Семейные реликвии

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Семейные реликвии

Долгодворова В.А. 1Коник В.А. 1Коновалова К.Е. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11
Петракова И.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение.

В каждой семье есть вещи прадедушек, прабабушек, которые хранятся для того, что бы знать историю своей семьи. Такие вещи передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, что бы они помнили, знали, кем были их предки.

Цель проекта: изучение семейных реликвий.

Задачи проекта:

- узнать, что такое реликвия;

- с помощью родителей и родственников собрать информацию о наших семейных реликвиях;

- подготовить сообщение;

- подготовить презентацию.

Гипотеза проекта: если в семье есть реликвия, то такая семья хранит память о предках и чтит традиции семьи.

Объект исследования: история, описание вещей

Предмет исследования: реликвии семей учащихся нашего класса

Методы:

- изучение литературы;

- беседы с родителями и родственниками;

- онлайн-опрос;

- интервью;

- посещение городского краеведческого музея

2. Основная часть «Наши семейные реликвии».

Вспомните, есть ли в вашей семье то святое, ценное и неповторимое, которое передается от старших поколений к младшим? Это те вещи, которые хранят память о прошлом. Во многих семьях такими реликвиями служат фотографии, документы, награды или старинные вещи, украшения, посуда, мебель, книги, иконы. Так давайте же приоткроем дверцу семейной истории и узнаем столько интересного…

2.1. Словари. В самом начале своей работы мы решили выяснить, что означают понятия «реликвия», «семейная реликвия».

Реликвия по словарю С.И.Ожегова - вещь, свято хранимая как память о прошлом.

Реликвия по словарю Д.Н.Ушакова - особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь.

Семейные реликвии – документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству, то есть из поколения в поколения. (Википедия).

2.2. Онлайн-опрос. Далее мы решили выяснить, а у многих ли есть семейные реликвии? Составили вопросы, а наша учительница разместил онлайн-опрос в школьной группе (Приложение 1). Вот такие результаты мы получили:

В опросе принял участие 181 человек

Это 89 родителей, 24 учителя, 37 учеников с 5 по 9 класс, 30 учеников с 1 по 4 класс и 1 десятиклассник.

На вопрос «Есть ли у вас семейная реликвия?»

«Да» – ответили чуть меньше половины - 46%

Остальные сказали, что у них нет семейных реликвий - 54%

А какие же реликвии хранятся в семьях опрошенных?

Больше всего – это предметы старины

На втором месте - награды

Далее, предметы, сделанные руками предков

У 9-ти человек хранятся документы и у 9-ти человек старинные иконы

Так же нам было интересно узнать о возрасте семейных реликвий.

Больше всего оказалось реликвий, которым от 50 до 100 лет, а меньше всего реликвий, которым более 100 лет, но есть и такие.

2.3. Реликвии учащихся нашего класса. (Приложение 2)

Семейные реликвии Виктории Коник. В нашей семье тоже есть семейные реликвии. Моя мама рассказала, что это вещи моих прабабушки и прадедушки Скакун Марии Егоровны и Леонида Ивановича.

Прабабушка Скакун Мария Егоровна родилась 27 декабря в 1930 году в Пензенской области. Работала прабабушка Маша санитаркой в больнице. Потом переехала жить на Рынту, затем в посёлок Пуксинка Гаринского района. Прабабушка занималась вышивкой. Вышивка крестиком, которая хранится у нас дома, сделана, примерно, в 1960-1970 годах. Прабабушки не стало в 2007 году.

Прадедушка Скакун Леонид Иванович родился 22 сентября в 1931 году в Донецкой области (Мокеевка). Потом переехал жить на Рынту, затем в поселок Пуксинка Гаринского района. Работал прадедушка на УЖД (узкоколейная железная дорога). Прадедушка Лёня был мастером «золотые руки». Он вырезал из дерева игрушки, рамки, шкатулки. Одна шкатулка нам особенно дорога, здесь всё самодельное, даже замочек и ключик. Все эти вещи сделаны в конце 70-ых годов и хранились у моего дедушки, а недавно он привез их нам и передал моей маме, чтобы теперь мы дальше хранили эту память о дорогих нам людях. Прадеда не стало в 1985 году.

Реликвия семьи Ксении Коноваловой. Я хочу вас познакомить с уникальным документом, который сохранился в нашей семье, ему 110 лет. Это свидетельство об окончании церковно-приходской школы моей прапрабабушки Долгополовой Афанасии Никитичны, выданное в 1913 году. Чем оно уникально? 1913 год династия Романовых праздновало свое 300-летие. По всей России были пышные празднества. В честь этого знаменательного события был выпущен такой красочный документ. По краям изображены портреты монархов, которые правили Россией на протяжении 300 лет. Моя прапрабабушка родилась в Вятской губернии в крестьянской семье. В то время дети простолюдинов могли получить образование только в церковно-приходской школе. Школы делились на одноклассные с двухлетним сроком обучения и двухклассные с четырехлетним сроком обучения. В одноклассных преподавали Закон Божий, чтение на русском и церковно-славянском языках, письмо, арифметику, церковное пение. В двухклассных те же дисциплины в расширенном объеме, а так же историю. Учителем в церковно-приходских школах, в основном, становились священнослужители и миряне, окончившие учительские семинарии. Церковно-приходские школы состояли в ведении Училищного совета при святейшем синоде и его епархальных подразделениях и финансировались государством (казной). Обеспечение деятельности школы возлагалось на приход. Эти школы давали начальное образование значительному числу крестьянских детей. Главным их недостатком считался слабый уровень образования, недостаточный для поступления в училище. Прожила моя прапрабабушка Долгополова Афанасия Никитична 81 год. Она была очень добрым и глубоковерующим человеком. Всё это мне рассказал мой дедушка Володя.

Зарождающаяся реликвия семьи Варвары Долгодворовой. Говорят, что самый сильный оберег – это икона. Когда-то моему папе икону подарила его мама, моя бабушка, но при переезде икона потерялась. Папа с мамой очень расстроились. Тогда мама сделала икону своими руками, эту икону освятили в церкви. Мы её бережно храним и надеемся, что она станет теперь нашей семейной реликвией.

Реликвии семьи Евгения Огненного. В нашей семье бережно хранятся награды моего прапрадеда Вавалкина Семёна Михайловича, участника Великой Отечественной войны. Он ушёл на фронт в 1941 году и воевал против фашизма. Был танкистом. Вместе со своими братьями воевал на одном танке. Но так произошло, что был тяжелый бой, в котором братья прапрадедушки Семёна погибли. Затем Семён Михайлович был командиром партизанского отряда в Белоруссии. У него множество наград, одна из них медаль за победу над Германией. Имя моего прапрадедушки Вавалкина Семёна Михайловича внесено в Книгу Памяти о североуральцах – участниках Великой Отечественной войны.

Реликвии семьи Марии Галактионовой. А моя бабушка неохотно рассказывает о своём трудном детстве, так как её мама умерла очень рано. Именно поэтому бабушка Оля очень бережно хранит большое количество полотенец, накидок, скатертей, картин, вышитых и гладью, и крестиком. Это всё работы Яковлевой Нины Леонидовны, мамы моей бабушки, а значит, моей прабабушки. Теперь это наши реликвии, которые были вышиты прабабушкой в 1946-1966 годах.

2.4. Семейные реликвии учителей. Нам захотелось узнать, а какие семейные реликвии есть у наших учителей? Из интервью вот, что мы узнали. (Приложение 3)

Семейной реликвией Натальи Юрьевны является дом, который построили её дедушка и бабушка. Потом в нём жили её родители, а теперь в этом доме живет сама Наталья Юрьевна. Центром дома является сохранившаяся русская печка. Дом хранит много старинных предметов – сундук с дедушкиными инструментами, бабушкину красивую посуду, а, главное, тепло родных стен, которые помнят три поколения семьи.

В семье Марины Юрьевны особая реликвия – это военные письма. Учительница показала нам 26 писем, которые писал её прадедушка её прабабушке в годы Великой Отечественной войны. Вместе с Мариной Юрьевной мы смотрели на эти пожелтевшие листочки, написанные химическим карандашом, читали простые слова и не могли сдержать слез. Ведь в 1944году прадед Марины Юрьевны погиб, а его жена сохранила эти письма как память.

2.5. Музейные реликвии. (Приложение 4)При изучении темы «Семейные реликвии» мы решили посетить Североуральский краеведческий музей. Наша учительница рассказала нам, что 10 февраля 2024 года в музее состоялась встреча краеведов в клубе «Вагран», на которой жители города рассказывали о своих семейных реликвиях. Следующая такая встреча состоялась 2 марта 2024 года. На этой встрече мы тоже побывали. С интересом послушали истории о прошлом и увидели семейные реликвии североуральцев.

Потом для нас провели экскурсию в музейное хранилище старинных вещей. Там была необычная мебель, самовары, зеркала, сундуки, прялки и многое другое. Тогда у нас возник вопрос: «А как же эти старинные вещи попадают в музей?» Экскурсовод объяснила, что многие, кто уезжает из города не могут забрать всё с собой, поэтому и приносят в дар музею свои семейные реликвии, чтобы память сохранялась и продолжала жить.

3.Заключение.

Работа над проектом «Семейные реликвии» дала нам возможность задуматься об истории своей семьи. Мы пришли к выводу, что самые простые вещи, порой не представляющие ценность, оказываются дорогими в семье, они помогают понять, как жили наши предки, какие традиции и обычаи были в нашей семье, позволяют узнать историю своей семьи.

Таким образом, мы подтвердила гипотезу: если в семье есть реликвия, то такая семья хранит память о предках и чтит традиции семьи. Семейная реликвия помогает узнать историю семьи.

Мы считаем, что семейную реликвию передают от поколения к поколению, чтобы сплотить семью, сделать её крепче. Ведь вместе с этими вещами передаются какие-то истории, рассказы о жизни семьи, о достижениях кого-то из родных. Чтобы будущие поколения могли гордиться своими родными людьми.

4. Источники информации

1. Беседа с родственниками.

2. Встреча с сотрудниками краеведческого музея Североуральска.

2. Интервьюирование учителей.

4. Интернет-источник: «Википедия»

5. Д.Н.Ушаков «Толковый словарь русского языка». Онлайн словарь.

6. С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», Москва, 2003 год.

Приложение 1

Результаты онлайн-опроса.

Приложение 2

Реликвии учащихся нашего 3д класса (фото)

Приложение 2

Реликвии учащихся нашего 3д класса (фото)

Приложение 3

Семейные реликвии учителей (фото)

Приложение 4

Музейные реликвии

Просмотров работы: 157