Осетинские национальные игры и виды спорта

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Осетинские национальные игры и виды спорта

Цгоев А.Т. 1
1 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Республиканский физико-математический лицей-интернат" Министерства образования и науки РСО-Алания
Дзасохова М.Ф. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Республиканский физико-математический лицей-интернат" Министерства образования и науки РСО-Алания
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Основная часть

1.1. Осетинские национальные игры и их роль и значение в системе физического воспитания

В истории физической культуры нашей страны особое место занимают национальные игры. В них отражаются все характерные черты народа. Создателем и хранителем народных форм физической культуры, как правило, всегда выступал трудовой народ.

Национальные игры и виды спорта народов нашей страны имеют важное значение, как средство воспитания детей, их следует изучать, опробовать и широко использовать на уроках физкультуры, во внеурочное время, в оздоровительных лагерях и на детских площадках.

Включение отдельных национальных игр и видов спорта в программу физического воспитания обучающихся значительно оживит уроки по физической культуре, повысит интерес обучающихся к занятиям. Это во многом обогатит и средства физического воспитания детей. Все это имеет также весомое культурное и воспитательное значение, так как в содержании национальных игр и видов спорта включены различные этапы жизни трудовой и боевой деятельности народа. Через игры дети лучше, и глубже будут познавать этнографию, устои, труд, быт своего народа. Они отражают человеческую суть. В содержании и правилах национальных игр заключены представления о чести, мужестве, добре и зле. Быстрота и красота движений наряду со смекалкой, выдержкой, волевым устремлением к победе, формируют качества будущего школьника.

Мне интересно и важно, чтобы осетинские национальные игры и виды спорта сохраняли свою историю, художественную самобытность, эстетическое и практическое значение, чтобы наш ценнейший неповторимый игровой фольклор жил в веках.

Я и сам играю в осетинские национальные игры и по возможности принимаю участие в спортивных состязаниях. Именно поэтому я выбрал данную тему.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается тенденция развития и поддержки национальных видов спорта. В 2014 году термин «национальные виды спорта» получил законодательное определение в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Под национальными видами спорта понимаются виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся на территории Российской Федерации1.

Организация спортивных соревнований по национальным видам спорта является одним из основных направлений государственной молодежной политики в Северо-Кавказском федеральном округе, предусмотренных в Концепции государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 года2.

Видный представитель осетинского учительства Х.А.Уруймагов в работе «Начальная школа в Осетии» отмечал, что в начале XX века помимо основной учебной работы в школах проводилась большая разъяснительная работа о пользе физического воспитания3.

В непрерывной системе образования Республики Северная Осетия-Алания осетинские национальные игры и виды спорта должны выполнять образовательную, воспитательную, оздоровительную и спортивную функции.

В современной системе физического воспитания подвижные народные игры и виды спорта хорошо сочетаются с другими средствами физического воспитания. Огромное число вариантов и сочетаний движений формирует и закрепляет у обучающихся разнообразные двигательные навыки. В процессе тренировки и соревнований у них улучшается функция зрительного анализатора, повышается чувствительность и устойчивость вестибулярного аппарата, приобретается автоматизм движений.

Систематические занятия национальными играми и видами спорта, связанные с большим объемом и продолжительностью мышечной работы, способствуют улучшению деятельности нервной системы, повышению функциональных возможностей органов дыхания и кровообращения. Кроме того, они развивают быстроту, ловкость, силу, общую и специальную выносливость. Применение методики внедрения осетинских национальных игр в процессе физического воспитания, способствует положительному влиянию не только на рост интереса обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, но и традициям и истории осетинского народа. Заслуживает специального разговора такая важная педагогическая черта осетинских народных игр, как их градация в соответствии с физиологическими и возрастными особенностями играющих4.

Положительным моментом осетинских национальных игр является то, что подавляющее большинство их можно проводить как в зале, так и на свежем воздухе – на площадках, стадионах, и почти все игры можно проводить в туристских походах и оздоровительных лагерях.

 

 

2. Отдельные виды осетинских национальных видов спорта и подвижных игр

Народные игры можно подразделить на игры взрослые, подростковые и детские, которые в свою очередь делятся на игры командные, парные и индивидуальные зачеты.

В зависимости от элементов и приемов игры их можно разделить на следующие группы5:

1. Скачки: гладкие, скачки с хъузонта, скачки алæм (лæм), в Южной Осетии – скачкилаф, скачки — борьба за флажки, худыскъæфæнтæ, различные конные игры, а также свадебные скачки.

2. Стрельба из лука, из ружья, винтовки, состязание в стрельбе хъабахъ, стрельба по древкам флажков, стрельба сидя на плечах у наездника, стрельба на скаку по неподвижным и подбрасываемым целям (чаще всего мишенью бывало куриное яйцо).

3. Джигитовка — различная конная акробатика с исполнением головокружительных трюков, с применением огнестрельного оружия (ружье, винтовка, наган), а также с применением холодного оружия (кинжал, шашка, копье).

4. Поднятие и переноска тяжестей - камня, бревна, человека.

5. Лазание: по вертикально врытому в землю столбу, по деревьям, по горам и скалам.

6. Метание камня, копья, палок.

7. Борьба: на поясах, борьба всадников.

8. Катание с гор: на лыжах (къахдзоныгътæ), санях.

9. Игры, связанные с элементами сопротивления, бегом, прыжками: перетягивание веревкой, палкой, преодоление естественных препятствий, бег и различные игры с прыжками.

10. Настольные игры.

11. Детские игры.

Кроме данной классификации можно рассматривать национальные виды спорта как:

– единоборства: хъæбысæйхæцтрæттимæ (борьба с поясами), ивазæнтæ (перетягивание палки – аналог мас-рестлинга), уæхскылбадгæйæхъæбысхæцт (борьба сидя на плечах), къухивазæнтæйхъазт (перетягивание руками), бæндæнæйхъазт (перетягивание веревкой);

– силовые виды: уæхскæйдурæппарын (метание камня с плеча), дурисынтæйхъазт (поднятие камня);

– игры, направленные на развитие координации, внимания, быстроты и ловкости: хъонхъулатæйхъазт (разбей шеренгу), гæпгæнæнтæйхъазт (игра с прыжками), тырысаскъæфынтæйхъазт (борьба за флаг), тулæнтæйхъазт (игра в кувырки), кæрæдзийысæртыгæпгæнынтæйхъазт (игра в чехарду), гаккарис, пуртийæхъæзтытæ (игры с мячом), чука (типа лапта), хъæлæйхъазт (кулик), гудла (типа «чижика»), уæхскылбадын (поймай мяч, сидя на плечах товарища);

– игры, отражающие отношение человека к природе: дымгææмæбæлæстæйхъазт (ветер и деревья), слепой медведь (куырмарс), хърихъуппытæйхъазт (журавли) и их вариативность;

– игры, отражающие быт осетинского народа: цуанонтææмæсырдтæйхъазт (охотники и звери), барæгæмæбæхæйхъазт (наездники и кони).

2.1. «Перетягивание веревкой» (бæндæнæйхъазт)

На площадке чертят круг диаметром 4 м. Через его середину проводят прямую линию, делящую круг на две равные части. По обе стороны прямой линии становятся спинами друг к другу 2 участника игры. На них надевается кольцо из веревки, так, чтобы веревка, прошла под руками. Приседая, эти игроки подают туловище вперед, чтобы веревка была слегка натянута. По команде каждый начинает тянуть соперника из круга (в положении «на корточках»). Кому удалось вытянуть партнера из круга, тот выигрывает.

Правила:

-Тянуть соперника из круга разрешается только вперед, по сигналу.

-Тянуть можно только за счет движений туловища и рук, запрещается опираться руками о землю.

- Игрок, нарушивший одно из правил, считается побежденным.

Эту игру можно проводить на уроках физкультуры и в оздоровительных лагерях. Игра для детей любого школьного возраста.

Участники должны быть по возможности одинакового роста и веса. Каждый из играющих должен тянуть только вперед. Одновременно могут состязаться несколько пар при наличии веревок.

2.2. «Вытолкни плечом» (Уæхскæйкъуырын)

На земле (на полу зала) чертится круг радиусом 1,5 метра. Двое игроков становятся в центре круга так, чтобы их плечи касались друг друга. Руки заложены за спину. По команде игроки поднимают одну из ног, огибая ее в коленном суставе. Подскакивая на одной ноге, начинают выталкивать плечом друг друга за пределы круга6. Победителем становится тот, кому это удается.

В игру входят такие элементы, как подскоки, толчки, обманные действия, применение силы, сопротивление, умение удерживать равновесие тела, и все эти элементы нужны в сложных условиях борьбы, стоя на одной ноге.

Польза игры: Игра хорошо развивает весь опорно-двигательный аппарат человека, особенно мышцы ног и корпуса.

2.3. «Борьба за флаг» (Тырысаскъæфынтæйхъазт)7

В игре участвуют две команды. У капитана каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков данной команды. Игра начинается по команде руководителя. Цель игры — отобрать флажок противника, при этом сохранив свой донести его до своего флажка, где борьба прекращается.

Команда, выполнившая эти условия, становится победителем. В процессе игры разрешается передавать флажок друг другу, бегать с флажком, отнимать, вырывать флажок, допускается борьба, но без применения грубых действий. Количество играющих не ограничено, но число их в командах должно быть равным. При большом количестве участников лучше всего назначать помощников — судей. Они обязаны следить за тем, чтобы участники не допускали нарушения правил, особенно грубость.

Лучше всего игру проводить на пересеченной местности в условиях оздоровительных лагерей, походов, экскурсий зимой и летом.

Польза игры: помимо физической пользы игра воспитывает командные согласованные действия при передаче флажка или борьбе за него.

2.4.«Чъопп» (Жошка, Лянга)

«Лянга» или «Лян-га» древняя китайская дворовая игра. Пришла в Среднюю Азию с уйгурами и распространилась далее на Предкавказскую низменность и на Кавказ. Бытует также мнение о ее параллельном развитии в разных формах по аналогии с игрой «сокс». В Осетии известна как «чъопп».

Чъопп – это маленький кусочек кожи с мехом (шкуры, руна) (чаще всего козий или овечий), к которому с тыльной стороны прикручивалась маленькая пластинка (пуговица) свинца (диаметром 2-3мм, толщиной 1,5 мм). Мех должен быть длинный - козий или овечий (меринос). Очень важно при этом соразмерить вес прикрепляемого свинцового грузика, чтобы чъопп направленно «парашютировал», и не травмировал при ударе ногу игроку.

Задача игрока – сделать как можно больше ударов, не давая ему упасть на землю. Число участников не ограничивается. Игра многоступенчатая.

Чъопп можно просто подбрасывать в воздух набивая ногами, при этом используя различные приемы постановки ног и подскоки, или использовать в различных играх. Чъопп «набивают» внутренней или внешней стороной стопы, подъемом стопы, левой или правой ногой, в прыжке из-под бедра полусогнутой в колене ногой, в прыжке из-под голени

Общепринятыми являются 11 уровней игры.

1) Простая набивка внутренней стороны стопы;2) Пара - та же простая набивка, только счет идет по парам (одна - пара, две - пары, и так до пяти пар);3) Тройная простая набивка;4) Четверная простая набивка;5) Набивка подъемом стопы;6) Косая — набивка внешней стороной стопы;7) Переменная набивка внутренней и внешней сторонами стопы;8) Простая набивка стопой левой (для левшей — правой) ноги;9) Набивка в прыжке из-под бедра полусогнутой в колене левой ноги (люра); 10) Набивка в прыжке из-под голени полностью согнутой в колене левой ноги. Также может быть простой и чистой.11) Набивка в прыжке из-под стопы полностью согнутой в колене и бедре левой ноги.

Победителем становится игрок или команда, первым прошедшие все оговоренные уровни (если никто не мог пройти все уровни — достигшие максимального уровня). Если несколько игроков проходят все уровни без нарушений, игра начинается заново, но чъопп набивается на каждом уровне не по 5, а по 6 раз, и т. д. до выявления победителя.

Изготовление чъопп требовало опыта — правильно подобрать кусочек шкуры животного (так как коза или баран имели разную шерсть), найти, расплавить свинец и отлить из него грузило с двумя отверстиями для волана.

Польза игры: Игра в чъопп являлась одной из многих игр на свежем воздухе мальчиков-подростков в городской и сельской местности в Осетии, кроме того, игра прививала навыки моторики ног.

2.5.«Мас-рестлинг» (Ивазæнтæ)

Национальная игра мас-рестлинг (спортивный аналог (эволюция) осетинской народной игры «ивазæнтæ») включена во Всероссийский реестр видов спорта.

Мас-рестлинг – это вид единоборства (современный аналог осетинского «ивазæнтæ» или «къæбæлисын»), признанный в Российской Федерации и введенный в 2003 году во Всероссийский реестр видов спорта. Суть его заключается в перетягивании палки двумя спортсменами. Спортсмены садятся друг против друга, ступнями упираются в доску упора и по команде судьи стараются перетянуть соперника на свою сторону или вырвать палку из рук соперника.

Его правила очень просты: для победы спортсмену необходимо просто вырвать палку из рук соперника (либо перетянуть соперника на свою сторону с палкой). При этом ноги упираются в доску. Поединок длится до победы в двух раундах одного из борцов. Победа в схватке засчитывается, если одному из борцов удалось перетянуть соперника через опорную доску или если соперник выпустил палку.

Важно, чтобы противник резким движением не вырвал палку в первые же секунды. По правилам борьбы в мас-рестлинге победителем считается спортсмен, вырвавший палку у соперника. Таким образом, решающим становится сила кистей рук, так как сила хвата палки во многом решает исход схватки.

Польза игры: при кажущейся внешней незатейливости мас-рестлинг помогает атлетам развиваться всесторонне и гармонично, т.к. во время поединка задействованы все группы мышц. У систематически занимающихся мас-рестлеров формируется мышечный корсет, позволяющий выдерживать серьезные нагрузки простого на вид поединка.

 

2.6. «Конный бой» (Хæрджытæ)

Двое игроков садятся на спину двум своим партнерам. Сидящие игроки сгибают ноги в коленном суставе, обхватывая спины своих партнеров, а носки ног плотно прижимают к торсу партнера. Стоящие игроки руками обхватывают бедра сидящих. Соперники становятся на площадке лицом друг к другу. Сидящие за плечами своих партнеров вытягивают руки вперед и хватают друг друга за предплечья. По сигналу судьи начинается борьба. Каждый из сидящих старается стащить своего соперника с плеч его партнера или повалить соперников. Та пара, которой это удается, становится победителем. Схватка ведется только руками сидящих на плечах. Сидящим игрокам запрещается выставлять ногу вперед, запрещается ударять соперника, хватать его за голову, горло. Стоящим во время борьбы запрещается помогать сидящему у него на плечах ногами или руками. Их задача заключается в том, чтобы удержать своего седока и самому не упасть на землю. Стоящим разрешается свободно перемещаться по кругу.

Это древняя осетинская игра, она является отражением турнирных поединков осетин под названием «Борьба всадников»8. В процессе борьбы сидящий и стоящий игроки должны быть объединены на достижение победы и представлять собой единое целое.

Польза игры: игра очень эмоциональна и воспитывает такие ценные качества, как глазомер, меткость, ловкость, быстроту. От всех игроков требуется осторожность и внимательность

2.7. «Хъуылтӕ» Альчики

Игра не командная, количество играющих не ограничено. Игра для детей дошкольного и школьного возраста. При проведении игры вместо альчиков можно использовать плоды дикого каштана. В круг ставятся более мелкие каштаны, а для биты выбирается покрупней. Игра вызывает большой интерес не только у детей дошкольного возраста, но и у подростков.

Польза игры: в процессе игры вырабатывается глазомер, точность ориентации в пространстве, меткость. Бросок необходимо производить снизу накатом по площадке.

 

  1. Практическая часть

(имеется презентация с фото и видео материалами и таблицами по результатам опроса)

Опрос

Мне захотелось узнать, насколько мои одноклассники и друзья приобщены к культурному наследию, и я провел небольшой социологический опрос.

Всего было опрошено 50 человек.

Вопросы звучали так

1.Кто из Вас может назвать национальные игры осетин?

2.Какая самая популярная игра в нашей республике?

3. Принимали ли участие в национальных играх когда-либо?

Результаты я обработал и получил следующие данные :

Смогли перечислить одну/несколько национальных игр осетин - 27 человек, что составляет – 54 ٪. Соответственно не смогли ответить -23 человека – 46٪ Принимали участие в национальных осетинских играх всего лишь 7 человек из 50- ти опрошенных. Соответственно, 43 человека никогда не играли в национальные игры.

Что касается самых популярных нацинальных осетинских играх среди знающих опрошенных, то здесь сложилась следующая картина: игры «Чъопп» и «Перетягивание веревкой» (Бæндæнæй хъазт) перечислили и знали – 15 человек, следом называли «Хъуылтӕ» Альчики - 11 человек, «Мас-рестлинг» (Ивазæнтæ) – 9 человек.

После опроса я им рассказал о национальных играх осетин, многие даже заинтересовались и задавали немало вопросов.

Турниры

Также в рамках данной научной работы были проведены дважды в РФМЛИ небольшие турниры среди учащихся. Это было очень интересно. Были организованы команды среди классов. Это было очень интересно для всех участников и болельщиков. Я был приятно удивлен и рад.

Ещё за календарный год удалось провести около пяти небольших спортивных состязаний на осетинской слободе (мой родной район города Владикавказа). Все желающие смогли проявить свои спортивные способности и посоревноваться в силе и ловкости. Мои друзья, соседские ребята, ученики ближайших школ, взрослые и приняли участие в осетинских национальных играх, среди которых: ивазæнтæ, чъопп, дур æппарæн, фат æмæ æрдын. Запомнилось, как представители старшего поколения давали мне советы и вносили коррективы в предложенные мною правила, вспоминали детство и рассказы своих предков о том, как играли они.

Мероприятия получились душевными, весёлыми, но не менее захватывающими и зрелищными, чем популярный футбол.

Все получили массу положительных эмоций, заряд бодрости и хорошего настроения, что и является самым главным!

 

Заключение

Обобщая свою исследовательскую работу хочется сказать, игры моего народа разнообразны, укрепляют здоровье и являются неотделимой частью народной культуры. Они несут историческую память народа. Эта часть народной культуры многофункциональна, она обеспечивает физическое воспитание поколения, подготовку к труду, имеет рекреационное значение и воспринимается как «этническая марка народа»9.

Огромные возможности для гармоничного формирования интеллектуального, физического и психического потенциала обучающихся имеет игровая деятельность, основанная на традициях и исторической самобытности народа. Через игровую деятельность, можно успешно и целенаправленно воздействовать на гармоничное развитие растущих людей, социально адаптировать их к жизнедеятельности в обществе, повысить уровень их знаний о традициях и культуре конкретного народа.

Осетинские национальные игры универсальны, так как могут включать в себя все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метание, лазанье, равновесие, преодоление препятствий, способствуют развитию ловкости, быстроты, силы, воспитанию дружбы и товарищества, а также проявлению активности и инициативы. Национальные игры располагают большими возможностями для воспитания характера человека.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что у Осетин, как впрочем, у многих народов страны и мира, существует достаточно целостная, стройная и в тоже время многовариантная, гибкая педагогика народной игры. Она располагает своим собственным объектом и предметом, своими целями, задачами, идеалами, своими принципами и идеями, системой методов, путей и средств, своей структурой, содержанием, организованными формами, имеющими громадное воспитательно-образовательное значение. Физическая культура и здоровый образ жизни подрастающего поколения - залог здоровья нации, основа национальной безопасности.

 

Список литературы

1. Федеральный закон от 04.12.2007 г.№ 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru. (дата обращения 10.04.2020);

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 № 506-р «Об утверждении Концепции государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 года» [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru. (дата обращения 10.04.2020);

3. Гульчеев В.А. Педагогическая практика физического совершенствования детей и юношества в Северной Осетии в XIX - начале XX веков/ дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова.- Владикавказ, 2004.- 148 с.

4. Гагиев С. Г. Методика проведения осетинских народных игр: (Учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов, учителей физ. культуры шк., ПТУ, коллективов физ. культуры): Учеб.-метод. пособие. - Владикавказ: Ир, 1994.

5. Кривошапкин П.И. Мас-рестлинг. Биомеханические основы техники, тактики и методики: монография/ П.И. Кривошапкин; 2-е изд., перераб. и доп. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. – 154 с.

6. Гагиев С. Г. Осетинские национальные игры. - 2-е доп. изд.-Орджоникидзе: Ир, 1980.-129 с.

7. Уарзиати В.С. Избранные труды: Этнология. Культурология. Семиотика. – Владикавказ: Проект – Пресс, 2007, - с. 205.

8. Дзуцев Х.В. Бесаева Т.З. Этнография детства у осетин, - Владикавказ, 1994 . – с. 85.

9. К. Л. Хетагуров «Избранное» Орджоникидзе (ныне Владикавказ), Издательство «Ир», 1989 г., 496 с.

10. Тайсаев К.У. Этнография традиционного спорта у народов Северного Кавказа: Автореферат. дис. доктора исторических наук. — Москва, 1997. – 53 с.

1 Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru (дата обращения 10.04.2020).

2Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 № 506-р «Об утверждении Концепции государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 года» [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru (дата обращения 10.04.2020).

3 Гульчеев В.А. Педагогическая практика физического совершенствования детей и юношества в Северной Осетии в XIX - начале XX веков/ дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова.- Владикавказ, 2004.- 148 с.

4 Гульчеев В.А. Педагогическая практика физического совершенствования детей и юношества в Северной Осетии в XIX - начале XX веков/ дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова.- Владикавказ, 2004.- 148 с.

5Гагиев С. Г. Методика проведения осетинских народных игр: (Учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов, учителей физ. культуры шк., ПТУ, коллективов физ. культуры): Учеб.-метод. пособие. - Владикавказ: Ир, 1994.

6Гагиев С. Г. Методика проведения осетинских народных игр: (Учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов, учителей физ. культуры шк., ПТУ, коллективов физ. культуры): Учеб.-метод. пособие. - Владикавказ: Ир, 1994.

7 Гагиев С. Г. Методика проведения осетинских народных игр: (Учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов, учителей физ. культуры шк., ПТУ, коллективов физ. культуры): Учеб.-метод. пособие. - Владикавказ: Ир, 1994.

8Гагиев С. Г. Осетинские национальные игры. - 2-е доп. изд.-Орджоникидзе: Ир, 1980.-129 с.

Просмотров работы: 24