Уральский океан. Путешествие в прошлое

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Уральский океан. Путешествие в прошлое

Пешкина А.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11
Нохрина С.Н. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
   

Введение

История Урала, как и история нашей планеты начинается намного раньше, чем тысячи лет назад, про нее не писали книги древние народы, и узнать тайны Уральских гор можно только при помощи геологии. Геология – это такая наука, которая позволяет заглянуть далеко в прошлое.

Моя исследовательская деятельность началась с того момента, как папа из шахты принёс мне интересную находку: это был камень серого цвета, круглой причудливой формы, закрученной в несколько оборотов. Профессия моей мамы связана с геологией, и она рассказала мне, что сейчас поверхность Земли очень сильно отличается от прошлой, и жизнь в то время была другой. А моя находка - это совсем не камень, а окаменелый моллюск, который обитал на территории Урала предположительно 400 миллионов лет назад.

Необычная находка заставила меня задуматься о том, что у Урала богатая история, включающая в себя не только знаменитые Уральские горы, но и разнообразную морскую жизнь. Я живу на Урале и люблю свой край, поэтому не могла не разобраться, что же было раньше, в прошлом на территории современных Уральских гор.

Гипотеза:

Если на Урале можно найти останки морских животных, значит на месте Уральских гор когда-то был океан.

Цель моей работы: узнать, в какое время на месте Урала был океан, найти доказательства этому, реконструировать находки.

Актуальность:

  1. Своей работой я знакомлю ровесников с древней жизнью Урала. Когда я рассказывала, что в Свердловской области можно найти останки древних морских животных и что на месте Уральских гор некогда шумел океан, мне не верят не только мои ровесники, но и многие взрослые.

  2. Знания о древнем климате, животных и растениях объясняют наличие полезных ископаемых, которые сегодня используются человеком.

Задачи проекта:

  1. Изучить литературу и материалы Интернет-ресурсов на данную тему.

  2. Посетить музеи Свердловской и Челябинской областей, Пермского края и Ханты-Мансийского автономного округа.

  3. Провести встречу с геологами Североуральского городского округа и найти место скопления моллюсков.

  4. Участвовать в экспедициях по поиску древних морских животных.

  5. Составить карту находок и Уральского океана.

  6. Составить реконструкцию морских животных по найденным останкам.

  7. Подготовить тематическую папку (лэпбук) для изучения истории древнего океана.

  8. Познакомить ровесников с результатами своего проекта.

  9. Предоставить материал в Североуральский краеведческий музей.

В соответствии с задачами мы вместе с мамой и классным руководителем разработали план научно-исследовательской работы:

Январь-Февраль 2023 г.:

  • Чтение литературы и поиски в интернете информации и интересных фактов по теме проекта.

Март-Ноябрь 2023 г.:

  • Посещение музеев Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа.

Июнь-Август 2023 г.:

  • Поездка в экспедиции на поиски останков древних морских животных.

  • Встреча с геологами Североуральского городского округа.

Сентябрь-Ноябрь 2023 г.:

  • Подготовка реконструкции и участие в научно-исследовательских конференциях.

  • Оформление работы и подготовка презентации.

Декабрь 2023г-Июнь 2024 г.:

  • Участие в V Международном научно-исследовательском конкурсе «Молодой исследователь. К вершинам познания».

  • Участие в V Международной научно-исследовательской конференции «Молодой учёный».

  • Создание лэпбука «Уральский океан. Путешествие в прошлое».

  • Участие в конкурсе «Уральский характер 2024».

  • Участие в Российском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь 2024».

Июль-Август 2024 г.:

  • Поездка в экспедиции на поиски останков древних морских животных.

  • Посещение музеев Челябинской области и Пермского края.

  • Участие в XXIX Международной научно-исследовательской конференции «World science: problems and innovations».

Сентябрь-Октябрь 2024 г.:

  • Участие в XXIII Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке».

Практическая значимость:

Я посетила 8 краеведческих музеев, и увидела интересные находки, которые меня заинтересовали.

Я побывала в экспедициях и собрала личную коллекцию окаменелостей.

По найденным находкам я нарисовала рисунки древних животных Уральского океана и составила музейную реконструкцию.

Для своих одноклассников, желающих принять участие в поисках древних морских животных я составила карту находок.

Поиск древних морских организмов – интересный способ изучения природы Урала.

1 Уральский океан

Начала я свое исследование с посещения Североуральского краеведческого музея, где директор –Елена Александровна Л. рассказала мне, что на левом берегу реки Вагран в черте города Североуральска Свердловской области расположены известняковые Скалы Грюнвальдта (рис. 1), которые названы в честь немецкого палеонтолога Морица Грюневальдта, который в 1853 году посетил Северный Урал, где открыл и описал новые виды окаменелостей (см. Приложение 1).

   

Длина скал 250 м, высота 15-18 м. В нижней части находится пещера-грот глубиной 11 м, шириной 8 м и высотой 3 м. Известняковые породы содержат окаменелости редких видов беспозвоночных животных: брахиоподов, кораллов, трилобитов.

В 2001 году Постановлением Правительства Свердловской области скалы Грюнвальдта были объявлены комплексным памятником природы: геоботаническим, геологическим, палеонтологическим и историческим.

Рис. 1. Скалы Грюнвальдта

Рис. 2. Фото с Михаилом Владимировичем Ц.

Я узнала, что там до сих пор находят интересные находки для изучения морской жизни древнего Уральского океана.

В музее мне посчастливилось встретить известного североуральского геолога, автора книги о минералах «Каменный узор земли Вагранской» - Михаила Владимировича Ц. (рис. 2).

Он рассказал мне, что раньше много лет назад учёные отправлялись в экспедиции. Они находили и изучали останки древних животных Урала (см. Приложение 2).

Мне стало интересно, а как образовался уральский океан? Из беседы с геологом, я узнала, что около 550-500 миллионов лет назад Урала еще не было. На его месте располагалась огромная равнина, а потом появилась трещина, которая постепенно раздвигалась и образовался огромный бассейн.

По мере увеличения размеров этого бассейна пресная вода заменилась солёной. Так образовался Уральский океан. По сравнению с другими океанами того времени он был маленьким, но теплым.

Исчезал Уральский океан так же, как и рождался – постепенно. Примерно 450-350 миллионов лет назад, начали появляться цепочки огнедышащих вулканов.

Из-за них океан становился всё мельче и мельче. А примерно 330-300 миллионов лет назад Уральский океан исчез. В это время произошёл мощный подъём суши вверх за счёт столкновения двух континентов. Уральского региона с Казахстанским континентом. Так появились Уральские горы.

2 Животный мир Уральского океана

Мне стало интересно, раз люди до сих пор находят останки морских животных в нашем крае то, как они выглядели, какие были по цвету, форме и размеру? Ответ на этот вопрос я получила после посещения краеведческих музеев и множественных походов по огромной Уральской территории бывшего океана.

В Североуральском краеведческом музее мне удалось обнаружить интересные экспонаты: среди них – аммонит, найденный у реки Ятрия в г. Саранпуле (Приполярный Урал) (рис. 3).

 

Рис. 3. Фото окаменелого аммонита

Аммонит – вымерший головоногий моллюск. У него очень красивая наружная раковина, разделенная полосками и десять щупальцев с глазами как у осьминога. По находке, я представила, как бы он выглядел сейчас и нарисовала рисунок (рис. 4).

 

Рис. 4. Аммонит в Уральском океане

(Моя авторская реконструкция)

Я считаю, что это океаническое животное свидетельствует о том, что на территории Урала когда-то существовал Уральский океан.

На Петропавловском известняковом карьере (г. Североуральск, Свердловской области) мною была обнаружена чашечка Морской лилии.

 

Рис. 5. Фото окаменелых морских лилий

Морские лилии - это морские беспозвоночные животные из класса иглокожих. Живут до сих пор. Известно около 700 видов.

Когда-то эти животные обильно населяли Уральский океан и их окаменелости можно найти на всей территории Северного Урала.

По найдены окаменелостям я составила реконструкцию морской лилии, обитавшей 400 млн. лет назад (рис. 6).

 

Рис. 6. Морская лилия в Уральском океане

(Мой рисунок по представлению морской лилии)

В Уральском океане обитали гастроподы, представленные в музее, в количестве 14 штук, которые были найдены на шахте «Кальинская» Североуральского городского округа Свердловской области (рис. 7). Мне также удалось обнаружить гастроподов на отвалах этой шахты, как оказалось они прекрасно уживались с Морскими лилиями.

Большое количество гастроподов представлено к коллекции Геологического отдела градообразующего предприятия.

 

Рис. 7. Фото окаменелых гастропод

Я поняла, что именно гастропода была той самой причудливой находкой, которую мне принёс папа с шахты и с которой началось моё исследование Уральского океана (рис. 8).

Рис. 8. Окаменелая гастропода

Гастроподы - брюхоногие моллюски, их раковины закручены в спираль и на самом деле они мало отличаются от современных улиток (рис. 9).

 

Рис. 9. Гастропода в Уральском океане

(мой рисунок гастроподы)

В Североуральском краеведческом музее представлены кораллы: два образца, найденные в п. Черемухово, Свердловской обл., и два образца - в п. Калья Свердловской обл. и губки (рис. 10).

   

Рис. 10. Фото окаменелых губок и кораллов

Форма строения коралловых полипов напоминает цилиндр. Цвет кораллов может быть красным, розовым, белым, черным, синим (рис.11).

Рис. 11. Кораллы в Уральском океане

(Мой рисунок)

Губки - одни из самых древних многоклеточных животных. У них нет органов. Предполагается, что губки были хищниками (рис. 12).

 

Рис. 12. Губки в Уральском океане

(Мой рисунок)

На р. Вагран п. Бокситы Свердловской обл. была найдена брахиопода, которая также представлена в Североуральском краеведческом музее (рис. 13).

Рис. 13. Фото окаменелых брахиопод

Брахиоподы - это сидячие, со щупальцами беспозвоночные морские животные, имеющих двухстворчатую раковину. Их можно найти как на мелководье, так и на большой глубине, от тропических рифов до холодных полярных вод. Одни виды живут поодиночке, другие образуют группы или прикрепляются к твердым рифам. Окраска желтоватая, розоватая или серая. Брюшная створка больше, чем спинная, задние края створок соединены замком. У брахиопод нет «ноги», как у моллюска, поэтому они ведут преимущественно прикрепленный образ жизни, лишь изредка перемещаясь при помощи «ножки». Мой рисунок - реконструкция брахиопод, представлена на рис. 14.

 

Рис. 14. Брахиопода в Уральском океане

(Мой рисунок - реконструкция)

В марте 2024 года экспедиция знаменитого уральского геолога Михаила Владимировича Цыганко обнаружила в отобранных на шахте «Кальинская» Свердловской обл. образцах хвост крупного трилобита (рис. 15). Трилобитыкласс вымерших морских членистоногих. Известно свыше 10 тыс. ископаемых видов. Тело доисторического животного было приплюснутым. И покрыто твердым панцирем, состоящим из множества сегментов. Панцирь служил и для прикрепления внутренних органов. У небольшого размера трилобитов он был просто из хитина. Голова имела полукруглую форму, и покрытая специальным щитом, служила броней для желудка, сердца и мозга.

Рис. 15. Фото окаменелого трилобита

Мой рисунок - реконструкция трилобита, представлена на рис. 16.

 

Рис. 16. Трилобит в Уральском океане

(Мой рисунок - реконструкция)

Судя по находкам, я сделала вывод, что на севере Свердловской области 400 миллионов лет назад действительно существовала подводная жизнь Уральского океана, следы которой можно обнаружить на территории Североуральского городского округа, в том числе и на шахтах АО «СУБР» (см. Приложение 3).

3 Практическая часть

Работая над темой Уральского океана я провела опрос среди учеников вторых классов школы №11 г. Североуральска Свердловской обл. (см. Приложение 4), в результате которого обнаружила, что об Уральском океане ребята ничего не знают, но хотели бы узнать, а многие планируют посетить места находок.

Я принимаю участия в экспедициях и очень хорошо изучила те места, где можно обнаружить интересные экземпляры. Каждый раз я знакомлюсь с новыми людьми. А недавно была в экспедиции с учеными из Москвы. В результате я составила карту, с указанием мест, где можно найти окаменелости (см. Приложение 5) и отметила территорию Уральского океана на современной карте России (см. Приложение 6).

Мой проект оказался на столько интересным, что я была приглашена в Центр внешкольной работы, где выступила перед юными краеведами, которые заинтересовались данной темой и летом планируют сходить в экспедицию.

Увлекаясь реконструкциями древнего Уральского океана я составила музейную реконструкцию. Животные выполнены из пластилина и подручного материала. Все в натуральную величину. Такой метод представления прошлой жизни часто применяется в музейной практике и требует соблюдения правил научно-исследовательской деятельности в исторической, археологической, реставрационной и других отраслях, участвующих в процессе формирования образов в передаче исторических взаимосвязей (рис. 17).

 

Рис. 17. Музейная реконструкция Уральского океана

Изучая животный мир Уральского океана самые интересные факты о находках я объединила в статьи, две из которых были опубликованы в электронной библиотеке «eLIBRARY» в разделе «Геолого-минералогические науки» (см. Приложения 7-12). Чтобы полученная мной информация была полезной не только для меня, но и для моих сверстников, я изготовила тематическую папку (лэпбук) для изучения истории Уральского океана (рис. 18).

Рис. 18. Тематическая папка

Тематическая папка состоит из 4 частей (см. Приложение 13). В первой – я знакомлю ребят с периодами и эрами существования Земли. Ребята запоминают чередование, размещая строчки по таблице с описанием периода. Во второй части лэпбука расположен кроссворд, который я составила из названия изученных мной древних морских животных. Подсказкой для отгадывания задуманных слов являются рисунки – реконструкции, составленные мной. На третьем листе расположилась временная шкала, на которой подписаны периоды существования Земли, а красной точкой обозначено расположение Свердловской области. Задача состоит в том, чтобы по расположению материков определить возраст изображенной на карточках Земли и прикрепить результаты к схеме. На последнем – четвертом листе – расположено два кармашка: один с пазлом, второй – с карточками древних морских животных.

Заключение

Исходя из вышесказанного, я сделала вывод, что Уральский океан существовал примерно 400 миллионов лет назад. В результате схождения материков, потом океан исчез, а на месте встречи континентов вздыбились Уральские горы.

В Уральском океане обитали брахиоподы, гастроподы, трилобиты, аммониты, морские лилии, губки и кораллы. Некоторые из них можно встретить и сегодня в современных морях и океанах.

Уральский океан исчез, но благодаря ему современный Урал богат полезными ископаемыми, так как множество вулканов повлияли на формирование большого количества горных пород и минералов.

Моя гипотеза: Если на Урале можно найти останки морских животных, значит на месте Уральских гор когда-то был океан, полностью подтвердилась.

Своей исследовательской работой я хочу привлечь внимание и детей, и взрослых к изучению истории своего края, к посещению краеведческих музеев и узнавать много нового и неизведанного.

Разработанная мной тематическая папка поможет сверстникам самостоятельно изучать прошлое нашего родного края.

Изучая научную литературу, я с удивлением обнаружила, что тема древнего океана волновала не только ученых, но и поэтов. Я нашла стихотворение Татьяничевой Людмилы Константиновны, написанное в 1945 году:

Когда-то над хребтом Урала,

Солёной свежести полна,

С ветрами запросто играла

Морская вольная волна.

Но своенравная природа

То море в памяти хранит:

В тяжёлых каменных породах

Волной играет малахит.

Ей было любо на просторе

С разбегу устремляться ввысь.

Отхлынуло, исчезло море,

И горы в небо поднялись.

Он морем до краёв наполнен,

И кажется: слегка подуть -

Проснутся каменные волны

И морю вновь укажут путь.

Список использованных источников и литературы

1. Интернет энциклопедия – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Скалы_Грюнвальдта (20.11.2023).

2. Шорин А. «Наш Урал», Уральские горы некогда были дном Уральского океана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nashural.ru/article/istoriya-urala/ural-okean/ (24.01.2016).

3. Зона субдукции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://mediaex.ru/the_science/stroenie-zony-subdukcii-u-beregov-alaski-govorit-o-ee-cunamigennosti (20.11.2023).

4. Интернет энциклопедия – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (20.11.2023)

5. Палеонтологический портал «Аммонит.ру». Типы окаменелостей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.ammonit.ru/ (20.11.2023).

6. Библиотека по палеонтологии - Класс Crinoidea. Криноидеи, или морские лилии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://paleontologylib.ru/books/ (12.01.2024 г.).

7. Портал для любителей животных «Сенбернар» Образ жизни морской Лилии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https:// nkp-senbernar.ru/obraz-zhizni-morskoj-lilii/ (05.06.2019 г.).

8. Лукьянова Д. «Travelask.ru», Древние обитатели московского метро, которым миллионы лет, у нас прямо под глазами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https:// travelask.ru/blog/posts/ (2018 г.).

9. «Колониальный коралл (фото)», Севастопольский музей камня [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.sevstone.ru/collection/all/paleontology-collection/all/2511 (23.01.2024 г.).

10. Класс Коралловые полипы. Восьми- и шестилучевые кораллы. Характеристика, питание и строение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https: // animals-world.ru/klass-korallovye-polipy (30.12.2017 г.).

11. Агафонова М. «Собака. Спб», В поисках сокровищ! 10 мест в Петербурге и окрестностях, где можно увидеть минералы и животных, живших 450 млн лет назад [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.sobaka.ru/entertainment/cinema/176865 (22.08.2022 г.).

12. Как появились многоклеточные: Губки и «фагоцителла» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https: //dzen.ru/ (21.04.2023 г.).

13. Палеонтологический портал «Аммонит.ру». Аммониты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https: // www.ammonit.ru/ (12.01.2024 г.).

Приложение 1

И
нтервью с Еленой Александровной Л.

 

Приложение 2

Интервью с Михаилом Владимировичем Ц.

Приложение 3

Окаменелости, найденные на территории Урала

Морское животное

Место находки

Кол-во

Место хранения

Морская лилия

Петропавловский известняковый карьер г. Североуральск

1 шт.

Североуральский краеведческий музей, г. Североуральск

Гастропода

ш. «Кальинская» АО «СУБР», г. Североуральск

14 шт.

Североуральский краеведческий музей, г. Североуральск

ш. «Кальинская» АО «СУБР», г. Североуральск

4 шт.

Геологический музей АО «СУБР», г. Североуральск

Брахиопода

р. Вагран п. Бокситы Свердловской обл.

1 шт.

Североуральский краеведческий музей, г. Североуральск

2 шт.

Геологический музей АО «СУБР», г. Североуральск

Аммонит

р. Ятрия в г. Саранпуль

1 шт.

Североуральский краеведческий музей, г. Североуральск

Кораллы

п. Черемухово, Свердловской обл.

4 шт.

Североуральский краеведческий музей, г. Североуральск

п. Калья,

Свердловской обл.

10 шт.

Геологический музей АО «СУБР», г. Североуральск

Губки

п. Калья,

Свердловской обл.

1 шт.

Североуральский краеведческий музей, г. Североуральск

Трилобит

Известковые отвалы ш. «Кальинская» АО «СУБР», г. Североуральск

1 шт.

Проходит экспертную оценку

Приложение 4

Анкетирование учащихся (использовавшееся на классных часах)

Ученикам вторых классов МАОУ СОШ №11 г. Североуральска было предложено ответить на вопросы анкеты:

   

После проведения анкетирования я получила следующие результаты:

  1. Интересуешься ли ты книгами по истории родного края?

Да – 21%, Нет – 79%

  1. Если да, то какие краеведческие книги ты уже читал(а)?

«Энциклопедия Урал» [Н. А. Рундквист] – 12 чел.;

«Книга для чтения по краеведению» [Е.В. Григорьева] – 8 чел.;

«Историческое краеведение Урала» [Г.Е. Корнилова] – 2 чел.

  1. Знаешь ли ты, что Североуральск расположен в северной части Уральских гор?

Да – 89%, Нет – 11%

  1. Посещал(а) ли ты Североуральский краеведческий музей?

Да – 64%, Нет – 36%

  1. Если да, то что тебя особенно заинтересовало из представленного в музее? Что понравилось?

«Бивень мамонта» – 42 чел.;

«Чучела животных» – 23 чел.;

«Алмаз» – 14 чел.;

«Выставка Манси» – 54 чел.

  1. Какие факты из истории родного края тебе особенно запомнились?

«Город горняков» – 2 чел.;

«Добыча боксита подземным способом» – 2 чел.;

«Заповедники и красивая природа» – 2 чел.;

«Самые высокие горы Урала» – 2 чел.

  1. Посещал(а) ли ты «Штуфной кабинет» в Североуральском краеведческом музее?

Да – 12%, Нет – 88%

  1. Знаешь ли ты, что «Штуфной кабинет» был создан известным Североуральским геологом М.В. Цыганко?

Да – 2%, Нет – 98%

  1. Знаешь ли ты, что в «Штуфном кабинете» представлены окаменелости древних морских животных, которые находят на территории Североуральского городского округа?

Да – 0%, Нет – 100%

  1. Слышал(а) ли ты, когда-нибудь, что много миллионов лет назад на месте Уральских гор был океан?

Да – 0%, Нет – 100%

  1. Ходишь ли ты в походы, посещаешь ли памятники природы?

Да – 34%, Нет – 66%

  1. Приходилось ли тебе когда-нибудь находить следы окаменелых морских животных?

Да – 0%, Нет – 100%

  1. Хотел(а) бы ты поучаствовать в поисках древних морских животных?

Да – 48%, Нет – 52%

  1. Хотел(а) бы ты побеседовать на тему древнего Уральского океана с геологами и краеведами Североуральска?

Да – 82%, Нет – 18%

После того, как я провела тематические беседы с классами, мы посетили краеведческие музеи и встретились с М.В. Цыганко, я вновь провела анкетирование, и результате получила следующие результаты:

  1. Интересуешься ли ты книгами по истории родного края?

Да – 36%, Нет – 64%

  1. Если да, то какие краеведческие книги ты уже читал(а)?

«Энциклопедия Урал» [Н. А. Рундквист] – 14 чел.;

«Книга для чтения по краеведению» [Е.В. Григорьева] – 12 чел.;

«Историческое краеведение Урала» [Г.Е. Корнилова] – 6 чел.;

«Каменный узор реки Вагранской» [Г.Е. Корнилова] – 28 чел.

  1. Знаешь ли ты, что Североуральск расположен в северной части Уральских гор?

Да – 100%, Нет – 0%

  1. Посещал(а) ли ты Североуральский краеведческий музей?

Да – 76%, Нет – 24%

  1. Если да, то что тебя особенно заинтересовало из представленного в музее? Что понравилось?

«Штуфной кабинет» – 47 чел.;

«Бивень мамонта» – 48 чел.;

«Чучела животных» – 39 чел.;

«Алмаз» – 16 чел.;

«Выставка Манси» – 60 чел.

  1. Какие факты из истории родного края тебе особенно запомнились?

«Город горняков» – 26 чел.;

«Добыча боксита подземным способом» – 17 чел.;

«Заповедники и красивая природа» – 16 чел.;

«Самые высокие горы Урала» – 12 чел.;

«Урал некогда был океаном» – 48 чел.

  1. Посещал(а) ли ты «Штуфной кабинет» в Североуральском краеведческом музее?

Да – 18%, Нет – 72%

  1. Знаешь ли ты, что «Штуфной кабинет» был создан известным Североуральским геологом М.В. Цыганко?

Да – 100%, Нет – 0%

  1. Знаешь ли ты, что в «Штуфном кабинете» представлены окаменелости древних морских животных, которые находят на территории Североуральского городского округа?

Да – 100%, Нет – 0%

  1. Слышал(а) ли ты, когда-нибудь, что много миллионов лет назад на месте Уральских гор был океан?

Да – 100%, Нет – 0%

  1. Ходишь ли ты в походы, посещаешь ли памятники природы?

Да – 36%, Нет – 64%

  1. Приходилось ли тебе когда-нибудь находить следы окаменелых морских животных?

Да – 2%, Нет – 98%

  1. Хотел(а) бы ты поучаствовать в поисках древних морских животных?

Да – 52%, Нет – 48%

  1. Хотел(а) бы ты побеседовать на тему древнего Уральского океана с геологами и краеведами Североуральска?

Да – 100%, Нет – 0%

Если сравнить ответы до и после открытых уроков, то можно сделать вывод, что интерес к изучаемой мной теме вырос среди сверстников, многие начали посещать краеведческие музеи и 2 присоединились к поискам окаменелостей.

А значит, мне удалось привлечь своих сверстников к изучению истории Урала (рис. 19).

Рис. 19. Результаты анкетирования

Приложение 5

Карта находок

Приложение 6

Уральский океан на современной карте

Приложение 7

Публикация из сборника статей от 25.11.2023 г.

 
 
 
 

 

Приложение 8

Публикация из сборника статей от 23.01.2024 г.

 
 
 
 

П риложение 9

Приложение 10

П риложение 11

Приложение 12

П риложение 13

Тематическая папка по изучению Уральского океана

Просмотров работы: 66