Введение
Объектом исследования в данной работе является роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Предмет исследования: композиционные особенности романа, а именно: влияние архитектурного проекта архитектора Александра Витберга на пушкинский роман на стадии планирования и написания.
Гипотеза: проект храма Христа Спасителя, разработанный архитектором Витборгом, оказал влияние на работу А.С.Пушкина над романом «Евгений Онегин» и на результат этой работы.
Проблему исследования можно сформулировать в виде вопроса: в чём проявилось влияние идей архитектора Витберга на работу поэта.
Цель исследования – доказать выдвигаемую нами гипотезу о влиянии идей архитектора Витберга на творческий процесс А.С.Пушкина при создании его романа в стихах.
Задачи, которые мы ставили:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Представить проект храма Христа Спасителя, разработанный архитектором Витборгом..
3.Установить связь между этим проектом и романом А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
4. Доказать установленную связь примерами.
Методы исследования: описание, анализ, объяснение, сравнение.
Актуальность темы обусловлена той ролью, которую играет А.С.Пушкин в истории русской литературы, тем местом, которое занимает в его писательской биографии роман «Евгений Онегин», а также интересом автора исследования к творчеству А.С.Пушкина.
Архитектура и литература. Понятие композиции.
Одним из самых долговечных видов искусства, преодолевающих забвение времени, является архитектура – своеобразная книга человечества, запечатлевшая его религиозные и гражданские устремления, эстетические и этические нормы. Это материальное, зримое искусство, которое завоевало и «очеловечило» трехмерное пространство.
Литература существует не в пространстве, а во времени и , казалось бы, в этом плане очень далека от архитектуры. Но, на самом деле их внутренние связи достаточно глубоки. Это легко проследить не только на уровне художественного метода или стиля, общего для нескольких видов искусств, например монументальный стиль в древнерусской архитектуре и литературе, но и тяготении литературы к архитектурной композиции, архитектурно-пространственному видению мира.
Композиция художественного текста — это «взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств». Специалисты выделяют разные аспекты композиции:
1) архитектоника, или внешняя композиция текста, — членение его на определенные части (главы, подглавки, абзацы, строфы и пр.), их последовательность и взаимосвязь;
2) система образов персонажей художественного произведения;
3) смена точек зрения в структуре текста; так, по мнению Б.А.Успенского, именно проблема точки зрения составляет «центральную проблему композиции» , рассмотрение в структуре текста разных точек зрения в соотношении с архитектоникой произведения позволяет выявить динамику развертывания художественного содержания;
4) система деталей, представленных в тексте (композиция деталей); их анализ дает возможность раскрыть способы углубления изображаемого: как тонко заметил И.А.Гончаров, «детали, представляющиеся в дальней перспективе общего плана обрывочно и отдельно», в контексте целого «сливаются в общем строе... как будто действуют тонкие невидимые нити или, пожалуй, магнетические токи»;
5) соотнесенность друг с другом и с остальными компонентами текста его внесюжетных элементов (вставных новелл, рассказов, лирических отступлений, «сцен на сцене» в драме).
Нас будет интересовать внешняя композиция текста , или архитектоника, которая «служит способом "порционирования" смысла; когда с помощью композиционных единиц автор указывает читателю на объединение, или, наоборот, расчленение элементов текста (а значит, его содержания). Она более всего отражает связь литературы с архитектурой.
Эту связь мы и постараемся показать на примере пушкинского романа «Евгений Онегин».
Проект архитектора Витберга.
Несколько слов стоит сказать о том, кто такой Витберг. Александр Лаврентьевич Витберг, до принятия православия - Карл Магнус, родился в 1787 году в Петербурге, окончил Академию художеств. Мог стать неплохим художником.
Объявление в 1813 году конкурса на проект Храма Христа Спасителя произвели подлинный переворот в душе художника и сильно изменили жизнь Александра Лаврентьевича Витберга. Он оставляет занятия живописью и всецело посвящает себя созданию храма. Его поразили широта и необычность замысла Александра I "воздвигнуть храм во имя Христа Спасителя как памятник славы России, как молитву благодарения человеческого за искупление России. Идея новая: доселе христианство воздвигало свои храмы во имя какого-либо праздника, во имя какого-либо святого, но тут явилась мысль всеобъемлющая".
Главнейшие мысли" Витберга о храме сводятся к трем основным положениям: "1-е, чтобы он колоссальностью соответствовал величию России; 2-е, чтобы свободно от рабского подражания имел в характере нечто самобытное, стиль строгой оригинальной архитектуры; 3-е, чтобы все части храма составляли не произвольные только формы архитектурной потребности, не мертвую массу камней, но выражали бы духовную идею живого храма - человека по телу, душе и духу - следуя изречению Христову: "не ведаете бо, что храм Божий есте и дух Святый в вас обитает". Так у архитектора окончательно сформировывается необычный филосовско-религиозный замысел.
По мысли Витберга храм должен был стать тройственным, т.е. "храм тела, храм души и храм духа, - но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности, должен быть един". Идея тройственного храма становиться центральной в проекте Витберга. Он работает, стремясь, "чтобы все наружные формы храма были отпечатком внутренней идеи". Идея троичности выражает основополагающее понятие христианства: Бог один, но троичен в лицах - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой - это Троица Единосущная и нераздельная.
Витберг проектирует храм Христа Спасителя трехчастным по вертикали. Друг над другом должны быть расположены:
- подземный храм во имя Рождества Христова, имеющий в плане параллелепипед, напоминающий гроб (здесь должны были непрерывно совершаться панихиды), символизирующий земную плоть, бренное тело человека, освещения в помещении почти нет;
- крестообразный наземный - во имя Преображения Господня, символизирующий смешение света и тьмы в душе человека, крест вечной борьбы, освещение – полусвет-полумрак;
- круглый верхний - во имя Воскресения Христова, для человека - символ обретения веры, Бога, вечной жизни. Залит светом.
При подведении итогов конкурса (1815 год) Государь с благосклонностью сказал Витбергу: "Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом Храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни".
Влияние архитектурного проекта Витберга на поэтический проект А.С.Пушкина (роман «Евгений Онегин»).
Несмотря на то, что проект Витберга не был воплощён в жизнь, хотя борьба за него продолжалась 13 лет, он даже на стадии идеи был очень популярен и поддерживаем не только Александром I, но и многочисленной публикой. Детали проекта активно обсуждала общественность , искала в них новые смыслы и символы, планы трёх уровней знали и чертили от руки художники-любители. Не стоял в стороне и Пушкин. По свидетельству очевидцев, он не только был в курсе архитектурных замыслов Витберга, но относился к ним с большим интересом и одобрением , то есть был глубоко погружён в тему. Не удивительно, что этот красивый, с точки зрения и мысли, и формы, а главное, с точки зрения их взаимопроникновения, проект оказал влияние на проект самого Пушкина – его новаторский роман в стихах «Евгений Онегин».
В чём же проявилось влияние идей архитектора Витберга на работу поэта?
Основополагающая идея, которую стремится выразить в структуре и облике храма Витберг - это троичность, троичность Бога и человека.
Согласно канонам православия, человек трехсоставен и состоит из тела, души и духа. Тело человека создано Богом "из праха земного" (Быт. 2, 7) и потому оно принадлежит земле: "земля еси и в землю отыдеши" (Быт. 3. 19). Душа дана Богом как оживотворяющее начало. Господь Бог "вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою" ... (Быт. 2, 7). Над телом и душой стоит высшее, а именно - дух. "Дух, - говорит еп. Феофан, - "как сила от Бога изшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в нем Одном находит покой".
Тройственной природе человека соответствуют и три момента жизни Христа - Рождество, Преображение и Воскресение.
Идея троичности была взята на вооружение Пушкиным. В его планах роман должен был состоять из трёх частей, соответствующих трём уровням развития действия. Каждая часть должна была содержать по три главы. Одна глава – о путешествии Онегина - так и не была дописана, поэтому композиционное соответствие романа идее Витберга по факту оказалось нарушено. Но сохранилось соответствие концептуальное.
Рассмотрим это на примере соотнесённости идеи о «трёхсоставности» человека и жизненного пути Евгения Онегина, представленного в романе.
Первая , начальная составляющая человека – тело, его земное существование с земными потребностями и помыслами. Сместим акцент на то, что души в этом теле пока нет, её господь вдохнёт в человека позднее. А теперь вспомним жизненный путь Онегина, изображённый автором в 1й половине романа. Из чего состоит день Онегина: обеды, балы, дружеские пирушки, прогулки на бульваре. Что востребовано от человека в этой жизни: умение модно одеваться, танцевать мазурку, вставить в разговор нужное слово, вовремя улыбнуться или поклониться или сказать комплимент.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
В том, где хоть немного требуется работа души, он или не преуспел, или не чувствовал ни малейшей надобности: не давалась герою поэзия, он был равнодушен к искусству театра, любовь заменил «наукой страсти нежной», по приезде в деревню не обращал внимания на то, в какой «прелестный уголок» он попал, не сумел или не захотел воспользоваться шансом познать настоящую дружбу и настоящую любовь. Иногда складывалось впечатление, что души у героя нет вовсе. Абсолютно бездушным он выглядит в разговоре с Татьяной, отчитывая её, дрожащую от страха, стыда и любви, за то, что она написала ему своё любовное послание. Бездушно он поступает и по отношению к Ленскому: зная, как сильно тот увлечён Ольгой, завладевает её вниманием, вызывая ревность приятеля. И каков был повод для такой жестокой игры? Это было наказанием Ленскому за то, что тот заманил Онегина в дом Лариных , полный гостей, обещая праздник в узком круге.
Бездушие довело героя до убийства. И вот , стоя над телом убитого им юноши,
В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений...
«Сердечные угрызения» говорят о том, что в герое проснулось сердце, проснулась его спящая душа. Каким же поистине мёртвым сном должна была она спать всё это время, чтобы разбудить её смогло только убийство человека! «Мёртвый» сон онегинской души вполне соответствует идее Витберга об устройстве нижней части храма: помещение планировалось сделать четырёхугольным, как гроб.
Пушкин не стал описывать в подробностях процесса пробуждения души, но, по признанию самого героя, эта дуэль перевернула всю его жизнь: он вынужден был бежать оттуда, « где окровавленная тень ему являлась каждый день». Мы видим, что это уже какой-то другой Онегин, которого мы не знали раньше. Он, по воле автора, как бы поднялся на следующую ступень. У Витберга она соответствует обретению человеком души: Господь Бог "вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою". Эта идея должна была зазвучать в срединном помещении храма. Его Витберг хотел сделать в виде креста. Крест символизировал скрещение сил добра и зла в душе человека и его борьбу и нелёгкую дорогу к обретению света. Нести свой крест должен каждый из нас. Свой крест теперь несёт и Евгений.
Верхнее помещение храма должно было быть в виде округлого купола и это купол должен быть наполнен светом. Круг – символ бесконечности, символ вечной жизни бессмертной души человека, которой открылся свет высшей истины, в которую вошёл Бог, – так можно прочитать написанную Витбергом- архитектором фразу. А что же открылось Онегину? Ему открылся божественный свет настоящей любви.
….Евгений
В Татьяну как дитя влюблен;
В тоске любовных помышлений
И день и ночь проводит он.
И Пушкин безмерно рад за своего героя. Несмотря на то, что Онегин мучается, страдает, его душа болит от холодности Татьяны. Но для автора это как раз и означает, что это воскресшая душа, которая живёт своей полной жизнью, которая теперь умеет болеть и страдать, умеет любить. Умение души любить означает, что в этой душе живёт Бог. То есть мы видим ту же фразу Витберга, только написанную через судьбу пушкинского героя.
Мне кажется , приведённые мною примеры являются неоспоримым доказательством моей гипотезы о том, что проект храма Христа Спасителя, разработанный архитектором Витборгом, оказал огромное влияние на работу А.С.Пушкина над романом «Евгений Онегин» .
Заключение.
Вместо заключения хотела бы поделиться некоторыми своими наблюдениями и открытиями, на которые меня натолкнула эта работа.
Четырёхугольник в основании нижнего помещения храма Витберга – это четыре линии. И 4 линии в романе Пушкина: линия Онегина, Татьяны, Ленского , Ольги.
Крест - в конфигурации среднего помещения . И крест в середине пушкинского повествования – на могиле Ленского, на могиле прежнего Онегина.
Круг - форма верхнего храмового помещения . Жизненный круг, совершённый героем Пушкина: ушёл от Татьяны – вернулся к Татьяне, начались их «отношения» с письма – закончились письмом (письма Татьяны и Онегина).
А всё вместе : 4 линии, крест круг – это так называемая онегинская строфа, пушкинский стих в романе, который отличается особым способом рифмовки: сначала 4 строчки со смежной рифмой (4 линии), потом 4 – с перекрёстной (крест), потом 4 – с кольцевой (круг). И остаются 2 параллельные линии. Как две линии судьбы – Онегина и Татьяны, которым, видимо, не суждено пересечься.
Список использованных источников и литературы:
Архитектоника текста. [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия URL: https://in-inch.ru/arhitektonika-teksta/
Пушкин А.С. «Евгений Онегин». [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека Алексея Комарова . URL: https://ilibrary.ru/text/436/p.2/index.html
Фостер Т. Искусство чтения. Как понимать книги. - Москва: Книжный мир, 2002
Храм по проекту А.Л.Витберга. [Электронный ресурс] // Храм Христа Спасителя. URL: http://new.xxc.ru/about/istoriya_hrama/istoriya/hram_po_proektu_a.l._vitberga