Забытое чудо

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Забытое чудо

Семаков А.Д. 1
1БОУ УР "Столичный лицей имени Е.М Кунгурцева"
Семакова Н.Н. 1
1БОУ УР "Столичный лицей имени Е.М Кунгурцева"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Прошлым летом бабушка затеяла ремонт в доме. Помогая прибираться, я наткнулся на интересную фотографию. На ней был запечатлен мой дядя Саша рядом с какой-то интересной люлькой (Приложение 1а). Мне стало интересно, что это такое? Оказывается, это зыбка. В июле месяце у моей двоюродной тети родилась дочка. Слишком плаксивая она у нас. Вот тогда я впервые увидел, как работает это чудо, помогает в жизни молодой мамы.

Актуальность моей темы определяется тем, что в современном мире мало кто еще помнит предметы быта своих предков. Собирая материал для своего первого проекта, по теме «Родословная», я понял, что только уважением и знанием своих корней и предков можно стать и создать крепкую семью. А эти знания переходят из поколения в поколение через традиции, обычаи, и конечно, предметы. Думаю, что, изучив историю зыбки своей семьи, смогу передать полученные знания своим детям, расскажу родственникам, смогу заинтересовать больше ребят предметами старины.

Цель проекта – изготовить макет зыбки с куклой для показа и ознакомления с удмуртским бытом современных подростков.

Для достижения данной цели выполним несколько задач проекта:

  • изучить историю появления зыбки;

  • сравнить современные и старинные приемы использования зыбки;

  • собрать информацию о зыбке своей семьи;

  • изготовить макет с соблюдением технологии и материалов на основании полученных знаний.

Предмет исследования: быт русского и удмуртского народов.

Объект исследования: зыбка семьи Соколовых.

Методы и приемы работы:

1. Сбор информации о зыбках.

2. Обработка воспоминаний, фотографий. Беседы с бабушкой.

3. Обобщение полученной информации.

Тип работы: исследовательско-творческий.

По профилю знаний: межпредметный (краеведение, история, технология)

По количеству участников: индивидуальный

По характеру контактов: внутришкольный

По продолжительности: долгосрочный

Продукт работы: изготовить композицию-макет на примере зыбки семьи Соколовых по воспоминаниям старшего поколения

Назначение работы: собранную информацию и макет можно использовать на уроках истории, краеведения, технологии, во внеурочной деятельности, на классных часах.

Перспектива проекта: продолжить собирать материал о быте и культуре своей семьи, укреплять связи со старшим поколением Соколовых-Семаковых.

Теоретической основой работы послужили следующие источники:

1. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка:

Т. 1-4. – М.: Русский язык.

2. Русская изба. Иллюстративная энциклопедия. – Санкт-Петербург:

Искусство, 2001.

3. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов.

Ижевск, 1991; 1997.

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

Этап

Сроки

Содержание

Результат

Подготовительно-диагностический этап

май

1.Выбор темы проекта, обоснование ее актуальности.

2.Определение цели и планируемого результата.

3.Определение методов и приемов получения результата.

1. Ответил на вопрос: почему эта тема интересна для проекта? (традиции и обычаи своей семьи нужно знать и передавать следующему поколению)

2. Определил цель работы: выполнить демонстративный макет зыбки.

Задачи:

- собрать информацию по теме в интернете; в литературных источниках;

- узнать, есть ли в деревне люди, которые умеют изготавливать зыбку;

- выполнить практическую работу.

3.Продукт проекта – макет.

Организационный этап

Май-июнь

1. Планирование работы

по решению задач проекта

2.Определение возможных форм презентации результата

1.Составлен план работы над проектом.

2.Защита на научно-практической конференции лицея.

Основной этап

Июнь-сентябрь

1. Изучение литературы и сбор информации по проекту.

2.Определение структуры работы.

1.Список литературы.

2. Черновой план содержания работы.

Октябрь-ноябрь

1.Обобщение собранного материала, внесение коррективов в первоначальные замыслы и планы.

2. Посещение дома-музея К.Герда.

3.Обработка

необходимого материала для проекта.

1.Определение окончательной цели и задач проекта, методов работы, типа проекта.

2. Черновой вариант будущей работы по мере сбора информации (посещение музея, изготовление макета зыбки).

3. Сбор изделий в единую композицию.

декабрь

1.Обработка необходимого материала для проекта.

2.Реализация практического этапа проекта (выпиливание, шитье куклы)

1. Работа над недоделками композиции. Уточнение деталей наряда куклы.

2. Чистовой вариант текстовой части работы.

Демонстративный этап

январь

1.Оформление печатных и электронных материалов по проекту.

2. Представление для оценки руководителю проекта.

3. Предзащита проекта

1.Печатный и электронный материал по проекту.

2.Рецензия руководителя проекта на работу.

Результативно-рефлексивный этап

февраль

1.Подготовка защиты проекта.

2. Защита проекта на научно-практической конференции лицея.

Успешная защита проекта.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Чтобы выявить значение слов «колыбель» и «люлька», я обратился к Толковому словарю Владимира Ивановича Даля.

«Колыбель – зыбка, качалка, баюкалка»1

«Люлька – колыбель, зыбка, качалка»2

Что же такое «зыбка», это слово образовалось от слова «зыбнуть».

«Зыбнуть - колебать, качать, покачивать, колыхать»3

«Зыбка, зыбушка, зыбалка – колыбель, люлька, качалка»4

Согласно определениям Владимира Даля, слова: «колыбель», «люлька» и «зыбка» - это слова синонимы.

Слово же люлька (в значении колыбель) возникло от общеславянского люлю, означающего припев при укачивании и возникшего от глагола лелеять, который сроден с украинским лелíяти, болгарским ле́лям, леле́я (укачиваю), сербохорватским лелѝjа̑м, лелѝjати, ле̑љам, ле́љати (качать, болтать), старо-чешским leleti (волновать) и родственно литовскому leliúoti, leliúoju (качать, колыхать), латышскому leluôt, leluoju (укачивать ребёнка, убаюкивать), сродство с древнеиндийским lē- lā́yati, lēlāyáti, lēláyati(качает(ся), дрожит), lálati(играет), lālауаti(ласкает, лелеет), возможно с англосаксонским lǽl(прут, ветка). Также, в современном английском lull (убаюкивать).

2.1 Символизм

Зыбка — первая земная обитель новорождённого, особое место, требующее магических оберегов и выполнения ритуалов, для защиты жизни и здоровья ребёнка. Зыбка в своём символическом значении сравнивается с материнской утробой, жилым домом и как завершение земной жизни — гробом. Младенца в зыбке зачастую брали в поле или в лес и на время работы родителей подвешивали: на треноге (в южных регионах) или на дереве (в северных лесистых местностях). Бытовало выражение «детей на берёзе растить», что означало подвешивать зыбки на берёзах, когда родители заняты работой.

Половину избы наши предки воспринимали в качестве границы между миром людей и подпольем, где обитает «нечистая сила», и подвешивание зыбки с ребенком над низом(полом), по представлениям тех времён.

    1. Конструкция зыбки

Зыбки в зависимости от региона изготавливали из разных материалов: из дощечек, прутьев, плетёный из лыка или бересты, с боковиной из луба, с дном плетеным или матерчатым. (Приложение 1)

Чаще всего зыбки делали из сухих дощечек, из которых сколачивали без гвоздей (встык) неглубокий прямоугольный кузовок (короб). (Приложение2)

Дно делали из мешковины, холста или другого прочного полотна, для этого в нижней деревянной части зыбки просверливали отверстия, к которым крепили ткань.

2.3 Крепление зыбки

Обычно, зыбку вешали в дальней части избы, за подтопком, где проходила вторая матица— бревно, перекинутое поперек, на котором держались доски потолка. В матицу прочно крепили кольцо, а на кольцо вешали качок— виток проволоки-пружины, на который и подвешивали зыбку. Зыбка подвешивалась на верёвках, от углов колыбели, верёвки связывали на определённой высоте в петлю, которая и надевалась на нижний качок.

Зыбку можно было оттянуть привязанной к ней верёвкой или ремнём, при этом качок немного растягивался, и зыбка начинала ровно и спокойно колебаться. За младенцами обычно следили младшие дети в семье, которых учили управляться зыбкой на качке. Маленьких нянек учили правильно зыбкой «рулить».

В других регионах зыбку крепили на очеп – длинную деревянную слегу-жердину. Очеп просовывали в кольцо, закреплённое на матице, а к нему вешали с одной стороны зыбку, а с другой стороны крепили верёвку или ремень. (Приложение 3)

Позже колыбели стали делать на качалках, короб ставили на ноги-полозья. Такие колыбели имели свои преимущества: их можно было передвигать, поставить удобно к стенке, в уголок, а не посреди и без того тесного жизненного пространства. Недостатком было то, что такую кроватку невозможно было взять собой в поле, зыбку же легко можно было взять, положить на телегу, а там подвесить на ветку.

2.4 Символы и украшения зыбки

Важным элементом зыбки была материя закрывающая, завешивающая и окутывающая зыбку — полог, который будущая мать готовила заблаговременно. (Приложение 4)

Полог был неотъемлемой частью зыбки не только для защиты от света и насекомых, но, прежде всего, в качестве защиты от сглаза и преграды злым духам.

Младенца до года не принято было показывать чужим людям, поэтому при чужих его закрывали пологом.

Для полога будущая мама подбирала красивую ткань, делала украшения – вышивку, аппликации, кружева. Бедная же семья могла просто надеть на зыбку старый сарафан.

В качестве подстилки (постилки) использовали яровую или ржаную солому или стружки, накрытые ветошью, шерстью, старой одеждой.

Во многих северных районах России изготавливали добротные деревянные резные или расписные зыбки.

В росписи зыбок среди орнаментов трав и цветов изображали и бытовые сцены из жизни крестьян северной деревни: женщину, укачивающую ребенка; охотника с собакой, целящегося из ружья в белку; птицу, сидящую на дереве; седока в санях. Некоторые расписные колыбели имели надписи о ее владельце, месте и времени изготовления

Как и в наше время, на зыбке раньше тоже вешали игрушки – яркую ткань, расписные ложки и погремушки. Погремушки мастерили из бычьего пузыря, в который насыпали зерно. Такая погремушка мягко шуршала, убаюкивая младенца.

Голос матери, мотив её колыбельной песни, убаюкивал ребёнка. Этот простой мотив был тесно связан с темпом качания зыбки, был однообразным и повторяющимся. Младенец его легко запоминал, повторял эти звуки в тон и сам себя убаюкивал.

2.5 История зыбки семьи Соколовых

Откуда же взялось в наши дни такое чудо? Повела меня бабушка в дом-музей Кузебая Герда в деревне Гурезь-Пудга Вавожского района. Она там работает методистом. Я и раньше бывал у бабушки на работе. Но особого внимания не обращал на зыбку. Оказывается, это зыбка нашей семьи. Она досталась нам по наследству деду Николаю от его деда Соколова Афанасия Тарасовича. Когда в 1928 году родился у них в семье первенец, смастерил он колыбельку: лубяную, черемуховая дуга для подвески, донце тоже лубяное, на двух поперечных досочках, ни одного гвоздя. Небольшая, легкая, добротная. Хозяин закрепил зыбку к длинной березовой жердочке. Напрашивается вопрос: почему именно береза? Дело в том, что она хорошо пружинила, считалась оберегом, так как являлось деревом удмуртского Бога Кылдысина. Жердину просунул в кольцо, закрепленное к матице. Вот и колыбель готова. Постелила молодая жена Мавра мягкое сухое сено, накрыла старой одеждой, а подушка еще мягче – сухая осока, да еще ароматные травы. Уложила младенца в люльку. А на дугу у изголовья – полог из своей юбки, которую при беременности носила.

Выросли в этой зыбке шестеро детей. Выжили только пятеро. Потом сыновья и дочери внуков Афанасия Тарасовича и Мавры Васильевны укачивали, колыбельные песни пели.

Перешла зыбка к сыну - Михаилу Афанасьевичу, моему прадеду. Прабабушка Татьяна Андреевна качала в ней пятерых малышей. Когда родилась моя мама Наталия, достал прадедушка и эту зыбку своей первой правнучке.

Бабушка и рассказала, как она вырастила в ней мою маму и двоих сыновей. Забил дедушка Николай в доме к потолку маленькое кольцо, закрепил туда толстую пружину и подвесил эту зыбку. Для безопасности через пружину веревку еще подвязал к кольцу: вдруг пружина порвется. Так и усыпляла мою маму бабушка в этой зыбке на душистом сене. Зацепила, как ее учили, к люльке веревочку, чтоб ногой качать. Ногой качаешь, а руки свободны! Можно книжку почитать, рукоделием заняться. Так вырос и второй сын бабушки. Неспокойный был мой дядя: четыре месяца ревел. Родился в апреле, в день космонавтики (я потом узнал, что у детей, которых качали в люльке, вестибулярный аппарат головного мозга хорошо развит), а в мае картофель сажать. Хранилась он в подполье. А к посадке не готов, отростки до полуметра уже отросли. Такой не посадишь! Дедушка на посевной с раннего утра до позднего вечера. Дедушки, бабушки тоже на работе. Что делать? Выручила эта же веревочка. Бабушка у меня очень умная: эту веревочку в щель между половицами в подполье просунула. Сидит теперь в подполье, ногой качает люльку с малышом, а руками обрывает картофельные отростки. И сын не плачет, и семена готовы!

Приехала как-то старшая сестра бабушки Лиза из города, увидела зыбку и говорит:

- Вот, деревня! Ты что как старые бабки еще зыбку повесила!? На дворе уже двадцатый век!

Переспав ночку с моим ревой-дядей, передумала, сказала:

- Тут не только зыбку, но и самолет подвесишь к потолку!

На руках долго плачущего ребенка не покачаешь. А если ночью заплачет, вставать не надо: конец веревочки под подушкой, подергала за нее и снова спит. Когда родился третий сын у бабушки Миша, старшие сами уже наперебой качали младшего. Погремушек ему навешают на дугу, а он лежит и ножками дрыгает. Игрушки звенят, а он от радости еще сильнее. Так и выросли моя мама и дяди в зыбке. Родилась первая внучка, моя сестра София. Зыбка готова. Душистый травяной матрасик тоже. Красивый полог сшила мама. По краям кружева. Цветочки вышила. Прабабушка, Татьяна Андреевна, напоминает теперь своей внучке Наташе:

- В сумерках Сонюшку не оставляй одну в люльке: шайтан подменит дите. А если придется выйти, то не забудь подложить ножницы в зыбку.

Я тоже вырос в этой зыбке. Мама говорит, что я два раза падал с зыбки. Всё уговаривает меня стать летчиком, потому что ни одной царапины не получил. Нам с сестрой повезло больше: качала и мама, и бабушка, и даже прабабушка Татьяна. Она еще жива. Ей исполнилось 95 лет. И по моему воспитанию она дала совет моей маме:

- Колечко на месте. Зыбку занесем, подвесим. Пусть качается.

Ее качали и женщины, и мужчины. Вот и на этой фотографии качает зыбку мой дядя Саша. Правда, в ней не я, а моя сестра София. Когда она росла, моя семья жила вместе с бабушкой.

Когда гости приходят к бабушке, видят это колечко в спальной комнате, интересуются им, бабушка им отвечает:

- Для зыбки. Там выросло много детишек. Дай, Бог, здоровья и мне тоже правнуков еще покачать.

2.6 Рассказы жителей деревни Гурезь-Пудга Вавожского района

Да, хорошую вещь придумали мудрые предки! Но как выйти в дорогу с младенцем? Или погулять? То здесь зыбку заменит походная люлька – кокы. Такую колыбельку подарила музею, в котором работает бабушка, Горшкова Светлана Николаевна. Она маленькая. По форме такая же, как и зыбка: в виде коробки треугольной формы с округленными углами. Стенки из луба, дно – из двух слоев бересты. Место соединения дна со стенками прошито витыми лыковыми веревками. В месте каждого прокола – узелок. Хозяйка с улыбкой вспоминала интересный случай с этой люлькой. Старшего сына Сашу родила она в мае, а в июле малина поспела. Малины хочется, страсть! А куда с таким маленьким? Мама надоумила: уложи сыночка в люльку, а люльку - в заплечную сумку (ныпъет; современная сумка-кенгуру) и шагай за ягодами в лес! Так и сделала. Укрыла еще малыша покрывалом от насекомых и пошла. Собирать – то тяжеловато: спина устает. Положила колыбельку на пенек и давай собирать. Малины много, да так увлеклась, что забыла про сыночка. Очнулась, и давай искать! Оказалась люлька недалеко. Малыш крепко спит, а сердечко мое чуть не выскочило. Пошли мы домой с полным лукошком малины, проснулся он только дома. С такой люлькой раньше женщины и на работу ходили: косить, сено загребать, в поле жать и снопы вязать. Дойдут до луга, накормят малыша и подвесят люльку в тени на веточку. Младенец спит, а мама работает. Женщина рано выходила на работу после родов. По – разному приходилось приспосабливаться. А сегодня как пойдут мамы с малышом, например, на речку? В «кенгуру» (ныпъет) его или в дорожную переноску (кокы) и вперед. Мудрый опыт наших предков пригождается и сегодня.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Наслушавшись и рассмотрев внимательно зыбки, захотелось как-то закрепить свои знания, и конечно, поделиться ими. Мы с семьей долго искали людей, которые бы знали еще все технологию выполнения зыбки. Сейчас мастеров таких уже не оказалось. Да, и мало кто в современной жизни использует такое чудо. Мне в голову пришла идея – изготовить макет (маленький формат) зыбки. Мама полностью поддержала. В стороне не остались и мы с папой. Закипела наша работа. Саму зыбку изготовил друг дедушки житель деревни Гурезь-Пудга Вавожского района Соловьев Игорь Петрович. Ссылаясь на недостаток знаний и времени, многие пожилые люди отказывались изготовить зыбку. Дядя Игорь согласился. Он рад был помочь мне, внуку друга Коли (деда уже нет в живых).

Мама второй год шьет текстильные куклы. Они с моей сестрой оживили мою композицию куклой. Из собранных летом трав смастерили матрас и подушку. Ну, а я с папой дополнили композицию подставкой.

3.1 Инструменты и материалы

Инструменты

Фото

 
  • Лобзик

  • Иголки

  • Кисточка

  • Карандаш

  • Швейная машинка

   

Материалы

Фото

  • Фанера

  • Морилка

  • Саморез

  • Луб липы

  • Веточка ивы

  • Ткань трех видов

  • Нитки швейные

  • Кусок кожи

  • Тесьма

  • Высушенные травы

 

3.2 Процесс изготовления

 

Этап изготовления

Фото

1

Готовим кусок фанеры. Чертим круг. Вырезаем лобзиком. Вырезаем держатель зыбки. В моем случае – дуга из фанеры.

 

2

Готовую заготовку закрепляем друг с другом. Красим темной морилкой.

 

3

Мама с сестрой шьют куклу и набивают матрас с подушкой.

 

4

Собираем макет.

 

3.3 Экономическая оценка (бюджет)

Наименование материала

Цена за 1 шт (в руб)

Стоимость (в руб)

Имеется

Требуется

 

Кусок луба

   

+

 
 

Нитки

40

20

+

 
 

Ткань (трикотаж-бифлекс)

1500

150

 

+

 

Кусок кожи (10*15)

60

60

+

 
 

Нитки швейные

40

40

 

+

 

Тесьма (м)

60

12

 

+

 

Ткань (бязь)

220

44

 

+

 

Синтепон

       
 

Ткань домотканая

   

+

 
 

Травы высушенные

   

+

 
 

Кусок фанеры (20*20)

450

18

 

+

 

Морилка темного цвета

160

6

 

+

 

Саморез

1,20

1,20

 

+

           

Итого: 351 руб. 20 к.

При выполнении проекта была произведена примерная экономическая оценка. Так как мама не первый год увлекается шитьем, то ткань и материал для куклы и матраса зыбки были в наличии. Еще летом научился пользоваться лобзиком. Поэтому мне не составило труда вырезать круг для подставки из остатков фанеры. Для изготовления самой зыбки дядя Игорь использовал кору липы, привезенной для дров. Таким образом, я могу сделать вывод, чтобы изготовить мою композицию необходимы недорогие материалы. Самый большой расход для моей работы – это потраченное время.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Зыбка – это забытое чудо для современного поколения молодежи. Не говоря уже о том, что забываются традиции своего народа. Я считаю, что пока есть поколение как моя бабушка, необходимо узнавать больше о своей семье и ее традициях. А еще важнее, хранить вещи своих предков и суметь передать их своим детям. Зыбка нашей семьи живет с нами четвертое поколение. Думаю, что смогу передать и сохранить ее.

  1. САМООЦЕНКА

Работая над своим проектом, я смог сплотить свою семью через совместный труд. Познакомился с другом деда. Узнал о дедушке много интересного. Много времени провел с бабушкой в музее. Знакомился не только с зыбкой, но и другими предметами быта удмуртского народа. Понял, что моя бабушка – это хранитель традиций семьи Соколовых. Захотелось еще больше познавать свои традиции. Теперь еще с большим ожиданием жду поездки в деревню к бабушке.

Пока мой макет выполнялся, приезжали к нам гости и друзья. Многим интересовались этой работой. Я с удовольствием делился знаниями. Поступило предложение даже приобрести ее.

У меня возникла идея – создать страницу в социальных сетях. Сделать рекламу продукта и начать небольшой семейный бизнес. Сейчас возвращается мода на рукоделие. Такие изделия высоко ценятся, так как они уникальны и неповторимы. Мой макет – один из таких. Думаю, что у меня все получится. Останавливаться не собираюсь. Теперь хочется развиваться в данном направлении.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. – М.: Русский язык. https://runivers.ru/lib/book3178/

  1. Русская изба. Иллюстративная энциклопедия. – Санкт-Петербург: Искусство, 2001. fulltext/rusizba/text1.pdf

  2. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1991; 1997. https://elibrary.unatlib.ru/dspace/dsview.html

  3. Белякова Г. С. Славянская мифология: кн. для уч-ся / Г. С. Белякова. - М.: Просвещение, 1995. https://vk.com/wall-95211955_28154

  4. Гришкина М.В., Майер В.Е., Христолюбова Л.С.. Семейный и общественный быт удмуртов в ХVIII-ХХ вв. Научно-исследовательский институт при Совете Министров УАССР,1985 https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/5448

  5. Климов К.М. Удмуртское народное искусство. Ижевск, 1988.

https://www.perunica.ru/tradicii/3561-klimov-km-udmurtskoe-narodnoe-iskusstvo-1988-g.html

Источники интернет ресурсов.

  1. https://russianarts.online/190266-zybka/

  2. https://vk.com/wall-18494392_9629

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1а

Приложение 1

Изготовление зыбки

Приложение 2

Зыбка. Вид сверху.

Приложение 3

Зыбка на очепе

Приложение 4

Полог на зыбке

Приложение 5

Украшения и символы на зыбке

1 Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка:Т.II – стр.144

2 Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т II – стр.285

3 Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т I – стр.697

4 Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т I – стр.697

Просмотров работы: 17