Что это за птичка?

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Что это за птичка?

Елсуков Л.А. 1
1МАОУ СОШ №8, класс 4 В
Комлева С.А. 1
1МАОУ СОШ №8
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В июне 2024 года мы с родителями поехали на нашу дачу. Там я заметил что-то интересное в малиннике. Это было маленькое гнездо с яйцами! (рис. 1) Я решил узнать, какая птичка устроила себе дом рядом с нами.

Рисунок 1. Найденное гнездо с яйцами в малиннике.

Для этого мне нужно было понаблюдать за гнездом и попытаться «поймать» момент, когда в гнезде окажется сама птичка.

Актуальность исследовательской работы заключается в том, что изучение этой темы помогает углубить знания о птицах, их образе жизни, важности гнездования для сохранения видов и необходимости бережного отношения к природе. Работа так же развивает наблюдательность, интерес к исследовательской деятельности и формирует ответственное отношение к окружающему миру.

Цель работы: определить птичку, которая свила гнездо и узнать, как появляются птенцы.

Задачи:

  • изучить различные виды птиц и их гнезда;

  • сфотографировать саму птичку и определить с помощью искусственного интеллекта («умная камера») нашу птичку;

  • сравнить имеющуюся информацию о гнездах с гнездом нашей птички, чтобы убедиться в достоверности полученной информации;

  • выяснить, как появляются птенцы у птиц и как продолжается их жизнь после появления.

При проведении своего исследования я сходил в краеведческий музей, где рассмотрел птиц, обитающих в нашей местности. В музее представлены птицы, их гнезда и яйца. Похожего маленького гнезда я не увидел. Из всех яиц по размеру и окрасу подошли яйца горихвостки и певчего дрозда.

Также я изучил литературу про птиц, которая есть в школьной библиотеке. В книгах очень мало информации, которая мне нужна для решения поставленных задач.

В сети интернет я нашел много разнообразной информации о птицах, их гнездах и среде обитания. Этой информации мне вполне хватило для достижения поставленной цели.

Глава 1. Птицы и их гнёзда

    1. Из чего строят гнезда

Техника строительства, конечная форма и основные характеристики птичьих построек – прежде всего их прочность и теплоемкость – определяется свойствами гнездового материала. Толстые, негнущиеся ветви деревьев и кустарников птицы просто складывают в кучу, стараясь как можно плотнее подгонять их одну к другой. Таким способом устраивают на деревьях свои массивные гнезда-платформы крупные хищные птицы и аисты, добиваясь поистине выдающихся результатов.

Будучи однажды сложенным, хорошо заметное со всех сторон гнездо становится достопримечательностью местности на многие годы. Его не один десяток лет будут занимать разные особи, которые в силу природного трудолюбия будут вносить и свой вклад в накопление гнездового материала. Толщина платформы будет год от года расти, платформа превратится во внушительную башню. Знаменитое гнездо белоголового орлана под Вермилионом в штате Огайо (США) имело 2,5 метра в поперечнике и более 3 метров высоту при весе примерно 2 тонны. Вероятно, это и есть самая массивная постройка пернатых из тех, которые без всякой натяжки можно назвать типичным гнездом, предназначенным для выведения потомства семейной парой. Лишь немногим уступают этому колоссальному сооружению гнезда тихоокеанских белоплечих орланов на Камчатке. Гнездо черного грифа по габаритам напоминает колесо от самого тяжелого самосвала, достигая двухметрового диаметра и почти метровой толщины. В его стенках, пользуясь миролюбием хозяев, размещаются целые птичьи семьи, которые вполне сносно терпят друг друга.

К этой же простейшей технике послойного складывания прибегают многие птицы. Около водным птицам материалом служат не сучья, а разнообразные фрагменты водных растений. Материал укладывается во влажном состоянии, что при высыхании сообщает постройке дополнительную прочность за счет эффекта «склеивания» высыхающих фрагментов. У маленьких птиц с миниатюрными гнездами к числу излюбленных материалов относится паутина, и на ее поиски они затрачивают много времени. Будучи клейкой и прочной, она выступает в роли цементирующего материала, скрепляя отдельные слои сухой травы, и прекрасно обеспечивает крепление гнезд к ветвям дерева.

В каталоге строительных материалов пернатых значится и сырая глинистая почва. Основную ставку на нее сделали ласточки, скалистые поползни, сорочьи жаворонки и некоторые представители семейства с красноречивым названием птицы-печники. Лепные гнезда относятся к числу наиболее искусных построек пернатых и напоминают гончарные изделия. Они лепятся из небольших комочков глины и потому почти всегда имеют характерную мелко-бугристую поверхность, так что по количеству бугорков можно довольно точно сосчитать, сколько порций материала было уложено в процессе стройки.

    1. Гнездо тропической нектарницы

Гнезда тропических нектарниц по своей конструкции очень своеобразны и легко узнаваемы. У большинства видов постройка выглядит как сильно вытянутая груша, висящая на кончике тонкой веточки или же подвешенная к нижней стороне пальмового или бананового листа. В нижней расширенной части «груши» устраивается замкнутая гнездовая камера с узким боковым входом, обычно прикрытым сверху небольшим козырьком. Постройка очень миниатюрна, и даже крошка-нектарница внутри помещается не вполне, так что голова наседки с длинным изогнутым клювом почти всегда виднеется снаружи (рис. 2).

Рисунок 2. Гнездо тропической нектарницы.

Основным строительным материалом служит растительный пух, скрепляемый при помощи большого количества паутины, которая используется и для подвешивания гнезда. Благодаря большому количеству паутины, мерцающей в солнечных лучах, гнёзда некоторых видов выглядят очень нарядно и напоминают елочные игрушки, по недоразумению оказавшиеся на пальме. Вообще, любовь нектарниц к паутине носит всепоглощающий характер – русское название паукоеды, применяемое к некоторым представителям этой группы пернатых, следовало бы изменить на пауколюбы. Некоторые нектарницы вообще не строят гнезд. Найдя в укромном углу в кроне дерева хорошее напластование паутины, они слегка разгребают ее в одном месте и в образовавшийся лоточек откладывают яйца.

    1. Гнезда большого скалистого поползня

Гнездо большого скалистого поползня выглядит как узкогорлый кувшин, приклеенный дном к скале. Горлышко кувшина, то есть вход в гнездо, направлено вниз и вбок. Весит такой «кувшин» обычно около 4–5 килограммов, но бывают и более массивные постройки. Толщина стенок достигает 7 сантиметров, и прочность такова, что руками сломать гнездо невозможно (рис. 3).

Рисунок 3. Гнездо большого скалистого поползня.

В качестве цементирующего раствора поползни употребляют слизь раздавленных гусениц, жуков и бабочек, безжалостно размазывая их по поверхности гнезда, которая со временем тут и там покрывается пестрым узором из крылышек несчастных жертв.

    1. Гнезда ласточек

Лепные гнезда ласточек отличает большое разнообразие форм. Самой простой выглядит открытая сверху постройка деревенских ласточек точь-в-точь половинка аккуратно разрезанной вдоль чашки, приклеенная по срезу к стене, непременно под прикрытием какого-нибудь козырька – карниза или скального уступа (рис. 4).

Рисунок 4. Гнездо деревенской ласточки.

Городские ласточки лепят закрытое со всех сторон гнездо с узким боковым входом. Чаще всего постройка по форме приближается к четвертинке шара, прикрепленного сверху и сзади к двум взаимно перпендикулярным плоскостям – обычно к стене и козырьку крыши (рис. 5.).

Рисунок 5. Гнездо городской ласточки.

Гнездо рыжепоясничной ласточки отличается чрезвычайным изяществом формы. Оно представляет собой половинку разрезанного вдоль кувшинчика с довольно длинным горлышком и прикрепляется прямо к потолку (рис. 6).

Рисунок 6. Гнездо рыжепоясничной ласточки.

    1. Гнезда стрижей

Отношение стрижей к устройству своих гнёзд можно охарактеризовать как «наплевательское». Основной строительный материал при строительстве – это собственная слюна, которая обладает способностью моментально затвердевать на воздухе. Стриж – лучший летун среди всех птиц. Он живёт на лету – охотится за насекомыми, утоляет жажду, играет свадьбу, отдыхает, спит и так далее. Наиболее известным представителем подотряда стрижей, насчитывающего 58 видов, является черный стриж – обитатель городских чердаков и скворечников. Форма его гнезд во многом зависит от конфигурации гнездового помещения, наличия в нем чужого гнездового материала. В основном гнездо выглядит вполне заурядно и представляет собой некое подобие лепешки с приподнятыми как у блюдца краями (рис. 7).

С точки зрения особенностей конструкции и затрат на сооружение, самое сложное и трудоемкое гнездо строит кайенский стриж, обитающий в Центральной и Южной Америке. Постройка подвешивается к нависающему скальному карнизу и на вид очень напоминает толстую сосульку с обломанным острием. По своему устройству гнездо представляет собой трубку со входом снизу. Цепляясь острыми коготками, стриж залезает на выступ внутренней стенки, где и лежит яйцо. В верхней части трубки присутствует еще один ложный вход, который заканчивается тупиком. Длина «сосулек» превышает 60 сантиметров, что вчетверо больше длины самого строителя. Не мудрено, что стройка занимает почти полгода и требует от птиц терпения и целеустремленности. Наловить в воздухе растительных волокон и перышек и, разумеется, произвести слюны в количестве, достаточном для строительства, совсем непросто. С помощью слюны стрижи имеют возможность приклеивать яйца в месте насиживания – это позволяет им обходиться самыми крошечными гнездами и насиживать кладку в самом невероятном положении.

Рисунок 7. Гнездо стрижа

    1. Гнезда камышовки

Заслуживают упоминания гнезда камышовок, искусно укрепленные на стоящих рядом друг с другом вертикальных стеблях. Стебли проходят сквозь боковые стенки гнезда, которое удерживается на опорах в основном за счет трения или «приклеивается» с помощью замазки из ила и тины. По форме гнездо камышовки напоминает цилиндр или шар с усеченной вершиной, аккуратно свитый из травинок и листьев тростника (рис. 8).

Края лотка всегда сильно стянуты, внутренность иногда «оштукатуривается» все той же тиной, которая, высыхая, образует гладкую поверхность. Иногда камышовки прикрепляют гнездо к живым, растущим стеблям крапивы, таволги или иван-чая, и за месяц, прошедший от момента закладки постройки до вылета птенцов оно иногда поднимается вверх почти на полметра. Гнездо крепится боковыми стенками к тростниковым стеблям.

Рисунок 8. Гнездо камышовки.

Глава 2. Наблюдение

В начале июля мне удалось увидеть и сфотографировать саму птичку, которая сидела в гнезде и высиживала яйца (рис. 9).

Рисунок 9. Птичка, которая живет рядом с нами.

С помощью «умной камеры» я загрузил фотографию в поисковую систему, и получил следующее изображение (рис. 10).

Рисунок 10. Результат работы «умной камеры».

После изучения птичек и их гнёзд, которые описаны в главе 1, я уже сделал предположение о том, что птичка является камышовкой. Но до получения свой фотографии, я не мог утверждать, что это она. Теперь, сравнив результат работы умной камеры и своей фотографии, я могу точно сказать, что птичка является садовой камышовкой.

При поиске информации в интернете о камышовке, я столкнулся с тем, что в разных источниках название этой птички пишут по-разному: камышОвка и камышЕвка. Мне стало интересно, как же все-таки правильно?

Орфорграфический словарь Росийской академии наук под редакцией В. В Лопатина подает две формы:

камЫшевка, -и, р. мн.-вок;

камышОвка, -и, р. мн. -вок.

Такую же вариантность сохраняет и толковый словарь под редакцией С. А. Кузнецова, в издании 2009 года.

И все же, можно ли предпочесть какой-нибудь из вариантов? Главным источником литературной нормы может послужить Красная книга – основной экологический документ страны. Так, в Красной книге Российской Федерации подан вариант «вертлявая камЫшевка». Подведем итог. Правильно: камЫшевка, камышОвка. При написании предпочтительнее первый вариант, регламентированный Красной книгой.

Неправильно: камышЁвка. Такое написание является ошибочным, так как в русском языке после твердых согласных всегда пишется суффикс -ов-.

Глава 3. Камышовка и её среда обитания

3.1. Размножение

Откладывать яйца камышевка садовая начинает уже в конце мая. Полные кладки из 4–6 яиц формируются в начале июня. В повторных кладках (взамен утраченных) число яиц может быть меньше. В нашем гнезде было 5 яиц, поэтому можно сделать вывод о том, что кладка была не повторная и полная.

Окраска яиц очень разнообразна даже в пределах одной местности. В благоприятных средах обитания гнезда с яйцами камышевок садовых могут встречаться на расстоянии всего 30–50 м друг от друга или еще ближе. Окраска яиц отличается настолько, что кажется, будто гнезда принадлежат разным видам птиц.

Насиживает кладку преимущественно самка, первое время довольно часто сходит с гнезда. Инкубация занимает 12–15 суток. На рисунке 11 видно, что птенцы уже вылупились и спят. Когда мама-птичка прилетает их покормить, они все сидят в гнезде с открытыми клювами. В возрасте 11–13 дней птенцы выбираются из лотка и разбредаются в густой растительности, ловко цепляясь лапками за листья и стебли. Еще какое-то время родители докармливают птенцов, пока те не научатся летать и самостоятельно ловить насекомых.

Рисунок 11. Птенцы вылупились.

3.2. Питание

Создается ощущение, что для кормления потомства камышевкам не составляет никакого труда наловить насекомых в травяных «джунглях». Родители отлучаются всего на две-три минуты, возвращаясь всякий раз с полным клювом добычи, словно заглянули в ближайший магазин и быстренько «закупились провиантом». Основа рациона камышевки садовой – жуки, тля, бабочки, гусеницы, пауки и другие мелкие беспозвоночные. К осени птицы разнообразят меню ягодами.

3.3. Распространение

Область распространения простирается от юга Финляндии и Прибалтики на восток. Птицу можно встретить на северо-востоке Польши, а также на всей территории Белоруссии. Южная граница распространения проходит с крайнего севера Украины через Россию, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Иран и Таджикистан до Непала, Шри-Ланки и Афганистана. Регионы зимовки расположены в Индии.

Глава 3. Экологичность по отношению к гнездам

После проведенного исследования, я задумался о том, какие есть правила поведения по отношению к птицам и их гнездам.

Сформулирую самые простые правила, которые легко выполнить любому школьнику и взрослому.

  1. Не разорять птичьи гнезда.

  2. Не подходить к гнездам птиц. По следам их могут отыскать и разорить хищники.

  3. Не ловить и не уносить домой здоровых птенцов и детенышей зверей.

  4. Подкармливать птиц зимой, а весной делать для них домики.

  5. Не обрывать в лесу паутину и не убивать пауков.

  6. Не ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

  7. Не рвать без надобности цветы и траву в лесу.

Рисунок 12. Знак «Не разоряй птичьи гнезда».

Заключение

В ходе своей исследовательской работы мне удалось достичь поставленной цели и определить птичку, которая поселилась рядом с нами. Этой птичкой оказалась камышевка садовая.

Для достижения цели я вел наблюдение за гнездом и мне посчастливилось сфотографировать птичку, сидящую в гнезде, и вылупившихся птенцов. Свою фотографию я «передал» умной камере и она, используя алгоритмы машинного обучения распознала камышевку.

Изучив дополнительно информацию о том, какие бывают гнезда и из чего их строят разные птицы, мое предположение о камышевке подтвердилось.

Кроме того, в ходе работы я узнал, как появляются птенцы у камышевки, где она обитает и где зимует, как нужно себя вести по отношению к найденным гнездам в лесу и на дачном участке.

Для проведения своего исследования я посетил в краеведческий музей в нашем городе, рассмотрел птиц, обитающих в нашей местности. В музее были представлены птичьи гнезда (рис. 13) и яйца птиц. К сожалению, камышевка настолько маленькая птичка, что не представляет особого интереса в качестве музейного экспоната.

Также мной были изучены источники литературы про птиц, которые я нашел в школьной библиотеке. В сети интернет я нашел много разнообразной информации о птицах, гнездах и среде обитания. Этой информации мне было достаточно для достижения поставленной цели.

Рисунок 13. Гнезда, представленные в музее

Список источников

  1. Никонов Н. Г. Певчие птицы. – Свердловск: Издательство «Уральский рабочий», 1972.

  2. Онегов А. Школа юнатов. Живой уголок/Худож. В. Радаев, В. Храмов. – М.: Дет. лит., 1990. – 271 с.: ил.

  3. Салганский А. А. Птицы и звери наших лесов. – М.: Издательство «Лесная промышленность», 1964.

  4. Снегирев Г. Птицы наших лесов. – М.: Издательство «Малыш», 1979.

  5. Камышевка садовая / [Электронный ресурс] // https://animalzoom.ru/: [сайт]. – URL: https://animalzoom.ru/kamyshevka-sadovaya (дата обращения: 19.08.2024).

  6. КамышОвка, камышЁвка или КамЫшевка? / Софья Морозова [Электронный ресурс] // https://ahova-ptushak.livejournal.com: [сайт]. – URL: https://ahova-ptushak.livejournal.com/1517.html (дата обращения: 14.08.2024).

  7. Экологические правила / [Электронный ресурс] // https://darminaopel.ru/library/: [сайт]. – URL: https://darminaopel.ru/full_img/65cb864442659df3b3b6298c/3 (дата обращения: 7.08.2024).

Просмотров работы: 57