Как может звучать Грибоедов

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как может звучать Грибоедов

Попова Д.А. 1
1школа МБОУ гимназия 2
Богданова С.И. 1
1школа МБОУ гимназия 2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Так как я занимаюсь музыкой, у меня возникла мысль совместить этот свой интерес с исследовательским процессом в области литературы. Так родилась идея проекта “Как может звучать Грибоедов?”. Объект исследования – комедия «Горе от ума». О предмете исследования нужно сказать особо.

Что значит - «звучит Грибоедов». Это означает, что я предлагаю вам своё видение того, как могли бы звучать голосовые партии в предполагаемой, виртуальной опере «Горе от ума». Уточняю: речь идёт не о существующей опере, а о воображаемой, и не музыке, а о голосовых тембрах артистов, предположительно исполняющих те или иные роли в этой опере.

Почему «Горе от ума». Потому что в этой пьесе есть ценная для меня особенность, которую отметил И.А.Гончаров в своём критическом этюде «Мильон терзаний». Писал он об этом так: «Вся пьеса представляется каким-то кругом знакомых читателю лиц, и притом таким определенным и замкнутым, как колода карт. Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память так же твердо, как короли, валеты и дамы в картах, и у всех сложилось более или менее согласное понятие о всех лицах…» . Эта определённость и узнаваемость облегчает задачу выбора «голоса» для героя. При этом герои Грибоедова не однозвучные, не одноцветные, не люди-маски, они подвижные, яркие, разноплановые, что было бы интересно для исполнителя, если бы дело дошло до реального воплощения моего замысла.

Итак, цель работы – подобрать для грибоедовских героев тембрально подходящие голоса и обосновать свой выбор.

Теперь о задачах исследования.

Чтобы правильно выбрать тембр для исполнительского голоса, нужно очень хорошо представить, почувствовать того героя, роль которого будет исполнять артист. Поэтому одна из главнейших задач – глубокое погружение в текст, с тем чтобы максимально понять характер действующих лиц, осознать мотивы, которые двигают их поступками. В этом мне будет помогать уже упомянутая мною статья И.А.Гончарова и другая критическая литература.

Вторая задача – изучить классификацию певческих голосов. Третья – найти соответствия между характеристикой грибоедовского героя и характеристикой голосового тембра и обосновать выбор.

Методы исследования – изучение, анализ, описание, сравнение.

Классификация певческих голосов

На сегодняшний день существует шесть основных категорий певческих голосов. Женские делятся на сопрано (высокий голос), меццо-сопрано (средний голос), контральто (низкий голос). Категории мужских голосов – тенор, баритон и бас распределены по тому же принципу. Каждая категория имеет по нескольку своих видов. Остановимся на этом чуть подробнее.

Итак, высокий женский голос – сопрано. Если говорить о художественных образах, то лучше всего такой голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).

Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки очень страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Ещё существует самый высокий и невероятно подвижный женский голос – колоратурное сопрано. «Колоратура» в переводе с итальянского означает «украшение». Изобразительно-выразительные средства этого голоса – сложнейшие пассажи, трели необыкновенной красоты, сравнимые разве что с птичьими.

Меццо-сопрано – женский голос с более густым и сильным звучанием. Меццо-сопрано обычно поручаются партии зрелых женщин, сильных и волевых по характеру.

Контральто – это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.

Представление мужских голосов начнём с тенора. Тенор - самый высокий мужской голос. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических. Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор. «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.

Баритон отличается мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.

Бас – голос самый низкий. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.

Есть ещё «супернизкий» мужской голос. Это бас-профундо, уникальный голос, вызывающий ассоциации с рыком или звуками грома, пробирающий до мурашек . «Супервысокий « мужской голос - это тенор-альтино или контртенор, который совершенно спокойно поёт почти женским голосом.

Голоса виртуальной оперы «Горе от ума»

Начну с образа Фамусова. Глава дома, глава семейства, хочет быть «тузом» и в обществе. Оценивая его хозяйственно-деловые способности, можно сперва подумать, что перед нами туповатый барин-бездельник (за него все дела ведёт секретарь Молчалин), но , с другой стороны, мы можем наблюдать и его ум, который остро и цепко следит за тем, где, как и от кого можно получить выгоду. В его системе ценностей вполне уживаются достоинство, мощь «туза» и умение пресмыкаться, «прислуживаться», говоря словами Чацкого. Он может и прикрикнуть, например, на дочь, а может и примолкнуть, например, перед некоей Марьей Алексеевной (делаем такое предположение, исходя из наблюдений, как Фамусов дорожит её мнением: «Ах! Боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»). А ещё может приласкаться к служанке Лизе, заигрывая с ней.

Для того, чтобы передать всю эту гамму и соблюсти условия , данные нам автором (например, возраст героя), нам потребуется мужской голос с соответствующими характеристиками. Исполнять в опере партию героя такого типа я бы поручил певцу, обладающему характерным басом, иначе басом-буффо. Бас – солидный низкий мужской голос. Делая такой выбор, мы обеспечиваем звучание мотива «туза», главы дома, хозяина. Добавляя туда оттенок «буффо» (от слова «буффонада» - шутовство, паясничанье), мы даём возможность исполнителю быть органичным и в других моментах, когда перед нами не «туз», а «баловник-ветреник», обманутый отец, «низкопоклонник», хитрец, льстец и т.д.

У Фамусова есть дочь Софья. Молодая, красивая. Пожалуй, это всё, на чём сходятся критики. Дальше же каждый видит «свою» Софью. Я представлю вам героиню такой, какой она увиделась мне. Это девушка умная, свободолюбивая, с чувством собственного достоинства, с сильным характером . Этот характер проявляется во многом. Например, в том, что Софья Павловна против логики света полюбила человека бедного, незнатного и готова открыть это всем:

Откуда скрытность почерпнуть!

Готова я была в окошко, к вам прыгну́ть.

Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?

Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят.

Сила её характера видна в том, что она позволяет себе быть выше принятых в обществе условностей и приглашает своего возлюбленного на ночное свидание. В том, как она сильно и искренне любит Молчалина, и в той твёрдости и непоколебимости, с которой она отвергает его в конце:

Я с этих пор вас будто не знавала.

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их…

Да даже в том, как она , защищая свою любовь и честь возлюбленного, распускает слух о сумасшествии Чацкого, в котором видит угрозу своему счастью.

Софья поставила меня в тупик. Потому что, с одной стороны, это юная героиня, которой всего-то 18 лет, а значит, для исполнения её роли надо выбирать сопрано (именно этот тембр отвечает в вокале за молодость). Но, с другой стороны, сопрано, на мой взгляд, не передаст той силы, решительности, глубины , что я увидела в Софье. Поэтому мой выбор пал на меццо-сопрано, густой, сильный женский образ. Он, конечно, сделает так, что героиня будет звучать «старше», но я решился бы этим пожертвовать ради того, чтобы передать главное в этом образе. К тому же, в музыке есть одна редкая голосовая разновидность - колоратурное меццо-сопрано – необычайно красивый, подвижный и редкий голос. Певицы с таким голосом обладают очень большим диапазоном, движением в голосе и наполненностью его звучания.

Говоря о женских голосах, вспомним заодно и про служанку Лизу. Вот ей отдадим лирическое сопрано, там будет и молодость, и «миленькое личико», и подвижность ума, которая присуща героине, и её нежное и верное чувство к буфетчику Петруше.

Избранник Софьи Молчалин – тоже непростое явление. Сам он отмечает в себе два «таланта»: «умеренность и аккуратность». Но кто-то из читателей видит за этим хитроумного карьериста, который точно знает, что делать, чтобы вылезти наверх:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Кто-то воспринимает его как туповатого подхалима, наверное, с подачи Чацкого: "Тот, кто на всех глупцов похож; Молчалин, например..." Для первых – он молчит и это страшное молчание, потому что за ним может быть скрыта любая подлость и низость, для вторых его молчание – признак слабости, серости, никчёмности. Не поспоришь , говоря о герое, только в одном: он трус. Он боится , что на ночном свидании с Софьей их застанет Фамусов, что Софья своим обмороком выдаст тайну их отношений, что после того, как узналась правда о его чувстве , Софья в гневе разрушит его начавшуюся карьеру. "За двери прячется, боится быть в ответе..." – говорит про него Чацкий, когда тот под шумок убегает к себе в каморку при появлении Фамусова.

На этом я и решила акцентировать внимание, выбирая «голос» для Молчалина. Это должен быть «характерный» тенор. Напомню: «характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. В нашем случае пусть это будет лёгкое дребезжание, как намёк на трусливую, дрожащую от страха душу героя.

Несколько слов хочу сказать и об ещё одном избраннике Софьи, о том, которого ей «избрал» отец, который « и золотой мешок, и метит в генералы».

Полковник Скалозуб –видный, "заметный" мужчина. Здесь имеется в виду в том числе его огромный рост, такой, что не заметить такого мужчину невозможно. "Дался ему трех сажень удалец..." – говорит о нём Хлестова . А мы скажем, что сажень – это 2,1 метра.

В описании к реплике Скалозуба в действии II явлении 5 Грибоедов пишет: "...Скалозуб (густым басом)..." То есть одну подсказку относительно голоса мы получаем от автора: нам нужен насыщенный бас. Вторую находим у Чацкого, он назвал Скалозуба: "Хрипун». Значит, бас должен быть необычный, хрипящий. Дадим Скалозубу бас-профундо, уникальный голос, «супербас», вызывающий ассоциации с рыком.

Главный «голос» главного героя.

И наконец – главное действующее лицо - Александр Андреевич Чацкий. Если это главный для нас образ, то работа по осмыслению его должна быть более глубокой и основательной.

В 1825 г. А.С.Грибоедов в письме другу, который чего-то не принял и не понял в только что вышедшей к читателю комедии «Горе от ума», даёт краткое разъяснение: «…В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…». Для описанной ситуации было подобрано и первое название комедии – «Горе уму», потом замысел Грибоедова несколько изменился, поменялось и название. Неизменным осталось одно: жанр, комедия. А если это комедия, уместен вопрос: нет ли, например, в названии пьесы авторской иронии, то есть действительно ли речь там пойдёт об «уме» и настоящем «горе»? Вопрос не надуманный, потому что с первых же дней «жизни» грибоедовского текста и до сего дня читатели делятся на две группы: одни безоговорочно признают ум Чацкого, на чьё горе вроде бы и намекается в названии, другие ему в этом уме отказывают.

Рассмотрим мнения представителей одной из групп.

В.Г.Белинский (критик , первоначальный отзыв, ½ 19в.)

«...Что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут. ...Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади... там есть горе, - только не от ума, а от умничанья…»

А. С. Пушкин (в письме Бестужеву)

«. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно Грибоедовым) и напитавшийся его остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и ему подобными»

Н.Добролюбов (критик, 2/2 19в.)

«Ни к селу ни к городу людям, которые не хотят их слушать и не могут понять, а если поймут, то не могут выполнить их требований, начинают они (такие, как Чацкий) кричать о Кузнецком мосте и вечных нарядах, об иголках и шпильках (не замечая слона), восстают против фраков и бритья бород (а сами выбриты и во фраке), против мелочных недостатков, в сущности, никому не мешающих. И тут же вдруг, как снег на голову, грянут с каким-нибудь маленьким требованьем: будь, дескать, добродетелен, служи бескорыстно, ставь общее благо выше собственного, и т. п....»

А. Ранчин. (преподаватель, 2/2 20в.)

«Как выразилась одна нынешняя старшеклассница: «Представьте, я привела в дом к моим родителям своего молодого человека. Его пригласили к столу пообедать, а тот первым делом плюнул в суп и давай говорить гадости про хозяев. Это не «умство», а хамство. Вот что такое Чацкий»

Представители другого «лагеря» смотрят иначе.

А. Гончаров (писатель, 2/2 19в.)

«...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен».

А. Герцен (мыслитель, писатель, критик, 2/2 19в.)

«Пылкие и умные обличительные речи Чацкого - это суд передового человека декабристской эпохи над самодержавно-крепостнической, аракчеевской, фамусовской Россией с ее «подлейшими чертами»».

К этой же группе можно отнести и тех, кто видит некую двойственность образа Чацкого. Они признают его за несомненно умного человека, а его «не очень умному», на чей-то взгляд, поведению находят логическое объяснение.

О.М.Сомов. (критик, ½ 19в.)

«Чацкий сам очень хорошо понимает, что, говоря невеждам об их невежестве и предрассудках и порочным об их пороках, он только напрасно теряет речи; но в ту минуту, когда пороки и предрассудки трогают его, так сказать, за живое, он не в силах владеть своим молчанием: негодование против воли вырывается у него потоком слов, колких, но справедливых. Он уже не думает, слушают и понимают ли его или нет: он высказал все, что у него лежало на сердце, – и ему как будто бы стало легче, таков вообще характер людей пылких, и сей характер схвачен г. Грибоедовым с удивительною верностию».

А.Луначарский (критик, искусствовед, ½ 20в.)

«Безумие, опьянение Чацкого - в его молодости. Он еще слишком молод, он еще не созрел. Его ум - ум блестящего мальчишки. Его несдержанность оттого, что у него еще нет седых волос, что он еще не примирился с подлостью, не пережил тех щелчков, которые пережили и сам Грибоедов, и Пушкин».

В.Немирович-Данченко (режиссёр, ½ 20в.)

«Влюбленный молодой человек - вот куда должно быть направлено все вдохновение актера в первом действии. … От неё, от любви, только и пойдет пьеса… Чацкий станет потом обличителем даже помимо своего желания. Он и не думал брать на себя эту роль, любовь раздразнила и толкнула его…»

Попробую высказать своё мнение. Для меня очень убедительной оказалась статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний», потому что в ней совмещаются обе позиции: Чацкий там безоговорочно признан умным человеком, но не оспаривается мнение и тех, кто увидел его глупцом, просто Гончаров даёт объяснение, как , когда и почему умный человек может вдруг превратиться в неумного. Чацкий влюблён, и этим всё сказано. « Конечно, ни Онегин, ни Печорин, эти франты, не сделали бы того, что проделал в сенях Чацкий. Те были слишком дрессированы «в науке страсти нежной», а Чацкий отличается и, между прочим, искренностью и простотой, и не умеет и не хочет рисоваться. Он не франт, не лев. Здесь изменяет ему не только ум, но и здравый смысл, даже простое приличие. Таких пустяков наделал он!» - так пишет об этом Гончаров. Но главный для меня стал другой его вывод о герое: « Он (Чацкий) вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва».

Как должен «звучать» такой герой? Во-первых, это должен быть голос, который отразил бы дух воина. Во-вторых, он не должен совпадать по тембру ни с одним из других звучащих в моей опере голосов, потому что Чацкий – один. Таких не пересекающихся с другими мужскими голосами осталось два: контртенор и баритон. Контртенор – это «супервысокий» мужской голос, который звучит почти как женский. Правильным ли будет этот выбор? Конечно, нет. Остаётся баритон. Вспомним, что мы знаем об этом голосе: «Баритон отличается мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы».

Думаю, то, что этот вариант выпал как бы по остаточному принципу, не должно нас смущать, потому что выбор, как мы видим, оказался верным.

Заключение

Итак, как могли бы звучать голосовые партии в предполагаемой мною виртуальной опере «Горе от ума»: Чацкий – баритон, Фамусов – бас-буффо, Софья - меццо-сопрано, Лиза – лирическое сопрано, Молчалин – характерный тенор с фоническим эффектом дребезжания, Скалозуб – бас-профундо.

Считается, что «оперная» история пьесы «Горе от ума» была не очень удачной, хотя перелагать комедию Грибоедова на музыкальный язык пытались многие композиторы: М.Иванов (1910 год), Б.Зейдман (1949), Г.Банщиков (1984). Не исправили ситуацию, по мнению музыкальных критиков , и две последние попытки 2017 года: композитора Б.Грабовского и А. Маноцкова. Мною был изучен выбор голосов для озвучивания основных героев в двух последних операх, и в обоих случаях при сравнении я увидела расхождения с тем выбором, что сделала я. Конечно, успех оперы делают не только правильно подобранные голоса, но в большей степени музыка, и всё же мне хочется надеяться, что моя работа поможет новым музыкальным дарованиям представить зрителям оперный вариант комедии «Горе от ума», достойный её высокого литературного первоисточника. В этом я вижу актуальность своего исследования.

Список использованных источников и литературы:

  1. Бараш А.Б. «Поэма о человеческом голосе. Знакомство с искусством академического вокала». Москва, Издательский дом «Композитор», 2005 г.

  2. Гончаров И.А. «Мильон терзаний». [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека Алексея Комарова. URL: https://ilibrary.ru/text/1075/p.1/index.html

  3. Грибоедов А.С.. «Горе от ума» . [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека Алексея Комарова. URL: https://ilibrary.ru/text/5/p.2/index.html

  4. Критика о комедии "Горе от ума": статьи и оценка критиков. [Электронный ресурс] // Сезоны года . Общеобразовательный журнал . URL: https://сезоны-года.рф/Горе%20от%20ума%20критика.html .

  5. Рогоза В.И. «Почему Грибоедова не вызвали на дуэль из-за Скалозуба?». [Электронный ресурс] // Школа Жизни. Познавательный журнал.URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20938/ .

6.Чишко О.С. «Певческий голос и его свойства». [Электронный ресурс] // Московский детский театр эстрады. URL: https://www.vstudio.ru/chishko-pevcheskij-golos-i-ego-svojstva_u.pdf

Просмотров работы: 13