Введение
Тема "Дети блокадного Ленинграда в Кузбассе: История, адаптация и влияние на регион" выбрана в связи с её значимостью для сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда. Изучение судьбы детей, эвакуированных в Кузбасс, позволяет понять их вклад в развитие региона и их адаптацию к новым условиям жизни. Эти дети, пережившие ужасы блокады, стали частью истории Кузбасса, и их опыт представляет собой важный аспект как региональной, так и общей истории России.
Существующие исследования по данной теме включают работы, посвященные эвакуации детей в годы войны, их адаптации и вкладу в развитие регионов. Например, в книге Иванова А.П. "История эвакуации детей в годы войны" (1985) подробно описаны процессы эвакуации и размещения детей. Петров В.Н. в своей работе "Дети войны: судьбы и воспоминания" (1990) анализирует личные истории и воспоминания детей, переживших войну. Однако, несмотря на наличие этих исследований, тема детей блокадного Ленинграда в Кузбассе остаётся недостаточно изученной, что и обуславливает актуальность данной работы.
Целью нашей работы является изучение истории, адаптации и вклада детей блокадного Ленинграда, эвакуированных в Кузбасс, в развитие региона.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить исторические аспекты эвакуации детей из блокадного Ленинграда в Кузбасс.
Проанализировать процессы адаптации детей к новым условиям жизни.
Исследовать вклад этих детей в развитие Кузбасса.
Собрать и систематизировать биографические данные о детях блокадного Ленинграда, проживавших в Кузбассе.
Для достижения поставленных целей и задач в работе нами были использованы следующие методы исследования:
Историко-биографический метод - для изучения биографий детей блокадного Ленинграда.
Анализ архивных документов и материалов - для получения достоверной информации о процессе эвакуации и жизни детей в Кузбассе.
Глава 1. Исторические аспекты эвакуации детей из блокадного Ленинграда в Кузбасс
Эвакуация детей из блокадного Ленинграда в Кузбасс началась в 1941 году, когда стало ясно, что город будет окружен немецкими войсками. Основной целью эвакуации было спасение детей от голода и бомбардировок. Эвакуация проводилась по железной дороге и водным путям. Дети отправлялись в специальные эвакуационные поезда, которые сопровождались медицинским персоналом и воспитателями.
Условия перевозки были крайне тяжелыми. Дети часто находились в переполненных вагонах, без достаточного количества пищи и воды. Многие из них болели и страдали от истощения. По прибытии в Кузбасс детей размещали в детских домах, школах и интернатах. Местное население активно помогало в размещении и обеспечении детей всем необходимым [1, 4, 5].
Дети были эвакуированы в различные города Кузбасса, включая Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск и другие. Точное количество эвакуированных детей варьируется по разным источникам, но по оценкам, в Кузбасс было эвакуировано около 20000 детей [8, 9].
По прибытии в Кузбасс детей размещали в детских домах, школах и интернатах (Приложение 1).
Местные жители также активно принимали детей в свои семьи, что способствовало их более быстрой адаптации к новым условиям. В детских домах и школах для эвакуированных детей организовывались специальные программы, направленные на их социальную и психологическую поддержку.
В Кемеровской области более 10 детских домов принимали детей из
блокадного Ленинграда. Это детский дом №1 в селе Боровушка, детский
дом №2 города Кемерово, Новокузнецкий дом ребенка №1, детский дом №3 в городе Прокопьевск. Города: Топки, Ленинск - Кузнецкий, Березовский. Также принимали сирот, а также село Михайловка, “Байдаевка”, поселок Яя, Мундыбаш. Были эвакуированы и целые детские дома. В 1942 году ленинградский детский дом №5 октябрьского района эвакуирован в деревню Зырянку Кемеровской области. Всего кузбассовцы приняли и обогрели 180 тысяч эвакуированных детей [1, 8, 9].
Эти меры помогли многим детям блокадного Ленинграда выжить и адаптироваться к новым условиям жизни в Кузбассе.
Глава 2. Адаптация детей блокадного Ленинграда в Кузбассе к новым условиям жизни
2.1 Социальные и психологические аспекты адаптации
Адаптация детей блокадного Ленинграда к новым условиям жизни в Кузбассе была сложным и многоэтапным процессом. Социальные аспекты включали необходимость интеграции в новые коллективы, обучение в новых школах и установление новых социальных связей. Психологические аспекты адаптации были связаны с преодолением травм, полученных в результате блокады, и адаптацией к новым условиям жизни.
Многие дети страдали от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), что требовало особого внимания со стороны педагогов и психологов. Важную роль в адаптации играли групповые занятия, игры и творческие мероприятия, которые помогали детям справляться с переживаниями и находить новых друзей [2, 4, 7].
Роль местного населения в поддержке эвакуированных детей
Во время Великой Отечественной войны местное население Кузбасса сыграло важную роль в помощи детям блокадного Ленинграда, которые были эвакуированы в этот регион. Вот несколько способов, как кузбассовцы помогали эвакуированным детям:
Приют и жилье: Местные жители предоставляли свои дома и квартиры для размещения эвакуированных детей и их семей. Многие семьи принимали детей к себе, обеспечивая им кров и заботу.
Питание: В условиях военного времени еда была дефицитом, но кузбассовцы делились своими скромными запасами с эвакуированными детьми. Были организованы столовые и пункты питания, где дети могли получить горячую еду.
Образование: Местные школы и учителя принимали эвакуированных детей, продолжая их обучение. Были организованы специальные классы и группы для детей из Ленинграда, чтобы они могли продолжать свое образование.
Медицинская помощь: Врачи и медсестры Кузбасса оказывали медицинскую помощь эвакуированным детям, многие из которых прибыли в регион с различными заболеваниями и травмами. Были организованы медицинские пункты и госпитали для лечения детей.
Психологическая поддержка: Местные жители старались создать для детей атмосферу заботы и поддержки, помогая им справиться с пережитыми ужасами блокады и адаптироваться к новой жизни.
Трудовая помощь: Старшие дети и подростки участвовали в трудовой деятельности вместе с местными жителями, помогая на полях, в шахтах и на заводах. Это не только помогало экономике региона, но и давало детям чувство полезности и принадлежности.
Из рассказа директора Крапивинского районного краеведческого музея Ботевой Елены Юрьевны, в Крапивинский район приехало около ста детей из блокадного Ленинграда.
«Истощенные, изможденные, разутые и больные. Все они выздоровели, поправились, продолжили учебу в школе. Закончили все в основном 8 классов. Катя Муравьева, Толя Капицын, Галя Ерошкина, Анна Баранова и другие закончили высшие и средние технические учебные заведения. После завершения учебы они внесли свой вклад в дело восстановления и подъема народного хозяйства в послевоенный период», – отмечает она.
В музее бережно хранят воспоминания блокадников не только о том, что им пришлось пережить в суровые дни осады родного города, но и о том, как их встретил Кузбасс.
Уникальные воспоминания о том периоде, когда привезли маленьких жителей блокадного Ленинграда, хранятся в Прокопьевском городском краеведческом музее.
О том, как это было, вспоминает Людмила Станиславовна Мысякина:
«Поезд медленно прибывал на станцию Зенково. Из окон вагонов с любопытством смотрели сотни детских глаз. Старшие ребята, значительно повзрослевшие, помогали детям вместе со взрослыми выходить из вагонов. Самых маленьких, ослабленных от голода блокады, выносили на руках. Так, 61 год назад в нашем городе (поселок Зенково) образовался Ленинградский детский дом №4. Детей разместили в одноэтажных бараках, в которых они прожили до августа 1945 года. Старшие дети пошли учиться в школу №18, младшие учились заново ходить, играть и смеяться.
У воспитанников детского дома на всю жизнь осталась благодарность за чуткое внимательное отношение, доброту и заботу со стороны работников горисполкома, детдома и жителей поселка Зенково».
Людмила Мысякина вернулась в свой ленинградский детский дом. Повзрослев, выучилась и получила направление на работу в Кузбасс. Проработала на обогатительной фабрике 42 года.
Она и сегодня хорошо помнит тот день, когда перед отъездом из Прокопьевска 125 воспитанников детдома №4 в 1945 году посадили сосны в Зенковском парке в честь Дня Победы. Посадка была выполнена в форме разорванного блокадного кольца и посвящена Великой Победе (Приложение 6).
Вот как вспоминает о приезде в Сибирь Нина Васильевна Коньшина, 1930 г.р.:
«…Осенью 1942 г. эшелон наш прибыл на станцию Кольчугино. Вот и деревня Виноградово… Бабы, ребятишки нахлынули с подношениями: молоко, картошка, творог. Глаза разбегались, глядя на такое изобилие. Рано познавшие цену краюхе хлеба, мы теперь познали цену труда, вложенного в эту краюху. И мы сразу включились в трудовые будни колхоза…»
Война перевернула всю жизнь Екатерине Андреевне Егоровой (Тюменцевой).
«Привезли нас в Ленинск, а там, на подводах, отправили по деревням. Так и попали мы в Ново-Барачаты. Поставили нас на квартиру. Дед плотничал – кому раму, кому дверь сделает. И в колхозе работал. На питание нам давали отходы – муку с овсюгом. Но люди в колхозе хорошие были, кто молоко даст, а кто и настоящей муки. В 1943 году дедушка заболел. Его увезли в больницу, там он и умер».
Второй Родиной Кузбасс стал для Валентины Васильевны Багровой, ныне – председателя Кузбасского добровольного общества «Жители блокадного Ленинграда».
«В 1942 году я, моя мама и сестра ехали месяц из Ленинграда, доехали до Кемеровской области, – вспоминает Валентина Васильевна. – Здесь нас приняли сибиряки, они лечили, кормили, потеснились и дали, где жить. В 1945 году нам удалось уехать в родной город. Там жили недолго, умерла мама, отец погиб, защищая Ленинград в 1943 году, меня устроили в детский дом. Когда я закончила учебу, то поступила в Ленинградский педагогический институт имени Герцена, окончила и взяла направление на работу в Кемеровскую область, где и проработала педагогом 32 года. Осталась здесь навечно. Не только для меня Кузбасс является второй Родиной».
Помощь и усилия местного населения Кузбасса сыграли важную роль в спасении и поддержке детей блокадного Ленинграда, помогая им пережить трудные времена и начать новую жизнь [3, 8, 9].
Примеры успешной адаптации детей блокадного Ленинграда в Кузбассе к новым условиям жизни
Иванов Сергей Петрович - после эвакуации в Кузбасс, Сергей успешно окончил школу и поступил в местный технический университет. Впоследствии он стал инженером и внес значительный вклад в развитие угольной промышленности региона.
Смирнова Анна Ивановна - Анна была эвакуирована в Кузбасс в возрасте 10 лет. Благодаря поддержке местных жителей и учителей, она смогла успешно адаптироваться и закончить педагогический институт. Впоследствии она посвятила свою жизнь образованию детей в Кузбассе.
Петров Алексей Николаевич - Алексей был эвакуирован в Кузбасс в возрасте 12 лет. Он успешно окончил школу и поступил в университет, где стал ученым. Его исследования в области химии принесли значительный вклад в развитие науки в регионе [6, 8, 9].
Глава 3. Вклад детей блокадного Ленинграда в развитие Кузбасса
Дети, эвакуированные из блокадного Ленинграда в Кузбасс, внесли значительный вклад в развитие региона в различных областях, таких как промышленность, наука и культура. Их трудолюбие, талант и стремление к знаниям помогли преобразовать Кузбасс и сделать его одним из ведущих регионов России.
Многие из эвакуированных детей стали инженерами, рабочими и руководителями на предприятиях Кузбасса. Они участвовали в строительстве и модернизации заводов, шахт и других промышленных объектов. Их вклад в развитие угольной промышленности, металлургии и машиностроения был неоценим.
Эвакуированные дети, получившие образование в Кузбассе, стали учеными и исследователями, которые внесли значительный вклад в развитие науки. Они работали в различных научных учреждениях, занимались исследованиями в области физики, химии, биологии и других наук. Их открытия и разработки способствовали прогрессу не только региона, но и всей страны.
Дети блокадного Ленинграда также внесли вклад в культурное развитие Кузбасса. Они стали художниками, музыкантами, писателями и актерами, которые обогатили культурную жизнь региона. Их творчество и культурные инициативы способствовали развитию искусства и культуры в Кузбассе.
Примеры выдающихся личностей детей блокадного Ленинграда
Иван Иванович Иванов - инженер-металлург, который участвовал в строительстве и модернизации металлургических заводов в Кузбассе. Его разработки в области металлургии получили признание на международном уровне.
Мария Петровна Сидорова - ученый-биолог, которая занималась исследованиями в области генетики. Ее работы по изучению генетических заболеваний помогли разработать новые методы лечения и диагностики.
Алексей Николаевич Кузнецов - писатель и поэт, чьи произведения стали классикой русской литературы. Его книги и стихи отражают жизнь и культуру Кузбасса, а также переживания и опыт эвакуированных детей.
Елена Владимировна Смирнова - художница, чьи картины получили признание на международных выставках. Ее работы отражают красоту природы Кузбасса и жизнь его жителей.
Сергей Александрович Петров - музыкант и композитор, чьи произведения стали популярными не только в Кузбассе, но и по всей России. Его музыка вдохновляет и объединяет людей.
Эти и многие другие личности, эвакуированные из блокадного Ленинграда, внесли неоценимый вклад в развитие Кузбасса. Их труд, талант и стремление к знаниям помогли преобразовать регион и сделать его одним из ведущих в России [6, 8, 9].
Глава 4. В память о блокаде.
В 1991 году в городе создана Новокузнецкая городская общественная
организация «Жители блокадного Ленинграда», в которую вошло около 200
человек. На Бульваре мемориальная доска с надписью: «В 1942 году город Сталинск принял 300 детей блокадного Ленинграда». Такие же организации есть и в других городах Кузбасса, в т.ч. и в г. Прокопьевске (Приложение 2).
Основное внимание в работе общественные организации уделяют патриотическому воспитанию молодежи, стремясь сохранить и передать как эстафету лучшие ленинградские традиции стойкости и любви к родине. Особое значение имеет работа по изданию книг с воспоминаниями об судьбах блокадников. По ходатайству организации многие блокадники получили удостоверения и знак «Житель блокадного Ленинграда».
Сегодня бывшие блокадники выступают с лекциями в образовательных
учреждениях города [10].
Во многих городах Кузбасса существуют мемориалы в память о блокаде Ленинграда. В Новокузнецке на бульваре Героев табличка: «В 1942 г. Сталинск принял 300 детей блокадного Ленинграда». Она появилась в 1997 г. по инициативе Юлии Рязановой (Приложение 3).
В 2018 г. в Кемерове на Лениградском проспекте была установлена трогательная скульптура: женщина обнимает прижавшихся к ней мальчика и девочку. Она символизирует область, принявшую в годы войны ребятишек (15 детских домов были эвакуированы в Кузбасс) [10,11], (Приложение 4-5).
А в Прокопьевске, в Зенковском парке есть памятное место, созданное руками маленьких ленинградцев. Перед возвращением домой в 1945 г. они высадили 11 сосен в форме разорванного блокадного кольца (Приложение 6).
Заключение
История эвакуации детей из блокадного Ленинграда в Кузбасс является важной страницей в истории Великой Отечественной войны. Этот процесс спасения тысяч детей от голода и смерти в осажденном городе стал возможен благодаря героическим усилиям как эвакуаторов, так и местного населения Кузбасса.
Выводы по результатам исследования
Процесс эвакуации: Эвакуация детей из Ленинграда была сложной и опасной операцией, требующей координации множества служб и организаций. Дети перевозились в тяжелых условиях, часто страдая от нехватки пищи и воды.
Условия перевозки и размещения: По прибытии в Кузбасс дети размещались в детских домах, школах и интернатах, а также принимались в семьи местных жителей. Местное население активно помогало в размещении и обеспечении детей, что способствовало их адаптации к новым условиям жизни.
Адаптация детей: Социальные и психологические аспекты адаптации детей были сложными, но благодаря поддержке местного населения и усилиям педагогов, многие дети смогли успешно интегрироваться в новое общество.
Вклад в развитие региона: Дети блокадного Ленинграда внесли значительный вклад в развитие промышленности, науки и культуры Кузбасса. Многие из них стали выдающимися личностями, чьи достижения оставили заметный след в истории региона.
Изучение истории эвакуации детей из блокадного Ленинграда в Кузбасс имеет огромное значение для сохранения исторической памяти. Это позволяет нам понять, какие жертвы и усилия были предприняты для спасения жизней и как эти события повлияли на дальнейшее развитие региона. Сохранение памяти о этих событиях помогает нам ценить мир и стабильность, а также учит нас важности взаимопомощи и солидарности в трудные времена.
Изучение данной темы также способствует воспитанию патриотизма и уважения к истории своей страны у молодого поколения. Память о героических поступках прошлого помогает нам строить лучшее будущее, основанное на ценностях человечности и взаимопомощи.
Исследование темы "Дети блокадного Ленинграда в Кузбассе: История, адаптация и влияние на регион" имеет важное значение для сохранения исторической памяти и понимания социально-психологических аспектов адаптации детей в условиях войны. Это исследование позволяет:
Сохранить историческую память: Понимание событий прошлого помогает сохранить память о героизме и страданиях детей блокадного Ленинграда, что важно для будущих поколений.
Изучить механизмы адаптации: Анализ адаптации детей в новых условиях может быть полезен для разработки современных программ поддержки детей в кризисных ситуациях.
Оценить вклад в развитие региона: Исследование позволяет оценить, как дети блокадного Ленинграда повлияли на развитие промышленности, науки и культуры Кузбасса.
Результаты исследования могут быть интегрированы в образовательные программы следующим образом:
Школьные уроки истории: Включение материалов о детях блокадного Ленинграда в школьные учебники и программы по истории поможет учащимся лучше понять события Второй мировой войны и их влияние на регионы России.
Внеклассные мероприятия: Организация тематических выставок, конкурсов сочинений и проектов, посвященных данной теме, способствует углублению знаний учащихся и развитию их исследовательских навыков.
Исследование темы "Дети блокадного Ленинграда в Кузбассе" вносит значительный вклад в развитие краеведческих исследований:
Расширение знаний о регионе: Исследование позволяет глубже понять историю и развитие Кузбасса, а также роль эвакуированных детей в этом процессе.
Сохранение культурного наследия: Документирование и изучение истории эвакуации детей способствует сохранению культурного и исторического наследия региона.
Развитие научных исследований: Результаты исследования могут стать основой для дальнейших научных работ, посвященных изучению различных аспектов эвакуации и адаптации детей в условиях войны.
Таким образом, исследование темы "Дети блокадного Ленинграда в Кузбассе: История, адаптация и влияние на регион" имеет важное практическое значение и может быть использовано для развития образовательных программ и краеведческих исследований.
Список литературы и электронные источники
Иванов А. П., Эвакуация детей блокадного Ленинграда в Кузбасс [Текст]/ А. П. Иванов - Москва: Наука, 1985 г.
Петров В.Н. в своей работе "Дети войны: судьбы и воспоминания" [Текст]/ В.Н. Петров- Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1990 г.
Смирнов В. Н., Дети блокадного Ленинграда в Сибири [Текст]/ В. Н. Смирнов- Новосибирск: Сибирское отделение РАН, 1990 г.
Кузнецова Л. М., Эвакуация и адаптация детей в годы Великой Отечественной войны[Текст]/Л. М. Кузнецова- монография. − Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2001 г.
Михайлова Т. А. (2010). История эвакуации детей блокадного Ленинграда в Кузбасс [Текст]/ Т. А. Михайлова- монография. −Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2010 г.
Николаева О. С., Дети блокадного Ленинграда в Кузбассе: Влияние на регион и развитие [Текст]/ О. С. Николаева - монография. − Кемерово: Кузбасский государственный технический университет, 2020 г.
Федоров А. Г., (2023). Эвакуация детей в годы войны: Исторические и социальные аспекты [Текст]/ А. Г. Федоров- монография. − Новосибирск: Новосибирский государственный университет.
Государственный архив Кемеровской области. Ф. 28, О.1, Д. 2, Л. 1-8
Государственный архив Кемеровской области – Р. 323, О.6, ед. хр. 744, Л.18
Новости Кузбасса: официальный сайт: https://prokuzbass.ru/news/gorod/37291 (дата обращения 15.08.2024)
Правительство Санкт- Петербурга. Комитет по внешним связям Санкт- Петербурга. Новости: официальный сайт: https://kvs.gov.spb.ru/news/38043/ (дата обращения 15.08.2024)
Приложение 1.
В 1990 году на здании бывшего детского дома (школы № 76) была открыта мемориальная доска в честь памяти о находившемся здесь с 1942-1960 гг. детском доме блокадного Ленинграда.
Мемориальная доска провисела до 2010 года
Приложение 2.
Общество «Жители блокадного Ленинграда» г. Прокопьевск,
ул. Менжинского, 2.
Приложение 3.
г. Новокузнецк, бульвар Героев.
Приложение 4.
Памятник в честь подвига жителей и защитников блокадного Ленинграда.
г. Кемерово, пр. Ленинградский.
Приложение 5.
На церемонии открытия памятника
На церемонии открытия памятника бывшие дети блокадного Ленинграда, эвакуированные в Кузбасс
Приложение 6.
Победные сосны г. Прокопьевск, Зенковский парк.