Самарское знамя - символ освобождения народов балканских стран от османского ига

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Самарское знамя - символ освобождения народов балканских стран от османского ига

Тимофеева А.С. 1
1МБОУ Школа №129 г. о. Самара
Кукса И.А. 1
1МБОУ Школа №129 г. о. Самара
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Самарское знамя парило над нами –

Небесной отчизны крыло…

Наш дух укрепляло, сердца окрыляло

И в бой за собою вело»

Ирина Каховская (Калитина)

Я живу в прекрасном волжском городе Самара. С Самарой связаны многие исторические события, сыгравшие важную роль в жизни моей Родины. Знать историю своей малой Родины очень важно. Как сказал известный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Поэтому тема, которую я выбрала для исследования актуальна, тем более в последнее время история часто искажается, предпринимаются попытки ее переписать.

18 мая ежегодно в нашем городе отмечается День Самарского знамени. Это знамя является символом освобождения народов Балкан от османского ига и связано с победой России в русско-турецкой войне 1887-1888 гг. События этой войны заинтересовали меня, захотелось узнать о них подробнее.

Цель моей работы: выяснить, почему Самарское знамя называют символом борьбы с османским игом на Балканах.

Для достижения данной цели, я должна решить следующие задачи:

  1. найти информацию о создании знамени, кто стал инициатором этого события;

  2. установить какие исторические события происходили в это время на Балканах;

  3. выяснить, каким образом увековечена память о тех давних событиях.

Для достижения своей цели мной были изучены письменные и вещественные исторические источники.

  1. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

После завоевания Балкан турками болгары почти 500 лет находились под игом. Началом событий на Балканском полуострове можно считать восстание в Болгарии в апреле 1876 года. Полное разорение городов, порабощение некогда вольного народа. Лишенные свободы и государства, болгары решились на борьбу с могущественной Османской империей. Народное восстание получило отклик по всей Европе.

Российское правительство выступило в поддержку восставших, рассчитывая в случае их успеха усилить свое влияние на Балканах. Великобритания стремилась столкнуть Россию с Турцией и воспользоваться в своих интересах ослаблением обеих стран.

В июне 1876 года началась сербо-турецкая война, в которой Сербия потерпела поражение. Чтобы спасти ее от гибели, Россия в октябре 1876 года обратилась к турецкому султану с предложением заключить перемирие с Сербией.

В декабре 1876 года была созвана Константинопольская конференция великих держав, которые пытались решить конфликт дипломатическим путем, однако Порта отвергла их предложения. В ходе тайных переговоров России удалось добиться гарантий невмешательства со стороны Австро-Венгрии в обмен на оккупацию австрийцами Боснии и Герцеговины. В апреле 1877 года было заключено соглашение с Румынией о пропуске русских войск через ее территорию.

После того, как султан отверг новый проект реформ для балканских славян, выработанный по инициативе России, 24 апреля (12 апреля по старому стилю) 1877 года Россия официально объявила войну Турции (Приложение 1).

По плану русское командование намеревалось форсировать Дунай, стремительным наступлением перейти Балканы и двинуться на турецкую столицу — Константинополь. Опираясь на свои крепости, турки надеялись не допустить перехода русскими войсками Дуная. Однако эти расчеты турецкого командования были сорваны.

Летом 1877 года русская армия успешно форсировала Дунай. Передовой отряд под командованием генерала Иосифа Гурко быстро занял древнюю столицу Болгарии город Тырново, а затем захватил важный проход через Балканы — Шипкинский перевал. Дальнейшее продвижение было приостановлено из-за недостатка сил.

На Кавказе русские войска захватили крепости Баязет и Ардаган, в ходе Авлияр-Аладжинского сражения 1877 года нанесли поражение Анатолийской турецкой армии, а затем в ноябре 1877 года овладели крепостью Карс.

Неудачно развернулись действия русских войск под Плевной (ныне Плевен) на западном фланге армии. Из-за грубых ошибок царского командования туркам удалось задержать здесь крупные силы русских (а несколько позже и румынских) войск. Трижды русские войска штурмовали Плевну, неся при этом огромные потери, и каждый раз безуспешно.

В декабре сорокатысячный гарнизон Плевны капитулировал. Падение Плевны вызвало подъем освободительного движения славян. В войну снова вступила Сербия. В рядах русской армии героически сражались болгарские ополченцы.

К 1878 году соотношение сил на Балканах изменилось в пользу России. Дунайская армия при содействии болгарского населения и сербской армии нанесла поражение туркам при переходе через Балканы зимой 1877-1878 годов, в сражении у Шейново, Филиппополя (ныне Пловдив) и Адрианополя и в феврале 1878 года вышла к Босфору и Константинополю. На Кавказе русская армия овладела Батумом и блокировала Эрзурум.

Перед правящими кругами России встал призрак большой войны с европейскими державами, к которой Россия не была готова. Армия понесла большие потери, испытывала трудности в снабжении. Командование остановило войска в местечке Сан-Стефано (близ Константинополя), и 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1878 года здесь был подписан мирный договор (он был пересмотрен на международном конгрессе в Берлине (июнь-июль 1878 года).

Согласно Сан-Стефанскому мирному договору, России отходил Карс, Ардаган, Батум и Баязет, а также Южная Бессарабия. Болгария и Босния и Герцеговина получали широкую автономию, а Сербия, Черногория и Румыния — независимость. Кроме того, Турция обязывалась выплатить контрибуцию в 310 миллионов рублей.

Именно эти события на Балканах получили отклик среди народов Европы, в том числе и жителей Российской империи.

2.Создание Самарского знамени

В разных городах России жители собирали гуманитарную помощь, некоторые добровольцами отправились поддержать восставших. Также был создан комитет для сбора средств борющимся единоверцам. В деревнях собирали тулупы, рубахи, рукавицы. Жители Самары собрали братскому народу огромную сумму – 25 тысяч рублей.

Самарская городская Дума решила изготовить боевое знамя и послать его на Балканы. Активное участие в этом благородном деле приняли видный общественный деятель гласный Думы (в будущем губернатор) Петр Владимирович Алабин и его супруга Варвара Васильевна. (Приложение 2) 18 декабря 1884 Петр Алабин года был избран городским головой Самары, и находился на этом посту вплоть до 1891 года. Именно на это время приходится большинство тех заслуг, благодаря которым Петр Владимирович вошел в историю как один из самых успешных самарских градоначальников. С именем Алабина связано строительство в Самаре городского водопровода, газового освещения, театра, музея, библиотеки, метеорологической станции, чугунолитейного завода, спичечной фабрики, паровой мельницы и множества других передовых предприятий того времени.

За свою службу в Самаре он был награжден еще пятью орденами и многими медалями. На его могиле, расположенной на кладбище Иверского монастыря, благодарные граждане города поставили памятник с надписью «Всецело посвятивший свою деятельность с достоинством и честью на пользу государству, земству и городу».

Эскиз необычного дара изготовил известный художник из Петербурга Николай Евстафьевич Симаков (Приложение 3) На изготовление знамени было выделено из бюджета города 320 рублей.

На одной стороне полотнища он изобразил в черном кресте, украшенном золотыми арабесками, славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. На другой стороне – икону Иверской Божьей Матери, во имя которой в Самаре был основан женский монастырь. На знамени использованы три полосы: красная, белая, синяя. Эти цвета в те времена считались славянскими. Такая раскраска была у многих славянских государств- Сербии, Черногории, России.

По словам научного сотрудника Самарского военно-исторического музея Приволжско-Уральского военного округа Л.Лыткиной: «Красный цвет символизировал цвет крови. Белый – чистоту наших помыслов. Ведь Россия могла воспользоваться военной обстановкой и поработить болгар, но мы их освободили. Голубой цвет- символ надежды.» С двух сторон на знамени черный крест, обшитый золотыми арабесками. В Середине креста с одной стороны Икона Иверской Божьей Матери, с другой-Святые братья Кирилл и Мефодий (Приложение 4).

Примечательно, что на знамени не использованы образы воителей (например, Георгия Победоносца), идея завоевания в любом виде здесь не представлена вообще. Символический пафос знамени - в идеалах заступничества, самопожертвования, братства. Как образ Заступницы, благодательницы, покровительницы, направляющей волю Всевышнего в защиту православного славянского мира, здесь использован лик Богоматери. Это символ милосердия, единения, соборности. Святые братья Кирилл и Мефодий на другой стороне знамени также глубоко символичны. Создатели славянской письменности, они символизируют героический идеал самопожертвования, возрождения славянской духовности и братства. Святые Кирилл и Мефодий изображены в полный рост, величественно стоящие у монолитного креста, как «недвижные столпы Христовой веры».

Внутри креста фигуры святых с четырех сторон обрамляет прекрасная вышивка жемчугом и бисером по шелковому золотому шнуру-тончайшая работа вышивальщиц –монахинь Иверского женского монастыря. Именно они создавали знамя.

Женский Иверский монастырь является действующим и в настоящее время. (Приложение 5). Он находится в исторической части нашего города и является одной из достопримечательностей Самары. Послушницы монастыря кропотливо и безвозмездно работали над почти двухметровым произведением орнаментально шитья (85 см на 190 см). На лентах, украшающих знамя, написано: «Болгарскому народу. Город Самара.1876 год» и «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его».

12 апреля 1877 года Россия объявила войну Турции, а уже 17 апреля Самарская городская Дума приняла решение об отправке собранных средств (это была огромная сумма для городского бюджета) и Самарского знамени в главную квартиру Дунайской армии для вручения болгарскому ополчению. Была избрана делегацию из двух человек – городской голова Е.Т. Кожевников и П.В. Алабин.

20 апреля 1877 г. в Самаре состоялся крестный ход, во время которого Знамя пронесли по главным улицам города. Епископ Самарский и Ставропольский Герасим провел обряд освящения Знамени.

Знамя на пароходе «Вестник» было доставлено в Сызрань, перегружено на железную дорогу и отправлено в Москву. Знамя было выставлено в Кремлевском дворце. Это событие стало объектом всеобщего внимания. В столице митрополит Московский Иннокентий покрыл раку Святителя Алексия Знаменем. Чествование москвичами Самарского Знамени было столь усердным, что на полотнище даже остался воск от свечей.

6 мая (18 мая) 1877 года Ефим Кожевников и Петр Алабин участвовали в церемонии передачи Самарского знамени ополченцам в Плоешти. Самарский стяг в торжественной обстановке был вручен 3-й дружине болгарского ополчения под командованием подполковника П.П. Калитина (Приложение 6).

При вручении П. В. Алабин сказал: «Издалека, через всю русскую землю мы пронесли для вас как живое свидетельство того, что оно вручается вам…от всей русской земли…Пусть оно будет залогом любви к вам России.» И действительно, покинув Самару Знамя прошло немалый путь: Симбирск, Пенза, Тамбов, Рязань, Москва, Тула, Орёл, Курск, пересекло Украину и Молдавию… Старый воевода -предводитель повстанцев Цеко Петков, прозванный «Балканским орлом», произнес: «Пусть …это знамя пройдет из конца в конец по всей земле болгарской, пусть оно вытрет слезы с печальных глаз наших матерей…и воцарится после него мир , покой и благоденствие…»

В своей докладной записке Петр Алабин напишет, что в лагерь болгарских дружин под г. Плоешти прибыл Главнокомандующий, Великий князь Николай Николаевич с сыном. После молебна началась торжественная набивка полотна Знамени на древко. Самарский городской голова Ефим Кожевников подал главнокомандующему на блюдце молоток и серебряные гвозди, и Великий князь вбил первый гвоздь. Затем гвозди вбили его сын, начальник болгарского ополчения генерал Столетов, Самарские депутаты Кожевников и Алабин. Примерно через месяц Самарская делегация вернулась домой и отчиталась перед городской думой. Привезенный молоток, которым прибивалось Знамя, был передан на хранение в Самарский кафедральный Покровский собор как святыня.

Вот что пишет о вручении Самарского Знамени 3-ей болгарской дружине командир болгарского отряда гвардии подполковник Павел Петрович Калитин:

«Г. Плоешти, 7 мая 1877 г. Болгары, присутствовавшие 6 мая с.г. при передаче в 3-ю дружину Болгарского ополчения, посвящённого самарским обществом болгарскому народу Знамени, считают своим долгом выразить через вас, милостивые государи, свою искреннюю признательность самарскому обществу за столь высокую честь и внимание его страждущему болгарскому народу.

Это Знамя, останется незабываемым в памяти и истории болгар. Высоко ценим внимание самарского общества и покорнейше просим передать, что болгарский народ благоговеет перед этим дорогим подарком».

Русско-болгарское войско вступило в Стара-Загору 10 июля 1877 года, причем о его приближение жителям стало известно заранее. Встречать братьев вышло все население города. Освободителей приветствовали хлебом-солью и колокольным звоном, у многих на глазах стояли слезы. На другой день в город прибыли генералы Иван Гурко и Николай Столетов, которые возглавили оборону города. Только по приблизительным данным, тогда ими было вырезано около 8 тысяч человек мирного населения, а всего во время сражения за Стара-Загору и после него здесь погибло более 20 тысяч человек, гражданских и военных. (Приложение 7)

19 (31) июля знамя получило боевое крещение под городом Стара-Загора. Было страшное сражение. В разгар схватки, когда туркам почти удалось захватить знамя, подскакал на коне подполковник Калитин, с призывом: «Ребята, вперед!» Подхватил знамя. Залп. Он падает, знамя тоже. Пало несколько знаменосцев. Но знамя все же вынесли из боя. Полотнище еще не раз побывало в бою. Опытные воины Осман-паши откроют на флаг настоящую охоту. Впереди атакующих с Самарским Знаменем в руках скакал конный воин, который сразу же становился главной мишенью для турецких. Святыню ополченцы отстояли.

Турки были выбиты из города через месяц, когда к нему подошли дополнительные силы русско-болгарских войск. Передовые части вошли в освобожденную Стара-Загору под Самарским Знаменем. Впоследствии под этим священным стягом болгарские дружинники и русские воины героически сражались с турками и у легендарной Шипки и у Шейновского лагеря.

После победного для нашего Отечества окончания русско-турецкой войны в 1878 году Самарское Знамя стало символом Победы и исторической реликвией болгарского народа. (Приложение 8). По решению правительства Болгарии после обретения ею независимости Самарское знамя было награждено высшим военным орденом «За храбрость». А самарский гласный Петр Алабин, доставивший в составе делегации эту святыню из России, после освобождения Болгарии от турецкого владычества около года пробыл первым гражданским губернатором ее столицы Софии.

3.Народная память

В 1878 году Болгария восстановила свою государственность. В1908 году – получила независимость. Сцена боя за Стара-Загору запечатлена на барельефе памятника воинам-освободителям в Софии, самому знамени болгары посвятили 50-метровый мемориальный комплекс, а имя первого гражданского губернатора Софии П.В. Алабина увековечено в названии одной из улиц болгарской столицы. Стара-Загора и Куйбышев (так наш город назывался с 1935 по 1991 гг.) стали городами-побратимами. (Приложение 9)

В нашем городе появилась улица Стара-Загора (так она называется и по сей день), был открыт кинотеатр «Шипка». (Приложение 10). Город Стара-Загора был официально назван побратимом Куйбышева-Самары в 1958 году, когда в нашей стране проходили торжества по случаю 80-летия окончания русско-турецкой войны. В мае 1959 года в Куйбышеве торжественно открылось городское отделение общества советско-болгарской дружбы. А затем решением горисполкома от 28 октября 1965 года улица Памирская в областном центре была переименована в улицу Стара-Загора. В то время она была застроена одноэтажными домами частного сектора, но уже через несколько лет здесь началось массовое строительство крупнопанельных жилых и административных зданий, и ныне эта улицу считают одним из самых красивых и густонаселенных мест Самары. В память об этих событиях уже в советские времена в Куйбышеве появился целый «болгарский» район. Улица Стара-Загоры (пересекаемая улицей имени болгарского революционера Георгия Димитрова), на ней — кинотеатр «Шипка», магазины «Мартеница» («Весна» по-болгарски), «Младост» («Юность»), кондитерская «Сладкиши». На 400-летие Куйбышева в 1986 году делегация из Стара-Загоры высадила 400 болгарских роз на только что образованной аллее Трудовой Славы на проспекте Юных Пионеров.

После окончания русско-турецкой войны Самарское знамя сначала хранилось в Радомире, где скончался его последний знаменосец Павел Корчев. В 1881 году оно было перевезено в Царский Дворец в Софии (сейчас – Национальная художественная галерея), где находилось до 1946 года. Сейчас знаменитое Самарское знамя хранится в Национальном музее военной истории Болгарии в отдельном помещении с особыми условиями. В 1902 году в Стара-Загоре был поставлен памятник Вечной славы погибшим защитникам города в виде усеченной пирамиды. В 1927 году на большой братской могиле установили массивный белокаменный саркофаг. Через два года на саркофаг был водружен бронзовый лев работы скульптора П. Ципоранова. А в столетнюю годовщину Знаменитого боя в Стара-Загоре соорудили 50-метровый мемориальный комплекс, посвященный Самарскому Знамени.

Первые копии Знамени были изготовлены в 1958 году. Одна из них была передана Центральному Военному Музею СССР. Ещё два полотна были сделаны позже: первое – в 1978 году в мастерской Михаила Малетского, а другое было вышито для Национального музея военной истории Болгарии в 2006 году послушницами Монастыря Покрова Святой Богоматери. 11 августа 2008 года в Самарскую область привезли копию Знамени, которое было изготовлено одним из наиболее известных художников Болгарии – Димо Геновым. 30 декабря 1998 года Самарской городской Думой было утверждено Положение о Флаге города. За основу его взята цветовая гамма Самарского Знамени. В центре размещен герб города, а под ним на голубой полосе золотыми буквами вышита надпись: «Самара».

Точную копию знамени болгары подарили Самаре, и ныне она хранится в Музее истории войск Приволжско-Уральского округа. (Приложение 11). Сегодня в Самаре есть еще одна копия Самарского знамени, которую в сентябре 2008 года представители города Стара-Загора и Национального собрания Болгарии вручили монахиням Иверского монастыря. Самарское знамя стало исторической реликвией болгарского народа, было награждено высшим орденом Болгарии «За храбрость» и хранится в Софийском музее русско-болгарской дружбы как символ славянского братства (Приложение 12).

Заключение.

Самарское знамя прославило наш город далеко за пределами России. Легендарному дару самарцев ныне посвящены научные монографии и художественные произведения, почтовые марки и настольные медали. Точная копия знамени была подарена болгарской делегацией Самаре 22 сентября 1981 года и помещена в музей истории войск Приволжско-Уральского военного округа.

В Самаре бережно хранят память о Самарском знамени. 27 августа 2022 года, в Струковском саду прошел международный патриотический фестиваль «Самарское Знамя». Он был посвящен одному из важнейших этапов в истории страны - периоду, когда Российская империя помогла балканским народам освободиться от 500-летнего османского ига. В 2022 году отмечалось 145-летие Самарского знамени. На торжественном открытии фестиваля в Струковском парке Александр Фетисов зачитал приветственный адрес помощника Президента Российской Федерации Владимира Мединского. В своем обращении он подчеркивает, что Самарское знамя - один из многочисленных примеров бескорыстия русского народа, внесшего решающий вклад в освобождение Балкан от иностранного порабощения.

Изучив письменные и вещественные источники по данной теме можно сделать ряд выводов.

Во- первых, война на Балканах стала самым важным шагом в национально-освободительной борьбе южнославянских народов против 500-летнего османского ига. Авторитет русской воинской славы был полностью восстановлен. Значительную помощь русским воинам оказывало местное население, для которого русский солдат стал символом национального освобождения. Победе способствовала и та атмосфера единодушной поддержки, которая сложилась в русском обществе, неиссякаемый поток добровольцев, ценою собственной жизни готовых отстаивать независимость братьев-славян.

Во-вторых, Самарское знамя действительно стало символом свободы и независимости болгарского народа от Османской империи. Этот символ давал силы и уверенность болгарам в поддержке Российской империей. Самарское знамя вдохновляло болгар на борьбу за независимость.

В-третьих, Самарское знамя — единственное полотнище, награждённое Орденом «За храбрость» республики Болгария, который позднее был помещено в богато украшенный наконечник флагштока.

Можно сделать вывод, что несмотря на политическую ситуацию в мире, нужно помнить об исторических событиях, связанных с нашей малой Родиной и гордиться своим родным городом.

Список использованных источников и литературы.

  1. Агалаков Дмитрий. Петр Алабин. Самарское отделение литфонда. 2014 год.

  2. Борисова Ольга, Димитрова А. На века. Сборник документальных рассказов. – Волгоград: Издательство «Перископ-Волга», 2018г.

  3. Борисова Ольга, Димитрова А. На острие эпохи. Сборник документальных рассказов. – Волгоград: Издательство «Перископ-Волга», 2019г.

  4. Липатова А. М. Самарских улиц имена. ОАО «Самарский Дом печати», 2008 год.

  5. Матвеева Г.Н., Медведев Е.И., Налитова Г. Е. Край Самарский. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 7-8 класса средней школы. Часть 1. Куйбышевское книжное издательство, 1984год.

  6. Министерство культуры и молодежной политики Самарской области. Петр Алабин и Самарское знамя. 2008 год, Самара.

  7. Материалы научно-исследовательской конференции «Наследие П.В. Алабина и современная культура Самарской области». Алабинские чтения.

Самара. Областной центр народного творчества.1993 год.

  1. Улунян А. А.. Апрельское восстание 1876 года в Болгарии и Россия. Очерки. – Издательство «Наука», Москва, 1978 год.

  2. Яковлев Н.Н.. Наш друг Стара-Загора. Куйбышевское книжное издательство, 1967 год.

  3. Блог Самарских Краеведов, Блог Самарских краеведов (kraeved-samara.ru/archives/ 3693?ysclid=m0balsoh69582783853)

  4. Самарский женский Иверский монастырь https://iverskyi.ru/novosty/arhierejskij-moleben-v-chest-samarskogo-znameni-2/

  5. https://samcult.ru/heritage/9028?ysclid=m0bb5k7vq696499437 СамКульт

Приложение 1

Русско-турецкая война 1877-1788 гг.

Приложение 2

П.В.Алабин и его жена В.В. Алабина

Приложение 3

Николай Евстафьевич Симаков

Приложение 4

Самарское знамя

Приложение 5

Иверский женский монастырь в Самаре

Приложение 6

Вручение Самарского знамени в г.Проеште. Гравюра XIX века.

Приложение 7

Бой у Стара-Загоры. Русские и болгары погибали, но не дали ни упасть Знамени, ни отнять его врагам.

Приложение 8

Самарское знамя после боев.

Приложение 9

Мемориал в честь Самарского знамени в городе Стара-Загора.

Памятник героям Шипки, Болгария

Приложение 10

Улица Стара-Загора в Самаре.

Кинотеатр «Шипка»

Приложение 11

Копия Самарского знамени в военно-историческом музее Самары

Приложение 12

Копия Самарского знамени в Иверском женском монастыре

Просмотров работы: 25