Мои сверстники сталкиваются с потоком информации. Окружает подростка музыка, звучащая в наушниках, новости, передаваемые по телевизору, подкасты по радио. Есть ли место в этом потоке звучащему художественному тексту?
Мне кажется, безусловно, есть. Только вопрос: достаточно ли просто слушать художественное произведение или нужно его слышать и воспринимать. Большинство моих сверстников внимательно слушают, но при этом не воспринимают услышанное всерьёз. Накопленные непонятые тексты – время, потраченное впустую. Если человек не прочувствовал художественное произведение, возможно, он не сможет понять своего собеседника, что рано или поздно приведет к социальной катастрофе: в мире будет все больше и больше «глухих» людей. Как близко это будущее… Ведь основное общение молодёжи происходит в социальных сетях, многие из подростков вовсе разучились поддерживать активный диалог офлайн, не говоря уж о способности понимать другого в момент реального разговора.
Конечно, можно свалить всю проблему на современные технологии и желание человека быстро ответить, а не рассуждать или объяснять. Но умение воспринимать художественные тексты технологиями не заменить.
Одноклассник, посетивший моноспектакль по «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, был настолько впечатлен мастерством актрисы, читавшей роман классика, ее умением донести до зрителя мельчайшие эмоции героев, что по-другому посмотрел на спектакли и стал их постоянно посещать.
В определенный момент жизни человек, если захочет, сможет понять, как по-настоящему слышать художественное произведение (с моим другом это произошло в 13 лет), чтобы научиться улавливать каждый нюанс, познавать через звучащую художественную речь себя и окружающих.
Мне кажется, что я только в начале пути к истинному пониманию текста. У меня получается слышать мысли автора, но почувствовать все эмоции в тексте пока что не удалось.
Я считаю, что в потоке информации, которую мы усваиваем, есть место художественным текстам, для этого нужно воспитывать себя в духовном плане, как сказал Иоганн Гете: «Каждый слышит только то, что он понимает».