Шунга медоносная

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Шунга медоносная

Терентьева А.С. 1
1МБОУ "Шунгенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Гузанова"
Терентьева Г.С. 1Абрамова В.А. 1
1МБОУ "Шунгенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Гузанова"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

Жизнь пчел чрезвычайно интересна и поучительна. Не одно тысячелетие общаются люди с этими насекомыми. И где бы ни жил человек - в тихой деревне или шумном городе, если он любит природу и умеет понимать ее красоту, его не могут не очаровать эти удивительные насекомые.

Мне стала интересна тема изучения меда, после того как я попробовала Шунгенский мед с пасеки Ипатовых. Мед оказался очень вкусным. В школьном краеведческом музее есть небольшая информация о Шунге медоносной.

Мне захотелось больше узнать о мёде, исследовать полезные свойства. Поэтому предметом моего исследования является мёд.

Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что эта тема пчеловодства в истории Шунги малоизучена.

Основная цель исследовательской работы: изучить участие семьи Ипатовых в пчеловодстве.

Задачи:

  1. Изучить историю мёда.

  2. Рассмотреть интересные факты о мёде.

  3. Взять интервью у Ипатовой О. В.

  4. Изучить краеведческий материал на тему исследования в школьном краеведческом музее «Поиск».

  5. Выяснить с помощью опытов, натуральный мед или нет.

  6. Сделать выводы и дать рекомендации.

Актуальность работы заключается в том, что тема пчеловодства в истории Шунги малоизучена.

Методы исследования:

  • Теоретические - изучение литературы по данному вопросу; изучение материалов школьного краеведческого музея «Поиск».

  • Практические - систематизация полученных теоретических и практических знаний;

  • Экспериментальные - выявить способы определения качественного меда. исследование, наблюдение, проверка опытным путем.

  • Информационно - коммуникационные – создание презентации по работе.

Гипотеза: Я предположила, что жители села Шунги и окрестных деревень занимались пчеловодством как раньше, так и сейчас.

Перспективы использования работы

  • Данная исследовательская работа может быть использована для классных часов, для проведения уроков по биологии, для экскурсионной работы школьного историко-краеведческого музея «Поиск». Весь собранный исследовательский материал я передам в школьный краеведческий музей «Поиск».

II. Основная часть. История меда.

2.1.Пчеловодство в древности

2.1.1 Первая информация о развитии пчеловодства на Руси встречается в десятом веке, со времен зарождения письменности. Из древних источников известно, что в 9-13 веках пчеловодство являлось одним из основных промыслов. Поначалу, пчеловодство было примитивным. Народ селился по берегам рек и озер и водил пчел в бортевых лесах. Слово «борть» означает дупло дерева, отсюда и названа одна из первых форм пчеловодства - бортничество. Затем наряду с бортневым пчеловодством стало активно развиваться и колодное. Вырезанные из дерева дупла с пчелами, стали устанавливаться на пнях. Для этого в лесу специально вырубали участок леса. Вот почему такие колодные хозяйства позднее стали называться пасеками. Постепенно леса в нашей местности вырубались все больше и больше, так как люди освобождали себе места под жилье, дороги, пашню. С вырубкой больших массивов леса люди стали перемещать пасеки ближе к своему жилью, что способствовало развитию культурного пчеловодства.

2.1.2.Упоминание о меде в исторических источниках по Древней Руси

Ряд сведений о меде можно встретить в летописях. Так, в Повести временных лет князь Святослав говорит своей матери Ольге и боярам: "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей, туда стекаются все блага: из греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии - серебро и кони, из Руси же - меха и воск, мед и рабы".

2.1.3..На основании сохранившихся памятников древней культуры можно предположить, что первобытный человек охотился за мёдом как за вкусным и питательным продуктом. Наиболее древний памятник, изображающим добычу мёда человеком, найден возле Валенсии (Испания), и он относится к каменному веку. На камне сохранилось изображения человека в окружении пчёл, извлекающего мёд

2.2. Полезные свойства мёда

Мед – продукт, который широко известен всем. Он обладает замечательным вкусом и необычайно ароматен. Его любят представители разных возрастных категорий. Но помимо того, что он вкусен, мед обладает массой полезных свойств для человека. Мед содержит следующие полезные вещества: магний, железо, фосфор, марганец, калий, хлор, кальций. Это все природные элементы, ведь они происходят из почвы, затем попадают в растения, из которых пчелы добывают нектар. Человек использует все продукты пчеловодства: пергу, прополис, пчелиную пыльцу, маточное молочко, воск. Русские люди всегда ценили мед за его лечебные свойства. В одном старинном русском лечебнике есть запись: «Мед есть сок с росы небесной, который пчелы забирают во время доброе с цветов благоуханных, многу и угоден бывает к лекарству от многих болезней».

2.3 Шунга медоносная. Зажиточная Шунга

2.3.1.Исстари наш Шунгенский край называли Костромской низиной или Заречьем. В отдаленные времена всю нашу территорию Заречья занимали леса, и эту местность заселяли, меряны или меря.

Особые климатические и географические условия сказались на активной жизненной позиции её жителей. Трудовая деятельность населения поволжских деревень, быт, традиции сёл носят свои особые, неповторимые черты. Шунгенцы жили зажиточно, многие были грамотными. В нашей Шунгенской местности пчеловодством занимались всегда. В архивах школьного краеведческого я нашла информацию о Шунге медоносной. Вот что сообщают жители окрестных деревень:

2.3.2. Еремина Г. И. родилась в деревне Коробейниково в 1929 году. Она вспоминает: «Две деревни Коробейниково и Пестово (сейчас село Шунга, улица Коробейниковская и Пестовская) были объединены в колхоз «Смычка». Колхоз имел две полеводческие бригады, парники и пасеку. Пасечником работал Батин Н. Ф. Помню, что на лето улья увозили под деревню Сельцо, потому что там были богатейшие разливные луга. Мед колхозникам раздавали на трудодни.».

2.3.3. Мосина А. Н. родилась в деревне Коробейниково в 1930 году мне рассказывала, что когда привозили первый мед в деревню, пасечник наливал его в блюдо, а они – ребятишки макали в мед хлеб и казалось тогда, что нет ничего вкуснее на свете. Эта традиция сохранилась у наших пчеловодов и по сей день: чем больше людей угостишь первым медом, тем больше будет его сбор.

2.3.4. Варламова В. И. уроженка деревни Коробейниково вспоминает: «Мой папа Варламов И. Я. работал до войны в колхозе «Смычка» кладовщиком. Колхозные амбары стояли между деревнями Коробейниково и Пестово, в одном из них зимой хранился в бочонках мед. Помню, папа брал деревянную лопаточку и резал ей застывший мед».

2.3.5. Шунгенский пчеловод Матвеев С. Г. при встрече мне рассказал: «Мой дед Клементьев В. Д. (1899-1978 г.) в деревне Стрельниково имел свою пасеку. И произошел с ним неприятный случай: когда пчелы роятся, они не любят резких запахов, а он забыл убрать собаку со двора, пчелы ее очень сильно покусали. Дед горевал по ней, так как привез ее с войны, где она спасла ему жизнь». Сам Матвеев С. Г. стал заниматься пчеловодством в годы перестройки, когда задерживали зарплату, а надо было как-то выживать. Своим наставником он считает Карповнина А. Ф.

2.3.6. Я разговаривала с дочерью Карповнина А. Ф. Калюжной Н. А. Она вспоминает: «Мой отец Карповнин А. Ф. родился в 1927 году в Шунге. Его родители пчелами не занимались, а он, по его словам, стал пчеловодом в 16 лет. Отец закончил в Костроме курсы овощеводов – пчеловодов, получил специальность пчеловода. На курсах он познакомился со свой будущей женой Анной Вячеславной, с которой прожил почти 50 лет. Всю жизнь Александр Федорович проработал в «Зеленхозе», озеленял Кострому. Он и в Шунге посадил много деревьев и кустарников. Но его любимым занятием было пчеловодство. Работал он без перчаток, пчелы облепят ему все руки, покусывают его, а он говорит, что ничего не чувствует. Свои улья он ставил и около колхозных теплиц, для того чтобы пчелы опыляли растения и был больше урожай овощей. Александр Федорович всегда делился своими знаниями и передал свой опыт Ипатову С. В., Пудову А. А., Крупину Ю. Г., Матвееву С. Г. и другим. Умер в 87 лет».

С пчёлами не расстанусь никогда

Существует такое поверье, что пчеловоды в большинстве своем обладают завидным здоровьем и долголетием. Сейчас в Шунге пчеловодством занимается внучка Карповнина А. Ф., Наумова А. Н.. В деревне Тепра разводили пчел Козлов А. М. со своей женой. Когда Анатолий Михайлович умер, соседи думали, что Капитолина Николаевна переведет всех пчел, на что она ответила: «Лучше продам корову, но со пчелами не расстанусь никогда.» Сорт меда в нашей местности – луговой, так как нас окружают богатейшие луга. Пчелы особенно усердно трудятся, когда цветет иван-чай. Мед считается наиболее полезным , если он собран не с одного растения, а со многих.

2.4. Советы от жителей Шунги, как использовать мёд с пользой для здоровья.

2.4.1. Стругова Г. А. ветеран педагогического труда, Заслуженный учитель Российской Федерации вспоминала: «Мед для нашей семьи всегда был дорогим продуктом, мама покупала его в небольших количествах и использовали его от простуды и во время поста добавляли в кисель». В меде есть все нужные компоненты для лечения сердечных заболеваний. Он улучшает работу печени, содействует нейтрализации в ней вредных элементов, помогает при туберкулезе легких, оказывает положительное действие при лечении гипертонической болезни.

2.4.2. Советы от Калюжной Н. А.: Боли в пояснице лечу пчелами, начинаю с одной пчелы в первый день и так по возрастающей до 6 пчел (больше не выдерживаю), затем в убывающем порядке. Боль в пояснице проходит.

Настоянный помор пчел на спиртном хорошо лечит суставы. Прополис хорошо лечит простуду.

2.4.3.Старикина Н. Н. советует: калину залить медом, настоять и применять от кашля. Стакан теплого молока с медом хорошо успокаивает перед сном. Хорошо делать теплым медом массаж.

2.4.4. Рецепты от Смиренниковой Г. В.: для глаз, чтобы глазки сияли – 1 часть меда и 10 частей дважды кипяченой воды, капать по 1 капле 5-6 раз в день в течении полугода. От кашля - в черной редьке сделать углубление, налить туда меда, настоять и пить по одной чайной ложке. Мед также хорошо чистит кожу и поры, особенно когда натираться им в бане. Язву желудка можно вылечит, употребляя мед, разведенный с теплой водой, часа за 1,5 до первого приема пищи и часа через 3 после полдника.

Мед - идеальный продукт питания, калорийный, с отменным вкусом и ароматом. Принимают мед в пищу в натуральном виде, обязательно запивая чаем, водой, молоком. Чрезмерное количество съеденного меда вредно для организма. Мед широко используется для приготовления пряников и печений, кексов, тортов, конфет. Кладут его в каши, едят с творогом, овощами, готовят разнообразные напитки, квасы.

2.5. Пчеловодство в семье Ипатовых

2.5.1.В Шунге в настоящее время пчеловодством занимается семья Ипатовых. Я встретилась с Оксаной Вячеславовной взяла у неё интервью. Она рассказала, что разведением пчёл занимался отец мужа. Как было сказано выше, свой опыт разведения пчёл и содержания пасеки передал Ипатову С. В., отцу мужа Оксаны Вячеславовны Карповнин А. Ф. Мы провели интервью с Оксаной Вячеславовной, интервью будет храниться в школьном краеведческом музее «Поиск».

2.5.2 .Интервью с Ипатовой А. В.

  1. Как возникла идея заняться пчеловодством?

  2. Сколько ульев содержит Ваша пасека?

  3. Какие трудности у Вас возникают при выкачке мёда?

  4. Какие травы используют пчёлы для собирания нектара?

  5. Часто ли вас кусают пчёлы и как защищаетесь?

  6. Какие запахи не любят пчелы?

  7. Собирают ли пчёлы нектар в ветреную и дождливую погоду7

  8. Вывозите ли Вы свои ульи в другие луговые места?

  9. Какие известные полезные свойства мёда Вам известны?

2.6. Органолептический анализ мёда.

2.6.1. После того как мы записали интервью с Оксаной Вячеславовной я провела органолептический анализ мёда с их пасеки. Провела 7 исследований. Результат анализа мёда оказался очень хороший. Их мёд обладает ярко выраженными вкусовыми качествами и ароматом. Мёд настоящий – это определила по зрелости и вязкости мёда. Как я это определяла описано в исследовательской работе.

Дальнейшие исследования показали: отсутствие в мёде, примесей, воды и мела, крахмальной патоки и муки, сахарного сиропа.

  1. Определение по цвету.

  2. Определение по аромату. В стакан помещала несколько ложек меда, закрывала крышкой и нагревала на водяной бане при температуре 40-50оС в течение получаса

  3. Определение вкуса мёда.

  4. Определение вязкости меда. Чтобы определить зрелость меда, я подогревала мёд до 20 градусов, перемешивая ложкой. Затем ложку вынимала и начинала вращать. Зрелый мед наворачивается на неё. От времени зрелый мёд может засахариться.

Вязкость – это стекание мёда под действием собственного веса

Чтобы определить влажность нужно вращать ложку с мёдом. Если мёд наматывается , то влажность в норме, если стекает-слишком высокая.

Взяла мёд, опустила в мёд тонкую палочку. Мёд тянулся вслед за палочкой длинной непрерывной нитью, а когда эта нить прервалась, то она целиком опустилась и образовала на поверхности мёда башенку, которая затем медленно разошлась. Это признак настоящего мёда.

Исследование №1. Для выявления примесей крахмала или муки в раствор мёда (1:1) я добавила по капле обыкновенной настойки йода. При наличии синей окраски можно судить о примеси крахмала или муки. Исследуемый раствор на показал синего окрашивания.

Вывод: исследование не показало наличия крахмала в мёде.

Исследование №2. Для выявления примеси мела в раствор мёда я добавила немного уксусной кислоты. Образование газа говорить о наличии мела, если он там есть раствор зашипит. Исследуемый раствор мёда не показал выделение газа и не зашипел.

Исследование №4. Для выявления наличия в мёде примеси крахмальной патоки к раствору мёда (1:1) я добавила несколько капель нашатырного спирта. если при отстаивании выпадет осадок тёмного цвета или раствор окрашивается в белый цвет с бурым осадком, можно говорить о наличии крахмальной патоки. Исследуемый раствор мёда не показал появления осадка тёмного цвета.

Исследование №5. Для выявления наличия механических примесей (опилок, песка и др.) в небольшую пробирку брала мёд, добавила кипячёную воду и растворила его. Натуральный мед растворяется полностью, раствор прозрачный.

Исследование №6. для выявления наличия содержания воды и сахара (сахарного сиропа). Для этого на лист бумаги, которая хорошо впитывает влагу, я капнула мед. Если он растечётся по бумаге. образуя влажные пятна, или даже просочиться сквозь неё – это неправильный мёд. В настоящем мёде вода отсутствует. Исследуемый мёд не образовал влажного пятна.

Исследование №7. Определение натуральности мёда под микроскопом.

2.7 Медоносы:

Люпин, Мордовик шароголовый, кипрей, синяк, Дрок красильный, козлятник, лугявник, яблоня, гречиха, луговые травы, липа, каштан,

2.8 Медовый Спас

С медом связан и церковный праздник – это Медовый Спас. Слово «спас» образовалось от сокращения «Спаситель». Православные люди стали называть Спасами все церковные праздники, приходящиеся на летнее время. Именно с Медовым Спасом связано много народных примет и традиций. В церкви в этот день выносится на поклонение крест, затем происходит торжественная литургия, а после нее совершается крестный ход, завершающий освящением меда. Освящение меда – красивое зрелище. Прозрачный, переливающийся на солнце в открытых баночках мед, воздух , пропитанный медовым ароматом, - чудо как хорош этот Медовый Спас . Перед тем как освятить мед, нужно убедиться в его должном качестве.

2.9 Способы определения качества меда.

Наши пчеловоды считают, что есть 2 основные способа определения качества меда. Первый - переливание. Для этого нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной непрерывающейся нитью или лентой, то он достаточно хорош. Можно также перевернуть ложку несколько раз, хороший мед не стекает с ложки, а наматывается на нее. Второй способ - обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если мед потемнеет от графита, значит, он не качественный.

Что касается народных поверий, то по погоде 14 августа, судят о том, каков будет третий Спас, отмечаемый 29 августа. Также подмечено, что в день Медового Спаса роса становится холодной, а также начинают улетать в теплые края стрижи и ласточки, что свидетельствует о приближении осенних заморозков.

3. Академик А.М. Бутлеров о мёде.

Общение с пчелами вызывает массу радостных эмоций, обогащает духовно и облагораживает, позволяет лучше узнать живую природу, вырабатывает наблюдательность и пытливость. Академик А.М. Бутлеров справедливо отмечал: «Пчеловодство имеет до некоторой степени воспитательное значение. Для того чтобы с успехом вести пчеловодство, нужны внимание, аккуратность, догадливость, сметливость, а этими качествами обуславливается и трезвость. Сам народ наш, как известно, думает и говорит, что у дурных людей пчелы не ведутся».

  • Через всю жизнь А.М. Бутлеров пронес страсть к пчеловодству. Он разрабатывал рациональные методы ухода за пчелами, постройки ульев, обработки сот, лечения пчел от распространенной в средней полосе России болезни гнильца, изучал инстинкты пчел. Его труд «Пчела, ее жизнь и главные правила толкового пчеловодства» была удостоена почетной Золотой медали Императорского Вольного экономического общества и выдержала 12 изданий.

III. Заключение III. Заключение Мед - идеальный продукт питания, калорийный, с отменным вкусом и ароматом. Принимают мед в пищу в натуральном виде, обязательно запивая чаем, водой, молоком. Чрезмерное количество съеденного меда вредно для организма. Мед широко используется для приготовления пряников и печений, кексов, тортов, конфет. Кладут его в каши, едят с творогом, овощами, готовят разнообразные напитки, квасы.

(Приложение1)

В Древней Греции мед считался ценнейшим даром природы. Греки полагали, что их боги бессмертны потому, что они питались так называемой пищей богов — амброзией, в состав которой входил мед. Они приносили богам в жертву фрукты, намазанные медом.

В египетских пирамидах были найдены сведения об использовании меда как продукта питания и лечебного средства В Древнем Египте мед давали в школах, так как было замечено, что ученики, принимавшие мед, становятся более развитыми и физически и умственно.

Вывод: Я узнала много интересных фактов, изучая историю мёда. Население Шунги активно занималось пчеловодством в прошлом и настоящем. Выяснила с помощью опытов свойства мёда. Взяла интервью у жительницы села Шунга Ипатовой О. Хочу отметить, что цель моей работы достигнута, гипотеза доказана, в Шунге в настоящее время есть пчеловоды.

Тема моей работы раскрыта, но может быть продолжена. Из дополнительных источников я узнала, что в Древнем Египте мед давали в школах, так как он влиял на физическое и умственное развитие учеников

IV. Использованные источники:

  1. Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук. М: Мир, 1986.

  2. Материалы архива школьного краеведческого музея «Поиск».

  3. Солодова Н.И., Волкова Н.А., Волков В.Н. Мёд и его качество. – М: Химия в школе, 2005.

  4. Чепурной И.П. Заготовка и переработка мёда. – М.: Агропромиздат, 1987.

  5. Интервью с пчеловодом Ипатовой Анастасией Вячеславовной.

Просмотров работы: 8