Волшебная флейта или может ли музыка заменить лекарство

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волшебная флейта или может ли музыка заменить лекарство

Красносёлов С.В. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 им. А.С. Пушкина"
Захарищева О.В. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 им. А.С. Пушкина"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Однажды к нам в детский сад пришла преподаватель музыкальной школы с маленькой дудочкой и стала рассказывать детям об этом инструменте. Мне так понравился рассказ и как она играет, что я попросил маму записать меня в музыкальную школу. Позднее я узнал, что та самая дудочка — это флейта, а точнее блокфлейта, игру на которой я быстро освоил. Учитель развила во мне музыкальные способности и научила играть на флейте-пикколо, с которой я успешно участвовал в музыкальных конкурсах. Сейчас я осваиваю ещё один вид флейты – поперечную. Мне захотелось узнать, какие ещё существуют виды флейты, их историю и какой получается звук в них.

С появлением современных устройств, мобильных приложений, интернет - ресурсов можно создавать электронную музыку, а также слушать музыку, где бы ты ни был. Дети ходят по улицам в наушниках и слушают современную музыку. Я хочу раскрыть мир «живой» музыки с помощью флейты и привлечь внимание людей к классической музыке и к её волшебной силе.

Ещё, мне стало интересно, что думают мои сверстники о духовых музыкальных инструментах, я провёл анкетирование [ПРИЛОЖЕНИЕ Г].

Ответы на 1-ый и 2-ой вопросы показали, что большинство детей интересуются музыкой и хотели бы научиться играть на каком-либо инструменте.

Мнения моих сверстников на 3-й и 4-й вопросы относительно влияния игры на флейте на здоровье исполнителя и слушателей разделились в пропорции 1:3. Большинство детей считают, что положительный эффект имеется, но есть сомневающиеся.

Ещё несколько лет назад, когда мой младший брат был маленьким, я стал замечать, как он успокаивается и легко засыпает под мою музыку. Тогда я был поражен этим эффектом. Этот факт и анкетирование сверстников подтвердило, что тема моего исследования очень актуальна.

Цель моего исследования: изучить влияние игры на флейте на здоровье человека.

Задачи исследования:

  • изучить историю возникновения флейты, познакомиться с видами флейты;

  • изучить информацию о влиянии музыки на организм человека;

  • исследовать влияние игры на флейте на артериальное давление людей разных возрастов.

Объект исследования: Флейта

Предмет исследования: влияние игры на флейте на здоровье человека.

Гипотеза: играть на флейте не только интересно, но и полезно.

М етоды исследования: анализ, опрос (анкетирование), эксперимент.

  1. Теоретическая часть

  2. Флейта — инструмент царей

Музыкальные инструменты, в которых происходит колебание воздуха из-за струи вдуваемого в него воздуха, разбиваемого о края стенки корпуса, называются духовыми. Флейта представляет собой один из видов духовых музыкальных инструментов. История данного музыкального инструмента корнями уходит в греко-мифические времена и легенды, которые повествуют о том, что флейта была изобретена сыном Гефеста Ардалом1.

В первобытном обществе предшественником флейты был свисток, который использовали в ритуальных обрядах, на крепостных стенах и в военных походах. Свистулька была любимой детской забавой2.

Дудка, сопилка, свирель - эти простые народные инструменты известные всем. С течением времени в свистке появились специальные отверстия - прорезы для пальцев, что послужило началом к формированию свистковой флейты.  Обычно она имеет 5-6 отверстий и настроена для исполнения народных напевов. Инструмент получил широкое распространение в эпоху Киевской Руси3.

Недавно я с учениками музыкальной школы ездил в музей им П. И. Чайковского в городе Алапаевск. Там я узнал много интересного и про свой музыкальный инструмент. Хочу поделиться снимками флейт разных народов мира в разные времена, которые я сделал там [Приложение А].

Испокон веков флейта была инструментом пастухов, её звуками они созывали свои стада. У исконных обитателей Америки мы также встретим тростниковую и даже каменную флейту. С незапамятных времён бытует флейта и в Индии. Здесь она называется ванша, и уже в древних трактатах мы находим множество упоминаний о ванше, о приёмах игры на ней.

Имеется несколько разновидностей флейт. Существует продольная флейта, поперечная, блок-флейта, флейта-пикколо и панфлейта (флейта Пана) [Приложение Б].

В середине 20-го столетия блокфлейта вновь приобрела популярность. Немалое значение в этом сыграла невысокая стоимость инструмента, которая во много раз дешевле дорогостоящей навороченной поперечной флейты, что делает её доступным духовым инструментом. Преимущественно дерево являлось материалом для изготовления этого инструмента. Для этой цели хорошо подходил клен, слива, груша, самшит, но больше всего — красное дерево.4 Сегодня многие блокфлейты изготавливают из пластика. После начального обучения блокфлейту заменяют поперечной флейтой.

В IX веке до нашей эры уже стали распространяться флейты поперечного типа, но пока только в Китае. Потом они попали в Индию, Пакистан и Византию. В XVII веке француз Жак Оттетер, немного усовершенствовал духовой инструмент, позволив ему уже принимать участие в различных оперных оркестрах.

Флейта в 18- начале 19 века заняла прочное место в камерной музыке, с участием этого инструмента пишут ансамбли Бах, Гендель, Телеман, Моцарт, Гайдн. В это же время флейта проникла и в русскую музыку. Флейта становится модным инструментом и в быту. Играть на флейте считается галантностью, признаком хорошего тона.

Позже поперечная флейта многократно дорабатывалась, современную форму ей придал знаменитый флейтист, музыкант и композитор Теобальд Бём. Долгих 15 лет (1832-1847гг) в Германии он совершенствовал инструмент, внеся немало полезных новшеств [Приложение В].

В третьем и четвертом классе я учился извлекать звук на флейте пиколло. Этот маленький духовой инструмент был сконструирован еще в XVIII веке. Название «пикколо» с итальянского означает – маленький [Приложение Б].

Внешне и по принципу работы он очень схож с традиционной флейтой, однако почти в два раза меньше ее размеров.
Благодаря длине не более 32 см, пикколо имеет особое звучание, позволяющее инструменту выгодно выделяться в оркестре. Поэтому миниатюрная флейта почти сразу приглянулась европейцам и стала неотъемлемой частью симфонического и духового оркестров5.

Я занёс в таблицу основные отличия продольной и поперечной флейт.

ПРОДОЛЬНАЯ

ПОПЕРЕЧНАЯ

Легкая

Тяжелая

Недорогая

Дорогая

Прочная

Труднее изучается

Более тихий звук

Сильное звучание

Вдувание воздуха сзади

Вдувание воздуха сбоку

Из дерева, пластика или стекла

Из металла: серебра, никеля или нейзильбера

7 отверстий на лицевой стороне и 1 на тыльной стороне

16 клапанов

Маленький диапазон (2 октавы)

Широкий диапазон 4 октавы

Сегодня, благодаря виртуозной игре румынских музыкантов, большой популярностью в Европе пользуется такая разновидность поперечной флейты, как пан флейта. Флейта Пана возникла приблизительно 5-2 тыс. до н. э. Свое название флейта получила благодаря греческим мифам. Флейта Пана представляет собой многоствольную флейту, которая состоит из нескольких (3-х и больше) скрепленных или неукрепленных пустотелых трубок различной длины, каждая из которых издает один основной звук6.

  1. Влияние игры на флейте на здоровье людей

Казалось бы, какая польза от постоянного перебирания пальчиками по клавишам? Оказывается, такие упражнения развивают ловкость, точность рук, а также мозг.

Также, играя на флейте, дети овладевают искусством чтения нот, которое с давних пор приравнивается к изучению иностранного языка.

И ещё, считаю важным отметить, что дети, музицирующие на флейте, обладают большим воображением, чувствуют себя раскрепощённее, увереннее в своих силах, повысится самооценка.

Я выделил основные причины, почему играть на флейте очень полезно для здоровья:

1. Правильное дыхание

Игра на этом инструменте тесно связана с тренировкой профессионального исполнительского дыхания, что помогает бороться с заболеваниями легких, астмой и аллергией, а также позволяет снизить риски для здорового ребенка. При работе с флейтой создается сопротивление потоку выдыхаемого воздуха, музыкант же при этом должен тратить как можно меньше своего воздуха и уметь дышать по определенной схеме «быстрый вдох - медленный выдох». Эти умения хорошо развивают легочную ткань, улучшают газообмен в организме и увеличивают жизненный объем легких.

2. Расслабленное состояние

Во время игры на флейте у музыканта максимально расслаблено тело (плечевой пояс, кисти и пальцы рук), что эффективно снимает стресс.

3. Массаж важных точек

На пальцах и ладонях человека расположены точки, отвечающие за работу органов. В процессе игры на флейте кончики пальцев постоянно задействованы. Музыкант работает ими без лишнего напряжения и зажатия, что представляет собой полезный пальчиковый массаж.

4. Положительное влияние на осанку

Во время игры на флейте позвоночник находится на прямой линии, лопатки расслаблены и пребывают на одинаковом уровне от позвоночника, ноги расположены на ширине плеч, плечи и пальцы не напряжены. Даже если со временем ребенок отдалится от музыки, заложенный с детства принцип правильно держать спину останется с ним на всю жизнь.

5. Усовершенствование речи

Центры, отвечающие за движения руками и артикуляционные движения, фактически расположены по соседству в коре головного мозга. При регулярных занятиях на флейте, моторика рук совершенствуется, а, следовательно, закладываются основы для правильных артикуляционных движений.

Если моторика рук хорошо развита, ребенок быстрее овладеет навыками письма, конструирования и рисования, а всё потому, что на подушечках пальцев есть нервные окончания, неразрывно связанные с корой головного мозга. Для игры на флейте, используются две руки, и, следовательно, работают два полушария мозга ребёнка. А это, в свою очередь, влияет на память и интеллектуальное развитие.

6. Развитие пространственно-временного воображения

В процессе обучения педагоги дают задание создать определенный мысленный образ, а затем воспроизвести его звуками флейты. Такая работа подразумевает одновременное взаимодействие сразу нескольких анализаторов, которые в сочетании с телодвижениями, порождают звук.

7. Положительные эмоции

Флейта воспроизводит средние и высокие звуковые частоты, которые воздействуют на верхние центры человека, что формируют личность и духовный мир. Во время игры на этом инструменте музыкант раскрепощается, а также переживает целый спектр эмоций – радость, восторг, ощущение свободы, восхищение.

На слушателей музыка тоже оказывает влияние. Различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили7, что это напрямую связано с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому так различны вкусы к музыке. Под старость функционирование процессов в головном мозгу замедляется, и человек перестаёт воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию.

Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты - пикколо и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и не громкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление. 

  1. Практическая часть

  2. Исследование влияния флейты на организм разных людей

Мне стало интересно, как влияет музыка, которую воспроизводит флейта на организм человека. Я решил исследовать динамику изменения артериального давления и пульса до и после прослушивания разных музыкальных произведений. Исследование я проводил среди людей разных возрастных категорий, в том числе на себе. В моём эксперименте приняли участие 7 членов семьи. [Фотографии в Приложении 5].

Мной были выбраны музыкальные произведения разных жанров и темпов. Результаты представлены в таблицах.

Таблица 1

Розетти (18 в) Концерт 3ч. (быстрая)

Участники

Арт. давл. пульс

мама

папа

старший брат

младший брат

бабушка

дедушка

Степа

До прослушивания

94-65

63

124-78

44

110-68

67

89-76

92

130-78

79

115-57

59

95-40

68

После прослушивания

101-66

66

131-83

78

118-60

70

100-78

101

114-73

70

104-54

63

100-60

78

Таблица 2

Н. Раков (20 в) «Вальс» (средний темп)

Участники

Арт. давл. пульс

мама

папа

старший брат

младший брат

бабушка

дедушка

Степа

До прослушивания

106-61

59

138-86

69

123-73

69

80-63

81

130-83

74

121-70

62

90-56

69

После прослушивания

97-64

58

134-86

66

114-73

71

87-66

91

105-74

75

115-67

62

92-57

82

Таблица 3

К. Сен-Санс (19 в) «Лебедь» (медленная)

Участники

Арт. давл. пульс

мама

папа

старший брат

младший брат

бабушка

дедушка

Степа

До прослушивания

108-70

59

123-82

82

115-66

74

98-78

104

122-77

71

111-58

60

82-57

81

После прослушивания

94-62

60

122-74

81

127-65

84

92-66

105

123-74

70

110-60

60

82-50

78

Таблица 4

Ю. Должиков (21 в) «Ностальгия», «Элегия» (медленная)

Участники

Арт. давл. пульс

мама

папа

старший брат

младший брат

бабушка

дедушка

Степа

До прослушивания

93-59

66

122-85

76

101-51

64

74-34

78

148-87

64

114-65

63

100-52

81

После прослушивания

96-66

59

122-78

72

132-74

97

82-50

81

133-85

65

116-67

63

94-53

72

Таблица 5

И. Соколов (20 в) «Соната для флейты и фортепиано»

(в среднем темпе)

Участники

Арт. давл.пульс

мама

папа

старший брат

младший брат

бабушка

дедушка

Степа

До прослушивания

97-58

64

131-83

74

132-60

78

99-66

84

108-67

79

107-59

59

89-56

78

После прослушивания

98-66

63

130-80

74

162-108

82

66-47

83

101-64

77

100-60

59

97-60

71

Из Таблицы 1 видно, что артериальное давление моих мамы, папы, братьев и моё стало выше, пульс участился. Следовательно, быстрая, динамичная музыка оказывает бодрящий эффект.

После прослушивания Вальса (Табл.2) был достигнут успокаивающий эффект среди всех участников эксперимента. Пульс и давление снизились у всех, кроме младшего брата и меня.

Прозвучавшая медленная мелодия «Лебедь» К. Сен-Санса (Табл.3) положительно повлияла на всех участников эксперимента, кроме старшего брата. Особенно мелодия повлияла на маму. Вероятно, ей подходят более динамичные ритмы, для нормализации её пониженного давления.

Я решил проверить ещё раз полученные данные от прослушивания мелодичной и быстрой мелодий, взяв другие характерные произведения. Результаты я занес в Таблицы 4 и 5. Довольно известная и часто исполняемая «Ностальгия» Юрия Должикова (Табл. 4) более ощутимое влияние оказало на старшего брата, ведь только у него наблюдалось повышенное давление и пульс. Но тут, надо отметить, что брат не любит слушать классическую музыку. На других участников прослушивание оказало успокоительный эффект.

После прослушивания «Сонаты для флейты и фортепиано» (Табл. 6) я заметил, что произведение оказало повышенное и разностороннее влияние на моих братьев: у старшего давление «подскочило», а у младшего сильно понизилось.

Проведя эксперимент на членах своей семьи, могу сделать вывод, что быстрые мелодии вызывают определенный повышенный интерес, так как после прослушивания быстрых темпов улучшилось настроение, на мгновение ушли проблемы, хотелось двигаться в такт музыке. А медленные произведения, наоборот, вызывали сонливость, умиротворение. Мелодия, исполняемая в среднем темпе, особого влияния и впечатления не оказало, что подтверждается полученными в ходе эксперимента данными пульса и артериального давления.

Сделав свои выводы после эксперимента с домочадцами, я решил понаблюдать, как звучание флейты повлияет на посторонних людей. Для проведения второго эксперимента, я выступил перед ветеранами нашего города[Приложение Е]. В начале я рассказал историю возникновения и перевоплощения флейты в оркестровый инструмент, а затем представил во внимание три прекрасных произведения композиторов, творивших в разные столетия:

- Розетти, Концерт III часть;

- Николай Раков «Вальс»;

- Петр Ильич Чайковский «Вальс».

Надо сказать, что в зале была замечательная акустика, что делало воспроизведение более интересным и звучным. Все показания артериального давления и пульса я также заносил в таблицы (Табл. 6 и Табл. 7).

Таблица 6

Участники

Арт. давл.пульс

Михеев

Самулевский

Журавлев

Пряничникова

Ольга

Скоморо-хова

До прослушивания

145/91

81

113/69

66

126/83

81

131/98

73

113/86

77

124/74

74

После прослушивания

130/86

81

94/58

64

133/92

76

Не измеряется

118/86

81

136/85

68

Таблица 7

Участники

Арт.давл. пульс

Савельева

Новосадова

Бровкина

Буземова

Хоренженко

Ермаков

До прослушивания

158/97

85

161/106

81

147/91

93

149/90

72

113/97

85

137/66

62

После прослушивания

145/98

84

149/137

84

129/94

88

146/90

72

108/73

88

119/76

59

Узнав из предыдущего эксперимента о том, как влияют быстрые мелодии на человека, я специально подобрал для людей старшего возраста произведения, сочетающие средний темп с медленным. Среди слушателей были 4 мужчин и 8 женщин. Одна женщина призналась, что её давление всегда повышенное и после прослушивания аппарат показал наличие положительного эффекта.

Анализируя полученные данные, могу однозначно сказать, что музыка произвела на слушателей положительный оздоровительный эффект. Я сделал такой вывод, потому что увидел, как почти у всех ветеранов снизилось и без того повышенное артериальное давление, пульс пришел в норму. Настроение у них стало приподнятым, бодрым. Выступление длилось не более 15 минут, а какой я наблюдаю результат!

Вот ссылка на просмотр одного из произведений: https://rutube.ru/video/249fbfc815785f9adf831d116c6c01a9/?r=a/

Слушателям понравилось моё выступление, которое сопровождалось аплодисментами после каждого сыгранного произведения. Кроме того, люди задавали вопросы и оставили мне свои отзывы и пожелания [Приложение Ж]. Я очень рад, что моя игра улучшила им самочувствие и повысила настроение.

  1. Заключение

В результате работы над проектом, я получил колоссальные знания о происхождении флейты, ее реконструкции и признании в качестве оркестрового инструмента. Интересным было узнать, сколько же видов флейт существует в мире и в музее музыкальных инструментов мне довелось воочию их увидеть. Также, было очень интересным узнать, что мои сверстники думают о музыке, инструментах. Ведь сейчас век технологий, где у каждого есть гаджет и дети предпочитают "зависать" в них, нет стремления развиваться. Проведя опрос среди школьников, я был слегка удивлен результатами. Я понял, что ещё не всё потеряно и с развитием IT технологий интерес к живой музыке не угас.

Очень интересным получилось наблюдение за домочадцами и ветеранами, которое лишь подтвердило мою гипотезу о пользе флейтовой музыки. Я заметил, что на подростков и детей музыка оказывает бодрящий эффект, а на людей постарше - успокаивающий. Для себя я тоже понял, как занятия игры на флейте положительно сказываются на моём здоровье. Ведь уроки музыки активируют работу правого и левого полушария мозга, развивают мелкую моторику и не только.

В процессе работы над проектом я нашел много интересных, на мой взгляд, картин, стихов, легенд и даже мифов о флейте [Приложение З]. Мои находки вдохновили меня на создание двух книг, где я собрал произведения лучших художников, авторов, да и просто обычных людей. Надеюсь, эти книжки понравятся детям и будут для них полезными.

Флейта - это поистине удивительный музыкальный инструмент, владение которым считалось необходимым компонентом аристократического воспитания в Европейских странах. Флейта имеет богатую историю и у нее есть множество разновидностей. Каждый вид интересен в своем роде и требует определенных навыков игры.

Необходимо как можно больше привлекать детей к классической музыке, игре на музыкальных инструментах. Свои исследованием я доказал, что играть на флейте не только приятно, но и полезно. Я рад, что на старшее поколение музыка оказывает столь положительное влияние и производимые мелодии действительно улучшают самочувствие, что, опять же подтвердила мою гипотезу.

На будущее я планирую развивать навык игры на выбранном музыкальном инструменте и радовать слушателей своей игрой. Надеюсь, что доказанный мною положительный эффект принесёт пользу и удовольствие домочадцам и всем тем людям, которые будут приходить на мои выступления.

  1. Список информационных источников

  1. Кувикова О.Н. Доклад «Волшебный мир флейт». – Волгоград, 2019.

  2. История флейты https://musicbox.fandom.com/ru/wiki/%D0%... 

  3. Газарян С. В мире музыкальных инструментов – М.: Просвещение, 1989.-192с.

  4. Онлайн-журнал о музыкеttps://auercompetition.ru/blokflejta.htmlhttp://textovod.com/unique/link?url=https%3A%2F%2Fauercompetition.ru%2Fblokflejta.html&key=5f8a8f77535c9badb56e96e391b26894 

  5. Детская музыкальная школа. Статья о флейте. https://musicschool45.ru/o_fleite

  6. Самый-самый. Портал интересных фактов. https://cultura-yamala.ru/mesta/kakoj-samyj-malenkij-muzykalnyj-instrument-v-mire.html

  7. Музыкальный инструмент: Флейта.https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/putevoditel-po-instrumentam/flejta

  8. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение» Влияние музыки на человеческий организм. https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-muzyki-na-chelovecheskiy-organizm

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ А

  2. Музей П. И.Чайковского в Алапаевске

     
   
   
 
  1. ПРИЛОЖЕНИЕ Б

  2. Разновидности флейт

Флейта Пана

Флейта пиколло

Блокфлейты Огромная флейта

Стеклянная флейта

 

Альтовая флейта Поперечная флейта

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ В

  2. Устройство флейты

 

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ Г

О твет на первый вопрос показал, что только трое из опрошенных не слушают музыку, а большинство ребят предпочитают любую. Примерно у четверти детей в семьях всё-таки слушают классику. Ответы я представил в виде диаграммы.

Исходя из ответов на второй вопрос, можно сделать вывод, что более половины опрошенных хотели бы научиться играть на гитаре и лишь 8 человек не проявляют интерес к музыкальным произведениям. Мне импонирует тот факт, что семи сверстникам нравится флейта. Результаты можно посмотреть в диаграмме 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (продолжение)

По результатам ответов есть небольшой перевес считающих, что на слушателей мелодии флейты оказывают более положительное влияние, нежели на музыканта. В диаграммах 3 и 4 выражены результаты ответов на вопросы три и четыре соответственно.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (продолжение)

Анкета в Яндекс форме

  1. П
    РИЛОЖЕНИЕ Д

  2. Эксперимент с домочадцами

   

Измерение показаний у дедушки Измерение показаний у бабушки

Измерение показаний у папы

Измерение показаний у младшего брата

Измерение показаний у мамы

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ Е

  2. Эксперимент с ветеранами

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

  2. Отзывы

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ З

  2. Мои книги о флейте

   

Мифы, легенды, сказки о флейте.

   

Загадки, стихи и картины о флейте.

1Кувикова О.Н.Доклад «Волшебный мир флейт».

2https://musicbox.fandom.com/ru/wiki/%D0%... 

3Газарян С. В мире музыкальных инструментов – М.: Просвещение, 1989.-192с.

4https://auercompetition.ru/blokflejta.ht... 

5https://cultura-yamala.ru/mesta/kakoj-samyj-malenkij-muzykalnyj-instrument-v-mire.html

6https://musicbox.fandom.com/ru/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8

7 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»Влияние музыки на человеческий организм

Просмотров работы: 20