Народные промыслы Дагестана «Балхарская глиняная игрушка»

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Народные промыслы Дагестана «Балхарская глиняная игрушка»

Бабаева А.Б. 1
1МБОУ "СОШ №48"
Хибиева Ш.Н. 1
1МБОУ "СОШ №48"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Если вы попросите семилетнего горского мальчика нарисовать дом, он его нарисует также, как и любой другой семилетний ребенок.

Но если же вы его попросите

Положить орнамент на блюдо кувшин, то его работа может поспорить с рисунком профессионального художника-декоратора.

Почему? Просто потому, что учили его этому искусству тысячу и семь лет!

Потому, что в нем живет поэт, композитор, художник.

Расул Гамзатов, 1971 г.

В этом году я со своей учительницей и одноклассниками побывала в музее «Россия - моя история». Мастера гончарного искусства провели занятие с нами. У меня осталось много впечатлений от экскурсии. Но больше всего меня заинтересовали глиняные причудливые игрушки аула Балхар.

Учительница нам рассказала легенду, как в селе Балхар начали заниматься керамикой.

Жил-был в ауле человек по имени Калкучи. Он был беден, но имел ясный ум, трудолюбивые руки и чистую совесть. Но с чистой совестью богатства не наживешь. И задумался Калкучи, как из бедности выйти и других сельчан вывести. «Глина! – вспомнил он. – Вот что нам даст хлеб». В детстве он часто бегал на озеро с глинистыми берегами и лепил там игрушки: зверей, домашних животных. Только на этом озере была жирная, как масло, и вязкая, как воск, глина. Сделал Калкучи круг-«журлак» из ствола орехового дерева, натаскал глины с озера и начал лепить горшки «кунта» для пищи и кувшины «урша» для воды. Обжег в печи, нагрузил на ишака и повез в дальние аулы. Назад вернулся Калкучи с мешком зерна и сушеной бараньей тушей – так ему за посуду заплатили. Вот с этого все и началось. Садятся балхарки перед восходом солнца за круг и говорят: «Спасибо тебе Калкучи, ты научил нас добывать хлеб». Так благодаря Калкучи Балхар стал аулом гончаров.

Мои одноклассники и я заинтересовались легендой. А я решила с помощью учительницы побольше узнать об искусстве села Балхар. Вот так и появилась темамоей исследовательской работы.

В современном мире проблема художественно-эстетическое воспитание детей, возрождение древних дагестанских ремёсел и промыслов растёт на сегодняшний день и становится актуальным.

Начиная работу по теме, мы выдвинули следующую гипотезу:

Изготовление балхарской глиняной игрушки влияет на творческие способности ребёнка, развивает моторику рук, воображение, влияет на развитие эстетического вкуса, сохраняет и приумножает традиции народов Дагестана, что для меня это очень важно.

Цель работы:изучить и исследовать историю возникновения балхарской керамической игрушки.

Задачи исследования:

  1. Провести анкетирование, чтобы узнать, что ребята знают о балхарской керамической игрушке.

  2. Узнать историю возникновения балхарской керамики.

  3. Изучить основные особенности и отличительные черты балхарской керамики.

  4. Изготовить самостоятельно балхарскую игрушку.

Методы исследования: беседа, анкетирование, опрос, исследование, наблюдение, печатные издания, интернет.

Объект исследования – балхарская керамическая игрушка.

Предметом исследования – глиняная игрушка.

  1. История балхарской керамики.

Высоко в горах есть известное за пределами Дагестана село Балхар. Мы хотим познакомить вас с ним. Балхар очень древний аул. Расположен он в 160 километрах от Махачкалы в Акушинском районе Республики Дагестан. Издавна славится своими изделиями из глины. Это кувшины, тарелки, игрушки, свистульки, композиции к дагестанским сказкам. Этот промысел является одним из самых древнейших промыслов 1. В Дагестане есть несколько мест, которые славятся своими мастерами, и за много сотен лет достигли высокого уровня. Сложились центры гончарного мастерства: Балхар, Джуди, Сулевкент и т.д.

На то, чтобы научиться изготавливать кувшин, подмастерьям давали три месяца. Нелегкая задача и обжечь готовые изделия. В Балхаре это по-прежнему делают, как и раньше, в растапливаемой кизяком печи. Ее немного подтапливают целый день. Затем в печь укладывают посуду. Уложить плотно и ничего не разбить - отдельное мастерство. С 4 утра следующего дня печь «задымляют» — делают так, чтобы в нее поступал теплый дым. И только к вечеру разводят огонь. Для всего процесса нужно около 40 мешков кизяка, а в конце подбрасывают ботву. Температура доходит до 1200 градусов. Женщины терпеливо не отходят от печи до готовности изделий - иногда обжигать заканчивают в два ночи.

Изготовление посуды из глины считается сугубо женским ремеслом в дагестанском селении Балхар. В Балхаре существует строгий запрет на участие в гончарном деле мужчин. Им было запрещено даже прикасаться к гончарному кругу. Существовал даже штраф для тех, кто нарушит этот закон. Нарушитель должен будет угостить шестерых человек из определенного дома.

В прошлом каждая небольшая улочка этого селения заканчивалась печью-чарой. Смысловая нагрузка орнамента традиционна – оберег.

Славится аул Балхар на весь мир своими мастерицами гончарного искусства. Мастерицы чтут традиции предков. Изделия лаконичны, в них чувствуется простота и скромность. Я узнала, что изготавливать изделия из глины в Дагестане начали ещё во времена неолита.

Ранней весной глину заготавливают и на ишаках привозят в аул. Как и тысячу лет назад, сосуды изготавливают вручную. Мастерица сидит на скамеечке перед низким деревянным гончарным кругом. Вылепив сначала дно, она лепит стенки, делая из глины узкие полоски и накладывая их друг над другом. И тем временем поворачивает диск. Все швы надо аккуратно заделать и хорошенько просушить изделие

С процессом обжига связаны еще и многие суеверия. Считалось что «чара», где изделие проходило тепловую обработку, никогда не должна оставаться пустой, поэтому после обжига в ней обязательно оставляли несколько бракованных изделий.

2. Основные особенности и отличительные черты балхарской керамики.

Особенностью балхарской керамики является не только местная глина, но и способ изготовления сосудов методом наращивания глиняными жгутами. Вся древняя керамика Дагестана изготавливалась вручную, без помощи гончарного круга. Ручной гончарный круг «жюлла» стали использовать в эпоху средневековья и до сегодняшнего времени. Навыки гончарного дела передавались по наследству2.

Ранней весной мужчины заготавливали и привозили глину в аул. Глину очищали. После очистки глину заливали водой и оставляли в тёмном месте. Мастерицы садились перед деревянным гончарным кругом. Вылепив сначала дно изделия, дальше лепили стенки, делая из глины узкие полоски - жгутики и накладывали их друг над другом, поворачивая диск. Все швы аккуратно пальцами заделывали. После этого изделие хорошенько просушивали. Затем сосуд лощили с помощью кусочка сердолика, наносили декор и ставили в тенистое место. А обжигали изделия в печи мужчины. Есть такой обычай в ауле Балхар украшать печь «чару» коровьим или бараньим черепом для того, чтобы процесс обжига прошёл благополучно3.

Трудно встретить две одинаковые игрушки. Роспись напоминает ажурное кружево. Она строится чаще всего по горизонтали и складывается из простых орнаментов: завитков, кругов, волнистых и прямых линий, штрихов, точек. Краску женщины изготовляют сами. У каждой мастерицы свой индивидуальный узор.

При изготовлении балхарской керамики требуется гончарный круг, печь для обжига, губка, стеки, ёмкость для воды, фартук. Я была на занятиях в музее «Россия - моя история», и педагог показала мне прием лепки из глины кувшина.

  1. Глиняная игрушка. Балхарские женщины любили создавать глиняные игрушки, образами которых выступали в основном животные и мифические существа, очень редко изображался человек. Отличались игрушки, как правило, двухцветной орнаментальной белым и красно-коричневым, а зачастую одной росписью. Обычно, изображения животных и птиц имеют некоторую загадочность. Если же изделие, с фоновым белым цветом, выглядит слишком скупо, мастерица украшает его выразительным темным оттенком, и гармонично сочетает его с фоновым колоритом, образуя в целом нарядный узор. Орнамент в пластике балхарской народной игрушки играет важную роль, развивая и поддерживая пластическую мысль, особенности формы, подчеркивая движение линий, усиливающих звучание художественного произведения. Таким образом, изделию придается особая выразительность4.

Балхарские мастерицы часто лепят: сувенирные колокольчики; фигурки людей и домашних животных - лошадей, козликов, баранов и осликов; встречаются игрушки диковинных верблюдов и неведомых зверей; художественные композиции - бытовых сценок, отображающие простую, полную трудов повседневную жизнь горцев; детские свистульки - «свистелки», предназначенные для детей, призванные отгонять от ребенка злых духов, демонов.

В Балхаре делают из глины всё: кувшины, кружки и другие расписные сосуды, сувенирные колокольчики, детские свистульки, фигурки людей и домашних животных и даже целые художественные композиции.

3. Анкетирование.

Мне интересно было узнать, что знают мои одноклассники о балхарской керамической игрушке? Мной было опрошено 28 учащихся моего класса.

Вопросы анкеты помогла разработать сотрудница музея:

1.Что вы знаете о селении Балхар?

2.Чем славится село Балхар?

3. Умеете ли вы работать с глиной?

Результаты анкетирования меня удивили. Я выяснила что, ребята знают мало о селении Балхар, не знают, чем славится село. Конечно редко кто может работать с глиной. Поэтому эта тема заинтересовала меня. Тогда я решила найти и донести до ребят как можно больше информации о балхарской керамике. Создала буклет «Балхарская керамическая игрушка». Результаты анкетирования я занесла в таблицу.

4. Практическая работа.

С помощью педагога я изготовила балхарскую игрушку -свистульку. Нам нужно было подобрать необходимый материал и поэтому я с учительницей пошла в музей «Россия – моя история», где есть специально оборудованный кабинет. Сначала мне дали альбомный лист, где я нарисовала свистульку. Потом мне дали глину, она была гладкая и выпадал из рук, мне удалось размять до пластичного состояния. Придаю форму свистульки. Аккуратно вытягиваю. Со стороны мундштука палочкой-«пичужкой» протыкаю отверстие и делаю внизу. Использую различные штампики, с помощью которых можно легко и просто делать узоры на глиняной заготовке. Оставлю подсушиться. Игрушка моя готова!

Глина – совершенно непривлекательный природный материал. А в руках мастера из нее рождаются настоящие произведения искусства.

Сегодня изделия балхарских мастериц находятся в музеях и домашних коллекциях многих стран мира.

Заключение.

Меня всегда интересовало творчество дагестанских мастеров. Свой исследовательский проект я посвятила древнейшему народному искусству Дагестана - балхарской керамической игрушке.

В ходе исследовательской работы я выяснила, что во всём мире ценится индивидуальность и уникальность. Я хочу обратить ваше внимание к нашей народной игрушке. Такую красоту делали наши умельцы с древних времён, используя в своей работе простые и экологические материалы - глину. А ещё я бы хотела на своём примере показать, что игрушка из глины ничем не хуже дорогих игрушек из магазина. Даже лучше! Если ребёнок сам своими руками сделает игрушку, распишет её. И вот уже в руках у него неповторимое произведение искусства. Ребёнок станет творцом! Что может быть ценнее этого?

Балхарские керамические игрушки развивают у ребёнка самостоятельность, раскрываются интересы, воображение. На основе проведённого исследования установлено, что творческие способности влияют на нервную систему, успокаивают психическое напряжение, развивает мелкую моторику рук, а также сохраняет культурные традиции Дагестана.

Моя работа может использоваться на уроках технологии и изобразительного искусства.

А в будущем мне хочется по -настоящему научиться работать с глиной, поехать в село Балхар, посмотреть как работают мастерицы и использовать свой накопительный материал.

Используемая литература.

  1. Д.М. Магомедов «Искусство Дагестана» Махачкала. 1981г.

  2. Р.Ш. Микаилов «Декоративно - прикладное искусство Дагестана» Махачкала 1981г.

  3. П.М. Дибиров «История орнамента Дагестана»- Махачкала, 2001г.

  4. Гамзатов Р. Искусство Дагестана-М.,1981,- С.58.

  5. Интернет ресурс. Источник: https: // kulturologia.ru /blogs /260820/ 47369/

Приложение 1.

Анализ анкеты.

На 1 вопрос «Что вы знаете о селении Балхар?» 15 учащихся ответили, что в селении Балхар изготовляют кувшины.

На 2 вопрос «Чем славится село Балхар?» 6 учащихся ответили, мастерицами, которые из глины делают кувшины, игрушки,

На 3 вопрос «Умеете ли вы работать с глиной?» 3 учащихся ответили, что работали с глиной, остальные не работали с глиной.

Приложение 2.

1 Встреча с респондентом.

2 Р.Ш. Микаилов «Декоративно- прикладное искусство Дагестана»

3 П.М. Дибиров «История орнамента Дагестана»

4 [Гамзатов Р. Искусство Дагестана-М.,1981,- С.58].

Просмотров работы: 61