Тень - оптическое явление

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тень - оптическое явление

Шустова З.П. 1
1"МКОУ "Татаробашмаковская СОШ"
Букреева Т.Н. 1
1"МКОУ "Татаробашмаковская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

Предмет Окружающий мир

Тема: Тень – оптическое явление.

Работу выполнила:

Шустова Злата

обучающаяся 3 в класса

МКОУ «Татаробашмаковская СОШ»

Руководитель:

Букреева Т.Н.

Учитель географии

МКОУ «Татаробашмаковская СОШ»

2024

Оглавление

  1. Введение

    1. Как возникла тема

    2. Цели и задачи

  2. Основная часть

    1. Теоретическая часть

    2. Исследовательская работа

  3. Заключительная часть

  4. Список использованных источников и литературы

  5. Приложение

Введение

Однажды, утром, перед тем как идти в школу, я обратила внимание на свою тень – она была очень длинной. А играя во дворе школы, на перемене, взглянув на свою тень, заметила, что ее практически нет. Она была прямо по до мной. Придя домой ,сделав уроки и дела по дому, я как обычно играла во дворе и заметила, что когда стало темнеть - тень куда-то исчезла. Мне стало интересно, почему так происходит?

Цель: Выяснить что такое тень и от куда она берется.

Задачи:

1.Найти и изучить материал по теме исследования.

2. Произвести измерительные работы, наблюдения.

3.Рассказать учащимся нашей школы о своих исследованиях.

Теоретическая часть

Сначала я решила узнать, что такое тень. В интернете на страничке https://ru.wikipedia.org/wiki/Тень я узнала, что тень – это пространственное оптическое явление. Тень выражается зрительно уловимым силуэтом, возникающим на произвольной поверхности благодаря присутствию объекта между ней и источником света. Контурами своими тень в той или иной степени, и с учётом ряда условий, повторяет контуры этой преграды света. 

Основная часть

В природе мы можем наблюдать, как предметы отбрасывают тени при освещении их солнцем. Я пронаблюдала, что в течении дня тень меняет свои размеры. Тени особенно длинные на закате и восходе, днем они становятся короче, а в полдень тень под предметом и её у некоторых предметов не видно. Из википедии я узнала, что отбрасываемая тень от предметов зависит от угла между светом и плоскостью, на которой формируется изображение. В моём исследовании источником света было солнце.

Тень нельзя почувствовать на ощупь, ощутить ее объем. Значит тень - это явление.

Во все времена тень помогала людям. По тени, которая падала от предметов, люди определяли время суток. До наших дней сохранились огромные обелиски, которые служили астрономическим инструментом – гномоном. Например, в Египте у входа в Луксорский храм сохраниля обелиск – символ солнца, который служил архитектурным украшением и гномоном. Он так же применялся, как солнечные часы. (Смотри приложение 1)

Я тоже решила сделать гномон. Взяла квадратный лист картона. Отметила середину. Установила деревянную палочку. К палочке привязала отвес (веревочка с грузиком). Выровняла при помощи отвеса палочку. И стала наблюдать. (Смотри приложение 2)

9.00 – тень 29 см

10.00 -тень 17 см

11.00 – тень 14 см

12.00 – тень 5 см

13.00 – тень отсутствует

14.00 – тень 3 см

15.00 – тень 9 см

16.00 – тень 15 см

Я сделала солнечные часы.

Заключение

В результате наблюдений я поняла, что длина тени гномона зависит от положения Солнца над горизонтом. Когда солнце поднималось над горизонтом, тень гномона постепенно уменьшалась. Когда солнце опускалось к горизонту, тень гномона увеличивалась. О своих наблюдениях я рассказала одноклассникам на уроке по Окружающему миру и в 5 классе на уроке географии.

Литература

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тень

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Луксорский_храм

Приложение 1.

Приложение 2.

Просмотров работы: 13