Введение
Что толку в книжке, – подумала Алиса, –
если в ней нет ни картинок, ни разговоров?
Льюис Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»
Многим читателям нравятся книги с иллюстрациями. Что такое иллюстрация Иллюстрация — это изображение (рисунок, фото или гравюра) для пояснения текста художественного произведения, технической документации или научного труда.[4]Визуальные образы помогают читателю глубже ощутить эмоциональную атмосферу и понять основную суть книги. Иллюстрации широко используются не только в книжном деле, но и в рекламной индустрии, а также в средствах массовой информации. Изображения могут рассказывать самостоятельную историю, а могут сопровождать текст и раскрывать контекст.
Книжная иллюстрация останавливает мгновение, описанное в произведении, даёт возможность проникнуть в мир, придуманный писателем.
Однажды я нашла стихотворение «В синем небе хлопья ваты…», мне оно очень понравилось своей простотой, доступностью и мне захотелось узнать , кто же автор, и с удивлением я обнаружила, что этот поэтический текст создан местным поэтом В.А.Мельниковым, который очень любил наш город Соликамск.
Я 5-ый год занимаюсь в художественной школе, где мы изучаем различные техники, и мне захотелось попробовать проиллюстрировать стихотворения В.А.Мельникова, так как мы заметили, что , к сожалению, в его сборниках отсутствуют иллюстрации, а именно в сборнике "Юбилейный". В.А.Мельников -поэт моей «малой родины», его стихотворения посвящены родной природе, городу Соликамску, что не может не заинтересовать жителей нашего города.
Актуальность данного исследования мы видим в том, чтобы привлечь внимание школьников к его произведениям, пробудить любовь к родной природе, к нашей «малой родине».
Объект исследования – творчество соликамского поэта В. А. Мельникова .
Предмет – стихотворения из сборника «Юбилейный».
Цель исследования - создание иллюстраций в графической технике к анализируемым произведениям В.Мельникова.
Для реализации данной цели были сформулированы следующие задачи:
1) изучить историю создания такого направления в искусстве, как иллюстрация;
2)проанализировать стихотворения В.Мельникова;
3) выполнить иллюстрации по произведениям поэта в графической технике, используя литературные приёмы.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования:
теоретические- изучение литературы по данному вопросу.
эмпирические- наблюдение, литературоведческий анализ поэтических текстов
Нами была сформулирована гипотеза:
если использовать литературные приёмы для создания иллюстраций к поэтическим текстам, то можно лучше понять содержание произведений, выполненных в графике. Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Стоит отметить, что критическая литература по анализу творчества В.Мельникова отсутствует.
Данную работу можно использовать при организации и проведении учебных занятий по поэзии г.Соликамска, современной поэзии, а также при подготовке к олимпиадам по литературе 8-11 классов, для выполнения творческих заданий по литературе и русскому языку.
Глава I. История создания, особенности и виды иллюстраций
Слово «иллюстрация» происходит от латинского «illustrare»- освещать, проливать свет, объяснять, живое описание, наглядное изображение.
Иллюстрация - это изображение (рисунок, фото или гравюра) для пояснения текста художественного произведения, технической документации или научного труда. Визуальные образы помогают читателю глубже ощутить эмоциональную атмосферу и понять основную суть книги. Иллюстрации широко используются не только в книжном деле, но и в рекламной индустрии, а также в средствах массовой информации.[6] Иллюстратор - художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.
Среди иллюстраторов моё внимание привлекло творчество Л.Я Тимошенко, потому что при всем разнообразии жанров и манеры письма, через все ее творчество проходит мотив доверчивой юности, нежного девичества, мягкой женственности; так же мне очень нравятся работы И.Я. Билибина, он работал в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства, он один из крупнейших мастеров «национально-романтического» направления в русском варианте стиля модерн., особенно меня привлекли иллюстрации Нади Рушевой, которая являлась художником-самоучкой. Она никогда не брала уроки графики или рисунка, не знала, что такое эскизы, все ее рисунки выполнялись «набело» [1].
Для воплощения творческого замысла в рисунке у иллюстраторов есть множество различных инструментов. Для реализации идей существуют всевозможные виды, стили и техники иллюстрирования. [4]
Основные виды иллюстраций
Фронтиспис. Размещается на левой странице в развороте с титульным листом книги. Отображает основную идею произведения или представляет собой портрет автора.
Заставка. Располагается в начале главы или книги. Обычно изображает место действия этой части произведения.
Полосная. Занимает всю страницу, часто используется в детских книжках.
Разворотная. Размещается на развороте (двух страницах) книги, используется для освещения наиболее центральных событий сюжета.
Концовка. Логично завершает отдельную часть, главу книги или произведение в целом.
Буквица. Красочно оформленная первая буква текста на странице. Нередко бывает стилизованной под эпоху или жанр книги [4].
Для своей работы я выбрала виды полосной и разворотной иллюстраций, потому что полосная иллюстрация довольно большая по объему и тем самым можно привлечь взимание зрителя, а разворотная иллюстрация мне понравилась тем, что в ней можно раскрыть особенности сюжета.
Стилистика иллюстраций включает следующие варианты:
Для детских книг. Яркие картинки с изображением основных персонажей занимают значительную часть страниц сказки или веселого рассказа.
Для художественных произведений. Изображения в романах, повестях, рассказах и стихотворениях отличаются глубокой эмоциональной содержательностью.
Для научно-популярной и технической литературы. К таким рисункам предъявляются повышенные требования по достоверности графической информации.
Карикатура. Эти иллюстрации в острой форме высмеивают пороки общества, отдельной группы людей или идеологических противников.
Комикс. Путем последовательного чередования изображений рассказывают читателю небольшую увлекательную историю [4].
Иллюстраторы применяют в своей работе следующие техники создания изображений:
живописные и графические (с использованием акварели, гуаши, акриловых красок или угля, карандаша и сангины, применяются профессиональными художниками с академическим образованием);
коллаж ( изображения создаются из кусочков различных материалов, приклеенных к основе);
аппликация (схожая с коллажем техника, только частички материалов не приклеиваются, а прикладываются на ткань, картон или бумагу);
фотомонтаж (картинки получаются из сочетания отдельных фотографий (частей фото) и дополнительных графических элементов, используется при создании плакатов и рекламы);
компьютерная графика (художник рисует с использованием специального программного обеспечения и технологического оборудования).
Для создания иллюстраций к поэтическим текстам я выбрала графическую технику.Графика - вид изобразительного искусства, само слово происходит от греческого слова «графо», которое означает «писать, чертить, процарапывать». Графические произведения, в отличие от живописных, передают самое главное без лишних деталей. Они будто отображают идею произведения. Графические работы могут быть черно-белыми, иногда цветными. В результате окружающий мир в графике очень выразительный, но несколько условный, образный. Самостоятельные, отдельные произведения называют станковой графикой. Несколько станковых листов, объединенных общей идеей, образуют графическую серию.
История развития иллюстрации
Иллюстрация как средство визуального дополнения текста появилась очень давно. Еще в Древнем Египте писцы на папирусах, помимо содержимого гимнов и заклинаний, размещали изображения для наглядности текста. Иллюстрации также присутствуют в рукописных европейских книгах разных эпох (от Античности до Средневековья). В книжных миниатюрах Востока (Китая, Японии, Персии) того времени имеются многочисленные изображения на тему охоты, батальных сцен и бытовых сюжетов.
В середине XV века в Европе началась эра книгопечатания. К этому времени относится бурное развитие иллюстрации. Особенностью изображений той поры была их монохромность. Картинки в книгах были черного цвета, как и буквы. Сначала средневековые мастера использовали оттиски с рельефных печатных форм (гравюру), а позже (в конце XVIII века) появилась техника плоской печати (литография).
В 1837 году человечество получило доступ к новому изобретению — фотографии. Одновременно начали развиваться революционные фотохимические способы печати и появилась возможность массово тиражировать многоцветные иллюстрации к сказкам, стихотворениям и другим художественным произведениям.
К концу ХХ века на помощь иллюстраторам пришли развитые компьютерные технологии. Современные дизайнеры чаще всего рисуют картинки на специальном графическом планшете или используют удобную векторную графику. Иллюстрация была и остается важным инструментом для улучшения восприятия текста читателем. Рисунки старинных мастеров вызывают восхищение, украшают книги сказочников, писателей, поэтов и баснописцев. На сайте Very Important Lot всегда можно приобщиться к миру искусства и принять участие в арт-аукционах. Здесь же посетители имеют прекрасную возможность приобрести напрямую работы современных художников. [6]
История развития графической техники
Первые графические работы появились на самых ранних стадиях развития человеческого общества, когда древний человек выцарапывал изображения на камнях и стенах пещер, на костяных пластинах. Создав свои первые рисунки, которые фиксировали не только какие-либо события и окружающий мир, но и долгое время служившие средством общения между людьми, первобытный человек положил начало искусству графики. Так с помощью изображений человек в те далекие времена излагал свою мысль. [2]
Долгое время графические изображения не имели самостоятельного значения и служили украшением дома, предметов. Но постепенно человеческая речь стала развиваться, появлялся язык, и теперь рисунки стали обозначать не только слова, но и фразы, и отдельные слоги, звуки, начертание их менялось, пока полностью не трансформировалось в вид знакомых нам букв, ставших впоследствии основой алфавита.
С появлением письменности графика стала носить чисто декоративный характер и широко применялась в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения или разъяснения текста, да и само создание шрифтов переродилось в большое искусство. [2]
Глава II. Анализ поэтических текстов из сборника В.А.Мельникова "Юбилейный". Описание созданных иллюстраций к стихотворениям. Биография поэта.
Валентин Александрович Мельников. Биография
Валентин Александрович Мельников родился в 1934 году. Окончил среднюю школу, бумажный техникум. Учился во Всесоюзном энергетическом институте.
Своё детство будущий поэт проводил в Усть-Боровой, которая находилась на живописном берегу Камы в 8 км от г.Соликамска. Будущий поэт работал на бумажном комбинате, Соликамской ТЭЦ, корреспондентом газеты «Соликамский рабочий», директором ватной фабрики и пивоваренного завода.
Его жизнь интересна и богата событиями. Круг знакомств очень широк: художники, писатели, поэты, актёры… Став членом поэтического кружка «Лира», он познакомился с такими людьми, как Олюнин Л. П., Турковская Е. А., Трошкова И. Г., Бадрызлов Н. П. и другие.
Валентин Мельников – лауреат областного литературного фестиваля «Решетовские встречи», победитель в номинации «Поэзия», проходившего 20 июня 1999 г. в г. Березники, дипломант городского фестиваля народного творчества «Салют, Победа!» (апрель 1999г.). Всего издал пять сборников.
В 2008 году В. А. Мельникова не стало… Но жизнь поэта продолжается в его стихотворениях.
Нами было проанализировано 7 стихотворений из последнего сборника «Юбилейный», за основу анализа мы взяли положения из статьи М. Гаспарова «Методика анализа лирического произведения» Рассмотрев произведения В.А. Мельникова, которые мы взяли для работы, мы пришли к выводу, что их можно условно разделить на 4 группы, такие как:
- Времена года («Вестник зимы»)
- Природа («Залило солнышко поляну», «В каждом дне свет белый- счастье!» «Люблю я тебя. деревня», «В синем небе хлопья ваты»)
- Животные (С цыплятами ходила курица»)
- Война («Березоньки» )
Для создания иллюстраций художник может работать с литературными приемами. У поэтов и писателей есть множество инструментов, которые можно взять на вооружение и художникам [3]. Вот некоторые из них:
метафора — одно слово сравнивается с другим на основе сходства, аналогии или сравнения. Художник также может использовать метафоры, буквально нарисовав то, на что поэт дал намек: скажем, для этого стихотворения — девушку-птицу, или ожившую игрушку [3];
гипербола - преувеличение, сюда же можно отнести литоту — преуменьшение. Ахматова пишет, что героиня буквально умирает, задыхается в предсмертном бреду, после расставания с возлюбленным. Художник также может гиперболизировать любой образ, нарисовав что-то, что в реальности является маленьким, очень большим, и наоборот. Игрушка-какаду может стать гигантским, как монстр, а город — маленьким, игрушечным[3];
олицетворение — наделение неживых предметов свойствами и качествами живых существ[3]. Художники этим пользуются постоянно, оживляя любые предметы. Этот способ можно также смело забирать себе в иллюстраторскую копилку.
сравнение — одно понятие или явление сопоставляется с другим. По сути, для художника это прямое указание на направление для его работы. Образ, созданный поэтом, можно развить и углубить в иллюстрации [3].
Образы и литературные приёмы , найденные в стихотворении, мы объединяем и создаем свое неповторимое сочетание в иллюстрации. Каждый читатель выделяет для себя что-то самое важное. Здесь нет и не может быть одного единственно верного решения. Можно взять один главный образ, можно использовать несколько образов. Получившийся образ мы переводим на язык графики: у нас есть четыре цвета (черный, белый, серый, крафт), есть буквенный узор на бумаге и три основных выразительных средства: точка, линия и пятно. Один и тот же эскиз можно попробовать проработать с разными вариантами материалов.
Рассмотрев все стихотворения В.А.Мельникова, которые мы взяли для работы, мы пришли к выводу, что их можно условно разделить на 4 группы, такие как:
«В синем небе хлопья ваты», 2003г. (см. приложеие 1)
В.А.Мельников , как и многие русские поэты, уделяет внимание в своём творчестве такой теме, как красота русской природы. В его произведениях описываются все времена года.
Данное стихотворение представляет собой образец летнего пейзажа. Читая строчки этого текста, можно представить такую картину: « летний день … жаркий шибко…», синее небо, «солнце нежной улыбкой» встречает мягкие «хлопья ваты», плывущие в высоте; «лес и поле», река, «трава».
Природа насыщена сочными красками (цвет солнца- золотистый, неба - ярко-синий, лес, трава - изумрудный) .
На лексическом уровне, можно заметить, что набор средств выразительности, использованный в стихотворении, ограничен. Тем не менее тропы (метафора «хлопья ваты», сравнение « словно стая птиц», олицетворение «нежная улыбка» солнца,) помогают нам нагляднее представить этот летний пейзаж, созданный поэтом.
Олицетворения помогают нам понять, как нежно и трепетно поэт относится к родной природе.
Также стоит отметить, что стихотворение состоит из 16 строк: каждое предложение -это новый штрих к пейзажу.
Преобладание невосклицательных предложений позволяет предположить, что настроение в тексте спокойное, ощущается некое умиротворение.
Ещё интересным нам кажется использование такого приёма звукописи, как аллитерация : повторение согласных с-п , по мнению профессора В.А.Масловой, «выражает беззвучие, тишину» природы [ ].
В синем небе хлопья ваты –
Посмотри и подивись!
Словно стая птиц пернатых,
Облака поднялись в высь.
Поэту удалось передать неброскую, но такую милую нашему сердцу красоту местной природы: «у нынешнего лета есть изюминка своя». Текст пронизан любовью к родной природе.
Используя такие средства выразительности, как: эпитеты и сравнение, я изобразила летний, солнечный день, на это нам указывают лучи солнца, пробивающиеся сквозь пушистые облака, мы видим зеленые лес, поле, речку. Поэту удалось передать неброскую, но такую милую нашему сердцу красоту местной природы, и я постаралась это показать в своей работе. Главный смысловой и композиционный центр слегка смещен вправо, им является - дерево. На переднем плане мы можем заметить речку, в которой отображаются облака, траву, которая совсем слегка прикрывает начало реки. На среднем плане мы видим как раз композиционный центр - поле. На заднем изображен лес. В иллюстрации я использую только теплый колорит , чтобы передать зрителю такое чувство, как любовь поэта к родной природе. Работа выполнена в графической технике, материал - сухая пастель.
«Вестник зимы», 1999г (см. приложение 2)
Зима - удивительное время года. Соликамский поэт В.Мельников не мог не обратиться к этому чудному периоду года. Само заглавие стихотворения сразу же вызывает у читателя ощущение приближения зимы.
Поэтический текст начинается с описания такого завораживающего явления , как снег, который «покинувший высоты, валит на землю с небес». В данном произведении мы замечаем, что снег способен преображать землю, душа человека наполняется радостными чувствами.
И сразу в воображении рисуется такая картина: тишина, сыплет густой-густой снег , снежинки , перегоняя друг друга, белым покрывалом окутывают всё вокруг: дома, поля, леса. Вдруг появляется «странник белый» , с «бородою поседелой, с грузной торбой за спиной», который «сшил серебряный покров» для всего окружающего мира.
Анализируя лексический уровень текста, мы замечаем, что среди тропов чаще используется олицетворение («странник» « сшил покров»), которое помогает нам понять авторское отношение к зиме :поэт одушевляет природу, она для него -живое существо, и даже создаётся некий портрет деда -мороза . Использование таких эпитетов ( «снег пушистый», «серебряный покров», «суровых непогод», «бородою поседелой») позволяет нам не только зрительно представить то, о чём рассказывает нам поэт, но и ощутить лёгкий зимний морозец .
Стоит отметить, текст, состоящий из 20 строк, не разделён на строфы, можно объяснить эту целостность тем, что поэту важен каждый предмет, каждая деталь описываемого пейзажа.
Цветовая палитра представлена ахроматическими цветами (белый, серый, серебряный, седой), которые можно использовать для создания иллюстраций поэтического текста.
Интонация предложений стихотворения невосклицательная, поэтому можно говорить о спокойствии, умиротворённости , которые испытывает читатель.
Таким образом, созданный поэтом зимний пейзаж очаровывает нас своей сказочной красотой.
Используя такие средства выразительности, как: олицетворение, сравнение и эпитеты, я изобразила странника, снежный пейзаж. Созданный поэтом зимний образ очаровывает нас своей красотой, и я постаралась передать эту атмосферу в своей работе. Главным смысловым и композиционным центром композиции является странник. На переднем плане изображены сугробы, тропинка, уходящая в глубь леса, средний план посвящен композиционному центру. На заднем плане мы видим лес.
Цветовая палитра представлена ахроматическими цветами (белый, серый, серебряный, седой) , чтобы помочь зрителю лучше представить эту зимнюю картину. Работа выполнена в графической технике, материал -тушь.
«С цыплятами ходила курица», 2002г.(см. приложение 3)
В.А.Мельников, как и многие русские поэты, уделяет внимание в своём творчестве такой теме, как красота деревенской природы. Само заглавие стихотворения сразу же вызывает у читателя чувство умиротворенности, спокойствия.
Данное стихотворение представляет собой бытовую зарисовку деревенского двора . Читая строчки этого текста, можно представить такую картину: «с цыплятами ходила курица», «рвала когтями землю улицы, ища для деток малых корм», «на двор хозяйка выходила», «охранял с особым рвеньем ... петух с богатым опереньем»
На лексическом уровне можно заметить, что набор средств выразительности, использованный в стихотворении, ограничен. Тем не менее тропы (сравнение «цыплята, словно «жемчужинки», олицетворение «охранял с рвением») помогают нам нагляднее представить этот спокойный деревенский двор, описанный поэтом.
Олицетворения помогают нам понять, как нежно и трепетно поэт относится к родной деревне.
Также стоит отметить, что стихотворение состоит из 20 строк: каждое предложение -это новый штрих к деревенскому пейзажу.
Преобладание невосклицательных предложений позволяет предположить, что настроение в тексте спокойное, ощущается некое умиротворение.
Таким образом, созданная поэтом деревенская атмосфера не может не очаровывать своей красотой.
Используя такие средства выразительности, как: эпитеты и сравнение, я изобразила деревенский двор, на котором курица, словно настоящая мама, кормила своих цыплят, петух с богатым опереньем охранял свой дом, хозяйка щедро кормила цыплят и курицу. Поэту удалось передать эту деревенскую атмосферу, я постаралась это показать в своей работе. Главным смысловым и композиционным центром иллюстрации является хозяйка, она щедро наполняет чашу крупой. На переднем плане изображены цыплята, они словно жемчужины, бегают по двору, средний план посвящен композиционному центру. На заднем плане мы видим другие дома и лес. Работа выполнена в графической технике, материал -тушь и черная ручка.
«Садилось солнце. Вечерело», 2003г.(см. приложение 4)
Основная тема стихотворения- русская природа , а точнее - осенний пейзаж. Излюбленное средство поэта , которое используется в произведении, - олицетворение, мы наблюдаем одушевление природы («вода дремала», «даль звала»).
Кроме этого тропа, мы находим сравнение («гладь реки, на зеркало похожа») . Интересно описывает поэт веточки рябины, на которых «застыл румянец огневой» , описывая «золотую осень» называет её «хозяйкой», которая « входила в жизнь со всех сторон». Интонация спокойная, ведь предложения все здесь невосклицательные, что создаёт атмосферу умиротворения.
Всё стихотворение пронизано любовью к русской природе, к осенней поре.
Используя такие средства выразительности, как: эпитеты и сравнение, я изобразила вечерний пейзаж, где речная гладь, слово зеркало, отображала закат, лес; дерево рябины, на веточках которой «застыл румянец огневой». Поэту удалось передать атмосферу умиротворенного вечера, тишину, красоту ярких цветов, и я постаралась это показать в своей работе. Главным смысловым и композиционным центром иллюстрации является рябина, на переднем плане изображен берег, опавшие листья с дерева, средний план посвящен реке, а на заднем плане мы видим красивый осенний лес. Работа выполнена в графической технике, материал - сухая пастель.
«Березоньки», 2000г. (см. приложение 5)
Используя такие средства выразительности, как: эпитеты, олицетворение и сравнение, я изобразила пейзаж, березовую рощу, солдата. На иллюстрации мы видим комдива, который обнимает березу в знак благодарности, ведь во время войны она спасла ему жизнь. Поэту удалось передать тот момент, когда война уже подходит к концу, напряжение спадает и становится всем жить легче, и я постаралась передать это в своей иллюстрации . Главным смысловым и композиционным центром является комдив. Так же нельзя не отметить, что в тексте говорится о том, что он очень благодарен березе, что она ,как "медсестра", спасла ему жизнь и это тоже является важным эпизодом, который я отобразила в иллюстрации. На передний план занимает трава, на среднем плане мы видим композиционный центр, а на заднем плане березы и крыши деревни. Работа выполнена в графической технике, материал -тушь и черная ручка.
«Люблю я тебя, деревня», 2003г. (см. приложение 6)
Основная тема данного поэтического текста — изображение русской природы, деревни. Лирический герой сразу же, в начале произведения, признается ей в любви. Поэт пишет так: « За вид твой воистину древний у Камушки на берегу люблю тебя с детства, деревня, и сердцем забыть не могу». Сколько нежности и теплоты в этих простых строчках!
В следующей строфе мы видим описание родной природы: «берёзы в зеленых платочках», «черёмух пленительный цвет», «и летние белые ночи». Для лирического героя красивее ничего нет на свете.
Для него «рожь, как живая», «а рядом в траве полевой кузнечики... не смолкая, куют свой уют в разнобой». Мы замечаем такое средство выразительности, как олицетворение, то есть для лирического героя природа- это живое существо, мы наблюдаем одушевление природы. Лирический герой видит старый дом, где рождались когда-то «мелодии» души и вспоминает свои жаркие речи, свою любовь.
Хотелось бы отметить, что стихотворение имеет кольцевую композицию, которая подчёркивает искренне признание в любви деревне не только лирического героя, но и самого поэта.
Используя такие средства выразительности как: эпитеты и сравнение я изобразила летний пейзаж родной природы. На иллюстрации мы видим реку Каму, березы на берегу, траву. Поэту удалось передать в своем произведении любовь к родной природе и я постаралась показать это в своей работе. Главным смысловым и композиционным центром иллюстрации
является береза, на переднем плане изображен берег, березы, на средним плане мы видим реку, а на заднем плане - лес. Работа выполнена в графической технике, материал -тушь и черная ручка.
«Ветры снегом откружили», 2003г. (см. приложение 7)
Используя такие средства выразительности, как: эпитеты и сравнение, я изобразила весенний пейзаж на нем мы видим ,как местами уже растаял снег, люди чинят крыши домов, все заняты своими делами. В.А.Мельникову удалось показать в своем стихотворении эту весеннюю суматоху, и я захотела изобразить это в своей иллюстрации. Главным смысловым и композиционным центром является персонаж, который чинит свою крышу после оттепели, на переднем плане изображено просветы снега, из под которых выглядывает трава, средний плане мы видим деревенский весенний пейзаж, а на заднем плане -крыши домов, лес. Работа выполнена в графической технике, материал -тушь и черная ручка.
Заключение
В ходе нашего исследования были сделаны следующие выводы: основные темы лирики В.А.Мельникова связаны с русской природой, деревней, животными, войной.
Анализируя его произведения, мы отметили ограниченный набор изобразительных средств (эпитеты, олицетворения, сравнения), с помощью которого поэт сумел передать неброскую красоту родной природы, милой ему деревни.
Наша гипотеза нашла своё подтверждение: действительно, словесное рисование, которое включает в себя литературные приёмы, помогает привнести в графику более глубокий смысл , заложенный в том или ином поэтическом тексте.
Читая стихотворения соликамского поэта В.Мельникова, невольно задумываешься о своей «малой родине», о родном городе, и конечно же, о нашей природе. Ты видишь, как можно трепетно и нежно относиться к тому, что тебя окружает, и чувство любви к своему краю не может не появиться у читателя. Свою работу хочу закончить словами историка С.О.Шмидта : «Любовь к малой родине -источник любви к России».
Библиографический список
1. Биограф https://biographe.ru (24.07.2024)
2.Журнал «Ярмарка Мастеров» https://www.livemaster.ru (20.07.2024)
3. Дёмкина Н.. Художник, писатель и журналист. Рисую истории о Петербурге в словах и красках. 2020-12-24 (07.08.2024)
4.художественные статьи Very Imortant Lothttps://veryimportantlot.com/ru/news/blog/illyustraciya-risunok-dopolnyayushhij-soderzhanie-knigi (03.08.2024)
5. http://sulimart.ru (06.08.2024)
6. https://infourok.ru (03.08.2024)
Приложение 1
« летний день … жаркий шибко…» «хлопья ваты» «лес и поле» «река» «трава» «словно стая птиц» «нежная улыбка» |
Приложение 2
Снег «покинувший высоты, валит на землю с небес» «странник белый» «бородою поседелой, с грузной торбой за спиной» «сшил серебряный покров» |
Приложение 3
«Деток малых» «И с радостью червей клевали» «И охранял с особым рвеньем … Петух с богатым опереньем» «Другом и отцом» «Жемчужинки» |
Приложение 4
«вода дремала» «даль звала» «гладь реки, на зеркало похожа» «застыл румянец огневой» «золотую осень» |
Приложение 5
«Собрались на консилиум березоньки» «Комдив воздушной пятой» «Рад от берез обилья в прифронтовом лесу» «Ас сделал предложение одной из них час в час» «Устав от нетерпенья, поцеловал не раз» |
Приложение 6
«Вид воистину древний» «У Камушки на берегу» «Березы в зеленых платочках» «Траве полевой» |
|
Приложение 7
«Потеплела солнца медь» «Месяц март без привилегий» «Только у людей заботы: ремонтировать дома» «Ослабший дух природы» |