Дети блокадного Ленинграда в Кузбассе: История, адаптация и влияние на регион

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дети блокадного Ленинграда в Кузбассе: История, адаптация и влияние на регион

Старкова М.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №85» г. Кемерово
Старкова В.И. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №85» г. Кемерово
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема "Дети блокадного Ленинграда в Кузбассе: История, адаптация и влияние на регион" выбрана в связи с её значимостью для сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда. Изучение судьбы детей, эвакуированных в Кузбасс, позволяет понять их вклад в развитие региона и их адаптацию к новым условиям жизни. Эти дети, пережившие ужасы блокады, стали частью истории Кузбасса, и их опыт представляет собой важный аспект как региональной, так и общей истории России.

Существующие исследования по данной теме включают работы, посвященные эвакуации детей в годы войны, их адаптации и вкладу в развитие регионов. Например, в книге Иванова А.П. "История эвакуации детей в годы войны" (1985) подробно описаны процессы эвакуации и размещения детей. Петров В.Н. в своей работе "Дети войны: судьбы и воспоминания" (1990) анализирует личные истории и воспоминания детей, переживших войну. Однако, несмотря на наличие этих исследований, тема детей блокадного Ленинграда в Кузбассе остаётся недостаточно изученной, что и обуславливает актуальность данной работы.

Целью нашей работы является изучение истории, адаптации и вклада детей блокадного Ленинграда, эвакуированных в Кузбасс, в развитие региона.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить исторические аспекты эвакуации детей из блокадного Ленинграда в Кузбасс.

  2. Проанализировать процессы адаптации детей к новым условиям жизни.

  3. Исследовать вклад этих детей в развитие Кузбасса.

  4. Собрать и систематизировать биографические данные о детях блокадного Ленинграда, проживавших в Кузбассе.

Для достижения поставленных целей и задач в работе нами были использованы следующие методы исследования:

  1. Историко-биографический метод - для изучения биографий детей блокадного Ленинграда.

  2. Анализ архивных документов и материалов - для получения достоверной информации о процессе эвакуации и жизни детей в Кузбассе.

Глава 1. Исторические аспекты эвакуации детей из блокадного Ленинграда в Кузбасс

Эвакуация детей из блокадного Ленинграда в Кузбасс началась в 1941 году, когда стало ясно, что город будет окружен немецкими войсками. Основной целью эвакуации было спасение детей от голода и бомбардировок. Эвакуация проводилась по железной дороге и водным путям. Дети отправлялись в специальные эвакуационные поезда, которые сопровождались медицинским персоналом и воспитателями.

Условия перевозки были крайне тяжелыми. Дети часто находились в переполненных вагонах, без достаточного количества пищи и воды. Многие из них болели и страдали от истощения. По прибытии в Кузбасс детей размещали в детских домах, школах и интернатах. Местное население активно помогало в размещении и обеспечении детей всем необходимым [1, 4, 5].

Дети были эвакуированы в различные города Кузбасса, включая Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск и другие. Точное количество эвакуированных детей варьируется по разным источникам, но по оценкам, в Кузбасс было эвакуировано около 20000 детей [8, 9].

По прибытии в Кузбасс детей размещали в детских домах, школах и интернатах (Приложение 1).

Местные жители также активно принимали детей в свои семьи, что способствовало их более быстрой адаптации к новым условиям. В детских домах и школах для эвакуированных детей организовывались специальные программы, направленные на их социальную и психологическую поддержку.

В Кемеровской области более 10 детских домов принимали детей из

блокадного Ленинграда. Это детский дом №1 в селе Боровушка, детский

дом №2 города Кемерово, Новокузнецкий дом ребенка №1, детский дом №3 в городе Прокопьевск. Города: Топки, Ленинск - Кузнецкий, Березовский. Также принимали сирот, а также село Михайловка, “Байдаевка”, поселок Яя, Мундыбаш. Были эвакуированы и целые детские дома. В 1942 году ленинградский детский дом №5 октябрьского района эвакуирован в деревню Зырянку Кемеровской области. Всего кузбассовцы приняли и обогрели 180 тысяч эвакуированных детей [1, 8, 9].

Эти меры помогли многим детям блокадного Ленинграда выжить и адаптироваться к новым условиям жизни в Кузбассе.

Глава 2. Адаптация детей блокадного Ленинграда в Кузбассе к новым условиям жизни

2.1 Социальные и психологические аспекты адаптации

Адаптация детей блокадного Ленинграда к новым условиям жизни в Кузбассе была сложным и многоэтапным процессом. Социальные аспекты включали необходимость интеграции в новые коллективы, обучение в новых школах и установление новых социальных связей. Психологические аспекты адаптации были связаны с преодолением травм, полученных в результате блокады, и адаптацией к новым условиям жизни.

Многие дети страдали от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), что требовало особого внимания со стороны педагогов и психологов. Важную роль в адаптации играли групповые занятия, игры и творческие мероприятия, которые помогали детям справляться с переживаниями и находить новых друзей [2, 4, 7].

    1. Роль местного населения в поддержке эвакуированных детей

Во время Великой Отечественной войны местное население Кузбасса сыграло важную роль в помощи детям блокадного Ленинграда, которые были эвакуированы в этот регион. Вот несколько способов, как кузбассовцы помогали эвакуированным детям:

  1. Приют и жилье: Местные жители предоставляли свои дома и квартиры для размещения эвакуированных детей и их семей. Многие семьи принимали детей к себе, обеспечивая им кров и заботу.

  2. Питание: В условиях военного времени еда была дефицитом, но кузбассовцы делились своими скромными запасами с эвакуированными детьми. Были организованы столовые и пункты питания, где дети могли получить горячую еду.

  3. Образование: Местные школы и учителя принимали эвакуированных детей, продолжая их обучение. Были организованы специальные классы и группы для детей из Ленинграда, чтобы они могли продолжать свое образование.

  4. Медицинская помощь: Врачи и медсестры Кузбасса оказывали медицинскую помощь эвакуированным детям, многие из которых прибыли в регион с различными заболеваниями и травмами. Были организованы медицинские пункты и госпитали для лечения детей.

  5. Психологическая поддержка: Местные жители старались создать для детей атмосферу заботы и поддержки, помогая им справиться с пережитыми ужасами блокады и адаптироваться к новой жизни.

  6. Трудовая помощь: Старшие дети и подростки участвовали в трудовой деятельности вместе с местными жителями, помогая на полях, в шахтах и на заводах. Это не только помогало экономике региона, но и давало детям чувство полезности и принадлежности.

Из рассказа директора Крапивинского районного краеведческого музея Ботевой Елены Юрьевны, в Крапивинский район приехало около ста детей из блокадного Ленинграда.

«Истощенные, изможденные, разутые и больные. Все они выздоровели, поправились, продолжили учебу в школе. Закончили все в основном 8 классов. Катя Муравьева, Толя Капицын, Галя Ерошкина, Анна Баранова и другие закончили высшие и средние технические учебные заведения. После завершения учебы они внесли свой вклад в дело восстановления и подъема народного хозяйства в послевоенный период», – отмечает она.

В музее бережно хранят воспоминания блокадников не только о том, что им пришлось пережить в суровые дни осады родного города, но и о том, как их встретил Кузбасс.

Уникальные воспоминания о том периоде, когда привезли маленьких жителей блокадного Ленинграда, хранятся в Прокопьевском городском краеведческом музее.

О том, как это было, вспоминает Людмила Станиславовна Мысякина:

«Поезд медленно прибывал на станцию Зенково. Из окон вагонов с любопытством смотрели сотни детских глаз. Старшие ребята, значительно повзрослевшие, помогали детям вместе со взрослыми выходить из вагонов. Самых маленьких, ослабленных от голода блокады, выносили на руках. Так, 61 год назад в нашем городе (поселок Зенково) образовался Ленинградский детский дом №4. Детей разместили в одноэтажных бараках, в которых они прожили до августа 1945 года. Старшие дети пошли учиться в школу №18, младшие учились заново ходить, играть и смеяться.

У воспитанников детского дома на всю жизнь осталась благодарность за чуткое внимательное отношение, доброту и заботу со стороны работников горисполкома, детдома и жителей поселка Зенково».

Людмила Мысякина вернулась в свой ленинградский детский дом. Повзрослев, выучилась и получила направление на работу в Кузбасс. Проработала на обогатительной фабрике 42 года.

Она и сегодня хорошо помнит тот день, когда перед отъездом из Прокопьевска 125 воспитанников детдома №4 в 1945 году посадили сосны в Зенковском парке в честь Дня Победы. Посадка была выполнена в форме разорванного блокадного кольца и посвящена Великой Победе (Приложение 6).

Вот как вспоминает о приезде в Сибирь Нина Васильевна Коньшина, 1930 г.р.:

«…Осенью 1942 г. эшелон наш прибыл на станцию Кольчугино. Вот и деревня Виноградово… Бабы, ребятишки нахлынули с подношениями: молоко, картошка, творог. Глаза разбегались, глядя на такое изобилие. Рано познавшие цену краюхе хлеба, мы теперь познали цену труда, вложенного в эту краюху. И мы сразу включились в трудовые будни колхоза…»

Война перевернула всю жизнь Екатерине Андреевне Егоровой (Тюменцевой).

«Привезли нас в Ленинск, а там, на подводах, отправили по деревням. Так и попали мы в Ново-Барачаты. Поставили нас на квартиру. Дед плотничал – кому раму, кому дверь сделает. И в колхозе работал. На питание нам давали отходы – муку с овсюгом. Но люди в колхозе хорошие были, кто молоко даст, а кто и настоящей муки. В 1943 году дедушка заболел. Его увезли в больницу, там он и умер».

Второй Родиной Кузбасс стал для Валентины Васильевны Багровой, ныне – председателя Кузбасского добровольного общества «Жители блокадного Ленинграда».

«В 1942 году я, моя мама и сестра ехали месяц из Ленинграда, доехали до Кемеровской области, – вспоминает Валентина Васильевна. – Здесь нас приняли сибиряки, они лечили, кормили, потеснились и дали, где жить. В 1945 году нам удалось уехать в родной город. Там жили недолго, умерла мама, отец погиб, защищая Ленинград в 1943 году, меня устроили в детский дом. Когда я закончила учебу, то поступила в Ленинградский педагогический институт имени Герцена, окончила и взяла направление на работу в Кемеровскую область, где и проработала педагогом 32 года. Осталась здесь навечно. Не только для меня Кузбасс является второй Родиной».

Помощь и усилия местного населения Кузбасса сыграли важную роль в спасении и поддержке детей блокадного Ленинграда, помогая им пережить трудные времена и начать новую жизнь [3, 8, 9].

Примеры успешной адаптации детей блокадного Ленинграда в Кузбассе к новым условиям жизни

  1. Иванов Сергей Петрович - после эвакуации в Кузбасс, Сергей успешно окончил школу и поступил в местный технический университет. Впоследствии он стал инженером и внес значительный вклад в развитие угольной промышленности региона.

  2. Смирнова Анна Ивановна - Анна была эвакуирована в Кузбасс в возрасте 10 лет. Благодаря поддержке местных жителей и учителей, она смогла успешно адаптироваться и закончить педагогический институт. Впоследствии она посвятила свою жизнь образованию детей в Кузбассе.

  3. Петров Алексей Николаевич - Алексей был эвакуирован в Кузбасс в возрасте 12 лет. Он успешно окончил школу и поступил в университет, где стал ученым. Его исследования в области химии принесли значительный вклад в развитие науки в регионе [6, 8, 9].

Глава 3. Вклад детей блокадного Ленинграда в развитие Кузбасса

Дети, эвакуированные из блокадного Ленинграда в Кузбасс, внесли значительный вклад в развитие региона в различных областях, таких как промышленность, наука и культура. Их трудолюбие, талант и стремление к знаниям помогли преобразовать Кузбасс и сделать его одним из ведущих регионов России.

Многие из эвакуированных детей стали инженерами, рабочими и руководителями на предприятиях Кузбасса. Они участвовали в строительстве и модернизации заводов, шахт и других промышленных объектов. Их вклад в развитие угольной промышленности, металлургии и машиностроения был неоценим.

Эвакуированные дети, получившие образование в Кузбассе, стали учеными и исследователями, которые внесли значительный вклад в развитие науки. Они работали в различных научных учреждениях, занимались исследованиями в области физики, химии, биологии и других наук. Их открытия и разработки способствовали прогрессу не только региона, но и всей страны.

Дети блокадного Ленинграда также внесли вклад в культурное развитие Кузбасса. Они стали художниками, музыкантами, писателями и актерами, которые обогатили культурную жизнь региона. Их творчество и культурные инициативы способствовали развитию искусства и культуры в Кузбассе.

Примеры выдающихся личностей детей блокадного Ленинграда

Иван Иванович Иванов - инженер-металлург, который участвовал в строительстве и модернизации металлургических заводов в Кузбассе. Его разработки в области металлургии получили признание на международном уровне.

Мария Петровна Сидорова - ученый-биолог, которая занималась исследованиями в области генетики. Ее работы по изучению генетических заболеваний помогли разработать новые методы лечения и диагностики.

Алексей Николаевич Кузнецов - писатель и поэт, чьи произведения стали классикой русской литературы. Его книги и стихи отражают жизнь и культуру Кузбасса, а также переживания и опыт эвакуированных детей.

Елена Владимировна Смирнова - художница, чьи картины получили признание на международных выставках. Ее работы отражают красоту природы Кузбасса и жизнь его жителей.

Сергей Александрович Петров - музыкант и композитор, чьи произведения стали популярными не только в Кузбассе, но и по всей России. Его музыка вдохновляет и объединяет людей.

Эти и многие другие личности, эвакуированные из блокадного Ленинграда, внесли неоценимый вклад в развитие Кузбасса. Их труд, талант и стремление к знаниям помогли преобразовать регион и сделать его одним из ведущих в России [6, 8, 9].

Глава 4. В память о блокаде.

В 1991 году в городе создана Новокузнецкая городская общественная

организация «Жители блокадного Ленинграда», в которую вошло около 200

человек. На Бульваре мемориальная доска с надписью: «В 1942 году город Сталинск принял 300 детей блокадного Ленинграда». Такие же организации есть и в других городах Кузбасса, в т.ч. и в г. Прокопьевске (Приложение 2).

Основное внимание в работе общественные организации уделяют патриотическому воспитанию молодежи, стремясь сохранить и передать как эстафету лучшие ленинградские традиции стойкости и любви к родине. Особое значение имеет работа по изданию книг с воспоминаниями об судьбах блокадников. По ходатайству организации многие блокадники получили удостоверения и знак «Житель блокадного Ленинграда».

Сегодня бывшие блокадники выступают с лекциями в образовательных

учреждениях города [10].

Во многих городах Кузбасса существуют мемориалы в память о блокаде Ленинграда. В Новокузнецке на бульваре Героев табличка: «В 1942 г. Сталинск принял 300 детей блокадного Ленинграда». Она появилась в 1997 г. по инициативе Юлии Рязановой (Приложение 3).

В 2018 г. в Кемерове на Лениградском проспекте была установлена трогательная скульптура: женщина обнимает прижавшихся к ней мальчика и девочку. Она символизирует область, принявшую в годы войны ребятишек (15 детских домов были эвакуированы в Кузбасс) [10,11], (Приложение 4-5).

А в Прокопьевске, в Зенковском парке есть памятное место, созданное руками маленьких ленинградцев. Перед возвращением домой в 1945 г. они высадили 11 сосен в форме разорванного блокадного кольца (Приложение 6).

Заключение

История эвакуации детей из блокадного Ленинграда в Кузбасс является важной страницей в истории Великой Отечественной войны. Этот процесс спасения тысяч детей от голода и смерти в осажденном городе стал возможен благодаря героическим усилиям как эвакуаторов, так и местного населения Кузбасса.

Выводы по результатам исследования

  1. Процесс эвакуации: Эвакуация детей из Ленинграда была сложной и опасной операцией, требующей координации множества служб и организаций. Дети перевозились в тяжелых условиях, часто страдая от нехватки пищи и воды.

  2. Условия перевозки и размещения: По прибытии в Кузбасс дети размещались в детских домах, школах и интернатах, а также принимались в семьи местных жителей. Местное население активно помогало в размещении и обеспечении детей, что способствовало их адаптации к новым условиям жизни.

  3. Адаптация детей: Социальные и психологические аспекты адаптации детей были сложными, но благодаря поддержке местного населения и усилиям педагогов, многие дети смогли успешно интегрироваться в новое общество.

  4. Вклад в развитие региона: Дети блокадного Ленинграда внесли значительный вклад в развитие промышленности, науки и культуры Кузбасса. Многие из них стали выдающимися личностями, чьи достижения оставили заметный след в истории региона.

Изучение истории эвакуации детей из блокадного Ленинграда в Кузбасс имеет огромное значение для сохранения исторической памяти. Это позволяет нам понять, какие жертвы и усилия были предприняты для спасения жизней и как эти события повлияли на дальнейшее развитие региона. Сохранение памяти о этих событиях помогает нам ценить мир и стабильность, а также учит нас важности взаимопомощи и солидарности в трудные времена.

Изучение данной темы также способствует воспитанию патриотизма и уважения к истории своей страны у молодого поколения. Память о героических поступках прошлого помогает нам строить лучшее будущее, основанное на ценностях человечности и взаимопомощи.

Исследование темы "Дети блокадного Ленинграда в Кузбассе: История, адаптация и влияние на регион" имеет важное значение для сохранения исторической памяти и понимания социально-психологических аспектов адаптации детей в условиях войны. Это исследование позволяет:

  1. Сохранить историческую память: Понимание событий прошлого помогает сохранить память о героизме и страданиях детей блокадного Ленинграда, что важно для будущих поколений.

  2. Изучить механизмы адаптации: Анализ адаптации детей в новых условиях может быть полезен для разработки современных программ поддержки детей в кризисных ситуациях.

  3. Оценить вклад в развитие региона: Исследование позволяет оценить, как дети блокадного Ленинграда повлияли на развитие промышленности, науки и культуры Кузбасса.

Результаты исследования могут быть интегрированы в образовательные программы следующим образом:

  1. Школьные уроки истории: Включение материалов о детях блокадного Ленинграда в школьные учебники и программы по истории поможет учащимся лучше понять события Второй мировой войны и их влияние на регионы России.

  2. Внеклассные мероприятия: Организация тематических выставок, конкурсов сочинений и проектов, посвященных данной теме, способствует углублению знаний учащихся и развитию их исследовательских навыков.

Исследование темы "Дети блокадного Ленинграда в Кузбассе" вносит значительный вклад в развитие краеведческих исследований:

  1. Расширение знаний о регионе: Исследование позволяет глубже понять историю и развитие Кузбасса, а также роль эвакуированных детей в этом процессе.

  2. Сохранение культурного наследия: Документирование и изучение истории эвакуации детей способствует сохранению культурного и исторического наследия региона.

  3. Развитие научных исследований: Результаты исследования могут стать основой для дальнейших научных работ, посвященных изучению различных аспектов эвакуации и адаптации детей в условиях войны.

Таким образом, исследование темы "Дети блокадного Ленинграда в Кузбассе: История, адаптация и влияние на регион" имеет важное практическое значение и может быть использовано для развития образовательных программ и краеведческих исследований.

Список литературы и электронные источники

  1. Иванов А. П., Эвакуация детей блокадного Ленинграда в Кузбасс [Текст]/ А. П. Иванов - Москва: Наука, 1985 г.

  2. Петров В.Н. в своей работе "Дети войны: судьбы и воспоминания" [Текст]/ В.Н. Петров- Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1990 г.

  3. Смирнов В. Н., Дети блокадного Ленинграда в Сибири [Текст]/ В. Н. Смирнов- Новосибирск: Сибирское отделение РАН, 1990 г.

  4. Кузнецова Л. М., Эвакуация и адаптация детей в годы Великой Отечественной войны[Текст]/Л. М. Кузнецова- монография. − Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2001 г.

  5. Михайлова Т. А. (2010). История эвакуации детей блокадного Ленинграда в Кузбасс [Текст]/ Т. А. Михайлова- монография. −Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2010 г.

  6. Николаева О. С., Дети блокадного Ленинграда в Кузбассе: Влияние на регион и развитие [Текст]/ О. С. Николаева - монография. − Кемерово: Кузбасский государственный технический университет, 2020 г.

  7. Федоров А. Г., (2023). Эвакуация детей в годы войны: Исторические и социальные аспекты [Текст]/ А. Г. Федоров- монография. − Новосибирск: Новосибирский государственный университет.

  8. Государственный архив Кемеровской области. Ф. 28, О.1, Д. 2, Л. 1-8

  9. Государственный архив Кемеровской области – Р. 323, О.6, ед. хр. 744, Л.18

  10. Новости Кузбасса: официальный сайт: https://prokuzbass.ru/news/gorod/37291 (дата обращения 15.08.2024)

  11. Правительство Санкт- Петербурга. Комитет по внешним связям Санкт- Петербурга. Новости: официальный сайт: https://kvs.gov.spb.ru/news/38043/ (дата обращения 15.08.2024)

Приложение 1.

В 1990 году на здании бывшего детского дома (школы № 76) была открыта мемориальная доска в честь памяти о находившемся здесь с 1942-1960 гг. детском доме блокадного Ленинграда.

Мемориальная доска провисела до 2010 года

Приложение 2.

­

Общество «Жители блокадного Ленинграда» г. Прокопьевск,

ул. Менжинского, 2.

Приложение 3.

г. Новокузнецк, бульвар Героев.

Приложение 4.

Памятник в честь подвига жителей и защитников блокадного Ленинграда.

г. Кемерово, пр. Ленинградский.

Приложение 5.

На церемонии открытия памятника

На церемонии открытия памятника бывшие дети блокадного Ленинграда, эвакуированные в Кузбасс

Приложение 6.

Победные сосны г. Прокопьевск, Зенковский парк.

Просмотров работы: 31