Музей-это храм загадок и открытий

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Музей-это храм загадок и открытий

Храпко Е.С. 1
1АНОО СОШ 1 ст.Новотитаровская Динской район
Барковская Н.А. 1
1АНОО СОШ 1 ст. Новотитаровская Динской район
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В наш век гаджетов школьники меньше стали интересоваться искусством, сменив традиционные источники информации, как книги и музеи, на более доступное пространство интернета. В случае снижения или полного исчезновения интереса поколения к классическому искусству, оно может стать для нашего поколения серым, низко интеллектуальным, не развитым.

На сегодняшний день тема посещения музеев для детей школьного возраста почти потеряла свою актуальность. Это я узнала из опроса работников музея. Ученики меньше стали посещать музеи. Почему? Может, они считают это занятие скучным?

Я считаю, что в любом музее можно заинтересовать ребенка, если придумать интересный сюжет, интересные игры, зацепить какой-то информацией, вызвать у школьника интерес и желание узнать что-то большее.

На летних каникулах мы с родителями посетили Государственный Эрмитаж в г. Санкт-Петербурге. Рассматривая самые красивые и торжественные залы, я открыла тайну и секрет одного из них от аудиогида, который внимательно слушала. В одном из залов Российского императора Николая II его супруга Александра Фёдоровна нацарапала бриллиантовым кольцом на стекле записку, которая хранится в Эрмитаже уже 121 год.(Рис.1)

Рисунок 1 Записка на стекле Александры Федоровны. Эрмитаж г.Санкт-Петербург

Я с большим интересом искала глазами эту надпись на стекле. Для меня это было маленькой игрой, как быстро я её найду. при этом я узнавала часть истории Российской эпохи.

Стоя у окна я вспомнила, что мой первый музей, который я открыла для себя, находится в г. Грозном и называется Музей Чеченской Республики. Из посещения я узнала историю этой республики и народа. В одном из залов, я так же познакомилась с частью скульптуры Императрицы Александры Федоровны.(Рис.2)

Рисунок 2 Скульптура Императрицы Александры Фёдоровны в музее г.Грозный

Во время военных событий скульптура получила огромные повреждения. Эту скульптуру не стали восстанавливать, чтобы показать зрителям наглядный рассказ о потерях, которые несет в себе война. Этот музей мы посещали самостоятельно с родителями. Мы сами. знакомились с экспонатами читая таблички или интерактивные надписи. Хочу признаться, меня немного это утомило, но я все равно познакомилась с историей этого региона.

После посещения Эрмитажа, во мне пробудился интерес, что если у экскурcовода должен быть другой подход, когда к ним в гости приходят дети школьного возраста. Я думаю,что было бы интересней, если бы вмузеях сделали специальные детские маршруты, задания, которые бы могли заинтересовать нас - детей в посещении музеев.

По возвращению домой в город Краснодар, я решила провести эксперимент : «Не бывает скучных музеев, бывают скучные экскурсии» со своими одноклассниками. Площадкой для моего эксперимента стал Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А Коваленко.

Цель исследования: заинтересовать детей школьного возраста в посещении художественных музеев.

Задачи исследования:

  • Узнать для чего организуют музеи.

  • Познакомиться с видами музеев

  • Познакомиться с историей образования музея имени Ф.А. Коваленко

  • Расширить кругозор художественно-творческих знаний.

Гипотеза исследования: могу предположить, что если ходить в музей, где знакомство с картинами великих художников проводят в виде игр, квестов, то дети будут заинтересованы в посещении музеев.

Методы исследования:

  • Изучить справочную литературу и материалы из интернета по теме исследования.

  • Провести анкетирование среди одноклассников.

  • Провести эксперимент.

  • Посетить музей им.Ф.А. Коваленко.

Объект исследования: художественное восприятие детей школьного возраста от посещения музеев.

Предмет исследования: заинтересованность обучающихся в посещении музеев.

Основная часть

1.1 Музей и его виды

Музей – это надежные хранители исторической памяти и наследия прошедших эпох. Так же это прекрасная возможность заглянуть в сокровищницу прошлого и увидеть, как жили раньше древние цивилизации, сравнить их культуру и материальный быт. Важно помнить, что прошлое человечества неразрывно связано с его будущим.

С давних времен люди ценили наследие своих предков и старательно собирали частицы прошлого. На сегодняшний день человечество сохранило эту благородную традицию в виде экспозиций и выставок.

Мы с семьей стараемся чаще посещать различные музеи и я решила узнать какие они бывают. Из источников я узнала, что музеев много и их направленность разнообразная. Они делятся между собой не только по значению: всероссийские, центральные, республиканские, но и по типам: исторические, художественные, мемориальные, технический и т.д. В небольших городах, посёлках и сёлах создаются краеведческие музеи. В них собраны материалы по истории края, области, города или села

Самый первый музей в России был открыт в 1719 году в г. Санкт-Петербург. Это была Кунсткамера, которая была основана по приказу царя Петра I. В ней были собраны диковинки для всеобщего обозрения. Этот музей меня впечатлил по своим собранным вещам в витринах. Там были различные вещи со всего мира.

Мой интерес еще больше возрастает. Далее я побывала в зоологическом музее г. Санкт-Петербурга, где хранятся чучела животных, коллекции насекомых и бабочек (Рис.3)

Рисунок 3.Коллекция бабочек в зоологическом музее г.Санкт-Петербург.

. Ещё к нам в школу приезжает выездной музей Краснодарский историко-археологический музей –заповедник им. Е.Ф.Фелицина (Рис.4)

Рисунок 4 Выездной историко-архиологический музей им. Е.Ф.Фелицина в нашем классе.

Но больше всего я заинтересована в произведения искусства: картины и скульптуры, вазы и гравюры, которые хранятся в Эрмитаже и Русском музее в Петербурге (Рис.5)

Рисунок 5 Один из залов Эрмитажа г.Санкт-Петербург.

1.2 Роль музея в жизни человека. (детей школьного возраста)

Музеи играют невероятно важную роль в нашей жизни. В музеях дети учатся ориентироваться во времени, узнают, что такое музейные предметы, зачем хранить памятники культуры и природы, сравнивают общественное устройство прошлого и настоящего, учатся уважать нематериальные ценности. Музеи предлагают уникальную возможность погрузиться в мир истории, культуры и науки. 

Музейная атмосфера не только удивляет ребенка, но и будит его воображение, радует, развивает стремление к познанию. Посещая музей, дети становятся старше, уверенней в своем творчестве, свободнее в общении друг с другом.  Ребенок обязательно обнаружит в музее что-то неизвестное, необычное, увлекательное лично для себя.

Я поняла что, при посещение музеев развивается кругозор и эмоциональный диапазон, дает новый опыт и новые впечатления. Посещение музея помогает мне понимать свой внутренний мир. Музей выполняет свою главную миссию: он несет людям истинные знания за счет показа подлинных ценностей и дает стимул к размышлению.

Я остановлюсь на одном из музеев нашего края, который ближе мне по восприятию.

1.3 «История создания Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А . Коваленко

Мы с семьей посетили в нашем городе Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А.Коваленко. узнали, что этот музей – старейший на Северном Кавказе. (Рис.6)

Рисунок 6 Посещение музея им. Ф.А.Коваленко со своей семьей.

Он был открыт в 1904 году и считается одним из лучших региональных музеев. Название получил в честь своего основателя Федора Акимовича Коваленко, который подарил городу свою коллекцию картин, археологических находок из своей коллекции.

Я восхищена, что пережив немало потрясений в годы Великой Отечественной Войны, музей сумел сохранить большую часть коллекции благодаря усилиям и совместной работе сотрудников.

От экскурсовода мы узнали, что всего в фондах музея хранится около 12 500 экспонатов. В первую очередь, это предметы живописи, включая экспонаты подаренные крупнейшими музеями страны, такими как Государственный Эрмитаж. Также представлены коллекции икон шестнадцатого века, средневековые японские гравюры, авангард начала двадцатого века. Однако, фонды постоянно пополняются и образцами современного искусства, фотографией. Кроме того, представлены скульптуры и экспонаты из фарфора. Само здание также является памятником архитектуры и охраняется государством.

2.1 Анкетирование детей школьного возраста

Я решила провести анкетирование в своем классе среди одноклассников. Анкетирование состояло из Анкеты №1 и №2. В Анкете №11 я хотела узнать: посещали ли мои одноклассники какие – нибудь музеи. Если да, то какие? Были ли они в картинных галереях и какие картины им запомнились больше всего. По итогам анкетирования выяснилось, что одноклассники посещают различные музеи с классом или с родителями. В основном они любят ходить в биологические музеи. Рассматривают там различных насекомых, бабочек,скелеты динозавров и др. Так же ребята любят посещать музеи военной техники, космонавтики, и оружия. Картинные галереи ребят посещало очень мало и это видно на диаграмме №1, их всего 14%. Ребята, которые никогда не посещали картинные галереи, их 86% и это большинство. (Рис.7)

Рисунок 7Диаграмма №1 Посещение моих одноклассников картинных галерей.

2.2 Проведение игры-квеста «Маленькие малевичи»

После проведения анкетирования я решила заинтересовать своих одноклассников в посещении картинных галерей. Я подготовила и провела в классе: игру- квест, которую назвала «Маленькие малевичи».

Площадкой для своего эксперимента был Краснодарский Краевой Художественный музей имени Ф.А. Коваленко, который я посещала ранее со своими родителями. В музее Ф.А.Коваленко моё внимание привлекла картина Каземира Севериновича Малевича «Супрематизм». (Рис.8)

Рисунок 8 Картина художника К.С. Малевича "Супрематизм"

Она была не похожа на все представленные картины в музее. На белом фоне были изображены различные геометрические фигуры в разных цветах. Экскурсовод сказала, что каждый человек читает картину по-своему. На данной картине с помощью изображенных в работе разноцветных геометрических фигур художник выразил своё увлечение космосом.

Я показала эту картину своим одноклассникам в классе и познакомила с историей её создания.(Рис.9)

Рисунок 9.Знакомство учащихся с картиной К.С. Малевича

К.С. Малевич развивал свой новый стиль абстракций: беспредметные цветовые фигуры на белом фоне. За основу он брал три фигуры - квадрат, крест и круг.

Я решила раздать одноклассникам разрезанные похожие геометрические фигуры, которые были изображены на картине. (Рис.10)

Рисунок 10 Разрезанные геометрические фигуры по картине С.К. Малевича «Супрематизм»

Взять и попробовать повторить эту картину по-своему в виде аппликации, и придумать название к своей картине. У всех получились разные рассказы и картины. (Рис.11)

Рисунок 11 Изготовление картины К.С. Малевича учениками

Одноклассники заинтересовались, и было принято решение организовать экскурсию в музей им. Ф.А. Коваленко г.Краснодар.

После этого мы с ребятами отправились с нашими работами в музей Ф.А. Коваленко и узнали, что действительно представлял великий русский художник, рисуя эту картину.

Мы с одноклассниками с большим интересом слушали экскурсовода, рассматривали картины в залах и отправлялись в увлекательное путешествие в прошлое, когда рассматривали экспонаты музея. (Рис.12)

Рисунок 12 Посещение музея им. Ф.А. Коваленко классом.

Целью моего эксперимента было - знакомство с картиной великого русского художника в виде игры. Она находилась в последнем зале музея. Ребята с нетерпением ждали знакомство с этой картиной. Когда мы дошли с экскурсоводом до картины К.С. Малевича все восторженно закричали «Вот она!!».Мы еще раз внимательно послушали экскурсовода и сделали фото на память со своими работами, которые делали в классе.(Рис.13)

Рисунок 13 Картина К.С. Малевича и работы нашего класса.

Из этого эксперимента можно сделать вывод: что если проводить экскурсию в виде игры или квеста , то это вызовет большой интерес у детей школьного возраста.

После посещения музея, я провела повторное анкетирование среди своих одноклассников. Мне хотелось узнать, понравилось ли ребятам посещать музей в виде игры? В основном ответы на мои вопросы меня порадовали. Из Анкетирования №22 я сделала вывод, что количество ребят увеличилось и это видно на диаграмме №2.(Рис.14) Большинству ребят и их 94% понравилось в картинной галерее и они с удовольствием еще раз бы вернулись в музей

Рисунок 14 Диаграмма №2 Посещение картинных галерей младших школьников после проведения квест-игры "Маленькие малевичи"

Своей квест-игрой «Маленькие малевичи» я действительно вызвала интерес у одноклассников в дальнейшем посещении картинных галерей.

Я считаю, что картинные галереи – волшебное место, где мы приобрели и развили навыки воображения, которые помогают нам в школе.

Заключение

В заключении хочу сказать, что мною поставленная цель была достигнута.Своей квест - игрой «Маленькие малевичи» я действительно заинтересовала своих одноклассников в посещении музеев. Ребята с большим интересом искали в музее картину великого художника К.С.Малевича, изученную в классе.Они пытались найти сходства и различия между своей работой и работой великого художника К.С. Малевича.

После проведения моей квест-игры можно сделать вывод, что такой подход к изучению картин великих художников детьми школьного возраста более интересен и познавателен для них. Так же при выполнении аппликации мои одноклассники развивали в себе воображение и творческий потенциал. Каждый человек рассматривая картины этого художника представляет себе что-то своё – это было видно на работах моих одноклассников (Рис.15)

Рисунок 15 Аппликация по картине К.С. Малевича "Супрематизм" выполнена учеником 4 класса

Как бы ни была богата коллекция, какими интересными ни были бы экспонаты, какие потрясающие выставки не устраивались, ничего из этого не имеет значения без людей.

В дальнейшем я бы рекомендовала сотрудникам музеев и картинных галерей создавать подобные игры - квесты для детей школьного возраста. Ведь именно через игру можно отправиться в увлекательное, познавательное путешествие в мир искусства. В картинной галерее действительно можно увлекательно провести время и надолго запомнить увиденное.

И в заключении хочется сказать, что картинные галереи – это не скучно. Картинные галереи – это место, где каждый : и ребенок, и взрослый может найти то, что напитает его душу, как питает ее всякое прикосновение к прекрасному, и тогда музей станет по настоящему храмом открытий.

Список источников и литературы

1.Значение музеев в нашей жизни// https://www.smolnews.ru/news/711568

2,Коллекции Русского музея// http://library.volsu.ru/kollekczii-russkogo-muzeya/

3,Консультация для родителей посещение музея с детьми// https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-poseschenie-muzeja-s-detmi.html

4.Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко / Т.М. Кондратенко. – Москва : Белый город, 2004. – 64 с. : ил. – (Сокровища русского искусства).

5.Краснодарский краевой художественный музей им.Ф.А. Коваленко// https://kukarta.ru/muzey-kovalenko/

6.Малевич К.С. «Супрематизм»// https://ar.culture.ru/ru/subject/suprematizm

7. О Музее// https://kovalenkomuseum.ru/museum/about-us/

8. «Пожалуйста, только не в музей. Почему детям скучно на экскурсиях и 5 советов, как изменить.// https://mel.fm/ucheba/fakultativ/7142956-pozhaluysta-tolko-ne-v-muzey-pochemu-detyam-skuchno-na-ekskursiyakh-i-5-sovetov-kak-eto-izmenit

9.Федор Акимович Коваленко. К 140-летию со дня рождения / Краснодар. краев. худож. музей им. Ф.А. Коваленко. – Краснодар, 2006.

https://tv-soyuz.ru/Uchimsya-rastit-lyubovyu-Sovremennye-deti-i-muzei 51 с. : ил. (Портрет музея в лицах и судьбах).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкетирование №1

Фамилия и имя ученика________________________________________________

В

ДА

НЕТ

опрос 1.

Посещал ли ты музей?

Вопрос 2.

Ч

Напиши свой ответ…..

то тебе больше всего понравилось в музее?

Вопрос 3.

Существует в вашей семье домашний музей (или ты что-то коллекционируешь)?

 

Напиши свой ответ….

Вопрос 4.

Посещал ли ты картинные галереи, если Да, то какие?

 

Напиши свой ответ…..

Вопрос 5.

Какая картина запомнилась

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкетирование №2

Фамилия и имя ученика____________________________________________________

В

ДА

НЕТ

опрос 1.

Понравилась ли тебе экскурсия в музей?

Вопрос 2.

Напиши название и автора этой картины.

 С картиной какого художника мы познакомились более подробно.

Вопрос 3.

Понравилось ли тебе посещать музей в виде игры.

Напиши свой ответ….

1 См. Приложение 1

2 См Приложение 2

Просмотров работы: 9