Имею честь служить тебе, Россия! (о возрождении музея боевой славы 40-й гвардейской Краснознаменной Ордена Суворова Енакиевско- Дунайской стрелковой дивизии)

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Имею честь служить тебе, Россия! (о возрождении музея боевой славы 40-й гвардейской Краснознаменной Ордена Суворова Енакиевско- Дунайской стрелковой дивизии)

Мелкозёрова М.С. 1
1Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия №5"
Дорохина М.Д. 1
1Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия №5"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Тема проекта: « Имею честь служить тебе, Россия!»- о возрождении музея боевой славы 40-й гвардейской, Краснознаменной, Ордена Суворова Енакиевско- Дунайской стрелковой дивизии

Цель: Создать новую экспозицию музея, используя материал о 40-й40-й гвардейской, Краснознаменной, Ордена Суворова Енакиевско- Дунайской стрелковой дивизии ,березовчанах – участниках Великой Отечественной войны, собранный в течение 50 лет, существования музея, дополнив его историческим материалом об участниках боевых действий в горячих точках и действующих мобилизованных солдат, офицеров, участников СВО

Задачи проекта:1. Показать значимость исторической памяти об участниках, ветеранах Великой Отечественной войны-« Это День мы приближали как могли»…

2. создать новые экспозиции как эстафету поколений « Время выбрало нас» к 35 летию вывода войск из Афганистана.

3. начать сбор материала об участниках СВО- выпускниках школы- гимназии, родителях «Защита Родины- священный долг гражданина»

4. разработать экскурсию для обучающихся 2-6 классов «Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее!»

Планируемый результат- Интерактивный историко-креведческий музей- важное средство воспитания патриотизма в подростковой и молодежной среде.

Этапы работы :

1 этап- подготовка к открытию

  1. Систематизация ицифровизация имеющихся экспонатов музея

  2. Создание условий для обновленного музея-выставочные витрины, ремонт, создание актива музея

  3. Подготовка плана развития музея, плана работы музея

2 этап- открытие музея

  1. Размещение материалов, выстраивание содержательной линии в соответствии с проектом обновления

  2. Запуск проекта « Парта героя!»

  3. Открытие музея, проведение пробных экскурсий для обучающихся Гимназии, гостей

3 этап- расширение музея

  1. Создание экспозиции «Березовский - Родина русского золота! Березовский- моя малая Родина!»,

  2. Создание экспозиции« История школы – гимназии в истории города! – к 55 летию школы- гимназии

  3. Создание экспозиции « Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!» к 100- летию первого директора Л.И. Марковой,о педагогах, традициях школы, выпускниках, золотых и серебряных медалистах, лучших выпускниках гимназии

4 этап- экскурсионно-содержательная работа.

Гипотеза: если возродить военно-патриотический музей, станет ли он место притяжения обучающихся и сумеет ли в новых условиях современности повлиять на патриотические чувства обучающихся .

Методы исследования: наблюдение, поиск новых интерактивных технологий, форм работы, анализ, анкетирование посетителей музея

2.Основная часть

2.1. Из истории развития школьных музеев

Слово музей происходит от греческого « muzeion» и латинского слова «museum»- храм. Музей- это место, посвященное наукам и искусствам. Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов, документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную и художественную ценность

Школьные музеи, безусловно относятся к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Когда- то такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории , Школьные музеи получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. В различные периоды истории страны школьные музеи переживали подъемы и спады, их то признавали резервом для развития государственной сети музейной сети, то боролись с ними как рассадниками отжившей идеологии. Школьные музеи создавались как форма образовательной и воспитательной работы по инициативе педагогов- энтузиастов, учеников, выпускников. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края. Стержнем любого музея является история- история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога, страны целой эпохи.

50 лет назад в нашей школе №5 музей возник как ответ на социальный заказ выпускников ,учащихся, родителей, педагогов и ветеранов-березовчан, прошедших войну, служивших в 40-й гвардейской Краснознаменной, Ордена Суворова, Енакиевско – Дунайской дивизии стрелковой дивизии. Учащиеся школы по крупицам собирали исторический материал, дважды были на местах боев дивизии в станице Сиротинская, на местах Сталинградской битвы , Волгограде и Волгоградской области. Дата открытия музея 1 сентября 1973 года.

9 декабря 2023 года, в День Героев Отечества и День Гимназии, к 50- летию музея Гимназии возобновленный интерактивный музей « Имею честь служить тебе Россия» был открыт . Главной идеей музея стала «Помня прошлое, мы сохраняем будущее!».

Спонсором воссоздания музея стал выпускник школы Притчин Александр Александрович, создателем экспозиции и интерьера нового музея стал директор Гимназии Дорохин Алексей Владимирович, систематизацией материала занимались классные коллективы 7б класса- кл. руководитель Земцова Наталья Витальевна и 8б класса – кл. руководитель Дорохина Маргарита Дмитриевна. Экскурсоводами музея стали учащиеся из 8б, 7б ,8а класса, они же составляют актив музея.

На открытии присутствовали почетные гости, ветераны, выпускники гимназии, члены совета Старшеклассников, Совета Справедливых, Движения Первых, Орлята Гимназии, педагоги и родители.

Использование возможностей музея в системе общего и дополнительного образования повышает ценность образовательной деятельности, расширяя и углубляя знания об исторической значимости России, Урала, города- Родины Русского золота. Формирует чувство гордости за свой край, город, школу, семью. Работая с различными источниками ,готовя материал для экскурсий- гимназисты овладевают навыками написания и защиты проекта, а проводя экскурсии -овладевают коммуникативными навыками. Формы работы нашего музея различны-выступления активистов музея с беседами, проведение тематических и обзорных экскурсий перед гимназистами, родителями, , общественностью другими участниками социума, организация мероприятий, тематических торжественных линеек, праздников, встреч,» Уроков Мужества», участие в городских и региональных конкурсах смотрах.

  • Наш Музей аттестован и паспортизирован .Федеральное свидетельство № 2188 от 20.09.1975, переаттестован 22.09. 2015 года. А также деятельность музея регламентирована:

  • Федеральным законом,

  • Письмом Министерства образования РФ,

  • Уставом гимназии,

  • Положением о музее,

  • Программой духовно-нравственного воспитания и социализации «Я – россиянин»,

  • Локальными актами учреждения,

  • Программа деятельности детского объединения «Патриот»,

  • Планом работы музея

  • образовательными программами.

В музее более 1200 экспонатов, подлинных-97%. За годы существования музея проведено более 1300 экскурсий для учащихся гимназии, школ города, дошкольных учреждений, преподавателей, родителей и просто жителей Березовского городского округа.

Музей стал инициатором муниципальных и межмуниципальных мероприятий: « Марковский турнир»-проведено 11 турниров, межмуниципального проекта « Открытая школа- Дни семейного отдыха», встреч с участниками боевых действий, ветеранами, Героями России- « Уроки Мужества», мероприятий к Дню Защитника Отечества- эстафет, смотра строя и песни, биатлона, мероприятий к Дню Победы, Дню Героев Отечества, юбилейным датам вывода войск из Афганистана т.д.

Активисты музея инициировали издание книг « Золотые люди земли золотой», « Золотая молодежь золотого города», « Учителями славится Россия», « Почетные граждане Березовского» .

За годы работы музея в гимназии появились выставочные стенды и витрины:

« Наша Родина- Россия»;

« Символы нашей Родины, Области, Страны, Гимназии»;

« Березовский- Родина русского золота»;

« История предприятий г. Березовского»;

,« Традиции родной школы- гимназии»;

« Учениками славится Гимназия»;

На территории гимназии создан «Музей Камня», доступный для всехберезовчан;

« Выставка горных пород и минералов в т.ч. Березовского золоторудного месторождения»;

Гимназия первой приняла и активно участвовала в выставке « Золотая история».

Музей разработал экскурсию по городу Березовскому и парку Победы, которая проводится ежегодно для участников военно- полевых сборов, обучающихся гимназии и других образовательных организаций. Материал экскурсии лег в основу проекта « Яркий свет моей малой Родины» ЧП музей «Русского Золота» -«AURUM» получившего федеральный грант.

2.2. Социальное партнерство

Музей тесно сотрудничает с государственными учреждениями, общественными организациями, другими музеями.

Наименование организации

Направление деятельности

Туристическое агентство «Aurum»

Организация праздников, экскурсий, конкурсов, спонсорская поддержка

Воинская часть (расположенная в черте города, в данный момент частично расформирована)

Экскурсионная работа

Благотворительный Фонд «Благо»

Совместная исследовательская деятельность, разработка проектов, краеведческих и социальных программ, создание экскурсионного маршрута Красная линия, участие в съемках документального фильма.

Городской совет ветеранов

Поздравление ветеранов, пенсионеров творческой группой учащихся к разным датам, исследовательская работа, оказание им посильной помощи. Уроки Мужества.

Городской Совет женщин Комитет солдатских матерей

Разработка совместных проектов, решение вопросов по увековечиванию памяти погибших воинов-березовчан в Афганской войне, не Северном Кавказе.

Музеи школ города, городские музеи

Обмен опытом в экскурсионной деятельности, повышение уровня исследовательской деятельности, Школа юного краеведа

Дошкольные образовательные учреждения

Экскурсионная деятельность, передвижные выставки.

 

Музей принимал гостей из Южной Кореи, гостей Всероссийского слета учителей географии, на котором делились опытом с коллегами.

В рамках Всероссийской Программы русского географического общества под руководством С.К.Шойгу музей принял участие в организации съемок документального фильма федеральным каналом.

Проводя экскурсии, я получила большое удовлетворение от того, что смогла перебороть свою стеснительность, сумела рассказать ребятам материал экскурсии интересно и увидела , что не только младшим школьникам интересен музей, но и мои одноклассники слушали нас с полным вниманием. Мои родители поддержали меня в том, что я стала активистом музея и теперь могу продолжить собирать материал уже по истории нашей Гимназии

2.3 Проект « Парта Героя»

А хотела бы представить один из патриотических проектов возрожденного музея боевой славы Гимназии.

Нашему музею, как уже сказали 50 лет, и именно к его юбилею появилась обновленная экспозиция и музей стал интерактивным. В нем проводятся не только встречи ,экскурсии, выставки, но и реализуются интересные мини-проекты, такие как «Парта Героя», сегодня мне хотелось бы рассказать об этом проекте подробнее.

Летом мы прочитали обращение партии Единая Россия к руководителям и педагогам школ . Формирование духовно-нравственных ценностей подростков и молодежи , воспитание настоящего патриотизма требует особых подходов и технологий. Интересен опыт некоторых образовательных учреждений , об увековечивании Героев Великой Отечественной войны , локальных войн. В этом плане размещение в школах Парты, на которой сидел Герой очень символично ведь именно такая парта может стать условием для формирования у детей и подростков уважительного отношения к истории Отечества, героическому прошлому и настоящему нашей страны, героям боевых действий и доблестного труда на примере героических образов ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий, ветеранов труда,

Акция «Парта героя», поддержанная школьным сообществом и Всероссийской политической партией «Единая Россия», уже стала акцией общегосударственного масштаба.

Что же такое парта Героя? Это - ученическая парта с размещенной на ней информацией о заслуженном человеке, герое, имеющем непосредственное отношение к школе и вошедшем в историю отечества или являющимся героем нашего времени, его фотографией, биографией, героическим путем.

Мы решили пойти чуть дальше, создавая свой проект. Мы решили, что Парта Героя даст начало возрождению нашего военно- патриотического историко- краеведческого музея . Было создано Положение о парте Героя, в котором определено, что парта находится в музейной рекреации, на ней размещается портрет Героя, в частности воина – афганца Юрия Александровича Дроздова, выпускника школы, погибшего в 19 лет в Афганистане, и награжденного орденом Мужества посмертно.

Совет Старшеклассников и Движение первых выдвинули предложения, что за этой Партой мы можем фотографировать и размещать в Книге Славы Гимназии достойных гимназистов и делать это к Дню Гимназии, один раз в год. Копию фотографии вручать торжественно на линейке. Обсуждая , кто может стать претендентом на занесение в Книгу Славы было предложено обсудить это на гимназической конференции.Так родилось Положение о Парте Героя БМАОУ «Гимназия №5».. Парта Героя была открыта 5 сентября 2023 года, а уже 9 декабря на торжественной линейке был зачитан приказ директора, представлена Книга Славы Гимназии и вручены фотографии на память гимназистам. Как оказалось это очень почетно для ребят, а классные коллективы , которые выдвигали номинантов на фотографирование и занесение в книгу Славы отнеслись к этому очень серьезно. Совет старшеклассников рассмотрел ходатайства и представили директору гимназии протокол рассмотрения для написания приказа. 9 декабря 2023 года официально открыта Книга «Славы Гимназии», в которую заносятся лучшие гимназисты и проект Парта Героя стал одним из важных объектов возрожденного военно- патриотического музея.

III.Заключение.

Музей продолжает свое развитие. Впереди вторая часть экспозиции, посвященная истории школы- гимназии, ученикам и педагогам образовательного учреждения, истории нашего города. Наши родные поддержали нас в стремлении быть не только полезными и активными , но и в том, что мы, работая экскурсоводами развиваем свои коммуникативные навыки, умеем определить насколько интересен наш рассказ экскурсантам, и поэтому мы постоянно совершенствуемся. Я считаю, что этот проект повлиял не только на меня, но и на всех, в том , что знание истории своей страны и любовь к ней - неотъемлемый долг каждого гражданина. А «Парта героя» позволяет детям стремиться к большему и не останавливаться на малых свершениях.

Подводя итоги работы над проектом хотим отметить, что мы выполнили цели и задачи проектной работы, у нас есть замечательный продукт- новый интерактивный современный музей, который ждет своего продолжения, формируется актив музея, на базе музея продолжает свою работу клуб « Патриот», мы видим результат труда многих, нас, педагогов, руководителей Гимназии, родителей, ветеранов и просто заинтересованных березовчан.

Я была экскурсоводом для людей разного возраста. Я видела в глазах ребят неподдельный интерес Для меня - это новый опыт выступления перед публикой и расширение кругозора. Мне было очень важно видеть горящие глаза детей и подростков, а также взрослых.

Возрожденный интерактивный военно- патриотический музей- вновь стал центром воспитательной работы в Гимназии.

Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее. История России, города не заканчивается сегодняшним днем, мы создатели и хранители всего того, что создано до нас и наша задача сохранить все это для будущих потомков- наших детей и внуков.. Вот почему мы в этом проекте.

Список использованных источников и литературы

1.Анатолий Кириллов, Григорий Каёта: Великая Отечественная.
Основные сражения города-герои и города воинской славы, ордена, медали, памятные монеты. –Подписано в печать 01.12.2014 г.Екатеринбург.

2.Арканов, Григорьев, Степанов- составители. Устинова- технический редактор: Они защищали родину. -Сдано в набор 16.12.99.
Подписано в печать 29.02.2000 г. Екатеринбург.

3.Григорий Тетеркин и Сильва Семеновна Опенкина.
Долгова- редактор: Города нашего края Березовский. -Сдано в набор 15.11.84.
Березовский.

4.Г.А. Куманев.,Котеленец- заведующий редакцией.
Беляева- редактор.Дегтярева- младший редактор: Страна Советов от Октября до наших дней. –Подписано в печать 18.06.2018 г.Екатеринбург.

5. Письмо Министерства образования РФ от 12.03 2003 года №28-51-181/16 « О деятельности музеев образовательных учреждений»

6. Стуков Сергей Сергеевич- главный редактор.
Тимина Ксения-выпускающий редактор: Моя книга о Березовском. -Подписано в печать 18.06.2018 г.Березовский.

7.Устинова Валентина Анатольевна- составитель и редактор: Память огненных лет, 60-летию Победы Великой Отечественной войне посвящается. -Сдано в набор 1.02.2005 г. Екатеринбург.

8.Федеральный Закон РФ №19 от 23.02. 2011 « О музейном фонде РФ и музеях в РФ»

9 .Щербаков В.Н. ответственный за выпуск Погорелов С.С. « Опыт организации патриотического воспитания граждан муниципальных образованиях в Свердловской области» , 2014, г. Екатеринбург

Просмотров работы: 32