Основы переработки пластика Пластиковые крышки могут многое

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Основы переработки пластика Пластиковые крышки могут многое

Заудеренко С.Г. 1
1МБОУ г. Ростов-на-Дону «Школа № 80 имени Героя Советского Союза РИХАРДА ЗОРГЕ»
Арутюнова Т.Ю. 1
1МБОУ г. Ростов-на-Дону «Школа № 80 имени Героя Советского Союза РИХАРДА ЗОРГЕ»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы изучаем экологию ( в рамках окружающего мира) с первого класса. В 2022 году вступили всем классом в отряд «Орлята России» и меня тогда очень заинтересовал трек « Орленок-Эколог». Там нам рассказывали о загрязнении планеты. Мы посмотрели фильм о пластиковом загрязнении океанов и я задалась вопросом : «Мой след на планете? Что я могу сделать, чтобы помочь экологии?»

Актуальность проблемы:

Моя работа посвящена изучению сортировки и раздельного накопления отходов, а так же стимулированию раздельного сбора и переработки пластика. При современной необходимости использования пластика в больших объемах у человека возникла проблема с дальнейшей его переработкой, т.к. сам он очень плохо разлагается. Основная проблема состоит в переработке пластиковых отходов отдельно по видам, к тому же, многие люди даже не догадываются, что например бутылка из под напитка – это 2 разных вида полиэтилена, который перерабатывается по-разному (сама бутылка и крышка от нее). Вопрос раздельного сбора и сортировки стоит довольно остро, этим озадачены многие учены и экологи, эта тема затронула и меня.

Цель и задачи исследования:

Нашей целью при проведения исследования было выяснить как можно остановить пластиковое загрязнение и дать пластику вторую жизнь. Для этого мы решили определить простоту организации раздельного сбора крышек от бутылок и дальнейшей их передачи на переработку, а также определить сознательность и готовность учеников одного из младших классов заниматься раздельным сбором отходов.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- Узнать, что такое пластик;

- Выяснить как долго разлагается пластик и в чем опасность для человека;

- Изучить методы переработки пластика;

- Попробовать переработать пластик в домашних условиях;

- Сделать выводы

Предмет исследования:

Предметом исследования является сбор пластиковых крышек, и сдача их на дальнейшую переработку. А также проведение агитационно-информационных мероприятий, посвященных этой теме. Ознакомление с вариантами переработки.

Методы:

  • Изучение литературы

  • Просмотр научных видео

  • Проведение опыта

Гипотеза

Я предположила, что остановить пластиковое загрязнение возможно.

  1. Что такое пластик

Пластик — общее название материалов, которые можно формировать и отливать под воздействием нагрева и давления.

Они же - Пластма́ссы (пласти́ческие ма́ссы) — это синтетические или полусинтетические материалы, которые используют полимеры в качестве основного ингредиента.

Полимеры — это химический класс материалов, из которых состоят все современные пластики. Это крупные молекулы, состоящие из цепочки повторяющихся молекул меньшего размера (мономеров). Процесс соединения этих мономеров нагреванием и давлением называется полимеризацией.

Производят пластики из углеводородного сырья - природного газа и тяжёлых фракций нефти.

Название «пластмассы» происходит от слова пластичность и означает, что эти материалы под действием нагревания и давления способны формироваться в твердые предметы различной формы и после охлаждения сохранять заданную форму.

Первая пластмасса была получена английским металлургом и изобретателем Александром Парксом в 1855 году. Он назвал её паркезин (позже - целлулоид).

Наибольшее распространения Пластики получили по второй половине 20 века, когда он начал производиться и использоваться повсеместно.

Пластмассы характеризуются малой плотностью (0,85—1,8 г/см³), чрезвычайно низкими электрической и тепловой проводимостями, не очень большой механической прочностью. При нагревании (часто с предварительным размягчением) они разлагаются. Не чувствительны к влажности, устойчивы к действию сильных кислот и оснований, отношение к органическим  растворителям различное (в зависимости от химической природы полимера).

Пластики, в зависимости от состава их полимеров, бывают разными. Существует 7 типов пластика. Пластиковые изделия с маркировкой 3 и 7 не идут в переработку. Самые знакомые нам:

Полиэтилен

Полистирол

Полипропилен

Полиуретан

Поливинлхлорид

Поликарбонат, полиамид, полиэстер, акрил, и пр.

  1. Роль пластика в нашей жизни

По достоинству оценить роль пластика в нашей жизни сложно, он на самом деле используется во всех сферах нашей жизни:

- в быту: корпуса бытовой техники, кухонная утварь, мебель, игрушки, упаковка (пакеты, баночки, контейнеры), одежда, обувь;

- в работе – офисная техника, провода, стулья, жалюзи, рекламные щиты, экраны, планшеты, папки, файлы;

- в строительстве – опалубки, обои, шпатели, кисти, оконные рамы;

- в учебе – ручки, линейки, обложки, рюкзаки, клеи, пеналы;

- в медицине – шприцы, системы, лангетки, судна, катетеры, одноразовые приборы для осмотра;

- на отдыхе – надувные круги, маски, трубки, шлепанцы, очки и даже купальники.

Появление полимеров в жизни человека сильно отразилось на его быту и качестве жизни.

Конечно, появление индивидуальной пластиковой упаковки (пленки) предотвратило множество болезней, которые передавались через грязные руки, также значительно упростило доставку продуктов питания и многих сыпучих веществ, которые теперь доставляются в полимерных мешках.

Но с этим техническим прорывом у людей появилось множество новых ранее неизвестных экологических проблем, многие из которых еще только начинают проявляться.

  1. Какую опасность для человека и окружающей среды несет пластик

Большую часть пластмассы человек производит, используя первичные ресурсы – ценное углеводородное сырье (нефть). При этом используются вещи из пластика как правило не очень долго – обычно это упаковка, которую после вскрытия сразу выбрасывают.

Однако не стоит забывать, что пластик очень тяжело разлагается из-за особенностей его строения. Чаще всего ему для этого нужен свет солнца, а отходы от потребления в нашей стране принято закапывать в землю (захоранивать) на Полигонах, куда солнце не проникает. Это приводит в к тому, что он лежит там много лет.

Моя мама работает директором экологической фирмы и она рассказывала мне примерную скорость разложения некоторых видов пластика:
Пакет — 20 лет
Кофейный стаканчик — 50 лет
Трубочка для напитков — 200 лет
Пластиковая бутылка — 450 лет
Леска — 600 лет
Пластиковые столовые приборы — от 100 до 1000 лет

Основные опасения связаны с тем, что пластмассы, попадая в землю, могут выбрасывать в окружающую среду вредные вещества.

Также пластик попадает в воду, где медленно распадается. При этом в воде и далее в организмах водных животных оседает в виде так называемого Микро-пластика. Он опасен тем, что очистить от него воду нельзя – не придумали фильтров с такой маленькой сеткой-фильтром, чтобы можно было очистить воду в больших количествах.

На рисунке Микропластик в донных отложениях четырёх рек Германии. Обратите внимание на различные формы, обозначенные белыми стрелками. (Белые полоски обозначают масштаб 1 мм.)

Большой вред наносит пластик, который выбрасывает человек в непредусмотренных для этого местах или который оказывается на стихийных свалках .

К сожалению далеко не во всех странах Мира к проблеме переработки и вторичного использования подходят серьезно и на государственном уровне. Во многих странах, например в Индии и Пакистане мусор просто сбрасывают в овраги или реки, а оттуда он попадает в Мировой океан, где дрейфует десятилетиями…

Задача людей проявить сознательность и научиться жить со своими отходами. Конечно, мы только в начале пути правильного отношения к мусору в целом и пластиковым отходам в частности, но кое-что мы уже знаем и можем.

  1. Что мы можем сделать?

Существует несколько способов избавления от отходов, в том числе и пластика: захоронение на полигонах, сжигание и переработка для повторного использования в производстве.

При этом, на полигонах, специальных сооружениях, существует система защиты сточных вод, они безопасны для окружающей среды, но с экономической точки зрения не эффективны.

При сжигании энергия горения может быть использована для производства электроэнергии, но при этом выделяются вредные вещества – диоксины.

Экологи выступают именно за переработку пластмасс, как более экологичные и эффективный метод утилизации.

Исследования показали, что к 2015 году было произведено около 6,3 млрд тонн пластиковых отходов, из которых только 9 % переработано .

У нас под ногами в виде «мусора» лежит множество ресурсов, в том числе и пластиковые отходы. Мы можем назвать их Ресурсом, благодаря их волшебной особенности – их можно полностью переработать никак не меняя при этом их свойств. В этом случае такие отходы называются «Вторичным сырьем». Это значит, что из пустой пластиковой бутылки для воды при приложении силы и энергии мы можем получить точно такую же бутылку, а из крышечки к ней – крышечку).

Так с чего же начать?

Правильный ответ – с сортировки и накопления!

Проще и дешевле всего перерабатывать отходы одного состава и в большом количестве, а значит – они должны быть собраны и доставлены переработчику в виде партии однородных отходов.

  1. Почему мы собираем пластиковые крышечки

А Вы знали, что бутылка и крышка на ней – это все Полиэтилен? Но только это разный полиэтилен!

Поэтому и перерабатывается он по-разному. Итак,

  1. Бутылка – состоит из полиэтилентерефталата или PET

ПЭТ распространен чаще, чем все другие виды пластика. Изделия из PET наиболее ценны для переработки и принимаются в любом пункте раздельного сбора сырья.

К достоинствам продукции, изготовленной из PET, можно отнести легкость и дешевизну, а недостатком является то, что изделия пропускают ультрафиолет, который может попросту испортить содержимое при длительном нахождении на солнце.

  1. Крышка – состоит из полиэтилена высокой плотности или PEHD (HDPE).

П ЭВП также называют полиэтиленом низкого давления (ПНД). Его можно использовать многократно, до года. Как и некоторые другие виды пластмасс, пригоден для вторичной переработки. Непрозрачен.

К плюсам HDPE можно отнести стойкость к перепадам температур, жирам, щелочам и кислотам. Минус – выделяет формальдегид, пагубно влияющий на дыхательную и нервную системы человека.

Для выгодной и более чистой переработки крышечки необходимо собирать ОТДЕЛЬНО от бутылок, чтобы из них быстрее произвели что-то нужное для всех нас)

У нас в школе, а если точнее – в нашем 2 «А» классе, мы организовали сбор крышечек в пластиковую коробку. Мы все приносим и складываем их только туда. Причем это не только наши собственные крышки, но и те, которые мы нашли где-либо в неположенном месте.

Но не всякая крышка попадает к нам в коробку…

Когда контейнер с крышками становится полным, мы отправляемся в «Экологический поход» напротив нашей школы в магазин «ВкуссВилл» по адресу: ул. Пушкинская, 197, где и находится ближайший пункт приема крышек:

В этом магазине их собирают в большую партию, которую потом забирает специальная машина.

А вот что с ними происходит дальше?

  1. Куда потом крышки убегают и что с ними делают

После того, как крышки приехали на завод по переработке с ними происходит настоящее ВОЛШЕБСТВО!

Нет, не такое) Но тоже – волшебство!

Первым делом крышки дробят Потом моют:

на мелкие кусочки:

Потом засыпают в большую плавильную печь (сюда же можно добавить краситель нужного цвета) и нагревают, и уже мягкий пластик пропускают через дырочки так, чтобы получились пластиковые макаронены, которые необходимо остудить в воде, чтобы они стали прочными:

И уже после этого – нарезают на ровные маленькие столбики – гранулы:

И вот теперь эти нарядные гранулы можно засыпать в станок и получить почти что угодно новое!

  1. Проведение опыта. Переработка пластика дома.

Я подумала, если пластик такой «пластичный», почему бы не попробовать предать ему новую форму под воздействием температуры?

Дома мы с мамой провели опыт по переработке пластиковых крышечек и контейнеров из пластика 2-го типа.

Мы собрали материал (пластиковые крышки), очистили (сняли этикетки) и помыли его, измельчили и выплавили в духовке при температуре 180°С.

У меня получилась тарелочка для конфет или фруктов.

Таким образом можно было сделать и разделочную доску и любые фигурки, например, шахматы.

  1. Что можно сделать из переработанных крышек

Из переработанного пластика делают все те же пластиковые предметы нашего обихода. Исключением являются все виды упаковки пищевой продукции и медицинские приборы – они должны изготавливаться только из первичных материалов и должны быть идеально чистыми.

Н аши труды по сбору и переработке пластика, и крышечек в особенности вознаграждаются получением:

1.Новых крышечек:

Их, кстати, тоже делают на интересном станке:

Еще – 2. Новые ткани: 3. Стройматериалы

  1. Предметы Благоустройства: 5. Емкости для хранения (контейнеры):

  1. И Конечно, их можно использовать для Творчества:

10. Заключение

Трудность переработки пластика заключается в том, что отходы чаще всего представляют собой комбинацию из различных типов пластика. Так же загрязненность материала делает процесс очистки трудоемким. Более того, система организованного сбора и переработки мусора осуществляется только в ограниченном количестве стран. Таким образом, большинство пластиковых отходов не подвергаются рециклингу.

Моя гипотеза подтвердилась, остановить пластиковое загрязнение возможно, но непросто, потому что:

- отходы из пластика быстро накапливаются

- период разложения пластмасс достигает несколько сотен лет, её необходимо перерабатывать

- не получится рассортировать мусор на свалке. В обычных контейнерах он перемешивается во влажную массу.

Так что правильно собирать и далее сдавать пластик на переработку – это не способ заработать, а способ уменьшить количество мусора, сократить количество полигонов отходов и способ сэкономить экологические ресурсы для производства новых товаров.

11. Выводы

Представить нашу жизнь без пластиковой упаковки, бытовой или офисной техники, кухонных предметов, канцелярских товаров, строительных материалов и прочих вещей, сделанных из пластика, в настоящее время уже практически невозможно – они стали частью нашей жизни. Но мы не должны забывать, что являемся частью этого мира – при этом разумной его частью, наша Планета – это наш ДОМ.

Мы должны убирать свой ДОМ и бережно относиться ко всему, что в нем есть, в том числе к ее ресурсам.

Результаты наших наблюдений говорят о высокой экологической активности учеников младших классов, готовности заниматься проблемами сортировки и самим раздельным сбором отходов.

На примере сбора пластиковых крышек мы увидели заинтересованность данным процессом, переходящую в активную позицию. Ученики не только складывали в контейнер крышки от бутылок или фруктового пюре, которые образовались непосредственно в классе, но и многие приносили их из дома, накапливая всей семьей. Как минимум 6 учеников из класса также пояснили, что теперь подбирают пластиковые крышки на улице, если они находятся в неположенном месте, чтобы после этого принести либо в контейнер класса, либо непосредственно в пункт приема. Ребята стали обращать внимание на маркировки пластиковых предметов, чтобы определить, подлежат ли те переработке. Замечен явный интерес к сбору крышек и желание конкурировать в их сдаче с другими, что является частью игры. Основной показатель – регулярность сдачи полного контейнера крышек с размерами 20х20х30 см – объем контейнера составляет 0,012 м3 (в данном объеме помещается примерно 750-800 крышек в зависимости от размера). Регулярность сдачи составила – 1 контейнер (750-800 крышек) – 1 раз в 2 месяца, то есть за учебный год в 9 месяцев классу удалось собрать на переработку не менее 3000 крышек!

Анализируя проведенные исследования на примере 2 «А» класса школы № 80 можно сделать следующие выводы:

- знания о правильном обращении с отходами у учеников младших классов незамедлительно переходят в действия;

- готовность включиться в процесс раздельного сбора отходов – высокая;

- активность в сборе и желание сдавать крышки далее на переработку у более чем 90% учеников класса на самом высоком уровне;

- рекомендуется проведение экологических уроков в остальных классах начальной школы с целью просвещения на тему раздельного сбора и переработки отходов;

- рекомендуется организация оборудования всех младших классов подобными контейнерами и агитационной документацией для сбора пластиковых крышек, что увеличит объем сбора и сдачи их на переработку, а также воспитает в младших учениках и их семьях порядок сбора полезных отходов.

Каждый из нас может сделать что-то:

- донести бумажку от мороженного до урны;

- закрыть кран, когда вода не нужна;

- принести домой покупки в многоразовой сумке;

- отдать ненужную одежду нуждающимся;

- или собрать отдельно от бутылок пластиковые крышки и передать их на переработку! Стоит только начать, и Вы поймете, что это совсем не трудно.

И когда в следующий раз Вы возьмете в руки обычную шариковую ручку, чтобы записать что-то важное в блокнот или тетрадь, Вы сможете гордиться собой, говоря себе – «Это Я помог тем не нужным крышкам стать этой полезной для меня ручкой! Я – волшебник переработки)».

12.Список использованной литературы

  1. ФЗ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

  2. Интернет-ресурс «Википедия»

  3. Статья в журнале «Юный ученый» № 3 (66) март 2023: «Влияние пластика на человека и окружающую среду» (Автор Федорцова И.Е.)

  4. Научный рецензируемый журнал "Пластические массы"

Работа выполнена при поддержке мамы Заудеренко Софьи – директора экологической фирмы ООО «РостЭко» - Заудеренко Ольги Александровны.

Экологическое сопровождение и проектирование

[email protected]

Просмотров работы: 205