Введение
Мультфильмы занимают важное место в жизни современных детей. Однако не всегда их качество и содержание соответствует рациональному восприятию и обоснованию полученной информации детьми разных возрастов. В современном мире, в условиях вседоступности, дети находятся под соблазном просмотров огромного многообразия мультфильмов. Понять, какое влияние на развитие ребенка они оказывают, к сожалению, не представляется возможным в полной мере. Этим и обосновывается актуальность данной работы. Мы попробуем разобраться в таком «волнующем» вопросе, как - «Мультфильмы, хорошо это или плохо»?
Очень часто получается так, что телевизор является первым воспитателем детей, отодвигая на второй план родителей, воспитателей и учителей. Поэтому к выбору телепередач и мультфильмов надо подходить крайне осторожно. Мультфильмы могут быть как союзником и активным помощником, так и, наоборот, могут превратиться в неотвратимое зло. К примеру, сцены неуважительного отношения к людям, сцены с опасными для жизни ребенка формами поведения, использование несимпатичных, а порой, даже уродливых персонажей, ведет к неадекватному формированию у ребенка восприятия окружающего мира [2.2].
Дети не просто проводят время у экрана, их представления о действительности, манера поведения, привычки формируются и развиваются в атмосфере определенной культуры. Мультфильмы объединяют реальность и вымысел и создают особый тандем воздействий, являющийся эффективным средством развития и воспитания ребенка.
Неудивительно, но фактом остаются следующие моменты: 1. телевизор, компьютер, планшет в большом объеме вызывают зависимость у детей любого возраста; 2. регулярное просиживание у экрана стимулирует развитие импульсивности и неорганизованности; 3. телевизор и компьютер – лучшая возможность занять ребенка надолго. Во многих семьях телевидение стало воспитателем ребёнка. При этом никакого контроля и абсолютный доступ к просмотру фильмов или мультиков [1.3]. В результате ребёнок постепенно начинает подражать телевизионным схемам поведения.
Суммируя выше сказанное, выделим цель исследования – определить позитивное и негативное влияние различных мультфильмов на развитие, поведение детей, и их отражение в повседневной жизни.
Предмет исследования – мультфильмы российских и зарубежных производителей.
Объект исследования – учащиеся четвертых классов, студенты медицинской академии.
В наше время популярной темой для обсуждения является попытка понять современных детей. Многие из них одновременно застенчивые и полные страхов, и при этом они шумно и безрассудно стараются заявлять о себе и своих правах. Такие ребята не стараются проявить себя с хорошей стороны, зато без каких-либо проблем кривляются в присутствии малоизвестных взрослых, задевают других детей в присутствии родителей, дразнятся, громко хохочут, демонстративно повторяют разные бессмыслицы, отказываются придерживаться каких-либо правил и преодолевать трудности. Главный вопрос – у кого ребенок перенял такие модели поведения? Родители часто винят в этом детские сады, школы, дурную наследственность. Однако, мало кому приходит в голову обратиться к мультфильмам. А ведь они зачастую лучшие друзья детей. Попробуем проанализировать самые популярные из них.
Самые первые
Прежде чем перейти непосредственно к анализу мультфильмов, хотим окунуться немного в историю и интересные факты.
Первый мультфильм в мире. Днем рождения рисованной мультипликации считается 30 августа 1877 года, но только в 1898 выходит первый в мире кукольный мультфильм «Цирк лилипутов», в котором использовались деревянные игрушки. С самодостаточным сюжетом и героем, наделенным характером, зрители впервые встречаются в анимации «Фантасмагория» Эмиля Коля (1908г).
Первый полнометражный мультфильм снял аргентинский режиссер Квирино Кристиани в 1917 году. В его «Апостоле» затрагиваются совсем не детские темы – вопросы коррупции и безнравственности Буэнос-Айреса того времени. Его продолжительность составила 69 минут. Ни одна копия не дожила до нашего времени: их большую часть пустили на изготовление целлулоидных расчесок, а последняя сгорела во время пожара в 1926 году.
Первый полнометражный мультфильм, получивший «Оскар». Это случилось в 1939 году. Его получил фэнтезийный мультфильм «Белоснежка и семь гномов», снятый двумя годами ранее на студии Уолта Диснея. Мультфильм получил аж восемь статуэток.
Первый российский мультфильм. В 1910 году Владислав Старевич решил снять документальный фильм о жуках-оленях, но его идея провалилась: под осветительными приборами насекомые становились пассивными и категорически отказывались двигаться.
Благодаря этому их свойству появился первый немой мультфильм с объемными героями «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки пародировали героев романов о смелых рыцарях. Первые зрители не всегда догадывались о том, что перед ними на экране не настоящие насекомые, а кукольные муляжи.
Первый звуковой мультфильм был снят в 1928 году. Им стал «Пароходик Уилли». Анимация была создана Уолтом Диснеем, а в главной роли появился Микки Маус. Микки Маус стал одним из самых популярных и узнаваемых в мире мультипликационных героев.
Первый цветной мультфильм. И снова рекорд принадлежит творению Уолта Диснея и его цветному мультфильму «Цветы и деревья» (1932г).
Первый телевизионный мультсериал появился на телеэкранах в 1947 году. Анимация «Кролик-крестоносец», снятая Алексом Андерсеном и Джеем Бардом, выходила на телеэкраны более десяти лет. За это время вышло 455 эпизодов.
Первый мультсериал для взрослых - знаменитые «Флинстоуны». Производство было начато в 1960 году. На американском телевидении вышло 6 сезонов (или 166 серий).
Первый советский мультсериал. Режиссер Роман Давыдов снял пять частей мультфильма «Маугли» (1967-1971). В 1973 году эти серии смонтировали в один полнометражный фильм.
Первый компьютерный мультфильм. Компьютерную графику впервые применили в «Истории игрушек», снятой в 1995 году совместно Pixar и Disney. Его достижения: первая номинация на «Оскар» за «Лучший оригинальный сценарий», самый кассовый фильм 1955 года, один из сотни величайших фильмов в истории американского кино. Интересно, что исполнительным продюсером на съемки был приглашен Стив Джобс, а на обработку каждого мультипликационного кадра уходило до 13 часов! [2.4]
Мультфильмы давно стали полноценным жанром киноискусства. Пожалуй, стоило напомнить об этом, прежде чем начать изучать их под микроскопом.
Маша и медведь
Маша и Медведь - российский мультипликационный мультсериал, ориентированный в первую очередь на детскую аудиторию (от 3 до 9 лет).
Если анализировать видеоряд мультфильма, то можно увидеть, что картинки в мультфильме меняются достаточно быстро — у ребенка, который часто и много смотрит серии мультика, может возникнуть логоневроз, поскольку когнитивная информация, которую он получает, не усваивается.
Как только девочка появляется на экране, сразу видим реакцию животных – все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна.
С самого начала закладывается противодействие ребенка и природы. Маленькие дети часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя как часть природы и находятся в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и все, кто в нем живет — всего лишь средства для достижения твоей цели [2.2].
Как развивается сюжет? Мы видим, что героине очень сложно определить границы своего поведения. Мы можем вспомнить старинную русскую сказку о Маше и медведе: придя в дом к медведям, героиня этой сказки не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего. К сожалению, героиня современного мультфильма ведет себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом, отца можно использовать как угодно.
Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир — это интересное место, где ты — главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо».
На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение — безопасное и желательное. Но, как взрослые люди мы знаем — это не так.
Спектр эмоций, который демонстрирует Маша, очень ограничен — даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний – ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно
Больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини — это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя — хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша?
На фоне веселого и увлекательного действия, на втором плане отчетливо проявляется суть взаимоотношений взрослого и ребенка. Какие отношения моделируют создатели фильма?
Показано типичное поведение избалованного ребенка-эгоиста «без ограничений и рамок», где его родители являются по жизни «номером шестнадцать» – только инструментом для добычи игрушек и развлечений.
Девочка «стоит на ушах» – прыгает на постели в незнакомом доме, мешает спать взрослому, мешает заниматься делами, требует постоянных игр и развлечений, никакой созидательной деятельности, никакой помощи взрослому, никакого уважения и т.п.
Но самое главное не то, что показывают ребенка, не умеющего себя вести, а то, что взрослый не делает никаких попыток пресечения такого поведения. Он потакает ребенку: дает сладости, чтобы хоть немного отдохнуть, «ведется» на мнимые слезы. Т.е. не показывает, что делать можно, а чего нельзя. Не показывает где «плохо», а где «хорошо», не воспитывает, а «плывет по течению», идет на поводу у ребенка.
Это самый главный вирус мультфильма. Что видят дети, смотря его: что можно бесконтрольно вести себя и тебе за это ничего не будет. Наоборот, получишь сладости, подарки, исполнение желаний.
Все это замаскировано искрометным юмором. Смотреть фильм действительно «прикольно», и это отлично помогает внедрению закладок в сознание ребёнка.
Некоторые психологи считают, что данный мультфильм – это классический пример садизма, где есть жертва (Медведь) и маленький садист (Маша). Отождествляя себя с Машей, ребенок испытывает триумф от того, что внутренне «берет верх», побеждает взрослых. В этом мультфильме нет правил и границ, которых должен придерживаться ребенок. Ведь руководящая идея этого мультфильма разрушает все основания педагогики и звучит: делай, что хочешь, тебе за это ничего не будет.
Побыть в роли Маши мечтает каждый ребенок, и в этом успех мультсериала. В роли Медведя – абсолютной жертвы – чаще оказываются родители или бабушки-дедушки, которые всё позволяют и всё прощают своим любимцам. Маша ведет себя спонтанно, но совсем не принимает правил, которые необходимы для нормальных отношений в семье или в обществе. Поэтому рано или поздно, учитывая популярность и заразительность поведения Маши, дети будут подражать главной героине и, говоря прямо, сядут вам на голову. Кроме хулиганского поведения этот мультфильм на подсознательном уровне программирует девочек на доминирование и потребительское отношение к людям [1.3].
Пожалуй, родителям не следует доверять воспитание своего ребенка этому яркому, но сомнительному, с точки зрения морали и воспитания, мультфильму. Результаты исследований свидетельствуют, что дети перестают слушать родителей, копируя Машу. А если сегодня мы не приучим детей к взаимопониманию и почтительному отношению к родным и окружающим, то спустя некоторое время, мы за это дорого заплатим.
Спанч Боб
Спанч Боб (Губка Боб) - любимый персонаж для очень и очень многих детей. Это один из популярнейших мультсериалов Америки. Сегодня он заполоняет всё вокруг, ведь, как поется в песенке из заставки к сериалу, Спанч Боб «побеждает всегда и везде».
Этот удивительно яркий сериал о приключениях морской губки по имени Губка Боб Квадратные Штаны и его друзей, которые живут в городке Бикини Боттом на дне моря. Лучшим другом Губки Боба является розовая морская звезда Патрик Стар, умственные способности которого весьма ограниченны. Среди наиболее известных цитат Патрика страшная и примитивная история о моллюске, которая звучит так: «Я расскажу тебе одну историю. Она называется «Безобразный моллюск». Жил-был безобразный моллюск. Он был такой безобразный, что все умирали. Конец».
Сериал поражает своими примитивными шутками наподобие таких: постучали друг другу по голове, бросили мороженым в стекло. Губка и его друг десять раз не могли влезть в автобус, потому что в очереди Губка то заснул, то конфетку себе в ухо засунул, то съел фонарик [2.2]. Едва ли стоит удивляться, если ребенку после просмотра сериала придет в голову засунуть себе что-нибудь в ухо. А это, согласитесь, довольно опасно.
Многие психологи считают этот мультфильм очень примитивным и указывают, что если целью родителей является отупение ребенка, то «Губка Боб» – это наилучший помощник.
В штате Виржиния (США) провели эксперимент. Ученые отобрали четырехлетних детей и разделили их на две группы. Первой группе показывали эпизод мультфильма «Губка Боб». Вторая группа смотрела менее динамичный канадский мультфильм, либо просто рисовала. После этого детей попросили решить несложные задачки. Та группа, которая рисовала и смотрела спокойный мультфильм, вела себя как обычно. Дети из этой группы успешно решали задачки и другие тесты для детей. Однако дети из группы, которой показывали «Губку Боба», продемонстрировали худшие показатели. По словам ученых, они зафиксировали у детей из первой группы потерю концентрации. Дети, смотревшие «Губку Боба», тратили на решение задачек гораздо больше времени, чем дети из второй группы. Исследователи связывают временное снижение концентрации и умственных способностей детей из первой группы с тем, что они неосознанно копировали хаотичные действия персонажей мультфильма «Губка Боб». По их словам, в этом мультфильме события развиваются быстро и нелогично, что делает детей чрезмерно возбужденными и снижает их концентрацию. Ученые советуют родителям тщательнее отбирать телепрограммы, которые смотрят их дети. Кроме того, они рекомендуют родителям поощрять их детей на творческую работу и больше играть с ними в старые добрые настольные игры [2.3].
Симпсоны
Скандальный многосерийный мультсериал «Симпсоны» смотрят почти в каждом доме. Речь идет о семье, которая состоит из туповатого отца Гомера, его жены Марж и их детей: хулигана Барта, Лисы, и Мэгги.
Этот комедийный сериал, который получил множество голливудских наград, по мнению многих психологов на самом деле является прямой пропагандой жестокости, садизма и наркомании. Он разрушает отношения между родителями и детьми.
Многие взрослые, которые хоть раз посмотрели этот мультсериал, возмущены его грубостью и разнузданностью. И далеко не все понимают, что это не просто дикость, а целенаправленное разрушение семейных ценностей, поощрение к хулиганскому поведению с родителями и родственниками. Например, мать просит сына помочь по дому, а тот ей в ответ грубость. А как тонко и весьма остроумно глумятся в этом сериале над старостью и болезнью? Черепаха ворует вставную челюсть дедушки Симпсона, а бедняга не может ее догнать. Потом перед его носом закрыл дверь родной сынок. И все это мило, «прикольно», заразительно. Ничего странного в том, что дети начинают подражать такому поведению.
Один отец не выдержал и даже подал в суд на телекомпанию, которая показывала «Симпсонов». Его семилетний сын вдруг стал дико вести себя: бросаться с кулаками на мать, говорить неприличные слова. Отец не мог понять, в чем дело, пока его товарищ не сказал: «Послушай, да он же в точности копирует то, что показывают в мультфильме о Симпсонах!». И действительно, мальчик дважды в день, утром и вечером, смотрел этот мультсериал. А отцу и в голову не приходило, что в детском мультфильме может быть что-то вредное.
В США насилие в школах стало огромной проблемой, ежегодно в перестрелках гибнут десятки человек, серьезно пострадали уже примерно четверть миллиона детей. В 2000 году ряд общественных организаций обратились к американским властям с общим заявлением, где указывается на «существование причинной связи между насилием в масс-медиа и агрессивным поведением детей». Это заявление подписали Американская родительская ассоциация (АРА), Американская академия педиатрии и Американская Академия детской и подростковой психиатрии.
Соответственно, была доказана и обратная зависимость: чем меньше ребенок видит насилия по телевизору, тем меньше вероятность его агрессивного поведения. Эти исследования проводились в двух школах в Сан-Хосе. Две трети учеников согласились на протяжении 10 дней вообще не смотреть телевизор. Половина этих детей продолжали ограничивать свое время возле телевизора на протяжении 20 недель. Родители отслеживали то, как их дети выполняют условия эксперимента. После 20 недель снова были проведены замеры, которые показали снижение агрессивности на 40% и снижение словесной агрессии на 50%. Интересно, что самых больших успехов в снижении агрессии добились именно те дети, которые к началу исследования были наиболее агрессивными [2.2].
Винкс
Мультсериал о феях-принцессах, в котором первым делом в глаза бросается неоднозначная внешность героинь и остальных персонажей. Девушки изображены с аномально длинными ногами, глазами на пол-лица, выпирающими губами, распущенными волосами и в более чем откровенных нарядах. Сюда еще можно добавить высокие каблуки и огромные платформы, непропорционально широкие бедра, и чрезмерно узкую талию, толщиной с предплечье. По мнению многих экспертов все главные персонажи мультфильма своим внешним видом пропагандируют анорексию и пошлость.
Учитывая, что ребенок при просмотре мультфильма старается подражать главным героям не только в их поступках, но и внешне, то комплекс неполноценности и психологические проблемы из-за неспособности соответствовать подобным стандартам красоты обеспечены.
К противоестественной внешности добавляется еще откровенная и вульгарная одежда, тонна яркой косметики и вызывающие позы. Как с гордостью заявляют создатели мультфильма, в работе над анимацией участвовали дизайнеры из дома моды «Дольче и Габана». В результате в каждой серии главные героини по несколько раз переодеваются и постоянно повторяют фразу «какая ты красивая». То есть вот этот яркий и безнравственный образ начинает у ребенка ассоциироваться со словом красота.
Думаю, вряд ли кто-то из родителей захочет, чтобы его дочь щеголяла в подобном наряде. Но именно это ребенок впитывает через яркую картинку мультфильма Винкс. Кстати о яркой картинке. Ядовитые кислотные цвета, неестественно прорисованный мир и быстрая смена кадров вредны для детской психики. Резкая смена плана, звука, места действия развивают у ребенка клиповое мышление и не дают сосредоточиться на каком-либо событии или образе [2.2].
Обычно первую половину 20-минутной серии феи развлекаются, общаются с женоподобными мальчиками, обязательно устраивают вечеринку и танцы. Танцуют они кстати с лозунгом «крути, тряси». Вторую половину серии феи дико вопят и сражаются с каким-то монстром или с темными ведьмами. Монстров феи всегда побеждают, а ведьмы, олицетворяющие главное зло в мультфильме, обычно остаются безнаказанными.
Фразы и диалоги героев – примитивные и ограниченные. В целом, все поведение героинь, которые по мультфильму уже достаточно взрослые девушки, можно назвать пропагандой инфантилизма – они остановились в развитии в возрасте 5-7-ми лет, им недоступны логические заключения, и они не хотят и не умеют думать.
А самое главное, что все свои проблемы главные героини фильма решают с помощью магии. Даже вечеринки они организовывают не сами, а просто делают взмах рукой и появляется накрытый стол, музыка, украшения и т.д. В результате у детей, воспитанных на таких мультиках, при встрече с любой проблемой начинаются истерики и крики. А как еще они должны реагировать, если они тысячу раз видели, как все просто решается по мановению руки, а в жизни так не получается.
Три богатыря
Речь пойдет о мультфильмах: «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006), «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (2007), «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010) и «Три богатыря на дальних берегах» (2012). Создание художественных произведений для детей на основе народных былин – задача достойная, на первый взгляд. А на второй?.
Русский богатырь – это не просто очень сильный человек. Это – идеальный образ защитника Отечества. Он готов к самопожертвованию, к отказу от личной жизни во имя блага своего народа и т. д. «Дни, месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. А Добрыня и Алеша – все в степи да в чистом поле правили службу воинскую…» (Из русских былин.). Авторы мультфильмов о новых богатырях помещают своих героев в «прежнюю» историческую эпоху, но наделяют их «современными» характерами.
Таким образом «идеальный образ» разрушается и на стыке двух несовместимых вещей возникает комический эффект. Богатырь становится «смешным».
Алеша Попович, например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса – символ мужской силы. Если в былинах Алеша Попович, как наименее сильный из богатырей, отличается смекалкой и сообразительностью, то «мультипликационный» как раз во всем обнаруживает явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами, как говорится, сила есть, ума не надо. В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша «по простоте душевной» использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь, опять же «нечаянно», сбивает грибы, отфутболивает мелких зверушек. С такой же легкостью, с какой он наносит людям удары разной степени тяжести, Алеша и признает свои ошибки, «хотел, как лучше, а получилось…». Говорят, такая простота хуже воровства, но дело под конец фильма доходит и до воровства. Проникнув в лагерь врагов, Алеша под покровом ночи пытается увезти слиток золота, и вдруг на полпути спохватывается: «Что же это я как вор?!» – и принимается молотить сонных тугар, спасая свою богатырскую репутацию.
Также сильно отличается от своего былинного собрата и Добрыня. Впечатляет лексикон «мультипликационного» богатыря: «Я понятно объясняю?», «Упал – отжался». Словно и не богатырь перед нами, а солдафон. Добрыня вовсе не живет отшельником на дальней заставе: у него красивая молодая жена, которая мужа без конца пилит: то ей скучно, то шубу подавай новую [2.2]..
Удивительно, насколько тема денег, продажности, обмана занимает в этих мультфильмах одно из ключевых мест. Деньги любят все: и Баба-яга, и Змей Горыныч, и богатырский конь, и даже князь Владимир. Забава, например, которую просватали за нелюбимого, начинает просчитывать, а может, нелюбимый не так уж и плох, коль у него денег-то много.
Из-за своей алчности персонажи мультфильмов попадают в нелепейшие ситуации. Но быстро просят прощения – и их все прощают. Авторы словно призывают зрителя быть снисходительным к «маленьким человеческим слабостям», а вот к чему уж нужно относиться непримиримо – так это к физической немощи.
Основными объектами для шуток всякого рода в мультфильмах становятся старики и старухи: то им стрела вонзится в мягкое место, то лошадь лягнет, то чем-нибудь увесистым их придавит, а то и их самих зачастую используют вместо орудий. А уж как лихо высмеяна старческая рассеянность и забывчивость на примере состарившегося богатыря Святогора, точно страшнее порока у человека и быть не может!
Также на посмешище выставлен и сам жанр народной былины: зазвучал былинный распев, появляется в кадре пергаментный свиток с «уставными» буквами, и вдруг – то автор не знает, какую букву в слове поставить, то выясняется, что былину вообще пишет… осел.
Опросы и подведение итогов
Я провела опрос в классе и хочу поделиться полученными результатами. 31 ребенок смотрит мультфильмы. 18 из них – часто. Большинство любит зарубежные мультики. 14 детей считают их полезными для себя. 4 ребенка смотрят мультики в тайне от родителей. 17 детей заявляют, что любят обсуждать мультики с родителями, хотя на вопросы, почему они любят определенные мультики, никто не дал распространенного ответа. Мой первый вывод напрашивается сам собой: дети все-таки не привыкли рассуждать, почему они любят мультики. Просто любят.
16 детей из класса любят мультсериал «Маша и Медведь». Стоит ли комментировать? Кстати в ходе исследования, я наткнулся на отзыв родителя об этом мультике. «Моя дочка очень любит Машу, но я стараюсь пореже включать ей этот мультфильм. После него ребенок начинает буквально сходить с ума, подражая главной героине». Мой второй вывод касается родителей-Медведей. Почему взрослые ведут себя, как Медведь? Зачем идти на поводу у ребенка и «пореже включать мультфильм»? Неужели нельзя проявить твердость характера, когда дело прямо касается воспитания и поведения ребенка?
18 детей из класса любят Спанч Боба. Третий вывод я выражу словами Патрика: «Я расскажу тебе одну историю. Она называется «Безобразный моллюск». Жил-был на свете безобразный моллюск. Он был такой безобразный, что все умирали. Конец.». Вот уж и вправду конец.
Есть определенные признаки, по которым легко понять, стоит ли ребенку смотреть определенный мультфильм. Конечно, ребенку просто необходима помощь в правильном выборе. Поэтому эти признаки важнее знать взрослым.
Персонажи мультфильма жестокие, агрессивные, они дерутся, убивают, калечат.
Плохие поступки персонажей остаются безнаказанными.
Персонажи совершают такие действия, которые при повторе детьми будут для них опасными
Персонажи неуважительно и презрительно относятся к людям, животным, растениям. Смеются над слабостью, старостью, физическими недостатками.
Это всего лишь самые явные признаки плохого мультфильма. Удивительно то, что это признаки встречаются во многих известных мультиках. Просто нужно быть внимательнее и более ответственно подходить к выбору мультфильма.
В медицинской академии провели опрос среди студентов, чтобы помочь мне с проектом. Выяснилось, что 99 % студентов любят смотреть мультфильмы. Удивительно, но факт – 100% опрошенных считают необходимым запретить мультфильмы, содержащие сцены издевательства, избиения и нецензурную речь. Мой вывод: а правы ли студенты, которые хотят запрещать мультфильмы? Говорят, что «Том и Джерри» - это мультик о жестокой мышке и слабом коте. Неужели нужно запретить «Тома и Джерри?» Может не закон должен запрещать мультфильмы? Может родителям стоит больше интересовать мультиками, которые смотрят их дети? Может стоит больше обсуждать их с детьми?
Заключение
Могут ли мультфильмы иметь негативное влияние?
Могут. Ведь, например, мультфильмы с частым мельканием изображения способствуют развитию поведенческих проблем, дефицита внимания у детей
Мультики, сосредоточенные на физической красоте, формируют неправильные ценности у детей, особенно, если они не вписываются в пропагандируемые шаблоны. В итоге у них возникает чувство своей неполноценности. Неограниченное количество времени за экраном может негативно сказаться на остроте зрения. Дети, которые проводят много времени за современными гаджетами не успевают поиграть или пообщаться со сверстниками, с друзьями. Мультфильмы и детские передачи могут преувеличивать реальность и создавать чрезвычайно жестокие сцены для восприятия ребёнком.
Но ведь есть и положительные стороны нашей медали!
Мультики – это один из источников развлечений для детей. Родителям только нужно подобрать «правильный», который подходит по возрасту их малышу и легок в восприятии. Есть каналы, мультфильмы, которые расширяют кругозор. Ведь дети получают первоначальные познания о мире и важнейших ценностях в духовности и морали часто из мультфильмов.
Телевидение вдохновляет. Например, ребенок захочет повторить поделку или рисунок, которую увидел в детской передаче. Спортивные каналы способы привлечь внимание детей к тому или иному спорту. Просмотр телевидения в кругу семьи заряжает приятными эмоциями и сплачивает всех домочадцев.
Мой главный вывод: детям не нужно быть Машами, родителям не нужно быть Медведями.
Список использованной литературы:
1.Ссылки на статьи из журналов:
Смирнова Е. О. Возрастные особенности восприятия мультфильмов дошкольниками // Вопросы психологии. – 2014. - №5, - с. 33-45
Смирнова Е. О., Соколова М. В. Мультфильмы для дошкольников, как правильно их выбрать // Дошкольное воспитание. – 2014. - №5,- с. 19-24.
Яновский М. И. Анализ воздействия мультфильмов на моральные установки зрителя // Вопросы психологии. – 2014. - №1,- с. 87-97
2.Ссылки на материалы интернет-ресурсов.
А.Захоженко Влияние мультфильмов на дет: факты, минусы и плюсы. https://popasnaya.city/read/blog/8088/vliyanie-multfilmov-na-detej-fakty-minusy-i-plyusy
Детство под угрозой. Вредные мультфильмы. 2015. Ьрошюра , подготовленная проектом «Научи хорошему».- http://whatisgood.ru./donate
Шишова М. Э., Шишова Д. Э., Саева Ю. А. Влияние мультфильмов на психологическое состояние детей младшего школьного возраста // Юный ученый. — 2017. — №2.2. — С. 107-112. — URL https://moluch.ru/young/archive/11/806/
https://uznayvse.ru/interesting-facts/samye-pervye-multfilmy-v-mire.html
*Приложение 1
Анкета
для школьников
Любишь ли ты смотреть мультфильмы?
Как часто ты смотришь мультфильмы?
Какие мультфильмы тебе нравятся: зарубежные или российские?
Где ты смотришь мультфильмы (по ТВ, на компьютере, в кинотеатре)?
Считаешь ли ты мультфильмы полезными для своего развития?
Любишь ли ты обсуждать мультфильмы после их просмотра с родителями, с друзьями?
Тебе нравится мультфильм «Маша и Медведь»? Почему?
Нравится ли тебе мультфильм «Бременские Музыканты»? Почему?
Нравится ли тебе мультфильм «Спанч Боб»? Почему?
Нравится ли тебе мультфильм «Винкс»? Почему?
Нравится ли тебе мультфильм «Дружба-это чудо»? Почему?
Какой мультфильм ты считаешь самым полезным для детей? Почему?
Какой мультфильм ты считаешь самым вредным для детей? Почему?
Смотришь ли ты какой-нибудь мультфильм в тайне от родителей? Почему?
Расскажи, какой мультфильм ты бы создал сам? С каким названием и о чем?
Дополнительная информация (по желанию) _____________________________________
*Приложение 2
Анкета
для студентов
Любите ли Вы смотреть мультфильмы?
Как часто и какие мультфильмы Вы смотрите?
Какие мультфильмы Вы бы рекомендовали детям дошкольного и младшего школьного возраста?
Как вы считаете, какое влияние оказывают мультфильмы на детей?
Что Вы думаете по поводу мультфильма «Маша и Медведь»?
Что Вы думаете по поводу мультфильма «Винкс»?
Что Вы думаете по поводу мультфильма «Ну погоди»?
Есть такие мультфильмы, которые Вы бы не рекомендовали детям? Почему?
Опишите идеальный, на Ваш взгляд, мультфильм?
Сколько времени должен ребенок смотреть ТВ в день?