Введение
Животные всегда играли в жизни человека огромную роль. Они служат человеку, кормят и одевают его, а также создают хорошее настроение, способны избавлять людей от многих заболеваний, делать более открытыми, уверенными в себе, помогают решать проблемы в общении. Здорово, когда рядом есть четвероногий друг, о котором ты можешь заботиться и он отвечает тебе взаимностью.
Я очень люблю животных, и мои родители разделяют мое увлечение. Сначала у нас дома появился абиссинский кот Симба, которого я очень люблю. А потом я заинтересовалась экзотическими животными и мы купили террариум и завели питомцев. У меня дома живут, кроме кота, мадагаскарский таракан, которого я назвала Мята и эублефар по имени Лёня.
В этом году на конкурсе в нашей школе «Отличник- отличный от других» я выступала с видеофрагментом про моих любимцев, и по реакции зала поняла, что ребятам стало очень интересно и они хотели бы этих животных увидеть и потрогать. Так у меня возникла идея – «А не пригласить ли ребят домой и дать им возможность поиграть с моими питомцами?». Эта мысль меня так захватила, что я подумала: «Может мне создать у себя дома небольшой контактный зоопарк?», ведь я не раз была в контактных зоопарках. И мое увлечение экзотическими питомцами как раз и началось с посещения такого зоопарка. Это так здорово!
Таким образом, тема исследования: Содержание в домашних условиях экзотических питомцев.
Цель исследования: изучить особенности содержания дома экзотических питомцев.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
1) Провести опрос с помощью учеников моего класса;
2) Найти в книгах и интернет-источниках сведения об экзотических животных и их содержании;
3) Провести наблюдение и выявить, подойдут ли мои питомцы для контактного зоопарка;
4) Найти, изучить и выбрать лучшие виды животных для моего контактного зоопарка;
5) Пригласить первых посетителей
Объект исследования: животные контактных зоопарков
Предмет исследования: экзотические животные
Актуальность: На протяжении всей истории человек и животное были всегда рядом. Но в современном мире порой нет возможности посмотреть, изучить, потрогать животных, особенно тех, которые живут где-то в других странах, и для нас являются экзотическими, а контактные зоопарки помогают реализовать потребность человека в изучении окружающего мира и общении с животными. В них можно повзаимодействовать с животными, которых в обычной жизни не встретишь, узнать что-то новое. Экзотические животные интересны многим людям, и придя ко мне в мой мини-зоопарк мои друзья смогут узнать много нового, преодолеть свои страхи и получить удовольствие от общения с животными.
Методы исследования: поиск и сбор информации, изучение литературных источников и интернет ресурсов, наблюдение, сравнение, анализ изученного материала.
Гипотеза исследования: Я предположила, что мои питомцы могут послужить основой для создания домашнего контактного мини-зоопарка.
Практическая значимость работы заключается в развитии мышления, воображения, изучение профессии зоолог для моего будущего.
Продукт исследовательской работы: создание домашнего мини зоопарка.
Область применения: уроки окружающего мира, классные часы, в жизни.
Теоретическая часть
Что такое контактный зоопарк
Что такое контактный зоопарк? Это место, где содержат животных, которые не опасны для человека. В контактном зоопарке можно погладить животных и покормить. Контактные зоопарки предназначены главным образом для детей.
Есть зоопарки в виде ферм, где содержатся домашние животные, такие как овечки, кролики, козы, поросята, ослики.
Также встречаются зоопарки с альпаками, енотами, шиншиллами, ежами, белками, павлинами, лисами, черепахами, а также некоторые виды птиц.
А есть контактные зоопарки (выставки) с рептилиями, различными видами тараканов, пауков, лягушек, насекомых и даже растений- хищников.
Однако достоверно известно, что зверинцы были уже в Древнем Египте и в Древнем Китае.
Ещё в древности некоторых диких зверей люди отлавливали с целью наблюдения за ними и изучения более подробно их привычек. Но это возможно было сделать исключительно с теми животными, которые находились рядом, ведь добраться в Африку с целью исследований могли далеко не многие. С течением времени люди начали организовывать зоопарки и парки. Изначально они служили музеем живых редкостей. Позднее понятие зоопарка изменилось - они стали просветительскими центрами, в которых дети и взрослые постигают культуру обращения с дикими животными.
Ученые в последнее время выяснили, что общение с любым животным является в несколько раз более полезным занятием, чем любые игры. Были проведены многочисленные тесты, в которых принимали участие дети от одиннадцати месяцев и примерно до трех лет. Оказалось, что в этом возрасте дети не боятся ни одного существа. Они действительно получают этот страх в то время, когда взрослеют, а до этого просто обожают общаться со всеми видами живых существ.
Исследователи говорят, что любые животные интересны детям значительно больше, чем все остальное Дети значительно чаще говорят о животных и интересуются ими, чем любого типа игрушками. Животные являются источником развития сенсорики (это «восприятие», осуществляющееся посредством органов чувств), поэтому в процессе взаимодействия с животными дети, прежде всего, развиваются интеллектуально. Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает животного: форму, величину, цвет, запах, движения, мягкость, фактуру шерсти. Общаясь с животными, человек становится добрее, чувствительнее и заботливее, он учится быть внимательным и ласковым. Кроме того, он учится и невербальному (без помощи слов) общению. В контакте с животными дети учатся не только брать от окружающего мира, но и отдавать, не только получать любовь других, но и отдавать свою любовь. Общение с животными помогает детям духовно и интеллектуально развиваться, проявлять эмпатию, учит проживать эмоции.
Когда дети становятся старше, их способность понимать животных переходит в опыт общения с людьми.
Контактные зоопарки начали появляться в России в 2009 году и всего на несколько лет обрели большую популярность. Контактные зоопарки один за другим открываться в различных уголках России. Контактные зоопарки представляют собой зоопарки небольшого формата (обычно их площадь составляет всего 200-300 кв. метров, максимально возможная – до 450 кв. метров), где посетителям разрешено заходить в вольеры, кормить, гладить и фотографировать животных. Естественно, что в таких зверинцах нет места хищникам в клетках – все животные безобидны и не представляют опасности для человека. Наибольший успех контактные зоопарки снискали у жителей городов-миллионников, для которых такие заведения стали практически единственной возможностью близкого общения с живой природой.
Особенности содержания эублефаров
Эублефары- род ящериц из семейства эублефаровых.В роду эублефаров насчитывается пять основных разновидностей: пятнистые, туркменские, афганские, иранские и хардвика.
У эублефаров дружелюбный характер, но проявляют они его не сразу. В первые дни после покупки могут показаться слегка агрессивными, что связано со стрессом и адаптацией в чужом доме. Однако уже через несколько дней ящерица привыкнет к новому месту обитания и покажет свой добрый и покладистый характер.
В дикой природе эублефары живут поодиночке, но в террариуме можно содержать пару рептилий. Главное, чтобы они были разного пола, т.к. два самца на одной территории прижиться не смогут (будут постоянно драться и делить между собой общие владения). А вот две самки вполне могут стать дружелюбными соседями.
Уход за ними несложен, но есть ряд нюансов.
Питание - 2 раза в неделю, 6-8 крупных сверчков в одно кормление. Сверчков (замороженных нужно разморозить), необходимо обвалять в экзокальции, для дополнительного источника кальция. ЭКЗОКАЛЬЦИЙ – это функциональный корм для всех видов рептилий. Способствует развитию костей и помогает избежать симптомов недоедания. Кормить с пинцета, по одному сверчку. Если это гусеницы бражника, 1-2 особи, живые, их также подавать пинцетом.
Под его укрытием (пещерой) есть термоковрик, он им необходим, для качественного переваривания пищи. Температура должна варьироваться от +27 до +33 С .
Каждый день меняется питьевая вода на свежую.
Каждый день нужно опрыскивать мох в камере для линьки , это необходимо, чтобы у эублефара легко проходил процесс линьки. Частота линьки сокращается по мере его роста. Сейчас он линяет 1 раз в 2 месяца. Это можно заметить, когда кожа эублефара становится светлой с шелушениями и трещинами. Именно в этот период необходима влага, так ему будет проще скинуть старую кожу. Некоторые кусочки эублефары съедают, когда стягивают ртом с себя кожу, а некоторые частички сухой кожи остаются в террариуме нетронутые им.
Раз в неделю нужно очищать грунт от биологических отходов. Раз в 2-3 месяца менять полностью грунт в террариуме для поддержания чистоты и гигиены.
Вывод:
Содержать эублефаров достаточно просто, для контактного зоопарка подходят.
Плюсы: |
Минусы: |
|
|
1.2 Особенности содержания мадагаскарских тараканов.
М адагаскарские тараканы считаются одними из самых крупных в мире: при появлении на свет – 1 см, а потом самки достигают 6 см, а самцы – 5,5 см. У последних на переднегруди есть выросты в виде рогов. Интересная особенность таких насекомых – шипение.
Мадагаскарских тараканов можно легко разводить и содержать в домашних условиях.
Каждый день опрыскивать внутреннюю стенку террариума свежей водой для питья. Кормится таракан самостоятельно, каждый день меняются фрукты или ягоды на свежие.
Также на постоянной основе подсыпаем сухой специальный обогащенный витаминами корм. В террариуме мягкий грунт, увлажняем через день/два, полная замена грунта производится раз в 3 месяца.
«Они прочные, их можно спокойно держать в руках. Тараканы вас не укусят и совершенно безопасны. Даже люди с аллергией на хитин спокойно переносят соседство с такими «питомцами». Для контактного зоопарка подходят.
1.3 Особенности содержания абиссинского кота
Питается 4 раза в день, 3 раза сухой корм, а в обед- влажный корм. Нашу еду не даем, т.к. у него может случиться расстройство ЖКТ. Пьет свежую воду из автоматической поилки. Вода при кормлении сухим кормом должна быть всегда в доступе, это очень важно.
В лоток наш кот дома не ходит, т.к. на самовыгуле, а когда хочет в туалет, просится мяуканием у двери, и мы его выпускаем, после также стоит у двери мяукает, впускаем обратно домой.
Шерсти от абиссинцев падает мало, т.к. гладкошерстный, но все же иногда его вычесываем фурминатором, для того чтобы избавиться от старого подшерстка. Купаем его раз в месяц теплый период и реже в холода. После прогулки моем ему лапы.
В летние месяцы проводит много времени на улице, надеваем ему ошейник от клещей. По возвращению обязательно осматриваем на их наличие, и вытаскиваем если обнаруживаем клеща. Я помогаю и на этом этапе, обрабатываю рану
Плюсы:
+ Кошки отлично снимают стресс, избавляют от бессонницы и раздражительности. Также у владельцев кошек снижается вероятность возникновения астмы (кроме тех, у кого аллергия на кошачью шерсть) и уменьшается риск умереть от сердечного приступа.
+ Кошки не требуют от вас так много времени, как, например, собаки. Они достаточно независимы и смогут без ущерба для собственной психики находится дома в одиночестве, пока вы на работе.
+ Кошек не надо выгуливать по нескольку раз в день. Достаточно просто иметь лоток с наполнителем в квартире.
+ Кошки очень чистоплотны. Треть всего времени бодрствования кошки занимаются собой — вылизывают шкурку и умываются.
+ Кошки обладают столь чувствительным носом, что могут почувствовать в воздухе газ, даже если вы его не чувствуете. Таким образом, эти животные могут предупредить хозяев об утечке газа в доме. Кроме того, согласно наблюдениям ученых, кошки способны предсказывать землетрясения, наводнения и даже погоду.
Минусы:
— Кошки привыкают к дому и не любят путешествовать. Поэтому перевозить кошку с места на место- значит причинять стресс животному и доставлять неудобства себе.
— У кошек очень острые когти, царапины от которых могут долго не проходить. Поэтому играть с ними надо очень аккуратно. Особенно это касается маленьких детей.
— Характер у этого животного весьма независимый, поэтому придется мириться с тем, что ваш питомец не отзывается на кличку, не спит в выделенном для него месте и не подстраивается под хозяев.
2. Практическая часть.
Исследование 1. Определения уровня информированности
Мы готовили в первом классе проект «Мои питомцы» и большинство ребят рассказывали про кошек и собак, а у меня дома – экзотические животные. Ребятам было очень интересно узнать про них, В ходе моей работы ребята познакомились с информацией об эублефаре и мадагаскарском таракане. их видах и особенностях содержания. В этом году я решила продолжить знакомить своих одноклассников с моими питомцами, т.к. начала думать про контактный зоопарк. Целью исследования было выяснить не боятся ли ребята моих питомцев и готовы ли прийти в мой мини зоопарк.
Мною производился опрос на предмет выявления знаний учащихся моего класса о контактных зоопарках, как о новой форме содержания животных в неволе. А также целью было выяснить отношение учащихся к контактным зоопаркам.
Вывод: исследование показало, что у 14 детей из 15 опрошенных домашние животные есть, в основном это кошки и собаки, т.е. ребята умеют общаться с животными. Большинство из них знают, кто такие экзотические животные, хотели бы их завести. Нет ни одного ребенка. Кто бы отрицательно относился к таким животным. Большинство готовы их потрогать, погладить, поухаживать. 14 человек готовы прийти ко мне в контактный зоопарк, и только 1 сказал- может быть.
Решено! Идем дальше- приглашаем в зоопарк
Исследование 2. Приглашение в зоопарк
Сначала я разработала несколько вариантов приглашения в зоопарк, и с помощью одноклассников выяснила, какой из них наиболее понравился. Дети выбрали приглашение с рисунком моего эублефара, который позировал мне при работе с приглашением.
Далее я начала приглашать друзей. Первой у меня была моя подруга Вера. Сначала она боялась даже прикоснуться к моей тараканихе. Но потом преодолела свой страх и дело пошло! Она смогла подержать ее, внимательно рассмотрела и даже помогла в уходе за ней! В следующий раз будем кормить эублефара. Руслан пока не взял таракана на руки, но пообещал преодолеть свой страх при следующем визите. Другие ребята тоже готовы взять
Моя идея заработала!
Выводы
В ходе моей исследовательской деятельности мне удалось:
1. Изучить теорию и научную информацию про экзотических животных;
2. Выяснить типы контактных зоопарков и особенности содержания в них животных;
3. Провести опрос среди одноклассников по теме проекта, разработать макет приглашения и название моего мини-зоопарка;
4. Принять первых посетителей!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Контактный зоопарк – это очень интересный проект, направленный в первую очередь на восполнение пробелов в развитии детей, растущих в условиях большого города, где недостаток или полное отсутствие живого общения с животным миром является серьёзной проблемой.
Мои друзья и одноклассники с удовольствием приходили ко мне, общались с моими экзотическими питомцами, преодолевали свои страхи, узнавали что-то новое, получали положительные эмоции, В будущем планирую завести еще черного эублефара и бородатую агаву-дракона.
Моя гипотеза подтвердилась!
Список источников информации:
1. Большая советская энциклопедия (Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.)
2. http://antilopa.ru/who-is-who/information/02/information/043.html
3.http://azerimed.info/2010/04/13/zhivotnoe_lechit_luchshe_chem_chelovek.html
4. http://dic.academic.ru
Приложение 1
Таблица 1. Плюсы и минусы контактных зоопарков
Плюсы |
Минусы |
- возможность трогать, гладить и кормить животных; - способ познакомить детей с живой природой; -эмоциональное развитие и социальная адаптация детей; -помогают почувствовать детям связь с природой, понять, что и вне города есть много всего интересного; - общение с животными благоприятно влияет на психику человека; -жители зоопарка безопасны, проходят обязательную проверку и вакцинацию (в отличие от животных на улице, и в деревнях); - поход в зоопарк –это шанс побыть вместе с родителями, пообщаться с ними; -дети учатся любить зверей; -у детей есть возможность познакомиться с теми животными, которых они видели на картинках; - зоотерапия для детей с ограниченными возможностями; |
- зачастую имеют очень маленькую территорию, особенно если расположены в торговых центрах; - возникновение риска заболеть вирусной инфекцией, при не соблюдении правил гигиены; - большинство контактных зоопарков это коммерческие проекты, поэтому посетить их не могут позволить себе определенные слои населения. |
Приложение 2
(Ф.И.О класс)_____________________________________________
Опрос (исследование отношения к домашним экзотическим животным учеников младших классов).
1. Какие домашние животные у тебя есть? ________________________________________________________________
2. Как ты относишься к экзотическим видам животных?
(Положительно, нейтрально, отрицательно)
________________________________________________________________
3. Как ты считаешь, уход за экзотическим животным проще или сложнее, чем за привычными домашними животными? Поясни свой ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Хотел бы ты завести себе экзотического питомца? Какого именно?
________________________________________________________________
5.Известно ли тебе, как ухаживать за экзотическими питомцами? ________________________________________________________________
6.Какой вопрос ты хотел бы задать мне по поводу содержания экзотических животных? Про что тебе интересно узнать?
________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Если я создам контактный зоопарк, придешь ли ты в него?
__________________________________________________________
8. Готов ли ты взять таких животных на руки, потрогать их? Помочь в ухаживании за ними? Поясни твой ответ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за ответы!
Пекарева Эмма
Приложение 3
МОЙ КОНТАКТНЫЙ ЗООПАРК ( Пекарева Эмма)
1. Хотел бы ты получить приглашение в контактный зоопарк?
2. Как ты думаешь, что должно быть на приглашении?
А) Название зоопарка
Б) Картинка
В) Фото животного
Г) Адрес
Д) Яркий фон
Е) Что-то еще _________________________________________________________
3. Как бы ты назвал такой зоопарк?
4. Какой дизайн приглашения ты выберешь, почему?
1 |
2 |
3 |
5. Нужно ли на приглашении поместить фото «неприятных» для многих насекомых или других подобных животных? ______________________