«Мы из династии учителей»: апробация модели педагогического опыта для выбора будущей профессии

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Мы из династии учителей»: апробация модели педагогического опыта для выбора будущей профессии

Даренская А.С. 1Валиулина Т.Р. 1
1МАУ ДО городской Дворец детского и юношеского творчества
Даренская И.В. 1
1МАУ ДО городской Дворец детского и юношеского творчества
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

2023 год Указом Президента Российской Федерации №401 от 27.06.2022 объявлен годом Педагога и наставника [9]. Год педагога и наставника проводится с целью признания особого статуса представителей профессии.

Мы гордимся тем, что мы из семьи учителей. Стаж наших династий составляет 255 лет у семьи Дегтяревых-Даренских и 72 года у семьи Валиулиных.

Авторы работы задумались над вопросами «А почему важен труд учителя?», «Кто основал наши педагогические династии?», «Сможем ли мы сами стать учителями?»

Желание найти ответ на эти вопросы и стало темой работы. Для изучения темы мы использовали несколько информационных материалов.

Первая группа - работы классиков педагогической мысли, в которых говорится о важности труда педагога (например, работы Я.А.Каменского [4] и К.Д.Ушинского [10].

Вторая группа – современные авторы, кто исследовал роль педагога в современном обществе, например, работы Т.В.Комоновой (5) и Ю.В. Гороховой [2, с.8].

Третья группа исследований – работы авторов, кто изучал вопрос – какие же качества важны для современного педагога. Отметим работы Л.Л.Овчар (6), которая выдели 4 основные группы качеств педагога.

Исходя из актуальности и авторской идеи, мы сформулировали цель и задачи работы.

Цель научно-исследовательской работы – рассмотреть опыт педагогической деятельности династий Дегтярёвых и Валиулиных как основу профессионального развития.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Представить краткую характеристику роли педагога в жизни общества;

  2. Определить основные качества, необходимые педагогу в профессиональной деятельности;

  3. Описать основные вехи профессионального опыта династий Дегтяревых и Валиулиных;

  4. Провести анкетирование, направленное на обобщение педагогического опыта семей авторов проекта и пополнение семейных архивов;

  5. Представить результаты первого педагогического опыта авторов проекта.

Основой источниковой базой исследования стали:

  1. вещественные источники (фотографии, письма, наградные документы);

  2. словесные источники (записи устных интервью);

  3. результаты анкетирвоания в yandex-форме.

В качестве методов исследования мы использовали следующее методы:

  • общенаучные методы работы с информаций (сравнение, описание, систематизация), которые позволили нам изучить фотографии и документы,

  • методы устной истории (анкетирвоание и интервьюирование),

  • графические методы, благодаря которым мы представили результаты исследования и разработали лепбук и игоропрактикум.

Практическая значимость состоит в первоначальной систематизации педагогического опыта наших династий, разработке способов сохранения памяти о поколениях педагогов в наших семьях и апробации нашего первого педагогического опыта.

  1. Педагог: профессия прошлого, настоящего и будущего

    1. Роль педагога в жизни общества

2023 год объявлен в нашей стране годом Педагога и наставника. Введение этого события обусловлено той ролью, которую педагог играет в жизни общества [9].

Профессия педагога очень древняя. Неудивительно, что во все времена ученые высоко ценили роль учителя в жизни общества [5].

Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», - писал великий педагог Я.А. Коменский (1592-1670) [4, с.45].

     Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К.Д. Ушинский (1823-1870): «Воспитатель чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения» [10].

Отметим, что роль педагога претерпевала изменения вместе с развитием самого общества, в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от уровня наёмного ремесленника до государственного служащего.

     Назовем основные из функций педагога в современном обществе:

   1. Педагог выполняет роль «двигателя» в обществе. Воспитывая молодое поколение, он формирует людей, владеющих новой технологией, специалистов, быстро схватывающих всё передовое в разносторонней жизни общества.

   2. Педагог как эстафету, передаёт опыт жизни исторического прошлого общества будущему.

   3. Педагог выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и др. Накапливая всю жизнь  эти  ценности в себе, он  затем передаёт их молодому поколению.

  1. Одна из ролей педагога состоит в том, что он выступает как специалист, оценивающий опыт общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей. Его оценки: есть факторы хорошие и плохие, есть и промежуточные.     

  1. Еще одна роль педагога воспитание у молодёжи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит регулировать своё поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим [2].

   Как же педагог появляется в жизни ребенка?

Самым первым учителем в жизни ребенка является мама. Мама кормит, согревает, одевает, учит что можно делать, а что нельзя. А когда мама учитель, то все педагогические приемы будут точно испробованы на ребенке.

Далее ребенка в детском саду встречает воспитатель и проводит с ним большую часть времени, пока родители на работе. Глядя на воспитателя, ребенок учится элементарным навыкам самообслуживания, знакомится с окружающим его взрослым миром. У каждого из нас есть такой человек, к которому мы радостно бежали по утрам и рассказывали самые сокровенные секреты и тайны.

Далее дети приходят в школу, где их встречает учитель. Классный руководитель, классная «мамочка», ведь в школе ребенок так же проводит очень много времени. Увлечь ребенка учебой, сделать ее интересной, познавательной, что бы в будущем ребенку хотелось учиться- вот то, что делают учителя начальных классов. Без них дети бы не научились «учиться».

В среднем звене школы учителей становится намного больше, чем в начальной школе. Учителя не только дают знания по своему предмету, но и советуют какую книгу почитать, на какой фильм сходить с друзьями, какую выставку посетить, в какой олимпиаде принять участие, с чем связать свое будущее. Без них дети бы не нашли свое призвание, свое истинное «Я».

Далее ребенок может пойти в колледж, институт, университет, где преподаватели дают ему профессиональные знания и помогают адаптироваться к новым условиям и требованиям взрослой жизни.

Получается, что педагог- неотъемлемый спутник всей нашей жизни.

Подведем итоги, какие же обязанности выполняет современный учитель:

    • обучение различным наукам;

    • объяснение нового материала доступными для данного возраста и индивидуальных особенностей средствами;

    • контроль усвоения материала;

    • проведение воспитательной работы с детьми;

    • помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;

    • выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;

    • изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;

    • организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;

    • участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;

    • составление тематических и урочных планов;

    • оформление документации (журналов, отчётов).

И все эти обязанности - это важная часть обучения и воспитания детей, без которых они не смогут в дальнейшем адаптироваться к новому этапу жизни. То есть основа нашего общества- это учитель!

    1. Личные и профессиональные качества педагога

Представления о том, какими качествами должен обладать учитель складывались на протяжении долгого времени и уже в конце XIX века был представлен перечень главных личностных качеств учителя, которые способствуют успешности педагогической деятельности. Самыми важными среди личностных качеств учителя выделяют:

  • целеустремленность,

  • наблюдательность,

  • трудолюбие,

  • артистичность,

  • высокую степень личной ответственности;

  • самоконтроль и уравновешенность;

  • терпимость, безоценочное отношение к людям;

  • интерес и уважение к другому человеку;

  • стремление к самопознанию, саморазвитию;

  • эмпатию [6].

Если говорить про профессиональные качества, то меняется общество, меняются и подходы к процессу обучения и это приводит к появлению новых требований, предъявляемых к учителям.

В настоящее время в литературе отмечено более пятидесяти личностных качеств учителя, которые должны составить образ современного педагога.

Среди них особо выделяют:

  • эрудицию,

  • владение предметом преподавания,

  • знание методики преподавания предмета,

  • психологическую подготовку,

  • широкий культурный кругозор,

  • педагогическое мастерство,

  • владение технологиями педагогического труда,

  • организаторские умения и навыки,

  • педагогический такт,

  • владение технологиями общения.

Согласно опросам школьников, настоящего учителя определяют следующие данные:

1. Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора.

2. Организаторские качества: Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность.

3. Деловые качества: Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять.

4. Внешний вид: Умение хорошо одеться. Приятный голос. Общая привлекательность.

Таким образом, в реальной жизни общие и специфические черты личности неразрывно слиты, поэтому ученые-исследователи выделяют следующие характеристики личности учителя: направленность; знания; способности;  умения.

  1. Педагогический опыт династий Дегтяревых и Валиулиных:

анализ изучения семейных архивов

2.1. Представители педагогической профессии в семье Дегтяревых-Даренских

Основатель нашей педагогической династии – моя бабушка Ильиных Надежда Владимировна. После школы в 1973 году Надежда поступила в Свердловский педагогический институт.

После закончила окончания обучения в институте в 1978 году, Надежда Владимировна, получив специальность «Учитель географии и биологии», распределению оказалась в Черемышской школе (Приложение 1).

После замужества и переезда в Четкарино Надежда Владимировна всю жизнь проработала в Четкринской коррекционной школе-интернате. Сначала учителем – предметником, потом, после получения второго образования по специальности «Дефектология», логопедом.

И сейчас Надежда Владимировна, будучи на пенсии, продолжает работать с особыми детьми как учитель домашнего обучения. Для всех нас она является примером бесконечной преданности профессии, человеколюбия, профессионализма. Ее педагогический стаж – 44 года.

Ее дочери – моя мама Даренская Ирина Викторовна и тетя Дегтярева Катерина Викторовна- тоже получили высшее педагогическое образование, закончив Нижнетагильский государственный педагогический институт, исторический факультет. Ирина Викторвона получила специальность «История» с дополнительной специализацией «Социология», а Екатерина Викторовна - «История» с дополнительной специализацией «Культуролгия».

После окончания вуза Даренская (Ильиных) Ирина Викторовна осталась в нем работать. Сначала была старшим преподавателем на кафедре «Отечественной истории», затем заведующей отделением, затем деканом факультета. Сейчас она декан социально-гуманитарного факультета.

Она очень любит свою работу, много времени уделяет развитию факультета. Ее студенты много участвуют в различных конкурсах, конференциях, реализуют проекты. Мама и меня привлекает к разным событиям факультета (Приложение 2). Мы проводили занятия для студентов, помогали им в проектах. В этом году с Таей Валиулиной были ведущими двух мастер-классов на форуме «Я из семьи учителей» (Приложение 3).

Дегтярева Екатерина Викторовна после окончания института тоже осталась в образовании, только вмбизнес-образовании. Она разрабатывает и проводит различные курсы по маркетингу и продвижению, учит других людей развиваться в сфере красоты (Приложение 4).

Сестры Ильиных Надежды Владимировны тоже все работали в сфере образования.

Старшая сестра – Смертина Валентина Владимировна – 25 лет проработала учителем сельско-хозяйственнго труда в Четкаринской коррекционной школе. Она работала с детьми, которым тяжело давалась учеб, формировала у них навыки трудовой деятельности, умение работать на приусадебном участке, ухаживать за животными. Она учитель первой категории. Ее стаж работы – 25 лет (Приложение 5).

Младшие сестры – Татьяна Владимировна и Ирина Владимировна – тоже долгие годы работали в сфере образования.

Татьяна Владимировна Попова (Дегтярёва) 24 года проработала воспитателем в детском саду в г.Радужный Тюменской области. Она воспитатель высшей категории, ее очень ценили на работе за профессионализм и умение находить подход к каждому ребенку (Приложение 6).

Ирина Владимировна Пичугина (Дегтярёва) 23 года проработала педагогом дополнительного образования, педагогом-организатором, директором дворового клуба в п.Новоасбест Пригородного района, затем педагогом-организатором в МБУ СОШ №6 п.Новоасбест. Она почетный гражданин Горноуральского городского округа, ветеран труда, очень уважаемые человек. Ее заслуги в сфере образовании отмечены многими наградами районного, областного уровня (приложение 7).

Племянницы Надежды Владимировны тоже все в сфере образования. Ирина Шуркаева (дочь Татьяны Владимировны) работала педагогом-организатором в п. Первомайский (Приложение 8) , Ия Ильинична Дегтярева – 12 лет воспитателем в с. Трифоново, Елена Сергеевна Дегтярева 16 лет активно и успешно реализует себя в сфере бизнес-образования, разрабатывая и реализуя авторские образовательные программы, также как и Екатерина Дегтярева, развивает корпоративное профессиональное образования (приложение 9).

Жены племянников Надежды Владимировны тоже многие в среде образования. Роман Смертин и жена Лилия по 8 лет успешно работают преподавателями в Уральском аграрном университете, совмещая образовательную и научную деятельность (Приложение 10).

Алеся Рифовна Дегтярёва и Елена Игоревна Дегтяревы - талантливые педагоги дополнительного образования в Камышловском доме творчества. Их ученики становятся победителями Всероссийских творческих конкурсов и фестивалей (Приложение 11).

Елена Дегтярева 27 лет работает воспитателем в детском саду в г.Екатеринбурге.
         Самые младшие представители семьи активно реализую себя в школьных образовательных проектах, организуют и проводят мастер-классы, уроки, образовательные экскурсии и получают от этого огромное удовольствие, ведь любовь к педагогике – это в крови![3].

Для сохранения памяти памяти и систематизации опыта представителей семьи Дегтяревых мы разработали семейный памятный календарь (Приложение 12), структура которого включает следующие компоненты:

  • фамилия, имя, отчество представителя династии;

  • стаж работы;

  • педагогическое кредо (секрет воспитания);

  • фотографии;

  • биографические данные или материалы интервью.

Данный формат сохранения памяти позволит укрепить семейные связи и пополнять семейный архив.

2.2. Представители педагогической профессии в семье Валиулиных

Педагогическая династия Валиулиных началась с Медведевой Антонины Степановны. Ее детство прошло в годы Великой Отечественной войны. Бусыгины Евдокия (мама прабабушки) 1900г.р. из г.Новоасбест Свердловской области, ее муж Степан- шахтер (Приложение 13). Еще молодыми уехали в Казахстан на заработки. Степан работал в шахте, но случился несчастный случай- взрыв на шахте, отец ослеп. После этого его везде водили за руку. Перед войной Степан умер.

У них родилось 3 детей: Маруся, Антонина (моя прабабушка), Александра. Одной Евдокии было трудно поднимать троих ребятишек и ее брат поехал на Урал и предложил взять одну из девочек на воспитание в свою семью. Старшая Маруся была очень вредная (так рассказывала моя прабабушка), младшая Александра- была еще слишком мала и выбор пал на Тоню, которой было всего 8 лет.

Началась война и семья не могла воссоединиться и 10 лет Антонина не видела свою родную семью. Она выучилась на курсах воспитателя в Нижнем Тагиле. Переехала в Верхний Тагил и работала воспитателем в детском саду. Моя мама спрашивала прабабушку, почему та окончила именно курсы воспитателя, а не какие-то другие? Та отвечала, что привыкла к маленьким ребятишкам, с которыми нянчилась у тетки и что на этих курсах давали пайку хлеба. Вот так благодаря учебе прабабушка Тоня выжила в тяжелые военные годы.

По рассказам прабабушки работа была тяжелая, в группу отдавали с 3х-месячного возраста, мамы в это время уходили на работу и приходили каждые 3 часа покормить младенцев. Питание в тяжелые послевоенные годы было скудное и воспитатели вместе с ребятами и нянечками «разбивали» огородики прямо на территории детского сада, этим урожаем докармливали ребят. Прабабушка вспоминала, как ходила с ребятами в лес по землянику, чтобы повара сварили на полдник земляничное варенье.

А еще был случай: прабабушку отправили в Нижний Тагил за игрушками для детского сада, по приезду оказалось, что игрушки- это головы кукол и пупсов, всем садиком шили мягкие тела с ручками и ножками, что б ребята могли играть в них. Более 45 лет проработала моя прабабушка воспитателем детского сада. С большой любовью и теплотой отзываются воспитанники, которые сами теперь уже бабушки и дедушки.

Внучки Антонины Степановны - Светлана и ее младшая сестра Ольга все детство проводили у бабушки Тони. Наверное, она сделала им ту «педагогическую прививку», благодаря которой они с легкостью и уверенностью пошли на педагогическое поприще.

Светлана Сергеевна Валиулина закончила Верхнетагильскую школу искусств (фортепианное отделение), затем Нижнетагильское музыкальное училище по классу фортепиано. Она рассказывает, что на выпускном из детского сада каждый ребенок подходил к воспитателю и говорил тому на ушко кем он хочет стать в дальнейшей жизни. Света сказала, что она хочет быть музыкальным руководителем в детском саду. И самое интересное, что через 13 лет она работала именно в этом детском саду музыкальным руководителем. Получается, что ее мечта сбылась!

В 2010 году Светлана Сергеевна окончила Челябинскую Академию Культуры и Искусства, педагогический факультет, по специальности «Артист ансамбля. Руководитель ансамбля». Вот уже 19 лет «прививает» своим воспитанникам любовь к русской песне, к своим истокам, к родному краю. На ее занятиях творческий потенциал ребенка раскрывается с самых разных сторон (Приложение 14). Ребенок с лидерскими качествами будет запевать песню, ребенок замкнутый и стеснительный будет играть на ложках. Всем найдется дело по душе. Каждый значим и важен в коллективе. Дети это чувствуют и тянутся к ней всей душой. Я спрашивала у нее: «Почему ты решила петь? Почему именно песня?» Мама отвечала, что в ее семье пели все: и бабушка Тоня, и мама Ирина Гавриловна, а папа Сергей Николаевич подыгрывал ей на гармошке.

Ольга Сергеевна Веретенникова (младшая сестра мамы) окончила Уральский государственный педагогический университет и работает педагогом по театральному мастерству городских актерских мастерских при музее истории Екатеринбурга. Режиссер, руководитель театра «Образ». Она преподает сценическую речь, сценическое движение, пластику, ставит с детьми постановки и показывает их на различных площадках города и страны. Многие ее выпускники находят свое призвание на театральном поприще (Приложение 15).

В данный момент Ольга Сергеевна обратилась к инклюзивному театру. Она работает с детьми и взрослыми, у которых есть проблемы с физическим и психическим здоровьем. И это делает ее в моих глазах еще более значимой, вдумчивой, ответственной. Свое педагогический опыт она дарит детям уже 11 лет.

Рохина Наталья Викторовна живет в городе Полевской. Она учитель начальных классов вот уже 14 лет. Более ста мальчишек и девчонок «вылетели» из-под ее крыла. С детства она увлекалась английским языком. Судьба сложилась так, что Наталья Викторовна заочно окончила институт и пришла к ребятам. Ее класс самый первый по каллиграфии в школе. Я уверена, что она нашла свое призвание (Приложение 16).

Потапова Любовь Викторовна (родная сестра Натальи Викторовны) также живет в г.Полевской и работает воспитателем в детском саду. С самых яслей растит она малышей. Учит их основным жизненным навыкам, различать что такое добро и зло, как правильно поступать в различных ситуациях. С ребятишками она вот уже 5 лет (приложение 17 ).

Моя двоюродная сестра Жлудова Полина Вадимовна педагог 1 категории, учитель химии, биологии, технологии, педагог-организатор МАУ СОШ №44 г.Екатеринбурга. В 2018 году окончила Уральский государственный лесотехнический университет. Переступив однажды порог школы, поняла, что класс - это сцена и на ней надо действовать: учить детей старым и мудрым истинам, вместе с ними творить и созидать. И вот уже 5 лет она носит это гордое звание- учитель! (приложение 18).

Я, Валиулина Тая, ученица 4-го класса школы 45. Я воспитанница фольклорного ансамбля «Василинка», лауреат городских и областных конкурсов художественного слова, воспитанница секции плавания. У меня еще все впереди. Моя семья- моя поддержка и моя опора. Моя педагогическая династия дала мне мощнейшую базу, опыт, накопленный за более полувековую историю. «Педагогический ген», я бы назвала это именно так, уже во мне! И я чувствую его с каждым годом все сильнее и сильнее. Стану ли я педагогом в дальнейшем? Скорее всего «да»! Но самое главное, что я уже педагог в душе. Что я знаю свое призвание. Что я иду по верному пути, указанному моими предками ровно 72 года назад!

  1. Мой педагогической опыт: первые шаги к профессии учителя

3.1 Лэпбук «Путешествие из XVIII в XXI век: чему мы можем поучиться у наших предков»: разработка и проведение занятий по истории родного города

В 2022 году, в год 300-летия Нижнего Тагила мы в качестве первого педагогического опыта разрабатывали лэпбук «Путешествие из XVIII в XXI век: чему мы можем поучиться у наших предков» и проводили с его помощью занятия с нашими одноклассниками и другими ребятами нашей школы.

Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга), то есть если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов [7].

Лэпбук это не только справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа проектной деятельности [7].

В зависимости от назначения выделяют: учебные; игровые; поздравительные, праздничные; автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.).

В зависимости от формы выделяют:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;

  • папка с 3-5 разворотами;

  • книжка-гармошка;

  • фигурная папка.

Для организации материала используют:стандартные кармашки; обычные и фигурные конверты; кармашки-гармошки; кармашки-книжки; окошки и дверцы; вращающиеся детали; высовывающиеся детали; карточки; стрелки; пазлы; чистые листы для заметок и т.д [1].

Поставив задачу – разработку лэпбука по теме «Путешествие из XVIII в XXI век: чему мы можем поучиться у наших предков» нами были определены этапы работы.

Важной составляющей работы являлась разработка заданий, которые были интересны и полезны для школьников.

Формулировки заданий могут быть различными. Приведём несколько примеров формулировок заданий:

  • вставь букву,

  • раскрась картинку,

  • собери пазл,

  • соотнеси между собой изображение и описание,

  • пройди лабиринт,

  • реши загадку,

  • расскажи (опиши) изображение,

  • составить краткий план ответа по фотографии,

  • реши ребусы, головоломки,

  • ответь на вопросы викторины,

  • реши чайнворды и кроссворды.

Мы использовали ряд этих заданий для нашего лэпбука, с которыми можно ознакомить в приложении 19.

Используя эти приемы и задания мы проводили занятия по изучению истории родного города. По отзывам нашего учители и участников занятий, им понравилась наша работа, то, как мы строили взаимодействие, рассказывали о городе, организовывали работу в группах. Они сказали, что мы - будущие учителя.

3.2. Проведение игропрактикумов «Игры, в которые играют дети»

Вторым примером нашего педагогического опыта стало проведение игропрактикумов «Игры, в которые играли дети», подготовленные на основе изучения семейных архивов.

Для того, чтобы составить игротеку мы разработали план:

  1. сначала выписали из опросных листов названия тех игр, в которые чаще играли наши родственники;

  2. затем нашли с помощью интернета и бесед с родными узнали правила, по которым нужно играть в эти игры;

  3. затем попросили одноклассников посмотреть семейные альбомы, архивы, чтобы найти фотографии, по которым можно было увидеть, как играли в эти игры;

  4. Рассказали о играх одноклассникам и попросили их нарисовать рисунки-иллюстрации для игротеки;

  5. Отсканировали рисунки и включили в нашу игротеку.

Игротека с описанием игр и рисунками-иллюстрациями представлена в Приложении 20.

После того, как мы составили игротеку мы разработали план проведения игрового практикума: спросили разрешения у учителя о возможности провести практикум на перемене; выбрали время и место проведения (фойе перед классом); выбрали из списка игр те игры, в которые чаще играли наши родственники; подготовили необходимый реквизит; пригласили одноклассников поиграть с нами; провели практикум из трех игр (классики, «резиночки», «рука»).

Также игровой практикум мы проводили во время регионального информационно-просветительского коннекта «Я из семьи учителей», на который нас пригласили представить наш педагогический опыт (приложение 3).

Мы самостоятельно проводили игровой практикум, состоящий из 4 игр. Участники оставили о нем положительные отзывы (Приложение 21).

Таким образом, обобщая наш педагогический опыт, отметим, что опыт наших родственников и приобретенный нами опыт станет основой нашего профессионального опыта и мы продолжим наши педагогические династии.

Заключение

2023 год объявлен в Российской Федерации годом Педагога и наставника. Введение этого события обусловлено той ролью, которую педагог играет в жизни общества. В рамках проекта мы определили, что роль педагога претерпевала изменения вместе с развитием самого общества, в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от уровня наёмного ремесленника до государственного служащего. В настоящее время педагог- неотъемлемый спутник всей нашей жизни.

Представления о том, какими качествами должен обладать учитель складывались на протяжении долгого времени, ученые-исследователи выделяют следующие характеристики личности учителя: направленность; знания; способности;  умения.

Далее мы проанализировали педагогический опыт семей Дегтяревых и Валиулиных. Педагогический стаж семьи Валиулиных – 72 лет и педагогическая династия включает 6 представителей. Педагогический стаж семьи Дегтяревых – 255 лет и педагогическая династия включает 16 представителей.Для сохранения семейной памяти мы разработали семейный календарь, который позволит укрепить семейные связи и пополнять семейный архив, а также популяризировать профессию учитель.

Используя эти приемы и задания мы проводили занятия по изучению истории родного города. По отзывам нашего учители и участников занятий, им понравилась наша работа, то, как мы строили взаимодействие, рассказывали о городе, организовывали работу в группах. Они сказали, что мы - будущие учителя. Для обобщения педагогического опыта нами была разработана и проанализирована анкета в яндекс-форме.

Далее мы описали наш педагогический опыт, к которому отнесли разработку и проведение игропрактикумов на основе изучения семейных архивов и разработку лэпбука и проведение интерактивных занятий.

Приобретенный нами опыт станет основой нашего профессионального опыта и мы продолжим наши педагогические династии.

Список использованных источников и литературы

  1. Бажанова В.Г. Лэпбук как инновацилонная технология обучения // Информационный портал. Режим доступа: https://nsportal.ru/

  2. Горохова, Ю. В. Роль учителя в современной школе / Ю. В. Горохова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 8-10. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9055/ (дата обращения: 25.11.2022).

  3. Даренская И. В. Педагогическая династия Дегтяревых (Ильиных-Смертиных-Поповых-Пичугиных-Даренских) // Форум педагогических династий «Диалог поколений» // URL: https://peddinastii.uspu.ru/dinastii/peddin/file/40218-pedagogicheskaya-dinastiya-degtyarevykh-ilinykh-smertinykh-popovykh-pichuginykh-darenskikh (дата обращения: 27.11.2022)

  4. Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. / Я.А. Коменский. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с.

  5. Комонова Т.В. Роль педагога в современном мире // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. 2016. №5. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagoga-v-sovremennom-mire (дата обращения: 25.11.2022).

  6. Овчар Л. Л. Профессиональные и личностные качества учителя // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. №19. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-i-lichnostnye-kachestva-uchitelya (дата обращения: 25.11.2022).

  7. Технология “лэпбук” (lapbook. лепбук) и ее применение Редим доступа: NIT for You - Технология "лэпбук" (lapbook. лепбук) и ее применение

  8. Технология «лэпбук» и ее применение в педагогической практике. Режим доступа: infourok.ru

  9. Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника". - Режим лостура: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003

  10. Ушинский, К. Д.  Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 258 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07424-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491429 

Приложение 1

Фотографии представителей педагогических династий:

Ильиных (Дегтярева) Надежда Владимировна (1978 год)

Приложение 2.

Представители династии Дегтяревых Даренских:

Ильиных Надежда Владимировна, Даренская Ирина Викторовна, Даренская Агния Сергеевна (6 октября 2022 года)

Приложение 3.

Проведение игропраткикумов на форуме «Я из семьи учителей»

(6 октября 2022 года, филиал РГППУ в г.Н.Тагиле)

Приложение 4.

Представители педагогических династий:

Дегтярева Катерина Викторовна (2022 год)

Приложение 5.

Представители педагогических династий

Смертина Валентина Владимировна ( год)

Приложение 6.

Представители педагогических династий.

Попова Татьяна Владимировна

Приложение 7.

Представители педагогических династий:

Пичугина Ирина Владимировна (2010 год)

Приложение 8

Представители педагогических династий:

Шуркаева Ирина Леонидовна (20….. год)

Приложение 9.

Представители педагогических династий:

Дегтярева Елена Сергеевна (2022 год)

Приложение 10.

Представители педагогических династий:

Лилия и Роман Смертины (2020 год)

Приложение 11.

Представители педагогических династий:

Дегтярева Елена Игоревна и Дегтярева Алеся Рифовна у учениками студи «Экарте» (2021 год)

Приложение 12.

Памятный календарь

Приложение 13.

Представители педагогических династий Валиулиных:

Медведева Антонина Степановна

Приложение 14.

Представители педагогических династий Валиулиных:

Валиулина Светлана Сергеевна (20….год)

Приложение 15

Представители педагогических династий Валиулиных:

Веретенникова Ольга Сергеевна (2021)

Приложение 16

Представители педагогических династий Валиулиных:

Рохина Наталья Владимировна (2022)

Приложение 17

Представители педагогических династий Валиулиных:

Потапова Любовь Викторовна (2017)

Приложение 18

Представители педагогических династий Валиулиных:

Жлудова Полина Вадимовна

Приложение 19

Задания для интерактивных занятий с использованием лэпбука

1. Из трех портретов представителей рода Демидовых выберите Никиту Акинфиевича, с которым связан важный шаг в развитии завода и города.

2. В провиантских складах хранили провиант-складываем нужные для населения продукты. Выберите описание тех товаров, что могли хранить в них.

3. Соотнеси фотографии с названиями достопримечательностей, которые мы включили во «временной портал»: нижние провиантский склад, верхний провиантский склад, здание музея-заповедника и т.д.

4. С помощью головоломки определи, какие профессии были на заводе: сталевар, доменщик, творожники.

5. Пройди лабиринт и определи, какие именно ножницы использовались на заводе.

7. Собери пазл с изображением маета первого паровоза, изобретенного Е.и М.Черепановыми.

8. С помощью жгутовой веревки узнай, сколько составляли старинные меры длины: вершок, аршин, косая сажень, верста.

9. На поле, где проводились испытания первого паровоза, дети иногда играли в детскую игру «рюхи». Построй из спичек по писанию фигуру «паровоз".

10. Прочитай текст песни, которую пели жители и рабочие завода (Приложение 3) и расскажи, какие были условия работы на заводе.

Приложение 20

Игропрактикум «Игры, в которые играют дети»

Приложение 21

Примеры от

При

Отзывы участников форума «Я из семьи учителей» после игропрактикумов

(6 октября 2022 года)

Приложение 22

Примеры анкет в Yandex –формах

Анкета Дегтяревой Елены Сергеевны (ноябрь 2022 года) (архив авторов)

  • ФИО: Дегтярева Елена Сергеевна

  • Ваш возраст: 41

  • Ваш педагогический стаж: 16

  • Ваша должность: Бизнес-тренер

  • Ваше место жительства: Екатеринбург

  • Почему вы стали учителем?: Хотела улучшить трудовую деятельность продавцов и руководителей отделов продаж в нашей стране

  • Трудно ли работать учителем?: Нет, это вдохновляет и дает надежду

  • Пожалели ли вы когда-нибудь, что выбрали эту профессию?: Нет, планирую и дальше развиваться в бизнес-образовании

  • Хотели бы Вы, что бы ваши дети, внуки стали учителями?: Не исключаю

  • На Ваш взгляд-что самое главное в этой профессии?:

  • Желание понять и помочь. Умение слушать и слышать. Доброе открытое сердце

  • Каким должен быть учитель?: Принимающим и понимающим

  • Что бы Вы посоветовали будущему учителю?:

  • Поставить себя на место ученика и через свои знания и опыт дать ему наилучший вариант достижения целей. Быть понятным и сильным духом

Просмотров работы: 23