Введение
Роль игрушек в развитии и воспитании детей огромна, они позволяют ребенку исследовать окружающий мир, развивать и реализовать свои способности, выражать свои чувства. Поэтому каждый родитель желает купить своему ребенку ту игрушку, которая нужна ему не только для игры, но и способствовало бы его развитию. Сегодня на полках магазинов и на рынках представлено такое разнообразие детских игрушек, что порой даже сами взрослые теряются в их выборе. Игрушки позволяют исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек – дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: определить влияние игрушки на детей и найти лучшую игрушку.
Для этого я ставлю перед собой следующие задачи:
проанализировать литературные источники по данной проблеме и определить понятие «игрушка»;
изучить воспитательный потенциал игрушки;
выявить особенности, достоинства и недостатки современных игрушек;
провести опрос среди учащихся младших классов;
составить рейтинг игрушек по популярности;
разработать памятку «Как правильно выбрать игрушку»
Гипотеза: игрушка влияет на воспитание, развитие и формирование качеств личности младшего школьника.
Актуальность проблемы.
Поводом провести этот проект послужило то, что, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с окружающим миром. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, их всё более сложно чем-то удивить. Новомодные гаджеты, роботы, интерактивные куклы – чего только нет у детей XXI века. Огромный ассортимент игрушек поражает покупателей яркими упаковками, завлекательной рекламой и модными брендами. Как не потеряться в таком разнообразии и найти нужную ребенку игрушку, которая способствовала бы развитию интеллектуально-познавательной деятельности ребенка?
Теоретическая часть.
История появления игрушек
У слов «игрушка», «играть» и «игра» одна индоевропейская основа. Все они происходят от старославянского «игрь», «играти». Первоначальное значение — «двигаться». Современное значение игры — развлечение, а игрушка — это предмет для ее проведения.
Игру́шка — предмет, предназначенный для удовлетворения естественных врожденных и приобретаемых потребностей ребёнка в физическом, интеллектуальном и психо-эмоциональном развитии.
Игрушки существуют уже многие тысячи лет и были неотъемлемой частью детской жизни во все времена и эпохи. Они не только помогают детям развиваться и учиться, но и предоставляют им возможность играть, творить и взаимодействовать со своим окружением. Давайте рассмотрим, как менялись игрушки от древности до современности.
Древний мир
Первые известные игрушки были созданы древними цивилизациями. Например, в Древнем Египте дети играли в игрушки, сделанные из глины или дерева, которые представляли собой животных или людей. Погремушки давались малышам: считалось, что своим звуком эта игрушка отпугивает от младенца злых духов. На территории Индии археологи находили обезьянок, свистульки в форме птичек. В Древней Греции дети играли в куклы, конструкторы и мячи. В Древнем Риме дети играли в игрушки, сделанные из кости, дерева и металла, такие как колесница с лошадьми или солдатики. В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Фигурки древних кукол вырезали из костей мамонта и мягкого известняка, изготавливали из перевязанных пучков соломы.
Средневековье
В средневековой Европе игрушки были изготовлены из дерева, кости или металла. Куклы, машины и лошадки были самыми популярными игрушками того времени. Важно отметить, что наиболее распространенными игрушками были простые игрушки, которые дети могли сделать сами, такие как мячи или катушки ниток.
А вот в России до 18 века игрушка называлась «потеха», «потешка». Это были деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, петушки, собаки, львы, мужички, немки (куклы). Древние славяне делали кукольные обереги – мотанки. Они не только участвовали в играх девочек, но и защищали от болезней, берегли от злых духов, мальчики играли с деревянными саблями и лошадками качалками. В забавах дети готовились к взрослой жизни женщины – хозяйки и мужчины – воина.
19 век
В 19 веке произошли значительные изменения в игрушечной индустрии. С изобретением паровой машины и развитием массового производства, игрушки стали доступнее для всех. Изобретены новые виды игрушек, такие как куклы, игрушечные железные дороги, конструкторы, головоломки, карточные игры и многие другие.
20 век
В 20 веке игрушки продолжили эволюционировать. Были созданы первые мягкие игрушки, такие как мишки Тедди и куклы-пупсы. Изобретены новые виды игрушек, такие как конструкторы Лего, игрушки на радиоуправлении, компьютерные игры и многие другие. Была создана огромная индустрия игрушек, которая продолжает развиваться и расти по сей день.
Современность
Сегодняшние игрушки имеют более сложный дизайн, высокую функциональность и разнообразные возможности. Они могут быть как механическими, так и электронными. Дети могут выбирать игрушки на любой вкус - от игрушек на радиоуправлении и конструкторов до интерактивных плюшевых игрушек и компьютерных игр.
В заключение, история игрушек - это история развития человеческой культуры и технологий. Она показывает, как мы изменили нашу жизнь и как важна роль игрушек в жизни детей. Игрушки помогают детям развиваться, учиться и взаимодействовать со своим окружением.
1.2. Классификация игрушек по группам.
Игрушки можно разделить на следующие группы:
- игрушки, способствующие социально-эмоциональному разитию: различные виды животных( мишки, зайчики, собачки и прочие); куклы со всевозможной кукольной утварью; наборы для игры в доктора, парикмахера, продавца и т.д.
- Игрушки, способствующие интеллектуально познавательным и моторным способностям: кубики, конструкторы, пазлы, мозаика, лото, домино и прочие.
- Игрушки, способствующие развитию физических качеств: мячи, обручи, скакалки, кегли.
1.3. Воспитательный потенциал игрушки.
В игре ребенка происходят одновременно два важнейших процесса, в центре которых находится игрушка.
С одной стороны, в игре ребенок выражает себя — свой опыт, свои знания и переживания, создает свои образы, которые воплощает (опредмечивает) в действиях с игрушкой. Известно, что дети любят многократно проигрывать волнующие события своей жизни — радостные или драматичные. Наблюдая за игрой ребенка, можно понять его внутренний мир и волнующие его переживания.
С другой стороны, в игре ребенок осваивает тот мир отношений и представлений, в котором живет.
Любая игрушка всегда заряжена определенным духом времени, общества, в котором она создана. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, предметы утвари, транспорт). Пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели. Через игрушки дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, существующим в современном для них обществе. Кукла задает образ человека, и именно через куклу в сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним этических и эстетических категориях. Такое проникновение происходит незаметно как для взрослых, так и для самого ребенка.
Итак, игрушка является носителем культуры, средством ее трансляции, посредником между взрослым и ребенком и в то же время средством развития самосознания ребенка.
1.4. Психолого-педагогические требования к игрушке.
- Еще Крупская Н.К. определила – игрушка должна содействовать развитию ребенка. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей школьного возраста быть не может.
- гуманистическое содержание и тематика. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности младшего школьника, как потребность в активных действиях, деятельности.
- оформление игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызвать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета.
- гигиенические требования. В последние годы вопрос об ужесточении гигиенических требований к детским игрушкам стал особенно остро в связи с появлением новых полимерных материалов, красителей, лаков. Экспертизы, которые проводятся в разных странах, показывают, что дешевые игрушки из пластика, которые заполнили рынок, зачастую угрожают здоровью детей.
1.5. Значение современных игрушек в воспитании детей.
Сегодня существует огромный выбор игрушек и сделать правильный выбор не так уж просто. Значительная часть современной игрушечной продукции характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, оказывающих отрицательное влияние на развитие и психическое здоровье детей. Многие родители замечают, что после первых восторгов от красивой игрушки, ребенок быстро привыкает к ней и практически перестает с ней играть. Или, что хуже, начинает подчиняться ее требованиям. Поэтому можно сказать, что многие современные игрушки не дают развиваться детской творческой активности в игре, а уводят ребенка в сторону механического использования операций, заложенных производителем. Дети быстро теряют к таким игрушкам интерес, как только изучат ее функции. И чем современнее такая игрушка, тем быстрее с ней перестают играть, или в лучшем случае, разбирают ее на части, чтобы изучить изнутри.
Девочки все меньше играют в обычные куклы – они предпочитают куклу Барби, Братц, Лол. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой – комплекс неполноценности, приводящей к неврозу. Сейчас становится все больше и больше « гламурных » барышень, которые хотят себе розовую машинку, модные наряды, белоснежную улыбку и безукоризненного и богатого Кена. Кукла Братц — это непропорциональный подросток с утрированными чертами лица. В результате материнский инстинкт у девочек формируется искаженно.
Сейчас появилось огромное количество “ страшных игрушек”, например монстры Хагги Вагги, которые никак не ассоциируются у ребенка ни с образом человека, ни с образом обычного животного. Постоянное искажение образа человека — это современная тенденция культуры не только в игрушках, но и в фильмах и даже в книгах.
Наверное, самыми спорными среди всех являются игрушки, представляющие оружие. Старые добрые пистолетики ожесточенно критикуют уже давно, и, тем не менее, дети продолжают с удовольствием играть в них. Мы можем как угодно относиться к проблеме выбора игрушек, считать их невинным развлечением. Факт остается фактом – игрушки, имитирующие оружие, созданы для игр, имитирующих убийство.
Для того, чтобы дети учились общаться и ладить друг с другом, чтобы у них формировались социальные навыки, они должны играть в старые классические игры. Для девочек это, прежде всего, игры с обычными меховыми зверюшками и куклами, игры, способствующие формированию материнских навыков: «дочки-матери», «школа», «больница» и т.д. Для мальчиков – машинки и конструкторы, когда они что- то строят совместно.
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1. Опрос среди учащихся младших классов.
Для выявления наиболее популярных игрушек, я провела опрос среди младших школьников. В опросе участвовали 39 учащихся из 1, 4 классов, из них : 15 мальчиков, 24 девочки.
Данные представлены в таблице.1
Выявление популярной категории игрушек
Название группы |
Кол-во учащихся |
% |
пол |
Трансформеры |
2 |
5,13 |
мальчик |
Мягкие игрушки |
13 |
33,33 |
девочки |
2 |
5,13 |
мальчики |
|
Куклы-монстры |
3 |
7,69 |
девочки |
1 |
2,56 |
мальчик |
|
Роботы |
2 |
5,13 |
мальчики |
Лего |
1 |
2,56 |
девочка |
3 |
7,69 |
мальчики |
|
Интерактивные игрушки |
1 |
2,56 |
девочка |
1 |
2,56 |
мальчик |
|
Машины простые |
2 |
5,13 |
мальчик |
Машины управляемые |
1 |
2,56 |
мальчик |
Куклы Лол |
3 |
7,69 |
девочка |
Куклы Барби |
3 |
7,69 |
девочка |
Автоматы |
1 |
2,56 |
мальчик |
В результате мы поделили испытуемых на группы по признаку:
«трансформеры»;
«мягкие игрушки»;
«куклы монстры»;
«роботы»;
«лего»;
Интерактивные игрушки;
машины простые;
машины управляемые;
куклы Лол;
кулы Барби;
автоматы.
Для большей наглядности данные таблицы представлены в виде гистограммы.
Результаты опроса свидетельствуют о чётких гендерных различиях в выборе любимой игрушки. Большинство девочек играют с мягкими игрушками, а мальчики выбрали машинки, роботы, трансформеры, лего. Но есть также дети, у которых любимая игрушка – кукла – монстр или автомат.
2.2. Процесс изготовления куклы.
Но самая лучшая игрушка - это игрушка, сделанная своими руками, потому что ты вкладываешь туда свою душу. Сейчас я хочу вам показать процесс изготовления куклы «Снежного эльфа». Для этого нам понадобятся следующие материалы:
- проволока (толщина 1,5 мм, длина 50 см);
- ленточка светлую атласную (ширина 5 мм, длина 2м);
- фольга пищевая (20*30см);
- керапласт для головы и туфелек;
- клей ПВА, клей момент кристалл;
-кисточка для клея;
-кусок кружева (20*20 см)
- искусственные волосы;
- ножницы;
- иголку с ниткой;
- гуашь
Сначала из проволоки делаем каркас куклы и обматываем его пищевой фольгой, далее поверх фольги следует еще раз обмотать ленточкой. Потом делаем из керапласта голову, кисти рук и туфельки, и оставляем на высыхание на сутки. Затем это все раскрасить гуашью. После чего необходимо приступить к оформлению куклы: надо сшить юбку, на голову клеим волосы. И можно одеть куклу исходя из своих предпочтений. Я , например, одела еще шубку. И вот она моя кукла!
Во время изготовления игрушки у ребёнка развивается пространственное мышление, развивается фантазия, формируется художественный вкус, мелкая моторика, благотворно влияет на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние.
Моя гипотеза подтвердилась. Анализ материалов по данной теме доказывает, что игрушки влияют на развитие, воспитание и формирование качеств личности детей. Родителям важно помнить, что игрушка является носителем и инструментом передачи культуры и социальных ролей, её внешний вид и агрессивное содержание может негативно сказаться на эмоционально-нравственном развитии младших школьников.
Предлагаю вашему вниманию памятку, которая поможет сделать правильный выбор.
2.3. Памятка «Как правильно выбирать игрушку»
Выбирая игрушку ребёнку, надо помнить, что игрушка не только забава, но и носитель культурных ценностей общества, в котором растёт ребёнок.
• Внимательно осмотрите приобретаемую игрушку, она не должна иметь острых углов и шероховатостей, иметь слишком резкий запах, что свидетельствует о некачественных красителях;
• Остерегайтесь слишком ярких игрушек: режущие глаз цвета отрицательно влияют на зрение и нервно-психическую сферу ребенка;
• Задумайтесь, развитию каких процессов (внимания, памяти, мышления) содействует эта игрушка;
• Остерегайтесь игрушек несущих негуманную смысловую нагрузку, имеющих уродливый, агрессивный внешний вид;
• Не идите на поводу у ребёнка, если игрушка, по вашему мнению, не соответствует вышеперечисленным требованиям, не стоит ее покупать. Следует доброжелательно побеседовать с ребёнком, и объяснить, почему вы считаете, что эту игрушку лучше не покупать. Предложите ребёнку выбрать что-то другое, предложите свои варианты.
Заключение
В результате проделанной работы я решила поставленные перед собой задачи:
-проанализировала литературные источники по данной проблеме и определила понятие «игрушка»;
- изучила ее воспитательный потенциал;
-выявила особенности, достоинства и недостатки современных игрушек;
-провела опрос среди учащихся младших классов;
-составила рейтинг игрушек по популярности;
-разработала памятку «Как правильно выбрать игрушку».
Выбирая игрушки для своего ребёнка, родители должны ориентироваться не только на моду или стоимость, модное и дорогое вовсе не обязательно самое лучшее. Правильнее всего ориентироваться на следующие критерии:
Безопасность игрушки или игры.
Соответствие возрасту и интересам ребёнка.
Развивающие моменты — будет ли полезной игрушка для детей? Чему она их научит? Какие навыки поможет сформировать?
В наше время игрушки могут говорить, петь, танцевать, некоторые игрушки полностью имитируют домашних питомцев. Прогресс не стоит на месте, но тем не менее, хочется надеяться, чтобы игрушки не утратили своей главной функции – воспитывать и обучать, радовать и детей, и взрослых.
Я нашла для себя лучшую игрушку — это игрушка, сделанная своими руками. Надеюсь, что проделанная мною работа поможет каждому найти лучшую игрушку для себя.
Но ни одна, самая лучшая игрушка не заменит общения с родителями и старшими. Поэтому, даже подарив малышу кучу новых и дорогих игрушек, обязательно найдите время, чтобы поиграть вместе с ребёнком.
Надеюсь, что проделанная мною работа поможет каждому найти лучшую игрушку для себя. Но ни одна, самая лучшая игрушка не заменит общения с родителями и старшими. Поэтому, даже подарив малышу кучу новых и дорогих игрушек, обязательно найдите время, чтобы поиграть вместе с ребёнком.
Список использованной литературы.
Игрушки современных детей. https://www.maam.ru/
Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. –М.: Просвещение, 1980.
«Игрушка» корень слова и разбор по составу. https://obrazovaka.ru/koren-slova/igrushka.html
Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208 с.: ил. – (Первые шаги).
http://www.mirwomne.ru/deti-1-3/articles/razwitie-rebenka/vliyanie-ifruschek/ - Берегись… игрушки!
http://pererojdenie.info/detskij-mir/vliyanie-igrushek-na-detskuyu-psixiku.html - Влияние игрушек на детскую психику
http://www.semya-rastet.ru/razd/igrushka_i_antiigrushka/ - Игрушка и антиигрушка.
http://ruslekar.info/Razmishleniyao-sovremennih-igrushkah-2028.html - Размышления о современных игрушках.
Приложение