Введение.
Мы с семьей много путешествуем и во время первого путешествия произошел забавный случай. Я тогда уже знала некоторые фразы на английском и мне хотелось познакомиться и пообщаться с детьми, которые говорили на другом языке. Тогда я думала бывает только русский и английский язык. И как же я удивилась, когда услышала в ответ совсем непонятные мне слова. Спросила маму, почему девочка не понимает ни русский, ни английский. Я думала, что она не хочет со мной говорить. И тут мама мне объяснила, что помимо этих двух языков существует их огромное множество: китайский, японский, итальянский, немецкий. А в школе мама учила французский, а английский выучила уже в институте. Я тогда была очень удивлена, даже расстроилась, что нужно выучить столько разных языков, чтобы общаться с людьми в разных странах. И тут мама рассказала мне еще кое-что. Конечно, знать все языки практически невозможно, поэтому однажды английский выбрали международным. И зная его можно будет общаться с большинством людей по всему миру.
А еще бывают специальные приложения, переводчики, где можно переводить с любого языка на любой другой.
Я решила порассуждать, а как же так произошло, что в разных странах говорят на разных языках. А какой язык появился первым? Было сразу много языков или все же один делился потом на многие.
Почему есть страны, в которых говорят сразу на нескольких языках?
На все эти вопросы у меня были только примерные варианты, но точные ответы даже мама и папа рассказать не смогли.
Поэтому я решила изучить эту тему.
Проблема и актуальность исследования. Сейчас особенно актуально и важно понимать, что каждая страна отличается от другой, что все мы разные, но при этом должны понимать друг друга, чтобы жить в мире.
Важно понимать, что даже если другие люди в моем классе, в моей школе, во дворе говорят на других языках, это не повод их обижать, не повод считать их другими или хуже себя. Мы разные, но это ведь так интересно! Именно об этом будет мое исследование, о котором также расскажу в данной работе.
Тема исследования:
Цели. Узнать, как формировались языки. Сколько сейчас разных языков во всем мире, в нашей стране, и в моей школе.
Задачи. Благодаря литературе и интернет-источникам ответить на вопросы из цели исследования, узнать сколько языков существует в мире, в нашей стране. Провести исследование в начальных классах моей школы и узнать, как много учеников, которые говорят более чем на одном родном языке. А также узнать, какие это языки.
Объект. Исследование я проводила в начальных классах своей школы и объектом являются учащиеся.
Предмет. Языки, на которых говорят учащиеся нашей начальной школы.
Гипотеза исследования. В начальных классах моей школы, так же как и во всем мире, есть учащиеся разных национальностей, говорящие на разных языках. Это не мешает нам дружить и общаться, а даже наоборот, выделяет таких учеников, как более интересных, ведь они знают два языка, две культуры, можно расспросить их об этом.
Практическая значимость. На практике данное исследование покажет учащимся, что среди нас, так же как и во всем мире, есть ученики разных национальностей, говорящие на разных языках, с разными особенностями внешности. Это поможет сформировать в учащихся толерантное отношение друг к другу.
Методы исследования. Интернет-источники, наблюдение за учениками в классе и на уличной площадке во дворе. Анкеты и сбор информации про учеников из других классов.
Истоки языка.
Чтобы понять, как же в мире появилось так много языков, нужно обратиться к истории и узнать, что же происходило много лет назад.
Есть два предположения.
Во-первых, это вера в то, что раньше был один общий язык, но потом люди кочевали, перемещались, меняли место своего обитания, и в итоге образовывались разные языки, на которых люди когда-либо говорили.
Вторая идея говорит о том, что люди в разных странах развивались и создавали изначально свои собственные, разные языки. И потом эти языки в пределах каждой страны разделялись еще на множество других языков.
Не важно, какая из идей более правильная, но в любом случае очевидно, что не только окружающая среда имела влияние на языки, но в первую очередь разногласия между людьми, перемещения их в разные места.
Почему же люди перемещались? Важно было, чтобы была хорошая плодородная почва и можно было сажать растения для питания. Вода также имела значение. Животные для охоты. То есть ресурсы для жизни, и как только они заканчивались, люди переходили в другой регион. Кочевали.
И так люди перемещались все дальше и дальше, а вместе с этим распространяли языки по всему миру. Потом люди общались друг с другом и так появлялись смешанные языки. Два каких-то основных главных языка смешивались и появлялся упрощенный новый язык. А потом языки передавались новым поколениям.
В древние времена, когда люди еще жили племенами, они часто перемещались с места на место, чтобы найти для себя жилье получше. Иногда целое племя перемещалось целиком, а иногда некоторые люди из племени уходили в одну сторону, а некоторые в другую, потому что возникали разногласия и споры. А также внутри одного племени язык со временем мог изменяться, появлялось что-то новое. Это происходило потому, что люди общались с другими племенами, что-то перенимали у них, но что-то менялось и просто из-за событий, случившихся внутри племени.
Даже спустя сто лет, если встречались между собой люди из разных племен, они понимали друг друга, так как было в языке много общего, но также были и многочисленные отличия. А вот если бы встретились разные племена спустя тысячу лет, то различий было бы столько, что люди совсем бы друг друга не поняли. Лишь некоторые звучания фраз и слов остались бы похожими, но все остальное изменилось бы.
Люди меняются, развиваются, и также меняются языки даже сейчас.
Многие ученые изучали истоки языка и пытались понять, почему люди вообще говорят на стольких языках.
Оказалось, что речь человека зависит даже от осадков, от местности, где живет человек - горы вокруг или равнины.
Даже от растений зависят определенные звуки. Там, где много деревьев, в речи гораздо больше гласных звуков и наоборот.
Сложно поверить, но даже температура воздуха, ветер влияли на образование языков.
Из этого следует, что в некоторых странах говорят на многих языках, так как в пределах одной страны и растительность, и местность, и осадки сильно отличаются в разных регионах. Особенно если страна такая большая, как наша Россия.
Языки в наше время.
В настоящее время в мире существует более семи тысяч языков. Количество языков постоянно меняется. Когда-то их могло быть еще больше, потом некоторые племена объединялись и соединялись языки.
Какие-то языки вымирают. Это происходит потому, что остается все меньше и меньше людей, которые знают язык.
В древние времена, если люди из разных племен встречались, они могли понимать друг друга. Их язык мог быть похож, при этом имел и много отличий.
Похожая ситуация встречается и в наше время — например, если заговорить с жителями Беларуси - белорусами, или Словакии - словаками, Чехии - чехами, то многие слова покажутся нам очень знакомыми, язык похожим на русский, но понять смысл целого предложения, фраз мы не сможем. А многие слова будут похожи, но означать будут что-то совсем другое.
А есть такие народы, как финны и венгры. Между собой они абсолютно не находят в речи ничего общего. Но ученые выяснили, что их языки произошли от одного.
Во времена правления царей язык нашей страны пополнялся новыми иностранными словами. Например, при Екатерине второй в нашу речь добавилось много французских слов.
А вот в современном мире в наш язык добавляется много английских слов.
Например, джинсы, свитер, шорты - это английские слова, которые мы давно считаем русскими.
Джем и чипсы - тоже английские слова.
А вот слова абрикос, актер, балкон мы взяли во французском языке.
Сейчас в России 277 разных языков и 193 народа.
Новая Гвинея - это страна, в которой больше всего разговорных языков - 851.
В Индонезии говорят на 719 языках, а в Нигерии на 525.
В тропических странах гораздо больше языков, чем где-либо еще.
Для чего изучать иностранные языки.
Со второго класса мы в школе начали изучать второй язык – английский. Мой первый и родной язык русский. Некоторые ученики уже знали два родных языка и английский станет для них уже третьим.
И мне стало интересно, а для чего это нужно, изучать разные языки?
Первую причину я узнала еще тогда, когда мы были в путешествии, и мне хотелось общаться с детьми из других стран.
А также я слышала, как мама и папа говорят на английском с сотрудниками отеля, с местными жителями. И мама объяснила, что если знать только один язык, то в другой стране будет очень сложно что-то попросить, узнать, найти дорогу.
Так что путешествия, это первая причина.
Позже я узнала, что если изучать иностранные языки, то это поможет в будущем устроиться на хорошую работу. Есть такие профессии, как переводчик. Эти люди знают другие языки очень хорошо, и помогают общаться другим людям.
А еще я узнала, что некоторые люди уезжают жить в другую страну. Это называется эмиграция. Тогда человеку необходимо выучить язык той страны, в которой он решил жить, учиться и работать.
Сейчас иностранные языки можно изучать не только в школе, но и самостоятельно. Для этого есть интернет и разные приложения в телефоне.
Уже много лет мы с мамой делаем уроки по английскому языку в приложении Дуо. Оно бесплатное и очень помогает изучать языки. Можно выбрать любой.
А также уже почти год я хожу на курсы английского языка. Там небольшая группа из 4-5 человек, и мы вместе изучаем новые темы, учимся общаться, иногда играем с учителем на английском.
Также есть учителя, которые помогают изучить любой язык. Их называют репетиторы.
Язык изучать нужно и важно, но есть и помощники. Так как знать все языки в мире практически невозможно. Раньше пользовались словарями. Это книги, где есть перевод всех слов на любом языке.
Сейчас все чаще используют переводчики в телефоне, специальные программы, где можно ввести слово или предложение и узнать перевод. Сейчас можно даже произнести фразу, а переводчик произнесет ее в ответ на нужном языке. На любом языке.
Исследование в школе №80: “На каких языках говорят наши ученики”
Во втором классе в школе мы начали изучать английский язык. Это второй язык для меня, первый русский. Но оказалось, в моем классе, как и во всей школе, есть ученики, которые с рождения знают два языка. И английский стал для них уже третьим. Мне захотелось посчитать, сколько же детей в начальной школе говорит на двух и более языках. А также узнать, какие это языки.
В итоге одна часть моей работы посвящена происхождению языков, их разнообразию в мире и в моей стране. А вторая часть - это исследование на базе моей школы, которое наглядно покажет, как люди способны знать сразу несколько языков, подстраиваться под окружающее большинство людей.
Цель исследовательской работы - изучить многообразие языков в начальной школе №80.
Для выполнения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
Изучить литературу по теме исследования,
Подготовить анкеты для классов, чтобы провести опрос среди учеников,
Подсчитать результаты и выяснить, сколько учеников всего в нашей начальной школе говорят на других языках и какие это языки,
Предмет исследования - ученики начальных классов школы №80.
Объект исследования - языки, на которых говорят ученики.
В дальнейшем я проведу более масштабное исследование, в планах изучить все классы в нашей школе и узнать, на каких языках говорят наши ученики, но в данной работе изучила классы начальной школы.
В работе использовала два метода исследования.
Первый метод – анкеты. Мы подготовили анкеты для каждого класса, чтобы выяснить, сколько в них учеников говорит на двух и более языках.
Затем вместе с моим учителем Татьяной Юрьевной отправились в классы и вручили анкеты учителям. После опроса учащихся начальных классов мы подвели итоги.
В приложении 1 можно увидеть анкету, а также фото заполненных учителями анкет.
Второй метод – опросники в чатах вотсап, которые использовали моя мама и учитель Татьяна Юрьевна. Они создали опросы среди родителей и учителей, где тоже получили ответы на поставленные вопросы.
Что же удалось выяснить?
В моем 2 «А» классе 35 человек. Из них 2 ученика говорят не только на русском языке.
Один ученик говорит также на армянском.
Еще один ученик свободно говорит кроме русского на английском и арабском языках.
Итак, мы выяснили, что в нашем классе есть 4 разговорных языка.
Теперь посмотрим на остальные классы нашей начальной школы.
1 «А» - всего 38 человек, из них двое говорят на узбекском
1 «Б» - всего 35 человек, все говорят только на русском
1 «В» - всего 38 человека, 1 говорит на греческом
1 «Г» - всего 33 человека, 1 говорит на армянском
Во 2 «Б» классе 34 человека, все говорят только на русском
Во 2 «В» классе из 34 человек один ученик говорит на узбекском.
Во 2 «Г» классе 35 человек и один ученик говорит на английском языке.
3 «А» - всего 35 человек, 1 говорит на узбекском
3 «Б» всего 40 человек, 1 говорит на ингушском, 1 на армянском
3 «В» всего 29 человек, все говорят только на русском
3 «Г» - всего 26 человек, 1 говорит на дагестанском
4 «А» - всего 34 человека, все говорят только на русском
4 «Б» - всего 34 человека, 1 говорит на турецком
4 «В» - всего 36 человек, все говорят только на русском
4 «Г» - всего 36 человека, 1 говорит на узбекском
А вот и общая диаграмма для всех начальных классов в моей школе.
Всего 552 ученика начальных классов.
Итак, разговорных языков найдено 9 среди учеников начальных классов моей школы № 80:
1.русский
2.узбекский
3.греческий
4.английский
5.арабский
6.армянский
7.дагестанский
8.турецкий
9.ингушский
Заключение.
В своей работе я изучила несколько версий происхождения языков. Теперь я знаю, что либо они произошли от какого-то одного, либо сразу возникло множество языков среди разных племен, но точно доказано, что на распространение языков влияло то, что люди кочевали в поисках лучших условий для жизни. Также на то, что языки такие разные влияли и местность, и погода, и отношения между людьми.
На протяжении многих лет появлялись новые языки, какие-то языки вымирали.
Сейчас в мире существует огромное количество языков. Есть они и в пределах нашей страны. И даже в моей школе ученики говорят не только на русском языке. Я изучаю английский и это для меня второй язык. А кто-то уже знает два и более языков.
Это пригодится в будущем, поможет поступить в университет, будет важно для хорошей работы. Это очень помогает в путешествиях.
И это очень интересно и увлекательно.
В своем исследовании я узнала, на каких же языках кроме русского говорят ученики в нашей школе. И результаты были удивительными. Некоторые названия языков я даже слышала впервые.
А ведь с кем-то из ребят я общаюсь, дружу, но даже не предполагала, что они знают и другие языки.
Мы разные, но мы находимся в одном обществе, в одной школе, в одном классе.
Важно изучать языки. Важно уважать друг друга!
Результаты исследования. Теперь я знаю ответы на вопросы, как появились разные языки. Знаю, что в мире не только разные страны говорят на разных языках, но и внутри каждой страны еще множество разных языков. Так и в моей стране. И даже в каждой школе ученики говорят на нескольких языках. Среди моих одноклассников и учеников других классов действительно есть те, кто говорят на нескольких языках. И это не мешает нам общаться и дружить. Гипотеза подтвердилась, цель достигнута.
Приложение 1.
Анкеты, которые я раздавала учителям для исследования.
Пример заполненных анкет.
Список литературы и источников:
https://multiurok.ru/index.php/files/informatsionno-issledovatelskii-proekt-rol-inostra.html
https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2021/10/28/pochemu-lyudi-govoryat-na-raznyh-yazykah
https://rosuchebnik.ru/material/pochemu-lyudi-govoryat-na-raznykh-yazykakh/
https://www.shkolazhizni.ru/world/articles/20733/
Статья Алексея Норкина «Почему мы говорим на разных языках?»
Статья Семеновой Екатерины «Живой язык»