I.ВВЕДЕНИЕ
1.1. Актуальность. 29 августа исполнилось бы 105 лет Александру Ивановичу Афиногенову - известному в Рыбном краеведу, большому патриоту нашего края, историку-самоучке, широкой эрудированности которого могли бы позавидовать и многие профессионалы. А уж в энтузиазме, с которым он занимался любимым делом, по крупицам собирая сведения о прошлом родного края, ему и вовсе не было - и нет – равных.(приложение 5.1).
История родного края всегда притягивает к себе людей творческих, небезразличных к судьбам Родины. Наследие краеведа, посвятившего большую часть своей жизни изучению своей малой родины бесценно. Собранные им знания о родном крае будут востребованы всегда. Любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю. А для того чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю.
Передо мной лежит книга «Летопись огненных лет» издания 2020г. О важности этой книги говорили рыбновцы на ее презентации: Андрей Горелов, глава администрации Рыбновского района: «Эта книга – дань высокого уважения нашим землякам, нашим героям рыбновской земли», Елена Кондрашова, начальник управления образования и молодежной политики Рыбновского района: «Эта книга станет незаменимым средством патриотического воспитания подрастающего поколения на всех этапах подрастающей личности- от дошкольника до выпускника школы. Использовать эту книгу могут не только педагоги дополнительного образования, члены школьных музеев, но и все классные руководители школ Рыбновского района», Светлана Юркова, директор районного краеведческого музея: «Основой этой книги явился труд Афиногенова АИ – нашего земляка и краеведа. Главная задача книги – показать, какой огромный вклад в великую победу внесли наши земляки- рыбновцы (2).
Автор текста книги «Летопись огненных лет. Рыбновский район в годы Великой Отечественной войны» Александр Иванович Афиногенов - не писатель, не историк, но человек не отдалённый от описанных в ней событий и героев временем и местом. Он, как и её герои, рыбновец и участник Великой Отечественной войны, и это обстоятельство дало ему возможность собрать большой, разнообразный, ценный материал, что едва ли бы удалось иногороднему журналисту или писателю, тем более не участнику войны.
Однако, описывая своих земляков с которыми воевал, Александр Иванович о себе упоминает только вскользь. Не распространялся о себе Александр Иванович и в других публикациях. Его биографию некоторые рыбновцы узнали только благодаря активистки нашего музея Елизаветы Мирненко. Она, под руководством учителя истории Раисы Николаевны Гришиной, написала исследовательскую работу "След на земле. Афиногенов Александр Иванович. 100 лет со дня рождения» и представила её в 2019 году на XX краеведческой конференции обучающихся образовательных организаций Рыбновского муниципального района в секции «Родословие. Наши земляки». Эта работа в электронном виде хранится в Рыбновском районном музее. Надо заметить, она была не первая, кто работал на эту тему. Под руководством той же Р.Н. Гришиной писали школьники о своём знатном земляке ещё в 2002 году. Но я прочитала только работу Е. Мирненко и цитирую её фрагменты, пересказывая из неё биографию ветерана.«Этот светлый человек был частым гостем в нашей школе, много внимания уделял патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Прежде всего, учил их любить Родину. Он увлек ребят историческими исследованиями, объединив их в клуб юных следопытов «Поиск»(3). По инициативе А И Афиногенова в 2005 году в нашей школе был создан музей(4). (Он вошел в 2024г во всероссийский реестр школьных музеев под № 24-1759116959) И первыми экспонатам музея были документы, старинные книги, переданные им. Есть в музее и его рукописи, которые используются юными краеведами в исследовательской работе1
1.2.Обоснование актуальности темы исследования. Проблема, цель, задачи
Я решила посвятить исследовательскую работу выдающему человеку, краеведу Рыбновского района Александру Ивановичу Афиногенову.
Социальная проблема. Современному обществу требуются личности с активной жизненной позицией, которые могут легко адаптироваться в жизни. Обществу требуются личности, способные к самопознанию и решению сложных жизненных проблем. Многие не знают о людях, которые внесли большой вклад в изучение нашего края.
Многие учащиеся нашей школы не смогли ответить на вопрос «Кто такой А.И.Афиногенов? Почему в школе есть юнармейский отряд «Афиногеновцы?»
Цель исследования: изучить биографию А.И.Афиногенова, выяснить, как она связана с историей Рыбновского края, изучить и привлечь внимание учащихся к наследию рыбновского краеведа, постараться сохранить ее для будущих поколений. Создать материал в виде записей для распространения накопленного опыта через создание музейной экспозиции., воспитать уважение к плодам его работы, истории рыбновского края.
В связи с этим были поставлены задачи:
1. Собрать информацию об А.И.Афиногенове
2. Посетить районный краеведческий музей.
3. Провести интервью с родственниками А.И.Афиногенова.
4. Интервьюировать жителей Рыбновского района, современников А.И.Афиногенова
5. Продолжить формирование умений самостоятельно работать с краеведческой и исторической литературой.
6. Изучить архивы района, районную периодическую печать, Интернет-ресурсы.
6.Создать в школьном музее экспозицию, посвященную рыбновскому краеведу.
1.3.Методы исследования, гипотеза, обзор источников
Гипотеза: Предположу, что А.И.Афиногенов внес больший вклад в изучение Рыбновского края.И, чтобы убедить в этом вас, хочу привести практические случаи применения краеведческих разработок А И Афиногенова в музейных занятиях, мероприятиях со школьниками и научной деятельности.
Объект и предмет исследования. А.И.Афиногенов - житель Рыбновского района, который личным примером вносил вклад в сохранение истории нашего края в современном обществе. Биография земляка, его общественная и трудовая деятельность.
Практическая значимость исследования: собранный материал рекомендуется использовать на экскурсиях в школьном музее, на музейных уроках, классных часах.
Обзор источников исследования.
Основными источниками моего исследования являются материалы архива А.И.Афиногенова (фото, рукописи, воспоминания); беседа с его племянницей, Р.Н. Гришиной. Была использована литература из библиотеки школьного музея, воспоминания современников, а также Интернет-ресурсы. Изучены подшивки районной газеты «Ленинское знамя». Была учтена информация, полученная на экскурсиях в районном краеведческом музее.
Методы исследования: анализ краеведческих источников информации; проведение интервью; личные встречи и беседы; работа с материалами газетных публикаций;изучение фотоматериалов; анализ архивных материалов музея школы.
II. СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Начало биографии. Итак, Александр Иванович Афиногенов (приложение 5.1.) родился 29 августа 1919 года в селе Ногино. У его родителей, Ивана Матвеевича и Марии Трофимовны, было двенадцать детей, но дожили до так называемой зрелости только шестеро сыновей. В этой шестёрке Александр был четвертым по году рождения: Сергей (1903), Пётр (1908), Павел (1912), Александр (1919), Василий (1923), Николай (1925) (см интервью с Гришиной Р.Н, приложение 5.5.)
И все шестеро стали участниками Великой Отечественной войны. Двое с войны не вернулись: Сергей пропал без вести, Павел погиб. Николай после тяжёлого ранения выжил, но стал инвалидом(5)
В начале 30-х годов их родители одними из первых вступили в колхоз «Новая жизнь», который был организован в селе в 1930 году. Там после окончания начальной, четырёхлетней, школы трудился с двенадцати лет и Александр: «два года растил телят, затем работал в полевой бригаде - бороновал, пахал землю - ...был бригадиром, кладовщиком. В зимнее время подвозил корма на ферму». Потом руководство колхоза направило его в Рыбновскую районную колхозную школу учиться на ветфельдшера. Школу он окончил в 1938 году и вернулся в колхоз уже как специалист, техник-животновод.
«...По мнению Александра Ивановича, это были самые лучшие его годы, годы юношеской зрелости». Жилось тогда в селе интересно: люди не только активно трудились, но и разнообразно отдыхали. Центром культурной жизни села был клуб, где действовали многочисленные кружки. Было много молодёжи. «Мы, молодёжь, - вспоминает Александр Иванович, - помогали тянуть провода от радио в каждый дом, где слушали радио через наушники. Сами делали фотоаппараты. Запчасти покупали в Рязани и собирали»(5).
В августе 1939 года Александр стал кандидатом в члены ВКП (б). Ему было двадцать лет. В декабре того же года его призвали в армию(6) Елизавета Мирненко записала впечатления молодого призывника от первых дней
воинской службы:«Призванный на службу, когда шла война с белофиннами,
я сразу оказался включённым в боевые события и в работы, связанные со строительством военных объектов. Из нашего района тогда было призвано 25 юношей. Очень хорошо помню дорогу на север в декабре 1939 года. Из города Рязани в город Мурманск эшелон увозил 250 человек.
На остановках в Москве, Ленинграде удивляло большое количество военных в полном снаряжении. Ночной Ленинград был весь заснежен, без единого огня. Он отличался от того Ленинграда, в котором я побывал год назад, когда ездил к брату. От Ленинграда до Мурманска ехали в полной темноте, вся дорога была замаскирована»(6)
2.2.Великая Отечественная война в жизни А.И.Афиногенова.
Для молодого воина Александра Афиногенова война началась не 22 июня, а раньше -18 июня. С вторжения самолёта в наше воздушное пространство.
К этому времени он служил в войсках противовоздушной обороны Северного флота, обучился на командира отделения сигнальщиков-ракетчиков.
«В обязанности Александра Ивановича входило наблюдение за воздухом,
сушью и морем. Он должен был безошибочно определять своих и врагов. Для этого надо было хорошо знать силуэты отечественных самолётов, союзников и противников, а также кораблей и транспорта. Для этого нужны были отличная память, зрение, знание оптических приборов»(6).
То есть он был одним из тех, кто с первых дней войны и даже накануне её старался не пустить в наше небо вражеские самолёты, и, может быть, благодаря ему и его боевым товарищам уцелел ленинградский эшелон, вёзший жителей посёлка Бодаевска на Урал. И ещё, по словам Александра Ивановича, «одной из задач было сопровождение и охрана грузовых и военных кораблей союзников в пределах своего района. Во время войны мы охраняли базу торпедных катеров и морских охотников, главную базу флота, посёлок Ваенга и город Мурманск. Были случаи, когда мы отбивали свои самолёты во время воздушных боёв, и не было случая пропуска вражеских самолётов к объектам».
Демобилизовался Александр Иванович в начале июля 1946 года, прослужив в армии шесть с половиной лет. За военные заслуги он в разное время получил правительственные награды: орден Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Советского Заполярья» (7).
Возвратившись и побыв месяц в отчем доме, попробовал жить и работать за пределами родной области - в Воронеже, где обосновался брат Пётр, ставший кадровым военным. С былой профессией животновода за время войны было покончено, Александр Иванович начал работать с молодёжью в качестве секретаря комсомольской организации школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) № 2. Новая деятельность требовала новых знаний, и он окончил вечерний университет марксизма-ленинизма и курсы повышения квалификации помощника директора по культурно-воспитательной работе, которым одно время был. Однако справиться с ностальгией не смог и вернулся в родной район1. Там, кроме родителей, жил и трудился его брат Николай. Кстати, Раиса
Николаевна Гришина, племянница Александра Ивановича, дочь Николая Ивановича. В 2000 году она записала воспоминания А.И.Афиногенова. (см приложение 5.5, интервью с Р.Н.Гришиной)
Новая деятельность требовала новых знаний, и он окончил вечерний университет марксизма-ленинизма и курсы повышения квалификации помощника директора по культурно-воспитательной работе, которым одно время был. Однако справиться с ностальгией не смог и вернулся в родной район. Там, кроме родителей, жил и трудился его брат Николай. За время своей трудовой деятельности Александр Иванович сменил несколько должностей: был заведующим отделом сельского и колхозного строительства исполкома Рыбновского района (1948-1952), председателем Чурилковского колхоза имени XVIII партсъезда (1953- 1958), директором райпромкомбината (1958-1961), работал заведующим мастерской в Рыбновской школе № 1 (1961-1968) и в военкомате начальником финансово-пенсионного отделения (1968-1976).
2.3. Начало краеведческой работы.
Жители Рыбновского района в шутку называли его «справочной службой». Впрочем, в этой шутке было много правды. Он действительно обладал энциклопедическими знаниями по истории нашего края и к нему обращались за помощью в поиске того или иного краеведческого материала студенты, преподаватели, представители различных общественных организаций .
Родившись в 1919году, год Гражданской войны, он испытал все тяготы жизни мальчишки из большой крестьянской семьи.
Александр Иванович-человек удивительной судьбы и невероятной трудоспособности. Управленческих высот Александр Иванович не достиг, и
одной из причин этого было его здоровье, подорванное суровыми условиями службы на Севере во время войны, В 1977 году он получил инвалидность.
А вот известным человеком Александр Иванович стал, заслужил признание и благодарность земляков. Совершенно случайно занялся краеведением. Как-то, работая в школе, с ребятами разбирал для нужд мастерской какое-то старинное здание. Ребята заинтересовались, кому оно могло принадлежать, такое большое, он пообещал узнать. Узнал и сам заинтересовался, увлёкся поисками сведений, документов, то есть краеведением. И оно стало для него любимым делом, целью и смыслом жизни». Вот как Александр Иванович отзывался о своей краеведческой деятельности в передаче Раисе Николаевне:
«Я стал встречаться со старожилами. Они давали противоречивые сведения. Пришлось больше обращаться к архивным данным, библиотекам, церковным книгам. Много работал в районном архиве, областном государственном архиве, в архиве Рязанского обкома партии, Московском государственном архиве, делал запросы в Министерство Морского флота СССР, архив ЦК КПСС, в Верховный Совет РСФСР и другие государственные учреждения. Вёл переписку со многими знатными людьми...»(8).
И не держал найденных сведений при себе: выступал с беседами и лекциями, восемь лет возглавлял районную организацию Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), писал статьи и очерки о судьбах своих земляков.
В музейном архиве хранится тридцать три публикации А.И. Афиногенова только в районной газете(Приложение 5.9.Таблица. «Статьи краеведа в районной газете») «Приокская новь», конечно, были и ещё в других средствах массовой информации.
Кроме того, его очерк «Город Рыбное и Рыбновский район» вошёл в фундаментальный сборник «Города и районы Рязанской области»,
выпущенный издательством «Московский рабочий» в 1990 году.
2.4. С.А. Есенин и Рыбновский район.
Краевед, используя личные впечатления и опубликованные материалы, создавал очерки о самых разных событиях из жизни родного села, а потом, после 1961 года и города Рыбное. Его статьи регулярно печатались в местной газете. Будучи на заслуженном отдыхе, неустанно продолжал заниматься краеведческой работой. В нашем музее хранятся материалы А,И,Афиногенова по истории края. (приложение 5.2.) Как типичный краевед, он дотошен, скрупулезен, усидчив.
БАЛЬЗАМОВА Мария Парменовна (1896-1950), педагог, друг юности С. Есенина. Мария Бальзамова родилась в селе Дединово Рязанской губернии в многодетной семье. Из 12 детей, в основном сыновей, Мария была четвертым ребенком. В 1910 г. вместе с родителями переехала в Рязань. Отец поступает на службу дьяконом церкви в Троицкой слободе, Мария поступила в Рязанское епархиальное женское училище. С 1912 г. Работала учительницей в селах Мошёное, Алешня Рязанской губернии.
С Сергеем Есениным Марию познакомила Анна Сардановская, внучатая племянница священника села Константинова. Своему другу Грише Панфилову С. Есенин писал: «Она познакомила меня со своей подругой (Марией Бальзамовой). Встреча эта на меня также подействовала, потому что после трех дней она уехала и в последний вечер в саду просила меня быть ее другом. Я согласился. Эта девушка тургеневская Лиза («Дворянское гнездо») по своей душе. И по всем качествам, за исключением религиозных воззрений (9).
С.Есенин несколько раз приезжал в Мощеное и участвовал в проведении вечеров.
У брата учительницы Леонида Парменовича Бальзамова сохранилась переписка сестры с поэтом, около 100 писем. Молодой поэт много доверял Марии Парменовне и получал от нее всегда большую моральную поддержку.
В дальнейшем пути Бальзамовой и Есенина разошлись. Она в 1921 году вышла замуж и переехала с мужем в Москву.
Этот материал мы опубликовали на страничке сайта Рыбновского района
« Реальное Рыбное».Через какое - то время пришло сообщение из Дединово: «Добрый день. На вашей странице был размещен пост, посвященный С.Есенину и его отношениям с М.Бальзамовой. В посте упоминались рукописи краеведа А.И.Афиногенова. Подскажите, пожалуйста, возможно ли получить копии этих рукописей. Данная информация будет очень интересна нашим музейным работникам и местным краеведам. Мы исполнили просьбу дединовских краеведов(10).
Жизнь Бальзамовой закончилась трагически: в 1950 году она попала под трамвай и скончалась.
Изучая материалы Александра Ивановича, начинаешь понимать, какую титаническую работу проделал наш знаменитый краевед. Спасибо ему большое.
Вечная память! Ведя поисковую работу он тесно сотрудничал с районным архивом, библиотеками, музеями, архивами г. Рыбное, Рязани, Москвы. Изучал семейные династии, собирал новые факты из жизни рыбновцев, изучал историю названия улиц и памятных мест
2.5.Памятная встреча рыбновского краеведа.
Жить, чтобы оставить след на земле – назначение людей целеустремленных, увлеченных, влюбленных в свое дело. Для Александра Ивановича Афиногенова судьба подарила такое дело – краеведение. Огромное количество своего личного времени он проводил в архивах, библиотеках, встречался с людьми, чтобы собрать редкие сведения по истории родного края, о судьбах знаменитых земляков.
Об одной такой встречи он рассказывал в газете «Приокская новь» от 17.02.1990г.(11) В заметке он писал, что в 1951 он был в селе Константиново вместе с Н.А.Горюшкиным (председатель райфо) по делам. Затем решили навестить Татьяну Федоровну, мать поэта (1875-1955), узнать о самочувствии, может быть нужна какая- нибудь помощь, просто поговорить с ней. Боялись, что она из-за своего преклонного возраста не сможет их принять.
Подходя к дому, увидели: около него стоят несколько человек. На скамейке сидела Татьяна Федоровна, а вокруг нее- 12-15 военных. Татьяна Федоровна рассказывала о Константинове, о своей жизни и больше всего о сыне Сергее.
Беседа больше походила на вопросы и ответы.
Военных интересовало, почему нет музея С.А.Есенина. (Он открылся только в 1965году, к 70-летию поэта), почему мало печатается книг с его стихами.
«На всю жизнь запомнилось мне ее лицо - уставшее от переживаний, но такое доброе и искреннее»- вспоминал Александр Иванович.
На доме Есениных не было еще мемориальной доски, не стоял бюст С.А.Есенина около дома. Не было полисадника около их дома. Сад был в запустении. Остался в его памяти стоящий посреди площади села пожарный сарай со смотровым столбом и висевшим колоколом на перекладине, старая церковь с пристройками2.
Нам дороги эти воспоминания: они делают нашего поэта - земляка более близким к нам человеком.
2.6. Торцевая дорога. Зачем в 19 веке вместо каменных дорог делали деревянные? Чем не угодили каменные дороги? На эти вопросы отвечает в своем интервью А.И.Афиногенов. Это интервью он давал З.М.Дикун, когда она была директором музея-заповедника Сергея Есенина в селе Константиново (1995-2005гг). У нее сохранились аудиозаписи разговоров с краеведом.(12) Так вот, до 19 века большинство дорог были каменные или просто хорошо утрамбованными без какого либо покрытия. Но в н 19 в в городах Российской империи начали все чаще появляться деревянные дороги (см приложение 5.6. - интервью З.М.Дикун.)
А.И. рассказывал, что в Рыбном на улице Почтовая (это главная улица начала 20 в ) почти до середины ХХ века существовала так называемая «торцевая дорога». Она была сделана из деревянных чурбаков, установленных вертикально и плотно друг к другу. Об этом имеется аудиозапись интервью с А.И.Афиногеновым. Булыжные мостовые были неудобными для всех. Людям, живущим рядом с дорогой, приходилось терпеть шум от стука по камням. А самих проезжающих по мостовой ужасно трясло. Кроме того каменные дороги были скользкими, и лошадям было трудно по ним скакать.
Строить торцевые мостовые было просто и дешево, так как дерево найти было несложно. Постепенно от деревянных дорог отказались из-за трудоёмкости и недолговечности. Всего такая мостовая служила около 3-4 лет, после ее приходилось обновлять. Если шел дождь, и улицы сильно заливало, дерево могло всплыть. Кроме того, некоторые жители ночью воровали торцы, чтобы использовать их для топки печи.
Я рассказала о нескольких темах, которыми занимался наш краевед. Но судя по материалу и документам от краеведа, его интерес к истории Рыбновского края был намного шире. Он вел личную переписку со многими знатными людьми: Алексашкиным Н.Ф.- Героем Советского Союза, Колобовым Н.Р.- Героем Социалистического Труда, начальником станции Рыбное, Косичкиным В.И-. Олимпийским чемпионом по скоростному бегу на коньках, адмиралом Сысоевым В.С., командующим Черноморского флота, генералом Козыревым Г.К. и др
Александру Ивановичу удалось побывать в семье поэта-художника Радимова П.А. в Абрамцево, с дочерью поэта Лебедя-Кумача в Москве, с сестрой Героя Советского Союза, лётчика Серова А.К., Серовой Агнией Константиновной, с первым секретарем Рыбновского РК ВКП(б) В.П. Кочетковым(1929 год), с первыми номерами своей районной газеты «Колхозная Знамя» (1931 года) в библиотеке имени Ленина в Москве, с министром сельского хозяйства СССР Бенедиктоновым И.А. Слушал А.Н.. Косыгина, командующего Северным флотом А.Г. Головко, Утесова Л.О. и др.
Были личные встречи с героями социалистического труда: Горюшкиным В.С., Назаровым И.П., Кирюшиным А.Д., Гармаш Д.М., Марейкиной Н.И., Стрельниковым В.Г., с Героем Советского Союза Курковым Н.А. со многими кавалерами орденов Ленина с учителями и директорами. Побывал во всех селах и деревнях Рыбновского района. Всё делал за счет своего отдыха, отпуска.
Кроме этого им созданы альбомы: «Рыбновцы- кавалеры ордена Ленина»;. «Знатные люди Рыбновского района»; «Они сражались за родину». «ВНИИК» и «НИИП». Эти альбомы находятся в нашем краеведческом музее.
Имеется готовый, но не опубликованный материал по истории края:
«О славных делах комсомольцев и молодёжи Рыбновского района»,
«По топонимике Рыбновского района»,
«Схема укрупнения колхозов Рыбновского района».
40 лет Александр Иванович вел свою летопись событий Рыбновского района: годовые отчеты колхозов за 1940 - 1984 годы, ежедневная перепись, например, в районе в 1970 году проживало 41849 людей, а в 1997 г. Проживала 37000 человек.
В свою тетрадь он записал сведения об открытии памятников в районе (13). Читаем запись: 11 сентября 1993 г. на пл. Ленина был открыт монумент погибшим воинам - рыбновцам в годы Великой отечественной войны. Далее в его тетради мы видим на каких рыбновских кладбищах были сделаны захоронения в годы Великой Отечественной Войны где, какие открыты мемориальные доски, бюсты, много записей о знатных людях Рыбновского района.
Александр Иванович являлся членом общества «Знание», выступал в школах, организациях с лекциями по истории г. Рыбное. Имел много отзывов о своих лекциях.
Мы читаем: «20.05 82 г. лекция «Участие рыбновцев в Великой Отечественной Войне». Прочитано исключительно доходчиво и душевно. Лекция воспринята с большим вниманием, имела неоценимое значение в патриотическом воспитании личного состава отдела внутренних дел Рыбновского района. Ю. Люхин».
Артисты Рязанского театра драмы выразили свою искреннюю признательность за бескорыстное служение истории (13).
Александр Иванович 8 лет возглавлял районную организацию всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
«А.И.Афиногенов был энергичный, целеустремленный, он все свое время тратил на работу с документами, переписку с организациями и ветеранами, ликвидацию «белых пятен» в истории Рыбновского района, пропаганду истории родного края через все возможные источники. Масса его заметок по «рыбноеведению» появилась в районной газете», - говорила мой руководитель, учитель истории, краевед Раиса Николаевна Гришина.
2.7. Исследовательская деятельность нашего музея. Все материалы по краеведению, находящиеся в музее, активисты используют в своей исследовательской работе. С 1991 года школьными краеведами было написано 34 исследования. И в большинстве из них использовался материал Александра Ивановича Афиногенова.
Учащиеся школы активно участвуют в творческих конкурсах на всех этапах, включая региональный и всероссийский, отмечены грамотами, дипломами. Я хочу привести примеры применения краеведческих разработок А И Афиногенова в музейных занятиях, мероприятиях со школьниками и научной деятельности.
Наш рыбновский краевед считает одной из самых первых школ, появившихся в нашем крае - церковно-приходскую школу в Рыбном1. Она основана, по версии А.И.Афиногенова, в 1840 году и располагалась около церкви (ныне ул. Школьная). Учились в ней вначале только мальчики - 50-60 человек из Рыбного и Полтева. Законоучителем и учителем в первое время был М.Некрасов. Школа закрылась в 1927 году. Об этом он писал в статье « История развития образования в Рыбновском районе «От грифельной доски до ЭВМ» 1996 г. Приложение к газете.
Тема исследовательской работы: «Чему и как учили деда моего деда» Почему Настя Колупаева (2012г) взялась именно за такую тему? Ее заинтересовали в нашем музее документы по истории развития школьного образования в Рыбновском районе. Она решила узнать, как появились первые школы в нашем крае и чему учили там детей. Задачи поставила следующие: исследовать материалы по данной теме и провести музейные уроки;
В школьном музее хранится книга «Сборник Статистических сведений по Рязанской губернии. Т XII. Ее также передал нам краевед Афиногенов. Она называется «Начальные школы Рязанской губернии за 1885/86 уч год» Если выделить только первые школы в нашем Рыбном, то получается следующая картина(см приложение 5.9) В музее хранятся документы Срезневского училища Зарайского уезда Старолетовской волости конца XIX- начала XX века. Село Срезнево находится рядом с нашим городом Рыбное. Я листаю пожелтевшие, но хорошо сохранившиеся страницы документов. Занятие это кажется таинственным и почти чудодейственным. Как-то невольно ощущаешь пульс того времени, узнаешь чем жили, «дышали» люди в те далекие от нас времена.
Вот Отчетные ведомости за 1894 и 1900 годы Срезневского училища. Один документ рукописный, другой – печатная копия(см приложение 5.3.).
Срезневское училище было основано в 1891 году. По мнению краеведов его построила помещица Энгельмайер. Какие отличия в написании слов вы заметили? На конце многих слов писали твердый знак, твердый знак иногда писался вместо буквы е, в некоторых случаях по-другому пишутся буквы Е и И.Из документа узнала сколько человек училось в училище в 1900 году? По документу получается, что училосьмальчиков 28, девочек 24. В трех отделениях, а по нашему в классах, обучалось 52 ученика. Кстати, трое оставлены на второй год. Обучение было платным. Согласно этому документу плата бралась с каждого 50 копеек в год. Деньги расходовались на учебники и классные принадлежности, а в Рыбном еще нанимали на эти деньги сторожа и делали ремонт. Кроме учебников у ребят в те времена были и другие пособия. Например, географический атлас 1899 г выпуска. Стоил 25 копеек. Посмотрите внимательно на эту карту и скажите, есть ли такая в вашем атласе? Нет, в нашем атласе такой карты быть не может. Ведь это карта европейских колоний, т. е. зависимых стран. А в наше время все страны обрели независимость. В атласе наша страна называется Российская империя.
Еще в музее есть интересный документ – «Календарь погоды, природы и труда крестьянина за 1928/29 учебный год». Его вели ребята этого училища.Очень много можно узнать из записей детей 1929 года. Дети, наряду с взрослыми, выполняли крестьянскую работу: плели корзины, убирали снег, возили удобрения на поля.
Очень важна последняя колонка о событиях в деревне: она показывает, что деревня Срезнево жила в те годы также как и вся наша страна.(14) У них был Сельсовет из 9 членов, комитет бедноты, который помогал самым беднейшим ученикам. В школе проходили общественные собрания, бедняцкое собрание. Все эти материалы пополняют сведения по истории прошлого нашего края. У времени есть своя память – история. История школ Рыбновского района полна яркими и значимыми событиями. И мы с активистами нашего музея подготовили музейный урок по теме « В старой русской школе Рыбновского края» и проводим его в начальных классах.
1 июля 2023 жители Срезнева Рыбновского района отметили 500-летие села. Документально первое упоминание о селе Срезнево относится к 1523 году, когда великий князь Московский Василий Иванович пожаловал грамоту на владение этим селом Семену Ивановичу Коробьину. Документы, переданные нам Александром Ивановичем были представлены на празднике в с Срезнево Рыбновского района.
В 2022 году ученица школы Марина Хренова стала победителем 19 областного конкурса по школьному краеведению и 22 международного конкурса научно – исследовательских работ учащихся « Старт в науке». В ее работе «Основные градообразующие факторы города Рыбное Рязанской области ( К юбилею родного города) были использованы архивные материалы, переданные нашим краеведом в музей школы. Таблицы, составленные Мариной по сведениям из статистического справочника «Отчет правления общества Московско- рязанской железной дороги за 1866год» очень заинтересовал ребят, когда она выступала на музейных уроках (см приложение 5.9)
2.8.Памяти верны.
Александр Иванович навсегда стал Первым Золотым летописцем своего района. Поисковик, общественный работник, журналист, был председателем районной организации всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Все материалы по краеведению, находящиеся в музее, активисты используют в своей исследовательской работе. С 1991 года школьными краеведами было написано 34 исследования. И в большинстве из них использовался материал Александра Ивановича Афиногенова.
Учащиеся школы активно участвуют в творческих конкурсах на всех этапах, включая региональный и всероссийский, отмечены грамотами, дипломами (приложение 5.10.)Запомнились школьникам музейные занятия, посвященные 60 – летию г. Рыбное.
Вопрос о том, нужен школе музей или нет, у нас не стоит. Конечно, дело это хлопотное, требует сил и времени, но и отдача от него большая. Музей оставляет очень положительное впечатление. Может потому, что он находится в гуще школьной жизни и в нем есть какая – то изюминка. А может потому, что является примером воспитания в детях бережного отношения к истории, культуре своего края, русским народным традициям.
В память об этом удивительном человеке в школе один из отрядов юнармии был назван «Юные Афиногеновцы»(приложение 5.4. Интервью с В.А.Авериной). Сегодня отряд "Юные Афиногеновцы" состоит из учащихся
4-х, 5-х классов (приложение 5.11.). Я являюсь участником Движения Первых, одна из наставников Орлят России у вторых классов в нашей школе. Каждый год ко Дню Победы почетные караулы юнармейцев торжественно встают на посты для несения Вахты памяти у стенда музея «Поклонимся Великим тем годам!»(15) Один из стендов, «Семья Афиногеновых», посвящен участию Афиногеновых в Великой войне.
Я с большим удовольствием принимаю участие в Вахте Памяти, Считаю за честь постоять в почетном карауле у стенда рыбновцев – участников ВОВ. Этим мы отдаем дань памяти героям, которые защищали всю нашу Родину в годы войны. Эта акция воспитывает в молодых людях, как я, чувство патриотизма, причастности к важным событиям и свершениям нашей страны.
Командиром отряда юнармейцев является обладатель губернаторского знака "Школьному активисту", «Лучший юнармеец Рыбновского района» по итогам 2022 года, юнармеец Алексей Плисин
И последнее, о чем я хотела сказать. В музее была открыта экспозиция «Хранитель малой родины - А.И.Афиногенов».
III.Заключение
Афиногенов Александр Иванович в первый визит в школьный музей в отзыве писал: «Музей будет собирателем и хранителем всего, что касается истории нашего края. Здесь хранятся воспоминания старожилов, ветеранов войны, редкие документы и фотографии, личные вещи и т.д.»(приложение 5.15.) Наш Музей стал еще и хранителем Великого достояния Великого краеведа, обещаем хранить его, изучать, и использовать в своей непосредственной деятельности.
Наша гипотеза, что А.И.Афиногенов внес больший вклад в изучение истории Рыбновского края, подтвердилась. Этот материал можно предложить для уроков истории (учителям или учащимся школ для докладов) в качестве примеров по темам, связанным с рассматриваемым нами временем. Кроме того, наше исследование будет полезным для проведения классных часов, занятий по краеведению.
Сноски
1.Стр 3. .АИ Афиногенов фото (приложение 5.1.)
2.Стр 3. Видеозапись презентации книги, находится в школьном музее
3.Стр 4 Е.Мирненко. "След на земле". Афиногенов Александр Иванович. 100 лет со дня рождения», НИР 2019.
4.Стр 4. https://disk.yandex.ru/d/9QQNQF7KdN3Tow - всероссийский реестр школьных музеев
5.Стр 6. .Из воспоминаний Р.Н.Гришиной
6.Стр 6. Е Мирненко. «След в жизни», исследовательская работа. 2019, Музей школы.
7.Стр 7. ЦАМО. Учётно-послужная картотека. Шкаф 102. Ящик 4.
8.Стр 9. Из воспоминаний А.И. Афиногенова
9.Стр 10. А.И.Афиногенов. «С.А.Есенин и наш район», рукопись. Архив музея.
10.Стр 10. https://vk.com/wall-188799273_3326 (Благодарность от села Дединово группе «Реальное Рыбное» и лично Раисе Николаевне Гришиной.)
11.Стр 11. АИ Афиногенов. «Три памятные встречи» , газета «Приокская новь». От 17.02.1990.- № 90(5490);
12.Стр 11. https://vk.com/wall-188799273_3288 - встречи с матерью Есенина
13.Стр 13. Архив школьного музея
14.Стр 15. «Календарь погоды, природы и труда крестьянина за 1928/29 учебный год».архив музея
15.Стр 16. .https://vk.com/wall-218135320_102 сайт музея РСШ2
Список источников и литературы:
1.Афиногенов А.И. Города и районы Рязанской области. Историко-краеведческий очерк. – Рязань: Московский рабочий,1990 стр 287.
2. Афиногенов А.И. «Летопись огненных лет»,РРРРР Рязань, Издатель Ситников, 2020г.
Аудиозаписи интервью:
3. Афиногенов А.И.. Возвращение с фронта.
4. Афиногенов А.И.. О погибшем брате.
5. Афиногенов А.И.. О работе на быках.
6. Афиногенов А.И.. О телефонной связи в Рыбновском районе.
7.Афиногенов А.И.О торцевых дорогах.
Рукописи А И Афиногенова:
8. Афиногенов А.И. С. Есенин и наш район. Рукопись
9. «Летопись огненных лет» (Рыбновский район в годы ВОВ). 1994 г.,
10. История развития и образования в Рыбновском районе «От грифельной доски до ЭВМ»
Статистические справочники, периодическая печать:
11.Документы (Отчеты, календари природы, географический атлас) Срезневского училища Зарайского уезда Старолетовской волости 1894 – 1900гг годы.
12. «Сборник Статистических сведений по Рязанской губернии. Т XII. «Начальные школы Рязанской губернии за 1885/86 уч год»
13. «Ленинское знамя», «Приокская новь» Подшивки районных газет.
Интернет – ресурсы:
14.https://www.youtube.com/watch?v=6F3Ah4kBy0g интерактивная карта
15. https://vk.com/public218135320 - музей РСШ 2
16. https://disk.yandex.ru/d/9QQNQF7KdN3Tow - всероссийский реестр школьных музеев
17. https://ryazan.bezformata.com/listnews/muzey-shkoli-2-goroda-ribnoe/102631418/
18.https://ok.ru/rybnovskyr/topic/155734682667143# село Срезнево
19.https://ryazpressa.ru/срезнево
20.https://vk.com/wall-188799273_3326 - на сайте «Реальное Рыбное»
21.https://vk.com/wall-190908941_2416 на сайте «Реальное Рыбное»
22.https://vk.com/wall-188799273_3288 встречи с матерью Есенина
V. Приложения
5.1.А.И. Афиногенов с женой в музее РСШ 2
5.2.Мария Парменовна Бальзамова (слева) и Анна Алексеевна Сардановская. 1914
5 .3. Документы Срезневского училища, фото
5.4. Интервью с В.А.Авериной
5.5. Интервью с Р.Н.Гришиной
5.6. Интервью с З.М.Дикун
5 .7. Музейная экспозиция « Хранитель малой родины. Афиногенов А.И
5.8.Таблица «Открытие школ в Рыбновском крае. XIX в
5.9.Таблицы. «Рязанская железная дорога.1866г»
5 .10.Таблица. «Участие краеведов РСШ № 2 в конкурсах»
5 .11. «Юные Афиногеновцы» РСШ 2
5.12.АИ Афиногенов. Первое посещение школьного музея. Отзыв