Сакральные места Агинского Бурятского округа как объекты культурного наследия Забайкальского края

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сакральные места Агинского Бурятского округа как объекты культурного наследия Забайкальского края

Богиня А.М. 1
1МАОУ "Агинская средняя общеобразовательная школа №2"
Богиня В.А. 1
1МАДОУ "ЦРР-детский сад "Солнышко" ГО "Поселок Агинское"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Забайкальский край принято считать священным местом во всем Дальневосточном регионе, местом сосредоточения энергии, которую еще предстоит обуздать людям. Широта души людей здесь отзывается в бескрайних просторах степей и тайги, могучих реках и живописных озерах. Стоит поехать в Забайкалье, чтобы встретиться с первозданной сибирской природой, познакомиться с восточными традициями и, конечно, побывать в местах силы.

Одним из знаменитых источников святых мест в Забайкалье является Агинский Бурятский округ, где каждый путешественник может окунуться в атмосферу древних обрядов и таинственных ритуалов. Здесь, среди живописных пейзажей и удивительной природы, можно почувствовать дух древних традиций и познакомиться с уникальной культурой бурятского народа. Агинский Бурятский округ привлекает не только своей историей и красотой природы, но и возможностью погрузиться в атмосферу мистики и загадочности, которая окутывает эти места. Каждый, кто решится отправиться в это удивительное путешествие, обязательно найдет здесь что-то особенное и неповторимое, что оставит незабываемые впечатления на всю жизнь.

Проблема исследования: несмотря на широкое распространение сакральных природных мест в России среди паломников, туристов и любителей мистики, которые привлекают огромное количество посетителей ежегодно, существует недостаток литературных работ, посвященных описанию и систематизации этих удивительных мест.

Цель исследования: представить сакральные места Агинского Бурятского округа как культурные памятники.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие сакральной (священной территории).

2. Изучить сакральные места Агинского Бурятского округа.

3. Провести исследование среди школьников на знание правил поведения в сакральных местах и разработать рекомендации.

Для написания данной работы были использованы такие ценные издания, как «Труды Агинской экспедиции 1908 года»: «Растительный мир», «Население. Хозяйственный быт», «Климат», «Почвенный покров и материнская порода», напечатанные в Санкт-Петербурге в период с 1910 по 1913 годы. Здесь собраны материалы по исследованию Агинской степи Забайкальской области, произведенному в 1908 году Читинским Отделением Императорского Русского Географического общества.

Степень изученности рассматриваемого вопроса отражена в работах Д. Жапхандаева, Е.С. Намжиловой, Ш.Р. Цыденжапова.

Личный вклад автора в решение избранной проблемы состоит в обобщении, описании и систематизации информации о сакральных местах Агинского Бурятского округа как объектах культурного наследия Забайкалья.

Основная часть

1. Понятие сакральной (священной территории)

Значение термина «сакральное» — в широком смысле всё, имеющее отношение к Божественному, потустороннему, мистическому. У всех народов мира с незапамятных времен существовали объекты, имеющие статус священных или заповедных. Места, где чувствуется особая энергетика: здесь хочется задуматься о вечном, вникнуть в смысл бытия, здесь проходит боль душевная или физическая, если она есть.

Общеизвестно, что места традиционного проживания бурятского народа включают в себя сакральные (священные) объекты, вызывающие особое — бережное и благоговейное — отношение со стороны местного населения. Священные земли воспринимаются коренным населением как особо значимые для их существования.

Под сакральной (священной) территорией можно понимать сознательно выделяемую часть культурного наследия этноса, играющую важную роль в формировании и функционировании его традиционного мировоззрения; в процессах этнической самоидентификации; в культурном, демографическом и социально-экономическом воспроизводстве. Это могут быть отдельные природные образования в виде гор, водных источников, рек, озер, рощ, деревьев; объекты культуры (архитектурные сооружения, наскальные изображения), а также священные территории, где природные и культурные элементы образуют целостные объекты. Сакральными объектами также являются археологические и культурно – исторические памятники, то есть объекты, сотворенные человеком, а не только природные места.

Сакральные территории благодаря своим уникальным природным и культурным элементам, а также благоговейному и бережному отношению со стороны коренного населения, имеют значимый функционал:

  • выражают и хранят ключевые мировоззренческие идеи и ценности данной этнической общности, обеспечивая передачу из поколения в поколения большого массива традиционных знаний;

  • являются устойчивыми носителями и хранителями исторической памяти народа;

  • являются центрами культурного наследия и служат местом проведения традиционных праздников и обрядов.

В отдельных случаях для сакральной территории характерен запрет на посещение людьми, когда именно непосещение и бездействие со стороны человека подчеркивают сакральный характер пространства; формируют психологическое чувство родства у членов данной этнокультурной общности и служат важным фактором ее непрерывного существования во времени; вызывают у людей чувство благоговения, творческого подъема, эстетического восхищения и духовного подъема.

2. Сакральные места Агинского Бурятского округа

2.1. Национальный парк «Алханай»

На территории Агинского Бурятского округа Забайкальского края расположена жемчужина всего Забайкальского края – национальный парк «Алханай», созданный в 1999 году.

Гора Алханай на территории национального парка относится к числу пяти священных вершин северного буддизма. Это единственное место в России, где сложилась система культовых буддийских памятников, которые сочетаются с природными феноменами. У местных жителей Алханай всегда считался местом обитания великих и грозных духов — хозяев гор, рек, величественных скал, ущелий, водопадов, целебных источников. Алханай притягивает буддистов и шаманов. Издавна в этих местах наблюдались не только чудеса исцеления души и тела, но и различные таинственные сияния и свечения. Здесь можно зарядиться энергией, искупавшись в целебном источнике, увидеть горы и пройти через буддийский Храм Ворот — говорят, это способствует душевному очищению.

Славится этот национальный парк и целебными источниками, и уникальностью сакральных объектов буддийской религии.

Природный комплекс Алханая представляет собой особую экологическую, историческую и эстетическую ценность развитие туризма и отдыха с учетом сохранения уникальных ландшафтов, памятников природы, истории, культуры и религии. Это также включает сохранение генетического разнообразия флоры и фауны, улучшение организации туризма и отдыха, не наносящих вред природе, и проведение научных исследований для разработки методов охраны природы и изучения различных достопримечательностей.

Фотографии национального парка «Алханай» представлены в Приложении 1.

2.2. Агинский дацан

Агинский дацан (бурят. Агын-хийд; тибет. Дэчен Лхундублинг, буквально – обитель спонтанной реализации великого блаженства), буддийский монастырь (дацан) рядом с поселком Агинское на территории Забайкальского края, один из важнейших монастырей региона. Находится в ведении Буддийской традиционной сангхи России. Располагает богатейшей библиотекой, включающей тома Ганджура и Данджура (в том числе на тибетском и монгольском языках). С 1993 г. в дацане ведется обучение студентов. В 2003 г. дацан получил статус Агинской буддийской академии (включает факультеты тибетской медицины, буддийской философии, буддийской живописи).

Агинский дацан – место душевного спокойствия, умиротворенности и гармонии с окружающим миром. Вся территория, как тонкими нитками, пронизана духом священности, одухотворенности и даже лирики. В дацане не имеет значение, какой человек пришел, какой он национальности или религии. Если ему нужна помощь, там он ее всегда получит. Так говорят буддийские монахи.

При посещении буддийского храма надо знать и постараться соблюдать хотя бы минимальные правила: голова должна быть непокрытой, женщинам нежелательно приходить в храм в брюках. Нельзя поворачиваться спиной к будде, и при выходе из храма надо быть лицом к нему.

Рядом с храмом высится непривычно огромная, 22-метровая ступа «Юндун Шодон» (Ступа Примирения), воссозданная в 2005 году (Приложение 2). Считается, что эта ступа помогает экономическому развитию и благоденствию Агинского округа и его жителей. При строительстве в нее были заложены священные книги, драгоценные металлы и камни, злаки, ткани, лекарственные растения.

Помимо главного дугана, на территории храмового комплекса расположено множество различных религиозных сооружений и монументов, а также жилые домики для лам и гостиница (действует только в период праздников). Самое старое здание комплекса, первый Согчен-дуган, расположен с левого края комплекса. Здание отлично сохранилось, в нем до сих пор проводят службы. На северной стороне дугана в стене установлен мраморный барельеф «белого дедушки» – Саган Убугун – божества, приносящего в дом здоровье, богатство и счастье.

К старому Согчен-дугану ведет широкая аллея, вдоль которой установлено в ряд восемь ступ, посвященных разным божествам. Несмотря на внешнее сходство, все ступы отличаются друг от друга.

Еще один храм – Майдари-дуган – был возведен в 2000-е годы специально для статуи Майтреи – Будды будущего. Майтрейя почитается буддистами всего мира как преемник Будды Шакьямуни. Верующие считают, что он явится в самый сложный для людей момент и светом своего учения вырвёт их из тьмы заблуждений и низменных страстей.

На территории дацана можно увидеть молитвенные барабаны (в Бурятии и Монголии их называют хурдэ). Как правило, они располагаются по ходу движения паломников, совершающих гороо. Внутри молитвенных барабанов заложены разные мантры, и вращение приводит их в действие. Проходя мимо молитвенного барабана, принято вращать его по часовой стрелке.

2.3. Этнографический комплекс «Эхэ Хада»

У озера Ножий (солёное, бессточное озеро) в Забайкалье на холме Эхэ Хада (материнская гора) находится этнографический комплекс «Эхэ Хада» - мир хранителей, священных камней, сильных энергий (Приложение 3).

«Эхэ Хада» – не только ритуальный комплекс, но археологический памятник: в нём находится два могильника эпохи бронзы и эпохи неолита.

Эхэ хада – материнская гора, священное культовое место бурят, скрывает множество тайн. Само место и буддистские святыни посвящены как матери в общем понимании, так и проматери бурятского народа Хун-Шубуун (Лебеди-матери).

На холме Эхэ Хада в 2009 году была построена ступа Лхабаб Шодон, посвященная матерям. Рядом на колонне высотой пяти метров была установлена фигура лебедя – Хобоши хатун - праматери бурят, а возле нее поставлен памятник бурятской женщине-матери с дочерью и сыном.
С этого времени начались в этой местности удивительные по силе чудеса. В 2010 году приблизительно в ста метрах от субургана была найдена каменная баба «Эжы шулуун» — Камень-матерь.

Попытку найти священную реликвию еще пять лет назад совершал лама из Бурятии Матвей Чойбонов. Однако его поиски в окрестностях села Цокто-Хангил оказались безуспешными.

В свое время были найдены один камень эжы шулуун в Тыве и два в Монголии. В Агинском дацане говорили, что четвертый камень должен быть на территории Агинского округа, но его долго не могли найти, так как не приходило время.

Каменная баба Эжы-Шулуун – это богиня Тара хранительница пути, помогающая всем людям, как своим детям. Считается, что все желания, доверенные этому каменному божеству, обязательно исполнятся. Женщины могут попросить о помощи, нашептав в левое ухо идола, мужчины – в правое. Особенно она любит дарить детей бездетным женщинам.
Следующей находкой стала богиня Норжимо. Краеведы нашли камень из серого гранита, необычного, как и мать-камень, для этих мест. Ламы Агинского дацана подтвердили, что найденный камень является богиней Норжимо.

Богиня Норжимо обладала даром приносить людям богатство и достаток, а в семьях, где она гостила, появлялось много детей. Лик её младшей сестры Янжимы проявился на валуне в Баргузинской долине в 2005 году.

Камень матери и другие каменные объекты, находящиеся на территории этнографического комплекса «Эхэ хада» обладают особой силой и энергетикой. В них хранится много информации, накопленной за тысячелетия. Они представляют собой памятники археологии, еще их можно назвать памятниками истории и культуры, относящимися к 3 тысячелетию до нашей эры.

2.4. Чаша Чингисхана

Чаша Чингисхана – памятник природы, археологии и буддисткой культуры, находится в Ононском районе на возвышенности на берегу Онона (Приложение 4).

Чаша Чингисхана представляет собой огромный, размером с одноэтажный дом, гранитный камень похожий на чашу, стоящий на трёх других камнях, поменьше. Раньше чаша стояла ровно, и в углублении сверху скапливалась дождевая вода. Есть легенда, что Темучжин, будущий Чингисхан, во время войны с меркитами получил ранение отравленой стрелой и был вылечен водой из Камня-Котла.

Согласно другой легенде: Чаша Чингисхана – это окаменевший котёл Бабажи Батора – монгольского богатыря, жившего здесь задолго до Темучжина. Здесь же неподалёку расположена гора Баян-Ула, на вершине которой стоит памятный камень Бабажи Батору.

Памятник природы – объект религиозного почитания среди местных жителей. Вокруг чаши вытоптана тропинка – путь «гороо», обхода вокруг наиболее почитаемых мест, совершаемого нечётное число раз и «посолонь», «то есть по часовой стрелке, в том же направлении, в каком солнце совершает свой дневной путь».

Помимо Чаши Чингисхана, на урочище хаотичным образом раскиданы и другие каменные сооружения, у каждого из которых также есть своё предназначение. Некоторые из них символизируют внутренние органы – печень, почки, сердце. Существует поверье, что, прикоснувшись к этим камням, вы можете вылечить соответствующие органы, если у вас с ними есть проблемы.

Среди прочих каменных сооружений здесь есть своеобразная «Щель грешника», как на Алханае, - конструкция из камней, между которыми нужно пролезть. По легенде, эти камни обрушатся в тот момент, когда в эту щель попытается пролезть самый грешный человек.

На некотором расстоянии стоит «Камень-дом» (Гэр шулуун) (Приложение 5). На него можно забраться, посидеть, подумать о своём доме, пожелать себе приобретение дома, если его нет. Да и просто посмотреть по сторонам, оценить красоту окружающей природы, бескрайних степей.

Кроме того, на берегу реки Онон есть ещё одно природное нагромождение каменных глыб – его называют Лестницей в небесный храм Чингисхана (Гэшхуур шулуун). Местные верят, что если взобраться на этот каменный холм и спуститься с другой стороны, то это поможет оставить позади чёрные мысли, неудачи и проблемы.

2.5. «Онон хатан эжын ордон» (Дворец матери-княжны Онон)

Агинские буряты называют реку Онон – матушкой, о чем свидетельствует дошедшее до наших дней почтительное наименование реки Онон Хатан эжы (Мать-княжна Онон).

Летом 2015 года на левом берегу овеянной легендой реки Онон, на земле сельского поселения Будалан Агинского района Забайкальского края, рядом с нашей тур.базой было построено буддийское религиозное сооружение «Онон хатан эжы», посвящённое хозяйке реки Онон (Приложение 6). Идея и организация строительства религиозного сооружения принадлежит общественному клубу краеведов округа «Алтан Жаса».

Данное сооружение было воздвигнуто на народные средства, которые собраны в виде пожертвований от жителей Агинского Бурятского округа. Это небольшое здание, построенное в форме шестиугольника, внутри которого расположен своеобразный алтарь, куда верующие могут принести свои подарки. Главная достопримечательность дворца – это большая картина, на которой изображена хозяйка-покровительница этих мест – княжна Онон. Именно её имя носит река Онон, которая течёт рядом. Автор картины: Намжилма Эрдынеева – художник-живописец из п. Могойтуя Агинского Бурятского округа.

Каждый год в начале июня, ламами Агинского дацана проводится молебен-подношение в знак уважения «Онон хатын эжы» (Матери-княжны Онон).

Дворец матери-княжны Онон – освященное культовое сооружение, место для почитания хозяйки реки Онон. Дворец символизирует единство человека и природы, открытость и чистоту помыслов, надежду и добрые ожидания.

3. Результаты исследования и рекомендации по поведению в сакральных местах

В ходе написания работы мной был сделан вывод, что сакральные места нашего округа – это объекты, которые хранят в себе историческую память, легенды. Это не только физические локации, но и духовные центры, которые притягивают людей из разных уголков мира. Такие места обладают особенной атмосферой, которая окутывает каждого человека.

В ходе написания работы было проведено исследование среди подростков в возрасте 12 – 13 лет на знание правил поведения в сакральных местах. В исследовании приняли участие 13 человек.

На вопрос: «Знаешь ли ты, какие места называются сакральными?» 53% ответили верно («святые», «священные»), не ответили на данный вопрос, либо ответили «не знаю» 47%.

На вопрос «Какие правила поведения следует соблюдать в сакральных местах?» перечисляют «не шуметь», «не разбрасывать мусор», «не ссориться, не злиться» - 31%. Не знают правил поведения в сакральных местах 69% соответственно. Наглядные результаты опроса представлены на Рисунке 1.

Рис. 1. Результаты опроса школьников по вопросам поведения в сакральных местах

Посетив сакральные места Агинского Бурятского округа в рамках паломнического тура «Ага сакральная» хотелось бы предложить некоторые рекомендации по поведению в священных местах:

  1. Не нарушать спокойствие местности в вечернее и ночное время шумными возгласами, громким пением и т.д.

  2. При посещении священных мест и памятников наследия, воздерживаться от каких-либо действий, приводящих к изменению их ландшафта (повязывание лент, совершение обрядов, надписи, сбор камней или растений).

  3. Не оставлять после себя надписи на скалах, камнях и деревьях, на памятниках наскального искусства.

  4. Следует поддерживать чистоту на сакральном пространстве священного места.

  5. Священное место является маркером особого сакрального пространства и на всей его площади действуют законы, запрещающие проливать кровь.

  6. Не оставлять мусор.

  7. На перевалах и вершинах гор не шуметь. Нельзя стоять у изголовья почитаемого родника и перешагивать через него, брать вещи, оставленные другими людьми.

  8. Уважать других посетителей, которые совершают паломничество и традиционные ритуалы на священных для них местах.

  9. Следует помнить, что местные традиции основаны на законах Природы и сосуществования Человека и Природы.

Заключение

Исследовательская работа посвящена изучению сакральных мест Агинского Бурятского округа как объектов культурного наследия Забайкальского края.

В ходе написания работы было установлено, что сакральные места – это места духовной силы. Сакральное – это все, имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, мистическому и т.д. Наверное, каждому хотелось побывать в таких местах. Ведь если верить, то именно в них сбываются мечты, улучшается духовное состояние.

Сакральные места могут быть представлены: восхитительными природными пейзажами; древними святыми сооружениями, монастырями или культовыми памятниками разных культур; часто это места, насыщенные историей и богатые мифами и легендами.

Широко известна теория о том, что места, почитающиеся как святыни – это природные аномалии, особую энергетику которых ощущает большинство людей.

Однако, причащение к святому месту все же требует соблюдения своеобразных ритуалов. Выбирая в дорогу скромную одежду и проявляя уважительное отношение к тому месту, которое вы собираетесь посетить, вы уже настраиваете себя на положительный результат от поездки. В этом и есть смысл посещения святынь – получение позитивного психологического заряда, духовное оздоровление.

Особенно благотворно влияют на человека нерукотворные природные святыни – святые места и святые источники. Ими богат Агинский Бурятский округ. Посещая такие локации, можно ощутить связь с древними традициями и глубже узнать о своей душе.

Список использованных источников и литературы

  1. Долина Онона: история и современность монгольских народов. Региональная научно-практическая конференция с международным участием 26 марта 2010 г. Агинское – Чита – Улан-Удэ.2010 г. – 251 с.

  2. Жапхандаев, Д. Алханай – Шамбала моей души [Текст] / Пер. с бурятского /Д. Жапхандаев. – Чита: Поиск, 1999. – 184 с.: ил.

  3. Намжилова Е. С. Летописное наследие в современном культурно-образовательном пространстве Агинского Бурятского округа // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2023. № 3. С. 26-32.

  4. Цыденжапов, Ш.Р. Чингисхан [Текст] / Ш.Р. Цыденжапов. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1990. – 117 с.

  5. Энциклопедия Забайкальского края: Агинский Бурятский округ/ гл.ред. Р.Ф. Гениатулин, Б.Б. Жамсуев. – Новосибирск: Наука. – 2009. – 352 с.

Электронные ресурсы:

  1. Официальный сайт ГУК «Агинская краевая библиотека им. Ц.Жамцарано» [Электронный ресурс]: Режим доступа – https://agalibr.ru/knizhnaya-kollektsiya-redkih-izdanij-agi/ (Дата обращения: 21.09.2024).

  2. Официальный сайт Агинского национального музея им. Г. Цыбикова [Электронный ресурс]: Режим доступа – https://agamuzey.ru/virtualnyj-tur/ (Дата обращения: 21.09.2024).

  3. Официальный сайт МУК «Музей природы» ГО «Поселок Агиснкое» [Электронный ресурс]: Режим доступа – https://www.muzeiprirody.ru/stati/2019-12-03/drevnie-pamyatniki-i-nakhodki-aginskogo-buryatskogo-okruga?ysclid=m1c5c87m2m524301807 (Дата обращения: 20.09.2024).

Приложения

Приложение 1.

Национальный парк «Алханай»

Приложение 2.

Агинский дацан

Приложение 3.

Этнографический комплекс «Эхэ Хада»

Приложение 4.

Чаша Чингисхана

Приложение 5.

Камень – дом (Гэр шулуун)

Приложение 6.

Дворец матери-книжны Онон

Просмотров работы: 15