Ремарк «Три товарища»: антивоенный пафос книги

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ремарк «Три товарища»: антивоенный пафос книги

Сафронова Е.А. 1
1МБОУ Гимназия №2
Богданова С.И. 1
1МБОУ Гимназия №2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Объектом исследования в данной работе является роман Э.М. Ремарка «Три товарища». Предмет исследования: антивоенный пафос книги и её художественные особенности, усиливающие антивоенное звучание.

Роман Ремарка, вошедший в Золотой фонд мировой литературы XX века, – одно из самых знаменитых произведений о красоте человеческих отношений, востребованное многими поколениями молодых читателей всего мира. Книга о настоящей неподдельной дружбе. Книга о настоящей любви. Книга о настоящей жизни. И смерти. А ещё эта книга о войне, хотя время действия в ней попадает на мирные годы в послевоенной Германии. Тем удивительнее то впечатление, которое она производит на читателя. Например, я за свою читательскую жизнь не встречала более мощного, сильного и яростного антивоенного выступления. В чём же такая бесспорная убедительность этой книги, за счёт чего так сильно её воздействие на читателя? В этих вопросах сформулирована проблема исследования. Цель – найти ответы на эти вопросы.

Поставленные задачи:

  1. Проанализировать литературу по теме исследования.

  2. Выделить в тексте романа те художественные особенности (темы, мотивы, образы), которые «отвечают» за антивоенное звучание книги.

Сюжет романа «Три товарища»

Конечно, в первую очередь обращает на себя внимание вполне соответствующий авторской задаче сюжет.

Главный герой книги - Роберт Локамп, бывший солдат, фронтовик, пытающийся устоять на ногах в шатком послевоенном мире. Локамп был тяжело ранен, должен был стать учителем, но не стал, перепробовал после войны много профессий, в том числе и профессию пианиста-тапера. Он – простой парень, весьма ловок в коммерции, умеет пить, не напиваясь, и стоек в драках. Лишь с женщинами он еще не научился вести себя соответственно.

По обе стороны от Робби по страницам книги шагают два его старших друга — Отто Кестер и Готфрид Ленц. Один немногословен, педантичен, предельно надежен; другой — сам себя именует «последним романтиком». Они задуманы фигурами разными, чуть ли не контрастными, и в то же время людьми одной судьбы.

Все трое — бывшие солдаты, житейский кодекс которых замешан на фронтовом опыте. Нынешний их «блиндаж» — это автомастерская, которой они совместно владеют. Чтобы продержаться на поверхности, просуществовать, они, как и некогда на войне, вынуждены подчиняться господствующим законам. Различие лишь в том, что сейчас это законы не войны, а конкуренции на охваченном кризисом «свободном рынке». Жесткость, скепсис, цинизм, кладбищенский юмор — лишь броня, за которой душа, воспротивившаяся нравственному сжатию, укрывает свою чувствительность, свою нежность, свою боль. Ремарку надобно обнажить эту душу. Повседневных добрых дел Кестера, Ленца, самого Робби для этого недостаточно. Тут-то и понадобилась Пат.

Патриция Хольман— очаровательная девушка, которая стала для главного героя «неожиданным подарком, счастьем, наполнила его жизнь смыслом».

Кестер, Ленц и их прочие друзья охотно принимают Пат в "ряды товарищей"

(Альфонс: "Ведь вы теперь наша. Никогда бы не подумал, что женщина может

стать своей в такой компании"), и это объясняется не только уважением к

любовному чувству Роберта, но еще и тем, что печально-ироническое отношение девушки к жизни близко их собственным взглядам.

«Только не принимать ничего близко к сердцу, — учит Кестер своего друга. — Ведь то, что принимаешь, хочешь удержать. А удержать нельзя ничего». Так и случается. Пат умирает от туберкулёза, несмотря на то, что Робби и его друзья делают всё возможное и невозможное для её спасения. Не удаётся трём товарищам сохранить в целостности и своё братство: погибает Ленц. Финал книги трагичен.

Темы, мотивы, образы, «отвечающие» за антивоенное звучание

«Но при чём здесь война?»- может спросить читатель. Дело в том, что главной виновницей всех этих трагедий автор видит именно её. Мотив войны – это сквозной мотив всей книги Ремарка.

Война никак не хочет отпустить героев, она преследует их на каждом шагу -

не только в большом, но и в малом, в бесчисленных деталях их быта, их поведения, их разговоров. Даже дымящиеся асфальтные котлы напоминают им походные поле-

вые кухни, фары автомобиля - прожектор, вцепляющийся в самолет во время

его ночного полета, а комнаты туберкулезного санатория - фронтовой блиндаж.

Война наложила неизгладимый отпечаток на образ мышления героев. Одна из наиболее колоритных фигур романа - Валентин Гаузер, служивший в одной роте с Робертом. Этот человек, по словам Локампа, «из великого несчастья создал себе маленькое счастье»,. После войны он получил наследство и «начал его методически пропивать». Он помнил каждый день, каждый час войны, он словно продолжал жить в измерении тех страшных событий, вспоминая даты. «Робби, тридцать первое июля семнадцатого года», - произносит Валентин, поднимая рюмку. И если на его товарищей события «той войны» «накатывают» по вечерам за стойкой бара, то Валентин постоянно живет воспоминаниями, потрясшими его психику. 

Мысли о войне относятся не только к прошлому: они порождают и

страх перед будущим. Роберт Локамп, глядя на младенца из приюта, горько иронизирует: "Хотел бы я знать, что это будет за война, на которую он поспеет".

И даже до любви Робби и Пат дотянулась её мертвящая рука: хотя обаятельная Патриция моложе своего возлюбленного и его друзей и, естественно, не знает, что такое жизнь во фронтовом окопе, она тоже жертва войны: как

констатируют врачи, ее смертельная болезнь является следствием недоедания в детские и юношеские годы, приходившиеся на военные времена.

Война убила прошлое героев, она по-хозяйски ведёт себя в их настоящем и разрушает любые попытки прорваться в будущее.

Но не воспламенилось бы столь сильной ненавистью к войне сердце читателя, если бы параллельно с этим настолько же пронзительно не показал автор ценность того, ЧТО война выкорчёвывает из этой жизни.

Если сказать: она разрушает братство хороших парней, красивую светлую любовь – это значит ничего не сказать. На такую высоту поднял автор темы любви и дружбы в своём романе, что звучат они в его книге как молитвы.

Заявка на тему товарищества как главнейшую в романе дана уже в заглавии. Закоренелые холостяки Отто Кестер, Готтфрид Ленц и Роберт Локамп живут, по существу, совместной жизнью. Они не прочь погрубить друг другу, как это делают юноши или молодые мужчины, но интересы товарища неизменно оказываются для каждого из них выше собственных.

Интересный образ нашёл Ремарк для того, чтобы ярче высветить красоту, силу и безграничность этой дружбы. Это образ гоночного автомобиля , купленного на аукционе и принадлежавшего всей мастерской. Друзья дали ему человеческое имя «Карл», тем самым подчеркнув его одушевлённость. Этот автомобиль может по праву считаться их четвертым товарищем: они буквально собрали по винтику все его внутренние составляющие, ночи напролет проводили под капотом «Карла», смазывая его цилиндры, чтобы машина шла плавнее. Люди удивлялись, почему нельзя было обновить кузов «Карла». Но герои никогда не гонялись за модой, им и здесь, как и во всём остальном, была важна не форма, а содержание. Можно сказать, что каждый вложил в этот автомобиль часть себя. «Карл» - это не что иное, как символ их мужской крепкой дружбы.

Как минимум, трижды этот образ становится центральным образом романа. Первый раз, когда в самом начале обгоняет машину, в которой сидит Патриция Хольман и её спутник, что ,собственно, и приводит в дальнейшем к зарождению любви. Второй раз, когда, преодолевая сотни километров осеннего тумана и не сбавляя скорости на поворотах, Кестер мчит с берлинским профессором к Пат, у которой началось кровотечение. И, когда Робби, узнав по телефону, что Кестер уже выехал, облегченно вздыхает («Вот все и кончилось. Весь мир успокоился. Кошмар прошел»), у читателя, без преувеличения, комок подступает к горлу.

И третий раз , когда их товарищество проходит самую серьезную проверку на прочность: когда Отто совершает жертвоприношение (по - другому не скажешь): продает своего "Карла", о котором ранее говорил, что он скорее согласится продать руку, чем эту машину, а на вырученные деньги продолжается лечение Пат.

Тема любви тесно сплетена с темой товарищества. Ремарку удалось создать удивительную по своей поэтичности картину зарождения чувства. Искренняя и естественная, начисто лишенная всякого жеманства, всякой игры, эта любовь выводит героя и героиню из состояния душевного оцепенения. У Робби она прорывает панцирь равнодушия, и он признается самому себе, что познал счастье.

Ещё эта тема перекликается с темой надежды. В последнем своем романе («Земля обетованная») устами героя Ремарк формулирует удивительно мудрую и, как может показаться, простую мысль: «... нет таких бездн, где не нашлось бы места счастью, и ...в этом, наверное, и состоит вся тайна выживания рода человеческого». Когда тема любви в книге набирает силу, кажется, что грустная тональность романа обязательно должна измениться, как изменилось однажды дерево перед автомастерской, которую содержали товарищи.

Зимой на ветви дерева вешали покрышки и банки из-под масла, чтобы просушить их. Никто и подумать не мог, что оно еще способно цвести. Но вдруг всего за одну ночь весны старая слива превратилась в «облако розово-белых светлых цветов, как будто стая бабочек, заблудившись, прилетела в грязный двор». Как же верилось, как же хотелось читателю, чтоб этот символический образ сохранился в романе, а вместе с ним сохранилась любовь или хотя бы надежда. Но романное время заканчивается зимой. «И снова задул фен. Ветер бился в окна, низко нависли тучи, по ночам слышался грохот низвергающегося с гор целого снега…» И прекрасного дерева мы больше не увидели.

Этот образ, скорее, был дан автором для контраста. Жизнь, всегда побеждающая в мире природы, должна стать таким же безусловным законом и в мире людей. Должна, но не стала. Для мира людей автор заготовил иной образ-символ.

Главный герой живет в меблированной комнате с видом на кладбище. «Оно заросло деревьями, словно парк, и в тихие ночи могло показаться, что все это где-то далеко за городом… Что касается фрау Залевски, то кладбище определенно давало ей дополнительный доход. Ссылаясь на чистый воздух и приятный вид, она взимала со своих постояльцев повышенную плату. А стоило кому-то на что-то пожаловаться, как она неизменно отвечала: "Но позвольте, господа! Подумайте, какое тут местоположение!"

Местоположение автором было выбрано явно не случайно. Мотив кладбища, смерти, угасания также является одним из ведущих в романе. События, происходящие в жизни обитателей дома фрау Залевски, свидетельствуют о постоянной «утечке» жизни из этого дома: рушатся семьи, надежды на будущее, гибнут люди. Другие эпизодические и полуэпизодические персонажи, представляющие различные круги и слои немецкого народа, которые лишь мимолетно появляются на пути главных героев, только усиливают звучание этого мотива: владельцы идущего с молотка жалкого скарба, которых встречают на аукционе Кестер и Локамп, супружеская пара, которую нужда заставляет расстаться с автомобилем, вереница пациентов туберкулезного санатория и так далее, так далее, так далее. Друг Роберта Фердинанд Грау зарабатывает на жизнь художественным промыслом, и, по воле автора, у него странная специализация: с фотографии умерших он пишет по заказу их родственников портреты. Дыхание смерти ощущается во всем: умирает Пат, которую не спасает ни сила дружбы, ни любовь, продаётся мастерская, погибает Ленц. Исчезает мир доброго дома Альфонса, а самого героя, который по своему отношению к людям в начале романа ассоциируется у читателя с любящей матерью, читатель с трудом узнаёт в заключительных сценах: потный, хромающий, с раной на бедре, с мукой в глазах, убивший человека и не по приказу. Больше о нем в книге речь не идет.

Почему же такая беспросветность, откуда она? Неужели всему виной это проклятое прошлое?

Время действия в романе – 1928 год. Время написания – 1938. До второй мировой войны остаётся меньше двух лет. Автору уже многое ясно. Ясно, что тех, кого не убила первая мировая, попытается добить вторая, тень её уже нависла над Германией. Ясно, что поколение, родившееся не для того, чтобы жить, а для того, чтобы умереть, можно назвать «потерянным»: для жизни, для счастья, для будущего и настоящего.

«Потом настало утро, а ее уже не было» - такой фразой заканчивается роман. Поменяй автор местами части предложения – и всё зазвучало бы по-другому. Но автору нужно, чтобы читатель испил горечь отчаяния до конца, чтобы у него даже близко не появилась мысль, что войну можно как-то пережить, перетерпеть, отсидеться где-то в сторонке и утешаться надеждой, что она пройдёт – и всё будет вновь хорошо. «НЕ БУДЕТ! - говорит нам писатель. – Не надейтесь.» Он хочет, чтобы из его книги мы вынесли главную и сокровенную для него мысль: войны просто не должно быть.

Заключение

Темой смерти завершается роман. Но почему же, несмотря на это, книга заражает таким неудержимым желанием жить? Жить, любить, мечтать. Назло всем, вопреки всему! Это ещё одна загадка романа немецкого писателя, которая, возможно, станет темой следующего моего исследования.

В этой работе мы рассмотрели, как нам показалось, ключевые моменты в художественном построении романа «Три товарища», взглянув на них под определённым углом зрения, а именно со стороны их мощного гуманистического пацифистского заряда.

Актуальность выбранной темы определяется актуальностью звучания этого заряда, а также интересом автора работы к творчеству Ремарка.

Список использованных источников и литературы:

  1. Губенко Н.В. Экспрессивность средств выражения утверждения и отрицания в языке подлинника и переводов романов Э.М. Ремарка. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека диссертаций. URL: https://www.dissercat.com/content/ekspressivnost-sredstv-vyrazheniya-utverzhdeniya-i-otritsaniya-v-yazyke-podlinnika-i-perevod

2. Ремарк Э.М. «Три товарища». [Электронный ресурс] // LibreBook. URL: https://librebook.me/three_comrades/vol1/28

3. Рецензия на книгу «Три товарища» Эрих Мария Ремарка (Литература XX века) [Электронный ресурс] // Критика24.ру. URL: http://www.kritika24.ru/page.php?id=3339

4. Три товарища. Отрывок из рецензии Г. Бергельсона на тему «Три товарища». [Электронный ресурс] // LiveInternet. URL: http://www.liveinternet.ru/community/erich_maria_remarque/post57609831/

Просмотров работы: 119