи. Представители этих фамилий поставляли невест принцам, занимали министерские и губернаторские посты. В их же руках находились основные богатства.

Многочисленное чиновничество не было столь знатным, как высшая аристократия. В основном это была служилая знать, делавшая свою карьеру на государственной и военной службе, порою это были выходцы из простого народа. Самой многочисленной частью бохайского общества были свободные общинники – жители деревень, занимавшиеся крестьянским трудом и ремесленники, работавшие в имениях аристократии или самостоятельно. Самым низшим слоем общества были нубэй – это зависимые люди, от неполноправных общинников до рабов. Рабов было не много и, в основном, они являлись домашними слугами.

Хозяйство Балхэ. Хозяйственная деятельность бохайцев (в том числе и горожан) включала в себя земледелие, животноводство и ремесло. Города являлись центрами торговли, ремесел, религии и культуры.

Из бронзы отливали детали сбруи и поясов, украшения и предметы культа. Широкое распространение получило строительное дело, производство черепицы, кирпича.

Кроме того, важное место в экономике занимала внутренняя и внешняя торговля. Многочисленные посольства в Китае и Японии вместе с официальными представителями правителя Бохая включали большое количество купцов. Существовали как сухопутные пути в государства Тан и Силла, так и морские пути на Корейский полуостров, в Японию и Китай через Желтое море.

Культура Балхэ. Балхэ, по мнению исследователей, обладал высокой, по тем временам, и самобытной культурой, истоки которой своими корнями уходили к культуре мохэских племен. На развитие бохайской культуры заметное влияние оказали соседние народы.

Большое внимание в государстве уделялось образованию, без приобретения которого даже запрещалось жениться. Для получения более совершенного образования в Китай направлялись большие группы бохайской молодежи. Многие из них, после соответствующих испытаний, получали ученые степени. Скоро училища стали возникать при сельских храмах в самом бохайском государстве. 

Государство Балхэ славилось своими поэтами и учеными. В Балхэ имелись свои философы – мудрецы. Для составления официальных документов бохайцы, как это было принято во многих странах Восточной Азии того времени, пользовались китайской иероглифической письменностью. В обыденной жизни употребляли древнетюркскую руническую, то есть буквенную письменность.

Наиболее распространенным видом религиозного мировоззрения у бохайцев был шаманизм - ранняя форма религии, основанная на представлении о сверхъестественном общении служителя культа – шамана – с духами во время ритуала.

Верховным божеством у бохайских шаманистов считалось солнце, которое представлялось образом скачущего по небу всадника на лошади. Среди бохайской знати и чиновничества получает распространение буддизм.

Гибель государства Балхэ.

Могущество Бохая было поколеблено, а затем и уничтожено киданьскими племенами. В начале Х века юго-западные соседи бохайцев – кочевники кидани создали свое государство – империю Ляо.

Это государство вело активную завоевательную политику против соседей. Более 20 лет кидани воевали с Бохаем и только в 926 г. им удалось сломить сопротивление: была осаждена и взята резиденция бохайского короля. Наследник бохайского престола бежал в Корею, увозя с собой несколько десятков тысяч людей. На вновь приобретенных землях Бохая кидани решили создать зависимое марионеточное государство Дуньдань (в переводе с китайского «Восточное Кидань»). Во главе его был поставлен старший сын киданьского императора, а население страны обложено данью. Бохайцы не смирились с потерей независимости. В том же 926 году они восстали. Восстание было жестоко подавлено. В следующие годы волнения и восстания не утихали. Тогда киданьский император издал указ о переселении непокорных бохайцев на территорию киданьской империи. В результате было насильственно переселено около двух третей всего бохайского населения, а около пятой части бохайцев бежали в Корею. Не все бохайцы попали в полную зависимость от завоевателей. Этой участи избежали бохайцы восточных и северо-восточных окраин. Судя по всему, в их число входили и бохайцы Приморья. Они сохраняли относительную независимость и посылали регулярную дань в Ляо.

Бохайское государство просуществовало в течение 200 лет. Оно сыграло большую роль в истории народов Дальнего Востока. Это было первое государство на территории юга Дальнего Востока. Его создание способствовало социально-экономическому и культурному прогрессу в регионе, были заложены предпосылки для возникновения впоследствии чжурчжэньской и маньчжурской государственности.

1.3. Археологические памятники эпохи Балхэ. 

На территории Приморья находились по меньшей мере две территориально-административные единицы Балхэ: бохайская область Шуайбинь, по древнему названию реки Раздольной, в долине которой располагался ее центр, и округ Янь (Яньчжоу), остатками центрального города которого является Краскинское городище близ пос. Краскино в Хасанском районе.

Всего на территории Приморья известно более 200 бохайских памятников. Самое известное из бохайских памятников архитектуры – это Краскинское городище, которое находится на самом юге Приморского края в 2 км на юго-запад от пос. Краскино Хасанского района. Городище расположено в приустьевой правобережной части долины реки Цукановка, изрезанной со стороны бухты Экспедиций узкими заливчиками. От берегов реки и бухты оно отстоит на 400 м, а от ближайшего залива – примерно на 100 м.

Глава II. Корейские и российские учёные о Бохай

2.1. Противоречия Бохай

Большинство ученых Корейского полуострова Хан Гю Чоль, Сон Ки Хо и Японии Чансоненыл рассматривают Бохай как корейское государство. Основанием послужили летописные материалы, согласно которым Бохай был основан когурёсцами.

По мнению Сон Ки Хо, бохайцы не имели места, где они могли бы создать свою естественную культуру.

Учёный Хан Гю Чоль писал, что в культуре Бохая видно большое влияние когурёской культуры, что в Японии в VIII в. бохайцев рассматривали как наследников Когурё.

Так как бохайские памятники расположены на территории российского Приморья, Северо-Восточного Китая и КНДР, у южнокорейских ученых не было возможности самим проводить археологическое изучение Бохая. Поэтому ученые Южной Кореи делают упор на изучение письменных источников по истории государства. Именно письменные материалы до сих пор играют решающую роль в изучении истории Бохая. Тем не менее, в 90-х годах они провели совместно с российскими учеными раскопки ряда бохайских памятников в Приморье.

Совместная работа привела, с одной стороны, к некоторым трениям между исследователями, писал учёный Шавкунов В.Э., с другой - вызвала большой интерес к изучению Бохая в России у некоторых южнокорейских учёных. В связи с этим известный специалист по истории Бохая Хан Гю Чоль провел кропотливую работу по сбору советских и российских материалов по данной теме во Владивостоке. Хан Гю Чоль высоко оценивает значение изучения Бохая в российском Приморье, по его подсчетам в России в среднем один ученый написал больше научных работ, чем исследователь в Японии, Корее или Китае, в то же время в России было меньше всего опубликовано работ по этой теме (291 работа на 1997 г.). По его мнению, настоящее научное изучение истории Бохая началось в России и Японии в конце XIX в., и только потом оно появилось в Корее и Китае.

Другой южнокорейский специалист Сон Ки Хо указывает на то, что в работах российских ученых очень большой процент составляют археологические материалы, что рассматривается им как ограниченный способ исследования. Вероятно, Сон Ки Хо имеет в виду, что при изучении Бохая сравнительно мало проводятся исторические исследования российскими учеными, число работ российских ученых по истории Бохая составляет всего 4% от общего количества публикаций, изданных на востоке Азии по этой теме. И все-таки Сон Ки Хо высоко оценивает анализ остеологических материалов на бохайских памятниках Приморья, которые, по его мнению, позволяют представить экономическую жизнь того времени.

По мнению Сон Ки Хо, в основном российские и китайские ученые рассматривают Бохай как мохэское государство, а исследователи с Корейского полуострова считают его когурёским, при этом мнения японской стороны разделились, но в то же время многие японские ученые считают Бохай мохэским государством (Чансоненыл).

Противники и сторонники теории Бохая как корейского государства также не едины. Например, северокорейские ученые, согласные с основной позицией южнокорейских коллег, совершенно иначе рассматривают отношения Бохая с Силла и Китаем. Причём мнение Пак Си Хёна в 1979 г. о том, что Да Цзожун захватил округ Бохай, а не получил его от империи Тан мирным путем, полностью согласуется с точкой зрения российского учёного Э.В. Шавкунова. Советские ученые критиковали точку зрения китайских коллег, настаивая на том, что Бохай был независимым государством, с чем корейские исследователи полностью согласны (Сон Ки Хо).

Ситуация в споре по проблемам истории Бохая, по признанию Сон Ки Хо, зашла в тупик. Взаимная критика, по его мнению, оставила всех на своих позициях, дискуссия получила национальный, территориальный и политический смысл, с чем трудно не согласиться.

Сон Ки Хо предлагает решить проблему достаточно интересным способом. Поскольку «каждая страна, на чьей территории находятся остатки Бохая, перетягивает все на свою сторону», то нужен объективный подход, исследователей тех стран, которые никоим образом не связаны с историей Бохая. В качестве примера он привел выступление на международной конференции в Китае профессора Джемисона, который отнес историю Бохая к истории Маньчжурии. По мнению Джемисона, история Маньчжурии стоит отдельно от истории Кореи и Китая. Естественно, это вызвало возражения китайских и корейских ученых, в том числе и самого Сон Ки Хо, который назвал мнение профессора Джемисона ошибочным, но при этом положительно оценил саму инициативу американского историка. Кроме этого, Сон Ки Хо объективно отмечает, что в большинстве вопросов нет ясности, и предлагает дождаться новых материалов, позволяющих более полно рассмотреть проблемы истории Бохая.

Необходимо отметить резонность замечания Сон Ки Хо по поводу рассмотрения проблемы со стороны, но при этом вызывает большое сомнение, что ученым Республики Корея удастся убедить своих оппонентов.

Действительно, утверждение «Цзю тан шу» и ряда более поздних источников, повторяющих её текст, что Да Цзожун относился к «особому роду Когурё», не противоречит, а скорее, уточняется указанием «Синь тан шу», что правители Бохая из королевского рода Да были сумо мохэсцами, в прошлом подчинявшимися Когурё. Аналогично обстоит дело и с другими источниками, на которые ссылаются корейские исследователи. Во всех случаях цитаты из них вследствие неясности допускают широкий спектр толкований, причём корейский вариант, как правило, оказывается не самым вероятным. При рассмотрении данных источников в совокупности мохэская версия происхождения правителей и основной массы бохайцев представляется несомненной (Вэй Гочжун, Го Сумэй). Равно и указания на культурную преемственность между Когурё и Бохаем свидетельствуют о важной роли Когурё как центра цивилизации для его мохэской периферии в период образования Бохая.

Корейская оценка российского бохаеведения вполне объективна. Корейскими учёными верно отмечена тенденция упора на археологические исследования в СССР - России при недостаточном внимании к историческим разработкам. С одной стороны, это позволило получить новые материалы по культуре и экономике Бохая, с другой, - недостаточные исследования истории государства не позволяют должным образом интерпретировать получаемые археологические данные.

Глава III. Исследование этнической принадлежности Балхэ

3.1. Результаты анкетирования и вывод

В результате анкетирования было опрошено 43 учащихся 9-11 классов.

Проанализировав данные анкеты, мы пришли к выводу, что о государстве Балхэ среди учащихся 9 - 11 классов ничего не знают 76,75%.

На первый вопрос анкеты: 1. Знакомы ли вы с государством Балхэ?

Да ответило 23,25% всех опрошенных, нет – 76,75%.

На второй вопрос анкеты: 2.Если «да», то откуда вы узнали про государство Балхэ?

От журналистов ответило 0%, из Интернет - 20,9%, другое – 79,1%.

На третий вопрос анкеты: 3. Как вы думаете, государство Балхэ принадлежит?

Мнения учащихся 9 – 11 классов разделились.

Большинство учащихся выбрали, что Балхэ принадлежит Китайской национальной истории, и это составило 65,12%.

Одинаковое количество учащихся - 13,95% посчитали, что государство Балхэ принадлежит Корейской и Японской национальной истории.

Меньшее количество учащихся предпочли думать так, что Балхэ принадлежит Российской национальной истории, и это составило 6,98%.

Заключение

Мы провели тщательный анализ научных статей корейских и российских учёных по теме нашего исследования, сравнили точки зрения российских учёных Кима Александра Алексеевича, кандидата исторических наук, Шавкунова Эрнста Владимировича, сотрудника института истории и археологии, корейских учёных историков Хан Гю Чоль, Сон Ки Хо, анкетирование среди учащихся 9-11 классов нашей школы, сопоставили полученную информацию и пришли к выводу, что наша гипотеза не подтвердилась.

В целом, можно сделать вывод о том, что в южнокорейском изучении Балхэ нет единого мнения о его месте в корейской истории. Даже те, кто рассматривают его как корейское государство, все равно расходятся в исторической оценке значения Балхэ в древней истории Корейского полуострова. Корейский учёный Сон Ки Хо придерживается версии, что Бохай был независимым самостоятельным государством.

Литература

  1. Ким А.А. Изучение истории Бохая в Республике Корея / А.А. Ким // Россия и АТР. Владивосток, 2003а - № 3. - С. 30-34.

  2. Ким А.А. Учёные Республики Корея о происхождении бохайцев / А.А. Ким // V Конгресс археологов и этнографов России. Тезисы докладов. Омск -Москва, 2003г.- С. 325.

  3. Шавкунов Э.В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. М.: «Наука», 1968.

  4. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.65b8c557-6388656e-e1908e8b-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Balhae_controversies

Приложение 1

Анкета

1) Знакомы ли вы с государством Бохай?

А) да:

Б) нет.

2) Если «да», то откуда вы узнали про государство Бохай?

А) от журналистов;

Б) Интернет;

В) другое____________________________________________________________

3) Как вы думаете, государство Бохай принадлежит:

А) китайской национальной истории;

Б) корейской национальной истории;

В) японской национальной истории;

Г) российской национальной истории.

Просмотров работы: 29