Введение
Кровавый дождь, кровавый дождь
Над Тапан Дигорией, над Тапан Дигорией.
От волков Ахсак-Тимура с железными пастями,
Почернели их зеленые поля.
Плотнее, крепче плетня из железных прутьев
Вокруг расположились (окружили).
Предводители Тапан Дигории,
Их мужественная молодежь, один лучше другого,
От рук неприятеля в крови тонут,
Редеют, в царство мертвых отправляются.
До последнего человека хоть и сражаются,
Но погибли до единого дигорцы.
То пожарище занялось, то синее пламя взыграло
Над многолюдными селами Тапан Дигории.
Оставшиеся женщины и мужчины
Все уведены в плен, уведены в плен.
Так погибли тапан дигорцы, лишились потомства.
Плача, рыдая, тогда остались бесприютные дети
На пепелище, на черной золе.
Но оказалась на счастье народа
Женщина на свете,
Сирот собрала, подобно стаду овечек,
Ночью и днем сторожит их от дикого зверя и недруга.
С плоскости — в лес, из лесу — на поляну,
В сторону Дигорского перевала повернула,
Через Цагат перешла с детьми, в Задалеске поселилась,
Плодами растений стала их кормить, стала их кормить,
Когда выросли они, окрепли они, села основали,
Свою общую мать, Задалескую нана,
С почестями, со славой похоронили около Задалеска в Пещере Морга.
Эти строки посвящены Задалески Нана, историю которой знает каждый осетин.
Но многие просто слышали о женщине, которая спасла аланских детей после нашествия Тимура, но не многие знают историю этой святой для осетин женщины.
Кто она была? Из какого села? Из какой фамилии?
В XIV веке среднеазиатский завоеватель Тимур пошел войной на народ Алании за то, что он не платил дань. Оказавшись перед выбором, рабство или гибель, народ предпочел второе. Войска Тимура беспощадно расправлялись с населением, варварски грабили и сжигали дома, убивали стариков, женщин и детей.
Избежавшая гибели пожилая женщина Нана, как у нас называют женщин почтенного возраста, пошла по горящим селам, собирать тех, кто уцелел.
Актуальность и идея работы:
Мы решили изучить историю осетинского народа на примере одной личности, которая оставила свой след в истории, культуре и легендах.
Данная работа посвящена не только истории Задалески Нана, но и изучению отношения молодого поколения к истории и культуре родного народа.
Объект исследования: легенда о Задалески Нана, музей в честь Задалески Нана.
Цели:
1. Раскрыть отношение молодежи к народной культуре и традициям;
2. Изучить историю на примере исторического персонажа;
3. Создать на основе проведенного исследования ознакомительный буклет молодёжи.
Задачи исследования: найти и изучить материал о Задалески Нана.
В рамках написания работы было проведено мини исследование, которое показало, насколько хорошо люди знакомы с историей Задалески Нана.
Исследование проводилось среди людей разных возрастов. Всего в опросе приняли участие около 30 человек. Задавался один вопрос: «Знаете ли вы кто такая Задалески Нана?».
По итогам опроса была составлена диаграмма, на которой показан процент положительных ответов.
Цель данной работы – познакомить молодёжь с народным фольклором и историей осетинского народа.
Возможно, найти ответы на все вопросы сегодня уже не представляется возможным, но данная работа посвящена изучению некоторых вопросов, связанных с этой историей.
Глава 1. История Задалески Нана
Походы Тимура
В 1395 г. после победы над Тохтамышем войска Тимура с севера вошли в аланские ущелья. Вырубая леса и прокладывая дороги, завоеватели совершали рейды в высокогорные районы.
Тимур добился того, что никогда не удавалось монголам. Аланские горные, области между Казбеком и Эльбрусом, подверглись жестокому разорению. Историки Тимура сохранили имена князей, возглавивших героическое сопротивление своего народа – их звали Буракан, Буриберди, Таус, Пулад и Кулу. Множество людей было истреблено, а награбленное имущество свозили в ставку, которую Тимур расположил в области Пятигорья (Пятигорск). Крепости и селения были стерты с лица земли, огромные территории обезлюдели.
Полчища Тимура, пройдя вверх по течению реки Арагви и перейдя через Крестовый перевал, вошли в Дарьяльские теснины, неся большой урон от летучих отрядов горцев. Они, тем не менее, опустошили селения пшавов, мтиульцев, мохевцев и алан, живших в верховьях Арагви и Терека – в Кудском и Трусовском ущельях, а также в Кобинской котловине.
Свой последний поход в Осетию Тимур совершил в 1400 году, когда его войска вошли в горы и с юга, и с севера. Этим вторжением была окончательно уничтожена аланская государственность [6].
Если в начальный период монголо-татарского завоевания в XIII веке в ряде областей Алании сохранялись отдельные владения аланских князей с городами и храмами, то после политики завоевания Тимура, основанной на тактике выжженной земли, аланы были вынуждены покинуть равнину и полностью уйти в горы. Оставшиеся территории вскоре были заселены кабардинскими племенами.
По словам грузинского географа и историка XVIII в. Вахушти, в результате этих походов, «города и строения овсов (осетин) были разрушены, овсы стали уходить в глубь Кавказа, большая часть их страны превратилась в пустыню, и с тех пор Осетия (имеется в виду ее предгорная часть) стала называться Черкесией или Кабардой».
Поход Тимура (Тамерлана) на Кавказ был более страшным по своему характеру, нежели монголо-татарское завоевание этого края. Если монголы стремились присоединить регион, то Тимур ставил целью разрушить его потенциал полностью, физически истребляя население и сравнивая с землей города. Если монголы не следовали за аланами вглубь ущелий и, блокируя их, дожидались времени, когда аланы сами подчинятся в силу необходимости выживания, то Тамерлан преследовал их по ущельям.
Походы Тимура стали завершающим ударом в череде трагических событий XIII-XIV вв. Всеобъемлющая катастрофа, постигшая Аланию в этот период, привела к массовому уничтожению населения, к абсолютному подрыву основ хозяйства, окончательному крушению государственности. Следствием этой катастрофы была утрата достигнутого уровня экономического и общественного развития, потеря тесных культурных связей со средневековыми цивилизациями Запада и Востока.
1.2 Задалески Нана
Одна из выживших аланок – Задалески Нана прошла по разоренным после набега селениям в попытках собрать оставшихся в живых детей [3].
Путь, по которому прошла Задалески Нана, точно не известен, т.к. не сохранилось никаких письменных источников, но легенда о смелой женщине передавалась поколениями через народное творчество, песни и рассказы.
Махарбек Туганов делает выводы из текста песни/предания: осетины жили не только в горах, но и на равнине занимали большие земли, и удар войск Тимура, прежде всего, пришелся по равнинным жителям; те, кто бежал с равнины в горы, переносили равнинные названия разных мест на горные ("Скажем название Стыр Дыгур – это старейшее название местности, а названия "Доныфарс" и "Тапан Дигора" возникли намного позднее, в то время, когда предков осетин, аланов гнали с Дона и равнины, которая была вокруг. Это предание ценно еще и тем, что в нем точно показано, как в этот исторический период все, кто нашли в себе мужество сопротивляться, были истреблены").
Исследовав топонимику Осетии, Махарбек Туганов пришел к выводу о том, что названия таких географических объектов, как "Джызæлдон", "Æфсиныбадæн", "Чызджытыхох", "Хъусхæмайхытыппыр", "Багъатарыцад", "Хъæрæгæс" согласно легендам связаны с именем Тамерлана.
В 1928 году жители Даргавского ущелья старики Варзиев Инарыко, Цирихов Магомет и Байматов Цыппу, – говорили, что название "Джызæлдон" связано с нападением Тимура. В битве около селения Гизель погибло столько воинов Тимура, что от их крови вода покраснела, поэтому эту реку назвали "хъызыл", то есть "красный" на турецком и татарском языках. Затем слово "хъызыл" получило осетинское звучание "джызæл".
Судя по тому, что перечисленные топонимы разбросаны по большой территории, можно заключить, что Тимур тотально занял все нынешнее предгорье Осетии и местами зашел в горы.
В связи с этим яснее становится экстремальная картина побега Задалески Нана с сотней детей, как поется в другом варианте этой песни, исполненной 75-летним Алиханом Хаймановым в 1977 году и зафиксированной студентами СОГУ им. К.Л. Хетагурова.
Другое предание гласит: "Идя от Гизеля на запад, выше дигорских сел по берегу реки Урсдон, где-то на расстоянии 4–5 км есть одно место с названием "Карагас" ("Хъæрæгæс"), которое тоже связано с именем Тимура. Слово "хъæрæгъæс" является также турецко-татарским и означает "Черный лес" ("Саухъæд"), "Черное дерево" ("Саубæлас"). Как рассказывают, на этом месте был большой дремучий лес, и Тимур приказал его вырубить, чтобы освободить для своих войск проход. Тимур полностью уничтожил рабочий скот проживавших в этом месте алан; жители этих мест носили дрова/деревья на себе и очень мучились. Одна женщина прокляла завоевателя такими словами: "О, село, оставайся запущенным селом, в котором бык не делает работу быка, мужчина не делает больше работу мужчины". После этого проклятия, говорят, завоеватели заболели заразной болезнью и все погибли".
Путь Задалески Нана и спасенных ею детей описан в предании достаточно обще: от равнины к лесу, от леса к поляне, через перевал к селу Задалеск. Но упоминается и конкретная топонимика – "Дигорский перевал" ("Сурхæфцæг") и местность"Цагат". Пройдя их, Задалески Нана и дети попали в окрестности селения Задалеск.
Махарбеком Тугановым также зафиксированы данные, что путь Задалески Нана с детьми лежал от дремучего леса к горам, через Цагат; со стороны Бештау они попали в Ирафское ущелье (Ирæфикоммæ) над Задалеском.
Равнина, откуда бежали Задалески Нана с детьми, и о которой идет речь в предании, это окрестности Татартуппа: так практически единодушно считают исследователи (М. Туганов, Л.П. Семенов и др.).
В средние века на этом месте находился город Верхний Джулат. Детальное и последовательное исследование памятника было предпринято в 1958 г. Северо-Кавказской экспедицией под руководством Е.И. Крупнова. В результате раскопок было выяснено, что золотоордынский город возник на месте длительно существовавшего аланского поселения. В монгольское время он стал крупным центром культуры, ремесел и торговли. Известность памятнику принес Татартупский минарет. В конце XVIII в. городище подробно охарактеризовал А.И. Гюльденштедт: он наблюдал минарет, остатки мечети при нем, развалины другого минарета и двух христианских церквей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, какой путь проделала Задалески Нана и откуда она пришла. Начало пути Задалески Нана - аланское поселение Верхний Джулат, территория нынешнего с. Эльхотово, откуда она через Дигорский перевал и с. Цагат прошла в с. Задалеск.
В районе с. Задалеск женщина с детьми пряталась в пещере. По легенде, долина на которой находится с. Задалеск, одна из так называемых солнечных долин, и яркий солнечный свет ослепил захватчиков, и благодаря этому, они не увидели прятавшихся в пещере людей.
Женщина с детьми жила в пещере некоторое время.
По преданию женщина спасла детей из 16 аланских родов, и из содержания песен/преданий о Задалески Нана становится ясным, что потомки детей, которых она спасла, селились не только в Задалеске, но и в Махческе, Камата, Уаллагкоме и Стур Дигоре (современная местность "Тапан Дигория"). Это дети, которые выросли и основали Задалеск и окрестные села: Донифарс, Лезгор, Кумбулта. Потомки тех сирот главные хранители легенды о чудесном спасении осетинского народа [4].
Жители, которые приютили Задалески Нана, предлагали забрать к себе в семьи детей, но женщина отказалась, чтобы сохранить фамилии. В благодарность местные жители построили ей дома на территории нынешнего с. Задалеск.
Глава 2. Влияние легенды Задалески Нана на современный мир
Пещера, в которой пряталась Задалески Нана с детьми, впоследствии стала святилищем. Местные жители называют ее «Дигори изад», что в переводе с осетинского означает Ангел Дигории. По сути, сегодня это место почитания главного осетинского божества – покровителя мужчин, воинов и путников – Уастырджи.
Возможно, Нана первой провела в этой пещере обряд в честь Уастырджи, благодаря его за спасение. Начиная с XVI века праздники в честь святого стали проводить ежегодно. Прямо в пещере приносят жертву, и тут же накрывают праздничный стол.
По традиции, кости жертвенных животных из пещеры не выносят, их складывают тут же. Кстати, в праздник Уастырджи женщины не имеют права заходить в пещеру. Зато в другие дни, осетинки вместе с мужчинами приезжают сюда, чтобы попросить помощи в делах. С собой приносят деревянные обереги, сделанные своими руками, оставляют фигурки в пещере в дар Уастырджи.
Есть поверье, что пока оберег висит в пещере, успех будет сопутствовать его владельцу. Ухаживают за пещерой и организовывают праздники потомки спасенных детей. Они живут в близлежащих селах, сохраняя древние традиции.
Ежегодно в начале августа в Горной Дигории в с. Задалеск отмечается праздник Задалески Нана. Почтить память Задалески Нана и вознести Богу благодарственные молитвы о спасении осетинского народа собираются не только жители Задалеска и селений Дигорского ущелья, но и паломники из Владикавказа и других населенных пунктов республики.
Семьи, в которых в течение года родились девочки, делают в святилище кувд. Старший фамилии возносит молитву, поручая детей и молодежь Нана, просит, чтобы они милостью её избегали болезней и бед, трудных дорог.
Поручают покровительству Нана и тех, кто отправляется в дорогу. Старшая из женщин, произнося ритуальную молитву над принесённым кувинагом (три осетинских треугольных пирога), желает им счастливой дороги, чтобы они во здравии и веселье вернулись домой. Праздник Задалески Нана – женский праздник. Все молитвы - о счастье, благополучии семьи, счастливом будущем детей. Ответственные за праздник прилагают все усилия, чтобы праздник удался.
В наше время усилиями профессора Анзора Хачирова, жителей и выходцев из села Задалеск, неравнодушных людей создан Дом-музей Задалески Нана, который у людей считается святилищем. Домашняя утварь тех времен, одежда, мебель, фигурки детей и дух той истории – вот что чувствуется в музее.
На отдельном стенде фотографии жительниц селения Задалеск разных времен – многодетных матерей в селе Задалеск. Образ Задалески Нана вписывается в рамки святого образа: по свидетельствам людей, она оказывает помощь всем, кто молится ей о здоровье и благополучии детей, а на месте спасения матери и сирот происходят чудесные исцеления
На небольшом подоконнике листы бумаги и ручка. Тут каждый может написать просьбу к Нана. Многие приезжают в Задалеск, вознося молитвы к ставшей святой Спасительнице. Многие просят о потомстве, поручают беречь детей и молодежь, чтобы они милостью ее избегали болезней и бед, трудных дорог. В Задалеск можно приехать в любое время. Двери музея всегда открыты, несмотря на ценность экспонатов, некоторым из которых столетия. Вход в музей бесплатный.
30 апреля 2023 в Музее Задалески Нана состоялось открытие проекта Дианы Шлиман «Идауæг» («Святая»).
Сердцевина проекта – скульптура в виде мягкого кокона из войлока и шерсти, создана художницей в традиционной технике «мокрое валяние» при участии сельских жительниц. Ими же напеты мелодии колыбельных, которые можно услышать, оказавшись внутри кокона. Тут и отсылка к всемирному древу и раскрытие темы женственности [1].
Заключение
Нет никаких доказательств того, что Задалески Нана жила на самом деле. Возможно, образ Задалески Нана – это символ мужества осетинского народа, который преодолел темные и тяжелые времена и выжил, но, как бы ни было, эта история объединяет осетин по всей республике.
Легенда о храброй женщине распространилась и по территории России. Ежегодно количество туристов, посещающих республику Северная Осетия-Алания, увеличивается в разы, и каждый турист, посещающий дом-музей в с. Задалеск остается под впечатлением от истории о молодой женщине, имя которой не сохранилось, но сохранилась память о ней.
Проведенное исследование показало, что с историей Задалески Нана знаком очень маленький процент людей школьного возраста. Учитывая возрастающий интерес к республике как к историческому культурному и туристическому центру Северного Кавказа, было принято решение разработать небольшую историческую памятку в виде буклета «По следам Задалески Нана», который послужит памяткой для молодежи.
Список литературы:
1. Бекоев В.И. «Отражение истории средневековой Алании в песне «Задалеская Нана», журнал «Культурная жизнь Юга России». 2022
2. Вопросы литературы и фольклора: Сборник научных статей. Вып. X. Часть 2. – Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2018. – 252 с.
3. Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. Выпуск X: сборник статей. – Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2021. – 268 с.
4. Диана Сокаева, старший научный сотрудник СОИГСИ им. В.И. Абаева, газета «Северная Осетия», «Задалески Нана», 21 мая 2019г.
5. История Осетии: В 2-х томах / СОИГСИ им. В.И. Абаева – филиал ВНЦ РАН; Гл. ред.З.В. Канукова, ответ. ред.: С.А. Айларова, А.Г. Кучиев. – Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2019.Т. 1. История Осетии с древнейших времен до конца XVIII в. – 498 с.
6 Махарбек Туганов. Литературное наследие. М.,1977г.,с.63
7. Интернет-ресурсы-articles/16359147/angel-osetii/ru
8. Сайт «Потерянная Осетия», Задалеск. Святилище Задалески Нана.
Приложения
Знаете ли вы кто такая Задалески Нана?