Введение
Социально-экономические преобразования, произошедшие за последнее время в России, оказали влияние на все стороны жизни общества. Резко увеличилось количество проявлений детского вандализма, связанного с разрушением материальных и духовных ценностей. Данные проявления наносят колоссальный ущерб личному и государственному имуществу, исчисляются сотнями миллионов рублей. Следует учесть, что детский вандализм на современном этапе имеет свои отличительные особенности, затрудняющие борьбу с ним: групповой характер, высокая латентность, внезапность, непредсказуемость, быстрота и оперативность действий, выбор бесконтрольных объектов, бездумность.
Актуальность исследования обусловлена тем, что детский вандализм отличается широкой распространенностью в настоящее время. Это связано в первую очередь с особенностями детского возраста, связанными с действием механизмов подражания, заражения, самоутверждения, а также с проявлением реакций оппозиции, эмансипации, группирования в детской среде.
Цель работы: изучить проблемы детского вандализма и разработать рекомендации для профилактической работы с детьми по предупреждению и предотвращению вандализма.
Объект исследования: мотивация агрессивных вандальных проявлений детей, условия, факторы, провоцирующие их на это, причины детского вандализма, личностно-психологические особенности детей, склонных к вандализму.
Предмет исследования: знания обучающихся г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области .
Задачи исследования:
1) изучить литературу по данной теме;
2) выявить основные тенденции вандализма;
3) выявить причины, условия, психологические возрастные факторы, стимулирующие вандальные проявления, а также личностно-психологические особенности современных школьников, склонных к проявлению вандализма;
4) провести анкетирование российских школьников МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска Мурманской области;
5) разработать систему коррекционно-профилактической работы с детьми по предупреждению и предотвращению вандализма.
Гипотеза. Предполагается, что профилактика вандализма должна проводиться среди детей на базе патриотического воспитания и с привлечением родителей.
Научная новизна заключается в рассмотрении проблемы с учетом региональных особенностей для детей данного возраста. Данная проблема впервые рассматривается в нашем городе.
Источниками исследовательской работы стали: научная литература по данной теме, анкетирование детей 12-14 лет г. Снежногорска ЗАТО Александровск.
Сроки проведения: 2023-2024 гг.
Методы исследования: теоретические и практические.
1. Теоретические: изучение информационных источников, фотодокументов, систематизация, обобщение.
2. Практические: анкетирование российских школьников МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска Мурманской области .
Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что проведенное исследование формирует представление о состоянии на сегодняшний день проблемы детского вандализма в Мурманской области Российской Федерации.Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся данной темой. Материалы работы могут быть полезны для создания презентаций на уроках истории, окружающего мира по изучению родного края и города, страны.
Глава I. Детский вандализм как социальная проблема
Понятие и признаки детского вандализма
За последнее время массовым явлением становятся разрушение и порча имущества в местах общего и частного пользования. Портятся лифты, стены, памятники культуры, культурные ценности (книги, картины), оскверняются могилы, в ход пускаются режущие инструменты. Такие проявления называются вандальными, а люди, совершающие такие деяния называются вандалами.
Вандализм - это бессмысленное разрушение материальных и духовных ценностей1. Понятие вандализма взято из истории. Оно связано с наименованием древней народности, разрушившей Рим. Вандал - это древний германский народ, обитавший первоначально по среднему Одеру. Впоследствии он вошел в состав народов готской группы и принимал участие в их нападениях на Римские владения. Римский наместник в Африке Бонифаций, восставший против Рима, призвал к себе на помощь вандалов, король которых Гейзерих переправился туда, занял Римские владения и основал в 439 году Вандальское государство. Отсюда орды вандалов стали делать частые набеги на Римские провинции и в 455 году, пользуясь смутами, разгромили Рим. Вандалы дико расправились с поверженным городом, уничтожая в нем все памятники античной культуры, произведения искусств, сжигая здания и литературные произведения. Впоследствии Вандальское государство было уничтожено. Грабеж и разбой были средством существования вандалов. В наше время вандализм является характерной чертой империалистической агрессии.
В современном англоязычном источнике обращается внимание на правовой аспект вандализма: «Вандал – тот, кто намеренно или вследствие невежества разрушает собственность, принадлежащую другому лицу или обществу». В таком смысле понятие вандализма стало распространяться на повседневные проявления хулиганства. Оно стало обозначать порчу общественной, частной, коммунальной собственности, поломки оборудования в учебных заведениях, на транспорте, нанесение рисунков и надписей на стены и т.п.
С течением времени усиливается проявление детского вандализма, снижается раскрываемость преступлений, увеличивается ущерб, наносимый государству детьми. Детский вандализм - это результат девиантного поведения детей, конечным результатом которого является вульгарная преступность. Г. Шнайдер утверждает, что особую значимость проблема детского вандализма приобретает в государствах, находящихся в состоянии экономического кризиса. Сложность современных социальных процессов, обострение межличностных отношений, общая нестабильность, криминализация, материальная необеспеченность значительной части населения, морально-этический кризис общества, разделение общества на страты негативно влияют на общество в целом и, особенно, на его самую уязвимую часть - детей, поднимают проблему вандализма на новый уровень. Обращаясь к социально-психологическим и социологическим исследованиям, мы обнаруживаем гораздо более широкое толкование этого феномена. Говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парка и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков.
1.2. Типы вандализма
В зависимости от доминирующего мотива разрушения С. Коэн выделяет шесть типов вандализма2.
1. Вандализм как способ приобретения. Основной мотив разрушения составляет материальная выгода. Эта форма вандализма по сути является разновидностью кражи. Примеры подобных явлений легко найти в современной российской действительности. Известно, что большой вред наносится всякому оборудованию, содержащему цветные металлы. Снимаются дверные ручки, мемориальные доски, детали приборов и устройств. Широко распространена эта разновидность вандализма на кладбищах, когда крадут цветы, венки, золото надписей.
2. Тактический вандализм. Разрушение используется как средство для достижения других целей. Например, чтобы не допустить снижения цен, уничтожаются целые партии товара.
3. Идеологический вандализм. Этот вид похож на предыдущий, и их иногда объединяют. Об идеологическом вандализме говорят, когда разрушитель преследует социальные или политические цели. Объект разрушения имеет ярко выраженный символический смысл. Разрушения памятников архитектуры во время Великой Французской революции носило антимонархический, антифеодальный и антикатолический характер. Именно эти символы уничтожались особенно интенсивно. Так была разрушена Бастилия, бывшая символом королевского суда. На королевском кладбище Сен-Дени за 3 дня был уничтожен 51 памятник. Всего же за 1789-1800 гг. во Франции были разрушены 168 памятников искусства и архитектуры. Хорошо известно, сколь интенсивно уничтожались символы предшествующего строя и в революционной России. Например, за период с 1917 г. разрушено 25-30 тыс. церквей и соборов, около 500 монастырей, уничтожено не менее 20 млн. икон, около 400 тыс. колоколов.
4. Вандализм как мщение. Разрушение происходит в ответ на обиду или оскорбление. Особенность этой разновидности состоит в том, что разрушение имущества представляет собой отложенный ответ на действие противной стороны и совершается анонимно. Обида может быть воображаемой, а объект разрушения может быть лишь косвенно или символически связан с первичным источником враждебности. Такая форма мщения привлекательна тем, что эмоционально эффективна, но позволяет избежать личного столкновения.
5. Вандализм как игра. Это распространенная разновидность детского и подросткового вандализма. Разрушение рассматривается как возможность поднять статус в группе сверстников за счет проявления силы, ловкости, смелости. Такое времяпрепровождение часто имеет характер соревнования.
6. Злобный вандализм. Злобный вандализм представляет собой акты, вызванные чувствами враждебности, зависти, неприязни к другим людям и удовольствия от причинения вреда. При этом объект не столь специфичен, как в случае мстительного вандализма.
1.3 Проблемы детского вандализма в современной России
Количественные оценки социальной проблемы относительно масштабов детского вандализма в обществе и социальных последствий затрудняются из-за ряда обстоятельств. Прежде всего, во всем мире случаи вандализма не полностью учитываются статистикой. Люди, чье имущество пострадало от разрушений, обычно не склонны обращаться в полицию. Даже в странах с развитой системой социальной статистики не существует учета многих форм вандализма, например, в школах. В России такой учет вообще не ведется. Уголовное преследование за вандализм введено недавно, и юридическая практика применения наказания заданное преступление еще не разработана. Кроме того, трудности возникают и в связи с отсутствием однозначного определения вандализма.
Согласно годовым сводкам МВД Российской Федерации пик вандализма приходится на 16-17 летний возраст. Преступления, связанные с вандализмом детей, в 2010 году по сравнению с 2011 годом увеличились на 12%, а их раскрываемость снизилась на 4,3%- Тревогу вызывает преобладание группового характера подросткового вандализма. Это подтверждает и тот факт, что количество выявленных лиц в 2010 году на 20% превышает количество раскрытых преступлений. Вандализм часто носит характер побочной стороны преступления и является прикрытием более тяжких преступлений3. Принимаемые правительством меры по искоренению подросткового вандализма не приносят ощутимых результатов, т.к. они, в основном, направлены на ликвидацию последствий, а не на искоренение причин. Следует также учесть, что детский вандализм на современном этапе имеет свои отличительные особенности, затрудняющие борьбу с ним: групповой характер, высокая латентность, внезапность, непредсказуемость, быстрота и оперативность действий, выбор бесконтрольных объектов, бездумность.
Детский Совет при Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге обсудил тему вандализма. В дискуссии также приняли участие представители органов профилактики, подростково-молодежного центра и детских культурно-защитных организаций. В самом начале обсуждения Светлана Агапитова обратилась к участникам встречи вопросом: «Что такое вандализм?». Большинство присутствующих ответило правильно: умышленная порча имущества. Правда, некоторые ребята считали, что это более узкое понятие, касающееся исключительно памятников культуры. Резеда Шадрина, ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних Центрального района, уточнила:«Даже разрисованные детские площадки можно квалифицировать как вандализм…». Согласно опросу, проведенному членами Детского Совета, 40% опрошенных когда-либо участвовали в актах вандализма. Из них: вариант «бил стекла» выбрали 18%, мусорил – 23,3%, портил общественное имущество – 20% и т.д. «Пример вандализма подаем мы сами – взрослые, - считает Николай Солодов, руководитель проекта «Наследники, хранители» детского объединения «Спасатель». – Мы можем сами пройти по центру города и без зазрения совести выбросить бумажку мимо урны.
А безвкусные баннеры, развешенные по всему города? Тоже основа для развития вандализма. Ребенок посмотрит и подумает: «Если уж эта нелепость висит на видном месте, почему тогда и мне не оставить свою «закорючку» где-нибудь на стене?..».
На вопрос «Для чего ты это делал (участвовал в акте вандализма)?», согласно опросу, чаще всего подростки выбирают ответ «За компанию» (28%) и «из желания развлечься» (27%).
Глядя на эту статистику, напрашивается еще один вопрос: неужели у детей нет более интересного развлечения, чем битье стекол или намеренное прогулки по клумбам и газонам?
Глава II. Практическое исследование социальной проблемы детского вандализма
2.1 Исследование мотивов детского вандализма на примере анкетирования российских школьников МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска Мурманской области
В ходе изучения проблемы детского вандализма нами была поставлена задача выявления уровня осведомленности детей о вандализме. В ходе данного исследования были опрошены учащиеся 7-8 классов МБОУ СОШ №269 города Снежногорск. Ребятам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложения №1, №2).
Порадовал тот факт, что все дети знают, что такое вандализм. Дети понимают, что вандализм - это порча и преступление. Среди опрошенных респондентов большинство учащихся остановились на мнении, что вандализм-это осквернение памятников культуры и неуважение к истории и культуре.
На вопрос, что мотивирует разрушительное поведение у подростков 60% опрошенных детей г. Снежногорска ответили, что это желание поднять свой статус 20% выбрали ответ, что это самоутверждение,10% уверены, что это ненависть и злость, и только 5% школьников считают, что это безделье и недостаток развлечений.
2.2. Социальный опрос подростков г. Снежногорска Мурманской области
В ходе исследования был проведен независимый опрос жителей города Снежногорска. В данном опросе участвовали прохожие подростки в возрасте 12-14 лет.
20% подростков-прохожих на улицах г. Снежногорска ответили, что это преступление, причем невидимое и часто безнаказанное. 10% ответили, что это порча имущества, 60 % ответили, что это когда рисуют на стенах, бьют стекла и остальные признали вандализм как стыд и позор нации. В этом опросе, мы целенаправленно опрашивали подростков, не используя способ анкетирования. Опрос предполагал свободный выбор ответов. Может быть поэтому, ни один из опрошенных не ответил, что вандализм - это осквернение памятников культуры и ценностей, что это неуважение к истории и культуре. В основном многие опрошенные на вопрос, какие акты вандализма вы встречаете на улицах нашего города и в общественных заведениях, отвечают, что это изрисованные стены домов, надписи на ограждениях. Большинство опрошенных подростков уверены, что данная проблема интернациональна, так как вопрос об этом постоянно обозревается в прессе и на телевидении. На вопрос, какие меры по сокращению уровня вандализма следует принять в нашей стране, двое из опрошенных подростков предположили, что следует издать суровые наказания за такие деяния, один подросток сказал, что следует родителям быть строже, и все проблемы исходят от семьи. Остальные подростки не знают, есть ли меры по устранению такого рода деятельности или следует пересмотреть культурные ценности всего народа в целом. И, возможно, дело вовсе не в законах и в уверенности в безнаказанности, не в социальном уровне жизни, а в культурной осведомленности. Данный опрос еще раз подтверждает мнение многих иностранных социологов, например К. Ношис полагает, что уровень вандализма в стране зависит от характера ценностей, формирующих идентичность представителей данной культуры на протяжении многих веков. Поэтому объяснение явление вандализма может быть найдено в культурно-исторических особенностях страны.
Спросив у ребят, где и в каких местах они чаще всего встречают акты вандализма, стало очевидно, что большинство разрушений происходят в тех местах, которые воспринимаются как недоступные для постороннего наблюдения. Места, закрытые от постороннего наблюдения и со стороны жилых домов, и с дороги, с боковыми дорожками, оценивались в целом как наиболее уязвимые. Открытые для постороннего наблюдения места, где путь бегства блокирован стеной, расценивались как наименее уязвимые.
2.3. Практические рекомендации по мерам предотвращения детского вандализма
Вандализм влечет за собой серьезные финансовые, материальные и социальные проблемы. Существуют две стратегии борьбы с этим социальным явлением. Первая делает акцент на устранении возможности разрушения. Вторая же связана с воздействием на установки и мотивы потенциальных вандалов.
1) Способ заключается в создании физических барьеров для разрушения за счет использования более прочных материалов и конструкций, уменьшении количества деталей, которые можно оторвать, отбить и т.п. Нужно стараться изменить конструкцию таким образом, чтобы ее разрушение доставляло наименьшее удовольствие. Так, например, для борьбы с рисунками и надписями рекомендуют делать поверхности стальными, ребристыми, шероховатыми, избегать контраста грунта и верхнего слоя. Возможно и полное устранение потенциальных объектов разрушения. Тактика «укрепления мишени» имеет существенные ограничения. Во-первых, ее реализация может оказаться слишком дорогостоящей, так как потребует использования не серийного, а специально созданного оборудования. Во-вторых, изменение дизайна в соответствии с этим способом трудно совместить с эстетическими требованиями, вплоть до того, что эстетика дизайна входит в противоречие с целями организации. Так, например, школа будет больше походить на тюрьму с минимумом необходимой мебели, стальными решетками и бетонными полами. В-третьих, укрепление конструкций и деталей может восприниматься как вызов и не снизит, а увеличит вероятность намеренных разрушений и поломок. Если основным мотивом вандализма является поиск острых ощущений, связанных с опасностью и запретностью, то возможность наказания может только усилить притягательность такого поведения.
2) Как указывалось ранее, появление первых разрушений резко увеличивает вероятность дальнейшей порчи объекта. Поэтому следует быстро устранять дефекты, как естественного происхождения, так и появившиеся по вине человека.
3) Предлагается ограждать уязвимый объект от потенциальных разрушителей. Используются замки, ограды, заборы, решетки на окнах. Устраняются деревья, по которым можно забраться в окна здания. Уменьшается количество растительности, затрудняющей обзор и наблюдение за объектами, улучшается освещенность улиц и помещений.
4) Охрана и наблюдение предусматривает как формальный контроль (сторожа, охранные патрули, сторожевые собаки, дежурства), так и облегчение возможности неформального контроля (прохожие, служащие учреждений). Использование помещения школы во внеурочное время также может снизить вероятность вандализма.
5) Родительские собрания совместно с детьми также снижают вероятность вандализма.
6) Классные часы, кружки, сборы, направленные на патриотическое воспитание детей снижают желание разрушать.
7) В качестве наказания могут применяться штрафы, исключение из школы, уголовное преследование. Одновременное ограничение карательных мер и одобрение желаемых моделей поведения снижает вандализм.
У нас в стране программа контроля и снижения вандализма – область слаборазработанная. Ей недостает теоретической обоснованности. Оценка эффекта происходит односторонне, не учитываются прямые и косвенные последствия программ. Поэтому исследования их эффективности можно считать одним из приоритетных направлений в изучении вандализма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе рассматривался детский вандализм как поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. В ходе исследования мы пришли к выводу, что детский вандализм - преступление общественной безопасности, характеризующееся осквернением зданий или иных сооружений, порчей имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Мотивы преступления могут быть различные (например, озлобленность на общество), желание поднять свой статус, ненависть и зависть; самоутверждение; материальная выгода; преследования политических и социальных целей, безделье и недостаток развлечений, условия жизни ребенка, индивидуальные, личностные и психологические свойства подростка, отсутствие воспитания, окружающая среда. Росту вандализма способствуют: морально-этический кризис общества, усугубляющийся безнаказанностью, бесконтрольностью подростков, отсутствием у них социально-правовых и моральных ориентиров, незанятостью, непрочностью семьи, недостатками в учебно-воспитательной работе, влиянием на подростков асоциальных группировок, агрессивных фильмов и компьютерных игр. Проблема подросткового вандализма как социально-психологическая представляет собой процесс разрушения социальных связей. Данную проблему можно было бы решить, если найти правильный подход к ней, выявить пути и методы преодоления данной проблемы через сотрудничество психологов, социологов, классных руководителей, родителей и т.д. Возможно, следует помочь детям пересмотреть культурные ценности, стараться развивать в них эстетический вкус или прислушаться к их просьбам, попытаться понять и устранить их проблемы. Но проблема есть и остается. И пока только взрослые могут ее понять и устранить. И пока существуют страны с более развитым культурным уровнем жизни и низким показателем проявлений вандализма, есть о чем задуматься нашему государству.
Мы считаем, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась. Считаем целесообразным продолжить исследование по данной теме, так как проблема детского вандализма многогранна и требует более детального изучения. Практические рекомендации по мерам предотвращения детского вандализма могут быть использованы в работе многих образовательных учреждений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Байбакова О. Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/41640
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М., 2000, с.298.
Проблема подросткового вандализма: обзор актуальных исследований // Современное образование: проблемы и перспективы: Сб. научных трудов. - М.: МКО МГПУ, 1998. - 164 с. - С.92-94.
Психологические аспекты подросткового вандализма // Проблемы современного образования: Сб. научных трудов. - М.: МКО МГПУ, 1999. -142 с. -С.115-117.
Седнев В. Надписи и рисунки в общественном транспорте // Философская и социологическая мысль. 1993.
Скороходова А.А. Граффити: значение, мотивы, восприятие // Психологический журнал, 1998, № 1, с. 144 - 153.
Скороходова А.А. Вандализм // www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Skoroh/Vandal.php
Приложение №1
АНКЕТА №1
МБОУ ООШ 269
г. Снежногорск ЗАТО Александровск Мурманская область
Мы проводим опрос об осведомленности подростков по проблемам детского вандализма. Ваши ответы будут использованы в научных целях. По каждому вопросу отметьте вариант, который Вам подходит, или напишите ответ в пункте «другое».
Страна_______________________________________________________________________________
Город________________________________________________________________________________
Учебное заведение_______________________________________________________________________
Класс________________________________________________________________________________
Пол___МУЖСКОЙ__________________ЖЕНСКИЙ________________________________________
Возраст______________________________________________________________________________
Знаете ли Вы, что такое вандализм?
А) да; Б) нет; В) затрудняюсь ответить; Г) другое_________________________________________
По моему мнению, вандализм - это …
А) осквернение памятников культуры, ценностей;
Б) порча имущества;
В) неуважение к истории, культуре;
Г) правонарушение;
Д) другое___________________________________________________________________________
Как Вы думаете, что мотивирует разрушительное поведение?
А) желание поднять свой статус;
Б) ненависть и зависть;
В) самоутверждение;
Г) материальная выгода;
Д) преследования политических и социальных целей;
Е) безделье и недостаток развлечений;
Ж) другое___________________________________________________________________________
Как Вы думаете, в чем причины вандализма?
А) условия жизни подростка;
Б) индивидуальные, личностные и психологические свойства подростка;
В) отсутствие воспитания;
Г) окружающая среда;
Д) другое___________________________________________________________________________
Как вы думаете, какие методы предотвращения вандализма наиболее актуальны?
А) ужесточение уголовного наказания;
Б) патрулирование улиц;
В) назначение штрафа;
Г) повышение общего уровня культуры населения;
Д) создание условий отдыха и досуга;
Е) другое___________________________________________________________________________
Совершали ли Вы какие-либо подобные действия?
А) да;
Б) нет;
В) другое__________________________________________________________________________
Встречали ли Вы подобные действия у себя в школе?
А) да, часто;
Б) редко;
В) нет, никогда;
Г) другое__________________________________________________________________________
Пытались ли Вы остановить разрушительное поведение своих друзей, знакомых у себя в школе? Как?
А) да. Советом;
Б) информировал взрослых;
В) нет;
Г) другое___________________________________________________________________________
СПАСИБО!
ПРИЛОЖЕНИЕ№3
Примеры детского вандализма
1 Психологические аспекты подросткового вандализма // Проблемы современного образования: Сб. научных трудов. - М.: МКО МГПУ, 1999. -142 с. -С.115-117.
2 Скороходова А.А. Вандализм // www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Skoroh/Vandal.php
3 Байбакова О. Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/41640