ОТ КУПЮРЫ К КУЛЬТУРЕ: ИСТОРИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА БЕЛОРУССКИХ ДЕНЬГАХ

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОТ КУПЮРЫ К КУЛЬТУРЕ: ИСТОРИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА БЕЛОРУССКИХ ДЕНЬГАХ

Галыго К.С. 1
1ГУО "Средняя школа №45 г. Могилева"
Ильющенко М.И. 1
1ГУО "Средняя школа №45 г. Могилева"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Цель исследовательской работы – раскрытие исторического контекста и культурных аспектов, связанных с изображениями на белорусских деньгах.

Объект – денежные единицы, находившиеся в обращении суверенной Беларуси.

Предмет исследования – изображения и символы на белорусских купюрах.

Задачи:

1)Выявить культурно-исторические символы, а также связи между изображениями и значением архитектурных, природных объектов, исторических событий на банкнотах, вышедших из обращения в Республике Беларусь.

2) Охарактеризовать ключевые национальные символы, отражающие культурные ценности, традиции и уникальные черты Беларуси, на современных купюрах.

Гипотеза исследования заключается в том, что купюры, бытовавшие на территории нашего государства и ныне действующие, знакомят с её историческим наследием, являются путеводителем при изучении её истории. Исторические события, изображенные на деньгах, отражаются в сознании общества и воспринимаются как часть национальной истории. Изображения на белорусских купюрах могут оказывать сильное социокультурное воздействие, формируя представления об истории, героях и ценностях общества.

Актуальность работы заключается в том, что изучение изображений на деньгах способствует сохранению культурного наследия. Это особенно важно в контексте сохранения традиций, которые могут быть утрачены в современном обществе.

Исследовательская работа включает анализ символики и смысла, выявляя ранее незамеченные или малоизученные аспекты изображений на белорусских деньгах. Новизна исследовательской работы связана с выявлением потенциала использования изображений на белорусских деньгах для привлечения туристов и образовательных инициатив, таких как музейные выставки и образовательные программы. Нами была создана уникальная образовательная настольная игра, которая поможет учащимся в игровой форме узнать много нового о культуре Беларуси, её достопримечательностях, связанных с изображениями на нашей национальной валюте, приложение А.

Практическая значимость исследования изображений на белорусских деньгах заключается в следующем:

1) Исследование изображений на деньгах позволяет выявить важные символы, культурные элементы, отражающие богатство и разнообразие нации.

2) Знание об изображениях на белорусских деньгах может быть важным ресурсом для развития культурного туризма. Туристы, интересующиеся историей и культурой, могут находить визуальные связи с историческими достопримечательностями и культурными памятниками.

3) Изображения на деньгах могут иметь экономическое значение, влияя на восприятие национальной валюты. Разработка дизайна, который подчеркивает культурные и исторические особенности, может способствовать укреплению национальной идентичности и доверия к финансовой системе.

4) Изображения на деньгах дают возможность изучать художественные стили и тенденции в разные исторические периоды.

5) Результаты исследования могут быть использованы в образовательных целях, включая школьные программы, музеи и выставки. Это способствует популяризации истории страны и формированию культурного сознания граждан.

В работе были использованы следующие методы:

1) Исторический метод (позволяет реконструировать историческую динамику денежной системы суверенной Беларуси, выявлять этапы её развития, изменения и влияние исторических событий на денежную политику).

2) Сравнительный метод (позволяет провести сравнительный анализ белорусской денежной системы в разные периоды).

3) Эконометрический метод (используется для анализа экономических показателей, связанных с денежной системой, таких как валютный обмен и другие экономические факторы).

4) Культурно-исторический метод (помогает исследовать изображения на белорусских деньгах с точки зрения культурных и исторических контекстов, выявляя значения и символику, отражающие культурное наследие страны).

5) Филологический метод (позволяет анализировать лингвистические аспекты денежной системы, включая тексты, используемые на деньгах, и их лингвистическое воздействие на общество).

Исследование изображений на белорусских деньгах способствует сохранению и передаче культурного наследия, образованию и формированию национальной идентичности.

ГЛАВА 1 НАСЛЕДИЕ ВРЕМЕНИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА БЕЛОРУССКИХ БАНКНОТАХ ДО 2016 ГОДА

В процессе исторического развития деньги разделяются на две составляющие: материальную (видимую) и идейную (функциональную). Деньги – это не только экономический инструмент, но и важный элемент национальной идентичности. Купюры представляют собой носители культуры и традиций, отражая символы, ценности и историческое наследие государства [3].

С введением суверенитета в 1991 году, Республика Беларусь начала формировать собственную валюту. Первые расчетные билеты Национального банка появились 25 мая 1992 года. В 1995 году символику «Погони» заменили на новый герб [6, c. 65].

В основу дизайна первых белорусских купюр легли изображения фауны. На 50 копейках изображена белка – символ ловкости и хитрости. На 1 рубле – заяц, который стал символом белорусских денег благодаря иллюстрации Алексея Комарова. На 3 рублях изображены бобры, играющие важную роль в экосистеме. Волк, изображенный на 5 рублях, ассоциируется с древними верованиями предков белорусов [5, c. 21].

Купюра в 10 рублей украшена рысью – редким видом, находящимся под охраной. Лось, на 25 рублях, важен для экосистем и символизирует богатство белорусской природы. На 50 рублях изображен медведь, однако не белорусский, а барибал. На 100 рублях представлен зубр – символ Беларуси, воспетый в «Песне про Зубра» Николаем Гусовским. Таким образом, белорусские банкноты не только средство обмена, но и культурный символ, формирующий образ нации.

Все банкноты большего номинала Беларуси посвящены местной архитектуре и культурным явлениям. Банкнота в 200 рублей демонстрировала Привокзальную площадь в Минске. История площади началась в XIX веке, после Октябрьской революции она была переименована в «Площадь 25 октября». В годы Великой Отечественной войны здание вокзала сильно пострадало, но было восстановлено к 1946 году, а на одной из башен появились трофейные немецкие часы и герб БССР [11, c. 57].

Купюру в 500 рублей украсил вид площади Победы в Минске – одного из ключевых памятных мест для белорусов, посвящённого воинам Красной Армии и партизанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны [2].

Изображение на купюре в 1000 белорусских рублей посвящено Национальной академии наук Беларуси, которая была основана в 1920-х годах. Академия ведёт исследования в области геологии, климата и состояния природной среды. После деноминации 2000 года – это изображение сохранилось на купюре в 1 рубль, что подчёркивало преемственность и узнаваемость валюты.

20 августа 1994 года была проведена деноминация белорусского рубля в 10 раз. Купюра номиналом 5000 рублей изображала исторический район Минска – Троицкое предместье, возникшее в XII–XIII веках на берегу Свислочи. После реставрации в 2004 году район стал музеем под открытым небом. После деноминации 2000 года дизайн Троицкого предместья был перенесён на купюру в 5 рублей.

На купюре в 20 тысяч рублей, введённой в обращение в 2001 году, изображено здание Национального банка Республики Беларусь, основанного в начале XX века. Этот архитектурный памятник напоминает итальянские дворцы, а внутри расположены музей денег и различные отделы банка. После деноминации 2000 года изображение Национального банка было сохранено на новой купюре [6, c. 68].

Купюра номиналом 50 тысяч рублей посвящена мемориалу «Брестская крепость-герой». На лицевой стороне изображены Холмские ворота, а на оборотной – главный вход в мемориал, что подчёркивает историческую и культурную значимость этого места для Беларуси. Эти ворота сыграли важную роль в обороне крепости, которая стала одним из символов мужества советских солдат [7, c.47].

100 тысяч рублей: изображено здание Национального академического театра оперы и балета Беларуси. Театр открылся в 1939 году, а его здание неоднократно реставрировалось после разрушений в годы войны. На обратной стороне изображена сцена из балета «Избранница» Е. Глебова. После деноминации изображение театра было сохранено на купюре в 100 рублей, однако цвет и некоторые детали дизайна изменились [1, с. 66].

Купюра в 500 рублей изображает площадь Победы в Минске, посвящённую памяти воинов Красной Армии и партизан, погибших в Великой Отечественной войне [9, с. 78].

На 1000 белорусских рублях изображено здание Национальной академии наук Беларуси. Академия играет важную роль в научных исследованиях, особенно в сфере геологии и экологии. После деноминации в 2000 году это изображение сохранилось на купюре в 1 рубль [3].

На купюре в 5000 рублей изображено Троицкое предместье – исторический район Минска. Возникшее в XII-XIII веках, оно стало важным культурным и архитектурным памятником. После деноминации его изображение было перенесено на купюру в 5 рублей [2].

На купюре в 500 тысяч рублей изображено здание Республиканского дворца культуры профсоюзов, важного центра культурной жизни Беларуси. На обратной стороне купюры – скульптурная группа, украшающая фасад дворца. Эти скульптуры символизируют мирную жизнь советского народа и выполнены в стиле, характерном для монументальной советской архитектуры.

Купюра в 1 миллион рублей украшена изображением Национального художественного музея Беларуси. Музей был открыт в 1939 году и является одним из крупнейших собраний произведений искусства в стране. На обратной стороне купюры находится фрагмент картины Ивана Хруцкого «Портрет незнакомки с цветами и фруктами», которая является примером синтеза жанров в живописи [9, с. 82].

На самой крупной дореформенной белорусской банкноте в 5 миллионов рублей изображён Минский дворец спорта, построенный в 1966 году. Это здание служило площадкой для международных соревнований по многим видам спорта. На обороте купюры – горнолыжный комплекс «Раубичи», известный своими биатлонными соревнованиями. После деноминации 2000 года изображения были перенесены на купюры номиналом 1 и 5 тысяч рублей.

На банкноте в 10 рублей, выпущенной 1 января 2000 года, изображено старое здание Национальной библиотеки Беларуси, которое служило основным книгохранилищем с 1932 по 2006 годы. Несмотря на переезд библиотеки в новое здание, банкнота с изображением старого здания была в обороте до 2013 года [6, с. 70].

Банкнота номиналом 10 000 рублей, выпущенная 16 апреля 2001 года, содержит панораму Витебска с Кировским мостом через Западную Двину на лицевой стороне. На оборотной стороне изображён летний амфитеатр в Витебске, где проходит фестиваль «Славянский базар».

Купюра в 20 000 рублей, введённая в 2002 году, украшена изображением дворца Румянцевых-Паскевичей в Гомеле, а на оборотной стороне – его облик в XIX веке по картине А. Идзковского. В 2016 году изображение дворца было перенесено на современную купюру в 200 рублей [2].

Банкнота в 50 000 рублей, выпущенная 20 декабря 2002 года, изображает Мирский замок – выдающийся памятник белорусской архитектуры. Оборотная сторона украшена белорусским декоративным орнаментом. После деноминации изображение замка оказалось на современной купюре в 50 рублей.

Становление денежной системы на белорусских землях представляет собой уникальное путешествие через века и культурные традиции. Это отражение сложного взаимодействия множества факторов, включая политические изменения, экономическое развитие и культурные особенности региона. Сегодня белорусский рубль не только средство обмена, но и символ национальной идентичности, воплощение истории и будущего этой удивительной страны.

ГЛАВА 2 ОБРАЗЫ НАСТОЯЩЕГО: ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ БЕЛОРУССКОЙ ВАЛЮТЫ

В современном мире дизайн национальной валюты играет важную роль не только как элемент финансовой системы, но и как носитель культурной, исторической и национальной идентичности. Визуальные образы, использованные на денежных знаках, способны отражать ключевые символы и ценности страны, способствовать укреплению национального самосознания и транслировать его как на внутренний, так и на международный уровень. Данная глава рассматривает, как современные тенденции в дизайне белорусской валюты отражают национальные образы, а также как они связаны с концепцией белорусской идентичности, культурным наследием и историческим опытом нации.

Деноминация белорусского рубля состоялась 1 июля 2016 года. В ходе этой деноминации номинал белорусской валюты был уменьшен в 10 000 раз (1 новый рубль = 10 000 старых рублей). Это была уже третья деноминация в истории современной Беларуси.

После деноминации 2016 года, помимо новых банкнот, в обращение были введены монеты номиналом 1, 2, 5, 10, 20, 50 копеек, а также 1 и 2 рубля. На аверсе каждой монеты указан номинал, а на реверсе изображен герб Республики Беларусь. Все монеты изготовлены из стали, но имеют различное покрытие: 1, 2 и 5 копеек – медное, 10 и 20 копеек – латунное, а 1 рубль – никелевое [3].

На аверсе 1, 2 и 5 копеек изображён символ Житеня – бога плодородия в белорусской мифологии, покровителя полей. Самый распространённый символ Житеня – розетка в виде ромба с колосками, напоминающая дожинковый венок, символ завершения жатвы. Венок со снопом ставили под иконы как знак урожая.

Монеты номиналом 10, 20 и 50 копеек украшены орнаментом Древо Жизни, символизирующим вечность жизни и души. На традиционных вышивках это древо олицетворяло мироздание: крона – небо, корни – подземный мир, а ствол – их связь. Одним из вариантов изображения дерева была ёлочка, которая символизировала природу и лес.

На монете номиналом 1 рубль присутствует узор «Песни», он символизирует приятное времяпрепровождение в кругу родных и друзей, олицетворяя хорошую жизнь. На 2-х рублевой монете изображен узор «Зорка», представляющий человека и символ богатства [8, c. 57].

Белорусский рубль, как часть государственной символики Республики Беларусь, представляет собой важный элемент национальной идентичности, формируя представление о стране через графические и художественные решения. Лицевая сторона современных банкнот посвящена архитектурным памятникам Беларуси, символизирующих культурное и историческое наследие страны. Оборотная сторона включает тематические коллажи, иллюстрирующие различные аспекты белорусской жизни, такие как культура, образование, экономика, природа.

Банкнота в 5 рублей посвящена Брестской области. На лицевой стороне изображена Белая (Каменецкая) вежа, древнейшая оборонительная постройка страны, сохранившаяся почти в первозданном виде. 31-метровая башня-донжон была построена в XIII веке и служила складом и арсеналом. Она многократно отражала набеги крестоносцев, но с XVII века утратила военное значение и сильно пострадала в XVIII веке. В начале XX века началась её реставрация после визита Николая II. С 1960 года в веже находится филиал Брестского областного краеведческого музея, который рассказывает о истории Каменецкой земли и самой башни [1, с. 89].

Оборотная сторона купюры в 5 белорусских рублей содержит коллаж, в котором изображен древний детинец «Берестье», деревянное колесо – символ древнего ремесла и сельского хозяйства, подчеркивающий связь с бытом того времени. Фрагмент кожаного пояса добавляет элемент повседневной жизни и традиционного костюма славян, что создает целостное представление о культуре и быте первых славянских поселений. Вместе эти элементы создают атмосферу исторической глубины и подчеркивают важность сохранения культурного наследия [2].

Купюра в 10 рублей посвящена Витебской области, на лицевой стороне изображена Спасо-Преображенская церковь, является уникальным памятником истории и культуры Полоцкой земли, так как она единственное полностью сохранившееся сооружение XII века на территории Беларуси. В настоящее время там находится копия креста Е. Полоцкой – символ духовной силы, религиозного единства, а также культурное наследие православного мира. Церковь включена в список номинантов на включение её в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что подчеркивает значимость Полоцка в белорусской культуре [9, с. 93].

Оборотная сторона купюры содержит коллаж, посвящённым просветительству и книгопечатанию, включает в себя важные символы белорусской культуры: знак Франциска Скорины, основателя книгопечатания в Восточной Европе, крест Ефросиньи Полоцкой – святой реликвии, а также фрагмент традиционного орнамента, подчеркивающий художественные и культурные корни белорусской земли. Все элементы вместе создают целостную композицию, представляющую важные этапы развития культуры и просвещения в Беларуси [2].

Банкнота в 20 рублей посвящена Гомельской области, на лицевой стороне изображен дворец Румянцевых и Паскевичей, построенный в 1777 году в стиле классицизма. Дворец, основанный Петром Румянцевым и расширенный Иваном Паскевичем, пострадал от пожаров в 1919 и во время Великой Отечественной войны, сохранив около 200 экспонатов. В 2006 году, после реставрации и преобразования музея, он был преобразован в государственное историко-культурное учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» [11, с. 64].

Оборотная сторона купюры украшена коллажем, посвящённым теме духовности, который включает символы, связанные с историей и культурой Беларуси. В композиции изображены колокол – символ церковной жизни, Туровское Евангелие – старейшего памятника письменности, древний город Туров, важный центр духовности, и фрагменты резьбы, отражающие художественные традиции. Коллаж подчёркивает богатое духовное наследие и культурное развитие региона [3].

Купюру в 50 рублей украсило изображение Мирского замка, расположенного в Гродненской области. Он является ярким образцом европейского замка и отражает смену культурных стилей: готики, ренессанса и барокко. Комплекс включает сам замок XVI-XX вв., земляные валы XVI-XVII вв., парки, искусственное озеро, флигель, часовню-усыпальницу князей Святополк-Мирских с домиком сторожа и воротами, и придорожную часовню. Всё это расположено на площади около 25 гектаров. Мирский замок является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и одной из самых значимых достопримечательностей Беларуси.

На оборотной стороне банкноты в 50 рублей изображён коллаж, посвящённый теме белорусского искусства. В композиции представлены символы творчества: лира, олицетворяющие музыку, перо и бумага – символы литературного творчества, а также нотный стан, в котором мы нашли шифр, в виде нот. Это ноты из полонеза М. Огинского «Прощание с Родиной». Огинский написал «Прощание с Родиной», когда покидал Речь Посполитую. Полонез мог стать гимном Беларуси, но это решение не приняли, из-за сложного исполнения [1, с. 125].

100 рублей посвящены Минской области, где на лицевую сторону нанесено изображение замка Радзивиллов в Несвиже, замок был построен по инициативе Николая Христофора Радзивилла Сиротки в 1582–1600 гг. Крепость в форме четырёхугольника с бастионами и рвом была одной из лучших в ВКЛ. В 1660 г. замок выдержал осаду московских войск, а в 1706 г. шведы под руководством Карла XII разграбили его и уничтожили укрепления. В 1720-х гг., при М. К. Радзивилле Рыбоньке, замок стал культурным центром с библиотекой, театром и коллекциями. Во время Северной войны укрепления утратили оборонительное значение, а в1993 г. был преобразован в музей-заповедник. В 2005 г. комплекс был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО [6, с. 71].

На оборотной стороне банкноты изображен коллаж, посвященный народным праздникам, который включает символы белорусской культуры: скрипку, бубен, жалейку, слуцкие пояса, а также атрибуты праздников –«калядную зорку», козу и «Батлейку». Набор элементов символизирует важные аспекты традиционной музыки, народных обрядов и ремёсел, передавая атмосферу праздников и культурного наследия Беларуси [3].

Банкнота в 200 рублей посвящена Могилевской области, на лицевой стороне изображение Могилевского областного художественного музея имени П. В. Масленникова. На оборотной стороне коллаж, посвященный теме ремесла и градостроительства (ключ и печать Могилева, кафля, фрагменты кованной решетки) [3].

История и достопримечательности нашего города тоже отображены на купюрах в 200 тысяч рублей, выведенной из обращения и современной в 200 рублей. На лицевой стороне обеих купюр представлен художественный музей им. Павла Васильевича Масленникова – белорусского художника, живописца, искусствоведа и педагога. С 1919 года здесь размещался Могилевский государственный исторический музей. Здесь в комнате-сейфе хранились известные музейные реликвии, многие из них, к сожалению, в годы войны бесследно исчезли (Крест Евфросинии Полоцкой, собрание белорусских рукописных книг и грамот, коллекция икон XVII-XIX веков, картины И. Айвазовского, И. Репина, В. Серова и других).

Оборотная сторона купюры в 200 рублей содержит изображение символического ключа и печати, дарованных Екатериной II нашему городу, во время ее визита в 1870 году и австрийского императора Иосифа II. Изображенная на купюре кафля (печной изразец) была изготовлена Могилевскими мастерами и в настоящее время данный образец находится в художественном музее. Водяным знаком для купюры в 200 рублей стало изображение первого герба Могилева. Книга, изображенная на купюре, связана с развитием книгопечатания на Могилевщине с Х века [10, c. 15].

Самая крупная купюра в 500 рублей посвящена городу Минску, на лицевой стороне изображена Национальная библиотека Республики Беларусь. Проект здания в форме ромбокубооктаэдра был разработан еще в конце 1980-х годов советскими архитекторами Виноградовым и Крамаренко, но в эксплуатацию было введено только в 2006 году. На купюре нами был замечен ранее не выявленный факт. На лицевой стороне купюры, рядом с Национальной библиотекой Республики Беларусь написаны слова: «Ты зжыло…бацькоў…як бы кор…». Проанализировав все стихотворения авторов, которые были упомянуты на оборотной стороне (Янка Купала, Якуб Колас и название сборника М. Багдановича «Вянок»), мы нашли сходство слов на купюре со стихотворением Янки Купалы из сборника произведений «Шляхам жыцця» [12].

Ты зжылося з намі, бацькаўскае слоўца,

Як бы корань з дрэвам, як бы з небам сонца;

Дзеліш з намі вечна ўсё, што з намі ходзе

У благой і добрай мачысе-прыгодзе

Свиду незаметные слова стихотворения Янки Купалы отражают трепет, любовь и заботу о родном белорусском крае. Не спроста стихотворение называется «Роднае слова», ведь родной язык – это самое дорогое сокровище народа, ведь только владея родным языком народ сможет сохранить себя как нацию.Изображения на современных купюрах всецело отображают белорусские ценности, традиции и культурное достояние, которое мы бережем и ценим. Прикоснувшись к купюре, человек касается культуры, даже не задумываясь об этом, и совершает уникальное путешествие через века и культурные традиции. Сегодня белорусский рубль не только средство обмена, но воплощение истории и будущего нашей удивительной страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Купюры становятся не просто средством обмена, но и своеобразным культурным памятником, который знакомит общество с важнейшими аспектами его наследия. Изображения архитектурных объектов, символов народных праздников и исторических фигур подчеркивают значимость сохранения культурных ценностей и традиций, способствуют формированию национального самосознания.

Изображения на белорусских купюрах становятся связующим звеном между прошлым и настоящим. Они воплощают в себе не только исторические моменты, но и современные достижения страны. Каждая банкнота, будь то 5 рублей или 100 рублей, рассказывает свою уникальную историю, представляя разнообразные аспекты белорусской культуры, от народных традиций до значимых архитектурных памятников. Это создает уникальную возможность для граждан и туристов глубже понять культурные корни и историческую значимость тех объектов, которые изображены на деньгах.

Кроме того, банкноты служат важным инструментом в образовательном процессе. Школы и учреждения культуры могут использовать созданную нами настольную игру для углубления знаний о белорусской денежной системе, значимых событиях. Исследование изображений на белорусских купюрах развивает интерес к национальной культуре и наследию. Благодаря этому, купюры становятся не просто деньгами, а своеобразными учителями, которые передают знания о культуре и истории из поколения в поколение.

Цель исследовательской работы достигнута. Поставленные задачи выполнены: мы выявили, проанализировали и охарактеризовали влияние символов, изображений и событий на деньгах в разные периоды на сохранение исторической памяти страны.

Данная работа объединяет различные дисциплины: искусствоведение, история, экономика и социология. Исследование важно для создания комплексного понимания роли изображений на белорусских деньгах.

Эволюция белорусской денежной системы отражает не только изменения в экономике и политике, но и культурные традиции и национальную идентичность страны. Она представляет собой уникальное путешествие через века и важный аспект истории Беларуси.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Базан, В. Н. Баністыка / В. Н. Базан. – Мн. : БелЭн, 1993. – С.290.

  2. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/?ysclid=m1dbz4mdxx194973596. – Дата доступа: 10.09.2024.

  3. Белорусские банкноты [Электронный ресурс] // Белорусская бонистика. – Режим доступа : http://belbonistika.com/?p=215. – Дата доступа : 10.09.2024.

  4. Слово о полку Игореве [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/slovo-o-polku-igoreve/. – Дата доступа : 10.09.2024.

  5. Карцов, Г. Беловежская Пуща. Ее исторический очерк, современное охотничье хозяйство и Высочайшие охоты в Пуще / Карцов Г. – СПб.: Артистическое заведение А. Ф. Маркса, 1903. – с. 414

  6. Масько, И. Белорусский рубль / Ирина Масько // Банкаўскі веснік : информационно-аналитический и научно-практический журнал Национального банка Республики Беларусь / учредитель Национальный банк Республики Беларусь.2019.№ 9.С. 65-72.

  7. Смирнов, С. С. Брестская крепость / С. С. Смирнов. – Москва: Раритет, 2000. – 406 с.

  8. Солнце, Н. Славянские символы в обережной вышивке. Значение, схемы и изготовление вышитых оберегов / Н. Солнце. – Екатеринбург : Ридеро. – 2020, 314 с.

  9. Никишин, В. О. Деньги / В. О. Никишин. – Москва : РОСМЭН, 2014. – 96 с.

  10. Сидоренко, Б. Политическое свидание в Могилеве : [российская императрица Екатерина II и австрийский император Иосиф II встретиливь в Могилеве в 1780 г.] / Борис Сидоренко // Магілёўскія ведамасці. – 2020. – 21 жніўня. – С. 14—15.

  11. Шейко, И. В. История денег / И. В. Шейко // Альтернант - 2017 : материалы VII Международной научно-практической Интернет-конференции молодых исследователей, Гродно, май 2017 г. – 67 с. 

  12. Купала, Я. Шляхам Жыцця [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.rulit.me/books/shlyaham-zhyccya-read-294115-43.html?ysclid=m1dcahzr4l344874207. – Дата доступа : 10.09.2024.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Игра «Путешествие в мир белорусской валюты»

Просмотров работы: 14