Волшебница мука

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волшебница мука

Фокина М.Д. 1
1МОУ СОШ №56 УИМ
Горбунова Е.М. 1
1МОУ СОШ №56 УИМ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Процесс производства муки – это долгая, трудоемкая работа, в которой участвуют люди разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему. В своей работе я хочу детально отследить путь от зернышка к хлебу и оценить трудоемкость и сложность данного процесса, тем самым понять ценностью муки и ее неоценимую пользу.

Цель:

  • - cформировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать мукой и оценить ее ценность и волшебные свойства;

Задачи:

  • - ознакомиться с процессом выращивания пшеницы и получения муки;

  • - узнать, откуда берется мука, и какая она бывает;

  • - выяснить, какие изделия изготавливаются из муки;

  • - посещение производственных предприятий для ознакомления с технологическим процессом;

  • - самостоятельно приготовить домашнюю лапшу из муки.

Оборудование, используемое в данной работе:

  • - блендер;

  • - мини огород;

В данной работе я намерена провести наблюдение и сделать выводы в ценности продукта и ее неоценимых волшебных свойствах:

  • - получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас и понять, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

  • - рассказать о профессиях пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

  • - провести эксперимент по проращиванию зерна и получения муки;

  • - получить знания о том, что из муки можно приготовить огромное количество блюд, хлебобулочных изделий, полуфабрикатов;

  • - воспитывать бережное отношения к хлебу.

 

 

 

 

 

 

 

Зарождение зерна

В данной работе рассмотрю, как из простого зернышка получается сначала колосок, а потом зерно волшебным образом превращается сначала в муку, а потом и в кондитерское или хлебобулочное изделие. Это работа хлеборобов, агрономов и пекарей. Проведу эксперимент и сделаю выводы, как трудно вырастить хлеб, сколько нужно вложить труда, чтобы из маленького зернышка получился вкусный, румяный каравай и другие кондитерские и мучные изделия.

Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю деревянными боронами, жали колосья серпами, а молотили цепами.

В наше время - пашет землю трактор. Весной по вспаханному с осени полю, колхозники пускают железные бороны, потом культиваторы. Поле становится мягким, ровным, в нём хорошо сохраняется влага.

Колхозники - к трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы. Когда наступает время сбора урожая, комбайны срезают густую пшеницу и молотят из колосков зерно. Затем его везут на элеватор, там зерно хранится.

После его везут на мельницу, где перемалывают в белую, лёгкую, как облако муку. Муку доставляют на хлебозавод. Там муку смешивают в огромных чанах с водой, растительным маслом, дрожжами замешивают тесто. Потом пекари раскладывают тесто по формам. Ставят в печь. Готовый хлеб везут в магазины.

Сегодня на помощь земледельцам пришли машины — трактора, распахивающие бескрайние хлебные поля, комбайны, убирающие зерно.

Но и сейчас труд хлебороба по-прежнему очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к пшеничному зерну, пока оно не превратилось в каравай хлеба!

Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Проращивание зерна

В ходе данной работы я решила прорастить зерна пшеницы и понаблюдать за процессом их роста.

Семена, которые будут проращиваться, можно купить на рынке, где реализуется продукция сельского хозяйства.

Технология проращивания пшеницы дома – одна из самых простых при выращивании растений и проращивании семенного материала. Как правильно прорастить пшеницу и для чего её вообще проращивать, рассмотрю дальше.

Условия для получения проростков:

  • – применение чистой воды (это может быть жидкость из природного родника либо пропущенная через фильтрующий прибор). Чем меньше в воде, которую планируется использовать, примесей – тем лучше;

  • - в помещении должна быть температура 19-22° C;

  • - свет роли особой не играет, т. к. проростки появятся через сутки;

Процесс прорастания ростков:

В чём и как прорастить зерно пшеницы в домашних условиях:

  • В тёплом помещении зёрнышки раскладывают на марлю, смоченную водой, которая разложена в контейнере;

  • Они накрываются сверху марлей, которая увлажнена тёплой водой. Если жидкость используется из-под крана, то её предварительно отстаивают;

  • В течение всего эксперимента марлю увлажняют тёплой водой. Нельзя допускать, чтобы она оказалась сухой;

  • Проклюнувшиеся зёрнышки дадут ростки. А еще через 36-48 часов ростки пшеницы подрастут на 1-2 мм.

  • 7 день эксперимента: измерила пшеницу - ростки стали 6 см длинной

Получение муки из зерна

Готовое купленное в магазине зерно мы попробовали измельчить и получить муку. Настоящей муки у нас не получилось. Для этого нужны специальные машины.

М
ы сравнили нашу муку и муку из магазина. Мука из магазина мягче, нежнее, белее.

В промышленных масштабах зерно перемалывают на специализированных предприятиях – мельницах и расфасовывают в мешки и упаковку, которую мы видим в наших магазинах.

Разновидности муки

Что есть мука? Мука – это продукт переработки зерна, путем помола. В зависимости от помола, вида зерна, различают различные типы, виды и сорта муки.

А теперь чуть подробнее:

Вид муки.

Вид муки определяется той культурой, из которой мука вырабатывается, это «этнос» муки, если можно так выразиться. Существует огромное количество видов муки:

  • - пшеничная,

  • - ржаная,

  • - овсяная,

  • - соевая,

  • - гороховая,

  • - кукурузная,

  • - гречневая,

  • - ячменная,

  • - рисовая;

  • - смеси из зерна разных культур, например, ржано-пшеничная.

Тип муки определяет её назначение. Не вся мука основным назначением определяет хлебопечение, пример – мука из твердых сортов пшеницы для производства макаронных изделий, или рисовая мука, в восточной кухне часто используемая для панировки. Овсяная мука применяется при выпечке печений и производстве детских смесей. Из кукурузной муки в Молдавии готовят мамалыгу – очень густую кашу, которую едят с маслом или молоком, или запекают. Гречневая мука широко применяется в выпечке блинов и тех же детских смесях. Соевую просто пихают куда только можно и нельзя, т.к. она при низком содержании белка содержит огромный запас углеводов, что резко повышает энергетическую ценность любого блюда.

Сорт муки определяет качество и напрямую зависит от выхода муки, то есть количества муки, получаемого из некоего количества зерна. Выход готовой муки из зерна выражается в процентах и чем ниже процент, тем выше сорт муки. И совершенно не понятно, почему мука самого низкого сорта стоит дороже, чем высший сорт.

В хлебопечении и производстве хлебобулочных изделий в основном применяется пшеничная и ржаная мука.

Остановлюсь подробнее на пшеничной муке наиболее распространенной.

Волшебство. кулинарные чудеса

Мучные изделия – продукты питания, приготовленные из муки. Мучное – кладезь витаминов группы B, которые регулируют работу нервной системы, продлевают молодость организма, улучшают функционирование мозга, сердца. Кроме того, продукция из муки – источник энергии, необходимой для поддержания жизнедеятельности человека.

Полезные свойства выпечки проявляются только при употреблении качественных изделий из цельнозерновой муки грубого помола, без добавления консервантов, красителей, химических добавок.

Виды мучного:

1. Кулинарные. К ним относятся пельмени, блины, чебуреки, пицца, хачапури, беляши, макароны, лапша. Это изделия заданной формы из полуфабриката теста.

2. Кондитерские. Вырабатываются из жира, яиц, муки с высоким содержанием сахара. Это высококалорийные, легкоусвояемые продукты. К ним относят: торт, вафли, печенье, пироги, пряники, пирожные.

Мучные кулинарные изделия.

Виды мучных кулинарных изделий:

  • - Французские багет и хлеб

  • - Блины

  • - Пельмени

  • - Вареники

  • - Пампушки

  • - Оладьи

  • - Бублики

  • - Макароны

  • - Тесто

Мучные кондитерские изделия

Мучные кондитерские изделия, сладкие продукты, отличающиеся приятным вкусом и ароматом всеми нами любимы с детства. В качестве основного сырья для приготовления, как правило, используется мука (пшеничная, реже кукурузная, рисовая, овсяная и др.), сахар, молоко, сливки, жиры, яйца, дрожжи, крахмал, какао, вкусовые и ароматические добавки, и разрыхлители.

Виды мучных кондитерских изделий:

  • - Печенье, крекеры, галеты;

  • - Вафли;

  • - Пряничные изделия – пряники, коврижки;

  • - Кексы, ромовые бабы, рулеты;

  • - Торты и пирожные;

  • - Мучные восточные сладости

Теперь вы знаете ответ на волнующий вопрос «Мучное - это какие продукты?». Как видите, под данный термин подпадает много видов пищи. И это и есть ответ на вопрос:

В чем заключаются волшебные свойства муки?

Не зря говорят: «Хлеб – всему голова». Эта пословица лучше всего характеризует значимость хлебушка. С этим наиважнейшим продуктом не сравнится никакой другой вид пищи.

Для россиян хлеб имеет особое, чуть ли не сакральное значение. Его ценность должен осознавать каждый человек, особенно на примере блокады Ленинграда.

Тогда самым важным для защитников города ресурсом стал знаменитый блокадный хлеб, на котором во многом и держалась оборона города. И именно кусочек хлеба во многом стал символом блокады.

Экскурсия на макаронную фабрику

В прошлом году компания «СИТНО» пригласила нас подопечных детского сада №56 в свои двери для ознакомительной экскурсии.

Целью данной экскурсии было наглядно увидеть и ознакомиться с особенностями работы действующих производств по переработки муки в хлебобулочные и макаронные изделия.

Нас знакомили с действующими цехами по производству макаронных изделий, учили различать муку разных сортов, угощали макаронами разных степеней готовности.

Нас удивила чистота в цехах «СИТНО» – просто стерильная. Все сотрудники в белых халатах.

Я увидела как люди, управляя огромной техникой, создают разные виды макарон. Нам не только рассказали, но и показали, как из воды и муки получаются макароны. И рассказали, как это всё поступает в цех готовой продукции. Ещё там есть целая лаборатория, проверяющая качество изготавливаемой продукции. Больше всего меня интересовало — как делают наши любимые спагетти и лапшу.

Итак, макаронные изделия являются продуктом питания. Они очень сытные из-за того, что состоят из пшеничной муки и для их приготовления уже для употребления непосредственно в пищу не требуется много времени и умений.

Чаще всего их употребляют в качестве гарнира к каким-либо мясным блюдам или как самостоятельное блюдо.

Плюс макаронных изделий заключается не только в их разнообразии и простоте приготовления, но и в длительном сроке хранения в виде полуфабрикатов.

На экскурсии было очень интересно. Это захватывающее зрелище.

Дома с мамой мы приготовили домашнюю лапшу из муки из твердых сортов пшеницы.

Р ецепт приготовления домашней лапши:

  • - 100 г муки, 1 яйцо, соль по вкусу;

  • - Взбить яйца до однородной смеси и постепенно добавлять муку;

  • - Замесить тесто, дать постоять в течение часа;

  • - Тонко раскатать тесто;

  • - Нарезать длинными полосками, а затем сделать их той длины, которая Вам понравиться.

Заключение

В ходе работы над проектом, я сделала выводы:

  • - о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас и поняли, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

  • - о профессиях пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

  • - провели эксперимент по проращиванию зерна и получения муки;

  • - о том, что из муки можно приготовить огромное количество блюд, хлебобулочных изделий, полуфабрикатов;

  • - как самостоятельно приготовить лапшу, а также составлять собственные блюда;

  • - воспитывали в себе бережное отношение к хлебу, в том числе и на примере блокадного хлеба Ленинграда

Теперь дома я принимаю активное участие в приготовлении ужина и завтраков по выходным. Я уверена, что скоро смогу самостоятельно приготовить себе обед и перекус в школу.

Полученные знания сохранятся на всю жизнь. Мы сделали вывод, что макароны из твердых сортов пшеницы - это не только вкусный, но полезные продукт питания в сочетании с овощами, нежирным мясом, рыбой, морепродуктами.

Мука - настоящая волшебница. Из нее можно приготовить огромное количество продуктов. Это кондитерские, макаронные, хлебобулочные изделия, пельмени, вареники, блины, пирожки, пицца, и много других вкусных блюд.

Несмотря на все недостатки мучных изделий, они по сей день входят в рацион людей. Мучные кондитерские изделия всегда будут радовать глаз на полках магазина и на праздничном столе. Они всегда будут оставаться любимым лакомством взрослых и детей.

Литература

  1. Андреев А., Лазерсон И. «Хлеб – всему голова», М.: «Книголюб», 2003 г.

  2. Иванкова В. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. М.: «Аквариум- Принт», 2006 г.

  3. Родионова И.А. Выпекаем хлеб дома. М.: «Эксмо», 2007 г.

  4. В. Дацкевич «От зерна до каравая». М.: Дет. лит., 1985.

  5. В. Кармазин «Наш хлеб». М., Правда, 1986.

  6. А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка». М.: Дет. лит., 1990..

Просмотров работы: 21