ВВЕДЕНИЕ
Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять-десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Что могут рассказать?
По статистике, Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько именно детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет.
Актуальностью исследования является то, что по сей день на Донбассе рвутся бомбы, свистят пули, от снарядов рассыпаются в пыль дома и горят детские кроватки. Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования человеческого рода, детям предназначено жить в мире! И поэтому мы должны знать и помнить о событиях Великой Отечественной войны, потому что народ, который забывает свое прошлое, обречен на то, чтобы его пережить вновь и вновь.
Мы задались вопросами: как они дети Донбасса 1927 – 1943 г. рождения пережили страшные военные годы сороковых? Какие у них остались воспоминания о тех страшных годах? Чем схожи их воспоминания и воспоминания нынешних детей, живущих в военное время. Чтобы получить ответа на наши вопросы, решили обратиться не к взрослым дедушкам и бабушкам, детям война, а к безмолвным свидетельствам – школьным сочинениям 1943 года, хранящимся в Донецком Республиканском музее. Толчком к исследованию стали подобные сочинения обучающихся нашей школы, написанные в 2014-2017 годах и хранящиеся в школьном музее «Донбасс непокоренный»
Цель работы: исследовать детские сочинения 1946 г. и проанализировать страницы жизни детей Донбасса в годы Великой Отечественной войны, что они помнят, что могут рассказать не во взрослом возрасте, а будучи детьми без влияния времени, фильмов, политики.
Задачи: изучить литературу по теме, архивные материалы, воспоминания детей 1946г.;
охарактеризовать жизнь детей на оккупированной врагом территории и в тылу;
сделать сравнительный анализ затрагиваемых тем в сочинениях детей в оккупации и в тылу;
сравнить сочинения учащихся о нынешних событиях на Донбассе и сочинения 1946 г.;
сделать вывод относительно отпечатка войны на детских судьбах.
Предмет исследования: условия жизни детей Донбасса в годы Великой Отечественной войны.
Объект исследования: влияние событий Великой Отечественной войны на образ жизни детей Донбасса того времени.
О Великой Отечественной войне написано много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и статистические данные. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Выбирая тему для исследования, мы были убеждены, что нам придется исследовать огромное количество исторических работ. Но оказалось: не то, что монографии, а даже большой научной статьи о детях войны, оставшихся в оккупации, и их жизни найти не удалось (исключение составляет разве что дети пионеры – герои или сыны полка). После окончания войны эта тема несколько десятилетий не подымалась совсем.
Ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий. Основу работы составили сочинения детей г. Краматорска и Снежнянского района Донецкой области на темы: «Что я пережил в годы ВОВ», «Что я пережил во время оккупации г. Константиновка». Работы школьников 5-7 классов содержат информацию о жизни людей, как в советском тылу, так и на оккупированной территории. Эти воспоминания являются неофициальной историей, дают возможность увидеть прошлое «снизу», с точки зрения отдельной личности.
ГЛАВА I. ВОЙНА НА ДОНБАССЕ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ
1.1 Жизнь в оккупированном Донбассе в 1941-1943 годах
Традиционным заданием на уроках русского языка и литературы является такой вид работы, как сочинение на тему «Мои летние воспоминания». Но исключения из правил бывают. С начала войны на Донбассе, в 2014 году, главной темой сочинений стало «Война на Донбассе 2014-2017 гг. глазами детей». В нашей школе дети тоже писали свои сочинения. Они хранятся в нашем школьном музее. Вот как описывают начало военных действий учащиеся 5 класса Саша Ш. и Настя П.: «Был теплый солнечный майский день. Ничто не предвещало беды. Мы с братом пришли из школы. Мама и тетя были дома, бабушка попросила нас сходить в магазин за хлебом. Коты грелись во дворе на солнышке. Мы мечтали о поездке всей нашей большой семьей на море - впереди было лето и летние каникулы.
Вдруг сильный гул в небе привлек наше внимание. Подняв голову, мы увидели вертолет. Он летел так низко, что можно была рассмотреть лицо пилота. Казалось, что лопасти вертолета снесут крышу дома.
Прозвучал первый выстрел, потом еще один... Мы сразу не поняли, что происходит. Мама выбежала за нами на улицу, а тетя побежала в сад за бабушкой. Бабушка стояла на дорожке во дворе и не могла сдвинуться места. Она смотрела на вертолет, круживший над нашим домом, и не могла поверить в происходящее.
Мы вбежали в дом и упали на пол. Мама, тетя и бабушка закрыли нас собой. Все тряслось, гудело, хрустели стекла.
Когда мы бежали в подвал, мама снова увидела над домом этот же вертолет, который разворачивался, чтобы опять начать обстреливать аэропорт. Вертолет летел так низко, что мы увидели лицо пилота. Мне показалось, что он улыбался.
Так у нас в поселке началась война. А город продолжал еще жить спокойной мирной жизнью…» [9].Егор В. из 5 класса написал: «Я очень люблю свой город. Как жаль, что я не могу увидеть его глазами птицы! Уже почти три года прошло, как началась война. Когда-нибудь я расскажу своим взрослым детям и внукам про войну своего далекого детства. Расскажу им, как мы прятались от бомбежек, как тряслись окна, как лились слезы, как все молились. Расскажу, как я боялся. Как люди уезжали, бросали дома, вещи, а часто и родных. Как наш город опустел… Расскажу, как первой фразой учительницы после долгого лета было: «Егор, ты в Донецке? Жив, здоров?» И как, оказывается, хорошо ходить в школу.
Когда-нибудь я обязательно расскажу об этом. И дай Бог, чтобы этот ужас никогда больше не повторился!» [9] Алеся Г. так вспоминает первый день войны в Донецке: «В тот день ничто не предвещало беды. Мои родители были на работе, брат гулял с друзьями, а я дома играла на компьютере. Вдруг над домом пролетели вертолеты. Был страшный гул. Мой брат прибежал домой, потому что испугался за меня. Когда все затихло, я зашла к своей подруге Маргарите. Вдруг прозвучал выстрел. Мы выскочили на улицу, чтобы посмотреть, что там случилось. Перед домом стоял танк. Мы обомлели. Мама Маргариты забрала нас в подвал. Я так никогда не ждала с работы родителей, как в тот день. Вечером в наш дом влетел первый снаряд.
Я не хочу войны! Не хочу! Больше всего я мечтаю о мире. А еще – чтобы восстановили наш дом, в который попало 11 разных снарядов…» [9].
1.2. Жизнь в оккупированном Донбассе в 1941-1943 годах
Не только современные учителя задают детям писать сочинения о наиболее запомнившихся моментах войны. В Донецком Государственном архиве хранятся сочинения детей Донбасса, написанные в 1946 году. Эти сочинения дают возможность заглянуть в Великую Отечественную войну глазами детей, наших сверстников, и узнать, какой след оставила война в их судьбах.
Великая Отечественная война стала общей биографией целого поколения военных детей. Их судьбы похожи: судьба российского и белорусского мальчиков, судьба украинской и литовской девочки. Зная судьбу детей любого региона, можно судить о судьбе других детей во всех частях СССР.
Для того, чтобы понять влияние войны 1941 – 1945 года на судьбы детей, нами были изучены 349 сочинений учащихся 5-7 классов г. Константиновки и Снежнянского района, которые находятся в Донецком Государственном архиве.
Ни одного ребенка не оставила равнодушной новость о начале войны, которую услышали из сообщения товарища Молотова по радио или вечером из разговора родителей, вернувшихся с работы. Все дети, которые писали сочинения, помнили этот день. Коноваленко Л.Д., ученица 5 класса, так вспоминает своё первое знакомство с войной: «…О войне мы узнали в семь часов утра по радио. Мой папа был с мамой на работе, а я была дома. На улицах было сильное волнение людей. Когда мой папа пришел домой и объяснил мне, почему идет волнение…» [3, 55] (Приложение 1). Современные дети Донецка тоже никогда не забудут последний учебный день в мае 2014 года, когда начался обстрел Донецкого аэропорта, день, когда в наш город пришла война.
Самое ужасное впечатление оставила оккупация. Именно с момента вступления немцев в родной город в сознании населения обострились чувства свободы и человеческого достоинства, которые целенаправленно угнетались оккупантами. «В город вошли немцы. На стенах были расклеены всякие объявления и внизу почти на всех красными буквами написано «Карается смертью!» Потянулись тяжелые дни немецкой оккупации, полные страха и беспокойства… Эти ужасные дни навсегда останутся в моей памяти как самое страшное, что я видела в своей жизни», - пишет Л.В. Амброже [4, 1]. В своем сочинении Волобуева М. рассказывает: «Много страстей мы пережили в эти годы. Немцев разместили на наши квартиры. Нельзя было ни свободно говорить, ни играть, ни веселиться. В эти годы в нашей стране все утихло, только слышны были голоса немцев» [4, 1]. «Всё население было взято на учёт. За малейшее неповиновение расстреливали на месте. За одного убитого немца расстреливали до двухсот жителей. После восьми часов вечера летом, а зимой после пяти никто не должен выходить из дома. Опоздавший был немедленно схвачен и отправлен в жандармерию. Там его избивали плетьми до полусмерти», - сообщает Крюкова В. [4, 24]
Все дети пишут о голоде. Немцы забирали продукты у населения. Л. Молчанова подчеркивает: «Переживали страшную муку из-за недостачи продуктов питания. Хлеб и продукты питания немцы забирали…» [5,162]. «Вдруг немец забежал к нам и начал смотреть в комнате, что взять, но взять было нечего. Он выбежал во двор. Во дворе ходило три курицы. Он заметил их и начал показывать маме знаки: «Дай яйки». Мама сказала, что куры не несутся, за что он достал пистолет и выстрелил в курицу, а маму ударил», - вспоминает Слепченко Н.[5, 182]. Из-за нехватки продуктов, их необходимо было доставать. Ростовская Н. пишет: «Продуктов питания у нас не было, надо было как-то доставать самим. С тачкою в руках мы с мамой ездили за 200 километров, чтобы достать кушать…» [4, 16]. Дурнева Н. вспоминает: «Во время оккупации мы обменяли много хороших вещей. Менять ходили за 80 км» [5, 138].
Детей огорчало то, что они не могли продолжать учебу. Михневский П. сообщает, что, когда немцы пришли в Константиновку, школа, в которой учился, была закрыта. Немцы и не думали ее открывать. В классах немцы поставили лошадей. Они срывали полы в классах и коридорах, ломали школьные парты на отопления конюшни [4, 259].«В нашей школе стояли немецкие кони, а в клубе машины», подтверждает Шистко В. [5, 339]. АвотУваров В. пишет, что учиться продолжать не мог,потому что «тетради и книги покупали, а они были очень дорогими» [5, 124]. На Пешеходову Ж. впечатление оказало то, что в школе учителя зачеркивали вождей, заклеивали портреты ученых, писателей [5, 154].Дети, которые пошли в школу, свидетельствуют, что немцызапрещали учиться на родном языке. Так Дурнева Н. описывает: «Через год отремонтировали школу, и я пошла учиться. В школе учились на украинском языке, до войны на русском» [4, 137], и Волосовцева Р.Я. подтверждает: «При немцах школы были на украинском языке. Дети не могли учиться на своем родном языке» [4, 223].
Как только немцы зашли в советские города и села, они создавали Биржи труда, для этого все население ставили на учет. Молодежь угоняли в Германию.
Русаленко Р. пишет: «Немцы, чтобы посылать людей на работу, устроили биржу. Много людей собиралось около биржи, чтобы отметиться и дали карточку на хлеб» [5, 344]. Коноваленко Р. 5 класс КЖСШ №10 сообщает: «Немцы много раз на рынках делали облавы и забирали народ в Германию [4, 52]. Молчанова Л. вспоминает: «Исключали из общины и вручали повестку на работы в Германию…» [3, 1-3]. Семеркина А. пишет: «Население угоняли в Германию, а вместе с этим увозили в Германию все ценные вещи. Немцы набирались наглости ходить по домам и забирать мебель, снимать с прохожих что-нибудь из одежды» [4, 65]. Это подтверждает и Картузная Н. (Приложение 2,3,4,5). А вот Никулина из 7 класса рассказывает: «В городе часто были облавы, во время которых немцы собирали и угоняли людей на биржу, они не смотрели ни на старость, ни на малолетство, а вручали биржевые карточки и посылали на работу» [4, 67]. «У людей отбирали паспорта. Девушек отправляли в Германию. Бедные девушки не знали, что им делать. Они прятались в садах, в сортирах, но их там находили», - вспоминает Волосовцева Р.Я. из КЖШ №5. Многие причиняли себе временные увечья, чтобы их не угнали в Германию. Немцы создавали комиссии для подтверждения нетрудоспособности или требовали справку, в которой будет указана причина болезни. Кондратенко Д. описывает, как проходили проверки комиссии: «Они подошли к сестре, и один ее толкнул ногой. Отец им сказал, что она ничего не слышит, но они не поверили нам. Сестру забрали. Я пошла с ней, так как она ничего не понимала и не могла ничего сказать. Нас привели в какую-то темную комнату и заперли до 8 часов утра, до приезда комиссии… Сестру начали спрашивать, чем она больна, но она показала им, что не слышит. Через некоторое время позвали меня и начали расспрашивать, как это случилось. Я им рассказала, но они мне не поверили и потребовали документы. Документов у меня не было. Один из врачей потребовал, чтобы она заговорила. Я быстро ей показала и велела сказать свою фамилию, и сказать, как ее звать. Я получила на сестру документы и вернулись домой» [5, 343].
Жестокость оккупантов вызывала у детей, которые ранее не видели так близко беспредела, смерти, чувство ненависти к фашистам и страдания. Коваленко В. описывает жуткую картину, от которой дрожь пронизывает тело: «Однажды утром я вышел на улицу. На шоссейной дороге сидел маленький черномазый мальчуган. Он играл песком и заливался детским смехом. Вдруг из-за переулка выехала машина. В кабине сидел немецкий офицер. Он не свернул в сторону, а направил машину на ребенка. Ребенок смотрел смерти в лицо. Машина налетела на ребенка. Раздался душераздирающий крик мальчика. На крик выбежала мать ребенка. Она увидела изуродованного сына и потеряла сознание» [5, 334]. Зверства фашистов описывает и Золотько: «Немцы начали казнить и расстреливать семьи партийных, а также тех, кого подозревали. Они казнили также тех, кто шел по улице хотя бы на три минуты позже указанного ими срока», а В. Крюкова вспоминает: «Всё население было взято на учёт. За малейшее неповиновение расстреливали на месте. За одного убитого немца расстреливали до двухсот жителей» [5, 79]. Неизгладимое впечатление на детей оказало отношение фашистов к пленным. «Я шел по Красной улице. Вдруг перед моими глазами представилась такая картина: по шоссейке гнали человек девять наших матросов. Лица их были в синяках, и, казалось, были неподвижны. Они шли, гордо подняв головы, и пели советские песни. Немецкий офицер подошел к матросам и приказал замолчать. Но неожиданный удар свалил немца на землю. Жестокие удары посыпались на головы героев. Но они продолжали петь. Этих матросов не пугала жестокая казнь немцев», - так описывает увиденное В. Коваленко [5, 334].Изотов Е.Н. вспоминает, что ему приходилось видеть, как один немец избил до полусмерти одного военнопленного. Этот военнопленный был изможден голодом и не мог идти на работу [5, 254]. Слепченко Н. пишет: «Я не могла смотреть, как по шоссе каждое утро шли с завязанными руками, заросшие, оборванные, голодные военнопленные» [5, 182].
Дети в своих сочинениях вспоминают тот момент, когда советские войска начали освобождать нашу Родину. Этому известию радовались все, но, несмотря на это, в сочинениях дети описывают, как фашисты начали эвакуацию мирного населения в Германию. Таким образом, Е. Голованова сообщает: «Когда началось наступление Красной Армии, немцы начали эвакуацию. Эвакуировали сначала тех, у кого не было родителей» [3, 19]. Эта информация подтверждается и М. Арбузовой: «Фашистские изверги отступали на запад, отступая, немцы угоняли людей в рабство или «лагеря смерти». [3, 23] Н. Дурнева: «За три дня до вступления Красной Армии немцы объявили эвакуацию. Они обещали, что дадут много хлеб, но им не верили. Мы прятались в саду, пока не пришли наши. Уходя, немцы разрушали и поджигали наши дома» [4, 138].
1.3. Жизнь детей Донбасса в тылу
Ненамного лучше жилось детям, эвакуированным в тыл. Изучив сочинения, мы определили, что небольшое количество из них написанные детьми, вернувшиеся из эвакуации. Однако их было достаточно, чтобы увидеть условия жизни наших детей в тылу, и какое влияние имела война на их судьбу. Жители нашего края в годы Великой Отечественной войны эвакуировались в Уфу, на Урал, за Волгу в Чкаловскую (сегодня Оренбургская) область, Казахстан, Челябинск. В воспоминаниях каждого ребенка остались жуткие картины пути в новое место жительства. Так ученица КЖСШ №10 Л. Филь описывает: «Фашисты бомбили эшелон. Бомба попала в паровоз. Пришлось ночевать под открытым небом. На наш эшелон налетели три немецких бомбардировщика. Вдоль железной дороги тянулся лес. Люди выскакивали с вагонов и бежали в лес. Самолёты дали длинную очередь из пулемётов по бегущим людям. Я с мамой и сестрой остались в вагоне. Больше бомбёжки не было» [4, 157]. А Орлова П. указывает: «В наш вагон набилось битком народа так, что негде было упасть иголке… Отойдя от города за несколько километров, наш поезд остановился. Налетел немецкий самолёт. Так мы еле добрались до Пятигорска на Кавказе». [4, 178]. Молоцкая А. пишет: «Скоро теснота вагона заменила уют детской. Так мы ехали 1,5 месяца». [4, 185]. Ечина Л. о своих впечатлениях рассказывает так: «Мы выехали на Урал. Дорогой насмотрелись всего. Ноги человеческие и руки были разбросаны везде. Валялись убитые кони. Когда мы ехали поездом на нас начали строчить немецкие самолеты. Благодаря лесу, который был невдалеке, мы спаслись. Немцы преследовали наш эшелон. Не раз мы попадали в окружение, но с нами ехали красноармейцы, у которых были пулеметы, они могли отстреливаться» [5, 198]. Учащийся Снежнянского района Колесников Б. описывает путь в Казахстан: «Вражеские самолёты без конца кружились над составами поездов, уничтожая сотни тысяч беззащитных людей бомбами. Помимо бомбежек, по дороге приходилось переносить голод, холод, грязь, то есть такие условия, которые непостижимы человеку. Ехали на открытых платформах под дождём и снегом» [3, 18].
Из сочинений мы узнаем, что люди в тылу во время Великой Отечественной жили трудно. Быт был не налажен. Одеты дети были плохо. Практически все вспоминают о постоянном чувстве голода, об обмене вещей на продукты. Певникова Л.юа: «И вот мы приехали в Самарканд. Был голод. Ежедневно на улице появлялось пять-шесть мертвых. Кусок хлеба был тогда большим счастьем» [4, 268].
Очень важным и необходимым занятием детей была учёба. Устинова А. в своем сочинении рассказывает: «В Средней Азии я училась в школе, обучалась узбекскому языку» [4, 46]. Певникова Л.: «… а еще я училась на «отлично» [4, 268]. Бужилова: «Наконец поезд привез нас в далекую страну, знаемую много по рассказам. Сразу же пошла в школу, появились новые друзья». [4, 164].
Главным занятием в тылу взрослых и детей, кроме учебы, был труд, тяжелый и кропотливый, позволяющий обеспечить живущим в тылу какое - то пропитание и оказать посильную помощь фронту. Устинова А. об этом пишет: «Летом я работала в колхозе, полола кукурузу, пшеницу» [4, 46]. Певникова Л.: «Часто с девочками ходили в госпиталь, работали по расчистке дорог, а заработанные деньги мы отдавали в фонд Красной Армии» [4, 268]. Зобова из 7 класса: «В школе мы собирали подарки для раненных бойцов, а потом я со своими подругами носили эти подарки в госпиталь» [4, 63]. Корющенко О. с гордостью за себя и своих сверстников в тылу пишет: «Мы, дети, можем гордиться тем, что наш вклад за дело победы есть: ученики посылали посылки на фронт, собирали помощь, выступали в госпиталях» [5, 289].
В каждом сочинении ребенка звучит радость от известия, что Донбасс освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Не смотря на разруху люди, кинулись возвращаться домой. Старченко Л. вспоминает этот момент так: «Все люди спешили вернуться в свои родные края. В июле месяце мы ехали обратно». [4, 192]. Молоцкая А. пишет: «Освобождение родного города принесло большую радость. Мы решили приехать в родной город, на развалины, чем находиться на чужбине. Приехали мы в Константиновку летом 1943 года». [4, 185].
ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕМ, ЗАТРАГИВАЕМЫХ В ДЕТСКИХ СОЧИНЕНИЯХ
Но большинство тем, которые затрагивают дети в оккупации и в тылу отличаются. Дети в оккупации пишут о зверствах фашистов не только к военнопленным, но и мирным жителям, ограничение свободы, расстрелы за неповиновение, принуждение работать на благо оккупантов, поиск и обмен вещей на продукты, угон молодежи в Германию, грабеж населения, эвакуация, как населения, так и имущества жителей Донбасса во время отступления. Наиболее часто употребляемые темы в сочинениях детей, находящихся в тылу: тяжелый путь к новому месту жительства, теплый прием в эвакуации, плохие жилищные условия, учеба в школе, работа на благо страны, помощь раненным военным в госпиталях, весть о победе и возвращение на Родину.
Мы провели сравнительный анализ тем, которые затрагивают в своих сочинениях современные дети Донбасса о событиях сегодняшней войны на Донбассе, период 2014-2017 гг. и детей Великой Отечественной войны. В результате исследования можно сделать вывод, что для двух воин характерны одинаковые темы: счастливое детство до войны, ужас первого дня войны, недостаток продуктов питания, ненависть к врагу, эвакуация населения. Но при этом деталями отличаются: место эвакуации, для детей 1945-1-1945 гг. – отсутствие школ, нежелание учиться на украинском языке, современные дети пишут о невозможности учиться в моменты обострения и усиления обстрелов города Донецка. Дети тыла, обучаясь в школе, по возможности, помогали раненым, выступали в госпиталях; можно сказать, что современные школьники участвовали в подобных акциях: собирали гуманитарную помощь, отправляли письма и поздравительные открытки на линию огня ополчению ДНР. Во время бомбежек дети прятались: нынешние дети в бомбоубежища и подвалы, а дети Великой Отечественной войны - в вырытые окопы и подвалы (погреба). Колоссальную помощь нашим детям оказывала Россия, предоставляя гуманитарную помощь; к сожалению, дети в 1941-1943 гг. вынуждены были зарабатывать сами, чтобы помочь семье прокормиться, а дети в оккупации ходили за сотни километров в поисках возможности обменять ценные вещи на продукты питания.
Таким образом, война - всегда горе и лишения не только для взрослых, но и для детей. Для детей – это и душевная, психологическая травма, которую излечить ничем нельзя.
ВЫВОДЫ
Война и дети... Трудно представить себе что-то больше несовместимое. Война обычных мальчишек и девчонок превратила в «детей войны», опалила их детство.
Важным источником наших знаний о Великой Отечественной войне являются воспоминания ветеранов войны через происшествие длительного времени, на которые наслоились отношения к войне в послевоенные годы, влияние СМИ, образов кино и героев литературных произведений. Очень важно получить информацию по свежим следам. И таким источником информации служат сочинения детей, переживших ужас войны.
Воспоминания детей, переживших войну, схожи общей направленностью затрагиваемых тем, но различаются деталями.
В ходе исследования мы сделали вывод, что война воспитала детей. Дети разучились плакать. Им пришлось увидеть ужас, о котором до этого не приходилось даже слышать. Разве кто-нибудь мог себе даже представить, что они будут видеть каждый день расстрелы мирных жителей, насильственные угоны своих братьев и сестер на работы в Германию, издевательства над детьми. Война многих детей оставила без родителей: ждал детский дом или усыновление бабушек и дедушек или родственниками, но без тепла и ласки родителей обречены, зачастую, жить впроголодь. Многие дети становились к станкам, чистили улицы, находясь в тылу, и делали это наравне с взрослыми, очень быстро повзрослев. Недаром говорят: «На войне детей не бывает». И это действительно так.
Дети, опаленные войной, способны к самопожертвованию, состраданию, умеют ценить мир и дружбу. Эти дети точно знали, что такого зверства они не желали бы пережить снова. Дети, опаленные нынешней войной на Донбассе, с ними солидарны, поскольку прочувствовали на себе ужас войны.
Список литературы:
1. Алексеев А.А. Социальная история Великой Отечественной войны. Проблема «Дети войны». Особенности в условиях оккупации. – Новосибирск: 2016. – 20 с.
2. Государственный архив ДНР О злодеяниях немецко-фашистскими захватчиками над советскими гражданами в Сталинской области. – ФР1838 опись 1, дело 7. – 326 с.
3. Государственный архив ДНР Сочинения учеников г. Константиновка на тему: «Что я пережил в годы ВОВ». – ФР – 2258 опись 1, дело 1. – 320 с.
4. Государственный архив ДНР Сочинения учеников на тему: «Что я пережил во время оккупации г. Константиновка». – ФР – 2258 опись 1 дело 2. – 356 с.
5. Государственный архив ДНР Сочинения учеников Снежнянского района на тему: «Что я пережил в годы ВОВ». – ФР – 2258 опись 1, дело 3. – 29 с.
6. Сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии о разрушениях, причиненных немецко-фашистскими захватчиками промышленности, городскому хозяйству, культурно-просветительским учреждениям Сталинской области // Красная Звезда – №268, – 13 ноября 1943. – с.3
7. Судебный процесс по делу о злодеяниях немецко – фашистских преступников в Донбассе // Правда. – №284. – 26 октября 1947. – с.2
8 Цели оккупации Донбасса немецко-фашистскими захватчиками.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school46.ho.ua/gazeta/02.html
9. Шатохин А., Петрушко А., Видус Е., Головина А. Сочинения «Война на Донбассе 2014-2017 гг. глазами детей» //Архив музея «Донбасс непокоренный» МОУ «Специализированная школа №95 г. Донецка». Фонд личные письма.
Приложение 1
Сочинение ученицы 5 –А класса Коноваленко Л.Д. Константиновской женской средней школы №10
Приложение 2
Сочинение Картузной Надежды Константиновской средней школы
Приложение В 3
Сочинение Картузной Надежды Константиновской средней школы
Приложение 4
Сочинение Картузной Надежды Константиновской средней школы
Приложение 5
Сочинение Картузной Надежды Константиновской средней школы