Есть такая профессия – Родину защищать

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Есть такая профессия – Родину защищать

Крытинина Е.И. 1Ромах Л.Ю. 1Стукалова А.А. 1
1МКОУ СОШ№9
Харенко С.И. 1
1МКОУ СОШ№9
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I.Введение. Обоснование выбора темы исследования

Мы живём в очень непростое время: идёт специальная военная операция, каждый день мы слушаем сводки с фронтов, каждый день даёт примеры героизма наших воинов и командиров. Вот им, офицерам, посвящаем мы своё исследование, ведь это люди, которые выбрали путь служения России и народу. Среди наших родственников тоже есть кадровые военные, которые сейчас находятся на переднем краю борьбы с украинскими нацистами.

У нас в школе есть Зал Боевой Славы, где есть стенды с портретами участников Великой Отечественной войны, стенд «Бессмертный полк», где размещены фотографии не вернувшихся с войны земляков, стенды, посвящённые воинам-интернационалистам, воинам, погибшим во время службы в армии. Наши родители рассказывали, что когда они учились в школе, там был стенд, посвящённый офицерам – выпускникам нашей школы. Мы решили собрать материал и фотографии выпускников нашей школы, которые выбрали нелёгкий и опасный путь служения Родине и стали офицерами Российской Армии и структур Министерства Внутренних Дел. Исходя из этого, можно утверждать, о несомненной актуальности данного исследования.

Объект исследования: история офицерства в России

Предмет исследования: биографии выпускников Кучерлинской средней школы, ставших офицерами Российской Армии и структур Министерства Внутренних Дел.

Цель работы: создать в Зале Боевой Славы стенд «Есть такая профессия – Родину защищать».

Цель реализуется посредством решения следующих задач:

  • Собрать и изучить теоретический материал по теме исследования;

  • Выяснить, кто из выпускников Кучерлинской средней школы, стал офицерами Российской Армии и структур Министерства Внутренних Дел;

  • Собрать материал о жизненном пути и службе офицеров-земляков;

  • Собрать фотографии офицеров для стенда;

  • Оформить собранный материал для создания стенда «Есть такая профессия – Родину защищать».

Методы исследования:

  • теоретические;

  • эмпирические;

  • математические и статистические.

Гипотеза исследования: Выпускники нашей школы, выбравшие профессию офицера, достойно служат Родине.

Практическая значимость работы: материалы моего исследования можно использовать при проведении внеклассных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию.

II. Основная часть. Есть такая профессия – Родину защищать

2.1. В Википедии определено: «Офицер это должностное лицо, несущее свою службу в силовых структурах страны. Это может быть, как сотрудник вооруженных сил, так и полиции. Офицер – это не профессия, а звание, которое имеет должностное лицо, состоящее на службе в вооруженных войсках или полиции. В самом названии профессии заложено предназначение этого специалиста, а именно- выполнение долга перед своей профессией и страной».[1] Для того, что бы стать офицером, человек должен соответствовать двум условиям: иметь высокий уровень патриотизма и отсутствие медицинских противопоказаний. В Военных институтах или Юридических Академиях ОМВД России парней и девушек обучают всем дисциплинам службы в армии или полиции, а так же готовят к сложным будням людей в погонах. После получения высшего образования новоиспеченные офицеры (младшие лейтенанты) поступают в ряды службы того направления, которое они выбрали. Офицер несёт управленческие и командирские функции, поэтому для четкого выполнения должностных обязанностей, он должен соответствовать следующим требованиям: быть ответственным и дисциплинированным; обладать решительностью; быть справедливым и уметь отстоять это; быть целеустремленным, уметь ставить адекватные цели и добиваться их исполнения; обладать максимальной выдержкой, быть уравновешенным; быть отличным организатором; уметь управлять людьми и делать это максимально грамотно и корректно; быть требовательным, прежде всего к себе; обладать ярко выраженной смелостью и отвагой.

2.2. Офицер - это профессиональный военный. Несмотря на то, что звание офицер в России появляется только лишь в конце ХVII-начале ХVIII вв., фактически военные профессионалы встречаются на Руси  с момента ее образования. Это были князья с их дружинами. Офицерские чины в России появляются с началом привлечения иностранцев-офицеров на русскую военную службу в ХV в. При Алексее Михайловиче в 1642 г. впервые были сформированы два «выборных» полка нового строя - Первомайский и Бутырский. (Приложение1) Первым российским офицером регулярной армии принято считать Ивана Бутурлина. Он числится майором в самом раннем офицерском списке Преображенского полка 1687 г. (Приложение2) На основе Указа Правительствующему Сенату 16 января 1721 г. и Табели о рангах 1722 г. все лица, любого происхождения, достигшие первого офицерского чина - ХIV класса получали потомственное дворянство, передававшееся детям и жене.[2] Офицеры, как профессиональная группа, в социальном плане почти всегда стояли выше других групп населения страны. В послереволюционное время на место офицеров пришли красные командиры. Тяжелые испытания, обрушившиеся на нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, вынудили возродить офицерский корпус, обладающий непоколебимой верой в победу, ответственностью за Отечество. В ходе Курской битвы 24 июля 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке присвоений воинских званий военнослужащим Красной Армии». В нем устанавливалось деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералов.[3]

2.3. Традиции офицеров Российской Армии

Военные традиции - это исторически сложившиеся в армии и на флоте передающиеся из поколения в поколения идеи, правила поведения, нравственные качества, обычаи и другие общественные установления военной организации, связанные с выполнением боевых задач, воинской службой и бытом военнослужащих. Боевые традиции русской армии всегда являлись источником мужества. К ним относятся любовь и беззаветная преданность Родине, беспредельное служение своему народу, верность воинскому долгу, патриотизм, постоянная готовность к защите Отечества, верность военной присяге, мужество, войсковое товарищество, уважение командира и защита его в бою. Великая Отечественная война показала, что советский воин обладает храбростью, проявляет подлинный героизм на поле боя. За годы войны за мужество и героизм свыше 11,6 тыс. советских солдат, офицеров, генералов были отмечены званием Героя Советского Союза.[4] Есть одна боевая традиция, отличающая российских солдат и офицеров от воинов многих армий мира. Это - готовность умереть. Причем умереть с честью, с чувством выполненного долга. Мастерское управление войсками - важнейшая традиция офицерского корпуса. Отличительной особенностью офицера на протяжении веков оставалась офицерская честь. Она всегда считалась главным его моральным качеством, непреходящей нравственной ценностью. Существовал «Кодекс чести русского офицера». Надевший мундир офицера, уже не мог распоряжаться собой, как гражданские чины, и обязан был следовать строгому распорядку воинской жизни.[5]

2.4. Офицеры Российской Армии – выпускники нашей школы

Смена политического режима и развал СССР, очень сильно ударили по офицерам нашей армии. В 1992 году армия с 4 миллионов военнослужащих сократилась до 2,8, а к 2012 году и вовсе до 1 миллиона. Офицеры нашей армии – это сила, честь и достоинство. История нашей школы хранит имена первых выпускников Кучерлинской школы – выпуск 1957 года, юноши которого все стали офицерами Советской Армии. Традиция продолжалась, в разное время наши выпускники, получив офицерские погоны, становились в ряды защитников Родины. И сегодня рядах офицеров Российской Армии служат выпускники нашей школы. Кузницей военных кадров на протяжении многих лет был Ставропольский Военный Институт Ракетных войск России, который окончили многие наши офицеры: братья Алексишины Е. В. и Р.В., Яковенко А.В., Цымбал А.Ю., Лещёв С.А., Кривко Э.П., Власов А.Ю., Волков С. В., Цикалов Е.П., Пикалов В.В., Клочко К.А. (Приложения3-4). В Северо-Кавказском Краснознамённом Военном Институте Внутренних войск МВД России получили военное образование Лушин И.И., Берченко С. В., Цикалов А.П., Закурко Е.В.. (Приложения5-6). Офицерами - пограничниками стали Чернов В.В. и Синявский Е.А., окончившие Голицинский Пограничный Институт ФСБ России. (Приложения7-8). В 2010 году окончил школу с золотой медалью Чернов В.В.. Он родился в тяжёлый для его семьи год: незадолго до его рождения, выполняя боевое задание, погиб его дядя военный лётчик Чернов В.Л.. Мальчика назвали в память дяди и все родственники хотели, чтобы он стал военным. Их пожелания совпали с желанием Вячеслава. Подростком Славик уже чётко знал, что он будет военным, только не мог определиться, какому роду войск отдать предпочтение. Всё свободное от учёбы время он посвящал спорту: ежедневно в любую погоду он пробегал не менее 10 километров, занимался гиревым спортом, плаванием, лёгкой атлетикой, общефизической подготовкой. Чтобы выбрать род войск, он много читал военной литературы, не упускал возможности пообщаться с курсантами военных институтов. Увлечение военной тематикой принесло свои результаты в работе школьного научного общества «Эврика». Заинтересовавшись состоянием тогдашней Российской Армии, Вячеслав разработал научно-исследовательский проект на тему «Какая Армия нам нужна?». На краевой конференции школьных исследовательских работ Вячеслав занял 1 место, а на Всероссийском Конкурсе «Моя законотворческая инициатива» - 2 место. К окончанию школы он определился с выбором: решил стать офицером-пограничником. Вячеслав успешно отучился в Голицинском Пограничном Институте ФСБ России, который окончил с Красным дипломом. Там он был таким же целеустремлённым, активным, спортивным. Он с удовольствием окунулся в военные будни курсантской жизни. Ещё на практике, на норвежской границе, бдительный курсант задержал иностранца, незаконно переходившего границу по поддельным документам. По распределению попал служить на остров Сахалин. Сбылась его мечта - он офицер – защитник Родины. Трудная служба в сложных климатических условиях приносила удовлетворение, давала возможность реализовать себя. Неженатый офицер буквально жил в казарме, постигая не только тонкости службы, но и тяготы солдатской. Много было случаев, когда удалось предотвратить нарушение Государственной границы РФ рыболовецкими судами Японии и других стран. За службу на Сахалине Вячеслав неоднократно поощрялся и досрочно получил звание «капитан». 6 лет назад капитан Чернов был отправлен служить в Шебекино Белгородской области, на границу с Украиной. Сейчас там война, офицер является участником СВО, каждый рискует своей жизнью, чтобы быстрее наступил мир. Военная служба разбросала офицеров по всей нашей необъятной стране. Южные рубежи России охраняют Синявский Е.А. и Коваленко А.Ф.; в Белгородской области на границе с Украиной несёт службу Чернов В.В.; в Якутске служит Цымбал А.Ю.; в Новочеркасске - Цикалов А.П., Клочко К.А. и Лушин И.И.; в Пятигорске - Цикалов Е.П.; в Подмосковье - Волков С.В.; в Ивановской области - Яковенко А.В.; в Красноярском крае – братья Алексишины и Кривко Э.П.; в Забайкалье - Лещёв С.А.; в Астраханской области - Власов А.Ю., в Томской области - Пикалов В.В.. Но где бы не служили наши земляки, они с честью несут звание российского офицера.

2.5. Законодательно, термин «офицер» в системе органов внутренних дел не применяется. Закон «О воинской обязанности и военной службе» утверждает, что в ВС РФ и других структурах, где предусмотрена военная служба, существуют офицерские звания, что само по себе не отрицает существование офицеров в других ведомствах: МВД, ФСИН, ФСБ, МЧС. В этих силовых структурах служат мужественные люди, охраняющие покой наших граждан. В тяжёлые военные времена они также в строю, рядом с военными. Во время войны в Чечне, наряду с военнослужащими, в реальных боевых действиях участвовали как сотрудники спецподразделений МВД, ФСИН, так и представители самых разнообразных служб милиции. В отделах внутренних дел МВД России служат и наши выпускники разных лет. Для многих выбор был определён ещё в школьные годы. Долгие годы в нашем селе работал участковым Овчаренко М.И., потом он возглавлял районный отдел ГАИ, но связи с родной школой не порывал, часто беседовал с учащимися, служил примером для них. Борьбой с преступностью успешно занимались майоры Абакумов М.Н. и Понедельник Н.И. Следователями работали подполковник Яковенко П.И. и Аксененко В.Н., пресекал незаконный оборот наркотиков подполковник Николай Николаевич Д. Капитан Александр Владимирович В. находился на службе в Сирии в составе Внутренних войск МВД. Полковник Воробьёв Ю. много лет возглавлял отдел по борьбе с организованной преступностью Будённовского ОВД. В 1995 году он противостоял банде Басаева, в 90-е не раз бывал в командировках в Чечне. Его служба Родине начиналась в Афганистане и продолжалась всю сознательную жизнь. Воробьёв Ю. награждён Орденом Мужества, именным оружием и многими медалями (Приложение 9). Эти люди героической профессии стали примером для юношей и девушек, связавших свою жизнь со службой в полиции. Следят за порядком на дорогах майор Мартыненко Е.А. в Новоалександровском ОВД и старший лейтенант Харенко В.В. в Туркменском ОВД. (Приложение 10). Участковыми уполномоченными на Кавминводах служат братья Шелепины, дознавателем в г. Грозный – Шелепина А. – вот так сложилась семейная династия полицейских. (Приложение 11). В Санкт-Петербурге служит в Василеостровском ОВД младший лейтенант Тупиченко Ю.П.. В родном районе на страже правопорядка стоят капитан Катрышева О.И. и младший лейтенант Марченко А.Ю.. Катрышева (Дулепова) О.И. после окончания школы поступила на исторический факультет Ставропольского Государственного Университета, который успешно окончила в 2005 году. Некоторое время жила в г. Тольятти, растила дочь и мечтала работать в школе. Семейные обстоятельства привели её на малую родину, но работы в школе не было. Зато требовался инспектор в комиссию по делам несовершеннолетних при Туркменском ОВД, куда и пошла работать Ольга Ивановна. Работа требовала педагогических и психологических знаний, с этим было всё в порядке, но вот опыта работы с подростками, да ещё и «трудными», явно не хватало. Трудно было привыкнуть к вечерним рейдам и ночным дежурствам, ведь дома маму ждала маленькая дочь, но со временем ко всему привыкла Ольга Ивановна и уже не могла представить себя на другой работе. Она умела вызвать на откровенность самого замкнутого, обиженного на весь белый свет подростка, строго спросить с опустившихся родителей, забывших свой родительский долг. Много занималась профилактикой детской преступности, была частым гостем в школах района, беседовала с детьми и родителями, посещала на дому. Многим «трудным» она помогла избежать тюрьмы и стать на путь истинный, получить профессию, завести семью и стать достойным гражданином. Со временем Ольге Ивановне пришлось поменять должность, но не место работы. Она по-прежнему в ОВД, только теперь капитан Катрышева служит в штабе. Работая в сугубо мужском коллективе, Ольга Ивановна никогда не требовала к себе особого отношения, она считает, что на работе она прежде всего офицер и этим всё сказано (Приложение 12).

Разными путями пришли в полицию эти бесстрашные, стойкие и мужественные люди, но объединяет их желание бороться с преступным миром, сделать жизнь граждан безопасной.

III. Заключение

Мы узнала о людях, которые посвятили жизнь служению Отечеству, а значит своему народу. Мы гордимся, что они – выпускники школы, в которой учимся и мы. Мы поняли, что офицеры – это особая часть населения России, которая в лихую годину всегда определяла судьбу Отечества. Эти люди всегда были несколько отстранены от всего общества, так как, они обязаны были находиться вне политики и руководствоваться присягой, честью и долгом. Тем более, что главный принцип армии любого государства, это защита Родины от внешних врагов, а значит, офицеры должны быть патриотами. Мы хотим быть похожими на них, тоже патриоты своей страны. Сейчас, когда идёт смертный бой за мирное небо над головой наших граждан, мы не можем находиться в стороне. Мы собираем гуманитарную помощь, отливаем окопные свечи, пишем письма бойцам. Самое малое, что мы можем сделать сейчас, это создать стенд «Есть такая профессия – Родину защищать», на который поместить фотографии наших выпускников-офицеров, чтобы все ученики школы знали, с кого нужно брать пример служения Родине.

IV. Библиографический список

  1. ru.wikipedia.orgБухвостов, Сергей Леонтьевич

  2. ru.wikipedia.orgБутурлин, Иван Иванович

  3. М.Виниченко. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ офицерского корпуса России. Журнал "Русская история". №3 2009.

  4. https://oksait.ru/professiya/ofitser/

V.Ссылки

[1] - ru.wikipedia.orgБухвостов, Сергей Леонтьевич

[2] - ru.wikipedia.orgБутурлин, Иван Иванович

[3] - Википедия

[4] - М.Виниченко. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ офицерского корпуса России. Журнал "Русская история". №3 2009.

[5] - https://oksait.ru/professiya/ofitser/

VI.Приложение

Приложение 1. Периоды официального существования офицерского корпуса

 

Приложение 2. Бутурлин Иван Иванович

Приложение 3

Приложение 4

Удалено в связи со специальной военной операцией

Приложение 5

Приложение 6

Удалено в связи со специальной военной операцией

Приложение 7

Приложение 8

Удалено в связи со специальной военной операцией

Приложение 9

Удалено в связи со специальной военной операцией

Приложение 10

Удалено в связи со специальной военной операцией

Приложение 11

Удалено в связи со специальной военной операцией

Приложение 12

Удалено в связи со специальной военной операцией

Просмотров работы: 21