Научно-исследовательская работа
Предмет Окружающий мир
Тема: Тень – оптическое явление.
Работу выполнила:
Шустова Злата
обучающаяся 3 в класса
МКОУ «Татаробашмаковская СОШ»
Руководитель:
Букреева Т.Н.
Учитель географии
МКОУ «Татаробашмаковская СОШ»
2024
Оглавление
Введение
Как возникла тема
Цели и задачи
Основная часть
Теоретическая часть
Исследовательская работа
Заключительная часть
Список использованных источников и литературы
Приложение
Введение
Однажды, утром, перед тем как идти в школу, я обратила внимание на свою тень – она была очень длинной. А играя во дворе школы, на перемене, взглянув на свою тень, заметила, что ее практически нет. Она была прямо по до мной. Придя домой ,сделав уроки и дела по дому, я как обычно играла во дворе и заметила, что когда стало темнеть - тень куда-то исчезла. Мне стало интересно, почему так происходит?
Цель: Выяснить что такое тень и от куда она берется.
Задачи:
1.Найти и изучить материал по теме исследования.
2. Произвести измерительные работы, наблюдения.
3.Рассказать учащимся нашей школы о своих исследованиях.
Теоретическая часть
Сначала я решила узнать, что такое тень. В интернете на страничке https://ru.wikipedia.org/wiki/Тень я узнала, что тень – это пространственное оптическое явление. Тень выражается зрительно уловимым силуэтом, возникающим на произвольной поверхности благодаря присутствию объекта между ней и источником света. Контурами своими тень в той или иной степени, и с учётом ряда условий, повторяет контуры этой преграды света.
Основная часть
В природе мы можем наблюдать, как предметы отбрасывают тени при освещении их солнцем. Я пронаблюдала, что в течении дня тень меняет свои размеры. Тени особенно длинные на закате и восходе, днем они становятся короче, а в полдень тень под предметом и её у некоторых предметов не видно. Из википедии я узнала, что отбрасываемая тень от предметов зависит от угла между светом и плоскостью, на которой формируется изображение. В моём исследовании источником света было солнце.
Тень нельзя почувствовать на ощупь, ощутить ее объем. Значит тень - это явление.
Во все времена тень помогала людям. По тени, которая падала от предметов, люди определяли время суток. До наших дней сохранились огромные обелиски, которые служили астрономическим инструментом – гномоном. Например, в Египте у входа в Луксорский храм сохраниля обелиск – символ солнца, который служил архитектурным украшением и гномоном. Он так же применялся, как солнечные часы. (Смотри приложение 1)
Я тоже решила сделать гномон. Взяла квадратный лист картона. Отметила середину. Установила деревянную палочку. К палочке привязала отвес (веревочка с грузиком). Выровняла при помощи отвеса палочку. И стала наблюдать. (Смотри приложение 2)
9.00 – тень 29 см
10.00 -тень 17 см
11.00 – тень 14 см
12.00 – тень 5 см
13.00 – тень отсутствует
14.00 – тень 3 см
15.00 – тень 9 см
16.00 – тень 15 см
Я сделала солнечные часы.
Заключение
В результате наблюдений я поняла, что длина тени гномона зависит от положения Солнца над горизонтом. Когда солнце поднималось над горизонтом, тень гномона постепенно уменьшалась. Когда солнце опускалось к горизонту, тень гномона увеличивалась. О своих наблюдениях я рассказала одноклассникам на уроке по Окружающему миру и в 5 классе на уроке географии.
Литература
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тень
https://ru.wikipedia.org/wiki/Луксорский_храм
Приложение 1.
Приложение 2.