«И в декабре семнадцатого года Все потеряли мы, любя…» (исследование художественного мира в произведениях З. Н. Гиппиус)

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«И в декабре семнадцатого года Все потеряли мы, любя…» (исследование художественного мира в произведениях З. Н. Гиппиус)

Гетман А.А. 1
1МБОУ Гимназия 63
Порываева Т.Н. 1
1МБОУ Гимназия 63
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Встретившись с поэтом З. Н. Гиппиус – современником рубежа 19-20 веков, меня заинтересовали ее способы борьбы со всеми трудностями, вызванным сокрушительным временем социальных перемен: крушилась вековая культура и система государственного управления. События реального, настоящего времени были так интересны современникам, как и не объяты в отклике на них, что поэтам – современникам хотелось изображать свой отклик именно на действительные исторические события.

Цель: закрепить навыки исследования художественного мира на произведениях З. Н. Гиппиус и описать образ времени и современника этого художественного мира.

Задачами для достижения, нашей цели являются:

1. Изучение понятия художественного мира.

2.Изучение биографии автора, с художественным миром которого, мы работаем и исторические, социальные события, которые он пережил

3.Улучшить и закрепить навыки лабораторного исследования стихотворного произведения, чтобы точнее и глубже понимать их идейное содержание

4.Активный поиск параллелей реального мир и мир художественного, чтобы точнее описать образ времени

5. Создание промежуточных выводов о художественном мире поэта

Тогда объектом исследования являются лирические произведения З. Н. Гиппиус

Предметом исследования стал художественный мир и образ времени и современника

Нами выбраны такие методы исследования, как изучение теории темы, анализ стихотворений поэта, составление гипотезы исследования, чтение биографии З. Н. Гиппиус и её лирики; составление словаря из сносок понятий, исторических личностей и событий; изучение художественного мира в произведениях поэта, сравнение художественного мира различных произведений для обобщения, сравнение художественного мира с реальным миром, в котором она жила, для определения сходства и различия, творческого портрета поэта.

ГИПОТЕЗА

Мы предполагаем, что несмотря на возможность изображать мир, художественный, непохожий на реальный, отрешенный, красивый, возвышенный, этот выписанный ей мир не может быть независимым от реального, настоящего мира, в котором Зинаида Николаевна Гиппиус живет как человек. И мы предполагаем, что реальный мир, события в нем и главное отклик на них не только художественно осмыслялись в художественном мире, но и намеренно фотографично передавались поэтом З. Н. Гиппиус так, чтобы детально точно ощутить это время, потому что ее человеческие переживания этого исторического момента культуры непременно должны были повлиять на личность, переживающую настолько тяжелое, опасное и одновременно захватывающее.

Теоретическая часть

2.1. Что такое художественный мир. Понятие

Художественный мир  вымышленная реальность. Это то, что изображено в произведении, совокупность образов, которые соотносятся с реальным миром: и время, и пространство=хронотоп.

Художественный мир - это созданная творческой деятельностью художника целостная и завершенная духовная реальность, выраженная (запечатленная) с помощью общепринятых (в пределах данной культуры) знаков и символов. [1]

Художественный мир - созданная воображением писателя и воплощена в тексте произведения образная картина, которая состоит из событий, личностей, их высказываний и выраженных ими духовных феноменов (представлений, мыслей, переживаний и т.п.).[2]

Художественный мир — системная основа диалога между автором и читателем, важнейшее условие которого является контакт и понимание, а язык выступает в роли специфического кода [4]

Художественный мир - целостная, законченная система мира автора, которая обладает свойственными лишь ей характеристиками пространства и времени.

Художественный мир – «пересозданная» онтология, авторизованная картина бытия, своеобразие которой определяется идеей произведения, теми задачами, которые ставит художник перед собой.[5]

Художественное произведение — это относительно завершенный образ мира, воплощающий определенную эстетическую концепцию {действительности. Разумеется, никакое художественное произведение не в силах объять целый мир. Но образ мира — это не «копия мира» и не «сколок» с какого-то фрагмента действительности, литературное произведение — это особая художественная система, в которой из отдельных, вполне исчислимых образов, запечатленных в пределах ограниченного словесного текста, формируется целостный, безграничный образ мира, аналог всей действительности, сконцентрировавший в себе постигаемый художником эстетический смысл человеческой жизни.

Таким образом на основании теоретического изучения понятия художественный мир определим (обобщим): художественный мир любого произведения - совокупность образов, которые соотносятся с реальным миром: люди; события; природа; вещи; время и пространство - хронотоп; личностные представления о мире и человеке, мысли, переживания… и условная реальность, созданная воображением писателя с помощью художественных средств по законам словесного искусства. Значит художественный мир - это целостная, законченная система мира автора, со свойственными ему характеристиками пространства, времени и миропонимания, видения мира, воплощенные в его творчестве.

Художественный мир предполагает рассмотрение всех произведений автора как «единого текста», тогда можно составить общую картину мира в лирике поэта. Художественный мир - законченная картина мира, состоящая из образов, ощущений, чувств, настроений автора, которые передаются читателю и на основе которых он составляет впечатление и делает выводы о творчестве.

2.2 Как создается художественный мир любого произведения.

Теперь коснемся того, как устроено лирическое стихотворение, эта особенная, уникальная речь. Художественный мир лирического стихотворения может быть неустойчивым, его границы смутно различимы, как зыбки и трудноуловимы переходы между человеческими чувствами. А ведь именно чувства и впечатления призвана выражать лирика.

Следует знать, что в лирическом стихотворении художественные образы группируются не вокруг основного конфликта, развитие которого определяет ход повествования, а организуются с помощью ритма и особых приемов деления и построения поэтической мысли. Для лирического стихотворения основными элементами являются метр, рифма, строфа и поэтическое слово.

Художественный мир проявляется, как этап творчества художника и не может быть заключен в одном творении. Творчество представляется как путь, в результате которого, мир преображается в новые краски, становится порой разнообразнее и осмысленнее реального.

На творческий процесс оказывают влияние и авторские традиции. Посредством идей и проблем автор приводит читателя к пониманию произведения, вложенного в него образа мира, смысла и идей. Понимание авторской работы влияет на отношение читателя к происходящему вокруг. Изменяя реальность в творческом произведении, автор причастен к изменениям в реальном мире.

Широкое применение нашли в построении художественно мира и творческие приёмы, использующие в своём основании иронию, юмор и любые проявления смеха.

Искаженный авторской волей, творчеством, мир, несёт в себе цель изобразить действительность «перевёрнутой», изменённой представлением поэта. Однако художественный мир является отражением существующих реальных, а не выдуманных проблем. Тогда и юмор накладывается как трафарет на осознание, при этом затрагивая реальный мир, выделяя и изображая его проблемы.

Создание художественной модели мира заимствует предметы реального и вымышленного миров, соединяя их, но остаётся в подчинении собственных индивидуальных творческих законов.

Художник отражает результат своих исканий в форме, возможной для представления читателям, используя формы, доступные именно ему – индивидуальные (стилевые). Собственное представление, видение, знания читателя и форма изображения реальности автором приводят к пониманию сути произведения, к созданию в воображении читателя художественного мира произведения (времени, пространства, деталей, человека в этом изображенном поэтом мире).

Невозможно донести до читателя смысл лирического произведения, не используя его чувственный опыт и образное восприятие окружающей реальности.

Структура произведения строится особым образом, необходимым для направления читателя к осознанию изображенного в произведении мира. В задачу автора входит удержать внимание читателя в рамках художественного произведения и не позволить отстраниться в иллюзию восприятия собственного художественного мира, искусственно созданного на основе произведения. Именно поэтому так важно следовать за поэтом – вместе с ним – всматриваясь в каждое слово, в каждое изобразительное и выразительное средство.

Психологическая особенность мира художника заключается в его интересе к объективному и предметному миру, и к чувствам и эмоциям, к разнообразию представлений о реальном мире.

Главным объектом изображения в художественном мире произведения поэта является человек в его видении, представлении мира и в отношении к окружающему миру.  

Создание поэтом образа мира и человека в нем - картины мира - даёт возможность создать идеальную композицию для ощущения и осознания человеческого существования… Тем самым ведя читателя к развитию его представления о мире, времени и человеке…

На основании исследования теории создания художественно мира произведения итожим.

Художественный мир состоит из образов, образной картины мира.

Поэт изображает (передает образами) внутренний мир чувств, настроений и ощущений. Читатель ощущает художественный мир или художественное воздействие автора на него.

Художественный мир точно передает авторский замысел изображения мира, в котором находится центральный герой стихотворного произведения – лирический герой. Или определяет проблему этого мира, ведь мир часто в конфликте с лирическим героем.

Образная картина мира состоит из образов пространства, времени и действия. То есть отражение событий жизни и судьбы героя в этом мире. Художественный мир может быть огромен в масштабе или, наоборот, сужен, но он передает цельное отношение автора к событиям этого мира.

Художественный мир рисуется авторскими (выбранными поэтом) изобразительными средствами. Они же и основывают представление, восприятие этого мира читателем и оценки этого мира автором: (Каков мир в видении читателя? Каково авторское ощущение мира, отношение к этому миру?).

Художественный мир одного автора - это законченная система образов, которые нарисованы, распространены на все его произведения и переданы им читателю

Художественный мир каждого поэта особенный. Ведь каждый раскрывает важные для него и своих читателей представления о мире, проблематику и тематику произведений. Поэтому художественный мир содержит философские рассуждения автора о жизни, мире и человеке. [3]

Внутренний (художественный) мир произведения словесного искусства (литературного или фольклорного) обладает известной художественной цельностью. Отдельные элементы отраженной действительности соединяются друг с другом в этом внутреннем мире в некоей определенной системе, художественном единстве. [5]

Таким образом на основании теоретического изучения понятия художественный мир определим (обобщим): художественный мир любого произведения- совокупность образов, которые соотносятся с реальным миром: люди; события; природа; вещи; время и пространство, то есть хронотоп из событий, личностей представлений, мыслей, переживаний или же условная реальность, созданная воображением писателя с помощью художественных средств по законам словесного искусства. Значит это целостная, законченная система мира автора, со свойственными ему характеристиками пространства и времени.

Работы, рассмотренные как иные подходы к решению проблемы:

1.Кандидат филологических наук Мартынова Наталья Георгиевна диссертация автореферат по ВАК РФ 10.01.01 «Творчество Зинаиды Гиппиус: поэтика лирических жанров».

З.Н. Гиппиус отражала в своем художественном мире уникальную условность: «Она живо возражала, что здесь нет никакого обмана, никакой

иллюзии, что это настоящая действительность, представляющая в идеале то, чего нет в реальности», в ее видении хронотоп художественного мира действительно не похож на мир реальный, но он обладает особенными чертами, похожими в оценке А.Л. Волынского на «фантастический бред», какие образы хотела осветить поэтесса, раз ей не хватило рамок действительности, а понадобилась преувеличенная фантастическая реальность. [6]

2.А.М. Пайман – британский литературовед, переводчик, специалист по русской литературе, произведение «История русского символизма» 1998 г.

«А. Пайман в работе «История русского символизма» очень точно отметила, что в творчестве встречаются «мотивы человеческого бессилия, одиночества, обреченности определили в поэзии поэтессы ведущую тему смерти. Впоследствии эта тема эволюционирует: от человеческой - до метафизической смерти души. В мироощущении Гиппиус возникает «новое религиозное сознание». На этом этапе творчества, как бы в противовес теме смерти, приходит тема любви, которая плавно вписывается в религиозно-философскую концепцию поэтессы. В свою мировоззренческую концепцию Гиппиус включила вопросы преображении плоти, играющие, по ее мнению, главную роль в создании нового общества и нового человека. Конечной целью в ее концепции является рождение новой Личности, подобной Иисусу Христу – Богочеловеку». А. Пайман в своем исследовании утверждает, что особенная условность в изображении связана в автобиографичности З.Н. Гиппиус, в идеалах ее было стремление к духовной высоте, нравственности, то есть религиозным идеалам. [7]

Список литературы

компиляционной части:

  1. Валицкая А.П. Ценностно-смысловой аспект изучения курса литературы: аннотации к анализу литературных произведений в рабочей программе по литературе (9–10 классы)», 177, с. 135

  2. Кондаков Б. В. Художественный мир литературы и феномен детского миросознания: Статья. - Пермь: Изд-во Вестник Пермского университета.

  3. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения. Источник // Вопросы литературы, № 8, 1968. – С. 74-87.

  4. Мартынова Н. Г. Творчество Зинаиды Гиппиус: Поэтика лирических жанров. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук – Астрахань. Изд.: Астраханский Государственный Педагогический Университет.

  5. Одинцова С. М. Художественный мир русских писателей 19-20 веков: Учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2003. – 125 с.

  6. Пайман А. М. История русского символизма / Пер. с англ. ИсаковичВ.В. - М.: Республика, 1998. - 415 с. Пер. изд.: Pyman A. A history of Russian Symbolism.

  7. Пахмус Т. Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975, США.

  8. Половинкин С.М. Русская религиозная философия - Санкт-Петербург : Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2010. - 412 с.

  9. Свиридов С. В.: Структура художественного пространства в поэзии В. Высоцкого. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vysotskiy-lit.ru/

Экспериментальная часть

Так как мы гипотезируем, что автор хотела показать мир наяву, мы должны сказать, что фотографичное изображение времени предполагает использование в своих произведениях исторических событий и личностей, а значит и тем: социальных и философских, которые должны превалировать в объеме все другие темы.

Проведем эксперимент, расширим круг выбираемых произведений и возьмем для анализа те, тематики которых напрямую не затрагивают крушащие исторические события рубежа (19-20 [1] и 20 века [2], так как года жизни З. Н. Гиппиус 1869г. – 1945г.), и проанализируем, не встречаются ли в них идеи, мысли, ставшие наиболее актуальными в то непростое время.

[1] 8 февраля 1904 — 27 июля 1905 — Русско-японская война. 15 марта 1917 — 7 ноября 1917 — отречение Николая II от престола, создание Временного правительства, Октябрьская революция. 1 августа 1914 — 11 ноября 1918 — Первая мировая война, Эпидемия Испанского гриппа. 17 июля 1918 — расстрел царской семьи.

[2] Гражданская война 1918 г. -1922 г., Коллективизация 1929 г.-1932 г., Вторая Мировая война 1939 г. – 1945 г., Великая Отечественная Война 1941г. - 1945 г.

Господь. Отец.
Мое начало. Мой конец.
Тебя, в Ком Сын, Тебя, Кто в Сыне,
Во Имя Сына прошу я ныне
И зажигаю пред Тобой
Мою свечу.
Господь. Отец. Спаси, укрой — Кого хочу.
Тобою дух мой воскресает.
Я не о всех прошу, о Боже,
Но лишь о том,
Кто предо мною погибает,
Чье мне спасение дороже, -
О нем, — одном.
Прими, Господь, мое хотенье!
О, жги меня, как я — свечу,
Но ниспошли освобожденье,
Твою любовь, Твое спасенье — Кому хочу.

1901 г.

Лирический герой обращается к Богу, с первой строки начиная свою молитву, такой способ открыть свои чувства крайне интимен, потому что сопереживания, которые человека открывает лишь Богу, настолько сокровенные, личные, оттого и не может он разделить их ни с кем больше, и это утаивание для него стало невыносимым, и, молясь, весь внутренний мир открывает, исповедает искреннее, все чувства становятся ясны, открыты, прозрачны...Ассоциативно звучание самого произведения похоже на молитвенный шёпот даже с первой строки: «Господь. Отец…», зовом к Всевышнему словно срывается напряженность души, утаённая героем, вырывается чувство, которое, кажется, долго таилось внутри, и если первый звук был тихий, легкий, то последующие становятся мощнее, активнее, ощущение, что герой освобождает все душевные движения, словно рыдая, и каждое новое слово острее, чувства были так сдавлены, и когда лирический герой наконец чувствует свободу высвободить их, он не в силах больше сдерживаться, ведь до того это молчание было невыносимо…Читатель мгновенно начинает сопереживать, потому что сила чувства необъятная, и это сочувствие сталкивает ассоциативно к вопросу, но почему же лирический герой сковывал, таил эти чувства? И он находит ответ, ведь для героя: «Господь. Отец. Мое начало. Мой конец», в его ощущениях Бог- это сила, зарождающая и губящая, она всемогущественна: «Тебя, в Ком Сын, Тебя, Кто в Сыне», непохожая ни на что, неподвластная человеку, кажется, что создается такое отношение похоже на поклонение, боязнь перед такой силой, но герой не боится ее, испытывая восхищение и вечную благодарность.

В повторе обращение «Господь. Отец», усилено восприятие Бога как отца, подарившего жизнь: «Мое начало», и образ Господа воспринимается не только как создателя, но и воспитателя, взрастившего верой, сформировавшего идеалы, поэтому он смог доверить душу только ему. Появляется ощущение абсолютного доверия: «И зажигаю пред Тобой мою свечу» (метафора)- открываю «пред Тобой» душу, то, скрытое от всего мира, но доверенное только Тебе, в изображении чувство особой близости, связи героя и Господа, кажется, что в целом мире только они и больше ничего: нет ни других людей, ни счета времени, и ничего не имеет значения кроме молитвы, и этот разговор с Богом- самое ценное, что есть у лирического героя: «Тобою дух мой воскресает», и тогда ощущение невероятной возвышенности, приподнятости этой исповеди, такое решение обратиться к Создателю зажигает душу, запускает в душу героя веру в жизнь, свет, который может сохраниться только молитвой. Тогда, нет ни света, ни жизни без молитвы, и герой З.Н. Гиппиус словно ощущает уверенность в том, что ему помогут, поэтому просит о спасении: «Спаси, укрой — Кого хочу», верит, что Господь не оставит его.

Лирический герой чист душой, он не смеет просить для себя, не смеет просить о многом, вся мольба его только для блага одного, и появляется в художественном мире образ еще одной души: «Но лишь о том…», намеренно подчеркивает единственность этого человека, чтобы усилить его значение: «Кто предо мною погибает», появляется еще один герой в мире, и для лирического героя его спасение напоминает цель жизни, настолько сильно ценен этот человек: «Чье мне спасение дороже», сильнейшая гиперболизация, «спасение дороже», дороже собственного, самое дорогое, что у самого есть - жизнь готов отдать за другого человека: «О, жги меня, как я — свечу», сможет вынести пытку, способен из двух жизней выбрать не собственную: «ниспошли Твое освобожденье, Твою любовь, Твое спасенье», все ценнейшие, высочайшие божьи дары не для себя, а для другого, и это тема жертвенности, посвящения себя другому человеку, его благу, счастью.

Неясно, хороший ли, достойный ли «другой», но лирический герой Зинаиды Гиппиус любит его, и эта любовь человека к человеку мощна, необъятна, ничего не жалко для него, для единственного другого человека, и тогда это чистейший альтруизм, ставший жизненной идеей, жизненным движением, и от этой любви хорошо, эта ценность – единственное, что держит в этом мире, единственное, что так дорого, важно, и эта жизнь очень хрупка, возможно, хрупка из-за испытаний времени, а желание лирического героя сохранить, сберечь эту жизнь отражает идею о том, что ценность человеческой жизни невероятна особенно во времена жестокого, бездушного к ней отношения.

В произведениях, не посвященных времени или событиям этого времени все равно будут отражаться темы, проблемы, образы, веянные этим временным периодом, потому что человеческая душа, душа современника не может не откликаться на заостряющиеся временем проблемы, так и герой З. Гиппиус в молитве напоминает читателю о том, как мимолетна, хрупка человеческая жизнь и не просто так актуализируется такая мысль, а из-за обращения, небрежного, не ценящего жизнь, которое укрепилось во время, современное для З.Н. Гиппиус.

Всё мое

День вечерен, тихи склоны,
Бледность, хрупкость в небесах,
И приземисты суслоны
На закошенных полях.

Ближний лес узорно вышит
Первой ниткой золотой
И, притайный, — тайной дышит.
Темной свежестью грибной.

Всё мне близко. Всё родное.
Всё мне нужно. Всё моё.

С заглавия «Все мое» заметна необыкновенная черта лирического героя – душевная открытость, желание внимать все в мире, каждую его часть, если «все» значит и хорошее, светлое, и печальное, пугающее. Любовь ко всему в мире необъятна, и герой – альтруист, с первого погружения в мир представился светлым, добрым, счастливым от наполняющего чувства любви, и похоже готовым осчастливить других в этом мире. Мир ему кажется абсолютно уникальным и необычным: «День вечерен…», (оксюморон), ведь день не может быть «вечерен», во дне не бывает красок вечера, но лирический герой воспринимает его таким, в вечерних красках, в красках заката, а значит день в этом мире необыкновенный и пурпурный, и алый, и солнце не просто по-дневному ярко, оно глубоко оранжевое, как вечернее солнце, и у читателя создается ощущение, что каждое явление в этом мире удивительное, и конечно в такой мир непременно не только хочется погрузиться, но еще и попытаться в своем мире, реальном отыскать эту необыкновенную красоту.

Лирический герой заставляет читательскую душу проснуться, откликнуться, смотреть на каждую деталь в своем мире, чтобы постичь это очарование миром. Идея о любви к миру, ко всему в мире, об эмпатии, сопереживании, светлоте души необходима, чтобы напомнить, как губительна, омерзительна жестокость, грубость, бездушность, выбор материальных ценностей, наплевав на мир души, на счастье и гармонию жизни.

Внимателен к каждой детали мира и сам лирический герой:

…Тихи склоны,
Бледность, хрупкость в небесах,
И приземисты суслоны
На закошенных полях.

Ближний лес узорно вышит
Первой ниткой золотой

Взгляд его мгновенно сменяется, заглядывает и в самую высь к небесам, и поднебесным вершинам, и в бескрайнюю даль, и ширь полей, и в могущественную глубь лесов, старается разглядеть все, словно боясь хоть что-то не заметить в мире, душевные движения активны, душа распахнута, готова внимать все в мире, напоминая о важности “жить” жизнь, замечать каждый ее момент, ценить воспоминания, ведь жизнь – лишь миг, такой уязвимый, особенно в тяжелое, неясное время.

Мир воспринимает с особой чувственностью: «И, притайный, — тайной дышит», сливается эпитетная оценка, лес, «притайный», скрытый в пелене, в тени, и тогда глубокая лесная темнота не пугает, а наоборот манит своей «таинственностью», загадочностью, и лес олицетворен, он «дышит тайной», как дышит ей и человек, ведь невозможно раскрыть, разгадать человека до конца, так невозможно разгадать, и тогда лирический герой видит собственное отражение в мире природном. Он совершенно честно сознается:

Всё мне близко. Всё родное.
Всё мне нужно. Всё моё.

Мир понимает, ощущает себя его частью, герой такой же, как и мир, и тогда к концу усиливается эта тесная связь между человеком и миром, и это не просто любовь, это соединение душ, соощущение, сопереживание, а значит абсолютная гармония человека с миром, ради ощущения которой человек и должен стремиться жить, дышать, любить, гореть…

Рассмотрим совершенно непохожее по пафосу произведение, осознаем, в чем идея такого противопоставления изображения, казалось бы, одного и того же мира

Всё кругом

Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жёстко тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, чёрное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски косное,
Глупое, сохлое, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко-ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное!
Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.

В первой же строфе, перенесенной анжамбеманом невероятно сгущены образы: «Все вокруг страшное, грубое, липкое, грязное…», резкая эпитетная оценка мир мгновенно затемняет, и ужас, и грязь, и вонь, и жара – все с особой силой давит на лирического героя, ему невыносимо, он пытается выбраться из этого ужаса, но взгляд его падает на увеличенные в градации ужасы: «Жёстко тупое, всегда безобразное», лирический герой кажется начинает свирепствовать, эпитетные оценки ужесточились, стали безжалостны и злы, не просто «тупое», а усиленно «жестко тупое», абсурдное, недопустимое, да еще и «всегда безобразное», во времени вечное, постоянное, несменяемое, а значит такое, от которого страшно устал лирический герой, то, что выносил всю свою жизнь и похоже будет выносить и в будущем, «оно» лишь «изредка серое», настолько сгущённое чернотой, что отблески его не светлые, а серые, но лишь напоминающие серый, настолько темные, непроглядные, что от цвета становится плохо, куда не взгляни- лишь темнота, беспросветная…Но о чем же говорит лирический герой, что за явление, образ так гневят его, но он не дает ответа, а значит это обо всем страшном, о каждом горе, страдании, переживании, но действительно ли лирический герой описывает эту тягость человеческой жизни, ее невыносимость, но нет:

Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.

Герой З. Гиппиус призывает не жаловаться, не плакать, он осознает, как тяжелы человеческие страдания, он внемлет им, сопереживает каждому в его горе, но он взывает не сдаваться: «Все будет иначе», все изменится, все преобразуется в лучшее будущее, необходимо двигаться, преодолевать, и тогда это идея о любви к жизни, стремлении преодолевать и осознавать, что жизнь продолжается, и все горе можно претерпеть ради этой жизни как главной ценности для лирического героя, потому что все тягости можно и нужно пережить, преодолеть. Лирический герой просит не бросать жизнь, стараться, тянуть, жить, стремиться, как бы тяжело не было.

Промежуточный вывод:

Произведения «Все вокруг» и «Все мое» отличаются пафосом, одно из них возвышенное, теплое, зажигающее радость, оно о бесконечной любви к человеку и миру, о лучшем человеке, научившемся любить так страстно, что эта любовь заражает и других. Второе же с первых строк создает ощущение тревоги, тяжелейшего переживания, так остро задевшего душу лирического героя, каждая новая строка еще больше гнетет и давит, но их объединяет идея любви к жизни, которую так стремился выразить лирический герой, тогда заглавия словно сливаются «ВСЕ ВОКРУГ МОЕ», и пространство необыкновенно расширяется, любовь ко всему в бескрайнем объеме, душа лирического героя все равно не потухла, надежда и свет еще живы в ней, несмотря на испытываемую тяжесть.

Выводная часть

Такой контраст ощущений еще сильнее подчеркивает, что человек в произведениях З.Н.Гиппиус в любых обстоятельствах, даже самых тяжёлых, не преодолеваемых, выберет жизнь, и похоже, что это стилевая идея творчества З. Гиппиус.

Но черта времени все же находит необыкновенное отражение в художественном мире, поэтому в произведениях, не посвященных времени или событиям этого времени все равно будут отражаться темы, проблемы, образы, веянные этим временным периодом, потому что человеческая душа, душа современника не может не откликаться на заостряющиеся временем проблемы, так и герой З. Гиппиус в молитве напоминает читателю о том, как мимолетна, хрупка человеческая жизнь и не просто так актуализируется такая мысль, а из-за обращения, небрежного, не ценящего жизнь, которое укрепилось во время, современное для З.Н. Гиппиус.

Пейзажной лирике посвящены крайне мало произведений З. Гиппиус, похоже, мир социальный интереснее, волнительнее для поэта.

Апельсинные цветы

H. B-t

О, берегитесь, убегайте
От жизни легкой пустоты.
И прах земной не принимайте
За апельсинные цветы.

Под серым небом Таормины
Среди глубин некрасоты
На миг припомнились единый
Мне апельсинные цветы.

Поверьте, встречи нет случайной, —
Как мало их средь суеты!
И наша встреча дышит тайной,
Как апельсинные цветы.

Вы счастья ищете напрасно,
О, вы боитесь высоты!
А счастье может быть прекрасно,
Как апельсинные цветы.

Выносит в заглавие образ «Апельсинные цветы», удивительно выбранный эпитет, необычно, по-новому отражен цвет, но точность оранжевого яркого оттенка передана мгновенно, эти цветы настолько яркие, цветные, что образ сразу запоминается из-за своей необычности, в мире, кажется, исторически невыносимым появляются цветы цвета солнца как символ надежды, что будущее, такое неизвестное окажется счастливым, безбедным для человека.

Первый катрен пронизан стилевой идеей З.Н. Гиппиус:

О, берегитесь, убегайте
От жизни легкой пустоты.
И прах земной не принимайте
За апельсинные цветы.

Нельзя стоять на месте, жизнь нужно поглощать каждой частицей души, потому что она необыкновенная, интересная, и познать ее до конца невозможно, всегда останутся неизвестные дали, поэтому «И прах земной не принимайте», даже «за апельсинные цветы», не соглашайтесь, не миритесь с ощущением безысходности, спада, ведь, может быть, есть в далеком будущем что-то такой же необыкновенной красоты как апельсинные цветы.

Эта жизненная идея лирическим героем испытывается постоянно: «Под серым небом Таормины, среди глубин некрасоты», попадает в обстоятельства, в которых душе тяжело, она не жива, не видит красоты вокруг, не зажигается, специально использует неправильную форму слова «некрасота» - контекстный антоним красоте, такое состояние, когда душа сдавлена и пуста, но даже такие ощущения не смогли уменьшить жизнелюбия и жизнестремления лирического героя:

«На миг припомнились единый

Мне апельсинные цветы», душа на самом деле не угасла, она воспряла воспоминанием и вновь зажглась, чтобы искать новое. Лирический герой влюблен жизнь, в каждое ее явление: «Поверьте, встречи нет случайной, — как мало их средь суеты!», даже встречи, обыденные встречи средь суеты так милы ему, он убежден, что каждая встреча уникальна, она оставит след в душе, запомнится, а значит она не была случайной, а значит нет ничего случайного, каждый миг человеческой жизни ценен для него и сохраняется в памяти так же ярко, как «апельсинные цветы»…

Промежуточный вывод:

И если пейзажная лирика в её творчестве обнаруживается так редко, то она удивительно сложна: глубокие философские темы о будущем пути, о судьбе современника, об общечеловеческих надеждах отразились именно в связи с миром природным, это доказывает уникальную чуткость, чувственность героя Зинаиды Гиппиус, он тонко замечает явления в мире естественном, и они сразу откликаются и решением социальных проблем, с которыми он столкнулся, которые беспокоят его (поиск своего пути, поиск счастья…).

В пейзажной лирике З. Н. Гиппиус рассматривает красоту и очарование мира природного, чтобы еще больше заинтересовать читателя, читателя – современника, напомнить ему в очередной раз, что явления мира социального, реального, тяжелого, полного как переживаний, полны так же и счастья, воспоминаний, стремлений, встреч, гармонии.

Нам удалось доказать, что все-таки именно судьба человеческая так интересна, так важна для решения и рассмотрения, волнует, как человек справляется, как решает проблемы, вызванные этим временем. Несмотря на то, что ни в заглавиях, ни в контексте произведений автор не называет исторические события этого времени, все равно усиливаются идеи, актуальность которых невероятна в этот период. Даже не зная о событии, человеческая душа предчувствует опасность, которое оно принесет, заранее пытаясь отговорить, остановить, предостеречь, а читатель так же ощущает эту связь проблемы, о которой говорит лирический герой автора, со временем, ведь невозможно молчать о том, насколько истинно важна человеческая жизнь во времена острейших военных конфликтов, во времена абсолютного бесчувствия человека к человеку к родному, к близкому, к любимому, к такому же. Современник столкнулся с временем краха и переосмысления всех устоявшихся, проверенных веками, каноничных ценностей, с жестокостью, еще никогда не виданной прежде, поэтому это долг поэта напомнить, вернуть к тем святым идеям о любви и мире, именно поэтому эти темы отзываются во всех без исключения произведениях.

Список литературы:

  1. Банкул М.А. Зинаида Гиппиус. Проза поэта– Новосибирск: [б.и.], 2011. – 360-361 с.

  2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2006.

  3. Бердяев Н. А. Самопознание. Париж, ИМКА-Пресс, 1949, с. 165.}.

  4. Богомолов Н.А. «Любовь - одна» // Гиппиус З.Н. Стихотворения. Живые лица. М., 1991, С. 20. конца XIX - первой половины XX века.

  5. Быков Д. Л. Зинаида Гиппиус 1919 г. Петербургские дневники (цикл лекций «Сто лет, сто книг») [Электронный ресурс] / Д. Л. Быков - Режим доступа: https://youtu.be/49GymPTFDC0?si=E4HJWXcmffjOeOb-

  6. Валицкая А.П. Ценностно-смысловой аспект изучения курса литературы: аннотации к анализу литературных произведений в рабочей программе по литературе (9–10 классы)», 177, с. 135

  7. Волынский А. Л. «Сильфида».Печ. по изд.: Минувшее. Исторический альманах. Т. 17. М.; СПб.: Atheneum; Феникс, 1994. С. 260--264. В составе цикла мемуарных очерков "Русские женщины", опубликованных А. Л. Евстигнеевой по автографам, хранящимся в РГАЛИ (ф. 95, оп. 1, ед. хр. 42, л. 85--96).

  8. Гаспаров М. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «Серебряного века». 1890 -1917: Антология. М., 1993

  9. Гиппиус З. Н. Собрание сочинений. Т. 1. Новые люди: Романы. Рассказы. — М.: Русская книга, 2001. — 544 с., 1 л. портр.

  10. ГиппиусЗ.Н. Contes d`amour. Дневник любовных историй (ознакомительный фрагмент). [Электронный ресурс] / Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2022 г. (документально-художественная литература) – Режим доступа: https://libreed.ru/books/dnevniki

  11. Кондаков Б. В. Художественный мир литературы и феномен детского миросознания: Статья. - Пермь: Изд-во Вестник Пермского университета.

  12. Королева Н.В. Зинаида Николаевна Гиппиус: новые материалы. Исследования в журнале «Новый Путь».М: ИМЛИ РАН, 2002.384 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/2003-02-025-zinaida-nikolaevna-gippius-novye-materialy-issledovaniya-red-sost-koroleva-n-v-m-imli-ran-2002-384-s

  13. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения. Источник // Вопросы литературы, № 8, 1968. – С. 74-87. 6. Пахмус Т. Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975, США.

  14. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996, 848 с.

  15. Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 1997, 848 с.

  16. Новиков В.И., Шкловский Е.А. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. ОТ А до Я. – М., 2001.

  17. Одинцова С. М. Художественный мир русских писателей 19-20 веков: Учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2003. – 125 с.

  18. Пайман А. М. История русского символизма / Пер. с англ. ИсаковичВ.В. - М.: Республика, 1998. - 415 с. Пер. изд.: Pyman A. A history of Russian Symbolism.

  19. Пайман А. М. История русского символизма / Пер. с англ. ИсаковичВ.В. - М.: Республика, 1998. - 415 с. Пер. изд.: Pyman A. A history of Russian Symbolism.

  20. Половинкин С.М. На изломе веков (Религиозно-философские собрания в Санкт-Петербурге в 1901-1903 гг.) // “Россия XXI”. 2001.

  21. Половинкин С.М. Русская религиозная философия - Санкт-Петербург Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2010. - 412 с. Мартынова Н. Г. Творчество Зинаиды Гиппиус: Поэтика лирических жанров. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук – Астрахань. Изд.: Астраханский Государственный Педагогический Университет.

  22. Почин С. – автор идеи проекта. Попов Е. – режиссер. Книжные аллеи. Адреса и строки: Петербург З.Н. Гиппиус [Электронный ресурс] / «Телеинвест» - Режим доступа: https://youtu.be/6P0Y-Rj5uPU?si=Z2sc2NMaO22imnfC

  23. Свиридов С. В.: Структурв художественного пространства в поэзии В. Высоцкого. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vysotskiy-lit.ru/

  24. Скафтымов А.П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы (1923).

  25. Смирнова Л. А. Русская литература: ХХ в.: Справ. материалы: Кн. Для 89 учащихся ст. классов. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.- 464 c.-ISBN 5-09-006199-8.

  26. Смирнова Л. А., Кунарев А.А., Иванов Н.Н. и др.; Сост. Л.А. Смирнова. –Русская литература: ХХ века в.[Текст]: справ. материалы: Кн. Для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995. – 464 с.

  27. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост.– М. : Просвещение, 1974. – 509 с.

  28. Щербак Н. Зинаида Гиппиус: Мне нужно то, чего нет на свете. Литературно-философский журнал «Топос». [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.topos.ru/article/literaturnaya-kritika/zinaida-gippius-mne-nuzhno-chego-net-na-svete

Просмотров работы: 18